Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников'

Психолого-педагогическая поддержка профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER / ADVANCED TRAINING / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SENIOR PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Шавшаева Людмила Юрьевна

Современные социокультурные условия, требования нормативных документов актуализируют необходимость непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагает решение одной из значимых проблем социально-коммуникативного развития: формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Недостаточная готовность педагогических работников к формированию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста обусловливает необходимость реализации психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагога по обозначенной проблеме. На основе анализа исследований представлено содержание исследуемого понятия. Обозначена необходимость реализации персонифицированной модели повышения квалификации. Рассмотрены направления психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: исследовательское и формирующее. По результатам реализации исследовательского направления выявлены затруднения педагогов дошкольного образования при формировании эмоционального интеллекта: определение содержания понятии «эмоциональный интеллект», выявление возрастных особенностей исследуемого явления, обозначение и реализация технологий формирования исследуемого явления. Отмечена недостаточная направленность слушателей курсов повышения квалификации на формирование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Особые затруднения выявлены в организации взаимодействия с родителями старших дошкольников. Представлена реализация формирующего направления. Осуществление формирующего направления происходило в соответствии с выделенными затруднениями педагогов дошкольного образования в рамках этапов «Познаю», «Желаю», «Действую». В работе с педагогами на этапе «Познаю» использовались методы интерактивной лекции, дискуссии; приёмы эмоциональной обратной связи, эмоциональных ассоциаций; технологии: интерактивные. В работе с педагогами на этапе «Желаю» использовались методы: дискуссия, ролевая игра, анализ эмоционального опыта; технологии: интерактивные. На этапе «Действую» запланировано и реализовано взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. Отмечена необходимость изучения результативности деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагогов посредством исследования сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников, и в целом, профессиональной компетентности педагогических работников в рамках рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Шавшаева Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS ON THE PROBLEM OF FORMING THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS

Modern socio-cultural conditions, the requirements of normative documents actualize the need for continuous professional development of teachers of preschool education. The implementation of federal state educational standards for preschool education presupposes the solution of one of the most significant problems of social and communicative development: the formation of the emotional intelligence of preschool children. Inadequate readiness of teachers to form emotional intelligence of children of senior preschool age determines the need for the realization of psychological and pedagogical support for the professional development of the teacher on the indicated problem. Based on the analysis of the research, the content of the investigated concept is presented. The need to implement a personalized model of professional development is indicated. The directions of psychological and pedagogical support of the professional development of teachers on the problem of forming the emotional intelligence of senior preschoolers are examined: research and formative. Based on the results of implementation of the research area, the difficulties of teachers of preschool education are revealed in the formation of emotional intelligence: the definition of the content of the concept of «emotional intelligence», the identification of age-specific features of the phenomenon, designation and implementation of technologies for the formation of the phenomenon under investigation. The insufficient orientation of the listeners of the courses of raising the qualification for the formation of the emotional intelligence of children of the senior preschool age is noted. Special difficulties were revealed in the organization of interaction with the parents of older preschoolers. The realization of the forming direction is presented. The implementation of the formative direction took place in accordance with the highlighted difficulties of teachers of preschool education within the framework of the stages «I Know», «I Wish», «I Act». In the work with teachers at the stage «I Know» methods of interactive lecture and discussions were used; receptions of emotional feedback, emotional associations; technology: interactive. In the work with teachers at the stage «I wish» methods were used: discussion, role play, analysis of emotional experience; technology: interactive. At the stage of «Acting», interaction with parents of children of senior preschool age is planned and implemented. The need to study the effectiveness of the activity in providing psychological and pedagogical support for the professional development of teachers by studying the formation of the emotional intelligence of older preschool children and, in general, the professional competence of pedagogical workers in the framework of the problem under consideration.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников»

УДК 378.046.4 DOI: 10.25198/1814-6457-215-44

Матвиевская Е.Г., Шавшаева Л.Ю. Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современные социокультурные условия, требования нормативных документов актуализируют необходимость непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагает решение одной из значимых проблем социально-коммуникативного развития: формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Недостаточная готовность педагогических работников к формированию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста обусловливает необходимость реализации психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагога по обозначенной проблеме. На основе анализа исследований представлено содержание исследуемого понятия. Обозначена необходимость реализации персонифицированной модели повышения квалификации. Рассмотрены направления психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: исследовательское и формирующее. По результатам реализации исследовательского направления выявлены затруднения педагогов дошкольного образования при формировании эмоционального интеллекта: определение содержания понятии «эмоциональный интеллект», выявление возрастных особенностей исследуемого явления, обозначение и реализация технологий формирования исследуемого явления. Отмечена недостаточная направленность слушателей курсов повышения квалификации на формирование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Особые затруднения выявлены в организации взаимодействия с родителями старших дошкольников. Представлена реализация формирующего направления. Осуществление формирующего направления происходило в соответствии с выделенными затруднениями педагогов дошкольного образования в рамках этапов «Познаю», «Желаю», «Действую». В работе с педагогами на этапе «Познаю» использовались методы интерактивной лекции, дискуссии; приёмы эмоциональной обратной связи, эмоциональных ассоциаций; технологии: интерактивные. В работе с педагогами на этапе «Желаю» использовались методы: дискуссия, ролевая игра, анализ эмоционального опыта; технологии: интерактивные. На этапе «Действую» запланировано и реализовано взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. Отмечена необходимость изучения результативности деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагогов посредством исследования сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников, и в целом, профессиональной компетентности педагогических работников в рамках рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, профессиональное развитие, педагог, повышение квалификации, эмоциональный интеллект, старшие дошкольники.

Matvievskaya E.G., Shavshaeva L.Yu.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia Е-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS ON THE PROBLEM OF FORMING THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS

Modern socio-cultural conditions, the requirements of normative documents actualize the need for continuous professional development of teachers of preschool education. The implementation of federal state educational standards for preschool education presupposes the solution of one of the most significant problems of social and communicative development: the formation of the emotional intelligence of preschool children. Inadequate readiness of teachers to form emotional intelligence of children of senior preschool age determines the need for the realization of psychological and pedagogical support for the professional development of the teacher on the indicated problem. Based on the analysis of the research, the content of the investigated concept is presented. The need to implement a personalized model of professional development is indicated. The directions of psychological and pedagogical support of the professional development of teachers on the problem of forming the emotional intelligence of senior preschoolers are examined: research and formative. Based on the results of implementation of the research area, the difficulties of teachers of preschool education are revealed in the formation of emotional intelligence: the definition of the content of the concept of «emotional intelligence», the identification of age-specific features of the phenomenon, designation and implementation of technologies for the formation of the phenomenon under investigation. The insufficient orientation of the listeners of the courses of raising the qualification for the formation of the emotional intelligence of children of the senior preschool age is noted. Special difficulties were revealed in the organization of interaction with the parents of older preschoolers. The realization of the forming direction is presented. The implementation of the formative direction took place in accordance with the highlighted difficulties of teachers of preschool education within the framework of the stages «I Know», «I Wish», «I Act». In the work with teachers at the stage «I

Know» methods of interactive lecture and discussions were used; receptions of emotional feedback, emotional associations; technology: interactive. In the work with teachers at the stage «I wish» methods were used: discussion, role play, analysis of emotional experience; technology: interactive. At the stage of «Acting», interaction with parents of children of senior preschool age is planned and implemented. The need to study the effectiveness of the activity in providing psychological and pedagogical support for the professional development of teachers by studying the formation of the emotional intelligence of older preschool children and, in general, the professional competence of pedagogical workers in the framework of the problem under consideration.

Key words: psychological and pedagogical support, professional development, teacher, advanced training, emotional intelligence, senior preschoolers.

Возрастающие требования к профессиональной компетентности педагогических работников в свете реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11] актуализируют необходимость непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования. В соответствии с заявленными в обозначенном нормативном документе трудовыми функциями педагоги, реализующие программы дошкольного образования, должны планировать и реализовывать образовательную работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает решение одной из значимых проблем социально-коммуникативного развития: формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [10]. Однако, педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда готовы к осуществлению деятельности по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников. В связи с этим формирование исследуемого феномена подменяется созданием стереотипов поведения и отрицательным опытом осмысления эмоциональных состояний. Как результат, у детей дошкольного возраста возрастают проявления нарушений эмоциональной сферы; отмечается эмоциональное неблагополучие; возникают затруднения при осуществлении взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Недостаточная готовность педагогических работников к формированию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста обусловливает необходимость реализации психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагога по обозначенной проблеме.

