Гуманитарные науки
© Кулакова А.Б., Фомина Ж.В. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ В НОЦ ИСЭРТ РАН
КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА
инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: coolepik@yandex.ru
ФОМИНА ЖАННА ВАСИЛЬЕВНА
младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: vologdanoc@mail.ru
Проблема развития психодиагностического направления является актуальной для российского образования. В современном образовательном пространстве обучение направлено на всестороннее развитие личности ребенка. В связи с этим применение традиционных методов является недостаточным. Процесс обучения дополняется инновационными методиками,учебными программами и нестандартными способами передачи информации от учителя к обучающемуся. Именно поэтому в школьной практике используется диагностическое исследование как способ определения динамики развития личностного потенциала школьников. В научном труде предпринята попытка обобщить опыт применения психологической диагностики в образовании.
Цель статьи - анализ результатов диагностического направления работы группы психолого-педагогического сопровождения на примере Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Методология - синтез полученных данных.
В статье обоснована актуальность проблемы, перечислены авторы наиболее известных методик (А. Бине, Д. Векслер, Д. Равен, Р. Амтхауэр, М. Люшер и др.), а также обоснована значимость деятельности педагога-психолога в ее решении. Рассмотрено определение понятия «диагностика». Изложена классификация функций психологической диагностики, перечислены ее задачи. Показано, что значимую роль в определении уровня развития личности школьника выполняют измерительные методики.
В ходе анализа описаны формы работы, основные методики, а также результаты исследовательской деятельности психологов, также сделан вывод о том, что в научно-образовательном центре сложилась продуктивная система диагностической работы в психолого-педагогическом сопровождении школьников.
В дальнейшем результаты исследования будут применены для внесения корректив в организацию образовательного процесса Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.
Психологическая диагностика, группа психолого-педагогического сопровождения, личностное развитие, образовательный процесс, научно-образовательный центр.
Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся занимает значительное место в деятельности психолога, работающего с детьми. Объективным инструментом такого изучения служат методики психологической и психофизиологической диагностики. Актуальность поставленного вопроса определяется тем, что каждый ребенок - это личность, требующая индивидуального подхода и взаимодействия в соответствии с возрастными особенностями.
Психологическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она определяется как оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей школьника и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации образовательного процесса [1, с. 15]. Диагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались в XX веке и в настоящее время образуют разветвленную структуру методик. Накопленный опыт применения психодиагностики суммирован в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях и в справочной литературе.
В психолого-педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции (рис. 1):
Основные задачи психологической диагностики можно сформулировать следующим образом:
- определить уровни развития ребенка;
- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
- проанализировать полученные факты;
- установить причины изменений;
- выработать план дальнейшей кор-рекционной работы по результатам диагностики [1, с. 35].
По мнению О.С. Кабаченко, отбирая диагностические методики, психолог должен руководствоваться следующими критериями:
- возраст обучающихся;
- особенности формирования детского коллектива;
- готовность школьников к диагностическому исследованию;
- степень взаимодействия обучающихся и педагога [4, с. 58].
Учитывая значимость и актуальность диагностических исследований в работе с молодежью, данное направление деятельности широко реализуется в таких интеграционных структурах, как научно-образовательные центры. Практика подготовки высококвалифицированных кадров, анализ результативности их деятельности, степень закрепления в науке молодых специалистов показали, что психологическое диагностирование требуется начинать как можно раньше, уже со школьной скамьи [2, с. 34].
С целью организации системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации (школьник - студент - аспирант - докторант - молодой ученый) в г. Вологде в 2003 году на базе Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института Российской академии наук (с 2009 года - Институт социально-экономического развития территорий РАН) был создан Научно-образователь-
Рис. 1. Функции психологического исследования
Источник: Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - СПб., 2003. - С. 79.
ный центр экономики и информационных технологий (НОЦ). Основным направлением его деятельности в настоящее время является вовлечение молодежи в научно-исследовательскую среду путем организации дополнительных занятий по экономике, математике и информатике для школьников. Занятия посещают ребята из общегородских групп и профильных социально-экономических классов МОУ «Лицей № 32», школьники из других регионов имеют возможность получать знания дистанционно.
Отбор на очный факультатив проходит в форме тестирования среди школьников г. Вологды, обучаться в Экономической интернет-школе могут все желающие, подавшие заявки. Отборочные мероприятия проходят в электронной форме и включают в себя задания по экономике и психологии.
