Научная статья на тему 'Определение критериев психологической готовности педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника'

Определение критериев психологической готовности педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
733
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садовская Галина Сергеевна

В статье обсуждаются результаты теоретического анализа содержания психологического компонента готовности к деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников, раскрываются критерии психологической готовности, а также обобщается экспериментальный опыт профессиональной подготовки педагога дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение критериев психологической готовности педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника»

УДК 37.013.77:373.2 ББК 74.10 С 14

Г.С. Садовская

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обсуждаются результаты теоретического анализа содержания психологического компонента готовности к деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников, раскрываются критерии психологической готовности, а также обобщается экспериментальный опыт профессиональной подготовки педагога дошкольного образования.

Ключевые слова: эмоциональное развитие; готовность педагога к профессиональной деятельности; психологическая готовность педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников; критерии психологической готовности.

G.S. Sadovskaya

Definition of criteria for psychological readiness of the teacher of preschool education to development of emotional sphere of the preschool child

Abstract. The paper discusses results of the theoretical analysis of the contents of a psychological component of readiness for the activity directed to development of emotional sphere of preschool children. The author uncovers criteria for psychological readiness, as well as generalizes experimental experience in professional training of the teacher of preschool education.

Key words: emotional development; readiness of the teacher for professional work; psychological readiness of the teacher for development of emotional sphere of preschool children; criteria for psychological readiness.

Происходящие в сфере российского образования изменения порождают ситуацию, когда значимость первого звена в образовательном ряду - «детский сад, школа, вуз» существенно возрастает, т.к. основа полноценного развития личности закладывается еще в дошкольном детстве. По мнению многих исследователей, дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом, когда активно развивается психика ребенка.

Проблема психического развития дошкольника в отечественной и зарубежной педагогике и психологии изучена достаточно хорошо. Анализируя факторы, определяющие полноценное психическое развитие ребенка, многие исследователи едины во мнении, что в этом процессе особая роль принадлежит эмоциям. Наиболее их яркой чертой является их субъективность. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Эмоции сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Эмоции, возникшие на начальных этапах познавательной деятельности, сопровождают индивида на протяжении всей жизни. Эмоции оказывают регулирующее влияние на познавательные процессы, сопровождающие деятельность, а также определяют качество научения. Познавательная деятельность направляет эмоциональное возбуждение и делает ее избирательной. Эмоции позволяют выразить оценочное, личностное отношение к выполненным видам деятельности, а также эмоции могут действовать стенически и астенически, повышая и понижая действие эмоций. Помимо развития познавательной сферы, эмоции оказывают влияние на развитие личности, ее установок, ценностей, самооценки, уровня притязаний и т.д. Следовательно, эмоции определяют не только качество познавательной деятельности, но и структуру личности в целом.

В связи со сказанным, в ходе организации образовательно-воспитательного процесса в условиях ДОУ особое внимание следует уделять именно развитию

эмоциональной сферы дошкольника. Основными линиями развития эмоциональной сферы дошкольника, на наш взгляд, должны стать формирование способности различать базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.); развитие умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу; управлять эмоциями и чувствами (произвольность поведения); развитие устойчивости и глубины моральных, эстетических, познавательных чувств.

Сказанное выше означает, что одним из приоритетных направлений работы специалиста системы дошкольного образования должно стать целенаправленное развитие эмоциональной сферы дошкольников. Однако анализ специфики профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования показывает, что, несмотря на констатацию значимости эмоционального развития дошкольника, в государственном образовательном стандарте нет специальных учебных предметов, которые бы позволили осуществлять подготовку будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности формируется в ходе обучения и является показателем профессиональной компетентности будущего специалиста. На наш взгляд, под готовностью педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника следует понимать наличие знаний о целях, задачах, принципах развития эмоциональной сферы дошкольников, об особенностях эмоционального развития дошкольников; наличие сформированных умений различать и управлять эмоциями ребенка, использовать моральные и материальные стимулы, направленные на развитие эмоциональной сферы; наличие устойчивых мотивов профессиональной деятельности, умение применять на практике психологические средства, методы и приемы, способствующие развитию эмоций и чувств ребенка, умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и чувствами.

