Из опыта подготовки профессиональных кадров
УДК 371.39(470.12)
О.В. Трескина, М.В. Кукушина
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
В статье даётся характеристика Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий с точки зрения личностно ориентированного подхода к образованию, а также рекомендации преподавателям по реализации в ходе урока обучения личностной направленности.
Личностно ориентированный подход к образованию, Научно-образовательный центр, профессионально-личностные качества экономиста, личностно развивающий урок.
Ориентация на личность - общая черта всех педагогических проектов нашего времени. Исследователи описывают личностно ориентированный подход к образованию с помощью дидактических категорий цели, содержания, методов обучения, педагогических технологий, деятельности субъектов образования (Н.А. Алексеев, О.С. Газман, В.В. Сериков, Е.В. Бон-даревская, С.В. Кульневич, В.В. Шоган, И.С. Якиманская и др.). Личностно ориентированный подход как теоретическое обобщение в педагогической практике реализуется с помощью личностно ориентированного образования.
Понимание смысла личностно ориентированного образования строится на двух теоретических постулатах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, Г Олпорт, В. Франкл):
1. Концепция самоактуализации (рассмотрение личности обучающегося как сложной саморазвивающейся целостности, которая стремится реализовать заложенный в ней потенциал).
2. Феноменологический подход к личности (уважительное отношение к субъектному, жизненному, опыту обучающегося и учёт этого опыта).
В противовес традиционному образованию цель здесь - сама личность, а не то, что от неё можно получить. По словам Е.В. Бондаревской, основная задача лич-ностно ориентированного образования - «не сформировать и даже не воспитать, а найти и поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для станов-
ТРЕСКИНА Ольга Валентиновна кандидат педагогических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН
КУКУШИНА Марина Викторовна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН
ления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом» [3, с. 31].
Результаты образования также необходимо понимать не в традиционном смысле - как знания, умения, навыки, а как раскрытие личностного потенциала и личностные приобретения обучающегося:
* становление мировоззрения;
* формирование ценностных ориентаций;
* активизация интеллектуальноличностных качеств обучающегося;
* положительные изменения в Я-концепции;
* появление новых жизненных смыслов;
* развитие компетенций личности.
Среди методов, используемых в лич-
ностно ориентированном подходе к образованию, выделяются:
♦ наличие выбора, свободы в учебной деятельности;
♦ диалог как способ взаимодействия субъектов образования;
♦ игровой элемент в обучении;
♦ проектные, исследовательские методы;
♦ сотрудничество учеников и преподавателя;
♦ особая роль педагога, которую можно определить как фасилитирую-щую1 и смыслоориентирующую.
Содержание традиционного образования - знания, умения, навыки - не отрицается, оно приобретает личностное значение, является средством развития личности обучающегося; изменяется сама мотивация усвоения знаний.
В соответствии с этим в содержание образования, реализуемого в рамках лич-ностно ориентированного подхода, включаются следующие компоненты:
1 Фасилитация - модель взаимоотношений преподавателя и учащихся, основанная на помощи, организации и стимулировании со стороны преподавателя процесса саморазвития личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.kspu. гu/file.php/1/hгestomatia/glossaгy.htm
- аксиологический (имеет целью введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, системы жизненных смыслов);
- когнитивный (обеспечивает обучающихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе интеллектуальноличностного развития);
- деятельностно-творческий
(имеет целью развитие у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, различных компетенций личности: гражданской,
коммуникативной, научной);
- личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирование жизненной позиции). Сюда включается собственно опыт выполнения личностных функций, опыт осмысленного рефлексируемого поведения в мире.
Следовательно, личностно ориентированное образование - образование, направленное на становление личностных функций ученика и развитие его личностного потенциала. Наиболее полно специфика личностно ориентированного подхода проявляется в его сравнении с традиционным, когнитивно ориентированным (табл. 1).