Форма педагогической работы, позволяющая выявить талантливых молодых людей в НОЦ, - вовлечение каждого из них в исследовательскую работу. Это позволяет достаточно рано выявить юные таланты и продолжить образование ре-
бят с ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях. Так, на основе современных теоретико-методологических подходов реализуется основная цель и направления деятельности НОЦ: непрерывное образование в системе «школа - вуз - аспирантура», связь теории с практикой, преемственность образовательных программ и другие. Психологическое исследование индивидуальных особенностей школьника в процессе обучения в научно-образовательном центре является важным моментом, так как их учет является залогом эффективной образовательной деятельности. В НОЦ функционирует группа психолого-педагогического сопровождения обучающихся. С ее помощью создаются условия для гармоничного развития личности будущего ученого и поддержки педагогов в процессе обучения и воспитания детей.
Основными принципами работы группы являются непрерывность и открытость для участников образовательного процесса, что представляет собой залог успешного прохождения обучения.
К приоритетным задачам, определяющим направления деятельности специалистов группы психолого-педагогического сопровождения, относятся:
- содействие личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению и развитию обучающихся НОЦ;
- определение психоэмоционального состояния, мотивационной сферы школьников с помощью психологических диагностик и осуществление их коррекции на основании полученных результатов;
- развитие навыков эффективного общения, создание благоприятного психологического климата в учебных и рабочих коллективах;
- сопровождение участников образовательного процесса на различных этапах учебной и профессиональной деятельности (рис. 2).
Решение задач, поставленных перед психолого-педагогической группой (далее ППГ), возможно только при активном сотрудничестве с учебно-методической группой. Оно достигается за счет совместно проводимых мероприятий, а также согласования мер по оптимизации хода образовательного процесса.
Исходя из теоретико-практического характера работы ППГ, деятельность по сопровождению и поддержке участников образовательного процесса подразделяется на два блока выполняемых работ -диагностический и развивающий.
Диагностический блок является наиболее приоритетным, масштабным и включает в себя проведение на протяжении всего учебного года психологических диагностик. По их результатам выстраивается система мероприятий в рамках развивающей работы, позволяющей на практике скорректировать возникающие трудности.
Диагностическая работа с учащимися НОЦ включает в себя проведение психологических диагностик, которые направлены на исследование разнообразных сторон личностного развития школьников в процессе обучения. В течение 2013/2014 уч. г. были проведены следующие диагностики:
1. Диагностика эмоциональной сферы обучающихся 6 - 11 классов (272 чел.).
2. Диагностика мотивационной сферы школьников 6 - 11 классов (249 чел.).
3. Диагностика адаптированности школьников первого года обучения к условиям НОЦ (59 чел.).
4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся 8-х и 11-х классов (149).
5. Диагностика профессиональных предпочтений школьников 11-х классов (38 чел.).
Цикл представленных диагностик выстроен в соответствии с логикой образовательного процесса и с учетом учебной занятости его участников.
Рис. 2. Организация психолого-педагогического сопровождения школьников и педагогов в НОЦ
Источник: Ильин В. А., Шабунова А. А., Попова В. И., Леонидова Г. В., Гарманова О. Ю., Егорихина С. Ю., Королева И. А., Кулакова А. Б., Фомина Ж. В. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации : в 2-х кн. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 1 : Подсистема дополнительного школьного образования. - С. 71.
Диагностика эмоциональной сферы обучающихся НОЦ была проведена в октябре 2013/2014уч. г. среди школьников 5 - 11 классов по методике «Самочувствие. Активность. Настроение» («С.А.Н.»). В исследовании приняли участие 272 школьника, обучающихся в НОЦ. С учетом возрастных особенностей все испытуемые были поделены на две группы: 5 - 8 классы и 9 - 11 классы.
Числовые средние показатели эмоциональной сферы обучающихся 5 - 8 классов по всем трем параметрам («Само-
чувствие», «Активность», «Настроение») находятся выше нормы в диапазоне от 4 до 5,8 баллов, что свидетельствует о положительном эмоциональном состоянии школьников на занятиях в НОЦ (рис. 3).
Данные, полученные при проведении диагностики «Самочувствие. Активность. Настроение» для старшей возрастной группы (9 - 11 кл.), свидетельствуют о том, что показатели по всем трем параметрам находятся выше нормы и располагаются в диапазоне от 4,1 до 5,8 баллов (рис. 4).
