УДК 37.01
Никитченко Ольга Васильевна
Nikitchenko Olga Vasilyevna
ассистент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
Assistant, Foreign Language Department, Tyumen State Oil and Gas University
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
THE ACTIVE METHODS OF TEACHING AS AN INTEGRAL PART OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES
Аннотация:
Summary:
Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки молодых специалистов предполагают необходимость разработки и применения инновационных образовательных педагогических технологий. В свою очередь, использование активных методов обучения является неотъемлемой частью современных образовательных технологий. В статье дан обзор работ российских и зарубежных ученых, занимающихся исследованием, разработкой и применением активных методов обучения.
The aims and objectives of young specialists' professional training improvement require the development and application of innovative educational technologies of teaching. The use of active teaching methods is an integral part of the modern educational technologies. The article reviews the works of Russian and foreign scholars engaged in research, development and application of the active methods of teaching.
Ключевые слова:
инновационные технологии, активные методы обучения, профессиональная деятельность, имитационные, неимитационные методы.
innovative technologies, active methods of teaching, professional activity, simulation methods, non-simulation methods.
Keywords:
Решение насущных задач удовлетворения потребностей общества в специалистах высокой квалификации является актуальным для страны в целом и отечественного образования в частности. Развитие глобальной экономики, значительный объем теоретической информации, необходимой для усвоения в период обучения, высокие требования к выпускникам вузов - данные факторы подводят к необходимости использования инновационных технологий. Для этого важен тщательный подбор определенных форм и методов обучения, которые приведут к высокому результату.
По мнению многих исследователей, например Е.Ю. Игнатьевой, в настоящий момент происходит смена образовательных парадигм: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет - вся система образования переходит на иную ступень сложности [1, с. 3]. Качественно отличительный подход к организации обучения в вузе, в том числе к самому процессу обучения инженеров, стал совершенно необходим для эффективности обучения и совершенствования профессиональной компетентности выпускников.
Российская и зарубежная психолого-педагогическая наука обладает достаточным количеством разработанных теорий, методов и технологий обучения. Значительное место среди них занимают следующие инновационные технологии: развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.А. Лернер и др.), инновационные технологии в обучении (А.А. Герасимов, И.П. Логинов, А.В. Хуторский, Т.И. Черняева), деятельностная теория обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), компетентностный подход в обучении (А.А. Вербитский, Н.Н. Абакумова, В.И. Байденко и пр.), система контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева, Л.В. Львов).
Наиболее популярны и востребованы в практике преподавания иностранного языка в неязыковом вузе следующие технологии: технология интенсивного обучения (Г.А. Китайгородская, А. Маслоу, Е.Ю. Комиссарова), виртуально-тренинговая технология - меморайзинг, актуализация (М.Н. Карпенко, Н.Б. Завьялова), технология дифференцированного (разноуровневого) обучения, технология системно-структурного анализа (И.Л. Бим, В.И. Пустовойтов), технология специфицированного обучения иностранному языку (Кембриджский университет), технология эмоционально-смыслового обучения и синхронного звукозрительного синтеза (И.Ю. Шехтер), интернет-технологии, технологии дистанционного образования (Е.С. Полат, Б.И. Глазов).
Технологии обучения, основанные на дифференцированном, личностном и деятельност-ном подходах, сейчас получили наибольшее признание. Дифференцированный, личностно ори-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ентированный подход дает возможность использовать в учебном процессе активные формы обучения, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей студентов и активно развивают мыслительную деятельность, что помогает учащимся быстро адаптироваться к меняющимся условиям современной жизни.
В качестве наиболее популярных методов обучения выделяют групповое обучение, игровые технологии, метод проектов, кейс-технологии, включение таких видов работ, которые приводят к эмоциональной и психологической разгрузке студентов. Можно с уверенностью сказать, что перечисленные методы, использованные в системе, помогут достичь высоких результатов в усвоении студентами учебного материала, а также в совершенствовании их мыслительной деятельности.
При выборе методов необходимо учесть множество условий, от которых будет зависеть успех: постановка задач и специфика подготовки специалистов, содержание изучаемого материала, учебное расписание и время, имеющееся в наличии у преподавателя, а также вариативность состава студентов и разнообразие средств обучения. Многие исследователи подчеркивают, что аналитические умения и навыки формируются в разнообразных познавательных исследовательских упражнениях, ситуативно-игровых заданиях, решении проблемных ситуаций, всевозможных конкурсах, викторинах, диспутах, ролевых играх. Все это активизирует мыслительную деятельность студентов, особенно умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, дискутировать, делать выводы, что приводит к активизации аналитических операций.
