Научная статья на тему 'Формирование профессиональных навыков у студентов технического вуза'

Формирование профессиональных навыков у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1810
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PRACTICAL TRAINING / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Н. И.

В данной статье приведена характеристика практик, которые являются составной частью основной образовательной программы и их влияние на формирование профессиональных навыков у специалистов технического вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes characteristics of the practices that are part of the basic educational program and their influence on the professional skills of experts of technical university

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных навыков у студентов технического вуза»

Н. И. Ларионова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: прохождение практик, профессиональные навыки.

В данной статье приведена характеристика практик, которые являются составной частью основной образовательной программы и их влияние на формирование профессиональных навыков у специалистов технического вуза

Keywords: practical training, professional skills.

This article describes characteristics of the practices that are part of the basic educational program and their influence on the professional skills of experts of technical university

Современная профессиональная подготовка требует перехода к формированию у студентов устойчивых творческих и исследовательских навыков, умения решать проблемы; процесс их обучения должен объединять теоретические знания и практический опыт. В настоящее время важным условием профессионального образования является умение специалиста встраиваться в неустойчивую профессиональную среду. Требования работодателей к профессиональным навыкам постоянно меняются, и адаптацию к этим изменениям обеспечивает информационно-аналитическая компетентность специалиста любого профиля.

Современный специалист любого уровня (рабочий, техник, инженер) сегодня должен непрерывно доучиваться, в отличие от специалиста начала века. Поэтому, в какой бы области не работал специалист, он должен быть динамичным, мобильным, способным непрерывно повышать свою квалификацию, умеющим творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям деятельности. Таким образом, решающее значение для выпускника профессиональной школы любого уровня приобретает не только овладение суммой конкретных знаний и навыков, но как главная цель - умение их самостоятельно добывать, приобретать, систематизировать.

Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.

Прохождение практик - это одна из форм самостоятельной работы студентов и играет особую роль в воспитании самостоятельности личности. Во время прохождения практики совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению теоретических знаний. В результате интенсивной и плодотворной самостоятельной работы осваиваются новые навыки познания, то есть формируются профессиональные навыки будущего специалиста. Этот метод обучения ставит студентов в условия самостоятельности, заставляет мыслить, искать ответы, решать практические задачи.

Только на предприятии, во время практики студенты подкрепляют теоретические знания навыками их практического применения. Чем больше практических навыков формируется в процессе обучения, тем выше квалификация специалиста. Для освоения этих навыков и предназначены все виды практики: учебная, производственная, преддипломная, а также с 2001 года реализуется программа «Федеральная экспериментальная площадка».

Организация учебной, производственной и преддипломной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладении студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Учебная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование основных первичных профессиональных умений и навыков студентов, подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Целью учебной практики является:

- расширение знаний студентов об особенностях избранной ими профессии;

- закрепление и углубление знаний, полученных студентами при теоретическом обучении и подготовка к изучению последующих дисциплин;

- ознакомление с применяемой техникой и технологиями в соответствии с особенностями направления (специальности) обучения;

- обучение методам, приемам и технике лабораторных исследований;

- выработка первичных профессиональных умений, соответствующих квалификационным характеристикам выпускников.

По прохождению практики выполняется и сдается отчет. Качество отчета оценивается с учетом теоретического и практического содержания, соответствия его методическим указаниям.

Производственная практика проводится для закрепления, расширения, углубления и систематизации теоретических знаний студентов в области изучаемых специальных дисциплин, проверки профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также для изучения

всех аспектов работы отдельных производств, основного технологического оборудования, для приобретения практических навыков работы на производстве, опыта организаторской работы в трудовых коллективах.

Профессиональная деятельность складывается из выполнения трудовых функций, требующих от специалиста комплексных умений. Комплексные умения - это межпредметные умения, требующие знания разных учебных дисциплин, следовательно, их нельзя сформировать в процессе обособленного изучения отдельных предметов. Производственная практика и является одной из межпредметных форм.

Преддипломная практика, как часть основной образовательной программы, является завершающим этапом обучения в институте. Она обеспечивает возможность применения студентом полученных знаний и практических навыков, закрепленных в ходе производственных практик.

Основная цель преддипломной практики -получение теоретических и практических результатов, являющихся достаточными для успешного выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), тема которой предопределяет цели и задачи преддипломной практики.

Прохождение преддипломной практики должно обеспечить подготовку прочной основы для последующего успешного выполнения и защиты ВКР, дипломного проекта.

