Научная статья на тему 'Новый формат негосударственных пенсионных фондов'

Новый формат негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / РЕОРГАНИЗАЦИЯ НПФ / АКЦИОНИРОВАНИЕ / АКЦИОНЕРНЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / РЕЗЕРВ ПО ОПС / СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко А. С., Баканова Н. А.

В данной статье раскрыты основные изменения законодательства о НПФ, согласно которым до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ. В результате новой реформы рынок НПФ может сократиться втрое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петренко А. С., Баканова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый формат негосударственных пенсионных фондов»

2. Тюшевская О. Играть или не играть // Стандарты и качество. - 2013. - №2. - С. 88-89.

3. Modified stinging test: New tolerance predictive test for baby products // Journal of the American Academy of Dermatology. - 2013. - №4.

4. Organic certification, squeeze pouches & novel flavors boost growth for the baby food market // Nutrition business journal. - 2012. - №8. - Р. 12-14.

5. Меренкова С.П., Савостина Т.В. Рынок сухих продуктов детского питания. Товароведческая характеристика и социальные аспекты // Молочная промышленность. - 2013. - №12. - С. 34-35.

6. Kervenoael, R. d. et al. Challenging market conventions: Supermarket diversification and consumer resistance in children's apparel purchases // Journal of fashion marketing and management. - 2011. - №4. - Р. 464-485.

7. Ворошилова В.А., Чванова К.Н. Исследование тенденций развития мирового и российского рынков детских игрушек // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2012. - Т. II. - №6. - С. 183-185.

© Афанасьева Э.М., 2015

УДК 336.61

А.С.Петренко, к.э.н, доцент кафедры ЭиФМ Н.А. Баканова, студент факультета ЭУБ Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Российская Федерация

НОВЫЙ ФОРМАТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Аннотация

В данной статье раскрыты основные изменения законодательства о НПФ, согласно которым до конца 2015 года все фонды, имеющие лицензию по ОПС, должны акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ после прохождения проверки со стороны ЦБ РФ. В результате новой реформы рынок НПФ может сократиться втрое.

Ключевые слова

Пенсионная реформа, негосударственный пенсионный фонд; реорганизация НПФ; акционирование; акционерный пенсионный фонд; резерв по ОПС; система гарантирования пенсионных накоплений.

Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму. До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ.

Основное преимущество акционерного общества перед некоммерческой организацией в том, что структура управления обществом более открыта и прозрачна. Преобразование НПФ в форму акционерного общества позволит и регуляторам, и самим клиентам видеть собственников НПФ. Также смена правового

статуса НПФ и переход к международным стандартам деятельности будут способствовать росту привлекательности НПФ со стороны инвесторов.

Реорганизация НПФ в акционерное общество является обязательным условием вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений, аналогичной системе страхования банковских вкладов.

Создание НПФ в форме акционерных обществ позволит этим фондам стать полноправными участниками рынка, а также повысит прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров фондов за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений. Такая организационно-правовая форма фондов, как некоммерческая организация, не соответствует содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой деятельности на финансовом рынке.

В связи со сменой организационной формы фондов установлены новые требования к размеру их собственных средств и уставного капитала. Так, на момент подачи в Банк России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь собственные средства, рассчитанные в установленном ЦБ РФ порядке, в сумме не менее чем 150 млн руб., а с 1 января 2020 года - не менее чем 200 млн руб.

Акционирование несет в себе значительное количество трудностей для НПФ. Многие фонды столкнутся с проблемой того, как фактическим владельцам фондов реализовать свои права владения организацией при акционировании. Формулировки в законодательстве никак не облегчают эту процедуру. Для крупных компаний, являющихся конечными владельцами НПФ, станет проблемой увеличение долговой нагрузки компаний, что может негативно сказаться на отчетности и капитализации. К минусам можно отнести увеличение организационных издержек для поддержания работы фонда, увеличение бюрократической нагрузки и сроков принятия стратегических решений. Затруднительно будет не только вступить в права владения НПФ, но и распоряжаться им в дальнейшем, т.к. согласно требованиям законодательства, продажа более 10% акций фонда требует обязательного согласования с ЦБ РФ.

Как плюс можно трактовать то, что после акционирования у фонда будут непосредственные собственники - держатели акций, и их права будут надлежащим образом оформлены и подтверждены. Но фактически основные плюсы от акционирования извлекает регулятор и общество в целом (повышение прозрачности рынка). Положительных аспектов непосредственно для деятельности НПФ акционирование практически не несет.

