Научная статья на тему 'Совершенствование довузовского экономического образования'

Совершенствование довузовского экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of integrating a pedagogical university into the international educational space

In the article the forms of integrating of a pedagogical institution into an integrated educational environment, the experience of Tomsk State Pedagogical University in the field is analyzed as well as perspectives in this area are outlined.

Текст научной работы на тему «Совершенствование довузовского экономического образования»

родные финансовые отношения, основы международного менеджмента и маркетинга. Определенных результатов Томский педагогический университет достиг по линии международного обмена преподавателями. Так, для чтения лекции в 2000 г. ТГПУ посетят более 30 иностранных специалистов. В том числе из стран Европейского сообщества - 18 человек. Сеть сотрудничающих вузов в области подготовки экономистов и экономического образования в средних общеобразовательных школах создана при поддержке проекта TEMPUS (ТАСIS). Сюда входят классические университеты городов - Ольденбурга, Парижа -8, Новосибирска, Казани, Кемерова, а также педагогические университеты Москвы, Санкт-Петербурга. Красноярска, Томска. Главная задача сети сотрудничающих вузов состоит в том, чтобы обеспечить надежный обмен информацией учебного, учебно-методического и научно-иссле-довательского характера в области экономического образования для средних общеобразовательных учреждений на национальном и интернациональном уровнях. Томский государственный педагогический университет в рамках подготовки к реализации программы международного обмена студентами и международного сотрудничества в области школьного экономического образования работает с университетами Ольденбурга и Парижа. Эта программа осуществляется с 1998 г. В настоящее время ТГПУ совместно с учебно-методическим центром «Лингва» осуществляет научно-методическую програм-

му «Новые технологии в обучении иностранным языкам». С целью внедрения этой программы специалисты зарубежных издательств Longman, Oxford и Cambridge прочтут лекции по новейшим методикам преподавания иностранных языков и проблемам мировой экономики. Процесс вхождения университетов в международное образовательное пространство требует от студентов совершенного владения иностранным языком. Поэтому сегодня Томский государственный педагогический университет, как и другие вузы России, активно переходит на новые концепции иноязычной подготовки, которые, в свою очередь, предполагают более высокий уровень довузовской подготовки студентов. Известно, что преподавание в большинстве общеобразовательных школ по-прежнему ведётся по старым, неадаптированным к нынешним требованиям учебникам, учебным пособиям и программам. Выход из этого тупикового положения возможен на пути реализации системы поэтапного языкового образования от школы к вузу. Одним из направлений этого проекта является подготовка на базе Института иностранных языков ТГПУ нового поколения педагогов-экономистов с основательной языковой подготовкой и учителей иностранного языка с экономической специализацией. Дальнейшее развитие международной интеграции в области экономического образования позволит качественно улучшить подготовку специалистов-экономистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях международной рыночной экономики.

И.А. Ромахина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Экономическое образование в общеобразовательной школе представляет собой важнейшую составляющую системы воспитания, развития и обучения молодёжи, позволяющей на ряду с другими учебными предметами сформировать у школьников знания и навыки, необходимые для понимания общественной и экономической системы, позволяющие ориентироваться в экономических процессах и сделать выбор направления высшего образования и будущей профессиональной деятельности, а также осознанно включиться в общественную жизнь.

Ежегодно свыше 3 млн учащихся заканчивают основную и среднюю (полную) общеобразовательную школу, значительная часть из которых, как показывают социологические опросы, хотела бы связать свою судьбу с негосударствен-

ным сектором экономики, предпринимательством, открыть собственное дело. Успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой, правовой и экономической подготовки выпускников образовательных учреждений, их конкурентоспособностью на рынке труда.

Недостаточная подготовленность выпускников школ к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них экономического мышления приводят к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных.

