СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
SOCIAL MANAGEMENT
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК371:351.851(470.55) ББК 74.04(2Рос- 4 Чел)к2 DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-140-147
Н. Р. Балынская Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия AuthorID: 526977
Е. Г. Зиновьева Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия AuthorID: 327306
ГСНТИ75.31 Код ВАК23.00.02
Е. Г. Усманова Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия AuthorID: 458287
АННОТАЦИЯ: Цель. Проанализировать особенности системы государственного управления в сфере образования на примере управления образования Администрации г. Магнитогорска Челябинской области. Исследование было проведено на основе методов аналитического и статистического анализа.
Результаты и практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при анализе системы образования г. Магнитогорска и особенностей ее управления.
Научная новизна. Авторы пришли к выводу, что реформирование системы управления качеством образовательных услуг следует осуществлять совместно с органами местного самоуправления города Магнитогорска и органами государственной власти Челябинской области, общественными, профессиональными и образовательными организациями и учреждениями для получения наиболее существенных результатов.
Проведенный анализ основных данных о численности позволил авторам обосновать важность совместной работы над повышением эффективности управления образованием, а также каче-^ ством образовательных процессов для школьников и дошкольников города Магнитогорска. 5 Авторами были проанализированы особенности управления в сфере образования города Маг-^ нитогорска на примере дошкольного, общего и дополнительного образования. Был сделан вы-§ вод о том, что совершенствование государственного управления в сфере образования и расши-§ рение доступности образовательных услуг Управлением образования города Магнитогоска ^ будет способствовать развитию человеческого капитала региона, а также обеспечит населе-^ нию свободный и равный доступ к получению школьного образования. Также авторами обосновывается необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей | сферу образовательной деятельности органов местного самоуправления и органов государст-
§ венной власти региона.
^
^ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные услуги, дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование.
I
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:
с^ Наталья Ринатовна Балынская, доктор политических наук, профессор, Магнитогорский госу-^ дарственный технический университет им. Г. И. Носова, ^ 455000, Россия, г. Магнитогорск, ул. Ягодная, 15, balynskaya@list.ru
Екатерина Георгиевна Зиновьева, кандидат философских наук, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова,
455000, Россия, г. Магнитогорск, ул. Ягодная, 15, ekaterina_7707@yandex.ru
Елена Георгиевна Усманова, кандидат филологических наук, доцент, доцент, Магнитогорский
государственный технический университет им. Г. И. Носова,
455000, Россия, г. Магнитогорск, ул. Ягодная, 15, elena_usmanova@yandex.ru
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Балынская Н. Р., Зиновьева Е. Г., Усманова Е. Г. Практические механизмы осуществления государственного управления в сфере образования // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 140—147.
Управление в сфере образования является социально значимым направлением государственной политики. В современном мире, когда конкурентоспособность любой страны зависит не столько от физического, сколько от человеческого капитала, сфера образования и науки должна стать одним из приоритетов работы каждого правительства.
Система управления в сфере образования является важной частью социальной политики государства, но на ее формирование влияют многие факторы - Конституция, уровень экономического развития, традиции бизнеса и менеджмента, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, системы образования.
Рассмотрим особенности управления в сфере образования г. Магнитогорска на уровнях дошкольного, общего и дополнительного образования.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в городе Магнитогорске функционирует:
- 136 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (28 466 детей),
- 2 частных дошкольных образовательных учреждения (111 детей),
- 1 частное учреждение дополнительного образования, реализующее программы дошкольного образования (APT) (642 ребенка),
- в 7 общеобразовательных школах функционирует 45 групп для детей дошкольного возраста (1 086 детей).
Все здания детских садов благоустроены, имеют центральные коммуникации. Около 30 % дошкольных образовательных учреждений имеют отдельные спортивные залы и 12 % - закрытые бассейны. Площадь помещений, используемых непосредственно для нужд дошкольных образовательных
организаций, в расчете на одного воспитанника составляет 8,58 кв.м. Число персональных компьютеров, доступных для использования детьми, в расчете на 100 воспитанников дошкольных образовательных организаций - 3,33.
