УДК 37.03
Кобышева Лариса Илларионовна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
«Таганрогский институт имени А.П. Чехова» (филиал)
Россия, Таганрог1 Кандидат педагогических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Черты русской интеллигенции как основополагающие профессионально значимые личностные качества
социального педагога
Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионально значимых личностных качеств социального педагога, на становление которых оказывает влияние черты русской интеллигенции. В данном исследовании рассмотрены основные подходы к определению понятия «интеллигенция», выделены ее сущностные признаки, представлены нравственно-ценностные качества интеллигентности. Дан анализ содержанию социально-педагогической деятельности, изучены квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к личности специалиста по социальной работе. Проанализированы термины и категории, обусловленные профессией: «профессиограмма социального педагога», «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность» и выделены значимые личностные качества необходимые социальному педагогу. В статье дано определение направленности личности и охарактеризованы основные виды направленности личности социального педагога. В данном исследовании проанализированы работы В.Н. Келасьева, И.В. Яковлевой, Н.Н. Пейсахова и др., и охарактеризован комплекс различных психологических характеристик качеств личности, среди которых встречаются как положительные. Обозначены основные блоки профессионально значимых личностных качеств социального педагога. В статье рассмотрено проявление черт русской интеллигенции в структуре профессионально значимых качеств социального педагога. Проведенное исследование позволяет утверждать, что социальный педагог в своей деятельности руководствуется нравственными принципами, характерными для интеллигентного мировоззрения.
Ключевые слова: интеллигенция; черты русской интеллигенции; профессия «социальный педагог»; требования к социальному педагогу; профессионально значимые личностные качества социального педагога.
Идентификационный номер статьи в журнале 22РУЫ414
1 347922. Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная 48
Сегодня идете широкая дискуссия о месте и роли интеллигенции в современной России. Анализ научной литературы (Ж.Т. Тощенко, Н.И. Лапин, И.Ф. Рывкина, Н.Е. Покровский и др.) показал, что среди исследователей нет единства по поводу трактовки самого понятия «интеллигенция». Однако все определения можно свести к двум подходам:
1) культурологическому, где интеллигенция определяется как совокупность нравственных черт личности;
2) социологическому - интеллигенция определяется через социально-классовую принадлежность.
По своему составу социальная группа интеллигенции является весьма неоднородной. Она представлена людьми, отличающимися по образовательному уровню, духовным потребностям и запросам, социальному статусу и позиции в социальной иерархии. В то же время можно констатировать тот факт, что у всех представителей интеллигенции проявляется ряд постоянных сущностных признаков.
Б.А. Успенский [15] в числе этих признаков отмечает следующие:
1) принятие общечеловеческих ценностей, идеи справедливости, критичность по отношению к формам общественного правления, не ориентированным на идеалы гуманизма и демократии;
2) духовное единство представителя интеллигенции с теми людьми, чьи потребности и интересы он отстаивает;
3) верность своей Родине, народу, чувство патриотизма, гражданская активность и подвижничество;
4) стремление к творческой самореализации, творческая одержимость;
5) самоуважение, понимание своих возможностей, независимость, самостоятельность, стремление к свободе, в частности, - к свободе самовыражения;
6) осознание личностного начала как высшей ценности;
7) гражданское мужество, готовность отстаивать собственные убеждения и позиции, продиктованные совестью;
8) несовпадение социальных и нравственных принципов с определенными отрядами интеллигенции, порождающее социально-нравственную напряженность;
9) некоторая противоречивость и непоследовательность взглядов, способная привести к колебаниям между радикализмом, импульсивностью и консерватизмом;
10) возможность сочетания ориентации на высокую духовность, альтруизм с проявлениями меркантильности и эгоцентризма.
Таким образом, понятие интеллигентности рассматривается через сплав умственных и нравственных качеств личности. Интеллигентность может быть обретена в процессе социализации индивида, тогда она становится неотъемлемым атрибутом личности. Как писал академик Д.С. Лихачев, «нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец, но интеллигентным - никогда»
[11, с 43].
Функциональная важность интеллигенции состоит в обеспечении общественного духовного воспроизводства и производства, которое включает сохранение устоявшихся и созидание новых научных и культурных идей, художественных образов, общественных нормативов. В своих исследованиях О.И. Ефремова [4; 5; 6] рассматривает творческий и духовно-экзистенциальный компоненты информационной культуры представителей социальных профессий как проявление высокого уровня их профессионализма, а также аспект нравственной культуры, интеллигентности.
