Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников'

Личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3599
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSON-CENTERED APPROACH / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / TRAINING HIGH SCHOOL STUDENTS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туаева Лариса Ахсарбековна

Личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников представляет процесс: гибкого приспособления образования к возможностям обучающихся и динамике их индивидуального развития; сочетания педагогического управления с самостоятельностью и собственной инициативой учащихся; эффективного профессионального самоопределения. Его цели, задачи, методы и приемы направлены преимущественно на то, чтобы выявить и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь формированию личностно значимых способов познания путем реализации целостной учебно-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON-CENTERED APPROACH TO TRAINING HIGH SCHOOL STUDENTS

Person-centered approach to teaching high school students is the process of flexible adaptation of education to the opportunities of students and dynamics of their individual development; combination of pedagogical control and students’ independence and initiative; effective professional self-determination. Its goals, objectives, methods and techniques are primarily aimed at the identification and use of the personal experience of each student, help in the formation of personally meaningful cognition methods through the implementation of integrated learning and cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников»

Библиографический список

1. Ключевский О.В. История сословий в России: курс лекций. 1886. 196 с.

2. Барахоева А.Л. Стереотипы правовых установок: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2010. 179 с.

3. Виноградов В.А. Диглоссия // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.

4. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года: стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983. 220 с.

5. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 5598. О. 1.Д. 77.

6. Всероссийское совещание по промышленности и строительству: сокращ. стенографический отчет. М.: Советская Россия, 1963.

7. Бабаков Ю.А. // Коммунистическая партия - движущая сила развития советской демократии: тр. кафедры истории КПСС Иркутского мединститута. Вып. 1. Иркутск: Изд-во ИГМИ, 1965. С. 82.

8. Мазур А.Б. Деятельность КПСС по повышению роли профсоюзов в коммунистическом воспитании трудящихся (по материалам партийных организаций Иркутской, Читинской обалстей и Бурятской АССР 1959-1965 гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Иркутск, 1970.

9. Рабецкая З.И. Из опыта работы партийных организаций Восточной Сибири по экономическому воспитанию индустриальных кадров в производственных условиях (19591970 гг.) // Идеологическая работа партийных организаций Восточной Сибири в условиях развитого социализма: сб. науч. ст. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1974.

10. Кароннова Л.И. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по развитию массового технического творчества трудящихся на промышленных предприятиях (1966-1970 гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук.

Иркутск, 1977.

11. Бабаков Ю.А. Развитие внутрипартийной демократии и общественных начал в деятельности партийных организаций Восточной Сибири (1959-1962 гг.): автореф. дис. .. канд. истор. наук. Иркутск, 1970.

12. Погребенко А.Е. Демократизация руководства строительством и технический прогресс // Коммунистическая партия - движущая сила развития советской демократии: тр. кафедры истории КПСС Иркутского мединститута. Вып. 1. Иркутск: Изд-во ИГМИ, 1965. С. 84.

13. Елизарьев Л.Ф. Партийное руководство деятельностью профсоюзов по развитию производительной активности рабочего класса (1956-1966 гг.). По материалам промышленных предприятий Красноярского края: автореф. дис. . канд. истор. наук. Новосибирск, 1969.

14. Брежнев Л.И. Сорок седьмая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции: доклад на торжественном заседании в Кремлевском дворце съездов 6 ноября 1964 г. // Правда. 1964. 7 ноября.

15. Ващук С.А. Социальная политика в СССР и ее реализация на дальнем Востоке (середина 40-80-х годов Хх века): монография. Владивосток: Дальнаука, 1998. 212.

16. Рыжков Н.И. О перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны: доклад на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей VII сессии Верховного Совета СССР 11-го созыва. М.: Политиздат, 1987

17. Евтушенко Е. Братская ГЭС: поэма // Лучшие поэты и стихи [Электронный ресурс]. 1^1.: http://er3ed.qrz.ru/evtushenko-bratskaya.htm (15 янв. 2015).

18. Горбачев М.С. Перестройка - кровное дело народа: речь на XVIII съезде профессиональных союзов СССР 25 февраля 1987 г. М.: Политиздат, 1987.

УДК 37.013.41

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ © Л.А. Туаева1

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 362000, Россия, Республика Осетия, г. Владикавказ, улица К. Маркса, 36.

Личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников представляет процесс: гибкого приспособления образования к возможностям обучающихся и динамике их индивидуального развития; сочетания педагогического управления с самостоятельностью и собственной инициативой учащихся; эффективного профессионального самоопределения. Его цели, задачи, методы и приемы направлены преимущественно на то, чтобы выявить и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь формированию личностно значимых способов познания путем реализации целостной учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; личность; обучение старшеклассников; образование; воспитание; индивидуальная программа обучения.

PERSON-CENTERED APPROACH TO TRAINING HIGH SCHOOL STUDENTS L.A. Tuaeva

North-Ossetian State Pedagogical Institute,

36 K. Marx St., Vladikavkaz, the Ossetian Republic 362000, Russia.

Person-centered approach to teaching high school students is the process of flexible adaptation of education to the opportunities of students and dynamics of their individual development; combination of pedagogical control and students' independence and initiative; effective professional self-determination. Its goals, objectives, methods and techniques are primarily aimed at the identification and use of the personal experience of each student, help in the formation of personal-

1Туаева Лариса Ахсарбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и осетинской филологии, тел.: 89188240931; e-mail: bekoevamarina@mail.ru

Tuaeva Larisa, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian and Ossetian Philology, tel.: 89188240931, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

ly meaningful cognition methods through the implementation of integrated learning and cognitive activity. Keywords: person-centered approach; personality; training high school students; education; upbringing; individual training program.

Современное динамично развивающееся общество требует от системы образования формирования старшеклассника не столько как социально типичного члена общества, сколько как индивидуальную личность, способную быть самой собой в быстро меняющихся условиях. Основное противоречие системы образования сегодня - это разногласие между быстрым темпом приращения академических знаний и ограниченными возможностями их усвоения школьниками. Данное расхождение ставит педагогов перед необходимостью отказаться от абсолютного образовательного идеала - всесторонне развитой личности, и определить новый идеал образования - максимальное развитие способностей обучающегося к самообразованию и саморегуляции. Центральной фигурой образовательного процесса становится личность обучающегося и его потребности, то есть ученик осознается как основной субъект образовательной системы, а формирование мобильной, компетентной личности, способной к абстрактному мышлению, самостоятельному выбору в ситуации принятия решений - ее главная цель. Соответственно, меняются требования к качеству обучения, возникает необходимость в осуществлении общественно приемлемых и личностно-значимых способов самореализации, самоопределения и самоутверждения, в формировании готовности старшеклассников к разрешению новых, постоянно возникающих проблем на основе высокой мотивации и активности учащихся. Сегодня важно систематизировать и обобщить уже накопленные знания о личност-но-ориентированном подходе и на их основе расширить границы его применения в профессиональной деятельности учителя.

Нынешним старшеклассникам свойственны независимость и раскрепощенность, прагматичность мыслей и действий, а это, в свою очередь, обуславливает использование педагогами новых форм и стилей общения в процессе взаимодействия учитель - ученик, построение личностно-ориентированных методов обучения и воспитания.

Понятие личностно-ориентированный подход в педагогической науке впервые использовал К. Роджерс, имея в виду такой метод обучения, который дает возможность ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать интенсивный материал, развивающий мышление и воображение ребенка. Ученый подчеркивал при этом, что «...по сложившемуся обыкновению акцент в образовании делается исключительно на интеллектуальном развитии, а не на личностно направленной ориентации». В образовании К. Роджерс выделял два важнейших направления: авторитарное и «человекоконцентрированное». Под человекоконцентрированным образованием он понимал такое обучение, когда обучающиеся с первых дней пребывания в учебном заведении оказываются в дружеской непредвзятой обстановке с внимательным,

отзывчивым учителем, деятельность которого направлена на демократизацию отношений в процессе взаимодействия учитель - ученик, и стремится к активизации учебно-познавательной деятельности каждого школьника, к тому, чтобы каждый ученик стал активным участником педагогического процесса.

По мнению К. Роджерса, образовательный процесс характеризуется двумя ведущими педагогическими категориями: обучением и учением. Под обучением ученый понимал целенаправленный процесс воздействия преподавателя на учащихся, а под учением - процесс развития личностных и интеллектуальных особенностей учеников в результате их собственной познавательной деятельности. Обучение должно способствовать обязательно личностному росту и развитию. Наряду с этим, как отмечает К. Роджерс, необходимым условием является применение на практике общих методических приемов: создание всевозможных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, то есть соблюдение отчетливого соотношения объемов учебной работы, ее качественных и количественных характеристик на основе совместного обсуждения [12].

