Научная статья на тему 'Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений'

Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2476
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / COMPETENCE IN MANAGING EDUCATIONAL GAMES / ESTIMATING CRITERIA / DEVELOPMENT QUALITY / INDICATORS TO MEASURE / PRESCHOOL INSTITUTION TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рзаева Елена Ивановна

В статье обозначена проблема формирования игровой компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Игровая компетентность является важной составляющей профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений и необходимым условием осуществления психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются критерии и показатели уровня развития оценки игровой компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, описывается методика определения уровня развития игровой компетентности у выпускников педагогических вузов. Особое внимание уделено характеристике критериев оценки и уровней развития игровой компетентности студентов. В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования, который показал, что уровень сформированности игровой компетентности большинства студентов выпускного курса оказался низким. Студенты-выпускники испытывали трудности в осуществлении психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. В результате был сделан вывод о недостаточной результативности профессиональной вузовской подготовки студентов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. Возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию игровой компетентности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рзаева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Criteria and Indicators of the Pre-School Institution Future Teachers’ Educational Game Competence

The article is dedicated to the problem of forming the pre-school institution educator’s competence in managing educational games within the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The competence in managing educational games is an important component of the educator’s professionalism in pre-school institutions. It is a necessary condition of psycho-pedagogical support in development of pre-school children’s play activity. The article considers criteria and indicators of quality of the pre-school institution teacher’s competence in managing educational games. The technique of estimating pedagogical university graduates’ competence in managing educational games is described. The particular attention is devoted to characteristics of estimating criteria and levels in managing educational games of students. The article presents the results of the ascertaining phase of the study which showed that the level of competence in managing educational games of most graduate students was low. Studentgraduates had difficulties in psycho-pedagogical support of development of the plotrole-playing game with preschool children. As a result it was concluded that there is the lack of professional higher school students’ preparing for the psychological and pedagogical support of game activity with preschool children. There was a problem in creating a model that reflects a single systematic approach to the formation of the preschool educational institution future teachers’competence in managing educational games.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

УДК 378.14

Е. И. Рзаева

Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

В статье обозначена проблема формирования игровой компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Игровая компетентность является важной составляющей профессионализма педагогов дошкольных образовательных учреждений и необходимым условием осуществления психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются критерии и показатели уровня развития оценки игровой компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, описывается методика определения уровня развития игровой компетентности у выпускников педагогических вузов. Особое внимание уделено характеристике критериев оценки и уровней развития игровой компетентности студентов. В статье представлены результаты констатирующего этапа исследования, который показал, что уровень сформированности игровой компетентности большинства студентов выпускного курса оказался низким. Студенты-выпускники испытывали трудности в осуществлении психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. В результате был сделан вывод о недостаточной результативности профессиональной вузовской подготовки студентов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. Возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию игровой компетентности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: игровая компетентность, критерии оценки, измеряемые показатели, уровни развития, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

E. I. Rzaeva

Quality Criteria and Indicators of the Pre-School Institution Future Teachers' Educational Game Competence

The article is dedicated to the problem of forming the pre-school institution educator's competence in managing educational games within the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The competence in managing educational games is an important component of the educator's professionalism in pre-school institutions. It is a necessary condition of psycho-pedagogical support in development of pre-school children's play activity. The article considers criteria and indicators of quality of the pre-school institution teacher's competence in managing educational games. The technique of estimating pedagogical university graduates' competence in managing educational games is described. The particular attention is devoted to characteristics of estimating criteria and levels in managing educational games of students. The article presents the results of the ascertaining phase of the study which showed that the level of competence in managing educational games of most graduate students was low. Student-graduates had difficulties in psycho-pedagogical support of development of the plot- role-playing game with preschool children. As a result it was concluded that there is the lack of professional higher school students' preparing for the psychological and pedagogical support of game activity with preschool children. There was a problem in creating a model that reflects a single systematic approach to the formation of the preschool educational institution future teachers'competence in managing educational games.

Keywords: competence in managing educational games, estimating criteria, development quality, indicators to measure, preschool institution teachers.

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, спонтанно не развивается. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры современных дошкольников во многом обусловлен тем, что педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сами не умеют занять игровую позицию, недооценивая тем самым роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребенка. федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требова-

ния к педагогам по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду. Успешность формирования сюжетно-ролевой игры детей во многом определяется профессиональным мастерством педагога, его компетентностью в осуществлении процесса руководства игровой деятельностью.

В нашем понимании, игровая компетентность -это структурное образование, включающее комплекс характеристик, необходимых воспитателю для осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности [1]. Игровая

© Рзаева Е. И., 2016

компетентность определяется совокупностью структурных компонентов: психолого-

педагогических знаний, игровых умений и личного отношения воспитателя к игре. Решение проблемы формирования у студентов педагогического вуза (будущих педагогов ДОУ) игровой компетентности позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности осуществлять руководство игрой с научных позиций.

