УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© 2015 Г.К.Морозова
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
Статья поступила в редакцию 29.06.2015
В данной статье подробно рассмотрены характеристики структурных компонентов личности будущего педагога. Раскрыты пути формирования профессиональных свойств и качеств личности студентов. Выявлен уровень оценивания личностных свойств и качеств человека, занимающегося педагогической деятельностью. Обоснованы основные задачи: развить у студентов умственные и познавательные способности и развиваться нравственно. Проведен анализ содержания основных профессионально-значимых черт личности будущего педагога. Данная статья имеет теоретико-практическое значение. Ключевые слова: профессиональные свойства и качества личности педагога, структурные компоненты воображение, инициатива, гуманизм, педагогическое мышление, самосознание.
Каждая профессия предъявляет определенные требования к различным качествам человека и накладывает тот или иной отпечаток на его личность. Интересно и полезно молодому человеку, собирающемуся посвятить себя трудной и ответственной профессии педагога, узнать о том, какие особенности ума, чувств и воли отличают лучших педагогов, какими способностями должен обладать педагог, как эти способности развивать, что специфического заключается в учебно-воспитательном труде педагога. Давно известно, что любое образование, в том числе и высшее педагогическое, лишь тогда действенно, когда соединяется с двумя качествами человека - с хорошо развитым умом и с настоящей нравственной воспитанностью. Выборочное анкетирование педагогов общеобразовательных школ, имеющих педагогический стаж работы от 1 до 20 лет, направленный на выявление уровня оценивания личностных свойств и качеств человека, занимающегося педагогической деятельностью, показал следующие результаты (таб. 1).
Все, без исключения, педагоги поставили самую высокую оценку (5 баллов) следующим личностным качествам: тактичность, верность слову, гуманизм. И только 37% опрошенных педагогов поставили «5» стремлению постоянно заниматься самовоспитанием. Преподаватели факультета дошкольного и начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ наряду с вооружением студентов программными знаниями, умениями и
Морозова Галина Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного и начального образования. E-mail: dpip [email protected]
навыками, решают еще не менее важные задачи: 1) Всемерно способствовать развитию у будущих педагогов умственных, познавательных способностей, без чего невозможны педагогическое творчество и самостоятельность. 2) Учебно-воспитательный процесс вуза помогает будущим педагогам расти и развиваться нравственно, обретать свою нравственную позицию, адаптироваться к условиям рынка труда.
Первое - на что мы обращаем внимание, - это стиль преподавания и культура общения при проведении лекций, семинаров, практических занятий и др. Второе - сила примера преподавателя как человека и педагога, где любое занятие учит студентов высокой культуре общения, подлинно человеческому вниманию к обучаемым. Третье - обучение студентов искусству сотрудничества с учащимися, педагогического сотрудничества, где главным является совместный поиск лучшего варианта решения той или иной задачи рационального пути к истине. Четвертое -формирование у студентов педагогического поведения - один из важных моментов в их подготовке, которому способствует весь уклад вузовской жизни. Пятое - работая со студентами мы учим их науке человековедения, то есть умению работать с людьми, заботиться о них; прислушиваться к мнению других, находить и развивать в человеке лучшее. Шестое - главным компонентом в формировании у студентов опыта педагогического мышления и поведения является педагогическая практика, в процессе которой уточняются и закрепляются теоретические знания, приобретаются профессиональные умения и навыки. Студенту предоставляется также возможность в период прохождения практики прове-
рить пригодность своих личных способностей к выполнению сложных педагогических обязанностей. Седьмое - важным в работе факультета является проведение глубоких и всесторонних научных исследований, связанных с выявлением условий, при которых весь учебно-воспитательный процесс оптимально способствует формированию у студентов педагогического поведения.