При личностно-ориентированном подходе К. Роджерс давал учителю следующие установки: открытость учителя в процессе межличностного общения с учеником, позитивная настроенность и внутренняя уверенность в каждом школьнике, в его способностях, возможностях и умение видеть окружающий мир глазами ученика. Близка к точке зрения К. Роджерса и идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой «... в процессе воспитания и обучения необходимо изучать и учитывать личностные особенности каждого ученика, необходимо к каждому из них находить индивидуальный подход. Для ребенка нет ничего естественнее и важнее, как формироваться, развиваться и становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения». Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, то есть «воспитание и обучение являются необходимыми структурными компонентами самого процесса развития личности, а не надстраиваются над этим развитием» [13].

Однако анализ современного состояния общеобразовательных систем выявил ряд противоречий, препятствующих широкому распространению лич-ностно-ориентированного подхода в образовании, среди которых: недостаточная разработанность дидактических средств, эффективных для осуществления личностно-ориентированного обучения в школе (В.В. Сериков [15]); отсутствие педагогических условий реализации личностно-ориентированного подхода к формированию культуры здоровья у старшеклассников (В.Э. Гаджиметов [6, с. 65-72] и другие).

Образовательный процесс в общеобразовательной школе строился на дедуктивной основе в соответ-

ствии с триединой дидактической конструкцией «знания - умения - навыки». При этом, как известно, основное внимание уделялось усвоению академических знаний. Ученые, признающие такой подход, были убеждены в том, что сам процесс усвоения знаний обладает достаточно большим развивающим потенциалом, и что необходимые умения и навыки должны формироваться именно в процессе обучения. Однако многолетняя педагогическая практика показала существенные недостатки такого подхода. Примером может служить теория развивающего обучения В.В. Давыдова. В рамках утверждения, что знание есть концентрированная парадигма обучения, всегда присутствует проблема разрыва теоретических знаний от умений их практического применения.

Так как личностно-ориентированное обучение возникло на теоретических основах гуманистической педагогической мысли, то в обобщенном виде, как отмечает М.И. Бекоева, оно направлено не только на развитие интеллекта обучающихся, их ответственности и гражданского чувства, но и на становление творческой личности с духовными, эмоциональными, нравственными и эстетическими задатками и возможностями развития [2]. Идея ориентации на интересы и потребности личности, на ее свободное саморазвитие относится к фундаментальным идеям мировой педагогической науки. Вместе с тем неоспоримой и общепризнанной является точка зрения, согласно которой способность к самосовершенствованию и саморегуляции изначально присуща человеку. Как писал выдающийся русский физиолог И.П. Павлов, «человек есть, конечно, система, как и всякая любая в природе, подчиняющаяся неминуемым и единым для всей природы законам. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, сосредоточивающая и даже совершенствующая» (цит. по [14]).

Основные направления развития и совершенствования отечественной образовательной системы отражены в законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; способствовать свободному развитию личности, охране жизни и здоровья человека, ее творческой индивидуальности, раскрытию и реализации сущностных сил школьников, воспитанию учащейся молодежи в духе гражданственности и любви к Родине [9]. Эти идеи закреплены и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы, основными целями которой являются: обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны [10].

Помимо этого к основным задачам программы относятся: формирование гибкой системы непрерывного образования, развивающей личностный и творческий потенциал школьников, обеспечивающей текущие и перспективные планы экономического развития Российской Федерации; совершенствование инфраструктуры и организационных механизмов, обеспечивающих детям максимально одинаковую доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования; модернизация образовательных программ во всех образовательных структурах, направленная на достижение высоких результатов в обучении и воспитании; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов прозрачности, объективности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Системность знаний и мышления, проявляющаяся в способности самостоятельно воссоздавать недостающие звенья в системе знаний в представлена в Программе как главный критерий образованности человека.

Большинство нормативных документов по развитию образования, пишет Д.А. Белухин, предусматривает реализацию личностно-ориентированного подхода, предполагающего замену единой унитарной школы с установкой на среднего ученика и заданным вектором развития на разноуровневую школьную систему, создающую условия для формирования свободной, развитой и образованной личности, способной жить и успешно трудиться в новых социальных условиях современной и будущей реальности нашей страны [3]. Обучение при таком подходе не столько задает вектор развития, сколько создает все необходимые для этого условия, то есть способствует личностному росту обучающихся, развитию у них способности к самоопределению, саморазвитию, стратегической деятельности, креативность, смыслотворчество, формируя познавательные интересы, потребности и мотивы, позитивную Я-концепцию и т.д. (Б.Т. Дзусова, Л.А. Хамикоева [8]).

В связи с тем что при личностно-ориентированном подходе опыт учебно-познавательной деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание этой деятельности беспрерывно трансформируется, возникает необходимость в разработке множества образовательных технологий. Это объясняется еще и тем, что в инновационных подходах формулируются многомерные и сложные цели, выходящие за рамки традиционной образовательной парадигмы; процесс обучения рассматривается как интегративный процесс, требующий внедрения таких моделей обучения, которые позволяют старшеклассникам перейти из пассивного объекта педагогического воздействия в активный субъект учебно-познавательной деятельности.

Проведенный анализ обозначенной проблемы в современной педагогической науке показывает, что проблема личностно-ориентированного подхода в обучении старшеклассников находится в центре вни-

мания исследований достаточно большого числа педагогов и психологов. Известны работы таких ученых, как Ш.А. Амонашвили [1], Д.А. Белухин [3], Е.В. Бонда-ревская [4], С.В. Плигин, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская [16] и др. Перечисленные исследователи едины во мнении, что личностно-ориентированный подход является одним из ведущих направлений в современном обучении и образовании, но, тем не менее, в педагогической науке нет единого понимания данного феномена. С другой стороны, имеющиеся концепции можно классифицировать, используя подход И.С. Якиманской, которая считает, что все существующие модели личностно-ориентированного обучения можно условно сгруппировать в три концептуальные модели: социально-педагогическую, предметно-дидактическую и психологическую [16].

Социально-педагогическая модель была организована на педагогике социального заказа - формирование личности с заранее заданными свойствами. Задача образовательного учреждения заключалась в том, чтобы каждый школьник по мере взросления максимально соответствовал разработанной модели, был ее носителем. Личность при этом понимается как «усредненный» вариант (О.Б. Дарвиш [7, с. 165]), типовое явление, выразитель и носитель массовой культуры. Образовательный процесс в данной модели ориентирован на создание равных условий обучения для всех обучающихся. Отсюда вытекают основные социальные требования, предъявляемые к подрастающему поколению: подчинение индивидуальных интересов и потребностей общественным интересам и потребностям, послушание, конформизм, коллективизм и др.

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированного подхода в обучении направлена на формирование научных знаний с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении старшеклассников. Средством индивидуализации обучения служат сами академические знания, а не их конкретный носитель - развивающийся школьник. Формирование знаний по уровню их сложности (проблемное, программированное обучение, обучение с использованием дидактических игр), а также научным направлениям признается основным источником личностно-ориентированного подхода к обучению школьников. Создаются педагогические ситуации, при которых содержание личностного развития определяют дифференцированные формы воздействия на учеников через организацию предметных знаний.

Психологическая модель личностно-ориен-тированного обучения до недавнего времени характеризовалась признанием различий в познавательных способностях и потребностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное анато-мо-физиологическими, генетическими, социальными (Б.Т. Дзусова, Л.А. Хамикоева), педагогическими (Д.А. Белухин) причинами и факторами в их сложном взаи-

модействии и взаимовлиянии. В рамках психологического направления можно представить следующие концепции личностно-ориентированного обучения: личностно-культурологическая модель Е.В. Бондарев-ская [4]; позиционно-дидактическая модель В.В. Серикова [15]; субъектно-личностная концепция И.С. Якиманской [16] и др. Отдельно выделяются: ди-дактико-развивающий подход (Д.В. Занков, М.В. Зверева, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), личностно-дифференцированный подход (М.И. Бекоева, В.В. Гузеев) и ряд других авторских систем, которые ближе стоят к педагогике индивидуального развития личности.