Понятие «психолого-педагогическая поддержка» получило развитие в связи с исследованиями О.С. Газмана [2]. A.B. Петровского [9], С. Л. Рубинштейна [12], В. А. Сухомлинского [13], И.С. Якиманской [15]. Особенности профессионального развития педагога изучали Т.Г. Браже [1], Э.Ф. Зеер [3], И.А. Зимняя [4], Н.В. Кузьмина [5], М.И. Лукьянова [6], А.К. Маркова [7], Л.М. Митина [8]. Значимые возможности для осуществления психолого-педагогической поддержки профессионального развития предоставляет повышение квалификации педагогических работников в условиях реализации персонифицированной модели, содержательными характеристиками которой выступают: субъектная ориентированность, равноправие, открытость и расширение образовательного процесса, вариативность, гибкость, ориентация на практику [14, с. 46]. Анализ исследований позволил определить психолого-педагогическую поддержку в контексте рассматриваемой проблемы как содействие профессиональному развитию педагогов посредством реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов.

Цель исследования: изучить особенности реализации психолого-педагогической поддержки профессионального развития педагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников.

В Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга в рамках курсовой подготовки педагогов дошкольного образования в контексте реализации ФГОС ДО реализуется системная деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки профессионального развития слушателей. Представим основные направления данной деятельности в рамках проблемы формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: исследовательское и формирующее.

При реализации исследовательского направления изучались профессиональные затруднения педагогов в связи с формированием эмоционального интеллекта дошкольников. Анкетирование проведено со слушателями курсов повышения квалификации в количестве 112 человек. Приведем некоторые результаты исследования. Более половины опрошенных (58%) затрудняются в определении содержания понятии «эмоциональный интеллект»; выявлении возрастных особенностей исследуемого явления; обозначении технологий формирования эмоционального интеллекта. Направленность на формирование исследуемого феномена выявлена только у 45% педагогов дошкольного образования. Наибольшие затруднения отмечены во владении умениями формирования эмоционального интеллекта - 66% респондентов. Особые затруднения определены и в организации взаимодействия с родителями дошкольников. 71% педагогов отмечают сложности привлечения семьи в качестве участника образовательного процесса в контексте рассматриваемой проблемы.

По результатам исследования реализовано формирующее направление. Осуществление формирующего направления происходило в соответствии с выделенными затруднениями педагогов дошкольного образования в рамках этапов «Познаю», «Желаю», «Действую». В работе с педагогами на этапе «Познаю» использовались интерактивные лекции, дискуссии; интерактивные технологии; приёмы эмоциональной обратной связи, эмоциональных ассоциаций; Были проведены интерактивные лекции на следующие темы: «Значение эмоционального интеллекта», «Возрастные и индивидуальные особенности формирования эмоционального интеллекта», «Технологии формирования эмоционального интеллекта детей в старшем дошкольном возрасте», «Профилактика профессиональных деформаций личности педагога как средство формирования эмоционального благополучия воспитанников». В процессе данных лекций педагогами выявлялась необходимость анализируемой информации, происходила систематизация эмоционального опыта, сравнение и обобщение. Обсуждались вопросы о том, что знание и понимание собственных эмоций во многом обеспечивает способности

тонко различать эмоциональные состояния [16, с. 10]. Слушатели курсов повышения квалификации пришли к выводу о том, что эмоциональная невыразительность, несформированность мимико-жестовой речи педагогов осложняют понимание воспитанников.

В процессе интерактивной лекции «Значение эмоционального интеллекта» происходило рассмотрение эмоционального интеллекта как интегративного личностного качества старших дошкольников. В ходе обсуждения разнообразных функций эмоций осуществлялся анализ понятий «эмоции и чувства»; теорий, которые объясняют возникновение эмоций; возрастные и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта детей; роль эмоций и интеллекта в достижении целевых ориентиров ребенком на этапе завершения дошкольного образования.