Наше исследование потребовало разработки критериев оценки уровней сформированности игровой компетентности у студентов - будущих воспитателей ДОУ. В созданной и апробированной нами системе формирования игровой компетентности у студентов выбраны шесть критериев сформированности обозначенной компетентности [2]. Критерии и показатели оценки игровой компетентности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели оценки игровой компетентности студентов

Критерии оценки игровой компетентности Измеряемые показатели Методы измерения показателей

К1. Ценностное отношение воспитателя к игре Знание содержания понятия: психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности Анкетирование

Знание целей и задач психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности Экспресс-опрос (методика автора)

Представление о значении сюжетно-ролевой игры для психического развития дошкольника Мониторинг выполнения индивидуальных дополнительных заданий студента по предмету

К2. Обобщенная игровая теория Знание теоретических основ игровой деятельности: понятия сюжетно-ролевой игры, происхождения игры, условий ее развития, структуры игры, уровней и этапов развития, закономерностей развития в дошкольном возрасте Анализ практической деятельности студентов, направленной на определение уровней и этапов развития игры дошкольников

Позиционная модель (методика Н. Е. Вераксы)

Рейтинговая оценка самостоятельной работы студента

К3. Уровень развития игрового пространства Развитие диалектического мышления Наблюдение за деятельностью студентов при выполнении заданий по преобразованию реальных предметов в игровые и оценка рефлексии студента после выполнения им задания

Интеграция игрового пространства Деловая игра в группе из 8-10 студентов, направленная на изучение умения студентов интегрировать индивидуальные игровые пространства

Интерпретация игровых контекстов Оценка способности студентов прочитывать игровые пространства друг друга в процессе деловой игры

К4. Готовность воспитателей к игре Знание методов, приемов, технологий осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников Деловая игра. Метод конкретных ситуаций. Выполнение практических заданий по количественному и качественному анализу игровой деятельности дошкольников

К5. Совокупность личностных качеств Игровая инициативность, креативность, децентра-ция, эмпатия, рефлексия Наблюдение за студентами в процессе организации ими игры с дошкольниками. Оценка рефлексии студента после проведения игры с дошкольниками. Анализ предпочтений дошкольников в выборе воспитателя в качестве партнера по игре

К6. Игровой опыт Интеграция воображаемых ситуаций Беседа со студентом

Интерпретация реального пространства в игровом смысле Метод конкретных ситуаций

Поддержка и преобразование стихийной детской игры в заранее запланированном направлении сюжетной линии Наблюдение за поведением студента в процессе выполнения задания

Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Таблица 2

Уровни развития игровой компетентности студентов

Критерии оценки Уровни развития игровой компетентности

Низкий Средний Высокий

К1 Отсутствует понимание значения сюжетно-ролевой игры для психического развития дошкольника Имеют представление о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности дошкольника Четкое знание возможностей игровой деятельности для формирования психических новообразований возраста

К2 Студенты не знают теоретических основ игры Студенты имеют представление об основных понятиях теории игры Студенты имеют собственный взгляд на теоретические основы игры

КЗ Студенты не умеют делать диалектические преобразования, игровое пространство замкнуто, испытывают затруднения при интерпретации реальных ситуаций в игровом смысле При диалектических преобразованиях испытывают затруднения, границы игрового пространства подвижны, в реальных ситуациях улавливают игровой смысл Свободно делают диалектические преобразования, границы игрового пространства динамичны, готовы к объединению, в реальной ситуации улавливают несколько игровых смыслов

К4 Не могут осуществлять переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации Испытывают затруднения при осуществлении перехода от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации Свободно осуществляют переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации

К5 Не могут творчески подходить к решению профессиональных задач, не могут посмотреть на ситуацию со стороны, не чувствуют игровые состояния других людей, не способны к самоанализу Испытывают затруднения при творческом решении профессиональных задач. «Взгляд со стороны» односторонний. Не выражена способность к определению игровых состояний других людей. Испытывают затруднения при самоанализе Творчески подходят к решению профессиональных задач. «Взгляд со стороны» многосторонний. Чувствительны к игровым состояниям других людей. Ярко проявляют способность к самоанализу

К6 Отсутствуют умения по развитию сюжета игры. Отличаются небогатым игровым опытом Умеют оперировать элементами сюжетно-ролевой игры в контексте осуществления косвенного психолого-педагогического сопровождения игры Имеют богатый игровой опыт, что проявляется в умении развивать сюжетные линии, в обогащении содержания детских игр через собственное ролевое поведение

Дадим характеристику критериям оценки игровой компетентности. Ценностное отношение воспитателя к игре (К1) предполагает понимание огромного потенциала сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте для психического развития ребенка. Обобщенная игровая теория (К2) включает знание теоретических основ игры. Студенты должны знать отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования в области игры. Уровень развития игрового пространства (К3) представляется нам как основополагающий, так как игровое пространство создает потенциальные возможности осуществления игровой деятельности. В основе развития игрового пространства лежит механизм диалектического мышления. Готовность воспитателей к игре (К4) предполагает умение будущих воспитателей ДОУ осуществлять переход от знания, как руководить игрой, к реальным действиям в конкретной ситуации. Совокупность личностных качеств (К5) включает уровень

