Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам'

Использование активных методов обучения при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В УСВОЕНИИ МАТЕРИАЛА / РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ / КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / INTEREST IN MASTERING OF THE MATERIAL / THE RESULTS OF PRACTICE / A COURSE PROJECT ON SPECIAL DISCIPLINES / PRESENTATION / TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Н. И.

В данной статье приведена характеристика тех активных методов обучения, которые используются при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the characteristics of the active learning methods that are used in the performance of a course project on special subjects

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам»

Н.И.Ларионова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Ключевые слова: активные методы обучения, заинтересованность в усвоении материала, результаты практики, курсовой проект по специальным дисциплинам, презентация, технологии обучения.

В данной статье приведена характеристика тех активных методов обучения, которые используются при выполнении курсового проекта по специальным дисциплинам.

Keywords: active learning methods, interest in mastering of the material, the results ofpractice, a course project on special

disciplines, presentation, training technologies.

This article describes the characteristics of the active learning methods that are used in the performance of a course project on special subjects

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение

обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.

Организация учебного процесса в вузе зависит от специфики материала и применяемых ведущих методов и средств обучения.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто в основном путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Активные методы обучения (АМО) - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом; к самостоятельному добыванию знаний,

активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Они получили широкое распространение.

Активные методы обучения подразделяются на имитационные и неимитационные.

Имитационные методы предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.

Имитационные неигровые методы включают в себя анализ конкретных производственных ситуаций, решение

ситуационных производственных задач,

лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.

Неимитационные активные методы — это чаще всего проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые

лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы учащихся с книгой и электронной версией учебника, групповые консультации, презентации.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Применение активных методов в процессе обучения позволяет повысить результативность учебной деятельности студентов. Под ней понимается целеустремленная деятельность педагога, направленная на разработку и реализацию таких методов, средств и форм обучения, которые бы способствовали формированию навыков продуктивного общения в условиях процесса обучения; развитию умений аргументировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения; развитию психических процессов (внимание, память, мышление), поддержанию постоянного интереса и мотивации, самостоятельности, а также развитию способностей прогнозировать различные ситуации и принимать самостоятельные решения.

Активные методы обучения обеспечивают: повышение эмоциональной включенности обучающихся и творческую активность студентов на занятии; обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между собой, а также с педагогом; формирование коллективных усилий и интенсификацию процесса обучения.

Необходимость внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.

Применение АМО позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки студентов, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и познавательным.

На протяжении всего периода обучения в вузе осуществляется контроль процесса превращения учебной деятельности в профессиональную. При этом и контроль деятельностный, т.е контролируется не уровень усвоения знаний, а ход и результаты действий на их основе, уровень сформированности познавательной, а затем и профессиональной мотивации, деятельности в целом.

Если рассматривать конкретный пример, то по завершению производственной практики, где студент может наиболее полно проявить себя как специалист-профессионал, овладевший не только теоретическими знаниями, но и навыками их практической реализации в условиях действующего производства, выполняется и сдается отчет. Качество отчета оценивается с учетом теоретического и практического содержания, соответствия его методическим указаниям -

выходной контроль.

Затем студенты по результатам практики выполняют и защищают курсовой проект по конкретной производственной тематике

действующего производства - это и есть аттестация конкретной производственной ситуации.

Необходимо отметить, что на кафедре АТПП, НХТИ-КНИТУ курсовой проект (работа) выполняются по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной цели, а задача формулируется таким образом, чтобы в ней было отражено конкретное производственное содержание. Например: «Разработка АСОИУ узлом получения (а далее следует конкретный производственный процесс)» или « Модернизация системы управления процессом (а далее следует конкретный производственный процесс)», или «Усовершенствование технической структуры процесса» и т.д.

Курсовой проект (работа) - это

самостоятельная учебно-научная работа студентов, выполняемая под руководством преподавателя и применяется данная форма обучения на заключительном этапе изучения учебного предмета.

Дидактическими целями курсового проектирования являются обучение студентов профессиональным умениям, развитие у студентов навыков самостоятельной работы, углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по предмету, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы).

При выполнении курсового проекта (работы) используются междисциплинарные знания

- знания из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

Студенты кафедры АТПП, НХТИ-КНИТУ в ходе выполнения курсового проекта (работы) используют полученный на практике реальный материал, с включением элементов решения проблемных вопросов предприятий; учатся проектировать процесс (объект); разрабатывают функциональную схему; делают обоснование по выбору распределенной системы управления, комплекса технических средств автоматизации; овладевают методикой расчета и исследованием автоматической системы регулирования (одно- или многоконтурной); используют нормативную и справочную литературу, пользуются

периодическими изданиями для выработки и закрепления умений работать с книгой или с электронными ресурсами; используют

технологический регламент; чертят схемы, чертежи; разрабатывают 8СЛЭЛ-системы, учатся

программировать контроллер, выполняют презентации и т. д.

При выполнении проекта возникает множество вопросов. Необходимость

сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него -внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и становятся началом проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления.

Для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочивания уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач применяется метод эвристических вопросов, который предусматривает использование для

интенсификации поиска списка вопросов, например: « Что является объектом автоматизации? Какая существующая система управления? А если изменить систему управления? А если взять другую систему управления? Что будет? А к какой категории пожароопасности относится объект? А если уменьшить или увеличить объект? Какая организация занимается разработкой проектов? Какая задача ставится на разработку или модернизацию процесса? и т.д. Вопросы соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов. Используя тот или иной вопрос, идет поиск оптимального ответа на поставленную проблему. Ценность метода состоит в том, что он способствует развитию мышления и воображения, учит студентов логически рассуждать, доказывать правильность выбранного решения и т.д.

