УДК 37.015.3 ББК Ю969
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
В
Крюкова Елена Михайловна,
директор МАОУ - Гимназия №47; 620067, Екатеринбург, ул. Советская 24-а, e-mail: [email protected].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: готовность; психологическая готовность; структура психологической готовности к инновационной деятельности; инновационная деятельность.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные изучению данного феномена. Предпринята попытка выделения структуры психологической готовности педагога к инновационной деятельности, что позволит определить и разработать психолого-педагогические технологии ее формирования у педагогов.
Kryukova Elena Mikhailovna,
Headmistress of Municipal Autonomous Educational Institution - Gymnasium # 47, Ekaterinburg, Russia.
THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY
KEY WORDS: preparedness; psychological preparedness; structure of psychological preparedness to innovative activity; innovative activity.
ABSTRACT. The article deals with the theoretical aspects of the study of psychological preparedness of teachers to innovative activity It analyzes the psycho-pedagogical works devoted to the study of the given phenomenon and makes an attempt to single out the structure of psychological preparedness of teachers to innovative activity, which will make it possible to define and work out psycho-pedagogical technologies of its formation in practical teachers.
ниях (Т.АВайзер, В. И Долгова, М.Ю.Елагина, О. М. Краснорядцева, И. Е. Пискарева, Е. А. Подвигина, В. А. Сластенин, Е. Н. Фран-цева и др.).
В настоящее время в психолого-педагогической литературе проблема психологической готовности к деятельности рассматривается с позиции функционального и личностного подходов. В рамках функционального подхода психологическая готовность понимается в ее взаимосвязи с психологическими функциями, необходимыми для достижения высоких результатов в деятельности (Е.С.Кузьмин, В.А.Ядов). В личностном же подходе психологическая готовность изучается в связи с личностными предпосылками к успешной деятельности (К. М. Дурай-Новакова. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович).
В исследованиях М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович определена динамическая структура психологической готовности, включающая следующие компоненты:
1) осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи;
2) осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания;
3) осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который связан с решением задач в прошлом и выполнения подобных требований;
4) на основе опыта и оценки условий
условиях стремительных и постоянных изменений в системе образования России (внедрение новых ФГОС, формирование универсальных учебных действий, изменение требований к ЕГЭ) выдвигаются новые требования к личности и профессиональной компетентности учителя, побуждая его к активному и непрерывному участию в инновационной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что успешная педагогическая деятельность базируется не только на инновационных подходах, но и на готовности учителя принимать участие в инновационной педагогической работе [6]. Вместе с тем темп изменений в системе образования не позволяет учителю сознательно и своевременно перестраивать свои знания, умения, осваивать новый профессиональный опыт, итогом чего становится «инновационная усталость» учителя, которая проявляется в отказе от инноваций или в имитации инновационной деятельности. Все это актуализирует проблему сопровождения инновационной деятельности, а также развития и поддержания психологической готовности к инновационной деятельности в образовательном учреждении. Нам представляется важным разработка программ формирования психологической готовности к инновационной деятельности.
Феномен «готовности к инновационной деятельности» достаточно широко представлен в психолого-педагогических исследова-
© Крюкова Е. М., 2015
деятельности определяются наиболее оптимальные способы решения заданий;
5) прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата;
6) мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [3].
Согласно данному подходу, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру и выражает интеллектуальные, эмоционально-волевые и мотивационные стороны психики человека в их соотношении с возникающими условиями и будущими задачами. Выделенные компоненты психологической готовности личности к деятельности определяют успешность выполнения человеком профессиональных функций, при этом указывается на диалектическое единство долговременной и ситуативной готовности - а именно то, что долговременная готовность определяется эффективностью реализации ситуативной готовности в конкретных обстоятельствах [3]. Исследователями М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович также указывается, что наиболее важные показатели долговременной готовности связаны с мотиваци-онной сферой личности и проявляются в потребности успешного выполнения поставленного задания, в интересе к объекту деятельности и способу его осуществления, а также в стремлении к успеху. Вместе с тем чувство ответственности, уверенность в своих действиях, вера в успех, саморегуляция, мобилизация всех сил для решения задания и умение сконцентрироваться на нем связаны с эмоционально-волевыми компонентами психологической готовности [3].
Рассматривая психологическую готовность к инновациям в педагогической деятельности, Е. Н. Францева опрееляет ее как «интегративное психическое образование, представляющее единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов, где в качестве системообразующего выступает деятельностный компонент, а основной характеристикой системы является креативность» [7, с. 17].
Выход на инновационный уровень педагогической деятельности, прежде всего, требует перестройки мотивационной сферы личности учителя, его ценностных ориен-таций, целей, установок, иерархии внешних
и внутренних стимулов, направленности, притязаний, интересов. Именно поэтому готовность к инновационной деятельности рассматривается как необходимое универсальное качество педагога, главное условие эффективной профессиональной деятельности в высокотехнологичном инновационном обществе. Однако актуальный уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству в профессиональной детялеьности, принятию нестандартных решений, проявлению инициативы и сверхнормативной активности не соответствует предполагаемому уровню инновационное™ в образовании, требуемому в свете заявленного правительством РФ процесса обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что личностно-профес-сиональные особенности педагога как субъекта инновационной педагогической деятельности во многом определяют структуру и содержание его готовности к инновационной деятельности, которая определяется наличием у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владением эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способностью к творчеству и рефлексии. В этом случае готовность выступает как основа для активной общественной и профессионально-педагогической позиции, побуждая к инновационной деятельности.
