Научная статья на тему 'Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования'

Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3820
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИГРЕ / ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недвецкая Татьяна Михайловна, Леганькова Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема формирования и повышения профессиональной игровой компетентности педагогов учреждений дошкольного образования. Приведены данные исследования представлений воспитателей о целях развития игровой деятельности детей, анализируется специфика влияния социальных и стилевых характеристик профессиональной деятельности педагога на его отношение к игре дошкольника. Ключевые слова: игровая компетентность педагога, качество дошкольного образования, организация и развитие игровой деятельности, ценностное отношение к игре, подготовка и повышение квалификации педагогов. Развитие современного дошкольного образования связано с непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки педагогов с ориентацией на их самосовершенствование и субъектную готовность к осуществлению профессиональной деятельности. На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов как формирование психолого-педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности, сопровождению игрового взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению опыта игровой культуры в целом. Анализ исследований по проблеме формирования компетентности педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева, А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е. О. Смирнова); компетентность во взаимодействии с ребенком (Т. Л. Корженевич) и др. Вместе с тем и жизненные наблюдения, и специальные исследования последних лет свидетельствуют: для большинства педагогов дошкольных учреждений характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном процессе, ее богатейший потенциал остается не востребован в полной мере. Для изучения данного вопроса было реализовано эмпирическое исследование целевых ориентаций воспитателей учреждений дошкольного образования (с учётом продолжительности педагогического стажа) в отношении организации игровой деятельности дошкольников. В исследовании приняли участие 525 воспитателей учреждений дошкольного образования г. Минска и Минской области. По результатам опроса большую часть свободного от занятий времени педагоги отводят развивающим (сюжетно-дидактическим, дидактическим) играм с воспитанниками 56% опрошенных. На втором месте стоит чтение художественных произведений детям 43% педагогов. Третье место разделили беседа (38%), подвижные игры на прогулке (31%), организация свободной творческой деятельности детей (19%). При этом выбор вида детской деятельности в существенной степени зависит от педагогического стажа воспитателя. Если молодые педагоги предпочитают организацию активных видов игровой деятельности или проведение дидактических игр, то педагоги с большим трудовым стажем чаще создают условия для самостоятельной игры ребенка, поддержки его инициатив. Представления педагогов о целях развития игровой деятельности воспитанников характеризуют как общую направленность образовательного процесса, так и желаемые результаты развития самих детей дошкольного возраста. Целевые ориентации современных воспитателей в отношении игровой деятельности дошкольников определялись с помощью вопросов о том, что на их взгляд нужно формировать, развивать и воспитывать у детей в игре. Анализ полученных данных показал, что развивающий потенциал игры, по мнению педагогов, заключается прежде всего в развитии интеллектуальных способностей и коммуникативных качеств ребенка. Каждый третий воспитатель отмечает важность развития познавательной активности, формирования культуры поведения, организационных способностей детей в игровой деятельности. Возможности игры в развитии воображения и творческих способностей, произвольности, морально-нравственных качеств, индивидуальных способностей и склонностей ребенка отмечены педагогами существенно реже. Анализ данных также свидетельствует, что целевые ориентации воспитателей в отношении игровой деятельности детей связаны с продолжительностью педагогического стажа. Так, молодые педагоги со стажем до 10 лет в большей степени ориентированы на познавательное и речевое развитие ребенка посредством игры. Воспитатели со стажем 10-15 лет по сравнению с молодыми педагогами отмечают важность формирования культуры поведения и коммуникативных способностей детей, содействие успешной социализации ребенка в условиях игрой деятельности. Более опытные педагоги (со стажем от 15 лет) в качестве важной цели развития игровой деятельности воспитанников чаще отмечают развитие творческого потенциала ребенка, его индивидуальности и своевременного удовлетворения потребностей. Таким образом, можно выделить различия в целевой ориентации воспитателей с разным стажем педагогической деятельности в отношении развития игры дошкольников. Для более молодых педагогов характерно узко дидактическое отношение к игре, ориентированность на социальную адаптацию ребенка. Тогда как более опытные педагоги в качестве приоритетов ставят задачи раскрытия творческого потенциала ребенка, актуализации его способностей и индивидуальных возможностей в игре. В данной связи воспитателю дошкольного образования необходимо не только осознавать объективное развивающее значение игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста, но и обладать соответствующими профессиональными игровыми компетенциями, характеризующимися глубоким интересом к игре и увлеченностью ею; умениями создавать игровое культурное пространство, занимать игровую позицию, динамично использовать приемы игрового общения как главного содержания игрового взаимодействия с детьми, поддерживать инициативы воспитанников и др. Представляется необходимым в процессе подготовки и повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования совершенствовать психолого-педагогическую готовность к взаимодействию в системе «педагог играющие дети», к оказанию содействия в развитии игры. И неслучайно игра (прежде всего, сюжетно-ролевая) более развита, как свидетельствуют специальные исследования (Е. В. Бондарчук, Е. А. Панько и др.), у воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения при активноположительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с которыми общаются педагоги авторитарного стиля поведения при отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним. Сформированная игровая позиция педагога существенно усиливает возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет оказывать влияние на развитие игры. Таким образом, при формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования актуально совершенствовать психолого-педагогическую готовность к сопровождению игрового взаимодействия детей. Усиление внимания требуется и к вопросам формирования ценностного отношения к игровой деятельности как у детей, так и взрослых, взаимодействующих с современными дошкольниками. Деятельность специалистов в этом направлении, полагаем, будет способствовать развитию детской игры, сохранению ею главенствующего положения в пространстве дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недвецкая Татьяна Михайловна, Леганькова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования»

Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества

дошкольного образования

Недвецкая Татьяна Михайловна, Леганькова Ольга Викторовна

ГУО "Минский областной институт развития образования"

Ключевые слова:

игровая компетентность педагога, качество дошкольного образования, организация и развитие игровой деятельности, ценностное отношение к игре, подготовка и повышение квалификации педагогов

Аннотация.