Постановление Правительства РФ «О мерах по поддержанию занятости населения» № 659 от 22 июня 1999 г. и приказ Минобразования России «О мероприятиях по поддержанию занятос-

ги населения» № 100 от 22 июля 1999 г. нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование у учащихся экономического мышления, необходимого для организации современных форм и методов хозяйствования, социальном адаптации и интеграции в рыночную экономику России.

Проблемы непрерывного экономического образования в настоящее время становятся актуальными и рассматриваются в регионе различными школами.

Так, «Новосибирская мод ль» разработана в Германо-российском институте оощего экономического образования (Новосибирский государственный университет - университет г. Ольден-бурга). Она построена на основе принципов системности, учитывая традиции отечественной системы образования, а также зарубежный опыт обучения экономике в средней школе. Анализ учебных планов и программ по экономике, учебников для школ и программ подготовки учителей экономики, рекомендованных Министерством образования РФ, а также ряда авторских программ показал следующее. В основе их содержания лежит подход, который ориентирован на изучение в школе экономики как экономической науки. Определенный перечень экономических понятий (концепций), соответствующих анализу механизмов функционирования рыночных экономических систем на микро-, макро- и мировом уровнях (ECONOMICS), 11 о след о в ател ь н о изучается школьниками. Следует отметить, что курсы по экономической теории, прежде всего микроэкономике, макроэкономике и мировой экономике, становятся в последнее время основными для экономической подготовки студентов большинства российских вузов, что требует, кроме того, серьёзной математической подготовки.

Новосибирская модель представляет собой объединение на принципах системности следующих её основных составляющих.

- Концепции целей, содержания и методов школьного экономического образования.

- Основ дидактико-экономической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.

- Подхода к учебно-методическому обеспечению экономического школьного образования.

- Организационо-педагогических условий введения экономического образования в школьную общеобразовательную систему.

В соответствии с предлагаемым подходом возможно следующее содержательное наполнение учебника, например, для учащихся основной школы.

- Что значит хозяйствовать?

- Потребители в экономическом процессе.

- Региональная экономика.

- Выбор профессии.

- Рынок и ценообразование.

- Предприятие в экономическом кругообороте.

- Экономика и экология.

- Общественный и экономический порядок.

- Роль государства в экономике.

- Переходная экономика России.

Представляет определенный интерес концепция непрерывного экономического образования на Алтае, реализуемая экономическим факультетом Алтайского государственного университета (АГУ).

Цель концепции предполагает решение следующих задач:

- создание непрерывного потока экономического образования: довузовской, вузовской и послевузовской подготовки;

- дифференциация экономического образования на выделенных уровнях с целью избежания повторов, дублирования, обеспечив при этом преемственность и целостность в экономическом образовании;

- создание каждого уровня самостоятельным и законченным.

Для реализации этих задач были предусмотрены следующие мероприятия.

Во-первых, в девятых классах средней школы предполагалось начать изучение экономики с самых абстрактных, азбучных основ элементарной экономики, т.е. понятия экономик, основных типов хозяйствования, структуры современной смешанной экономики и т.п.

Во-вторых, в 10-11-х классах средней школы продолжить изучение экономики в рамках относительно самостоятельного и законченного курса элементарной экономики, который включал бы основные темы современной микро- и макроэкономики, адаптированные к условиям средней школы.

В-третьих, в специализированных экономических классах средней школы и лицеях наряду с общим курсом элементарной экономики необходимо было также начать изучение основ частных экономических дисциплин, например предпринимательства, менеджмента, маркетинга и т.д.

В-четвёртых, в экономических колледжах или техникумах предполагается ввести в преподавание цикл современных экономических дисциплин, которые обеспечили бы получение среднего профессионального экономического образования.

В-пятых, на первом и втором курсах экономического факультета АГУ, а также других вузов, в которых имеются экономические специальности, необходимо было дать общее фундаментальное экономическое образование. Ведущей дисциплиной на этих курсах должна стать экономическая теория.

В-шестых, на третьем и четвертом курсах вузов необходимо было перейти на изучение специальных экономических дисциплин, которые в совокупности должны обеспечить студентам получение начального высшего экономического образования в рамках бакалавриата.