5 ог
6 ог
7 ог
8 ог
7 «в» МОУ« Лицей №32»
7 «г» МОУ «Лицей №32»
8 «в» МОУ «Лицей №32» 8 «г» МОУ «Лицей №32»
| Самочувствие ■ Настроение ■ Активность
Рис. 3. Результаты диагностики эмоциональной сферы обучающихся НОЦ 5 - 8 кл. по параметрам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» (по семибалльной шкале)
9 ог
10 ог
11 ог
9 «в» МОУ «Лицей №32» 9 «г» МОУ «Лицей №32»
10 «6» МОУ «Лицей №32»
11 «6» МОУ «Лицей №32» 11 «в» МОУ «Лицей №32»
I Самочувствие
I Настроение
I Активность
Рис. 4. Результаты диагностики эмоциональной сферы обучающихся НОЦ 9 - 11 кл. по параметрам «Самочувствие», «Активность», «Настроение» (по семибалльной шкале)
Тем не менее в каждой возрастной группе были выявлены ученики, которые оценивают свое состояние на момент опроса несколько ниже среднего показателя. Этим школьникам оказана психологическая помощь в виде индивидуальных консультаций (ноябрь - декабрь 2013 года), а также даны следующие рекомендации педагогам, работающим с ними:
- применять разнообразные формы и методы работы на уроке, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- стимулировать активность школьников с помощью индивидуальных и групповых заданий;
- создавать положительный эмоциональный фон на уроке.
Диагностика мотивационной сферы школьников 5 - 11 классов. Исследование мотивов учебной деятельности проводилось в ноябре 2013/2014 уч. г. по методике А.А. Реана и В.А. Якунина. В нем приняли участие 249 школьников, обучающихся в НОЦ. С учетом возрастных особенностей все испытуемые были поделены на две группы: 5 - 8 классы и 9 - 11 классы.
Быть примером одноклассникам Постоянно получать похвалу Достичь уважения преподавателей Выполнять требования учителя Избежать осуждения за плохую учебу Не отставать от одноклассников Быть постоянно готовым к очередным занятиям Добиться одобрения окружающих Не запускать предметы учебного цикла Получить интеллектуальное удовлетворение Успешно продолжить обучение Получить диплом Стать высококвалифицированным специалистом Обеспечить успешность будущей проф. деятельности Приобрести глубокие и прочные знания Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо»
Рис. 5. Распределение мотивов учебной деятельности у школьников 5 - 8 классов НОЦ,
% от числа опрошенных в группе
В первой возрастной группе (5 - 8 классы; 145 чел.) обучающиеся в качестве приоритетных выделяют следующие мотивы (рис. 5):
1. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» (62,1%; 90 чел.).
2. Приобрести глубокие и прочные знания (62,1%; 90 чел.).
3. Обеспечить успешность будущей проф. деятельности (61,4%; 89 чел.).
4. Стать высококвалифицированным специалистом (57,2%; 83 чел.).
5. Получить диплом (44,8%; 65 чел.).
Данное распределение мотивов учебной
деятельности свидетельствует о том, что для школьников имеют большое значение не только высокие отметки при сдаче экзаменов, но и качество получаемых знаний.
Во второй возрастной группе (9 - 11 классы; 104 чел.) мотивационная структура представлена следующими приоритетными учебными мотивами (рис. 6):
1. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (56,7%; 59 чел.).
2. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» (53,8%; 56 чел.).
Достичь уважения преподавателей Быть примером одноклассникам Постоянно получать похвалу Не отставать от одноклассников Быть постоянно готовым к очередным занятиям Выполнять педагогические требования Избежать осуждения и наказания за плохую учебу Добиться одобрения родителей и окружающих Получить диплом Не запускать предметы учебного цикла Получить интеллектуальное удовлетворение Успешно продолжить обучение Стать высококвалифицированным специалистом Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» Приобрести глубокие и прочные знания Обеспечить успешность будущей профессии
10
20
30
40
50
60
Рис. 6. Распределение мотивов учебной деятельности у школьников 9 - 11 классов НОЦ,
% от числа опрошенных в группе
3. Приобрести глубокие и прочные знания (52,9%; 56 чел.).
4. Стать высококвалифицированным специалистом (45,2%; 47 чел.).
5. Успешно продолжить обучение (38,5%; 40 чел.).
У опрошенных школьников старшей возрастной группы преобладают внутренние, ценностные мотивы обучения.
В целом диагностика мотивационной сферы школьников НОЦ позволила сделать вывод о том, что для школьников обеих возрастных групп (5 - 8 классы, 9 - 11 классы) характерна эффективная структура мотивации, состоящая из внутренних познавательных мотивов учебной деятельности.
Диагностика уровня адаптации школьников НОЦ первого года обучения. В ноябре 2013/2014 уч. г. было проведено диагностическое исследование уровня адаптации школьников первого года обучения в образовательном процессе с целью определения, насколько дети комфортно себя чувствуют в новом учебном заведении.
В анкетировании приняли участие 59 школьников, обучающихся в НОЦ первый год, среди них представители общегородского класса - 12 человек, МОУ «Лицей № 32» - 47 человек.
Полученные результаты диагностики позволили судить об успешной адаптиро-ванности школьников первого года обучения к условиям деятельности в НОЦ.