В статье рассматривается проблема формирования и повышения профессиональной игровой компетентности педагогов учреждений дошкольного образования. Приведены данные исследования представлений воспитателей о целях развития игровой деятельности детей, анализируется специфика влияния социальных и стилевых характеристик профессиональной деятельности педагога на его отношение к игре дошкольника. Ключевые слова: игровая компетентность педагога, качество дошкольного образования, организация и развитие игровой деятельности, ценностное отношение к игре, подготовка и повышение квалификации педагогов. Развитие современного дошкольного образования связано с непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки педагогов с ориентацией на их самосовершенствование и субъектную готовность к осуществлению профессиональной деятельности. На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов как формирование психолого-педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности, сопровождению игрового взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению опыта игровой культуры в целом. Анализ исследований по проблеме формирования компетентности педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева, А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е. О. Смирнова); компетентность во взаимодействии с ребенком (Т. Л. Корженевич) и др. Вместе с тем и жизненные наблюдения, и специальные исследования последних лет свидетельствуют: для большинства педагогов дошкольных учреждений характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном процессе, ее богатейший потенциал остается не востребован в полной мере. Для изучения данного вопроса было реализовано эмпирическое исследование целевых ориентаций воспитателей учреждений дошкольного образования (с учётом продолжительности педагогического стажа) в отношении организации игровой деятельности дошкольников. В исследовании приняли участие 525 воспитателей учреждений дошкольного образования г. Минска и Минской области. По результатам опроса большую часть свободного от занятий времени педагоги отводят развивающим (сюжетно-дидактическим, дидактическим) играм с воспитанниками - 56% опрошенных. На втором месте стоит чтение художественных произведений детям - 43% педагогов. Третье место разделили беседа (38%), подвижные игры на прогулке (31%), организация свободной творческой деятельности детей (19%). При этом выбор вида детской деятельности в существенной степени зависит от педагогического стажа воспитателя. Если молодые педагоги предпочитают организацию активных видов игровой деятельности или проведение дидактических игр, то педагоги с большим трудовым стажем чаще создают условия для самостоятельной игры ребенка, поддержки его инициатив. Представления педагогов о целях развития игровой деятельности воспитанников характеризуют как общую направленность образовательного процесса, так и желаемые результаты развития самих детей дошкольного возраста. Целевые ориентации современных воспитателей в отношении игровой деятельности дошкольников определялись с помощью вопросов о том, что на их взгляд нужно формировать, развивать и воспитывать у детей в игре. Анализ полученных данных показал, что

развивающий потенциал игры, по мнению педагогов, заключается прежде всего в развитии интеллектуальных способностей и коммуникативных качеств ребенка. Каждый третий воспитатель отмечает важность развития познавательной активности, формирования культуры поведения, организационных способностей детей в игровой деятельности. Возможности игры в развитии воображения и творческих способностей, произвольности, морально-нравственных качеств, индивидуальных способностей и склонностей ребенка отмечены педагогами существенно реже. Анализ данных также свидетельствует, что целевые ориентации воспитателей в отношении игровой деятельности детей связаны с продолжительностью педагогического стажа. Так, молодые педагоги со стажем до 10 лет в большей степени ориентированы на познавательное и речевое развитие ребенка посредством игры. Воспитатели со стажем 10-15 лет по сравнению с молодыми педагогами отмечают важность формирования культуры поведения и коммуникативных способностей детей, содействие успешной социализации ребенка в условиях игрой деятельности. Более опытные педагоги (со стажем от 15 лет) в качестве важной цели развития игровой деятельности воспитанников чаще отмечают развитие творческого потенциала ребенка, его индивидуальности и своевременного удовлетворения потребностей. Таким образом, можно выделить различия в целевой ориентации воспитателей с разным стажем педагогической деятельности в отношении развития игры дошкольников. Для более молодых педагогов характерно узко дидактическое отношение к игре, ориентированность на социальную адаптацию ребенка. Тогда как более опытные педагоги в качестве приоритетов ставят задачи раскрытия творческого потенциала ребенка, актуализации его способностей и индивидуальных возможностей в игре. В данной связи воспитателю дошкольного образования необходимо не только осознавать объективное развивающее значение игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста, но и обладать соответствующими профессиональными игровыми компетенциями, характеризующимися глубоким интересом к игре и увлеченностью ею; умениями создавать игровое культурное пространство, занимать игровую позицию, динамично использовать приемы игрового общения как главного содержания игрового взаимодействия с детьми, поддерживать инициативы воспитанников и др. Представляется необходимым в процессе подготовки и повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования совершенствовать психолого-педагогическую готовность к взаимодействию в системе «педагог - играющие дети», к оказанию содействия в развитии игры. И неслучайно игра (прежде всего, сюжетно-ролевая) более развита, как свидетельствуют специальные исследования (Е. В. Бондарчук, Е. А. Панько и др.), у воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения при активно-положительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с которыми общаются педагоги авторитарного стиля поведения при отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним. Сформированная игровая позиция педагога существенно усиливает возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет оказывать влияние на развитие игры.

Таким образом, при формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования актуально совершенствовать психолого-педагогическую готовность к сопровождению игрового взаимодействия детей. Усиление внимания требуется и к вопросам формирования ценностного отношения к игровой деятельности как у детей, так и взрослых, взаимодействующих с современными дошкольниками. Деятельность специалистов в этом направлении, полагаем, будет способствовать развитию детской игры, сохранению ею главенствующего положения в пространстве дошкольного детства.

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.