Реализация метода ролевой игры в ходе интерактивных лекций была направлена на актуализацию профессионально-педагогической позиции в связи с осознанием значимости эмоционального интеллекта для старшего дошкольника, повышение уровня сформированности мотивации к исследуемой проблеме средствами лабилизации группы. Так, педагоги выбирали тех, кто являлся активными участниками и наблюдателями. Активные участники разыгрывали различные эмоциогенные ситуации. Анализируя опыт проведения ролевых игр, участники отмечали значение способностей понимания намерений и состояния других людей, проявлений эмоциональной устойчивости. В ходе анализа информации происходило уточнение знаний педагогических работников о содержании понятия «эмоциональный интеллект старшего дошкольника». Происходило и возрастание включенности слушателей курсов повышения квалификации посредством реализации обратной связи. После проведения интерактивных лекций педагоги разрабатывали план-конспект по следующей схеме: «Что я уже знал, что узнал нового, о чем хотелось бы узнать подробнее, из каких источников информации могу это узнать». Таким образом, осуществлялся анализ поступающей информации; определение возможностей ее дальнейшего использования.

В ходе использования метода дискуссии выявлялись значимые установки педагогов по исследуемой проблеме, ценностные ориен-

тации, мотивы и потребности, оказывающие непосредственное влияние на формирование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Дискуссии проводились на различные темы: «Высокая эмоциональность ребенка - это плохо», «Мальчики не плачут - это хорошо» и другие. Так, по теме, предложенной самими педагогами «Семья - основа эмоционального благополучия ребенка» осуществлялась реализация перекрёстной дискуссии. Педагоги работали в группах, при этом фиксируя аргументы «за» и «против». Примеры аргументов «за»: «положительные эмоции в семье способствуют формированию потребности ребенка в общении»; «при «безусловном» принятии ребенка родителями он весел и бодр»; «дети, которых любят «за что-то», чаще агрессивны». Примеры аргументов «против»: «старший дошкольник больше времени проводит в саду, чем дома»; «родители часто не обладают специальными знаниями, помочь должны именно педагоги»; «современных родителей не стоит особого труда вывести из эмоционального равновесия, они подают неэффективный пример» и другие. В процессе дискуссии педагоги пришли к выводу, что эмоциональное благополучие старшего дошкольника может быть достигнуто только при организации оптимального взаимодействия семьи и детского сада.

Приемы эмоциональной обратной связи способствовали созданию целостного образа феномена «эмоциональный интеллект старшего дошкольника». Так, после интерактивных занятий увиденное и услышанное педагоги отражали в продуктах творческой деятельности (лепка, рисунки, коллажи, символы, таблицы, другое). Для усвоения понятий, связанных с исследуемым явлением, использовался прием эмоциональных ассоциаций. Педагоги называли ассоциации, возникающие в связи с использованием данного понятия. Например, понятие «алекситимия» вызывало ассоциации: «мальчики не плачут», «не выносить сор из избы», психосоматика, аутизм, «нет слов», «без эмоций» и другие.

На данном этапе для систематизации информации были использованы интерактивные технологии, в ходе которых происходила организация обучения, основанного на интер- и интрагрупповых формах процесса познания

эмоционального интеллекта старших дошкольников. В связи с этим осуществлена практико-ориентированная деятельность педагогических работников, при которой происходило теоретическое выстраивание, оценивание и применение теоретического материала в рамах рассматриваемой проблемы.

В работе с педагогами на этапе «Желаю» использовались методы: дискуссия, ролевая игра, анализ эмоционального опыта; технологии: интерактивные. На начальном этапе работы по формированию направленности педагогов на формирование эмоционального интеллекта была организована дискуссия «Эффективные технологии формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников». Обсуждалось применение игровых технологий, арт-технологий, проблемного обучения в формировании исследумого феномена; анализировались достоинства и ограничения применения технологий в педагогической практике.

При проведении ролевых игр, направленных на повышение мотивации педагогов в связи с рассматриваемой проблемой важным было сформулировать цели игры, отразить реалистичность игровой ситуации, погрузиться в проблематику игры. Активно обсуждались вопросы о том, какие профессионально значимые качества были отмечены в игре; как соотносились вербальные и невербальные средства общения; что способствовало установлению контакта; какие роли выполняли участники, имелась ли скрытая мотивация у игроков. Реализация ролевых игр создавала предпосылки направленности педагогов на формирование эмоционального интеллекта старших дошкольников. Важным при этом было осознание чувств играемого персонажа; осуществление контроля переживаний при осуществлении наблюдения за деятельностью игроков, экспертная оценка, осуществляемая всеми играющими, самоотчёты, коллективный анализ деятельности всех участвующих.