Большинство обучающихся во всех классах находится на высоком уровне адаптации: в 5 ОГ - 91,7% (11 чел.); в 7 «в» МОУ «Лицей № 32» - 92% (23 чел.); в 7 «г» МОУ «Лицей № 32» - 86,4% (19 чел.), что свидетельствует о создании условий в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН, которые способствуют формированию внутренней мотивации к учебной деятельности, повышенного интереса к научно-исследовательской деятельности и полноценному развитию личности школьника.
Средний уровень адаптации выявлен в 5 ОГ - у 8,3% (1 чел.); в 7 «в» МОУ «Лицей № 32» - 8% (2 чел.); в 7 «г» МОУ «Лицей
№ 32» - 13,6% (3 чел.). Доля таких школьников в каждом классе невелика, поэтому можно сделать предположение об индивидуальных особенностях адаптационного периода данных обучающихся. Между тем можно прогнозировать их дальнейшее развитие и переход на высокий уровень адаптации.
Обучающихся с низким уровнем адаптации в результате исследования выявлено не было. Это свидетельствует о том, что школьники первого года обучения успешно адаптировались к новым условиям (рис. 7).
Таким образом, в 2013/2014 уч. г. в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН были созданы условия, оказывающие благоприятное влияние на адаптационный период школьников первого года обучения [3, с. 100].
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей у обучающихся НОЦ. В апреле 2013/2014 уч. г. было проведено исследование с целью выявления у школьников НОЦ способностей вести конструктивное общение, строить диалог, быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские связи, эффективно участвовать в групповых мероприятиях.
В психологической диагностике приняли участие школьники 8-х (8 «в», 8 «г» МОУ «Лицей № 32» и 8 класс общегородского факультатива), 9-х (9 «в», 9 «г» МОУ «Лицей № 32» и 9 класс общегородского факультатива), 10-х (10 «б» МОУ «Лицей
№ 32» и 10 класс общегородского факультатива) и 11-х (11 «б», 11 «в» МОУ «Лицей № 32» и 11 класс общегородского факультатива) классов НОЦ в количестве 149 человек. В качестве диагностического инструмента была использована авторская методика «Коммуникативные и организаторские склонности» («КОС») В.В. Синявского и Б.А. Федоришина [3, с. 340].
По итогам исследования были получены индивидуальные результаты диагностики «КОС» (общий балл) у обучающихся 8 - 11 классов НОЦ, а также выявлена средняя оценка каждого школьника по профильному предмету. Ранжирование и анализ данных показателей позволили распределить учеников по трем группам: сильной, средней и слабой.
В сильную группу были включены школьники, у которых уровень коммуникативных и организаторских склонностей соответствует высшему и высокому уровням (от 25 до 40 баллов) и которые обладают высокими средними оценками по профильному предмету (диапазон оценок варьируется от 4 до 5 баллов).
В средней группе были выделены две подгруппы:
1. В 1-ую подгруппу средней группы попали ученики, у которых уровень «КОС» соответствует высшему и высокому значению, а успеваемость варьируется от 2,5 до 4 баллов.
1
7 «г» МОУ «Лицей №32»
7 «в» МОУ «Лицей №32»
5 кл., общегородской факультатив
86,4 13,6
92 8
91,7 8,3
75
80
85
90
95
|Высокий
|Средний
Рис. 7. Распределение испытуемых по уровням адаптации школьников первого года обучения,
% от числа опрошенных
2. Во 2-ую подгруппу - у которых уровень «КОС» соответствует среднему, низкому и очень низкому значению, а успеваемость варьируется от 4,1 до 4,5 баллов.
Слабая группа включила школьников со средним, низким и очень низким уровнем «КОС» и диапазоном средних оценок по экономике от 2,5 до 3,9 баллов.
В связи с данным распределением обучающихся для каждой группы была разработана программа, направленная
на индивидуальное развитие каждого школьника и осуществляемая совместной работой психолого-педагогической и методической групп НОЦ ИСЭРТ РАН.
Содержание программы по развитию школьников представлено в таблице 1.
Реализация запланированных совместно с группой методического сопровождения мероприятий будет способствовать дифференцированному подходу к группам обучающихся (сильной, сред-
Табл. 1. Содержание общей программы развития школьников НОЦ в 2014/2015 уч. г.
Группа Направления деятельности Срок исполнения в 2014/2015 уч. г.