Почетная общественная миссия интеллигенции - выступать носителем высоких нравственных и духовных идей. Качество интеллигентности, по сути, представляет собой способность и готовность его носителя воспринимать, сохранять, приумножать, обогащать духовные ценности. Роль проводника и созидателя духовных ценностей, выполняемая интеллигенцией, так важна, что даже при самом авторитарном режиме она присутствует как неотъемлемая часть общества. Интеллигенция представляет специалистов по различным сферам интеллектуальной и духовно-нравственной жизни общества. Таким специалистами могут выступать социальные педагоги.
Профессия «Социальный педагог» относится к типу «человек-человек», так как главным, ведущим предметом труда выступают проблемы и отношения людей, семей, групп, коллективов, любых других общностей. Поскольку главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми, то это требует от человека как бы двойной подготовки. Во-первых, нужно быть подготовленным в области социальной политики, законодательства, социологии, управления, психологии и психотерапии, здравоохранения, педагогики. Во-вторых, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать и разбираться в их особенностях.
Анализ содержания данной профессии целесообразно проводить, применяя разработанные и утвержденные на государственном уровне квалификационные характеристики специалиста по социальной работе.
Системное изучение новых требований к специалисту базируется на различных методических принципах. Например, в Германии подготовка в высшей школе ориентирована на развитие у специалиста познавательных и общих интеллектуальных особенностей, профессиональных навыков, общей эрудиции, социальных и личностных качеств, пунктуальности, трудоспособности, экономности, аккуратности, гибкости, самостоятельности, долга, лояльности, учета интересов предприятия, а также способностей к руководству - умения вести переговоры, устанавливать контакты, распределять задания, принимать решения, риторические навыки, общительность и др.
Совокупность обусловленных профессией требований к личности социального педагога обозначается в педагогической деонтологии различными терминами, в частности, такими: «профессиограмма социального педагога», «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Выделенные категории близки по смыслу, отражают примерно одно и то же содержание, при этом каждый из терминов несет особый смысловой оттенок и употребляется в определенном контексте. Так, термин «профессиональная пригодность» характеризует совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности в той или иной другой профессии [14]. Профессиональная пригодность формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации субъекта. Профессиональная пригодность проявляется и регулируется при воздействии материальных и моральных стимулов, значимых для будущего специалиста, предполагает как условие становления удовлетворение от профессионального труда, осознание общественной значимости его результатов.
Становление профессиональной пригодности может иметь неопределенно большое число индивидуальных вариантов, в каждом из которых представлена свойственная ему психологическая структура, выявляющаяся в деятельности.
Однако в педагогике утвердилось заимствованный из инженерной психологии термин «профессиональная готовность», как достаточно ёмкий и подвижный. Профессиональная готовность к социально-педагогической деятельности может быть интерпретирована на уровнях ценностных ориентаций, понимания, профессиональных умений и навыков. Поэтому правомерно функциональное выделение в составе профессиональной готовности, с одной стороны, психологической, психофизиологической и физической готовности, а с другой -научно-теоретической и практической готовности, как уровневых составляющих компетентности социального педагога и основы его профессионализма.
Содержание профессиональной готовности социального педагога аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, параметры его личности и профессионального труда. Профессиограмма социального педагога как качественная описательная модель представителя педагогической профессии является своего рода паспортом, описывающим совокупность профессионально значимых качеств личности, а также общепедагогических и специальных знаний и умений.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога. Наиболее распространены профессиограммы, построенные в русле структурного подхода к описанию сущности и строения педагогической деятельности.
Исследователи (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) доказывают, что все основные стороны личности, тесно взаимодействуют друг с другом, но доминирующая роль остается за направленностью личности и совокупностью личностных качеств, проявляющихся в мотивации поведения и деятельности. Направленность личности выражается в социальной и профессиональной позиции, которая характеризует будущего специалиста как субъекта педагогической деятельности [1].
