Следовательно, сущность гражданской идентичности состоит в отождествлении себя с культурными образами конкретной общности, в ощущении своей принадлежности к ней, в принятии соответствующих норм и моделей повседневного поведения, в наличии гражданской позиции и отно-
Библиографический список
шения к ценностям сообщества, разделение его требований.
Процесс формирования такой идентичности предполагает совокупность когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционального и деятельностного компонентов.
1. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. Москва: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.
2. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. Москва: ЦГО, 1996.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Издательская группа «Прогресс», 1996.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. Москва: Мир, 1994.
5. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара. Издательство «БАХРАХ - М», 2010.
6. Абельс. Х. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпретативную социологию. Санкт-Петербург: Издательство. «Алетейя», 2000.
7. Водолажская Т.И. Образовательная политика. 2010; 5-6: 140 - 142.
8. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Технологии развития гражданской идентичности студенческой молодёжи в образовательном пространстве вуза. Ярославль. Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013.
9. Безгина Н.В. Гражданская идентичность как компонент в социальном становлении человека. Известия Тульского университета. 2014; 2: 177 - 186.
References
1. Shapar' V.B. Slovar'prakticheskogo psihologa. Moskva: AST; Har'kov: Torsing, 2005.
2. Baeva I.A. Psihologiya vponyatiyah, obrazah, perezhivaniyah. Moskva: CGO, 1996.
3. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'i krizis. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress», 1996.
4. Remshmidt H. Podrostkovyj iyunosheskij vozrast: Problemy stanovleniya lichnosti. Moskva: Mir, 1994.
5. Samosoznanie i zaschitnye mehanizmy lichnosti: hrestomatiya. Samara. Izdatel'stvo «BAHRAH - M», 2010.
6. Abel's. H. Interakciya, identichnost', prezentaciya: Vvedenie vinterpretativnuyu sociologiyu. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo. «Aletejya», 2000.
7. Vodolazhskaya T.I. Obrazovatel'naya politika. 2010; 5-6: 140 - 142.
8. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Tehnologii razvitiya grazhdanskoj identichnosti studencheskojmolodezhi v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Yaroslavl'. Izdatel'stvo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2013.
9. Bezgina N.V. Grazhdanskaya identichnost' kak komponent v social'nom stanovlenii cheloveka. Izvestiya Tul'skogo universiteta. 2014; 2: 177 - 186.
Статья поступила в редакцию 25.07.16
УДК 378.046.4
Zadvornaya M.S., senior teacher, Department of Preschool Education, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical
Education (Saint-Petersburg Russia), E-mail: [email protected]
ACTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING OF PRESCHOOL TEACHERS IN PERSON-FOCUSED INTERACTION WITH PARENTS. In the light of the modern requirements to a teacher new regulating documents declare that professional activity of modern preschool teachers has an exclusive social importance, determining in many respects by its features. One of them is the need for organization of effective interaction of the educational process subjects: children, teachers and parents. In modern conditions of upgrade of preschool educational system by the main line there was a transition to the person-oriented nature of interaction of teachers of the preschool educational organizations and parents of children of preschool age. The problem of formation of professional readiness of teachers for person-focused interaction with parents and mastering personal interactive technologies represents an important task for professional pedagogical education.
The article reveals the need of use of active forms and methods of training of teachers in person-focused interaction with parents of preschool children in the system of additional professional education. The author studies scientific approaches to understanding of active forms and methods of training, and gives their characteristics. The whole range of methodological benefits of active forms of education is based on communication with each other and with the teacher during the studies. The active forms and training methods applied by teachers of department of preschool education at St. Petersburg academy of in-service pedagogical education on professional development course and occupational retraining of teachers of the preschool educational organizations are offered to consideration. In more detail the author describes active methods of training, such as a round table, discussion, business game, a case method, brainstorming, projects, coach-books, Internet resources. Influence of active forms and methods of training on quality of additional professional education is shown.
Key words: active training, interactive training, discussion, business game, brainstorming, method of projects, round table, couch-book, case method, Internet resources, professional activity.