В последние годы личностно ориентированный подход к образованию активно развивается, расширяет сферу своего применения, в том числе в области и экономического образования (А.А. Плигин, А.В. Штейн, А.С. Обухов), и дополнительного (М.А. Акопова, Э.Ф. Зеер).
Таким образом, личностно ориентированный подход, не отрицая важности фундаментальных знаний, делает акцент на становлении свободной, творческой, гармонично развитой, способной отвечать за себя и свою страну личности.
Таблица 1. Сравнение основ традиционного (познавательного, когнитивно ориентированного) и личностно ориентированного образования
Критерий Традиционное Личностно ориентированное
Цель педагогического процесса / предполагаемый результат Овладение знаниями, формирование личности с заданными свойствами Развитие личности через активизацию личностных функций и личностного потенциала
Ориентационные ценности Знания, умения, навыки, востребованные «социальным заказом» Организация условий развития личности через активизацию личностного потенциала
Смысл педагогической деятельности Организация, преподнесение и усвоение учебного материала Организация условий развития личности через активизацию личностного потенциала
Объект педагогической деятельности Система предписаний к способам организации педагогического процесса и контроль над усвоением знаний, умений, навыков Педагогические условия и дидактическая система, способствующая активизации личностных функций и личностного потенциала
Предмет педагогического взаимодействия Количество знаний, умений и навыков обучаемого Траектория личностного развития
Основные принципы организации педагогического процесса Линейность, определённость, заданность Спонтанность, нелинейность, синергетичность
Роль обучаемого Пассивная Активная
Роль педагога Выполнение предписаний, ретрансляция знаний Включение личностных качеств педагога в образовательный процесс, ретрансляция культурного опыта, фасилитация личностного роста обучающихся
Характер приобретаемых знаний Отчуждённый, «непережитый» Присвоенный, личностно-обретенный, «вочеловеченный»
Принципы обучения От внешнего к внутреннему От внутреннего к внешнему
Характер деятельности обучаемого Репродуктивный Продуктивный, творческий
Характер педагогического взаимодействия Моносубъектное Полисубъектное
Способы организации учебной деятельности Объяснение, закрепление, контроль Проектные, исследовательские
Основная форма педагогической деятельности Монолог Диалог
Характер образовательной среды Жёстко структурированная, закрытая Психологически комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений
Оценка результатов Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом Отслеживание индивидуальной динамики личностного развития
Характер педагогического управления Жёсткое, однозначное Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление
Хотя данные качества, очевидно, необходимы для успешной деятельности, в целом люди сегодня не стремятся реализовать свой творческий и личностный потенциал (табл. 2). Так, для половины из них вообще не характерна творческая деятельность, собственно о творчестве и инициативе можно говорить только в 3,5% случаев (2008 г.). Большинство людей проявляют эти личностные качества «по необходимости». Вероятно, одна из причин такого положения - преимущественно когнитив-
ная направленность их образования. Более широкое применение личностно ориентированных технологий в различных видах и формах образовательной деятельности позволило бы активизировать инициативность и самостоятельность населения.
Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально- экономического развития территорий РАН был открыт в 2003 г. как раз для становления и развития творческих, инициативных, самостоятельных
Таблица 2. Динамика распределения ответов на вопрос:
«В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской) деятельностью?», в %
Вариант ответа Год
1997 1999 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т. д. - это стиль моей жизни 6,0 6,7 7,1 7,8 9,6 9,1 8,5 9,7 7,5 3,5
Придумываю, изобретаю и т. д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как - неизвестно, нет готовых решений 32,9 25,0 22,9 24,6 21,9 20,7 25,6 20,7 19,7 23,9
Придумываю, изобретаю, сочиняю и т. д., когда получаю соответствующее задание от начальства 22,9 19,8 23,4 24,1 25,7 24,5 28,9 27,0 21,4 30,1
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше или что подсказывают другие, о чём могу прочитать в книгах, справочниках и т. д. 38,1 47,3 46,6 43,3 42,4 45,0 36,9 42,6 51,4 42,5
Источник: Данные мониторинга общественного мнения в Вологодской области, 2007 г. (№=1500).
молодых людей, для «создания эффективной системы обеспечения региона высококвалифицированными кадрами и привлечения талантливой молодёжи в науку» [5, с. 6]. Такая подготовка кадров высокой квалификации невозможна лишь на когнитивном уровне, она обязательно предполагает личностную направленность обучения.
Сегодня можно говорить о том, что НОЦ предоставляет всем его участникам широкие возможности не только для интеллектуального, но и личностного развития. Цели, содержание, методы образовательного процесса в НОЦ соответствуют личностно ориентированной направленности, что отражается в следующих характеристиках процесса обучения:
1. Направленность на развитие коммуникативных и лидерских качеств личности ученика, установка на сотрудничество, толерантность личности. Это осуществляется за счёт использования диалогических и групповых методов обучения, преподавания курсов «Азбука общения», «Психология делового общения», «Риторика», участия школьников и аспирантов в заседаниях дискуссионного клуба.
2. Ориентация на становление научного мышления и исследовательской позиции по отношению к миру. Проис-
ходит активное включение обучающихся в научную среду ИСЭРТ РАН благодаря выполнению эвристических заданий, усвоению курса «Введение в научно- исследовательскую деятельность», совместному участию школьников и аспирантов НОЦ в научных конференциях, конкурсах научно-исследовательских работ.
3. Благоприятные информационные условия: современные технические средства обучения, библиотечные фонды ИСЭРТ РАН, собственная газета и Интернет-портал НОЦ.
4. Ориентация образования на такие значимые для становления современного человека ценности, как наука, культура, творчество, здоровье, экономика, социальная справедливость, социальная ответственность, сотрудничество. Это становится возможным за счёт ак-сиологически наполненного содержания образовательных программ, создания ситуаций выбора на занятиях, ценностно направленного психологического сопровождения.
5. Возможности для самореализации, личностного самопроявления и саморазвития школьника, которые ему даёт участие в конкурсах, конференциях, семинарах. Такому саморазвитию способствуют активные формы обучения (игра, диалог,
проект) и то, что выпускники НОЦ могут продолжить своё обучение в филиале СПбГИЭУ в г. Вологде.
6. Комфортные условия для развития личности обучающегося. К ним можно отнести демократический стиль преподавания, сотрудничество учителя и ученика в учебном процессе. Психологическое сопровождение направлено на поддержание благоприятного эмоционального состояния школьников и аспирантов, помощь им в адаптационном периоде обучения.
7. Становление и развитие профессионального самосознания учащихся НОЦ осуществляется в процессе экскурсий на предприятия города, встреч с бывшими выпускниками НОЦ, представителями различных профессий. В обучении учитывается необходимость развития интеллектуально- личностных качеств, требуемых для экономической деятельности. Следует заметить, что в газете НОЦ ведётся психологическая рубрика о профессионально значимых качествах экономиста.
8. Открытость и гибкость образовательного пространства НОЦ. Научнообразовательный центр - открытое образовательное пространство для всех субъектов образовательного процесса: школьников и их родителей, студентов, аспирантов, научных сотрудников и др. Особое внимание уделяется в НОЦ взаимодействию со школами, предприятиями и учреждениями культуры города.
Несмотря на обозначенные черты Научно-образовательного центра как личностно ориентированного пространства, важно оценить степень реализации использования этих возможностей непосредственно в педагогическом процессе. Именно во взаимодействии педагога с учеником наиболее заметно проявляется личностная ориентация. Методика преподавания, стиль общения, отношение к ученику педагога могут соответствовать или не соответствовать общей направленности обучения, созданным образовательным условиям.