сформированности важных качеств личности у будущих воспитателей, а именно: инициативности, креативности, децентрации, эмпатии, рефлексии. Креативность - это способность нестандартно, творчески подходить к решению профессиональных задач, находить оптимальные пути достижения целей. Децентрация предполагает умение человека встать на позицию другого, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Эмпатия заключается в способности чувствовать игровые состояния других людей. Рефлексия - это способность к самоанализу. Она предполагает осмысление, оценку течения собственной деятельности. Игровой опыт (К6) мы понимаем как совокупность практически освоенных студентами, проигранных игровых ситуаций, умений в развитии сюжетных линий, обогащении содержания детских игр. По данным критериям мы оценивали уровни развития игровой компетентности студентов, которые представлены в таблице 2.

Низкий уровень развития игровой компетентности свидетельствует о том, что студент не готов к продуктивной профессиональной деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. Для студента, обладающего данным уровнем компетентности, характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности, что проявляется в воспроизведении, копировании игровых ситуаций и отсутствии собственной линии развития сюжета. Средний уровень считается допустимым уровнем развития игровой компетентности, при котором студенты демонстрируют профессиональные умения и навыки конструирования содержания игр в зависимости от возраста детей, уровня развития игры и индивидуальных особенностей дошкольников. Они проявляют творческое отношение к поиску новых приемов и путей развития игровой дея-

тельности детей. Достижение данного уровня позволяет студенту осознанно, целенаправленно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников. Высокий уровень развития игровой компетентности интегрирует высокий уровень знаний по проблеме игры, профессиональные умения и навыки в области осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников, высокий уровень развития игрового пространства и богатый собственный игровой опыт [3].

В соответствии с описанной выше методикой были определены уровни развития игровой компетентности у выпускников педагогического вуза по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование (таблица 3).

Таблица 3

Уровни развития игровой компетентности студентов

Уровни развития игровой компетентности Набранные баллы Количество человек Процентная характеристика

низкий до 10 49 58 % ± 1 %

средний от 11 до 14 32 39 % ±1 %

высокий от 15 до 18 4 3 % ±1 %

На основании данных, представленных в таблице, можно констатировать, что на момент проведения исследования уровень сформированно-сти игровой компетентности большинства студентов выпускного курса (58 %) оказался неприемлемо низким. Студенты-выпускники испытывали трудности в осуществлении психолого-педагогического сопровождения развития сю-жетно-ролевой игры детей дошкольного возраста. Они не знали, как применять теоретические знания на практике, не владели технологиями осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников, имели недостаточный игровой опыт, не умели вести ролевой диалог, не понимали условности игровой ситуации, испытывали затруднения в создании воображаемой ситуации, не владели навыками по формированию игрового пространства, не проявляли игровую инициативу. В результате был сделан вывод о недостаточной результативности профессиональной вузовской подготовки студентов к осуществлению психоло-

го-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. Возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию игровой компетентности у будущих воспитателей ДОУ.

Библиографический список

1. Рзаева, Е. И. Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. И. Рзаева // Высшее образование сегодня - 2013. - № 9. - С. 21-24.

2. Рзаева, Е. И. Теоретическая модель формирования игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Е. И. Рзаева, С. А. Зайцева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сб. научных трудов V Междунар. науч.-практич. конф., 30 ноября 2014. - Белгород : Эпицентр, 2014. - Ч. 6. -С. 160-162.

Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

3. Рзаева, Е. И. Формирование игровой компетентности у студентов - будущих педагогов учреждений дошкольного образования [Текст] / Е. И. Рзаева // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 4. -

С. 73-76.

Bibliograficheskij spisok

1. ^аеуа, Е. I. Igrovaja кошре1еп1по81' как пеоЬЬо&шое uslovie professional'noj dejatel'nosti vospitatelja doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Tekst] / Е. I. Rzaeva // Vysshee obrazovanie segodnja -2013. - № 9. - 8. 21-24.

2. Rzaeva, E. I. Teoreticheskaja model' formirovanija igrovoj kompetentnosti budushhih vospitatelej doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Tekst] / E. I. Rzaeva, S. A. Zajceva // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki : sb. nauchnyh trudov V Mezhdunar. nauch.-praktich. konf., 30 nojabrja 2014. -Belgorod : Jepicentr, 2014. - Ch. 6. - S. 160-162.

3. Rzaeva, E. I. Formirovanie igrovoj kompetentnosti u studentov - budushhih pedagogov uchrezhdenij doshkol'nogo obrazovanija [Tekst] / E. I. Rzaeva // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2015. - № 4. -S. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.