Анализ эмоционального опыта позволил педагогам разработать алгоритм деятельности по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников, реализуемый в дальнейшем на практике. Содержание реализуемых мероприятий способствовало обогащению опыта участвующих педагогов: интересная информация по формированию исследуемого фено-

мена, особенности протекания эмоционально значимых проблемных ситуаций, разрешаемых внешне, но через определенный период времени возникающие вновь; проблемные ситуации, которые возникали в связи с желанием привлечь внимание; анализ случаев разрешения проблемных ситуаций и т. д. Далее педагоги активно вовлекались в деятельность, способствующую пониманию целей формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников на основе результатов, полученных по итогам диагностической работы; формирование мотивационной готовности педагога к повышению уровня исследуемого феномена у детей.

В процессе реализации интерактивных технологий педагоги активизировали свою позицию в связи с формированием эмоционального интеллекта; проводилась типологизация технологий; изучалась модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе формирования исследуемого феномена; рассматривались методики, направленные на достижение оптимальных результатов образовательного процесса.

На этапе «Действую» с педагогами проводились конференции как формы работы, предоставляющие возможности вовлечения большого количества педагогов. Педагоги выступали с докладами на тему: «Фасилитирующее взаимодействие с родителями как условие формирования эмоционального интеллекта старшего дошкольника», «Эмоциональное самочувствие ребенка», «Эмоциональный интеллект - поиск эффективных технологий формирования», в которых отражалась полученная в процессе занятий, самообразовательной работы информация, отличающаяся доступной формой изложения. Осуществлялся обмен мнениями, формулировались значимые выводы.

Например, одним из важных был вывод о необходимости совершенствования собственного эмоционального интеллекта для повышения эффективности работы с детьми в рассматриваемом направлении. Одним из выраженных затруднений педагоги обозначили - «недостаточное владение способами саморегуляции эмоционального состояния». В связи с этим были реализованы семинар-практикум «Учусь владеть собой» с применением элементов тренин-говой работы, в ходе которых педагоги дошколь-

ной образовательной организации овладевали умениями эмоциональной саморегуляции.

Педагоги сформулировали широкий спектр тем для продолжения самообразования по рассматриваемой проблеме: «Формирование эмоционального интеллекта старшего дошкольника посредством музыки», «Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников дошкольной образовательной организации», «Технологии саморегуляции эмоционального состояния», «Игра со сказкой» в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка», «Применение элементов песочной терапии как средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» и другие.

Особое внимание на этапе «Действую» уделялось планированию работы с родителями старших дошкольников по формированию эмоционального интеллекта детей. Совместно с педагогами запланировано и реализовано содержание работы с родителями обучающихся также в соответствии с этапами «Познаю», «Желаю», «Действую». По итогам реализации взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях осуществлялся анализ деятельности, в ходе которого уточнялись формы, методы, технологии работы с семьей; выявлялись имеющиеся затруднения.

Приведем пример анализа взаимодействия с родителями старших дошкольников в одной из дошкольных образовательных организаций Оренбургской области. На этапе «Познаю» в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста использовались методы: анализ конкретных ситуаций («case-study»); формы: индивидуальное/групповое консультирование; технологии: фасилитации. Метод анализа конкретных ситуаций («case-study») применялся в работе с родителями старших дошкольников при проведении индивидуального/группового консультирования. Анализ волнующих родителей ситуаций мотивировал родителей на изучение проблемы формирования эмоционального интеллекта собственных детей, так как требовал активного участия в постановке и разрешении проблемы.

Анализировались ситуации «Мой ребенок много плачет», «Мальчик часто дерется», «Дочь не хочет идти в детский сад». «С ним никто не

играет», «Ребенок капризничает» и другие. Для постепенного углубления в содержание рассматриваемой проблемы был реализован следующий вариант работы с родителями. Вначале осуществлялся сбор информация о ситуации; затем происходило обращение родителей к собственному личному опыту, оценка имеющихся фактов; предложение путей решения ситуации.