Урок - основной элемент образовательного процесса - проходит в совместной деятельности учителя и учащихся. В системе личностно ориентированного образования функция урока изменяется, переходя от сообщения и проверки знаний к выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Конечно, работа с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки - не просто изложения своего предмета, а анализа содержания того материала, которым располагают ученики по теме урока. В связи с этим социально- психологической группой НОЦ были разработаны и составлены «листы наблюдения», которые заполнялись на уроках экономики, информатики, азбуки общения, риторики присутствовавшим психологом (табл. 3).
Учебное занятие может оцениваться как личностно ориентированное, если оно соответствует следующим критериям:
• цели и задачи сформулированы в совместной деятельности с учащимися;
• в постановке цели урока преобладает воспитательно-развивающий компонент;
• в содержании наблюдается синтез аксиологического, когнитивного, деятельностно- творческого и личностного компонентов;
• используются активные методы обучения (диалог, игра, групповая работа, творческие задания, опора на субъектный опыт, проблемная подача материала).
• существует гибкая организация учебной деятельности, ученики принимают участие в определении хода урока, имеют возможность выбора вида учебной деятельности; преподаватель обращается к субъектному опыту ученика (жизненные впечатления, прошлый урок, межпредметные связи, события культурной и общественной жизни);
• поддержка учителя преобладает над контролем с его стороны, взаимоконтроль и самоконтроль хорошо организованы и эффективны, присутствует рефлексия деятельности детей;
Таблица 3. Лист наблюдения на уроках НОЦ
(в % от числа посещённых уроков; варианты ответов)
№ Компоненты урока и критерии оценки с точки зрения личностно ориентированного образования Варианты, в % от числа посещённых уроков
1 Целеполагание:
а) цели и задачи сформулированы нечётко и недостаточно конкретизированы 21,4
б) цели и задачи сформулированы самим преподавателем 78,6
в) цели и задачи сформулированы в совместной деятельности с учащимися 0
2 Развивающий компонент целеполагания:
а) носит информативно-когнитивный характер 21,4
б) присутствует ориентация на развитие ученика 78,6
в) преобладает воспитательно-развивающий компонент 0
3 Содержательный компонент:
а) преобладает когнитивный компонент 14,3
б) присутствуют не все компоненты содержания личностно ориентированного образования в) синтез компонентов содержания личностно ориентированного образования 85,7
(аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный) 0
4 Методы и формы организации урока:
а) пассивные методы 14,3
б) используются некоторые активные методы в) преобладают активные методы (диалог, игра, групповая работа, творческие задания, 85,7
опора на субъективный опыт, проблемная подача материала) 0
5 Структура урока:
а) жесткая структура урока - не учитывается мнение детей, нет дифференциации деятельности учащихся 35,7
б) есть элементы вариативности и дифференциации учебной деятельности 64,3
в) гибкая организация учебной деятельности - ученики принимают участие в определении хода урока 0
6 Мотивационно-ориентационный компонент:
а) отсутствует мотивационный аспект урока 21,4
б) недостаточная (только когнитивная) мотивация к изучению материала в) положительный эмоциональный настрой, мотивационная готовность за счёт обращения к субъектному опыту ученика (жизненные впечатления, прошлый урок, межпредметные связи, 35,7
события культурной и общественной жизни) 42,8
7 Подведение итогов урока:
а) отсутствует этап подведения итогов 21,4
б) преподаватель сам подводит итоги урока 42,9
в) подведение итогов урока в совместной деятельности с учениками 14,3
8 Контроль и оценка: а) организация контроля недостаточна и не отражает достижение цели, оценка не стимулирует
к деятельности б) методы контроля соответствуют поставленным целям и содержанию, оценка мотивированная, 28,6
поощрение достаточное, присутствует взаимоконтроль и самоконтроль в) поддержка учителя преобладает над контролем с его стороны, взаимоконтроль и самоконтроль 71,4
хорошо организованы и эффективны, присутствует рефлексия деятельности детей 0
9 Взаимодействие преподавателя и ученика: а) отсутствие личностных проявлений учителя, «держится» за социальную роль преподавателя - позиция «над»
учеником 7,1
б) позиция педагога изменяется в течение урока - позиция «рядом» с учеником в) личный опыт педагога включен в процесс обучения, свободное выражение чувств - позиция 42,9
«вместе» с учеником 50
10 Результаты урока для развития личности ученика:
а) основной предполагаемый результат урока - усвоение учебного материала 14,3
б) результаты урока частично носят личностно развивающий характер 64,3
в) урок создает условия для развития и воспитания учащегося 21,4
Примечание. Курсивом выделена позиция, набравшая наивысший процент.