Группа психолого-педагогического сопровождения Группа методического сопровождения
Сильная 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке коммуникативных и организаторских навыков «Я - лидер», «Саморазвитие: как достичь новых результатов». 2. Разработка дополнения к методике по выявлению школьников, наиболее заинтересованных в участии в конкурсах и олимпиадах. 3. Привлечение обучающихся к организации и проведению культурно-массовых мероприятий (тематические недели, каникулярные смены, дискуссионные клубы и т. д.). 4. Организация встреч с родителями (в рамках организационных собраний) с целью их привлечения к участию в программе развития детей. 5. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса. 1. Использование дифференцированного подхода в обучении экономике (подбор материала для занятий с усложнением для индивидуальной работы). 2. Дополнительные занятия с одаренными детьми: подготовка к интеллектуальным играм, конкурсам, олимпиадам. 3. Разработка и ведение специальных курсов «Подготовка к олимпиаде». 4. Организация и проведение специальных обучающих курсов для школьников 9 - 11 классов («Углубленное изучение математики»). 5. Информирование обучающихся и их родителей об организации региональной площадки заключительного этапа Олимпиады на базе Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН: - в устной форме; - путем размещения информации на сайте НОЦ; - по телефону перед очным туром; - в устной и печатной форме; - в ходе заключения соглашений с родителями. 6. Взаимодействие со школами по выявлению одаренных детей. В течение года В течение года Сентябрь, май
Средняя, 1-ая подгруппа 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке и развитию коммуникативных и организаторских навыков. 2. Привлечение обучающихся к организации культурно-массовых мероприятий (тематические недели, каникулярные смены, дискуссионные клубы и т. д.). 3. Организация встреч с родителями с целью их привлечения к участию в программе развития детей. 4. Обеспечение знакомства и взаимодействия школьников с представителями других сообществ (экскурсии в организации на предприятия экономической направленности). 5. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса. 1. Использование на уроках активных методов обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств. 2. Использование индивидуального подхода при контроле знаний. В течение года Сентябрь, май
Средняя, 2-ая подгруппа 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке и развитию коммуникативных и организаторских навыков. 2. Индивидуальная работа в форме консультаций по решению коммуникативных трудностей. 3. Организация встреч с родителями с целью их привлечения к участию в программе развития детей. 4. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса. 1. Использование дифференцированного подхода в обучении экономике (подбор материала для занятий с усложнением для индивидуальной работы). 2. Организация и проведение специальных обучающих курсов для школьников 9 - 11 классов («Углубленное изучение математики»). 3. Привлечение к участию в научно-исследовательских конкурсах, организованных НОЦ. В течение года В течение года Сентябрь, май
Слабая 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке и развитию коммуникативных и организаторских навыков. 2. Индивидуальная работа в форме консультаций по решению коммуникативных трудностей. 3. Индивидуальная работа с родителями по решению коммуникативных трудностей их детей. 4. Обеспечение знакомства и взаимодействия школьников с представителями других сообществ (экскурсии в организации и на предприятия экономической направленности). 5. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса. 1. Использование на уроках активных методов обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств. 2. Использование индивидуального подхода при контроле знаний. В течение года
ней, слабой) и индивидуальному развитию каждого школьника. Результатом осуществления работы с учениками сильной группы станет закрепление и совершенствование коммуникативных и организаторских способностей, увеличение призовых мест в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня. Для школьников средней группы 1-ой подгруппы главным приоритетом в развитии будет достижение высоких оценок в обучении профильному предмету, закрепление и совершенствование лидерских качеств. Соответственно, для обучающихся 2-ой подгруппы этой же группы главным результатом должен стать переход на высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Главной целью дифференцированного подхода к школьникам 3-ей группы является формирование потребности в общении, инициативы, самостоятельности в принятии решений и переход на более высокие уровни развития «КОС».
С целью отслеживания качественной составляющей развития коммуникативного потенциала школьников в НОЦ введена балльно-рейтинговая система (далее - БРС) оценки школьников
8 - 11 классов. Основным показателем БРС является степень активности участия обучающихся и их родителей в организованных Научно-образовательным центром мероприятиях как по основной программе работы, так и предложенных дополнительно. За каждый вид деятельности будет начисляться определенное количество баллов. 1 б. - посещение мероприятия (участник), 2 б. - участие в мероприятии, ответы на вопросы, активность на занятии (активный участник), 3 б. - активное участие в организации мероприятия, выступление с подготовленным материалом (организатор - выступающий). Внедрение БРС позволит непрерывно отслеживать развитие потенциала школьников в коммуникативной и организационной сфере, создаст атмосферу сотрудничества между обучающимися, педагогами и родителями, будет способствовать проявлению инициативы, целеустремленности, расширению круга общения, творческому самовыражению, самостоятельности в принятии решений. Каждое полугодие будут подведены итоги БРС, а самые активные школьники и родители будут отмечены грамотами и ценными подарками.