М.С. Задворная, ст. преп. каф. дошкольного образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ
В свете современных требований к педагогу, заявленных в новых нормативных государственных документах, профессиональная деятельность современных педагогов дошкольного образования имеет исключительную социальную значимость, во многом определяющую её особенности. Одной из них является необходимость организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В современных условиях модернизации системы дошкольного образования основной линией стал переход на личностно-ориентированный характер взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Проблема формирования профессиональной готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с родителями и овладение ими личностно-ориентированными технологиями представляет собой важную задачу для профессионально-педагогического образования. В статье автором рассматривается необходимость использования активных форм и методов обучения педагогов личност-
но-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста в системе дополнительного профессионального образования, анализируются научные подходы к пониманию активных форм и методов обучения, дается их характеристика. Автором рассматривается целый спектр методологических преимуществ активных форм обучения, основанных на общении обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем во время занятий. Предлагаются к рассмотрению активные формы и методы обучения, применяемые преподавателями кафедры дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дошкольных образовательных организаций. Более подробно автор описывает активные методы обучения, такие как круглый стол, дискуссия, деловая игра, кейс-метод, мозговой штурм, проекты; коуч-буки, Интернет-ресурсы. Показано влияние активных форм и методов обучения на качество дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: активное обучение, интерактивное обучение, дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, метод проектов, круглый стол, коуч-бук, кейс-метод. Интернет-ресурсы, профессиональная деятельность.
В свете современных требований, заявленных в новых нормативных государственных документах, современному педагогу необходимо владеть не только сугубо профессиональными компетенциями, но и быть образованным, нравственным, способным к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, отличающимся мобильностью и конструктивностью. Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования имеет исключительную социальную значимость, во многом определяющую её особенности. Одной из них является необходимость организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса: детей, педагогов и родителей, что определяет важность таких компетенций и личностных качеств педагога дошкольного образования, как коммуникативные навыки, обязательность, ответственность, чувство такта и корректность [1].
Появление новых нормативных государственных документов должно отразиться на повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов в системе дополнительного профессионального образования, так как существующая подготовка педагогов не всегда отвечает требованиям, которые задаются федеральными государственными стандартами. Практика образования в системе дополнительного профессионального образования свидетельствует о недостаточном внимании к подготовке педагогов дошкольного образования к личностно-ориентированному взаимодействию с родителями. Проблема формирования профессиональной готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с родителями и овладение ими личностно-ориентированными технологиями представляет собой важную задачу для профессионально-педагогического образования.
Современные образовательные стандарты предусматривают использование в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования активных форм и методов обучения. Рассмотрим такие основные понятия, как «активное обучение», «активные методы обучения», «интерактивное обучение». Термин «активное обучение» подразумевает целенаправленный образовательный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности слушателей по овладению общекультурными и профессиональными компетенциями. Активное обучение слушателей строится на основе использования активных методов и технологий в процессе проведения аудиторных занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
А.М. Смолкин трактует понятие «активные методы обучения» как способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [2].Эти методы основаны на практической направленности, игровом и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта слушателей, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.
Большая часть исследований в области активных методов обучения была проведена во второй половине XX века. Следует отметить работы учёных (М.М. Бирштейна, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, С.Г Гидровича, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова, Т.В. Кудрявцева, М.М. Леви, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.А. Сластелина, И.М. Сыроежкина, Т.П. Ти-мофеевского, Б.Н. Христенко), внёсших существенной вклад в развитие активных методов обучения. Мы опираемся на значительный теоретический вклад А.М. Матюшкина, он в своих работах не только обосновал необходимость использования активных методов обучения во всех видах учебной работы, но и ввел понятие диалогического проблемного обучения [3].
Характерными особенностями активных методов обучения являются:
- целенаправленная активизация мышления, когда слушатель анализирует, рассуждает, доказывает, сопоставляет точки зрения, разрабатывает предложения и решения;
- длительное время вовлечения слушателей в активную работу в ходе занятия;
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации слушателей;
- интерактивный характер, постоянное взаимодействие преподавателей и слушателей, слушателей между собой.
Изучая проблему использования активных методов обучения, мы обратились к их классификации. В научной литературе существует несколько классификаций активных методов обучения. Это классификации Ю.П. Абрамова, Е.П. Белозерцева, Н.В. Борисовой, М. Новика, В.А. Сластенина. Мы остановили свой выбор на классификации, разработанной Н.В. Борисовой (таблица 1).
