Научная статья на тему 'Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах (на примере МОУ «СОШ №55» г. Магнитогорска)'

Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах (на примере МОУ «СОШ №55» г. Магнитогорска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах (на примере МОУ «СОШ №55» г. Магнитогорска)»

На начало 2015 года на рынке работало 120 организаций, однако аналитики отмечают, что после акционирования и вступления в систему гарантирования накоплений рынок может сократиться втрое и к концу 2015 года на рынке будет работать всего 30-40 фондов.

Внесенные в Закон поправки направлены на то, чтобы сделать сферу негосударственного пенсионного обеспечения более прозрачной, а также понятной для застрахованных лиц и гарантировать россиянам выплату их пенсионных накоплений даже в случае банкротства страховщика.

Таким образом, два года, предоставленные НПФ на смену организационно-правовой формы, должны показать, какие фонды спокойно пройдут эту процедуру, а какие ее просто не "переживут". Кроме того, станет понятно, как изменится в связи с этими переменами уровень доверия граждан к негосударственным фондам, и изменится ли он вообще.

Список использованной литературы:

1. Болгов Д.А., Седых Н.В. Анализ изменений пенсионной реформы России 2014 года. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 153-157

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] - http://base.consultant.ru

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) [Электронный ресурс] -http://base.consultant.ru

© Баканова Н.А., Петренко А.С., 2015

УДК 332.01

Я.Г.Баяновская, студ.гр.зНОПОб-11-1 Н.С.Лепкова, студ.гр. 050400.62 Г.В.Кузина, ст.преподаватель кафедры Экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И.Носова»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ МОУ «СОШ №55» Г.МАГНИТОГОРСКА)

В современном обществе особая роль отводится школьному экономическому образованию, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности молодежи.

Постоянно ускоряющиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от людей умений быстро адаптироваться к новым условиям, находить правильные решения разных вопросов, проявлять гибкость и творчество, ориентироваться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные взаимодействия с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Согласно ФГОС, целью школы становятся не только знания, но и «умение их добывать и ими пользоваться». Поэтому современная школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым

диапазоном современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему успешно реализовать себя в самостоятельной жизни в условиях информационного технологического мира.

Быстрое и прочное усвоение знаний, умение найти правильное решение в новой жизненной обстановке во многом зависят от грамотного развития внимания, памяти и в особенности мышления учащихся. Однако существующие методы обучения практически не обеспечивают сознательной и систематической работы учителя по формированию этих качеств. При существующей практике обучения они складываются спонтанно.

Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. Одним из главных направлений активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

В настоящее время существуют научно-педагогические разработки проблемы использования активных методов обучения в общеобразовательной школе при изучении таких дисциплин, как история, иностранный язык и др. Однако в литературе недостаточно описано применение этих методах при изучении курса экономики, которая включена в программы по обществознанию.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью в теоретическом изучении и практическом применении активных методов обучения на уроках экономики в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке и практике.

Данное противоречие определило выбор темы исследования: Использование активных методов обучения при изучении экономики в общеобразовательной школе.

Цель исследования: теоретическое обоснование технологии использования активных методов обучения при изучении экономики в общеобразовательной школе.

Объект исследования: активные методы обучения.

Предмет: технология использования активных методов обучения при изучении экономики в школе.

В работе была выдвинута гипотеза: наиболее активно в практике преподавания экономики в общеобразовательной школе используются такие методы активного обучения, как практические занятия и анализ проблемных ситуаций.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно -управленческих средств.

Родоначальниками идей активизации обучения считают Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского. К проблеме формирования активности в обучении в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

Начало дидактического использования методов положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов в области активного обучения, как И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, С. Р. Гидрович, С. С. Егоров, В. М. Ефимов, Р. Ф. Жуков, С. Г. Колесниченко, В. Ф. Комаров, В. Н. Кругликов, В. Я. Платов, В. В. Подиновский, В. Н. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, Т. П. Тимофеевский, Г. П. Щедровицкий и другие.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы:

1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия.

2. Принцип моделирования.

3. Принцип входного контроля.

4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения.

5. Принцип проблемности.