• личный опыт педагога включён в процесс обучения, наблюдается свободное выражение чувств преподавателя (позиция «вместе с учеником»);
• результаты урока носят личностно развивающий характер, урок создаёт
условия для развития и воспитания учащегося.
Из результатов наблюдения видно, что большинство уроков в НОЦ относятся к личностно ориентированным в средней степени, это касается элементов целепола-
гания, содержания, используемых методов, структуры урока, его результатов. Однако демократичные отношения преподавателя и ученика, положительный эмоциональный настрой можно рассматривать как характеристики личностной ориентации учебного занятия.
Одним из основных критериев успешности реализации личностно ориентированного подхода в педагогической практике является развитие личностных качеств ученика. Для школьников, посещающих НОЦ, важно, чтобы в их образовании были задействованы значимые характеристики экономических профессий. Исходя из профессионально-личностных требований к данным профессиям, описанных в работах В.Н. Абросимова, Л.А. Сергеевой, Е.С. Романова и др., был составлен список наиболее важных интеллектуально-
личностных качеств, которые необходимо развивать у учащихся НОЦ (табл. 4). При анализе степени важности того или иного качества было использовано также психологическое содержание профессиограмм экономиста, бухгалтера, менеджера, финансиста, предпринимателя и др. [4].
Далее педагогам НОЦ было предложено оценить степень задействованности в их преподавании этих качеств по пятибалльной системе и определить, какими методами они развивают ту или иную интеллектуальноличностную характеристику.
Из данных таблицы 4 видно, что в целом педагоги невысоко оценивают за-действованность личностных качеств учеников НОЦ на своих уроках: средний балл по всем качествам составляет 3,1. Наибольшую степень развития получили действительно важные для экономиста
Таблица 4. Развитие интеллектуально-личностных качеств школьников в учебном процессе НОЦ (по данным опросов педагогов)
№ п/п Качество Степень развития (от 1 до 5 баллов) Используемые педагогические методы и средства (в % от числа опрошенных)
1. Ответственность 3,3 Домашние задания - 36; самостоятельная работа - 9,1; подготовка экономических новостей - 18,2; подготовка докладов - 18,2
2. Честность 2,9 Самопроверка - 36; взаимопроверка - 9,1; деловые игры - 18,2
3. Коммуникабельность 3 Беседа - 18,2; работа в группах - 36; деловые игры - 18,2; дискуссии - 18,2
4. Предприимчивость 3,2 Ролевые игры - 27,3; деловые игры - 36
5. Рефлексивность 2,6 Анализ данных - 18,2; обсуждение новостей - 9,1; тесты - 9,1
6. Интеллектуальные способности 3,6 Контрольные работы, тесты - 45,5; лекции - 9,1; рефераты - 9,1; НИР - 9,1
7. Стремление к саморазвитию 3,7 Конкурсы, конференции - 36; подготовка докладов - 18,2; НИР - 9,1; экскурсии - 9,1
8. Социальная активность 3,4 Дискуссии - 9,1; деловые игры - 18,2; диалог - 9,1; конкурсы - 9,1
9. Толерантность 2,5 Дискуссии - 27,3; лекции - 18,2; групповая работа - 9,1
10. Смелость, готовность к риску 2,2 Публичные выступления - 18,2; решение проблемных ситуаций - 18,2; конференции - 9,1
11. Настойчивость 3,3 Дискуссии - 27,3; самоподготовка - 9,1; НИР - 9,1
12. Готовность к сотрудничеству 3,3 Групповая работа - 63,6; деловые игры - 18,2; дискуссии - 9,1; опрос - 9,1
13. Управленческие качества 3,6 Деловые игры - 27,3; ролевые игры - 9,1; групповая работа - 9,1
14. Интуитивность 2,0 Постановка риторического вопроса - 9,1
15. Уверенность в себе 3,5 Публичные выступления - 63,6; поддержка учителя - 9,1
16. Самостоятельность 3,5 Домашние задания - 18,2; самостоятельные работы - 18,2; НИР - 9,1; реферат - 9,1