Позиция социального педагога реализуется как система интеллектуально-волевых ориентаций и эмоционально-оценочных отношений к миру, определяющих его профессиональную мотивацию. Она характеризуется, с одной стороны, общественными требованиями и ожиданиями, а с другой - внутренними, личными источниками активности, в числе которых - убеждения, мировоззренческие идеалы, устремления, переживания, мотивы и цели, ценностные ориентиры.
В позиции социального педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Интегральным показателем направленности социальной активности социального педагога являются его профессиональные ценностные ориентации: понимание социальной значимости в обществе, идеал, мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, профессиональный долг и честь, гордость за свою профессию, культура педагогического общения, потребность в профессиональном самообразовании и самовоспитании [9].
Социальная позиция социального педагога определяется системой взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые являются результатом социализации в школьный период. В процессе профессиональной подготовки на них базируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам социально-педагогической деятельности.
Социальная и профессиональная позиция есть следствие направленности личности педагога. Можно выделить три взаимосвязанных вида направленности личности социального педагога:
1) социально-нравственную;
2) профессионально-педагогическую;
3) познавательную [3].
Социально-нравственная направленность личности социального педагога выражается в системе его ценностных ориентаций, среди которых ведущее место занимают гуманистические: ориентация на личность и ее развитие, на диалогическое общение с ней, на воспитание гражданской активности, самостоятельности клиента и др.
В структуре личности социального педагога профессионально-педагогической направленности принадлежит особая роль. Она является тем каркасом, вокруг которого формируются основные профессионально значимые качества личности специалиста.
В исследованиях, посвященных проблеме формирования направленности социального педагога (В.А. Ядов, Н.Н. Пейсахов, В.А. Сластенин и др.), выделяют такие ее составляющие, как интерес к профессии, педагогическое призвание, профессиональные интересы и склонности [13; 14].
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего специалиста в реальную профессионально-ориентированную деятельность, ибо профессиональное предназначение человека не обусловлено прямо и однозначно своеобразием его природных способностей. Между тем, субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности, вызвать увлеченность деятельностью в сочетании с убежденностью в своей пригодности к ней.
Таким образом, профессиональное призвание формируется в процессе накопления будущим специалистом теоретического и практического опыта об особенностях будущей профессии и самооценки своих социально-педагогических особенностей. В связи с этим соотношение параметров личности педагога определяющих его социально-педагогическую направленность, может принять следующий вид:
1) педагогический интерес;
2) склонность к социально-педагогической профессии;
3) намерение заниматься профессиональной деятельностью;
4) профессиональные убеждения.
Профессиональная направленность личности проявляется и в таких качествах, как профессиональный долг и ответственность:
1) социальный педагог неформален в работе с клиентом;
2) всегда исходит из позиции гуманизма и милосердия;
3) проявлять компетентность, нести персональную ответственность за результаты своей работы;
4) не использовать свои профессиональные качества в личных интересах, обсуждать и оценивать ситуаций исключительно в профессиональных целях;
5) соблюдать конфиденциальность, не разглашать тайны клиента;
6) не принимать ценных подарков за выполненный профессиональный труд;
7) предупреждать неэтичное поведение коллег.
В понятии «профессиональный долг» сконцентрированы основные требования к личности социального педагога. Специфика понятия «профессиональный долг» состоит в том, что в его содержании находят отражение нравственные требования к личным качествам специалиста [10].
Совокупность взаимоотношений социального педагога с коллегами, клиентами, основанных на понимании профессионального долга и чувства ответственности, составляет сущность педагогического такта.
Педагогический такт представляет собой не что иное, как соблюдение чувства меры в педагогическом общении, выбор адекватного подхода к клиентам и построению отношений с ними. Педагогический такт представляет собой сочетание чувства меры, осознанных дозировок собственного действия и способности контролировать и уравновешивать действия партнера по общению с соблюдением всех норм вежливости.
Педагогический такт определяется личными качествами педагога, его кругозором, общей культурой, волевыми качествами, гражданской позицией, в целом -профессиональным мастерством. Тактичность является основой для установления доверительных отношений с клиентом [9].
Базис познавательной направленности личности профессионала составляют его духовные интересы и потребности. В философии к таким потребностям относят потребности в духовном общении, в поиске и реализации смысла жизни. Взаимодействие этих потребностей выступает гарантом развития духовной культуры личности социального педагога. Если общечеловеческая культура - это средство формирования духовности личности, а духовность - цель развития индивидуальной культуры, то культура, соединенная в личности с ее духовностью, и есть выражение ее духовной культуры. Наивысшим проявлением индивидуальной духовной культуры социального педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрывно связано со служением обществу [2].
