Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества
дошкольного образования
Недвецкая Татьяна Михайловна, Леганькова Ольга Викторовна
ГУО "Минский областной институт развития образования"
Ключевые слова:
игровая компетентность педагога, качество дошкольного образования, организация и развитие игровой деятельности, ценностное отношение к игре, подготовка и повышение квалификации педагогов
Аннотация.
В статье рассматривается проблема формирования и повышения профессиональной игровой компетентности педагогов учреждений дошкольного образования. Приведены данные исследования представлений воспитателей о целях развития игровой деятельности детей, анализируется специфика влияния социальных и стилевых характеристик профессиональной деятельности педагога на его отношение к игре дошкольника. Ключевые слова: игровая компетентность педагога, качество дошкольного образования, организация и развитие игровой деятельности, ценностное отношение к игре, подготовка и повышение квалификации педагогов. Развитие современного дошкольного образования связано с непрерывной динамикой требований к профессиональной компетентности воспитателя, что актуализирует проблему повышения качества подготовки педагогов с ориентацией на их самосовершенствование и субъектную готовность к осуществлению профессиональной деятельности. На первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагогов как формирование психолого-педагогической готовности к развитию ребенка в «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности, сопровождению игрового взаимодействия детей с учетом изменений игровой субкультуры; освоению опыта игровой культуры в целом. Анализ исследований по проблеме формирования компетентности педагога в области развития игровой деятельности дошкольника показал, что учеными затрагиваются различные ее аспекты: игровые умения воспитателя (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. С. Новоселова); игровая позиция как личностное образование (Н. П. Аникеева, Е. В. Груздова, О. В. Солнцева, А. И. Тимонин и др.); направленность воспитателя на игру (Е. А. Панько, Е. О. Смирнова); компетентность во взаимодействии с ребенком (Т. Л. Корженевич) и др. Вместе с тем и жизненные наблюдения, и специальные исследования последних лет свидетельствуют: для большинства педагогов дошкольных учреждений характерно стереотипное представление об игре как о регламентированном процессе, ее богатейший потенциал остается не востребован в полной мере. Для изучения данного вопроса было реализовано эмпирическое исследование целевых ориентаций воспитателей учреждений дошкольного образования (с учётом продолжительности педагогического стажа) в отношении организации игровой деятельности дошкольников. В исследовании приняли участие 525 воспитателей учреждений дошкольного образования г. Минска и Минской области. По результатам опроса большую часть свободного от занятий времени педагоги отводят развивающим (сюжетно-дидактическим, дидактическим) играм с воспитанниками - 56% опрошенных. На втором месте стоит чтение художественных произведений детям - 43% педагогов. Третье место разделили беседа (38%), подвижные игры на прогулке (31%), организация свободной творческой деятельности детей (19%). При этом выбор вида детской деятельности в существенной степени зависит от педагогического стажа воспитателя. Если молодые педагоги предпочитают организацию активных видов игровой деятельности или проведение дидактических игр, то педагоги с большим трудовым стажем чаще создают условия для самостоятельной игры ребенка, поддержки его инициатив. Представления педагогов о целях развития игровой деятельности воспитанников характеризуют как общую направленность образовательного процесса, так и желаемые результаты развития самих детей дошкольного возраста. Целевые ориентации современных воспитателей в отношении игровой деятельности дошкольников определялись с помощью вопросов о том, что на их взгляд нужно формировать, развивать и воспитывать у детей в игре. Анализ полученных данных показал, что
развивающий потенциал игры, по мнению педагогов, заключается прежде всего в развитии интеллектуальных способностей и коммуникативных качеств ребенка. Каждый третий воспитатель отмечает важность развития познавательной активности, формирования культуры поведения, организационных способностей детей в игровой деятельности. Возможности игры в развитии воображения и творческих способностей, произвольности, морально-нравственных качеств, индивидуальных способностей и склонностей ребенка отмечены педагогами существенно реже. Анализ данных также свидетельствует, что целевые ориентации воспитателей в отношении игровой деятельности детей связаны с продолжительностью педагогического стажа. Так, молодые педагоги со стажем до 10 лет в большей степени ориентированы на познавательное и речевое развитие ребенка посредством игры. Воспитатели со стажем 10-15 лет по сравнению с молодыми педагогами отмечают важность формирования культуры поведения и коммуникативных способностей детей, содействие успешной социализации ребенка в условиях игрой деятельности. Более опытные педагоги (со стажем от 15 лет) в качестве важной цели развития игровой деятельности воспитанников чаще отмечают развитие творческого потенциала ребенка, его индивидуальности и своевременного удовлетворения потребностей. Таким образом, можно выделить различия в целевой ориентации воспитателей с разным стажем педагогической деятельности в отношении развития игры дошкольников. Для более молодых педагогов характерно узко дидактическое отношение к игре, ориентированность на социальную адаптацию ребенка. Тогда как более опытные педагоги в качестве приоритетов ставят задачи раскрытия творческого потенциала ребенка, актуализации его способностей и индивидуальных возможностей в игре. В данной связи воспитателю дошкольного образования необходимо не только осознавать объективное развивающее значение игры как ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста, но и обладать соответствующими профессиональными игровыми компетенциями, характеризующимися глубоким интересом к игре и увлеченностью ею; умениями создавать игровое культурное пространство, занимать игровую позицию, динамично использовать приемы игрового общения как главного содержания игрового взаимодействия с детьми, поддерживать инициативы воспитанников и др. Представляется необходимым в процессе подготовки и повышения профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования совершенствовать психолого-педагогическую готовность к взаимодействию в системе «педагог - играющие дети», к оказанию содействия в развитии игры. И неслучайно игра (прежде всего, сюжетно-ролевая) более развита, как свидетельствуют специальные исследования (Е. В. Бондарчук, Е. А. Панько и др.), у воспитанников педагогов, обладающих демократическим стилем общения при активно-положительном отношении к детям, нежели у дошкольников, с которыми общаются педагоги авторитарного стиля поведения при отрицательном (либо неустойчиво-положительном) отношении к ним. Сформированная игровая позиция педагога существенно усиливает возможности «принятия» его «детским играющим обществом», позволяет оказывать влияние на развитие игры.
Таким образом, при формировании и повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования актуально совершенствовать психолого-педагогическую готовность к сопровождению игрового взаимодействия детей. Усиление внимания требуется и к вопросам формирования ценностного отношения к игровой деятельности как у детей, так и взрослых, взаимодействующих с современными дошкольниками. Деятельность специалистов в этом направлении, полагаем, будет способствовать развитию детской игры, сохранению ею главенствующего положения в пространстве дошкольного детства.
Список литературы: