Научная статья на тему 'Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе'

Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / COGNITIVE INDEPENDENCE / ACTIVE METHODS OF LEARNING / ACTIVIZATION OF THINKING / PERSONALITY DEVELOPMENT / INTERACTION / IMITATING METHODS / SYSTEM APPROACH / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Гульнара Алимовна

В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в образовательный процесс военного вуза в целях совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров и повышения уровня их познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF USING ACTIVE METHODS OF LEARNING IN THE MILITARY INSTITUTE

In this article the necessity of active methods adoption in the educational process of the military institute is substantiated. It contributes to improvement of the future officers’ vocational training and to raising their level of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе»

УДК 378 Рыжова Гульнара Алимовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков филиала Военной академии

материально-технического обеспечения (г. Вольск) [email protected]

РАЗВИВАЮЩИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Ryzhova Gulnara Alimovna

Senior Lecturer of the Foreign Languages Department, Volsk Branch of the Military Academy of Logistics [email protected]

DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF USING ACTIVE METHODS OF LEARNING IN THE MILITARY INSTITUTE

Аннотация:

В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в образовательный процесс военного вуза в целях совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров и повышения уровня их познавательной деятельности.

Ключевые слова:

познавательная самостоятельность, активные методы обучения, активизация мышления, развитие личности, взаимодействие, имитационные методы, системный подход, профессиональные умения.

Summary:

In this article the necessity of active methods adoption in the educational process of the military institute is substantiated. It contributes to improvement of the future officers’ vocational training and to raising their level of cognitive activity.

Keywords:

cognitive independence, active methods of learning, activization of thinking, personality development, interaction, imitating methods, system approach, professional skills.

Реформирование Вооруженных Сил РФ и системы военного образования вносит изменения в процесс подготовки военных специалистов. В условиях смены систем вооружений и системы материально-технического обеспечения войск знания, полученные в вузе, нуждаются в постоянном обновлении. Современные требования к офицеру включают не только владение необходимыми знаниями и навыками их применения, но и повышение требований к уровню его познавательной самостоятельности, способности к самообразованию.

Процесс организации обучения в военном вузе является уникальным и имеет несомненные достоинства, к которым можно отнести четкий распорядок дня, обязательную посещаемость и дисциплину на занятиях, обеспечение курсантов необходимым учебным оборудованием и литературой, наличие определенного времени для самостоятельной подготовки, ежедневные дежурства и консультации преподавателей. Вместе с тем имеются такие недостатки, как пропуск занятий и самоподготовки из-за нарядов и других видов службы, строгая регламентация жизни вообще и, в частности, учебной деятельности и подготовки к занятиям.

Согласно наблюдениям и результатам проведенного опроса среди курсантов младших и старших курсов, на первом и втором курсах интерес к учебной деятельности довольно высок (87 % и 89 %). Однако на 4-5 курсах, а в некоторых случаях уже на 3 курсе наблюдается ощутимый спад интереса к учебе (62 % и 78 %). Среди причин этого явления курсанты называют наряды, недостаточное время для подготовки к занятиям, отсутствие возможности постоянно пользоваться интернет-ресурсами при самостоятельной подготовке. Кроме того, значительная часть поступающих в военный вуз не обладает волевыми качествами, навыками самостоятельной работы с литературой и организации умственной деятельности, необходимыми для успешной учебы.

Таким образом, перед преподавателем ставится задача заинтересовать обучающихся, создать на занятии условия для осуществления когнитивной деятельности и проявления творческих способностей каждого курсанта.

Анализ теории и практики процесса обучения курсантов военных вузов показывает, что методы традиционного или информационно-рецептивного обучения, направленные на передачу определенной суммы знаний, а также формирование умений и навыков практической деятельности не всегда способны решить подобные задачи. В целом традиционные методы предполагают предоставление готовых решений в качестве образца, активность обучающегося по своей направленности и содержанию носит репродуктивный характер.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы обучающихся, широкое применение активных методов обучения (АМО).

Активные методы обучения - это методы, направленные на активизацию мышления обучающихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:

- активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся;

- повышать результативность учебного процесса;

- формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.

Отличительными особенностями АМО являются:

- целенаправленная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс;

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся;

- интерактивный характер, то есть постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучающихся и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.Ф. Комарова и других. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдов, хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х гг. в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Значительный вклад в разработку проблемы использования АМО внесли работы М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, В.Ф. Комарова, А.М. Смолкина, И.М. Сыроежина, Т.П. Тимофеевского и другие.