Таб. 1. Уровень оценивания личностных свойств человека, занимающегося педагогической деятельностью
Оценивание на «5» (баллов) Количество
педагогов
(в %)
1. Личная воспитанность 87
2. Тактичность 100
3. Высокая требовательность к
себе 62
4. Опыт нравственного пове-
дения:
4.1 доброта 62
4.2 порядочность 87
4.3 честность 87
4.4 милосердие 75
4.5 верность слову 100
4.6 гуманизм 100
5. Потребность в развитии
познавательных способно-
стей:
5.1 память 37
5.2 мышление 50
5.3 воображение 62
6. Стремление постоянно за-
ниматься самообразованием 62
7. Стремление постоянно за-
ниматься самовоспитанием 37
8. Творчество 62
9. Инициатива 50
10. Самостоятельность 75
11. Поиск 62
Анализ представленных данных показалчто в работе педагога нет мелочей - всё оказывает на студентов воспитывающее влияние. Хочется отметить важную роль самоподготовки, которая осуществляется по индивидуальным программам, где главным исходным материалом служат эмпирические данные, полученные в процессе
1 Бодров, В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности / В.А.Бодров // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, № 6. - С. 66 - 73; Поддуб-ная, А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания / А.В.Поддубная // Психология и жизнь: сб. науч. тр. Вып. 1. - М.: МОСУ, РПО. - С. 44 - 59.
самонаблюдения. В ходе самонаблюдения субъект осознает свою деятельность, самого себя, что позволяет сформировать представление о самом себе. Таким образом, формируется «Я-кон-цепция», которая представляет собой совокупность всех представлений человека о себе (сильные, слабые стороны, возможности, способности). Люди, которые владеют приемом самопознания, как правило, действуют более успешно и эффективно. Поэтому расширение самосознания и дальнейшее его углубление в познании самого себя является одним из главных условий для будущего педагога в его педагогическом труде, профессиональном росте и совершенствовании, в поддержании отношений с детьми, коллегами и родителями.
Самосознание (самопознание) работает путем постоянного сравнения нашего реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Благодаря самосознанию люди способны на неимоверные усилия, чтобы реализовать свою личность. Самовоспитание, особенно профессиональное, должно выработать у каждого способность выдерживать рассогласование без ущерба для личности (ее профессиональных черт, свойств) и индивидуальности. «Я-концепция» выступает для будущего педагога в виде некоторого образца, устойчивой мерки, с помощью которой он сможет осуществить сравнение и наметить общую программу профессионального самовоспитания по схеме: 1) Реальное «Я» - каков я есть. 2) Идеальное «Я» - каким мне хотелось бы быть. Например:
Я считаю себя усидчивым, но недостаточно, не хватает и сосредоточенности. Хотелось бы быть усидчивым, как автомат, чтобы сесть за стол и сразу начать работать в полную силу и до конца. 2) Для самопознания не нужно проводить никаких психологических экспериментов. Достаточно просто понаблюдать за собой, а затем сделать анализ своего состояния: что получается, а что нет; какие действия и поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
Самопознание осуществляется не ради поиска истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, то есть формирования себя в соответствии со своими намерениями. Профессиональное самовоспитание - это определенный тип отношений, поступков, действий субъекта деятельности к самому себе и собственному профессиональному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу (в частности - педагогическому идеалу).
Таб. 2. Примерное содержание основных профессионально значимых черт личности педагога
Оптимальные Допустимые Критические
Широкая эрудиция и свободное изложение материала Знание только своего предмета Работа только по конспекту
Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся Знание возрастной и педагогической психологии Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии
Тем речи 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов
Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика
Обращение к учащимся по именам Обращение к учащимся по фамилиям Постоянное безадресное обращение к учащимся
Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость Чуть замедленная реакция и находчивость Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию
Умение четко формулировать конкретные цели Умение определять общие цели Отсутствие умений четкого целепо-лагания
Умение организовать всех учащихся сразу Умение организовать работу большей части учащихся Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства
Профессиограмма педагога - понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов (важнейших структурных качеств) личности:
1) Всесторонняя педагогическая вооруженность, которая, главным образом, предполагает: - совершенное знание педагогом общих (основных) положений педагогической и психологической наук; - ясное представление сущности и закономерностей учебного и воспитательного процесса взаимосвязей обучения, воспитания и развития; - свободное владение методами изучения личности ребенка, умение проектировать развитие каждого как индивидуальности; - основательную методическую вооруженность для ведения учебной и воспитательной работы, хорошее владение педагогической техникой, искусством организации сотрудничества с детьми в любой ситуации; - глубокую убежденность в необходимости и большой значимости психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков, стремление и умение квалифицированно пользоваться ими в повседневной практике, в любой педагогической обстановке как необходимым «инструментом» своей учебной и воспитательной работы; - личную воспитанность, тактичность, высокую требовательность к себе.