В-седьмых, необходимо было разработать магистерские программы по всем специальностям, которые имеют место на экономическом факультете АГУ, т.е. менеджменту, бухгалтерскому учету и аудиту, финансам и кредиту, коммерции, экономике и социологии труда, а также экономической теории.

В-восьмых, в рамках ЭФ АГУ предполагалось создать единый центр послевузовского экономического образования, который бы включал разнообразные ускоренные курсы по получению второго высшего экономического образования.

В-девятых, изучить возможность подготовки на экономических факультетах АГУ и других вузов региона профессиональных преподавателей экономики с соответствующим базовым образованием. Чтобы не упустить время, предполагалось в рамках института усовершенствования учителей организовать курсы по подготовке учителей экономики для средних школ края.

В г. Томске из 66 образовательных учреждений основы экономической теории преподаются только в 20. Это 8 гимназий, 8 лицеев и 4 школы. В этих учебных заведениях воспитывается функциональная экономическая грамотность. Выпускники 46 школ города не получают знаний о рыночных отношениях, в которые они попадают за порогом школы. Они слабо адаптированы к условиям современного общества в России, что создает трудности при выборе жизненного пути, поиске своего места в жизни. Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Изменения, происходящие в социально-экономической жизни нашего общества, настоятельно требуют овладения экономическими знаниями уже в школьном возрасте. И чем раньше молодой человек познакомится с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, т.е. овладеет основами экономического мышления, тем более грамотно он будет выбирать себе профессию и легче будет строить свою взрослую жизнь.

Создание Центра довузовской подготовки (ЦДП) школьников в области изучения основ экономической теории, потребительской культуры, делового общения позволит сформировать экономическое мышление, активную общественную позицию молодого человека, вступающего в жизнь.

Центр довузовской подготовки предполагает занятия учащихся старших классов -9, 10, 11-х.

Создание 3 ступеней (трех лет) обучения позволит охватить всех желающих старшеклассников заниматься экономикой, если они не успели начать обучение в 9-м классе. I ступень предполагает обучение девяти-, десяти-, одиннадцатиклассников, в первый раз захотевших познакомиться с экономикой. II ступень предполагает объединение учеников 10-х классов и тех, кто обучался на I ступени. III ступень предполагает обучение одиннадцатиклассников и тех, кто обучался на II ступени.

Набор учеников в ЦДП и стабильность групп обучающихся могут быть повышены при условии введения вступительного экзамена по основам экономической теории.

По нашему мнению, основными направлениями деятельности центра должны быть следующие.

1. Подготовка школьников по основам экономической теории. Программа по этому направлению отражает современный подход к вопросам изучения основных задач курса. Отличительной особенностью программы является широкое использование современных методик обучения (ролевых и деловых игр, моделирующих различные экономические ситуации, производственных практикумов, закрепляющих полученные теоретические знания посредством конкретных расчетов, работу в малых группах) и современных методов мониторинга знаний (включая тестовые контрольные задания, решение экономических задач, экономические диктанты и сочинения, эссе и рефераты, оценку управленческих решений, самостоятельно принятых в ходе деловых игр). Сочетание разнообразных форм и методов обучения активизирует и поддерживает интерес учащихся к изучению предмета.

Предполагается следующее количество часов по основам экономической теории:

I ступень - 32 ч по программе Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО);

II ступень - 64 ч в год по программе, составленной учителями 9-й школы Т.В. Кушниренко и Русской классической гимназии № 2 O.A. Ро-дикевич (микроэкономика);

III ступень - 64 ч по их же программе (макроэкономика).

За три года учащиеся познакомятся с основами рыночной экономики в объеме 160 ч.

Предполагается, что такая подготовка позволит занимающимся в ЦДП успешно участвовать на внутришкольных, городских и областных олимпиадах. Возможен выход учащихся на региональные олимпиады МЦЭБО, проводимые по Интернету, выход на Всероссийскую олимпиаду школьников по экономике.