6. Принцип «негативного опыта».

7. Принцип «от простого к сложному».

8. Принцип непрерывного обновления.

9. Принцип организации коллективной деятельности.

10. Принцип опережающего обучения.

11. Принцип диагностирования.

12. Принцип экономии учебного времени

13. Принцип выходного контроля.

В настоящее время в педагогической науке принята следующая классификация активных методов обучения:

1. Неимитационные методы: проблемная лекция, круглый стол, лекция-конференция, лекция по заранее составленному конспекту, лекция обзорная, коллоквиум, программированные занятия, семинар, выездные занятия с тематической дискуссией, групповая консультация, олимпиада.

2. Имитационные:

• неигровые: ситуационные решения, решение задач, подведение итогов и оценка преподавателем занятий, обсуждение разработанных вариантов, проведение семинара, индивидуальный тренажер;

• игровые: многовариантный выбор оптимального решения, «Мозговой штурм», деловые игры, разыгрывание ролей, игровое проектирование индивидуального технологического процесса.

Проведенный анализ деятельности общеобразовательной школы по использованию активных методов обучения при изучении экономики в 9-х классах позволил сделать следующие выводы.

Первоначальные экономические знания учащиеся получают в рамках курса «Обществознание» в 9-м классе. В стандартных программах на изучение этого раздела выделяется от 14 до 34 часов. В МОУ СОШ № 55 на этот раздел выделено максимальное количество часов - 34 часа. Дополнительно учитель проводит онлайн уроки - 3 урока.

При изучении тем программы учителями используются разнообразные активные методы обучения -практикумы, анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм», деловые игры. Однако существует необходимость в расширении диапазона используемых методов, особенно в целях объективной оценки и контроле результатов обучения.

На основе полученных выводов разработаны рекомендации по использованию активных форм обучения в школе. Наиболее эффективным может быть использование на уроках экономики в общеобразовательной школе следующих методов - проблемная лекция, презентация результатов исследования, кейс-технологии, деловые игры.

В обучении экономике сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр, форм и методов интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д.

Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося.

Технология использования активных методов обучения при изучении экономики в общеобразовательной школе дает учителю четкие рекомендации по эффективному использованию их в образовательном процессе.

Список использованной литературы:

1. Кузина Г.В., Савинова Т.Л., Усманова К.Ф. Государственная поддержка инновационного предпринимательства в современных условиях. Экономика и предпринимательство. 2015. №5-1 (58-1). С. 922-925.

2. Коптякова С.В. Формирование профессиональной направленности личности студентов вуза в процессе общепрофессионального экономического образования. Автореферат диисертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2004.

3. Рахлис Т.П. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2007.

4. Скворцова Н.В. Аналитическая оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области как фактора экономического развития региона. Сб.статей Международной научно-практической конференции: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. 2015. С. 143-151.

5. Усманова К.Ф., Федоров Д.Н. Организация предприятий экономики. Экономика и политика. 2012. №5 (5). С. 76-77.

6. Зиновьева Е.Г., Яшкина О.С. Влияние институтов на экономическое развитие на примере Европейских стран. Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 7 (53). С.98-101

©Баяновская Я.Г., Лепкова Н.С., Кузина Г.В., 2015

УДК: 331.91

И.Н. Белогруд

Финуниверситет, Москва

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрена динамика движения трудовой миграции из стран Средней Азии на российский рынок

труда.

Ключевые слова

Трудовая миграция, законодательство, экономическая нестабильность.

По данным федеральной миграционной службы в настоящее время на территории РФ находиться 2,157 млн. граждан Узбекистана, 694 тыс. граждан Казахстана, 519 тыс. граждан Кыргызстана, 1,001 млн. граждан Таджикистана и 22 тыс. граждан Туркменистана. Если сравнить эти цифры с данными годичной давности, то видно, что количества граждан Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана уменьшилось на 5,8%, 15% и 15,7 % соответственно. Это примерно составляет 600 тыс. человек. [ 1]

Для того, чтобы достоверно оценить происходящие изменения целесообразно рассмотреть результативность работы. Наиболее показательной является динамика денежных переводов трудовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.