Е.В. Бондаревская предполагает создание целостного личностно-ориентированного педагогического процесса, ведущим принципом которого считает культуросообразность. В ее модели ученик развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, творец и т.д. Для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от традиционной носит персональный характер, то есть основывается на знании личностных особенностей ученика со всеми присущими только ей характеристиками. Образовательная программа должна быть гибко приспособлена к индивидуальным возможностям и способностям ученика, динамике его гармоничного развития [4].

В модели В.В. Серикова ученик выступает в роли субъекта жизнедеятельности, поэтому авторы предлагают строить обучение на основе его жизненного опыта. По их мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыс-лотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную концепцию и другие необходимые личностные качества. Для успешного освоения содержания образования необходим поиск интенсивных приемов и методов обучения со стороны педагога и значительная самостоятельная работа со стороны учащихся [15].

И.С. Якиманская разработала субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому школьнику как к неповторимости, уникальности, несхожести. При реализации данного подхода, во-первых, работа должна быть систематизированной, охватывающей все ступени образования; во-вторых, нужна специальная образовательная среда в виде учебного плана, создание условий для проявления индивидуальной избирательности каждого школьника, ее устойчивости; в-третьих, необходим специально подготовленный педагогический работник, который осознает и разделяет ценности, цели и задачи лич-ностно-ориентированного подхода в образовании [16].

Исходя из вышеизложенных положений, мы можем определить исследуемую проблему как методологическую ориентацию в организации педагогического взаимодействия учитель - ученик, позволяющего обеспечить и поддержать процессы самопознания,

самовоспитания и самореализации личности старшеклассника, развития его неповторимой индивидуальности. В данном определении можно выделить следующие наиболее важные аспекты рассматриваемого явления: личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в обучении, которое рассматривается с точки зрения его организации, содержания и методики; он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов обучения; данный подход связан с устремлениями педагога, содействует развитию индивидуальности учащегося.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход в обучении старшеклассников является методологической ориентацией в педагогическом процессе на основе субъектного опыта обучаемых, учитывающий возрастные и психолого-педагогические особенности развития старшеклассников. Система образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого другого ученика. Образовательный процесс основывается на

учебном диалоге учителя и учащихся, который направлен на совместное конструирование познавательной деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальную избирательность каждого ученика к содержанию и способу освоения учебного материала, его мотивацию, стремление использовать полученные знания в ситуациях, не заданных обучением самостоятельно, по собственной инициативе.

В заключении отметим, что условиями, обеспечивающими эффективность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении старшеклассников выступают: признание обучающегося основным субъектом педагогического процесса; реализация учебно-воспитательного процесса с максимальным задействованием личности обучающегося; направленность педагога на субъект-субъектную модель взаимодействия с обучающимися; обеспечение на занятиях приоритета самостоятельности и учебно-познавательной активности обучающихся как ведущих факторов в познавательной сфере личности; взаимодействие семьи и школы как условие максимального развития каждого обучающегося.

Статья поступила 19.03.2015 г.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во «Университетское», 1990. 560 с.

2. Бекоева М.И. Факторная модель формирования интеллектуального мышления обучающихся в условиях модернизации российского образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2011. № 4. С. 33-37.

3. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах. М.: Изд-во МПСИ. 2006. 310 с.

4. Бондаревская Е.В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. № 1. С. 63-73.

5. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (принята в г. Париже 05-09 октября 1998 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры») [Электронный ресурс]. URL: http://russia.bestpra-vo.ru/fed1998/data02/tex13969.htm (12 марта 2015).

6. Гаджиметов В.Э. Личностно ориентированный подход к формированию культуры здоровья у старшеклассников: дис. ... канд педагог. наук. Карачаевск, 2009. 168 с.

7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос-Пресс. 2005. 264 с.

8. Дзусова Б.Т., Хамикоева Л.А. Практико-ориентированный подход к разработке учебно-методического комплекса по осетинскому языку // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика,

психология. 2014. № 3. С. 82-85.

9. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Кодексы, законы РФ. Правовая навигационная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (10 марта 2015).

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: распоряж. Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р / Кон-сультантПлюс - надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_146497/?frame=1 (10 марта 2015).

11. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряж. Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р // ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/pri-me/doc/55070647/#ixzz3b8kqMzYo (15 марта 2015).

12. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 526 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

14. Рудик П.А. Психология. М.: Учпедгиз, 1955. 428 с.

15. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

16. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.