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является развитый интеллект, неукротимая потребность в знаниях и признание их несомненной ценности. Стремление к образованию и познанию мира - одна из самых возвышающих человека духовных потребностей [13].
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности педагога является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в стремлении в каждом социально-педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия, в потребности не просто фиксировать противоречия в его чувственно осязаемом виде, но и формулировать его как познавательную проблему, и, наконец, в способности вскрывать глубинные причины данного противоречия, исследовать диалектику взаимоотношений составляющих его противоположностей [8].
Потребность в диалектическом взгляде на явления педагогической действительности позволяют педагогу воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие.
Общенаучная культура мышления социального педагога проявляется в его познавательной активности, понимаемой и как отношение к предмету и процессу деятельности, и как качество деятельности. Познавательная активность включает в себя стремление к учению (желание, интерес), сосредоточенность на предмете познания (в области науки, производства, культуры, общественных отношений и т.д.), глубокое проникновение в сущность явлений и их взаимосвязь, свободное оперирование знаниями, самостоятельность,
напряженность и интенсивность мыслительной деятельности в решении теоретических и практических задач.
Социальный педагог с ярко выраженной познавательной направленностью личности может подняться до адекватного понимания действительности, ее сложных проблем и противоречий. Он видит в противоречиях не свидетельство недостатков и неурядиц, признаки отсутствия порядка, а нормальное явление, поскольку в противоречиях содержится источник развития и совершенствования. Такой педагог не руководствуется однозначными оценками («хорошо - плохо»), не делает выводов из единичных фактов. Ему чужда мировоззренческая наивность, поэтому он не бежит от жизни с ее противоречиями и сложностями. Напротив, для него характерны целенаправленное глубокое размышление, стремление анализировать встречающиеся противоречия и сложности, активно искать пути их практического решения. При этом он не жалеет ни духовных, ни физических сил.
Познавательная направленность личности социального педагога проявляется и в том, что он руководствуется принципом «подвергай все сомнению», испытывает потребность в изучении специальной литературы, исследовании развития человеческой мысли [13].
Таким образом, в реальной жизни и деятельности педагога рассмотренные виды направленности личности, определяя характер и содержание его позиции, субъективной роли, обуславливают и меру социального и профессионального соответствия педагога разворачивающимся инновационным образовательным процессам.
Итак, руководствуясь приведенными выше требованиями к социальному педагогу, а также ориентируясь на профессиональный портрет специалиста, научные исследования в данной сфере, можно выделить следующие обязательные качества социального педагога:
1) интеллектуальные (мышление)
2) нравственные (поведение)
3) эмоциональные (чувства)
4) волевые (способность к самоуправлению)
5) организаторские (непосредственная деятельность)
Профессионально значимые личностные качества всегда представлены в системе. Н. Климов выделяет 4 основных составляющих данной системы:
1) отношение к труду, к профессии, интересы и склонности;
2) общая дееспособность, включающая психологический (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность и т.д.) и физический (состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.) компоненты;
3) специальные способности, определяющие эффективность выполнения профессиональной деятельности;
4) навыки, привычки, знания, опыт.
В процессе профессионального становления социального педагога он нуждается в диагностике уровня становления необходимых для специалиста качеств. Необходимо помочь социальному педагогу определить, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить [8].
В.Н. Келасьев, И.В. Яковлева и др. в своих исследованиях указывают, что анализ основных профессиональных задач социальных работников, требований, а также обобщение
мнений специалистов о профессионально важных качествах (ПВК) социальных работников, позволяет выделить следующие основные блоки таких качеств:
1) профессиональная осведомленность;
2) отношение к людям;
3) морально-этический уровень;
4) организаторские и коммуникативные способности;
5) нервно-психическая выносливость;
6) отношение к себе [7].
