педагогические науки
Чикова Ирина Вячеславовна ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...
УДК 373.24
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЁ ПРАКТИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
© 2017
Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории
Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются особенности становления личности ребенка дошкольного возраста. Обосновывается роль эмоций в процессе психического развития на этапе детства, выделяется специфика эмоционального развития детей дошкольного возраста. Обозначается специфичность становления эмоций и воли в данный период согласно нормативному развитию. Поднимается проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста, указываются его наиболее частые причины, в числе которых нарушения во взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками, индивидуальные личностные характеристики дошкольников, контекст взаимоотношений с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Представлен опыт исследовательской деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения с детьми 5-6 летнего возраста. Охарактеризован диагностический инструментарий позволяющий зафиксировать эмоциональное неблагополучие у дошкольников. Изложены результаты эмпирического исследования дошкольников на этапе констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Описаны данные диагностических методик, обобщены ответы родителей дошкольников. Разработана модель формирующего эксперимента, внедрена в практику работы дошкольного образовательного учреждения развивающе-коррекционная работа с целью оптимизации эмоциональной сферы дошкольников, преодоления эмоционального неблагополучия в исследуемой выборке. Конкретизированы результаты завершающего этапа исследования, обозначена динамика развития дошкольников в условиях формирующего эксперимента. Подтвержден факт преодоления эмоционального неблагополучия у дошкольников по результатам эксперимента.
Ключевые слова: детство, дошкольный возраст, эмоции, воля, эмоциональное неблагополучие, страхи, тревожность, общение, личность, осмысление поведения, игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, индивидуальное и групповое психологическое консультирование.
THE PROBLEM OF EMOTIONAL DISTRESS OF PRESCHOOL CHILDREN AND ITS PRACTICALLY APPLIED SOLUTION
© 2017
Chikova, Irina Vyacheslavovna, PhD, Associate Professor, a senior researcher of a scientific research laboratory
Orenburg State University, branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: [email protected]
Abstract. In the article the features of formation of the personality of a preschool aged child are considered. The role of emotions in the process of mental development at the stage of childhood is determined. The peculiarities of emotional development of preschool children are revealed. The peculiarities of the formation of emotion and will in this period according to the normative development are considered. The articles also raises issues of emotional distress of children of preschool age, it indicated the most common causes, including violations in interaction of the child with adults and peers, individual personality characteristics of preschool children, the relationship context with teachers of preschool educational institutions. Experience in research activities on the basis of pre-school educational institutions with children 5-6 years of age is shown. Diagnostic tool which allows to fix emotional trouble in preschoolers is described. The results of an empirical study of preschool children at the stage of ascertaining forming and controlling experiments are described as well. The data of diagnostic methods are summarized along with the responses of parents of preschool children. A model of the forming experiment is developed and introduced into the practice of preschool educational institution. Didactic-correctional work to optimize the emotional sphere of preschool children helping to overcome emotional problems is implemented into the schoolwork. The results of the final stage of the study are specified, designated the dynamics of development of preschool children in the conditions of the formative experiment. The fact of overcoming of emotional problems in preschool children according to the results of the experiment is confirmed.
Keywords: childhood, preschool age, emotions, will, emotional deprivation, fear, anxiety, communication, personality, understanding behavior, game-therapy, fairy-tale therapy, art therapy, individual and group counseling.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Дошкольный возраст - важная веха в развитии человека, где идет бурное преобразование беспомощности в активность зреющей личности. Этот период инициирует развитие разных сторон психики, формирование базиса личности и в этой связи имеет непреходящее значение.
Ребенок на стадии становления и развития пока еще не может контролировать свое поведение, эмоциональную сферу, но с каждым годом управление и самоконтроль становятся достижимыми [1; 2]. Эмоциональная сфера преобразуется благодаря интеллекту в рациональную, контролируемую [3; 4].
Дошкольный возраст имеет важное значение еще по причине глубинных преобразований в рассматриваемой сфере, однако наряду с нормативным развитием, происходят нарушения в этом процессе, т.е. имеют место быть варианты эмоционального неблагополучия ребенка, имеющие в своей основе разные детерминанты [5-9].