Формы работы с родителями на данном этапе ориентированы, прежде всего, на режим индивидуального консультирования, в процессе которого родители, анализируют значимые для них ситуации взаимодействия с ребенком, получают информацию о формировании эмоционального интеллекта старшего дошкольника; о том, как осуществлять поддержку в принятии эмоций дошкольника. Кроме того, осуществлялись групповые консультации, посвященные формированию эмоционально благоприятного взаимодействия в семье; размещался материал в «уголках родителей» о том, как формировать эмоциональный интеллект. При осуществлении взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста принимался во внимание различный уровень психолого-педагогической компетентности.

Реализация технологий фасилитации в работе с родителями старших дошкольников позволила особым образом организовать образовательный процесс взаимодействия по формированию эмоционального интеллекта старших дошкольников. Родители воспитанников вступали в интерактивное общение, осваивали необходимые знания, для того чтобы преодолеть отдельные негативные установки в связи с необходимостью формирования исследуемого феномена. Технологии фасилитации позволили стимулировать родителей к организации поиска совместных решений; снизить время их выработки; повысить качество, вовлечь каждого в процесс формирования исследуемого феномена.

При организации взаимодействия с родителями старших дошкольников на этапе формирования эмоционального интеллекта «Желаю» использовались методы: коммуникативные игры, направленные на осознание значимости формирования эмоциональной сферы старшего дошкольника; методы сказкотерапевтического тренинга, направленные на формирование реф-

лексивных способностей, навыков эффективного взаимодействия; технологии: арт-технологии, фасилитации взаимодействия семьи и детского сада.

В процессе работы для повышения мотивации родителей к формированию исследуемого феномена у старших дошкольников необходимым было поддержание доброжелательных отношений с ними? учет различного уровня психолого-педагогической компетентности. Посредством организации совместной деятельности со старшими дошкольниками («Знатоки эмоций», «Вернисаж настроений», «Удивляюсь, радуюсь, боюсь»), в процессе которой можно было отметить некоторые особенности эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка, у родителей формировалось более полное представление о себе как родителе, характере взаимоотношений с собственным ребенком, адекватное его восприятие. Совместные мероприятия обусловливали создание эмоционального комфорта, позволяли оптимизировать взаимодействие детей и родителей. Кроме того, родители многое узнавали о своих детях, так как видели их в новой обстановке.

Интересным был опыт проведения семинара-практикума » «Как любить своего ребенка» для родителей на этапе «Действую», целью которого было предупреждение затруднений во взаимодействии детей и родителей. Были проанализированы причины трудностей, возникающих у старших дошкольников в процессе общения. Общий вывод по итогам анализа, сделанный родителями совместно с педагогами - недостаточный уровень сформированно-сти эмоционального интеллекта детей, обусловленный во многом особенностями семейной ситуации.

Родители знакомились с конструктивными способами выражения эмоций, учились их выражать; приобретали знания и умения эффективного взаимодействия с собственным ребенком; овладевали некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния. Применялись элементы тренинговой работы, позволяющие активизировать позицию родителей в связи с рассматриваемой проблемой («Заземление», «Передача эмоций», «Забота о родителях»). В процессе анализа работы родителями отмечены наиболее значимые факторы

для формирования эмоционального интеллекта: хорошее знание собственного ребенка; адекватное оценивание его поведения; гибкое реагирование на различные ситуации; способность встать на позицию ребенка; понимание и принятие ребенка таким, какой он есть; удовлетворение потребности ребенка в любви.

Таким образом, представлена реализация разнообразных форм, технологий, методов, приемов направлений психолого-педагогической поддержки профессионального развития пе-

дагогов по проблеме формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации. В дальнейших исследованиях считаем необходимым провести изучение результативности деятельности посредством исследования сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников, и в целом динамики профессионального развития педагогов дошкольного образования.

14.11.2017

Список литературы:

1. Браже, Т.Г Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития / Т.Г. Браже; под ред. В.И. По-добеда, А.Е. Марона // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых: колл. моногр. - Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - С. 52-108.

2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Классный руководитель. -2000. - №3. - С. 6-33.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: Academia, 2009. - 384 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 384 с.