Существуют различные виды классификации активных методов обучения. По характеру учебно-познавательной деятельности их подразделяют на имитационные методы, основанные на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; демонстрации и тренинге навыков внимания, быстроты мышления.

Проблемой классификации активных методов обучения занимались Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В. Бурков, А.А. Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф. Жуков, В.М. Ефимов, Л.Н. Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л. Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В.И. Рыбальский, Т.П. Тимофеевский.

Логичной и удобной в применении в педагогической практике представляется классификация методов активного обучения для вуза, предложенная А.М. Смолкиным. Он разделяет имитационные методы активного обучения, то есть формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные - все способы активизации познавательной деятельности на занятиях.

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных методов, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Имитационные методы разделяются на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они очень эффективны при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучающихся. К игровым методам относят: деловые и ролевые игры, организационно-деятельностные игры, игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях.

К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии), имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг и т.д.

К неимитационным занятиям относятся: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, групповая консультация, педагогические игровые упражнения, МАСТАК-технологии, презентация, олимпиада, научно-практическая конференция. Характерная черта подобных занятий - отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимися.

Выбор преподавателем методов обучения может определяться:

- общими целями образования, воспитания, развития личности обучающихся;

- особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

- целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

- временем, отведенным на изучение того или иного материала;

- уровнем подготовленности обучающихся;

- уровнем материальной оснащенности: наличием иллюстративного материала, наглядных пособий, технических средств;

- уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Безусловно, наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель. Кроме заявленных выше задач, пробудить интерес обучающихся к предмету, активизировать их познавательную деятельность, с помощью активных методов обучения решаются такие задачи, как осознание обучающимся недостаточности своих знаний и необходимости учиться; снятие вопросов, выявление ошибочных представлений, неверных истолкований изученного материала и тем самым предотвращение неправильного применения его на практике; закрепление полученных знаний, совершенствование умения и навыков их практического применения.

В практике обучения в военном вузе достаточно часто применяются такие методы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа, самостоятельная работа с литературой, групповая консультация, метод «круглого стола», деловые и ролевые игры, научнопрактические конференции, олимпиады, конкурсы, викторины. Систематическое использование подобных методов действительно способствует формированию и закреплению профессиональных знаний, умений и навыков, создает необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, находить свои подходы к решению проблем; позволяет вырабатывать у курсантов модели эффективного взаимодействия как в учебной деятельности, так и в личном общении, способствует развитию социальной компетентности, развитию творческих способностей, умения формулировать и высказывать свою точку зрения.

Трудно оспорить тот факт, что применение того или иного метода требует от преподавателя значительных усилий по разработке и подготовке занятия, особенно в первый раз. С другой стороны, учитывая широкие возможности различных АМО в плане развития личностных свойств обучающихся и повышения качества их профессиональной подготовки, представляется возможным рекомендовать преподавателям внедрять в образовательный процесс такие методы активного обучения, как:

- лекция вдвоем, в ходе которой не только моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, но и демонстрируется культура совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации;

- лекция-пресс-конференция, которая дает возможность каждому обучающемуся отработать умения формулировать вопрос, отстаивать свою точку зрения, выходить из трудных коммуникативных ситуаций;

- учебные дискуссии по материалам лекций или по итогам практических занятий - такой вид занятий совершенствует и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других;

- междисциплинарные учебные семинары, посвященные теме, которая рассматривается в различных аспектах: научно-техническом, экономическом, нравственном, психологическом и других; обучающиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями по данной теме, а также участвуют в обсуждении выступлений; данный метод способствует закреплению знаний по различным дисциплинам, расширению кругозора, развитию умения устанавливать межпредметные связи и вырабатывать комплексную оценку проблемы;

- анализ конкретной ситуации, то есть определенного случая, имеющего место в практике профессиональной деятельности, описание которого не только отражает некую практическую проблему, но и задействует определенный комплекс знаний; обучающиеся индивидуально или в группе разрабатывают варианты решения конкретной ситуации, участвуют в обсуждении и публичной защите этих вариантов;

- педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: три стадии данной методики - «Вызов» - «Осмысление» - «Размышление» - являются технологической основой, позволяющей обучающимся осуществлять активный поиск информации и размышлять над тем, что они узнали; данная технология включает наработки многих инновационных методик, что позволяет развивать мышление, формировать коммуникативные способности, вырабатывать умения самостоятельной работы.

Использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, способствует развитию личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также способствуют повышению педагогической квалификации преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.