Таблица 1
Неимитационные методы
Имитационные методы
Игровые методы
Неигровые методы
- Активные (проблемные) лекции, лекции с заранее запланированными ошибками и семинары;
- Тематическая дискуссия:
круглый стол, пресс- конференции, научно-практическая конференция
- Мозговая атака (штурм, эстафета)
- Презентация
- Олимпиада
- Стажировка (без выполнения должностной роли)
- Лабораторные опыты и др.
- Игровое проектирование
- Стажировка (с выполнением должностной роли)
- Разыгрывание ролей
- Деловая игра
- Педагогические ситуации
- Игровые занятия на машинных моделях
искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры и др.
- Ситуационные методы кейс - технологии
анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и производственных задач
- Действия по инструкции (алгоритму)
- Гоупповой тренинг и др.
Общая классификация активных методов обучения
Отличительной особенностью классификации Н.В. Борисовой является то, что в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками в активных методах обучения она выделяет неимитационные и имитационные активные методы обучения, которые, по ее мнению определяют форму занятия.
Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, которые основаны на общении обучающихся во время занятий как друг с другом, так и с преподавателем:
- добывание и применение знаний носят поисковый характер;
- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;
- предполагается совместная деятельность преподавателя и слушателей по решению задач обучения;
- включение слушателей в ситуацию профессиональной деятельности.
Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Под интерактивным обучением мы понимаем, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и слушателя. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования организован таким образом, что практически все слушатели группы оказываются вовлеченными в процесс познания, и могут рефлектировать.
Хотелось бы более подробно остановиться на активных формах и методах обучения, применяемых преподавателями кафедры дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
С помощью проведенного нами анкетирования слушателей (общее число опрошенных составило 105 человек) Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования удалось выявить, какие активные методы обучения применяют преподаватели в процессе обучения. Как показало анкетирование, слушатели хорошо осведомлены о различных активных и интерактивных формах проведения занятий. В ходе опроса 80% слушателей отметили, что преподаватели применяют такие активные методы обучения как: круглый стол, дискуссию; 43% - деловую игру; 20% - кейс-метод; 46% - мозговой штурм; 34% - проекты; 83% - групповые консультации; 10 % - ко-уч-буки. Таким образом, мы видим, что преподавателями в образовательном процессе используются активные методы обучения.
Более подробно остановимся на активных методах обучения педагогов дошкольного образования личностно-ориентиро-ванному взаимодействию с родителями, чаще всего используемых преподавателями академии.
В настоящее время идет процесс внедрения активных и интерактивных методов обучения и инновационных образовательных технологий. Дискуссия стала активно применяться на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки только в последние годы. Она предполагает обсуждение, спор, которые возникают и решаются в процессе общения. Цель дискуссии - обучение, тренинг, диагностика. Дискуссия, как правило, начинается с постановки вопроса и используется на семинарах, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий, на практических занятиях, когда слушателям необходимо высказаться.
Преподавателями используется так же метод «мозговой атаки», который еще называют методом коллективного «генерирования идей». Это, пожалуй, один из самых известных методов поиска оригинальных решений различных задач. Суть метода заключается в поиске ответа педагогов на предлагаемую проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, предложений. Основное правило мозговой атаки - не подвергать сомнению произнесенное участниками разговора, не критиковать, а обеспечивать полную свободу высказываний любых идей.
Из области политики и науки был заимствован метод «круглого стола». «Круглый стол» - беседа, во время которой происходит обмен мнениями. Метод «круглого стола» используется преподавателями в основном для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах.
Особое внимание заслуживает, метод «деловой игры», который первоначально использовался, в практической сфере управления, а не в системе образования. По определению
А.А. Вербицкого, деловая игра является не чем иным, как формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста [4].
Широкое применение нашёл в обучении слушателей «метод проектов», который позволяет формировать умения слушателей самостоятельно находить нужную информацию, умело применять её на практике для решения проблем, ориентироваться в информационном пространстве, организовывать самостоятельную деятельность, искать пути рационального преодоления возникающих трудностей, используя современные технологии, интегрировать знания из различных областей науки. Выделяют исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и др. типы проектов. Основная идея этого метода в активизации интереса слушателя к проблемам и закреплении полученных знаний посредством проектной деятельности.