Чтобы обеспечить достаточно высокий уровень подготовки обучающихся, дополнительно к курсу по основам экономической теории вводятся часы для подготовки к олимпиадам. На этих занятиях учащиеся будут решать задачи и выполнять все возможные задания с олимпиад разного уровня, анализировать итоги олимпиад. Для проведения занятий по подготовке к олимпиадам требуется создание банка заданий с олимпиад разного уровня.

Время, отводимое на подготовку к олимпиадам для I ступени планируется выделить в размере 16 ч, II ступени - 12 ч, III ступени -12 ч.

Центр довузовской подготовки школьников может взять на себя подготовку материалов для проведения внутришкольных, опыт такой подготовки у авторов программы курса есть, городской и областной олимпиад. Причем сегодня необходимо при составлении олимпиад местного масштаба ориентироваться на уровень всероссийской олимпиады и олимпиад МЦЭБО, победители которых вне конкурса зачисляются в Высшую школу экономики в Москве, если мы хотим видеть томских учеников в числе победителей,

В качестве знакомства с другими экономическими дисциплинами учащимся в Центре довузовской подготовки предлагается прослушать курсы:

2. Потребительская культура для I ступени -32 ч.

3. Маркетинг - 24 ч II ступени.

4. Менеджмент - 24 ч на III ступени обучения.

Изучение этих дисциплин поможет учащимся

сориентироваться при выборе конкретной специальности в многообразии их. Предполагается, что учащиеся смогут выбирать, какие из предложенных дисциплин им прослушать. При желании они могут одновременно изучать потребительскую культуру, маркетинг и менеджмент, если у них есть интерес к предмету.

Программа ЦДП будет достаточно гибкой, чтобы поддерживать интерес учащихся в стремлении заниматься экономикой.

Каждый из предполагаемых курсов может иметь выход. Курс «Потребительская культура» подготовит занимающихся в ЦДП к участию в областном конкурсе «Юный потребитель». Центр не только мог бы представлять команду от города на такой конкурс, но и проводить городской конкурс между школьными командами Томска. Можно проводить конкурсы на знание законов о защите прав потребителя внутри ЦДП между обучающимися. В такой работе, по нашему мнению, мы найдем поддержку в Комитете по защите прав потребителей, который и занимается организацией областных конкурсов.

Изучая основы маркетинга, учащиеся смогут регулярно выходить с докладами на конферен-

ции, проводимые среди школьников города, на конференции в вузах, где участвуют и школьники, и студенты со своими исследованиями по различным темам.

Исследование рынков различной продукции, коньюктуры рынка, динамики, вопросов, касающихся экономики и экологии, под силу учащимся старших классов. Выход на конференции, проведение исследований активизирует учеников как будущих студентов вузов, будет способствовать формированию экономического мышления. Планируются консультации по подготовке к конференциям по 4 ч в каждой ступени.

Изучение менеджмента, делового общения позволит вывести обучающихся на новый уровень общения в клубе старшеклассников, любителей экономики. На занятиях клуба предполагается не только общение учащихся разных школ между собой, но и с деловыми людьми города. Клубные занятия планируется проводить по темам, которые живо интересуют школьников, но не освещаются в программах ЦДП. Предполагается, что клубных занятий должно быть не более 4 в год, подготовка к ним достаточно трудоемка. Опыт проведения таких клубов с учениками разных школ города есть у составителей программы ЦДП. Клубное занятие состоит, как правило, из нескольких частей: теоретической (которую готовят ученики при помощи учителя), деловой игры, встречи со специалистом по теме клубного занятия (представителей деловых кругов, служб по налогам и сборам, обществ защиты прав потребителей, центров стандартизации продукции и качества, службы занятости, работников с ценными бумагами и др.). То есть на таком клубном занятии учащиеся не только получают новые знания, причем их они добывают сами, школьники погружаются в ситуацию по теме занятия, увлеченно и плодотворно решают проблемы деловой игры. Деловое общение с гостями клуба позволяет ученикам получить новые возможности в выборе будущей специальности. Можно, даже нужно, заканчивать клубное занятие дискотекой, когда его участники смогут дополнительно пообщаться, обменяться впечатлениями после программы клуба, просто отдохнуть. Неформальное общение способствует сплочению коллектива, формированию инициативной группы учащихся ЦДП. Здесь особенно стоит уделить внимание формированию инициативной группы из учащихся I ступени, так как им предстоит дольше заниматься.