Каждый из шести блоков или групп ПВК не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание относительно независимых друг от друга психологических характеристик. Как показывает опыт, многие профессионально важные качества успешно развиваются по мере овладения специальности или компенсируется стилем деятельности, определяя почерк профессионала. Весь перечень психологических показателей, важных для той или иной профессии, можно разделить по этим параметрам на четыре категории:
1) качества развиваемые и компенсируемые;
2) качества развиваемые, но не компенсируемые;
3) качества с трудом развиваемые в зрелом возрасте, но компенсируемые;
4) качества с трудом развиваемые и плохо компенсируемые в группе «профессиональная компетентность», очевидно, почти все качества -конкретные знания и умения - являются формируемыми в процессе обучения и практического овладения специальностью.
Относительным противопоказаниям на этапе выбора профессии может выступать только полная неосведомленность и несформированность представления о будущей профессии у абитуриентов и поступающих на работу.
Профессионально значимые качества социального педагога, входящие в группу «отношение к людям», также можно распределить на развиваемые и плохо развиваемые, на компенсируемые и не компенсируемые другими свойствами. Отношение к людям определяется целым комплексом различных психологических характеристик, среди которых встречаются как положительные:
1) интерес к внутреннему миру другого человека тактичность и любовь к людям;
2) потребность в близких и значимых отношениях с другими доверчивость и открытость в общении симпатия эмпатия;
3) стремление к сотрудничеству;
так и отрицательные:
1) агрессивность, враждебность;
2) безразличие, холодность, невнимательность;
3) подозрительность, недоверчивость;
4) стремление к соперничеству, зависть;
5) повышенная критичность, бестактность и т.п.
В психологии пока еще нет системного описания психологических качеств, воспроизводящего всю полноту и разнообразие отношений к людям. Каждый автор предлагает свой перечень этих качеств и сосредотачивается на изучении отдельных аспектов этой фундаментальной психологической характеристики. Так, например, В.П. Панферов (1983) относит к качествам, раскрывающим отношение человека к людям, такие как воспитанность, требовательность, объективность, великодушие и т.д. [12].
Однако считается уже общепризнанным, что особенности отношения конкретного человека к людям зависят от уровня выраженности у него потребности в общении, которая, в свою очередь, возникает и формируется по мере накопления человеком опыта межличностных взаимодействий. По мнению Н.Н. Пейсахова [14], людей с высокой потребностью в общении отличают такие черты, как:
1) стремление к поддержанию и восстановлению хороших отношений с окружающими;
2) сильные переживания при разрыве хороших отношений с ними;
3) способность простить поступок ради восстановления хороших отношений;
4) стремление помогать другим;
5) способность отказаться от собственных удобств ради других;
6) склонность проявлять участие;
7) стремление расширить сферу своего общения.
Сила потребности в общении, интерес к внутреннему миру другого человека зависит от конкретного опыта взаимоотношений личности с разными людьми. Позитивный или негативный опыт взаимоотношений с другими формирует соответствующую систему внутренних отношений личности. По мнению В.Н. Мясищева именно система отношений к действительности является ядром личности. Как известно, негативный опыт взаимоотношений с людьми зачастую является причиной неврозов, психопатий и акцентуаций характера. И чем раньше и длительнее был такой опыт, тем больше психологических проблем и искажений несет в себе личность. Так, по мнению неопсихоаналитиков, существуют специфические психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Отметим, что если негативное отношение - недоверие - закрепляется и усиливается в школе, то к 18-20 годам мы имеем дело с человеком, который к большинству окружающих его людей, особенно малознакомых, будет относиться с подозрением и стараться минимизировать свое общение с ними. Такое поведение можно характеризовать как профессионально нежелательное для социального педагога.
Для успешного выполнения профессиональных функций социальному педагогу необходимо быть актуализатором, уметь уважать себя, доверять себе. Поэтому в отдельную группу выделяются качества, характеризующие отношение к самому себе. Эта группа качеств состоит из разнородных характеристик, таких как «Я-концепция», самооценка, самокритичность, самолюбие, уверенность в себе, самоактуализация, самоидентификация и т.д. Все эти характеристики складываются в относительно устойчивую, в той или иной мере осознанную систему представлений о самом себе, на основе которой индивид строит свое взаимодействие с другими людьми.