Однако, важно на этапе дошкольного возраста изучить проблемы развития ребенка, в частности эмоциональной сферы для сохранения психического и психоло-
гического здоровья, формирования полноценной гармонически развитой личности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблематика исследований эмоционально-волевой сферы дошкольников не нова, однако окончательного и завершенного вида она не получила по настоящее время [9-13]. В числе особо значимых исследований необходимо отметить работы К. Изарда [14], С.Л. Рубинштейна [15], А.Н. Леонтьева [16], В.К. Вилюнаса [17], В.А. Ганзена [18], П.К. Анохина [19] и др., в которых раскрываются качественное своеобразие эмоциональных процессов и состояний, включенных в процесс регуляции поведения, деятельности и общения человека.
Развитие эмоций в дошкольном возрасте сопряжено с развитием интересов, мотивационной и потребност-ной сфер, которые инициируют возникновение и дальнейшее развитие социальных эмоций, нравственных чувств, вызывают формирование эмоционального предвосхищения, как новообразования возраста, как на то
Чикова Ирина Вячеславовна педагогические
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ... науки
указывают Эльконин Д.Б. [20], Адлер А. [21]. Все эти изменения становятся возможными в большей степени под влиянием взаимоотношений и общения с взрослыми и сверстниками.
В условиях этого взаимодействия реализуются нормативно закрепленные изменения в эмоционально-волевой сфере, но в этом процессе развития возможны варианты неблагополучия [22], [23].
Эмоциональное неблагополучие предполагает отрицательное самочувствие ребенка, причиннообусловлен-ное многими факторами. Однако, часто встречающейся причиной выступает неудовлетворенность дошкольника сферой контактов, общением с взрослыми (родителями, педагогами и др.) и сверстниками [11; 13].
Также эмоциональное неблагополучие вызывается причинами педагогического порядка, т.е. аспектами взаимодействия ребенка с педагогами ДОУ [12; 13].
Еще одним основанием возникновения неблагополучия ребенка-дошкольника могут быть индивидуальные характеристики личности, особенности внутренней жизни и внутреннего мира ребенка (Е. Гаспарова).
Истоки тревожности необходимо искать в раннем детстве и пытаться преодолеть в дошкольном, по мнению отечественных и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Хорни, Д. Леви, А.И. Захаров и др.).
Исходом подобной ситуации при её неразрешенно-сти являются тревожность, незащищенность, пессимистичность взглядов, доминирование страхов, барьеры при взаимодействии и результирующим личностный контекст и его нарушения либо деформации в последующем развитии.
Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретическое обоснование проблемы эмоционального неблагополучия и ее практико-инструментальное решение на выборке дошкольников 5-6 лет.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Цель исследования, ориентированная на выявление эмоционального неблагополучия в среде дошкольников 5-6 летнего возраста и поиск разрешения проблемы, обусловила определенный ход его построения. Работа тактически ориентировала на диагностику эмоциональной сферы дошкольников, затем, исходя из полученных результатов выстраивание логически организованной работы по преодолению и ослаблению эмоционального неблагополучия участников исследования и контрольный замер, как показатель эффективности и продуктивности реализованной системы работы. Экспериментальной площадкой выступило МДОАУ № 113 г. Орска Оренбургской области.
Начало исследования специфицировано выявлением наличия/ отсутствия эмоционального неблагополучия в среде дошкольников 5-6 летнего возраста. В связи с этим в комплекс методик диагностики дошкольников вошли:
1. Методика определения страхов (А.И. Захаров) [24];
2. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [24];
3. Методика «Изучение осознания своих эмоций» (Урунтаева Г.А.) [25];
4. Методики «Какие вы родители», «Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у ребенка» [24].
Данный комплекс методик позволяет выявить эмоциональное неблагополучие, его доминантность, уровень и глубину эмоциональных переживаний ребенка, получить обратную связь от родителей дошкольников и выявить понимание ими проблемы и осознание её при-чиннообусловленности.
Соответственно построению исследования на этапе констатации первично получены данные в отношении эмоциональной сферы дошкольников, а именно наличия страхов:
- у 52% испытуемых зафиксирован низкий уровень
проявления страхов,
- 20% соответствуют среднему уровню,
- 28% отнесены к высокому уровню преобладания страхов.