17. Организованность 2,7 Домашние задания - 18,2; дежурство по классу - 9,1
18. Внимательность 3,0 Работа с учебной литературой - 18,2; работа с плакатом - 9,1; викторины - 9,1
19. Эрудированность 3,4 Лекции - 9,1; изучение дополнительной литературы - 9,1; эссе - 9,1; интеллектуальные игры - 9,1
20. Творческие способности 3,8 Творческие задания - 36; НИР - 9,1; деловые игры - 9,1
характеристики: стремление к саморазвитию, творческие способности, управленческие качества, интеллектуальные способности, самостоятельность, уверенность в себе (от 3,5 до 3,8 балла). Однако качества, описывающие навыки и особенности общения, - готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, толерантность - в меньшей степени, чем вышеперечисленные характеристики, обращают на себя внимание педагогов (2,5 - 3,3 балла). Такие необходимые именно для экономической деятельности качества, как интуитивность и смелость, готовность к риску, набрали наименьшее количество баллов -2 и 2,2 соответственно.
Те педагоги, кто стремится развивать профессионально значимые качества, показали достаточное понимание того, как, какими педагогическими методами и средствами можно развивать данные характеристики. В таблице представлен широкий спектр методов, используемых педагогами НОЦ, причём преобладают активные методы: дискуссия, групповая работа, деловая игра, конкурсы, выступления, экскурсия и др.
Для более полной реализации лич-ностно ориентированного потенциала Научно- образовательного центра преподавателям может быть рекомендовано:
• чаще привлекать самих учеников к организации и проведению урока (в поста-
новке цели, в ходе урока, в выборе способа решения учебной задачи);
• шире использовать активные методы обучения, стимулирующие интеллектуально- личностную активность учеников (игра, диалог, работа в группах и др.);
• в ходе урока обращаться к субъектному опыту ученика: его жизненным впечатлениям, первоначальному пониманию предмета изучения, эмоциям, размышлениям;
• поощрять стремление учеников предлагать, без боязни ошибиться, свой способ работы (решения задачи);
• предусматривать не только собственно изучение материала, но и его эмоциональное проживание и деятельностное воплощение;
• продумывать аксиологический компонент урока: какие ценности может развить у школьников тот или иной учебный материал.
Таким образом, Научно- образовательный центр, судя по его организационно- методическим особенностям, можно отнести к личностно ориентированному учебному заведению. Для более полной реализации развивающего потенциала НОЦ требуется большее наполнение учебных занятий личностно ориентированными элементами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимов, В.Н. Конструирование образовательной среды формирования экономической культуры школьников: автореферат дис. ... к.пед.н. / В.Н. Абросимов. - Красноярск, 2000.
2. Акопова, М.А. Теория и методология реализации личностно ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: дис. ... д.пед.н.: 13.00.08 / М.А. Акопова. - СПб., 2004.
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
4. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / под ред. Е.С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
5. Леонидова, Г.В. Региональный Научно-образовательный центр / Г.В. Леонидова; под ред. М.Ф. Сычёва. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. - 99 с.
6. Якиманская, И.С. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 65-72.
7. Rogers, С. Personal thoughts on teaching and learning / C. Rogers // Merrill-Palmer Quarterly, 1957b. -Vol. 3 (summer). - P 241-243.