С учетом специфики учащихся научно-образовательного центра была разработана программа дополнительных мероприятий по работе с сильной группой детей (табл. 2).
Приведенные выше программы работы с учащимися позволят максимально раскрыть потенциал школьников в коммуникативной и организационной сфере, создадут атмосферу сотрудничества между учениками, педагогами и родителями, будут способствовать проявлению инициативы, целеустремленности, расширению круга общения, творческому самовыражению, самостоятельности в принятии решений.
Диагностика профессиональных предпочтений старшеклассников НОЦ. В мае 2013/2014 уч. г. было проведено исследование готовности учеников 11-х классов к профессиональному самоопределению. В исследовании приняли участие 38 школь-
ников 11-х классов. В качестве диагностического инструментария выявления профессиональных интересов использовалась «Анкета профессиональных предпочтений», разработанная сотрудниками НОЦ. Анализ результатов позволил сделать следующие выводы.
Анализ ответов испытуемых о готовности их к поступлению в вуз выявил, что почти все школьники 97% (37 чел.) считают себя в большей степени готовыми к сдаче Единого государственного экзамена (рис. 8).
Большинство школьников (69,2%; 26 чел.) ориентируются на учебные заведения г. Вологды (рис. 9). Доля испытуемых, выбравших Вологодский государственный университет, составляет 26% (10 чел.), филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Вологде - 13% (5 чел.),
Таблица 2. Программа дополнительных мероприятий по работе со школьниками сильной группы обучающихся НОЦ ИСЭРТ РАН в 2014/2015 уч. г.
Класс Направления работы Месяц проведения
8 классы 1. Организация актива школьников и родителей НОЦ. 2. Привлечение обучающихся и их родителей к участию в Дискуссионном клубе. 3. Организация школьников для проведения мероприятий в рамках тематических недель. 4. Участие школьников и родителей в мероприятиях, проводимых в НОЦ. 5. Подведение итогов и торжественное награждение отличившихся школьников, активных родителей. Сентябрь Октябрь В течение учебного года Декабрь, май
9 классы 1. Организация актива школьников и родителей НОЦ. 2. Привлечение обучающихся и их родителей к участию в Дискуссионном клубе. 3. Организация школьников для проведения творческих мастерских в рамках тематических недель. 4. Проведение занятия с элементами тренинга «Психологическая подготовка к сдаче экзамена». 5. Развивающее занятие «Телефонные переговоры с работодателем. Резюме. Собеседование». 6. Посещение научных семинаров-дискуссий НОЦ ИСЭРТ РАН. 7. Подведение итогов и торжественное награждение отличившихся школьников, активных родителей. Сентябрь В течение учебного года Декабрь, май
10 классы 1. Организация актива школьников и родителей НОЦ. 2. Привлечение обучающихся и их родителей к участию в Дискуссионном клубе. 3. Организация школьников для проведения мероприятий в рамках каникулярных смен и тематических недель. 4. Проведение занятия в рамках технологий эффективной учебы «Я - лидер!», «Саморазвитие: как достичь новых результатов?» 5. Участие во взаимодействии школьников с представителями других сообществ (экскурсии в организации и на предприятия экономической направленности). 6. Посещение научных семинаров-дискуссий НОЦ ИСЭРТ РАН. 7. Подведение итогов и торжественное награждение отличившихся школьников, активных родителей. Сентябрь В течение учебного года Декабрь, май
11 классы 1. Организация актива школьников и родителей НОЦ. 2. Привлечение обучающихся и их родителей к участию в Дискуссионном клубе. 3. Организация школьников для проведения мероприятий в рамках тематических недель. 4. Проведение занятия с элементами тренинга «Психологическая подготовка к сдаче экзамена». 5. Организация посещения ярмарки вакансий в Русском доме. 6. Посещение научных семинаров-дискуссий НОЦ ИСЭРТ РАН. 7. Подведение итогов и торжественное награждение отличившихся школьников, активных родителей. Сентябрь В течение учебного года Декабрь, май
Не готов Готов полностью Готов частично Практически готов
□
10
20
30
40
50
60
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете свою готовность к поступлению в вуз?», % от числа опрошенных
КПИФСБРФ ВГМХА ПГУПС ВШЭ СПбГУЭФ
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова РГПУ им. А.И. Герцена
Вологодский филиал РАНХиГС 5,2
ЯГМА 5,2
ЯГТУ
филиал МГЮА им. O.E. Кутафина в г. Вологде
ВГПУ
филиал СПбГЭУ в г. Вологде СПбГЭУ ВоГУ
10
15
20
25
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «В какой вуз Вы планируете поступать?»,
% от числа опрошенных
30
0
11
11
11
13
16
26
0
5
Вологодский государственный педагогический университет - 11% (4 чел.)1, филиал МГЮА им. О.Е. Кутафина - 11% (4 чел.), Вологодский филиал РАНХиГС -5,2% (2 чел.), Вологодскую молочнохо-зяйственную академию им. Н.В. Верещагина - 3% (1 чел.). Некоторые школьники планируют поступать в вузы других крупных городов. Так, 16% (6 чел.) испытуемых остановили свой выбор на Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, 11% (4 чел.) на Ярославском государственном техниче-
1 С марта 2014 года - «Вологодский государственный университет».