Характеризуя состояние изученности данной проблемы, можно констатировать тот факт, что в последнее время повысился интерес к проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста. Однако специальных исследований, посвященных выявлению общих принципов, условий профессиональной подготовки будущих воспитателей к развитию эмоциональной сферы дошкольников нет. В педагогической теории не определено понятие «готовность будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы», не определены критерии, компоненты, а также структура уровней сформированности готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы, не разработана модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы, не выявлены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольников, не определена технология обучения, в рамках которой профессиональная подготовка будущих специалистов будет наиболее эффективной.

Рамки данной статьи не позволят нам затронуть весь перечень проблем, поэтому считаем необходимым обращение к более узкой проблеме, а именно к проблеме определения сущности и содержания психологического компонента готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Зарубежные и отечественные исследователи подчеркивают, что психологическая готовность - это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Феномен психологической готовности педагога к профессиональной деятельности был рассмотрен многими исследователями: Г.М. Андреевой, А. Адлером, Э. Берном, В.И.Байденко, Е.М. Борисовой, Л.С. Выготским, В.И. Загвязинским, И.А. Зимней,

Н.В. Кузьминой, О.М. Краснорядцевой, И.А. Калининой, Л.А. Одинцовой, Б. Оскарссоном, А.В. Петровским и др. О.В. Плешакова (5), анализируя проблему психологической готовности к профессиональной деятельности, пришла к выводу, что

большинство исследователей выделяет следующие ее компоненты: мотивационный, ориентационный, личностный, операционный, рефлексивный.

В.Г. Асеев, М.И. Дьяченко, Е.И. Ильин, Л.А. Кандыбович, В.А. Короткая, А.В. Крутецкий, В.С. Мерлин, О.В. Плешакова, В.Д. Шадриков утверждают, что психологическая готовность к любому виду профессиональной деятельности - это, прежде всего, совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от текущих ситуаций. Как справедливо отмечает К. М. Дурай-Новакова, «...психологическая готовность к профессиональной деятельности - это не только результат подготовки, но и ее цель». (1, с.83) Следовательно, положительная мотивация и психологическая готовность к профессиональной деятельности диалектически взаимосвязаны, обусловливая развитие друг друга. Осознание этой взаимосвязи делает процесс подготовки будущих специалистов осознанным и целенаправленным.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Р.Сарри, Ш.К. Хиндука, Н.Г. Храмова, Н.Б. Шмелева, А.В. Юпитов и другие выделяют в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности педагогов ориентационный компонент. Э.Ф. Зеер считает, что «.четкий «портрет» личности педагога в сознании студента является осознанной целью последовательного изменения собственной личности в процессе подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности». (3, с.79) Образ личности педагога включает его психологические характеристики и профессионально важные качества. В. А. Толочек указывает, что к профессионально важным качествам традиционно относят широкий спектр разных качеств от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки (6).

Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, М.И. Дьяченко, В.В. Знаков, А.В. Крутецкий, С.В. Кондратьев, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Е.Ю. Райкова, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Томилина выделяют операциональный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности педагога. Наиболее четко содержание этого компонента психологической готовности было определено А.К. Марковой. Суммируя представления А.К. Марковой (4), можно заключить, что операциональный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности педагога характеризуется степенью владения психологическими профессионально обусловленными знаниями и приемами, необходимыми для будущей профессиональной деятельности.

Л.И. Божович, А.А. Деркач, В.М. Минияров, Е.Ю. Райкова, Н.Г. Храмова и др. отмечали в своих исследованиях, что личностные особенности являются системообразующим компонентом в психологической готовности к профессиональной деятельности: «Чем выше уровень развития человека, тем богаче его личностный потенциал и наоборот. Слабая сформированность личностных качеств порождает неудовлетворённость трудом, снижает мотивацию профессионального роста» (2. с. 47). К качествам, характеризующим личностный компонент, следует отнести следующие: ответственность, терпимость к взглядам и мнениям других, честность, искренность, чуткость, умение понять и уважать чужую точку зрения, трудолюбие, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность, эмпатию, толерантность, самостоятельность, умение видеть и оценивать ситуацию с различных сторон и другие.