2) Нравственная зрелость педагога: - доброта, порядочность, честность, милосердие, верность слову, гуманизм. 3) Широкая научная эрудиция. 4) Постоянная заинтересованность в создании необходимых условий для успешного обучения, воспитания каждого ребенка (школьника).
Конкретные задачи, методы и приемы профса-мосовершенствования будущего педагога. Профес-
сиональное самовоспитание является необходимым условием для того, кто сознательно выбрал педагогическую профессию. Потому что тот, кто старается сделать себя лучше, совершеннее, не останется равнодушным к тому, кто рядом. Такой педагог воспитает настоящую личность, потому что таковым он является сам. Профессиональное самовоспитание осуществляется через постановку цели на профессиональное совершенствование.
Цель разбивается на частные задачи, например (конкретные цели): 1) Достижение согласия с самим собой, то есть согласование между «Я-концепцией» и «Я-действительным». 2) Устранение плохих привычек, которые препятствуют профессиональному росту и совершенствованию (курение, праздность, чрезмерная общительность, лень и др.). 3) Развитие профессиональных способностей: - дидактические, такие педагогические способности, которые позволяют перерабатывать материал, трудное в нем делать легким, доступным и понятным детям (учащимся); - академические, которые помогают познать предмет не только в объеме учебного курса, а глубже и шире; помогают вести скромную исследовательскую работу; - перцептивные (восприятия) способности, которые помогают проникнуть во внутренний мир ребенка; - речевые способности, которые помогают ясно, четко выражать мысли; - организаторские, которые помогают организовать и сплотить детский коллектив, организовать собственную работу, экономить время (то есть развивают чувство времени); - авторитарные способности, ведущие к
формированию истинного авторитета; - коммуникативные, направленные на общение, контакт с другими людьми (детьми, родителями, преподавателями и др.); - распределение внимания -способность, направленная на совмещение нескольких видов педагогической деятельности (общение, наблюдение, обучение, воспитание); -воображение (педагогическое) - способность предвидеть последствия своих действий; - чувство юмора как особая и уникальная форма критики. 4) Восхождение к профессиональной индивидуальности, которое предполагает уход от шаблонов и стереотипов; поиск своего сугубо индивидуального профессионального «почерка». 4) Расширение смысла и значения жизни и профессиональной педагогической деятельности (падение престижа труда педагога - это явление временное). 5) Анализ задач, методов и приемов профессионального совершенствования будущих педагогов позволяет определить сущность и содержание профессиональных способностей, которые в значительной степени определяют их компетентность и профессионализм, в ходе осуществления субъект-субъектного взаимодействия и развития личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Для выяснения причин удовлетворенности своего профессионального роста и самосовер-
шенствования мы использовали полярные шкалы-опросники, которые позволили выявить основные профессионально-значимые способности. Большинство респондентов из десяти профессиональных способностей выбрали следующие: 53,3% организаторские, дидактические; 13,1% сделали акцент на речевые и академические способности; 24,2% респондентов отметили коммуникативную направленность и чувство юмора как особую форму критики. Лишь незначительное количество студентов отметило перцептивные (восприятия) способности, которые проникают во внутренний мир ребенка - всего 9,4%. Однако не один из студентов не отметил роли авторитарных способностей, отмечая при этом о наличии прочной направленности и значимости психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков, что является инструментарием в их учебно-воспитательной деятельности.
Таким образом, исходя из выше изложенного можно констатировать, что самовоспитание студентов ориентировано на получение радости и удовлетворения от самосовершенствования, которое имеет важное значение для организации профессионального самовоспитания будущих педагогов.
THE FORMATION OF PROFESSIONAL PROPERTIES AND QUALITIES OF PERSONALITY
OF A TEACHER OF HIGHER SCHOOL
© 2015 G.K.Morozova°
Orsk Humanitarian-technological Institute (branch) OSU
This article details characteristics of structural components of the personality of a future teacher. It discloses the process of formation of professional properties and qualities of individual students. It identifies the level of assessment of personality traits and qualities involved in teaching activities. The main objectives are to develop students' mental and cognitive capacity and to develop morally. An analysis of the content of a future teacher's main professionally important personality traits is given. This paper has theoretical and practical significance. Keywords: professional properties and qualities of the personality of a teacher, structural components of imagination, initiative, humanism, pedagogical thinking, consciousness.
Galina Konstantinovna Morozova, Candidate of pedagogy, Associate professor, Dean of Faculty of preschool and primary education. E-mail: dpip [email protected]