«Кейс-метод» является самым эффективным и распространенным методом организации активной познавательной деятельности слушателей. Кейс - это описание реальной ситуации, «кусочек» реальной жизни, это не просто описание событий, а единый информационный комплекс (по О.Г. Смоляниновой). Слушателям предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы и определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, а так же определить свое отношение к предложенной ситуации. При этом проблема может не иметь однозначных решений [5]. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется значимым при подготовке специалиста.
Одним из перспективных направлений в системе дополнительного профессионального образования являются Интернет-ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения слушателей. Мы предлагаем использовать в работе со слушателями следующие виды Интернет-ресурсов: ресурс для самостоятельной работы слушателей, ресурс для подготовки преподавателя к лекциям (ресурсы для подбора наглядных материалов и методические ресурсы), ресурс для организации практической работы на лекциях, ресурс для самообразования слушателя (сайты дистанционного обучения) [6].
Сегодня в решении образовательных задач недооценены возможности социальных сетей. Социальные сети Интернет находятся на пике популярности, поэтому открываются новые возможности для их использования. Так, например, социальная сеть «Вконтакте», может стать дополнительной к аудиторным занятиям формой взаимодействия слушателей и преподавателя. Применение технологий форумов, позволит всем участникам группы создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки. Это будет стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, способствовать совершенствованию навыков всесторонней оценки; взаимодействие преподавателя и слушателя обеспечит непрерывность учебного процесса, а обсуждение теоретических вопросов и проектных работ слушателей повысит эффективность обучения [7].
В процессе обучения слушатели сталкиваются с огромным информационным потоком, поэтому для систематизации научной информации и оптимизации процесса обучения нам представляется необходимым создание коуч-буков.
Коуч-бук - современная форма рабочей тетради, представляющая собой навигатор, пособие, задачник, который будет содействовать развитию профессиональной компетентности во время обучения, но также являться многофункциональным дидактическим средством, реализующим ряд комплексных функций: сопровождения, обучения, индивидуализации образовательного процесса, информационно-коммуникационной, рефлексивно-оценочной. Достоинства коуч-бука неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени слушателя за счет выполнения работы непосредственно на страницах коуч-бука, и, как следствие, возможность выполнения большего числа заданий за меньшее время. Мы полагаем, что коуч-бук будет способствовать освоению теоретического и практического материалов в соответствии со способностями и потребностями слушателя, выступит дидактическим средством, обеспечивающим самостоятельную работу слушателей, контроль и самоконтроль в процессе овладения учебным материалом; даст возможность слушателям обратиться к пройденному материалу в случае пропуска занятий, повторения изученного материала [7].
Таким образом, активные методы обучения, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки слушателей к личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Они побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Их внедрение повышает эффективность педагогического взаимодействия, стимулирует мотивацию
слушателей, позволяет более продуктивно освоить коммуникативные, проектные, креативные группы компетенций, поэтому активные формы обучения, должны стать необходимой составляющей образовательного процесса. Опыт внедрения данных видов занятий на кафедре дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного образования показывает их эффективность.
Библиографический список
1. Долматов А.В., Долматова Л.А. Культура и эффективность психолого-педагогического взаимодействия педагогов и студентов в интерактивных формах обучения. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013, Т. 19; № 2: 91-97.
2. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва: Высшая школа, 1991: 207.
3. Огольцова Е.Г, Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции,2009: 129 - 133.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высшая школа, 1991: 207.
5. Шамис В.А. Применение кейс-метода в учебном процессе ВУЗа. Гуманитарные научные исследования. 2016; 3. Available at: http:// human.snauka.ru/2016/03/14509
6. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев: Материалы XII конференции ассоциации «История и компьютер», Москва: Издательство Московского университета, 2010: 174 - 175.
7. Задворная М.С. Формирование готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с дошкольниками. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 52 (4): 64 - 71.