По ходу выполнения курсового проекта регулярно проводятся консультации, как групповые так и индивидуальные.

Во время проведения групповых консультаций:

- используется система непрерывной

профессионально-практической подготовки, где

студенты имеют возможность постановки и решения различных профессиональных задач;

- подробно рассматриваются практические вопросы, которые слабо были освещены в учебно-методических материалах;

- оказывается помощь в самостоятельной работе при подготовке и выполнении курсового проекта;

- оказывается помощь при изучении ГОСТов, ОСТов, нормативных документов.

При выполнении проекта используются методы разбора конкретных производственных ситуаций и ситуационных задач; проблемные методы, ориентированные на квалификационные характеристики специалиста (это неигровые имитационные активные методы обучения).

При решении конкретных задач, например, по модернизации системы управления, студент оказывается в ситуации, где моделируются не условия передачи и приема учебной информации, а ситуации профессионального действия, которые ведут к активной мыслительной деятельности -проблемная ситуация.

Технология презентации в контексте применения АМО является формой представления и защиты проектного решения. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных ситуаций (положений).

Защита курсового проекта осуществляется в виде конкурса презентаций. Эта коллективная форма взаимодействия и общения (неимитационные АМО), которая учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор.

При выполнении презентации необходимо соблюдать временной регламент, содержательность, наглядное представление материала (раздаточный материал, презентация Power Point), стиль речи.

Успех учебной презентации определяется умением студентов вызвать интерес к рассматриваемой теме, способностью четко и ясно изложить материал, навыками систематизации и декомпозиции аналитических материалов и т. д.

Пример студенческой презентации курсового проекта по дисциплине « Проектирование АСОИУ». Первый слайд презентации содержит наименование проекта и сведения об авторском коллективе проекта.

В пояснительной записке дается описание характеристики объекта автоматизации, т.е

описание технологического процесса, приводятся основные характеристики и особенности технологического объекта с точки зрения задачи

управления, приводится анализ существующей схемы автоматизации технологического процесса и т. д. делаются выводы по необходимости

модернизации системы. Разработанная

функциональная схема автоматизации ТОУ

приведена на Рис.1.

Рис. 1 - Функциональная схема процесса

На Рис.2 приведена разработанная структурная схема автоматизации технологического объекта управления, перечень функций,

выполняемых системой на каждом уровне управления приводится в пояснительной записке.

Рис. 2 - Структурная схема автоматизации процесса

На Рис.3 приведены результаты расчета и исследования автоматической системы

регулирования (одно- или многоконтурной)

Рис. З - Математическое обеспечение

На Рис. 4 приведены разработанные в курсовом проекте алгоритмы управления

Рис. 4 - Алгоритмы управления

На Рис.5 и Рис.6 приведен разработанный человеко-машинный интерфейс и элементы

интерфейса____________________________

*-'^11 □ - чш~-а

; >и *ч

' і

:йЬі

іі

.і1 ІІ-

Рис. 5 - Интерфейс оператора

Рис. 6 - Элементы интерфейса

Активные методы обучения - это обучение деятельностью. Например, Л.С.Выгодской

сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направленной

преподавателем, студенты овладевают

необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности. Развиваются их творческие способности.

АМО формируют самое главное - трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать.

АМО вырабатывают умение решать проблемы.

АМО - это «ожившая» ситуация со всеми взаимодействиями между людьми, со всеми конфликтами, успехами и поражениями, с адекватной оценкой индивидуальных, в т.ч. профессиональных качеств и умений, необходимых будущим специалистам

Использование активных методов обучения в вузе, а так же при выполнении курсового проекта (работы), как показывает практика, является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов.

В результате их использования происходит формирование знаний, умений и навыков у студентов путем вовлечения их в активную учебнопознавательную деятельность. Учебная информация переходит в личностные знания студентов

Литература

, Черкунова С.К., Общая методика и специальным Уч.-метод. пособие/ Иванов, И.Я.

Ф.Т.

1. Иванов В.Г., Курамшинов И.Я,

Хацринова О.Ю., Шагеева Ф.Т. обучения общетехническим дисциплинам в инженерном вузе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казан. гос.технолог.ун-т; В. Г.

Курамшинов, С.К. Черкунова, О.Ю. Хацринова. Шагеева//Казань,2001,300 с.18В№-7882-0180-2.

2. Ларионова Н.И. Формирование профессиональных навыков у студентов технического вуза/ Н.И. Ларионова // Вестник Казан.технол.ун-та.--2013.-Т16, №4.-С364-366.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе:

контекстный подход: Метод пособие./ А.А.

Вербицкий// М.:Высш.шк.,1991.-207 с.:ил.

4. Абдуллин И.А., Злобин В.А., Афанасьев Г.В., Лаптев Н.И. Производственная практика студентов, как составная часть учебного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов/ И.А. Абдуллин, В.А.Злобин, Г.В. Афанасьев, Н.И.Лаптев //Вестник Казан.технол.ун-та.-2011.-Т14, №21.-С246-247.

5. Кирсанов А.А., Иванов В.Г., Кондратьев В.В.

Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной подготовки / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов,

В.В.Кондратьев // Вестник Казан.технол.ун-та.-2010, №4.-С228-249.

6. Фролова И.И., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш.

Качество подготовки специалиста как педагогическая проблема/ И.И.Фролова, Г.Н.Ахметзянова,

Н.Ш.Валеева// Вестник Казан.технол.ун-та.-2013.-Т16, №1.-С350-354.

© Н. И. Ларионова - ст. преподаватель каф. АТПП НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», Larionova-ni@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.