Далее нами определялся уровень тревожности у дошкольников и её глубина в отношении типичных для ребенка ситуаций, в числе которых варианты взаимодействия в сфере детско-родительских отношений, общение в сверстниковой группе, аспект педагогического взаимодействия. Тревожность выступает сигналом к опасности субъекта на личностном уровне, её высокий показатель - свидетельство внутреннего отношения ребенка к какому-либо типу ситуаций. По этой части диагностического блока получены и систематизированы данные:
- высокий уровень тревожности - у 26% дошкольников,
- средний уровень обозначается у 26% ,
- низкий зафиксирован у 48% испытуемых 5-6 летнего возраста.
Методика, ориентированная на изучение осознания детьми собственных эмоций, подтвердила ранее полученную информацию и с незначительной погрешностью к высокому уровню осознанности собственных эмоций отнесены - 26%, средний уровень специфицирует 28% и низкий уровень характерен для 46% дошкольников выборочной совокупности.
Последующее взаимодействие с родителями дошкольников преследовало целью выявить уровень благополучия в семье и способность самих родителей справляться с трудностями развития собственного ребенка. Обобщение и интерпретация эмпирического материала позволила констатировать тот факт, что:
- высокий уровень семейного благополучия зафиксирован у 25 % респондентов;
- 25 % обозначили низкий уровень семейного благополучия;
- высокий уровень умения родителей справляться со страхами детей определен у 25 % в данной выборке;
- низкий уровень соответствует 25 % семей в ходе этапа констатации.
По обобщенным результатам констатирующего эксперимента была выделена группа дошкольников, которые испытывают значительное количество страхов (больше 3), индекс тревожности которых выше 20% (т.е. уровень тревожности оценивается согласно ключу методик как средний и высокий). В результатах диагностики родителей этих дошкольников фигурируют низкие показатели семейного благополучия и слабо выражены умения справляться со страхами детей.
Итак, полученные данные актуализируют важность выявленной проблемы и необходимость её разрешения на этапе возрастного развития с учетом сензитивности и пластичности психики детей 5-6 летнего возраста.
Целью формирующего эксперимента определяется: снятие состояния тревожности и помощь детям в избавлении их от страха. Постановка цели обусловила содержательную направленность программы развивающе-коррекционной работы и последующую её реализацию в практике работы ДОУ.
Данная программа составлена на основе уже имеющихся разработок (Сорокиной Л.И. [26]; Орловой Л.В. [27]; Баженовой О.В. [28]; Суздальцевой Л. [29]; Верещагиной Н.В. [30] и др.).
В программу были включены: подвижные игры, пси-хокорректирующие упражнения, куклотерапия, сказко-терапия, арттерапия, элементы психологического тренинга. Коррекционная работа строилась по трем направлениям:
1) Педагог - ребенок. Цель раздела работы - снизить страхи и беспокойство детей в процессе общения, деятельности.
2) Психолог - ребенок. Цель раздела работы - научить детей открыто проявлять свои эмоции, доброжелательно относиться к окружающим, справляться со
педагогические науки
Чикова Ирина Вячеславовна
ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...
своими страхами.
3) Родители - ребенок. Цель раздела работы - научить родителей дошкольников разрешать проблемы продуктивными способами и средствами, контролировать эмоциональную сферу дошкольников.
В числе критериев эффективности программы определялись:
- снижение тревожности у дошкольников;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений в системе родитель -ребёнок, ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель и др.
В завершении исследования нами проводился контрольный эксперимент, который преследовал цель - определение эффективности и действенности проведенной развивающе-коррекционной работы с дошкольниками 5-6 летнего возраста. На этом этапе использован комплекс методик диагностики, идентичный этапу констатации. Сравнение эмпирических данных на начало и окончание исследования, позволило утверждать наличие существенных изменений конструктивной направленности, приращений в личностной сфере дошкольников:
- уменьшилось по сравнению с результатами констатирующего эксперимента общее количество страхов зафиксированных у детей;
- снизился уровень тревожности дошкольников;
- преобладает осознание собственных эмоций в выборке (87%);
- уровень семейного благополучия претерпел качественные изменения, родители обучились продуктивным тактикам взаимодействия с собственными детьми.