Планируется, что для подготовки занятий клуба старшеклассников, любителей экономики, необходимо отвести на I ступени - 16 ч, на II ступени - 8 ч, на III ступени -8 ч. Два занятия клуба готовят ученики I ступени, по одному занятию -II и III ступени.

5. Следующим направлением деятельности клуба назовем МЭКОМ - это компьютерная игра (моделирование экономики и менеджмента по варианту, разработанному МЦЭБО), Игра позволит поддерживать высокий интерес учащихся к изучению предметов ЦДП.

Она прививает навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений. Эта игра моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся устанавливают цены на свой товар, определяют объем производства, объемы вложений в строительство и оснащение оборудованием, планируя расходы на маркетинг и научно-исследовательские работы. МЭКОМ является одновременно и мощным учебным пособием, и увлекательным состязанием, дает великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные учащимися на уроках.

Планируется МЭКОМ для учащихся I ступени - 24 ч, II ступени -16 ч, III ступени - 16 ч в год.

Количество часов может быть изменено по желанию учащихся. Сегодня появляются новые компьютерные игры такого же плана. Думаем, что обучающимся в ЦДП захочется познакомиться и с их содержанием. В 2000 г. компьютерная игра «Фондовая биржа» была предложена для знакомства школьникам на всероссийской олимпиаде и очень им понравилась. На первой ступени количество часов по МЭКОМ увеличено для знакомства с игрой и обучения игре. Деятельность ЦДП в этом направлении предполагает организацию и проведение турниров между обучающимися, по Интернету с другими городами России, СНГ, выход на турниры МЦЭБО и всероссийский, который проводится в Москве в одно время с всероссийской олимпиадой.

6. С целью привлечения учащихся в Центр довузовской подготовки планируется очень короткий, но важный курс - введение в специальность.

За четыре часа учащиеся I ступени знакомятся со специальностями экономического факультета ТГПУ, с перспективами развития вуза и факультета, условиями поступления и обучения.

7. Интересным является вариант создания в одном из оздоровительных лагерей для школьников смены, работающей по программе ЦДП. В такой смене отдыхающие ребята смогут поучаствовать в большой экономической игре, увлекательной и познавательной.

Большое значение имеет опыт проведения подобного отдыха школьников старших классов в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ). Так, на протяжении последних нескольких лет кафедра экономической теории

УрГПУ совместно с ассоциацией учащейся молодёжи Свердловской области проводила летнюю экономическую школу учащихся старших классов. Эта форма работы имела следующие задачи: с одной стороны, формировать способность адаптации старшеклассников к условиям жизни в рыночной экономике, помогать в профессиональном самоопределении, развивать интерес к экономическим вопросам, приобщать их к экономической культуре, а с другой - дать возможность студентам, будущим учителям экономики, преподавателям отрабатывать новые технолоши и методики дополнительного внешкольного экономического образования детей и подростков. Лагерь «Юный экономист» - это весьма эффективная форма экономической учебы подростков, благодаря уникальной возможности сочетать теоретические знания с элементами практической предпринимательской деятельности в условиях игровой ситуации, моделируя реальную экономическую среду в атмосфере максимальной эмоциональной включенности участников.

В экономическом лагере подростки могут не только слушать циклы бесед по вопросам экономики и предпринимательства, но и принимать участие в компьютерной игре «Моделирование экономики и менеджмента» (МЭМ), деловых играх, социально-психологических тренингах.