В целом услуги дошкольного образования получают 30 305 детей, в том числе 7 153 ребенка раннего возраста (рис. 1) [7].
30500 30000 29500 29UUU 28500 28000 27500 27000 26500 26000
29706
д Щ
/ _28180 _
у 11№ -
ЙВ
Годы
|з-
-2016 гг., чел.
Из рисунка 1 видно, что число детей дошкольного возраста в г. Магнитогорске имеет тенденцию к росту с 2013 г. и в 2016 г. составляет 30 305 человек. 1 837 детей получают образовательные услуги в режиме кратковременного пребывания в муниципальных и частных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. Удельный вес численности детей, обучающихся в группах кратковременного пребывания, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций составляет 6,06 %.
Задача по обеспечению доступности дошкольного образования населению города Магнитогорска решалась через выполнение мероприятий:
- государственной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от
29.10.2014 г. № 522-П [9];
- муниципальной программы «Развитие образования в городе Магнитогорске на 2016-2018 годы», утвержденной Постановлением администрации города от
21.12.2015 г. № 16872-П [10].
В результате проведенных мероприятий охват дошкольным образованием детей в возрасте с 3 до 7 лет составил 100%. В городе Магнитогорске выполнен Указ Президента РФ по обеспечению детей старше 3 лет местами в детских садах.
Охват дошкольным образованием составил 86,1% от общей численности детей в возрасте 1-7 лет (в 2015 г. - 86,3%). В условиях стабильного темпа рождаемости и создания в 2016 году небольшого количества мест произошло незначительное снижение охвата детей дошкольным образованием (0,2%). Охват детей дошкольными образовательными организациями от 2 месяцев до 7 лет включительно - 74,46% (рис. 2) [2].
тей в г. Магнитогорске в 2013-2016 гг., %
Из рисунка 2 видно, что охват дошкольным образованием детей в г. Магнитогорске в 2013-2016 гг. не стабилен. В 2014 г. из-за роста рождаемости в предыдущие годы появилась нехватка детских дошкольных учреждений, поэтому охват дошкольников образованием снизился до 84,7 %. В 2015 г. благодаря строительству детских садов ситуацию удалось выровнять и охват вновь стал на уровне 86 %.
Активное применение электронной услуги руководителями ДОУ в деятельности учреждений («Сетевой город», «Е: услуга») обеспечивает полноту информации о статусе детей раннего и дошкольного возраста (очередник, воспитанник ДОУ), проживающих на территории города; прозрачность процесса комплектования.
Обеспечено закрепление подведомственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования за конкретными территориями города Магнитогорска. Ведется учет детей с рождения до 7 лет, подлежащих обучению по программам дошкольного образования и проживающих на территории города.
Управлением продолжается работа по созданию условий для получения дошкольного образования детьми-инвалидами в рамках исполнения Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. [1]. В 2016 году компенсацию затрат родителей по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому получали 227 детей, 228 детей-инвалидов получают дошкольное образование в детских садах (в том числе и в группах кратковременного пребывания). В 2015 году 276 ребенка получали компенсацию, 217 - обучались в детском саду.
Все педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют педагогическое образование. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по реализации ФГОС ДО. Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника -12,65.
Совместно с руководителями дошкольных образовательных учреждений обеспечены условия для реализации образовательного проекта «ТЕМП» [3; 4]. В дошкольных образовательных учреждениях обогащается образовательная деятельность парциальными программами и технологиями в развитии технологического и естественно-математического образования дошкольников.
В 2016 г. работа управления образования на уровне общего образования была направлена на обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, потреб-
ностям общества и каждого жителя города в соответствии с ориентирами стратегии социально-экономического развития города Магнитогорска.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- реализация мероприятий областных, муниципальных программ в сфере образования; Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Магнитогорске»;
- обеспечение доступности, вариативности и качества общего образования;
- продолжение работы по поэтапному переходу на обучение в одну смену;
- организационное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- совершенствование муниципальной системы развития и поддержки талантливых детей;
- реализация мероприятий образовательного проекта «ТЕМП»;
- организация мониторинга системы общего образования;
- развитие конкурсного движения;
- продолжение работы по выстраиванию системы независимой оценки качества общего образования;
- организация ведомственного контроля
[7].
Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов непрерывного и дифференцированного обучения в муниципальной сети города Магнитогорска функционирует в статусе юридических лиц 62 общеобразовательных учреждения, из них:
- общеобразовательные учреждения -55, в том числе 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
- специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения - 6;
- оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа - 1.
Сохранена сеть учреждений повышенного уровня: 14,5 % от общего количества составляют гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Удельный вес численности школьников,
углубленно изучающих отдельные предметы, составляет 8,71 % [6].
Сеть общеобразовательных учреждений города обеспечивает государственные гарантии доступности образования, ориентирована на удовлетворение запросов населения в получении общего образования различного уровня и направленности. Обучающимся и родителям предоставляется право выбора общеобразовательного учреждения, форм получения образования, профиля образования, образовательных программ.
Демографические процессы в городе характеризуются стабильной тенденцией к росту детского населения за счет естественного и миграционного прироста. Ежегодно происходит увеличение численности контингента обучающихся (рис. 3).
в I
бр
г.
инкучрац*о
в 2014-2016 гг.
Анализируя рисунок 3, можно сказать, что на 1 сентября 2016 г. в общеобразовательных учреждениях города обучались 45 179 чел., что на 1 597 чел. больше аналогичного показателя 2015 г. (2015 год - 43 582 чел., 2014 год - 42 142 чел.). При этом значительно снижается число обучающихся во вторую смену - с 6 349 человек в 2014 году до 4 871 человек в 2016 г.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации об обеспечении перехода обучающихся общеобразовательных учреждений на односменный режим обучения управлением образования разработан план мероприятий по переходу на односменный режим обучения.
По состоянию на 1 сентября 2016 года по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования
(далее - ФГОС общего образования) обучается 29 604 обучающихся (с учетом школ, апробирующих и внедряющих в пилотном режиме ФГОС основного общего образования), что составляет 65,99 % от общей численности обучающихся первых классов очной формы обучения, в 2015 году - 55,6 % [2].
В 2016 г. была продолжена работа по реализации проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП».
Реализация образовательного проекта определила ряд необходимых условий, оптимизация которых стала толчком к систематизации деятельности всех общеобразовательных учреждений города. Управлением образования был разработан и последовательно реализуется план мероприятий по реализации образовательного проекта «ТЕМП»: 66 мероприятий по 12 направлениям.
Работа управления образования, общеобразовательных учреждений города Магнитогорска направлена на реализацию системы мероприятий, обеспечивающих доступность качественного образования, соответствующего современным потребностям общества в пределах федеральных государственных образовательных стандартов; создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, отвечающих современным требованиям.
В течение 2016 года управлением образования совместно с Министерством образования и науки Челябинской области, ГБУ ДПО РЦОКИО было организовано участие общеобразовательных учреждений города в исследованиях качества образования международного, федерального и регионального уровней.
На федеральном уровне мероприятия были представлены в формате Всероссийских проверочных работ (ВПР) и Национального исследования качества образования (НИКО).
В 2016 г. управлением была продолжена системная работа по выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. Выполняется план мероприятий по реализации областной концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области в городе Магнитогорске, утвержденный
приказом управления образования от 20.08.2012 № 355.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Реализация федеральных, региональных и муниципальных проектов по совершенствованию процессов дополнительного образования и воспитания осуществлялась через деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений.
Система дополнительного образования Магнитогорского городского округа на 01.01.2017 была представлена 37 учреждениями дополнительного образования (рис. 4) [7].
т
I
Образование Спорт
Учрйждениидо! юлнг ельн()[иибра:ийании
Культура Него<удйрггеен|шм сектор
Анализируя рисунок 4, можно сказать, что система дополнительного образования г. Магнитогорска представлена учреждениями культуры, спорта, образования и негосударственным сектором. В 2016 г. количество учреждений в разных сферах было почти одинаковым. Так, сфера образования представлена 9 учреждениями: Дворцом творчества детей и молодежи, Домом детского творчества, 7 центрами дополнительного образования, в структуру которых входят 35 клубов по месту жительства.
