УДК 37. 013. 77: 371. 134 ББК 88.840 С 14
Г. С. Садовская
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье обобщен опыт организации психолого-педагогических условий, реализация которых в практике высшего профессионального образования повышает эффективность подготовки будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников. Реализация психолого-педагогических условий осуществлялась на базе студенческих групп дошкольного отделения педагогических факультетов КубГУ, АГУ, АГПУ.
Ключевые слова: готовность педагога к развитию эмоциональной сферы, эмоциональное развитие дошкольника, психолого-педагогические условия формирования готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольников.
S.P. Magomaeva
RATING SYSTEM OF QUALITY ESTIMATION FOR THE EDUCATIONAL PROCESS AS THE MEANS OF DIAGNOSTICS OF STUDENT ACHIEVEMENTS
Abstract. The paper generalizes experience in the organization of psychological and pedagogical conditions, realization of which in practice of the higher professional education raises efficiency of preparation of the future teacher for development of emotional sphere in preschool children. Realization of psychological-pedagogical conditions was carried out on the basis of student's groups of preschool branch of pedagogical faculties at KubGu, AGU and AGPU.
Key words: readiness of the teacher for development of emotional sphere, emotional development of the preschool child, psychological and pedagogical conditions of formation of readiness for development of emotional sphere in preschool children.
Готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности формируется в ходе обучения и является показателем профессиональной компетентности будущего специалиста. Особенно важно формирование готовности к профессиональной деятельности в такой сфере, как дошкольное образование, т. к. дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом, когда происходит активное развитие эмоциональной сферы ребенка. Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Успешность эмоционального развития дошкольника определяет успешность его психического развития и, следовательно, качество социальной жизни ребенка. Именно поэтому основной задачей дошкольного образовательного учреждения должно стать целенаправленное развитие эмоциональной сферы дошкольника, что требует готовности педагога дошкольного образования к реализации данной задачи.
Подготовка педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника невозможна без организации и реализации в практике высшего профессионального образования тех условий, которые позволят повысить ее эффективность. Условия, в которых осуществляется профессиональная подготовка, связаны с психологическим и педагогическим аспектами. Психологический аспект предполагает исследование внутренних характеристик изучаемого феномена, моделируемого явления во внутренних структурах личности с целью направленного воздействия на них (1). Педагогический аспект предусматривает связь психологического содержания с факторами и механизмами, обеспечивающими желаемое развитие процессов, явлений, свойств; он предполагает выявление и создание обстоятельств, обеспечивающих эффективность воздействий (4).
Следовательно, применительно к системе профессионального образования необходимо говорить о психолого-педагогических условиях. Под психолого-педагогическими условиями И. А. Федякова понимает конкретные способы педагогического
взаимодействия, «...взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирование субъектных свойств личности ..., учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях» (6, с.3).
Анализ специфики профессиональной деятельности воспитателя, образовательного стандарта, учебных программ, опыта работы педагогических факультетов КубГУ, АГУ, АГПУ по подготовке специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников позволил нам определить психолого-педагогические условия, реализация которых повышает эффективность подготовки будущего педагога: ценностно-смысловое самоопределение студентов по отношению к профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника (мотивация профессиональной деятельности); обеспечение направленности образования на успешную подготовку специалистов дошкольного
образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников; организация педагогической практики, обеспечивающей профессиональное саморазвитие студентов-практикантов, анализ собственных эмоциональных состояний, овладение способами саморегуляции, а также формирование умений и навыков распознания и регуляции эмоциональных состояний дошкольников; организация совместной деятельности
студентов и воспитателей ДОУ, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника; участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах,
способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим их.
Одним из психолого-педагогических условий, определяющих качество учебнопознавательной деятельности студентов, является мотивация. В проведенных психологами Р. Р. Бибрих, Е. Руссу, A. Neculau исследованиях выявлены различные классы учебных мотивов студентов: широкие социальные, в которых отражается общественная значимость учебы; профессиональные, отражающие значимость учебной деятельности для овладения будущей профессией; познавательные, связанные с потребностью в новых знаниях (2, 5, 7).