Итак, общий уровень эмоционального неблагополучия детей после проведенного формирующего эксперимента понизился, что свидетельствует об эффективности проведенной развивающе-коррекционной работы в аспекте оптимизации эмоциональной сферы дошкольников и преодоления эмоционального неблагополучия.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Апробация программы оптимизации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста позволяет констатировать ее эффективность и действенность. Полученные данные имеют практическую и теоретическую значимость, но вместе с тем обозначают проблемные области, изучение которых должно быть продолжено.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. / Под ред. А.Д. Кошелевой . - М. : Просвещение, 1985.
2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы [Электронный ресурс] / Мясищев В.Н. - Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.
3. Свядощ А.М. Неврозы : монография /А.М. Свядощ. - М. : Медицина, 1982. - 366 с.
4. Леви В.Л. Приручение страха / В.Л. Леви. - М. : Метафора, 2006. - 192 с.
5. Чикова И.В. Особенности внутренней жизни ребенка дошкольного возраста. в сборнике: Актуальные вопросы и перспективы развития науки и образования материалы международной (заочной) научно-практической конференции. научно-издательский центр «Мир науки», 2016. - с. 134-137.
6. Чикова И.В. К проблеме нарушений эмоционального развития дошкольников в сборнике: Новые подходы в науке и образовании материалы международной (заочной) научно-практической конференции. научно-издательский центр «Мир науки», 2016. - с. 137-140.
7. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Алексеева, Е. Е. // Дошкольная педагогика, 2006. - N2. - С.58-61.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - Москва : Моск. псих.-соц. ин-т ; Воронеж : Модэк, 2000. - 304 с._
9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 320 с. - (Детская психология и психотерапия).
10. Кошелева А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г. Лопатина // Ребенок в детском саду, 2010. - N 4. - С. 9-12.
11. Локалова Н.П. Связь когнитивно-эмоционального развития со становлением позитивных личностных характеристик старших дошкольников / Н.П. Локалова, Л.И. Никонова // Вопросы психологии, 2012. - N 4. - С. 13-23
12. Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание, 2010. - N 2. - С. 67-71.
13. Данилина Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - Москва : Айрис-пресс, 2004. - 160 с. - (Библиотека психолога образования)
14. Изард К.Э. Психология эмоций : монография / К.Э. Изард; пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. -СПб. : Питер, 2009. - 464 с.
15. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / отв. ред. К.А. Абульханова; Рос. акад. наук, Ин-т психологии; / сост. С.В. Тихомирова. - М. : Инт-т психологии РАН, 2011. - 431 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : научное издание / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
17. Психология эмоций : тексты / вступ. ст. В.К. Вилюнаса. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 287 с.
18. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. - 175 с.
19. Механизмы и принципы целенаправленного поведения : сб. науч. тр. / ред. П.К. Анохин. - М. : Наука, 1972. - 295 с.
20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
21. Адлер А. Понять природу человека : пер. с нем. / А. Адлер. - СПб. : Акад. Проект, 1997. - 256 с.
22. Стожарова М.Ю. Эмоциональное развитие дошкольников / Стожарова М.Ю. // Ребенок в детском саду, 2005. - N2. - С.65-68.
23. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет [Текст] : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 191 с.
24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] : учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск : Университетское, 1997. 236 с.
25. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова. - Ростов н / Д : Феникс, 2008. 317 с.
26. Сорокина Л.И. Коррекция страхов у детей 4-6 лет / Сорокина Л.И. // Ребенок в детском саду, 2008. - N3. - С.73-76.
27. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсоматор-ной арт-терапии / Орлова Л.В. // Наука и школа, 2008. - N 2.. - С. 55-56.
28. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Баженова. - СПб. : Речь ; Москва : Сфера, 2010. - 192 с.
29. Суздальцева Л. Сказка как средство эмоционального развития детей / Л. Суздальцева // Учитель, 2010. - N 2. - С. 5-11.
30. Верещагина Н.В. Профилактика психосоматических расстройств у дошкольников / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика, 2010. - № 6. - С.46-50.