ском университете, 11% (4 чел.) на Ярославской государственной медицинской академии.
Рассматривая вузы, выбранные старшеклассниками, можно сказать, что почти все они имеют экономический профиль, а значит, школьники, становясь студентами, продолжают непрерывное образование по направлениям, осуществляемым в НОЦ.
Школьники психологически готовы к поступлению в высшие учебные заведения, имеют четкое представление о том, куда они планируют поступать и кем хотят быть, ориентированы на качественное продолжение своего образования.
Подводя итог, следует охарактеризовать диагностическую работу как целенаправленную, системную, охватывающую различные аспекты деятельности школьников и преподавателей. Показатели, полученные в ходе проводимых исследований в НОЦ, стали основой для разработки и проведения мероприятий в рамках развивающего направления деятельности психолого-педагогической группы.
Психодиагностика является динамично развивающейся научной дисци-
плиной, ориентированной на решение прикладных задач. Развитие и расширение исследований представляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности. В образовательном процессе диагностическое направление становится приоритетным, поскольку данные, полученные в ходе исследований, позволяют педагогам и психологам выстроить работу с учащимися оптимальным образом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. - СПб., 2003. - 256 с.
2. Дежина, И. Г. Опыт интеграции образования и науки на примере программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» [Текст] / И. Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1. - С. 49.
3. Истратова, О. Н. Методика КОС (В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Экс-акусто. - Ростов н/Д, 2006. - С. 339-344.
4. Кабаченко, О. С. Психологическое воздействие как феномен и проблема психологической безопасности [Текст] / О. С. Кабаченко. - М., 2005. - 514 с.
5. Кольцова, В. А. История психологии: Проблемы методологии [Текст] / В. А. Кольцова. - М., 2008. - 510 с.
6. Кулакова, А. Б. Адаптационный период школьников в учебном процессе Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Текст] / А. Б. Кулакова, И. А. Королева / Проблемы развития территории. -2014. - № 1 (69) - С. 98-105.
7. Кулакова, А. Б. Оценка степени адаптации молодых ученых к условиям трудовой и учебной деятельности в учреждении науки [Электронный ресурс] / А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина // Вопросы территориального развития - 2014. - № 4 (14). - Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module= АгИс1 es&actюn=view&Шe=artide&aid =3747
8. Ларченко, Н. А. Учебный словарь по психологии [Текст] / Н. А. Ларченко. - Ростов н/Д, 2012. - 213 с.
9. Леонидова, Г. В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г. В. Леонидова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2007. - 99 с.
10. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] : в 2-х кн. / В. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, И. А. Королева, А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 1 : Подсистема дополнительного школьного образования. - 138 с.
11. Общая психодиагностика [Текст] / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - СПб. : Речь, 2000.- 438 с.
12. Фомина, Ж. В. Методические аспекты подготовки научных кадров в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук [Текст] / Ж. В. Фомина // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе : сб. материалов VIII Международной науч.-практ. конф., г. Сыктывкар. - Сыктывкар, 2014. - С. 258-261.
13. Фомина, Ж. В. Развитие творческих способностей обучающихся Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / Ж. В. Фомина, А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 1 (11). - Режим доступа : http://goo.gl/Gl41q2
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кулакова Анна Борисовна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: coolepik@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Фомина Жанна Васильевна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького д. 56а. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Kulakova A.B., Fomina Zh.V.
DIAGNOSTIC DIRECTION OF WORK AT ISEDT RAS RESEARCH-AND-EDUCATIONAL CENTER
The problem to develop the psychodiagnostic direction is relevant for the Russian education. In the modern educational space training aimed at the all-round development of the child's personality. In this regard, the use of traditional methods is not enough. The learning process is complemented by innovative methods, curriculums and innovative ways of transferring information from a teacher to a learner. That's why schools use a diagnostic study as a way to determine the dynamics of development of students' personal potential. The scientific study tries to summarize the experience in the use of psychological testing in education.
The article aims to analyze the results of the diagnostic direction of work of the group of psycho-pedagogical support on the example of ISEDT RAS Research-and-Educational Center. The synthesis of the data obtained is an applied methodology.