References
1. Dolmatov A.V., Dolmatova L.A. Kul'tura i 'effektivnost' psihologo-pedagogicheskogo vzaimodejstviya pedagogov i studentov v interaktivnyh formah obucheniya. Vestnik Sankt-Peterburgskojyuridicheskoj akademii. 2013, T. 19; № 2: 91-97.
2. Smolkin A.M. Metody aktivnogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1991: 207.
3. Ogol'cova E.G, Hmel'nickaya O.M. Formirovanie aktivnogo obucheniya kak sredstvo razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti studentov. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii,2009: 129 - 133.
4. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: Vysshaya shkola, 1991: 207.
5. Shamis V.A. Primenenie kejs-metoda v uchebnom processe VuZa. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016; 3. Available at: http:// human.snauka.ru/2016/03/14509
6. Mozhaeva G.V., Feschenko A.V. Ispol'zovanie virtual'nyh social'nyh setej v obuchenii studentov-gumanitariev: Materialy XII konferencii associacii «Istoriya i komp'yuter», Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2010: 174 - 175.
7. Zadvornaya M.S. Formirovanie gotovnosti pedagogov k lichnostno-orientirovannomu vzaimodejstviyu s doshkol'nikami. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; 52 (4): 64 - 71.
Статья поступила в редакцию 29.07.16
УДК 378
Ismayilova I.A., postgraduate, Baku Music Academy (Baku, Azerbaijan), E-mail: [email protected]
ROMANCES GARA GARAYEV TO THE WORDS OF A. S. PUSHKIN. The article discusses national melos, its individual form, dynamic structure, features of the melody of romances. A composer K. Karaev has made a significant contribution to the development of Azerbaijan romances. Relying on tradition national melodies, he created his own individual musical form. The composer offers romances in a lyrical-romantic style, but at the same time the melody has a rich intonation of the national folklore. Romances are distinguished by the beauty and brightness of the melody. Listening to the works of Karaev, there is a profound musical drama romances, their internal development and expression of musical material. The research is dedicated to defining musical, structural and harmonic language of the romances. The studied works of the composer are definite by their structural form of the melodic line. The author discloses some important aspects in the composers creative way and stops at the phenomenon of a melody, connected with national music.
Key words: romance, composer, creative way, melodic line, national music, development of genre, lyrical themes, musical image.
И.А. Исмайлова, диссертант Бакинской Музыкальной Академии, г. Баку, E-mail: [email protected]
РОМАНСЫ КАРА КАРАЕВА НА СЛОВА А.С.ПУШКИНА
В статье рассматривается национальный мелос, индивидуальная форма, динамическая структура, структурные особенности мелодии романсов. Своими сочинениями К. Караев внёс значительный вклад в развитие Азербайджанского романса. Опираясь на традиции национального мелоса, художник создал свою индивидуальную музыкальную форму.
Предлагаемые произведения по стилю лирико-романтические, но, надо отметить, что одновременно мелодия романсов богата интонациями народного фольклора. Оба романса отличаются красотой и яркостью мелодики. При прослушивании сочинений Караева, ощущается глубокая музыкальная драматургия романсов, их внутреннее развитие и выразительность музыкального материала. Исследование посвящено определению музыкального, структурного и гармонического языка романсов. Рассматривая работы композитора, автор статьи определяет структурную форму мелодической линии произведений. В статье раскрываются некоторые важные аспекты в камерно-вокальной творческой деятельности композитора и особенности мелодии, связанные с национальной музыкой.
Ключевые слова: романс, композитор, творческий путь, мелодическая линия, национальная музыка, развитие жанра, лирические темы, музыкальный образ.
«Мелодия - душа композитора».
Д. Шостакович
Азербайджанская музыкальная культура богата именами и событиями. История её многовекового развития охватывает долгую эволюцию жанров и форм в рамках общевосточных музыкальных традиций, а также период стремительного взлёта и постижения всех форм, сложившихся в европейской музыкальной культуре.
Роль музыканта-новатора в развитии национального музыкального искусства принадлежит выдающемуся композитору К. Караеву, имя которого навсегда вошло не только в историю азербайджанской музыки, но и в сокровищницу современной мировой музыкальной культуры.
К. Караев - крупный музыкально-общественный деятель, один из самых ярких представителей композиторской школы Д. Шостаковича, учёный и педагог, воспитавший новое поколение