В работах В. А. Сластенина под готовностью педагога к инновационной профессиональной деятельности понимаются интегративное качество личности, которое, представляя собой единство личностных и операционных компонентов, обеспечивает эффективность этой деятельности; в структуре готовности выделяются мотивацион-ный, креативный, технологический, рефлексивный компоненты [5].
В своих исследованиях И. В. Гавриш определяет готовность учителя к инновационной профессиональной деятельности как интегративную качеством его личности, которое проявляется в диалектическом единстве всех структурных компонентов, свойств, связей и отношений. Этому наиболее полно соответствует ее понимание как сложного личностного образования, является условием и регулятором успешной инновационной профессиональной деятельности учителя. Структура готовности оказывается тождественной структуре функциональной психологической системы инновационной педагогической деятельности и включает следующие компоненты: мотивы, цели, информационную основу и про-
грамму деятельности, а также блок принятия решения и подсистему профессионально важных качеств личности [1].
В своем исследовании психологической готовности к инновационной деятельности как характеристики образовательной среды О. М. Краснорядцева отмечает, что «психологическая готовность к инновационной деятельности отражает динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам; легкость перестройки)» [4, с. 152].
А. Л. Журавлев предлагает три составляющих для измерения отношения к нововведениям: готовность (мотивация), подготовленность (умения и навыки) и реальная активность. Вместе с тем существуют исследования, показывающие, что высокий уровень психологической готовности (социальной установки) к нововведениям не согласуется и реальным поведением и деятельностью, в которых эта установка не реализуется.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определяем психологическую готовность к инновационной деятельности как сложный целостный процесс личности, характеризующийся уверенностью педагога в своих силах, способностью мобилизовать свои личностно-профес-сиональные ресурсы в ситуации инновационной деятельности, эмоциональным подъемом, активностью в достижении поставленных целей и задач.
В представленных педагогических исследованиях структуры готовности к инновационной деятельности системно объединены ее технологическая и личностная стороны, что обеспечивает необходимую целостность образа учителя-новатора. Уровень развития личностных структур прямо или косвенно определяет качество операционных составляющих инновационной деятельности, поскольку именно отношение учителя к инновациям, осознание их значимости определяет успешность реализации нововведений в практике работы общеобразовательных учебных заведений.
К факторам проявления готовности к инновационной деятельности В. И. Долгова относит активность, направленность, индивидуально-психологические особенности,
индивидуальный стиль деятельности, установку, Я-концепцию, ценностные ориентации и отношения, способность к творческой деятельности, инновационные важные качества личности, профессионализм, готовность к риску [2].
Рассматривая структуру готовности педагога к инновационной деятельности, мы опирались на подход В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой, согласно которому инновационная деятельность учителя имеет четыре компонента: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный [5].
Проанализировав существующие подходы к изучению психологической готовности к инновационной деятельности и ее компонентов с учетом возможностей психологического сопровождения ее развития, мы представляем целесообразным выделение следующих компонентов психологической готовности к инновационной деятельности:
1) мотивационный компонент - отношение к педагогическим инновациям, а также мотивационная готовность педагога к совершенствованию собственной профессиональной деятельности;
2) когнитивный компонент - знания и представления педагога об инновационных технологиях и о собственном инновационном потенциале;
3) волевой компонент - способность произвольно руководить своими действиями, чувствами, поведением в условиях инновационной деятельности;
4) рефлексивно-оценочный компонент - самоконтроль и рефлексивность, необходимая для осмысления педагогом опыта собственной инновационной деятельности;
5) личностный - качеств личности, способствующих включению педагога в инновационную деятельность (толерантность к неопределенности, интеллектуальная лабильность, стрессоустойчивость, мобильность, креативность).
Мы считаем, что психологическая деятельность по целенаправленному формированию выделенных компонентов психологической готовности к инновационной деятельности позволит снизить сопротивление педагогов к инновациям, обеспечит активизацию инновационной деятельности в образовательном учреждении, а также будет способствовать созданию педагогами собственных инновационных проектов и обогащению инновационной деятельности в образовательном учреждении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гавриш И. В. Теоретические основы формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности : дис .... д-ра пед. наук: 13.00.04. Харьков, 2006.
2. Долгова В. И. Инновационная культура и педагогический менеджмент. Челябинск : ЧГПУ; АТОКСО, 2008.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск,
1976.
4. Краснорядцева О. М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды // Вестник Томского государственного университета. 2012. №358. С.152-157.
5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М. : ИЧП «Издательство Магистр», 19976. Сыманюк Э. Э., Печеркпна А. А., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности
учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2011. №1. С.20-23.
7. Францева Е. Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей : автореф. дис .... канд. псих, наук: 19.00.07. Ставрополь, 2003.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент И. В. Девятовская.