Банк России принимает решение о государственной регистрации при создании, в том числе путем реорганизации, и ликвидации НПФ, о государственной регистрации изменений, вносимых в его устав, а также о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Одновременно с принятием решения о госрегистрации НПФ ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию выпуска его акций. Фонды будут выпускать только обыкновенные акции и не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы. Выплата дивидендов по акциям может быть осуществлена фондами только по истечении пяти лет со дня их госрегистрации (ст. 20.3 Закона).

Законом № 410-ФЗ уточнены требования к лицам, занимающим руководящие должности в фондах -должности единоличного исполнительного органа фонда, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа фонда, главного бухгалтера и его заместителей не вправе занимать лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации. Перечень оснований для признания лица несоответствующим этим требованиям закреплен в п. 22 ст. 7 Закона. Застрахованные лица будут понимать всю структуру управления НПФ, видеть, кто владеет фондом. Кроме того, акционирование - один из обязательных процессов в рамках вступления НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений граждан.

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ теперь будут создавать резерв по ОПС. К средствам, из

которых формируется данный резерв, согласно ст. 20.1 Закона относятся:

- ежегодные отчисления в резерв фонда по ОПС, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода - за счет собственных средств фонда;

- средства пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;

- проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;

- доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;

- иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.

Расчетной базой для определения размера ежегодных отчислений в резерв фонда по ОПС являются сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных фондом и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах) фонда, предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений.

Начиная с 1 января 2018 года размер такого резерва должен составлять не менее 1% и не более 10% от указанной выше расчетной базы. Ставка ежегодных отчислений или порядок ее расчета устанавливается Банком России и не может превышать 0,5% расчетной базы.

Формирование резерва является одной из мер по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" такая система будет двухуровневой и состоять из формируемых каждым страховщиком резервов по ОПС и фонда гарантирования пенсионных накоплений, который создается Агентством по страхованию вкладов, в том числе за счет гарантийных взносов страховщиков.

Средства резерва фонда по ОПС будут использоваться для выплат накоплений при наступлении гарантийных случаев, перечень которых определен в ст. 3 данного закона, а также для выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц. Из фонда гарантирования выплаты будут осуществляться, если страховщика признают банкротом, аннулируют его лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию или при недостаточности у него пенсионных накоплений - когда сумма накоплений на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов.

На рис.1 представлена динамика изменения количества НПФ на рынке после проведенных реорганизаций и внесения законодательных изменений.

Рисунок 1 - Прогноз количества НПФ на рынке, шт.

На начало 2015 года на рынке работало 120 организаций, однако аналитики отмечают, что после акционирования и вступления в систему гарантирования накоплений рынок может сократиться втрое и к концу 2015 года на рынке будет работать всего 30-40 фондов.

Внесенные в Закон поправки направлены на то, чтобы сделать сферу негосударственного пенсионного обеспечения более прозрачной, а также понятной для застрахованных лиц и гарантировать россиянам выплату их пенсионных накоплений даже в случае банкротства страховщика.

Таким образом, два года, предоставленные НПФ на смену организационно-правовой формы, должны показать, какие фонды спокойно пройдут эту процедуру, а какие ее просто не "переживут". Кроме того, станет понятно, как изменится в связи с этими переменами уровень доверия граждан к негосударственным фондам, и изменится ли он вообще.

Список использованной литературы:

1. Болгов Д.А., Седых Н.В. Анализ изменений пенсионной реформы России 2014 года. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 153-157

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] - http://base.consultant.ru

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) [Электронный ресурс] -http://base.consultant.ru

© Баканова Н.А., Петренко А.С., 2015

УДК 332.01

Я.Г.Баяновская, студ.гр.зНОПОб-11-1 Н.С.Лепкова, студ.гр. 050400.62 Г.В.Кузина, ст.преподаватель кафедры Экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И.Носова»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ МОУ «СОШ №55» Г.МАГНИТОГОРСКА)

В современном обществе особая роль отводится школьному экономическому образованию, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности молодежи.

Постоянно ускоряющиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от людей умений быстро адаптироваться к новым условиям, находить правильные решения разных вопросов, проявлять гибкость и творчество, ориентироваться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные взаимодействия с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Согласно ФГОС, целью школы становятся не только знания, но и «умение их добывать и ими пользоваться». Поэтому современная школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.