В процессе овладения профессией с целью развития мотивационной сферы студента нами были реализованы мероприятия, направленные на формирование и развитие не только познавательных, но и профессиональных мотивов, которые выступили главными мотивационными линиями в мотивационной сфере студента. Неоднократно нами были проведены экскурсии в ДОУ г. Майкопа, г. Краснодара, г. Армавира с целью познакомиться с общей структурой ДОУ, с общими обязанностями заведующего ДОУ, методиста, воспитателя, с инновационными программами, по которым работают сады. Кроме того, нами были организованы экскурсии в разновозрастные группы ДОУ с целью познакомиться с особенностями эмоционального развития дошкольников разного возраста, особенностями работы воспитателя по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Была организована работа в методическом кабинете в ДОУ с целью ознакомиться с теми методическими материалами, которые могут быть необходимы для организации работы воспитателя, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Также была организована работа студентов в группах ДОУ с целью оказать помощь воспитателям в оформлении группы и материалов, необходимых для занятий и развлечений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Был организован досуг, в котором участвовали студенты и дошкольники с целью развития эмоциональной сферы дошкольника. Перечисленные нами мероприятия позволили вызвать интерес и положительное отношение к будущей профессии, к труду воспитателя и детям.
Следующим психолого-педагогическим условием, повышающим эффективность подготовки педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника, является содержание образования. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования РФ в 2000 г., должен предусматривать изучение студентами - будущими специалистами дошкольного образования - следующих циклов дисциплин (3): цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки; цикл ФТД -факультативные дисциплины и итоговую государственную аттестацию.
На наш взгляд, циклы ОПД (общепрофессиональные дисциплины) и ДПП.Ф. (дисциплины предметной подготовки) в большей степени обеспечивают готовность будущего специалиста дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Изучение данных предметных циклов формирует у студентов представления об особенностях и динамике психического (эмоционального) развития дошкольника, методике и специфических особенностях воспитания детей дошкольного возраста, технологии дошкольного профессионального образования, методологии психолого-педагогических исследований, основах педагогического мастерства и особенностях педагогического общения в детских и педагогических коллективах.
Педагогическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса и выступает важнейшим средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, активно вовлекает будущих педагогов дошкольного образования в профессиональную деятельность. Педагогическая практика проводится с целью включения студента в образовательный процесс ДОУ; приобретения педагогических умений и навыков, формирования методической рефлексии; приобретения навыков самостоятельных психолого-педагогических исследований. Обобщая опыт организации педагогической практики педагогических факультетов КубГУ, АГУ, АГПУ, отметим, что в ходе педагогической практики происходит формирование и развитие мотивации профессиональной деятельности, апробация и закрепление полученных знаний, развитие адекватной самооценки студентов - практикантов, анализ собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональных состояний дошкольников, овладение способами саморегуляции. Это возможно при условии организации деятельности студентов, позволяющей осуществлять анализ собственной деятельности по развитию эмоциональной сферы дошкольников, специфики психоэмоционального развития дошкольников. Для этого нами были разработаны задания. Успешное выполнение заданий позволяет сформировать ряд практических умений, которые необходимы для организации развития эмоциональной сферы дошкольника в условиях ДОУ. Это умения определить наиболее эффективные методы диагностического обследования эмоциональной сферы дошкольника; разработать и реализовать комплекс упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; сформулировать методические рекомендации для воспитателей по организации развития эмоциональной сферы дошкольника; сформулировать методические рекомендации для родителей, позволяющие организовать развитие эмоциональной сферы дошкольника в условиях семьи.
Результатом благополучного прохождения педагогической практики является формирование системных представлений о педагогической деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников; углубление и закрепление теоретических знаний по проблеме формирования эмоциональной сферы дошкольника, а также формирования и развития педагогических умений, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольника; развитие мотивации профессиональной деятельности, профессионально важных качеств и личностных качеств будущих
педагогов, умение распознавать и управлять собственными эмоциями и эмоциями дошкольников.