Для оказания помощи в профессиональном отделении проводятся психодиагностическое тестирование и профориентационное собеседование под руководством профессиональных психологов.

Особо ценным считаем создание в лагере экономически воспитывающей среды, моделирующей рыночные отношения: вводится своя денежная система, функционирует парламент, банк, налоговая служба, арбитражный суд, биржа, аукцион. С большим интересом школьники воспринимают такие формы занятий, как «круглые столы». Здесь все желающие могут принять участие в обсуждении поставленных задач, высказать свою точку зрения на сложившуюся в стране экономическую ситуацию, попытаться обосновать свои подходы к решению определенных проблем в экономике.

Во время учебы ребята создают фирмы, регистрируют их деятельность, платят налоги, занимаются реализацией товаров и услуг, рассчитывают экономическую и бухгалтерскую прибыль, оценивают эффективность использования ресурсов. Финансовое обслуживание фирм проводится через банк. Победителем признается та фирма, которая создаст больший капитал и будет иметь на расчетном счете в банке ббльшую сумму денег. Чистая прибыль фирмы по решению собрания акционеров и правления фирмы распределяется на выплату дивидендов.

По сложившейся традиции на прощальном вечере после подведения итогов и вручения грамот и наград проводится большой аукцион, на котором разыгрываются призы. В последствии, как свидетельствует практика, школьники, побывавшие в экономическом лагере, принимают активное участие в городских экономических конференциях. олимпиадах и конкурсах, стараются посещать экономические факультативы и поступить на экономические факультеты и специальности вузов города.

Дети в смену могут быть отобраны по конкурсу (победители олимпиад по экономике, активные учащиеся ЦДП, участники конференций, победители конкурса «Юный потребитель»). Это могут быть старшеклассники и учащиеся среднего звена. Программа такой смены позволит отдыхающим детям с интересом и пользой провести летние каникулы, создать команду учителей, заинтересованных в сотрудничестве с ЦДП.

Остановимся на том, что образование ЦДП требует определенных затрат. Но, если мы хотим подготовить грамотное поколение, смело всту-

Всего планируется 384 ч занятий за три года. По нашему мнению, в сфере экономического образования школьников имеется много нерешенных проблем, однако интерес большой нас-

тающее в мировое сообщество как равные партнеры, обучать экономике, экономическому мышлению необходимо.

Центр может возмещать часть расходов на его содержание: частично за счет оплаты за обучение, создания и распространения методических пособий по урокам, играм, составления сборников тестов, задач, сборников олимпиадных заданий с олимпиад разного уровня, распространения опыта клубных занятий, формирования сборников исследовательских работ учащихся и т.п.

Центр довузовской подготовки сможет сосредоточить все возможные формы работы со школьниками по вопросам экономического образования. Логично, что именно ТГПУ сегодня обратил внимание на образование ЦДП, именно в стенах этого вуза получают образование будущие учителя. Экономический факультет готовит учителей экономики, для них ЦДП может стать своеобразной площадкой для прохождения педагогической практики, для молодых учителей - центром повышения квалификации. В представленной ниже таблице указана сетка часов по программе.

ти молодёжи к проблемам экономики, функционирование ЦДП позволит привлечь большее количество школьников к обучению по экономическим дисциплинам.

Наименование занятий Ступени Возможности

I II III после обучения

Основы экономической теории 32 64 64 Участие в олимпиадах разного уровня

Потребительская культура 32 - - Участие в областном конкурсе по защите прав потребителей

Маркетинг - 24 - Участие в конференциях

Менеджмент - - 24 Участие в клубных занятиях

мэком 24 16 16 Участие в турнирах разного уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка к олимпиадам 16 12 12

Консультации к конференциям 4 4 4

Клуб старшеклассников, любителей экономики 16 8 8

Введение в специальность 4 - -

Итого 128 128 128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.