5. Кузьмина, Н.В. Прикладная акмеология / Н.В. Кузьмина. - М.: Центр Стратегических Исследований НУ, 2012. - 136 с.

6. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. - М.: ТЦ Сфера , 2004. - 144 с.

7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.

8. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

9. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 2013. - 255 с.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 10.05.2018)

11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.8school.info/docs/prof_st_ped.pdf (дата обращения 10.05.2018)

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.

13. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

14. Тавстуха, О.Г. Теоретические предпосылки проектирования персонифицированной модели повышения квалификации педагога / О.Г. Тавстуха, Л.Ю. Колтырева, А.А. Муратова, Л.С. Самсоненко; под. ред. Н.К. Зотовой // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл. монография. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. - С. 27-47.

15. Якиманская. И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога / И.С. Якиманская // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: УВЦ «Инноватор», 1996. - С. 37-40.

16. Mayer, I.D. What is Emotional Intelligense? / I. D. Mayer, P. Solovey; Edited by P. Solovey, D. Sluyter // Emotional development and emotional Intelligense. - N.Y. : Harper Collins, 1997. - С. 3-31.

References:

1. Brazhe T.G.,ed. Podobed V.I., Maron A.E. Potencial gumanitarnoj kul'tury vzroslogo kak faktor lichnostnogo razvitiya. Prakticheskaya andragogika. Kniga 2. Operezhayushchee obrazovanie vzroslyh: koll. monogr. [Practical andragogy. Book 2. Advance adult education: call. monog.]. Iss. 2-e, dop. SPb.: IOV RAO, 2009, pp. 52-108.

2. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu HKHI veka. Klassnyj rukovoditel' [Classroom teacher], 2000, no. 3, pp. 6-33.

3. Zeer EH.F. Psihologiyaprofessional'nogo obrazovaniya [Psychology of vocational education]. M.: Academia, 2009, 384 p.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogical psychology]. M.: Logos, 384 p.

5. Kuz'mina N.V. Prikladnaya akmeologiya [Applied acmeology]. M.: Centr Strategicheskih Issledovanij NU, 2012, 136 p.

6. Luk'yanova M.I. Psihologo-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya: diagnostika i razvitie [Psychological and pedagogical competence of the teacher: diagnosis and development]. M.: TC Sfera , 2004, 144 p.

7. Markova A.K. Psihologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. M.: Znanie, 1996, 312 p.

8. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub'ektovobrazovaniya [Psychology of personal and professional development of subjects of education]. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2014, 376 p.

9. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv [Personality. Activity. Team]. M.: Politizdat, 2013, 255 p.

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Accessed 10.05.2018.

11. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) vospitatel', uchitel')». Available at: http://www.8school.info/docs/prof_st_ped.pdf. Accessed 10.05.2018.

12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchejpsihologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb: Piter, 2000, 712 p.

13. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev: Radyans'ka shkola, 1974, 288 p.

14. Tavstuha O.G., Koltyreva L.YU., Muratova A.A., Samsonenko L.S.; ed. N.K. Zotova Teoreticheskie predposylki proektirovaniya personificirovannoj modeli povysheniya kvalifikacii pedagoga. Personificirovannaya model'povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya v sovremennyh social'no-ehkonomicheskih usloviyah: koll. monografiya [Personalized model of professional development of educators in modern socio-economic conditions: a call. monograph]. M.: FLINTA, Nauka, 2012, pp. 27-47.

15. YAkimanskaya I.S. Pedagogicheskaya podderzhka s tochki zreniya psihologa. Vospitanie ipedagogicheskayapodderzhka detej v obrazovanii [Education and pedagogical support of children in education]. M.: UVC «Innovator», 1996, pp. 37-40.

16. Mayer I.D., Solovey P.; Edited by Solovey P. , Sluyter D. What is Emotional Intelligense? Emotional development and emotional Intelligense. N.Y. : Harper Collins, 1997, pp. 3-31.

Сведения об авторах:

Матвиевская Елена Геннадьевна, профессор кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета,

доктор педагогических наук, профессор Е-mail: [email protected]

Шавшаева Людмила Юрьевна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета,

кандидат педагогических наук, доцент Е-mail: [email protected]

460000, г Оренбург, ул. Советская, 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.