Еще одним важным психолого-педагогическим условием, позволяющим повысить эффективность подготовки студента к развитию эмоциональной сферы дошкольников, является организация совместной деятельности студентов и воспитателей ДОУ, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и студентов педагогических факультетов КубГУ, АГУ, АГПУ с целью формирования готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольника нами было организовано по следующим направлениям: совместная подготовка и проведение игр и развлечений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка-дошкольника; совместная подготовка и проведение лекций для родителей, содержание которых освещает проблемы эмоционального развития дошкольников; совместное оформление родительского уголка в группах ДОУ, основным содержанием которых является информация по эмоциональному развитию дошкольников; совместное оформление групповой комнаты, которое должно способствовать эмоциональному развитию дошкольника; организация и совместное осуществление диагностики и формулирование рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Результатом реализации совместной деятельности педагога ДОУ и студентов должны стать взаимопонимание, обеспечивающее адекватность, точность и объективность отражения личности партнера, позволяющие педагогу формировать необходимые качества личности и формы профессионального поведения; взаимовлияние, основными механизмами которого являются подражание, внушение, конформизм; сформированные навыки профессионального взаимодействия, выражающиеся в оказании содействия коллегам, направленные на развитие эмоциональной сферы.
Полноценное развитие профессиональных умений и навыков невозможно без организации специальных мероприятий, которые позволяют продемонстрировать умения, уже имеющиеся в арсенале студента, и повысить уровень профессиональной компетентности. Это возможно через участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах, способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника.
На педагогических факультетах КубГУ, АГУ, АГПУ ежегодно проводятся конкурсы, позволяющие определить наиболее подготовленных к профессиональной деятельности студентов. На конкурс приглашаются представители детских садов Краснодарского края и Адыгеи - будущие работодатели, которые могут пригласить на работу наиболее компетентных молодых специалистов. Кроме того, студенты вузов ежегодно участвуют во внутривузовских, краевых и всероссийских олимпиадах по психологии и педагогике, где неоднократно становились победителями и призерами.
Итак, рассмотренные нами психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять подготовку будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников, представляют собой комплекс взаимообусловленных и взаимно дополняемых условий, сущность которых определяется ценностно-смысловым самоопределением студентов по отношению к профессиональной деятельности; содержанием профессионального образования; организацией педагогической практики; организацией совместной деятельности студентов и воспитателей ДОУ; участием студентов в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах. Представленные в данной статье психолого-педагогические условия успешно реализованы на базе педагогических факультетов трех вузов (КубГУ, АГУ, АГПУ). Это позволяет утверждать, что реализация представленных психолого-педагогических условий в вузах, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, позволит эффективно формировать готовность будущих педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольника.
1. Бегидова С. Н. Психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональном образовании. URL: adignet.ru/konfer/konfifk2007/3/3Begidova.htp.
2. Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990. 317 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 030900 «Дошкольная педагогика и психология, квалификация - преподаватель дошкольной педагогики и психологии». М., 2000. 25 с.
4. Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и
коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей. 2003. URL:
http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html
5. Руссу, Е. Динамика мотивов в учебно-познавательной деятельности у современных студентов. URL: /http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2007/kadr07_74.html
6. Федякова, И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника. URL: http://festival.1september.ru.
7. Neculau, A. Campul universitar §i actorii sai. Ia§i, 1997.
References:
1. Begidova, S.N. Psychological and pedagogical conditions of realization of the acmeologic
approach in professional education [The electronic resource] - Mode of access:
adignet.ru/konfer/konfifk2007/3/3Begidova.htp.
2. Bibrich, R.R. Motivational aspects of adaptation of students to educational process in higher school. - Kishinev, 1990. 317 pp.
3. The state educational standard of the higher professional education: speciality 030900
«Preschool pedagogy and psychology, qualification - the teacher of preschool pedagogy and
psychology». M., 2000. 25 pp.
4. Ganin, E.A. Pedagogical conditions of use of modern information and communication technologies for self-education of the future teachers [the electronic resource] - 2003. - Mode of access: < http: // ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html >
5. Russu, Е. Dynamics of motives in educational-cognitive activity at modern students [the electronic resource] - Mode of access: /http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2007/kad r07_74.html
6. Fedyakova, I.A. Psychological and pedagogical conditions of formation of subject properties of the younger pupil’s person [the electronic resource] - Mode of access: < http: // festival.1september.ru >.
7. Neculau, A. Campul universitar si actorii sai/Iasi, 1997.