Для достижения основной цели преддипломной практики студент должен решить следующий комплекс задач исследовательского и практического характера:

- знакомство с объектом будущего исследования;

- изучение научной, учебно-методической и периодической литературы, нормативно-справочной и правовой информации по теории и практике исследуемой проблемы из всевозможных источников (литература, периодика, конференции, Интернет) о предметной области, о существующих методах и подходах, об аналогах и прототипах;

- ознакомление с организацией (предприятием, учреждением), ее структурой, основными функциями производственных и управленческих подразделений;

- подробное изучение существующих технологий обработки информации, а также инструкций и нормативных документов, регламентирующих деятельность организации;

- анализ существующего в организации (предприятии, учреждении) положения дел, эволюции во времени, оценка и диагностика состояния проблемы;

- выявление проблем (недостатков) в управлении и выбор направлений самостоятельных разработок, подлежащих выполнению студентом;

- привитие начальных навыков проведения эксперимента и обработки результатов эксперимента;

- ознакомление с достижениями в данной области науки и техники;

- всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшего выбора оптимальных и обоснованных проектных решений;

- разработка предложений по эффективному развитию отдельных видов деятельности организации (учреждения) в целом;

- обоснование эффективности предлагаемых решений и направлений развития.

В помощь студентам разработаны методические указания [1].

Практика производится на ведущих предприятиях города: ОАО «Нижнекамск-нефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «Таиф-НК», ТЭЦ, ЦМА, ООО «Татнефть-НК-Ойл» и т.д., оснащенных современными технологиями, с которыми существует тесная взаимосвязь, что позволяет осуществлять новые формы обучения, налажено и тесное сотрудничество практически во всех областях совместной деятельности: учебной, производственной, научно-исследовательской и т.д.

Эти предприятия являются базовыми для организации и проведения учебных, производственных и преддипломных практик студентов. Студенты весьма успешно реализуют полученные знания в практической профессиональной деятельности как во время пребывания в вузе, так и по завершении учебы. На этих же предприятиях, в основном, производится и трудоустройство выпускников института. Среди главных и ведущих специалистов этих объединений - наши выпускники.

Полученный на практике реальный материал, с включением элементов решения проблемных вопросов предприятий, студенты используют в курсовом и дипломном проектировании. Ряд проектов заканчивается внедрением на производстве.

Являясь организатором, руководителем реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» от кафедры АТПП, занимаясь организацией, проведением и руководством практик уже много лет, могу с уверенностью сказать, что практики являются эффективной формой организации учебного процесса и координации усилий вуза и предприятия по активизации познавательной деятельности студентов вечерней и дневной формы обучения.

Руководители промышленных предприятий города дают высокую оценку профессиональной подготовке выпускников кафедры автоматизации. Об этом свидетельствуют результаты защиты выпускных квалификационных работ и отзывы председателей государственных аттестационных и экзаменационных комиссий.

Таким образом, роль практик в процессе обучения приводит к достижению таких целей, как закрепление теоретических знаний, полученных студентами в стенах вуза путем изучения опыта работы предприятий, учреждений, организаций, овладение производственными навыками и передовыми методами труда по специальности, приобретение навыков общественно-политической, организаторской и воспитательной работы в коллективе, таким образом формируются профессиональные

навыки будущего специалиста, которые станут основой для профессионального роста, позволят сделать блестящую карьеру, дадут возможность личностно состояться.

Литература

1. Ларионова Н.И., Коломоец М.В. Программа учебной, производственной и преддипломной практик: -Методические указания для студентов специальностей «АСОИУ» и «АТПП». / Н.И. Ларионова, М.В.Коломоец Сост.- Нижнекамск,2009 год-50с.

2. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Инновации и высокие технологии XXI века» Т.2, «Роль практик в процессе обучения», Нижнекамск, 2009. /Мустафина Э.Ш., студентка Нижнекамского химико-технологического института КГТУ; науч.рук. Н.И. Ларионова, ст. преп.каф. АТПиП НХТИ КГТУ

3. Осипов П.Н., Якубова А.В. Организация производственных практик с позиции освоения квалификаций, сопутст-

вующих специальности / П.Н. Осипов, А.В. Якубова //Вестник Казан.технол .ун-та.-2012.-Т 15,№8.-С463.

4. Абдуллин И.А., Злобин В.А., Афанасьев Г.В., Лаптев Н. И. Производственная практика студентов, как составная часть учебного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов/ И.А. Абдуллин, В.А.Злобин, Г.В. Афанасьев, Н.И. Лаптев //Вестник Ка-зан.технол.ун-та.-2011.-Т14, №21.-С246-247.

5. Кирсанов А.А., Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной подготовки / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан.технол.ун-та.-2010, №4.-С228-249.

6. Кучугурова Н.Д. Понимание учебного материала - основа эффективной самостоятельной работы студентов / Н.Д.Кучугурова, Педагогическое образование и нау-ка,жур., -2012,№3,с.14-19.

7. Борисова Н.В., От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие/ Борисова Н.В.;М.- Домодедово: ВИПК МВД России, 1999г.

© Н. И. Ларионова - ст. препод. каф. АТПП НХТИ КНИТУ, Larionova-ni@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.