Несомненными, очевидными профессионально значимыми личностными качествами социального работника выступают коммуникативно-организаторские способности, которые представляют собой сложный конгломерат характеристик - навыков, умений, знаний и
свойств. Несмотря на общеупотребимость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор еще нет общепринятого определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких, как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидров), таких, как «умение влиять на людей, оперативно разобраться в ситуации взаимодействия людей и направить его в нужное русло» (Б.А. Феорин) и т.п. Опыт работы В.Н. Келасьева показывает, что коммуникативно-организаторские качества - это качества, характеризующие способность к организации общения и управления группой людей. Данные качества могут быть развиты или сформированы в ходе общения, но есть и такие, сформировать которые в зрелом возрасте очень трудно (например, низкие показатели переработки коммуникативной информации).
Итак, анализ профессионально-личностных качеств позволяет выделить следующие основные блоки таких качеств:
1) профессиональная осведомленность;
2) отношение к людям;
3) организаторские и коммуникативные способности;
4) морально-этический уровень;
5) нервно-психическая выносливость.
Рассмотрим проявление черт русской интеллигенции в структуре профессионально значимых качеств социального педагога.
Одним из блоков профессиональной осведомленности будущих социальных педагогов выступает позитивное осмысление черт русской интеллигенции, владение умением аргументировать неадекватность абсолютизированного негативного полюса стереотипа русского самосознания («белоручки», «неженки» и т.д.).
Позитивное представление о чертах человека-интеллигента определяет отношение будущих специалистов в области социальной педагогики к людям, нуждающимся в их профессиональной помощи. Клиенты социального педагога настоящим профессионалом воспринимаются не как «белоручки», т.е. ленивые, а как испытывающие безысходность, как имеющие низкую фрустрационную толерантность и т.д.
Организаторские и коммуникативные способности социального педагога в отечественной культуре выступают как органичное продолжение общинного, коллективистического, альтруистического начала «русской интеллигентной души», стремления сплотить людей доброй воли на помощь страждущим.
Морально-этический кодекс социального педагога определяется такими базовыми качествами, составляющие черты русской интеллигенции, как духовность, милосердие, безусловное позитивное принятие другого человека (несмотря на его проблемы и сложности) как высшей ценности, чувство долга, приоритет общественных интересов над личными, тактичность, терпение, щедрость души.
Нервно-психическая выносливость социального педагога может быть обусловлена, в частности, влиянием таких черт интеллигента, как выдержка, терпение, вера в будущее и несгибаемая ориентация на обязательные улучшения, отзывчивость, доброта, чувство долга.
Итак, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. Интеллигентность как проявление духовности личности характеризуется развитым интеллектом и высокими нравственными качествами, проявляется как
тактичность, эмпатия, альтруизм, справедливость, безупречность в поступках, способность поставить себя на место другого человека.
2. Социальный педагог в своей деятельности должен руководствоваться нравственными принципами, характерными для интеллигентного мировоззрения, а также владеть различными навыками, умениями и знаниями по своей специальности, обладать психическим здоровьем и организаторскими способностями.
3. Для социального педагога особенно важен профессионализм, который рассматривается не только как обладание багажом знаний по специальности, но и как выполнение требований морально-этического кодекса, включающих эмоциональную уравновешенность, понимание сущности и социальной значимости профессии.
4. Позитивное представление о чертах русского интеллигента помогает формированию профессионально значимых качеств социального педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2001.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. 2-е издание, дополненное и переработанное. Москва: Просвещение, 1988.
4. Ефремова О.И. и др. Становление готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования: Монография // отв. ред. О.И. Ефремова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Таганрогский гос. пед. ин-т им. А.П. Чехова». Таганрог, 2011.
5. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научно-методический журнал «Концепт». 2012 № 55. С. 26-30.
6. Ефремова О.И. Об одном из подходов к изучению информационной компетентности учителя // Наука и школа. 2009. № 3. С. 12-15.
7. Келасьев В.Н. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М., 1994.
8. Климов Е.С. Исследование профессиональной пригодности социальных педагогов. М., 1994.
9. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическая диагностика профессионально значимых личностных качеств социального педагога//Научное мнение. 2012. № 5. С. 65-73.
10. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение. 2013. № 4. С. 142-145.
11. Лихачев Д.С. Интеллигентным притвориться нельзя // Лихачев Д.С. Об интеллигенции. СПб., 1997.