В исследованиях М.В. Демиденко, М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новаковой, Л.А. Кандыбовича, Е.А. Климова, А.В. Крутецкого, А.В. Массанова, В.С. Мерлина подчеркивается, что рефлексивный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности раскрывается в адекватной самооценке, соответствии личностных качеств с требованиями, предъявляемыми к личности, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности, а также в умении постоянно оценивать и анализировать восприятие себя другими людьми.

В процессе обучения рефлексия помогает студенту получить обобщенное знание о мире и себе (А. Бандура, И.С. Кон, М.И. Лисина, Д.В. Ольшанский), помогает заметить

противоречивость, несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует внутренний диалог, превращая самопознание и самовоспитание в сознательное закрепление новых желательных элементов поведения.

Обзор исследований показывает, что понятие психологической готовности к профессиональной деятельности в современной психолого-педагогической литературе трактуется достаточно детально и широко. Обобщая представленные мнения исследователей, следует отметить, что психологическую готовность педагога к профессиональной деятельности можно определить как личностное новообразование, которое должно сформироваться в период обучения в вузе через целенаправленное развитие и изменение профессионально важных качеств личности, позволяющее эффективно выполнять профессиональную деятельность посредством осознанного мотивированного приобретения студентом профессиональных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, а также формирования у него образа педагога.

Представленные нами выше общие подходы к определению психологической готовности к профессиональной деятельности, а также экспериментальный опыт профессиональной подготовки к развитию эмоциональной сферы явились основанием для формулировки критериев определения психологической готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника. На наш взгляд, критериями определения психологической готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника являются: сформированность устойчивых мотивов профессиональной деятельности; развитость умения распознавать мотивы активного участия дошкольников в различных видах деятельности, сопровождаемые эмоциональными переживаниями; сформированность умения применять на практике психологические средства, методы и приемы, соответствующие возрасту дошкольника, способствующие развитию эмоций и чувств ребенка; сформированность умения различать и понимать собственные эмоции и чувства; умение управлять своими эмоциями; умение развивать в себе профессионально важные качества личности, необходимые для развития эмоциональной сферы дошкольника (потребность в педагогической деятельности; педагогическая зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение; общительность; требовательность, настойчивость, целеустремленность; организаторские способности; уравновешенность, выдержка; профессиональная работоспособность и др.); умение развивать в себе качества личности, которые будут примером для подражания дошкольников (эмпатия, эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость, доброжелательность, заботливость, верность своим обещаниям, доброта, способность к сочувствию и сопереживанию, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность и т.п.).

Таким образом, сформулированные нами критерии определения психологической готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника предполагают: наличие устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника; знание и применение на практике психологических методов и приемов распознания и управления эмоциями, соответствующих возрасту дошкольника; умение различать и управлять собственными эмоциями и чувствами; умение развивать в себе профессионально важные и личностные качества, которые необходимы для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Примечания:

1. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической

деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983. 36 с.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000. 536 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003. 336 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

5. Плешакова О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника. URL: http://www.bashedu.ru/str.

5. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2005. 479 с.

References:

1. Duray-Novakova K.M. Formation of professional readiness of students to pedagogical activity. M., 1983. 36 p.

2. Derkach A.A. Acmeology: personal and professional development of the person: in 5 books. Book 2. Acmeological bases of administrative activity. M., 2000. 536 p.

3. Zeer E.F. Psychology of trades: Manual for students of higher schools. M.; Ekaterinburg, 2003. 336 p.

4. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996. 308 p.

5. Pleshakova O.V. Components of psychological readiness for professional work of the social worker URL: http: // www > .bashedu.ru/str.

6. Tolochek V.A.. Modern psychology of work. SPb., 2005. 479 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.