Здесь важное место в образовательном процессе занимают активные методы обучения (АМО). Теоретическую базу и основы АМО стали разрабатывать еще в конце прошлого столетия. Весомую роль в разработке и становлении АмО сыграли исследования М.М. Бирштейн, А.М. Смолкина, В.Ф. Комарова, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова и др.
Активное обучение определяет использование системы методов, которые направлены главным образом на организацию студентов для самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности [2, с. 195]. Многие исследователи (И.А. Жукова, Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, Е.В. Зарукина и др.), рассматривающие вопросы развития и применения активных методов обучения, разделяют их в зависимости от направленности на неимитационные и имитационные [3].
К неимитационным методам можно отнести проведение проблемных лекций, эвристических бесед, учебных дискуссий, анализ ситуаций. Сюда же относятся внеаудиторная самостоятельная работа студента, поисковая лабораторная работа, самостоятельная работа с книгой, учебным текстом, справочником, проведение конференций, олимпиады, презентации и многое другое. Имитационные методы предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности - иначе говоря, моделируется ситуация, создаются соответствующие условия и сама профессиональная деятельность. Активные методы подразделяются на игровые имитационные (разыгрывание ролей, деловые игры, стажировка, имитационный тренинг) и неигровые имитационные, включающие в себя метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, решение ситуационных задач, упражнения, выполнение индивидуальных задач (практических заданий) [4, с. 7].
Главным отличием АМО от традиционных методов выступает то, что они активно воздействуют на мыслительные процессы, развивают коммуникативные умения студентов и являются мощным мотивирующим фактором в обучении. Это некая система методов, направленная на самостоятельное активное овладение учебным материалом самим студентом. Здесь наблюдается тесная взаимосвязь преподавателя и обучаемого, где преподаватель играет пассивную роль. По мнению А.А. Вербицкого, именно активное обучение формирует у студентов познавательную мотивацию, но речь должна идти не о «принуждении» к активности, а о побуждении к ней; необходимо создавать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности [5, с. 52].
Таким образом, понятие АМО знаменует собой переход от традиционных форм и методов организации дидактического процесса в вузе к развивающим, проблемным, научно-исследовательским. Применение АМО позволяет создать особые дидактические психолого-педагогические условия, при которых студент занимает активную позицию, которая способствует проявлению, развитию аналитических умений, мыслительной активности, критического мышления. В результате этого повышается результативность учебного процесса, активизируется познавательная и творческая деятельность, что позволяет сформировать профессиональные компетенции. Активные методы в обучении способствуют созданию благоприятного мотивационного и эмоционального настроя на занятиях по изучению иностранного языка, развивают целый комплекс коммуникативных навыков. Все эти умения и навыки имеют огромное практическое значение для будущих специалистов.
В результате анализа научно-теоретической литературы и обобщения основных теоретических идей и практических подходов было выведено несколько важных положений. Во-первых,
АМО составляют основу инновационных технологий, где главное место занимает личностно ориентированный подход в качестве новой парадигмы образования. Во-вторых, применение АМО предоставляет условия для творчества в обучении, позволяя тем самым использовать разнообразные методы, приемы в процессе усвоения и закрепления материала для достижения высокой результативности. В-третьих, включение АМО в учебный процесс активизирует мыслительный процесс, развивает аналитические способности и критическое мышление и является мощным мотивирующим фактором.
Инновационный подход в организации обучения позволяет с большой эффективностью решать важнейшие педагогические учебно-воспитательные задачи и говорить о работе конкретного учебного заведения, которое находится в режиме постоянного развития.
Ссылки:
1. Игнатьева Е.Ю. Технологии профессионально ориентированного обучения : учеб.-метод, пособие. Великий Новгород, 2002. 48 с.
2. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения : метод, пособие / Е.А. Аникушина [и др.]. Томск, 2010. 212 с.
3. Жукова И.А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 20 с.
4. Зарукина Е.В. Логинова H.A., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод, пособие. СПб., 2010. 59 с.
5. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 204 с.