12. Панферов В.Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб, 2000
13. Педагогика / Под ред. В. Сластенина, И. Исаева, Е. Шиянова. М., 2002.
14. Психологические и психофизиологические особенности студента. / Под ред. Н.Н. Пейсахова. Казань, КГУ, 1974.
15. Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002.
Рецензент: Черевик Клавдия Степановна, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и психологии личности, «Таганрогский институт имени А.П. Чехова» (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)».
Larisa Kobysheva
Rostov State University of Economics Russia, Taganrog E-Mail: [email protected]
Lines of Russian intelligency as basic Professionally significant personal qualities of the social teacher
Abstract.This paper deals with the problem professionally significant personal qualities of social educator, on the formation of which is influenced by the features of the Russian intelligentsia. This report examines the main approaches to the definition of the «intelligentsia», highlighted its essential features are presented moral values quality intelligence. The analysis of the content of social and educational activities explored qualifying characteristics and requirements for individual expert in social work. Analyzed the terms and categories due profession «professiograme social educator», «professional qualifications», «professional readiness» and highlighted significant personal qualities necessary social educator. The article defines personality orientation and describes the main types of social orientation of the individual teacher. This study analyzed the work of V.N. Kelaseva, I.V. Yakovleva, N. Peysahova and others, and is characterized by a complex of various psychological characteristics of personality traits, among which there are both positive. Identified the main blocks of professionally significant personal qualities of social educator. The article considers the manifestation of traits of the Russian intelligentsia in the structure of professionally significant qualities of social educator. The study suggests that the social worker is guided by moral principles characteristic of intelligent outlook.
Keywords: intelligency; lines of Russian intelligency; a trade «the social teacher»; requirements to the social teacher; professionally significant personal qualities of the social teacher.
Identification number of article 22PVN414
REFERENCES
1. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznanija. SPb.: Piter, 2001.
2. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija SPb.: Piter, 2001.
3. Babanskij Ju.K. Pedagogika: uchebnoe posobie / Ju.K. Babanskij. 2-e izdanie, dopolnennoe i pererabotannoe. Moskva: Prosveshhenie, 1988.
4. Efremova O.I. i dr. Stanovlenie gotovnosti budushhih pedagogov-psihologov k professional'nomu trudu na jetape vuzovskogo obrazovanija: Monografija // otv. red. O.I. Efremova; M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Federal'noe gos. bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija «Taganrogskij gos. ped. in-t im. A.P. Chehova». Taganrog, 2011.
5. Efremova O.I. Mifologizirovannye komponenty professional'nogo soznanija budushhih psihologov obrazovanija i ih korrekcija // Nauchno-metodicheskij zhurnal «Koncept». 2012 № 55. S. 26-30.
6. Efremova O.I. Ob odnom iz podhodov k izucheniju informacionnoj kompetentnosti uchitelja // Nauka i shkola. 2009. № 3. S. 12-15.
7. Kelas'ev V.N. Diagnostika professional'nyh sposobnostej, sistema professional'nogo otbora social'nyh pedagogov i social'nyh rabotnikov. M., 1994.
8. Klimov E.S. Issledovanie professional'noj prigodnosti social'nyh pedagogov. M., 1994.
9. Kobysheva L.I. Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika professional'no znachimyh lichnostnyh kachestv social'nogo pedagoga//Nauchnoe mnenie. 2012. № 5. S. 65-73.
10. Kobysheva L.I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovanija lichnostnyh kachestv social'nogo pedagoga v uslovijah vuzovskogo obrazovanija // Nauchnoe mnenie. 2013. № 4. S. 142-145.
11. Lihachev D.S. Intelligentnym pritvorit'sja nel'zja // Lihachev D.S. Ob intelligencii. SPb., 1997.
12. Panferov V.N. Psihologija cheloveka. Uchebnoe posobie. SPb, 2000
13. Pedagogika / Pod red. V. Slastenina, I. Isaeva, E. Shijanova. M., 2002.
14. Psihologicheskie i psihofiziologicheskie osobennosti studenta. / Pod red. N.N. Pejsahova. Kazan', KGU, 1974.
15. Uspenskij B.A. Russkaja intelligencija kak specificheskij fenomen russkoj kul'tury // Uspenskij B.A. Jetjudy o russkoj istorii. SPb.: Azbuka, 2002.