The article substantiates the urgency of the problem, lists the authors of the most well-known methods (A. Binet, D. Wechsler, D. Raven, R. Amthauer, M. Lüscher and others) and indicates the importance of a teacher-psychologist in solving it. It considers the definition "diagnosis". The work classifies the functions of psychological diagnostics, reveals its objectives. It shows that the measurement methods play a significant role in determining the level of students' development. The article describes the forms of work, the main methods and the results of psychologists' research activities and concludes that ISEDT RAS Research-and-Educational Center has developed a productive system of diagnostic.
Further, the results will be used to make adjustments in the organization of the educational process at ISEDT RAS Research-and-Educational Center.
Psychological diagnostics, group of psycho-pedagogical support, personal development, educational process, Research-and-Educational Center.
REFERENCES
1. Burlachuk L. F. Psikhodiagnostika [Psychodiagnostics]. Saint Petersburg, 2003. 256 p.
2. Dezhina I. G. Opyt integratsii obrazovaniya i nauki na primere programmy "Fundamental'nye issledovaniya i vysshee obrazovanie" [Experience of the Education-Science Integration on the Example of the Program "Basic Research and Higher Education"]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2007, no. 1, p. 49.
3. Istratova O. N., Eksakusto T. V. Metodika KOS(V.V. Sinyavskogo iB.A. Fedorishina) [Communication and Organizational Inclination Method (V.V. Sinyavskii and V.A. Fedorishin)]. Rostov-on-Don, 2006, pp. 339-344.
4. Kabachenko O. S. Psikhologicheskoe vozdeistvie kak fenomen i problema psikhologicheskoi bezopasnosti [Psychological Impact as a Phenomenon and a Problem of Psychological Security]. Moscow, 2005. 514 p.
5. Kol'tsova V. A. Istoriya psikhologii: Problemy metodologii [History of Psychology: Problems of Methodology]. Moscow, 2008. 510 p.
6. Kulakova A. B., Koroleva I. A. Adaptatsionnyi period shkol'nikov v uchebnom protsesse Nauchno-obrazovatel'nogo tsentra ISERT RAN [Adaptation Period of Schoolchildren in Educational Process at the RAS Research and Education Centre]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2014, no. 1 (69), pp. 98-105.
7. Kulakova A. B., Fomina Zh. V. Otsenka stepeni adaptatsii molodykh uchenykh k usloviyam trudovoi i uchebnoi deyatel'nosti v uchrezhdenii nauki [Assessment of the Degree of Young Scientists' Adaptation to Conditions of Labor and Learning Activities in the Scientific Institution]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no, 4 (14). Available at: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module= Articles&actio n=view&file=article&aid =3747
8. Larchenko N. A. Uchebnyi slovar' po psikhologii [Academic Dictionary of Psychology]. Rostov-on-Don, 2012. 213 p.
9. Leonidova G. V. Regional'nyi nauchno-obrazovatel'nyi tsentr [Regional Scientific-Educational Center]. Vologda: ISERT RAN, 2007. 99 p.
10. Ilyin V. A., Shabunova A. A., Popova V. I., Leonidova G. V., Garmanova O.Yu., Egorikhina S.Yu., Koroleva I.A., Kulakova A.B., Fomina Zh.V. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii: v 2-kh kn. Kn. 1: Podsistema dopolnitel'nogo shkol'nogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research and Education Centre: 10 years. From Inception to Implementation. In 2 Books. Book 1: Subsystem of Additional Education]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 138 p.
11. Obshchaya psikhodiagnostika [General Psychodiagnostics]. Under editorship of A. A. Bodalev, V. V. Stolin. Saint-Petersburg: Rech', 2000. 438 p.
12. Fomina Zh. V. Metodicheskie aspekty podgotovki nauchnykh kadrov v Nauchno-obrazovatel'nom tsentre Instituta sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii Rossiiskoi akademii nauk [Methodological Aspects of Training Scientists at the Research-and-Educational Center of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences]. Problemy razvitiya ekonomiki i sfery servisa v re-gione: sb. materialov VIII Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf., g. Syktyvkar [Problems of the Development of Economy and Public Services in the Region: Proceedings of the 8th International Research-to-Practice Conference, Syktyvkar], Syktyvkar, 2014, pp. 258-261.
13. Fomina Zh. V., Kulakova A. B. Razvitie tvorcheskikh sposobnostei obuchayushchikhsya Nauchno-obrazovatel'nogo tsentra ISERT RAN [Development of Creative Abilities of Schoolchildren at ISEDT RAS Research-and-Education Centre]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 1 (11). Available at: http://goo.gl/Gl41q2
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Kulakova Anna Borisovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: coolepik@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Fomina Zhanna Vasil'evna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.