Возрастную структуру контингента обучающихся дополнительного образования г. Магнитогорска в 2016 г. представлена на рисунке 5.
Анализируя рисунок 5, можно отметить, что в возрастной структуре контингента обучающихся преобладают дети 1-4 классов (21 987 - 37,4 %) и 5-9 классов (26 997 -45,9 %). Охват обучающихся 10-11 классов составляет 3 428 (5,84 %). Сокращение участия старшеклассников в программах дополнительного образования является следствием их концентрации на подготовке к государственной итоговой аттестации. Вместе с тем, отмечается и дефицит предложения современных программ, отвечающих интересам представителей старшей возрастной группы.
30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
/
/ ' о*
Рис. 5. Возрастная структура контингента обучающихся дополнительного образования г. Магнитогорска в 2016 г.
Данные статистики представляют следующую картину распределения объединений по направленности реализуемых в них дополнительных общеобразовательных программ (рис. 6).
туристко-краеведческих естественнонаучных технических социально-педагогических физкультурно-спортивных художественных
12,3
18,6
22,8
32,3 -
т-1-г
10 20 30 40
Рис. 6. Количество обучающихся, занимающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования по направлениям в г. Магнитогорске в 2016 г.
По рисунку 6 видно, что наибольшую долю обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования составляют объединения художественной (32,3 %), физкультурно-спортивной (22,8 %) и социально-педагогической (18,6 %) направленностей. В связи с реализацией образовательного проекта «ТЕМП» произошло увеличение объединений технической и естественнонаучной направленностей 23,1 % (2015 г. - 15,3 %) [2].
Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности позволяет педагогическим коллективам повысить качество образования обучающихся и привлечь новых специалистов к работе с детьми. Взаимодействие с учреждениями культуры позволяет не только приобщать обучающихся к искусству, но и на более высоком профессиональном уровне проводить такие творческие конкурсы, как: «Живая классика», «Серебряное перышко», «Новогодний переполох», фестиваль детских творческих коллективов «Души исполненный полет».
Таким образом, на Управление образования возложены приоритетные задачи по реализации политики сфере образования на муниципальном уровне. Население не сможет ощущать реальную деятельность государственных органов в сфере образования в полном объеме, если на муниципальном уровне программа образования осуществляется не должным образом.
Управлению образования города Магнитогорска необходимо расширить и сделать более доступными услуги дошкольного и дополнительного образования, т.к. такие направления несут в себе большой потенциал для дальнейшего развития человеческого капитала.
Проведя анализ практической деятельности региональных органов власти по реализации политики в сфере образования, мы пришли к выводу, что региональным и муниципальным органам необходимо проводить политику, направленную на развитие доступных, качественных, современных, разносторонних образовательных услуг в пределах своих компетенций, также необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую образовательную сферу.
0
ЛИТЕРАТУРА
1. Муниципальная программа «Развитие образования в городе Магнитогорске на 20162018 годы»: Постановление Администрации города от 21 декабря 2015 года № 16872-П. [электронный ресурс] // URL: http ://magobr.ru/htmlpages/Show/proj ects/munur2 (дата обращения: 10.12.2017).
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ. // СПС Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/.
3. Пугачева Н. Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. Казань, 2004.
4. Жуковский В. П. Управление в системе образования: теоретические аспекты проблемы // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. № 2(58). Т. 3. С. 318-322.
5. Арефьев А. Л. Россия на международном рынке образования // Измерение рейтингов университетов: международный и российский
опыт. М.: Центр социологических исследований. 2014. С. 366-442.
6. Леонидова Г. В., Головчин М. А., Соловьева Т. С., Кочешкова Л. О. Анализ программных разработок развития образования // Проблемы развития территории. 2015. №1(63). С.109-120.
7. Зиновьева Е. Г., Усманова Е. Г. Современные проблемы и тенденции развития управления в сфере образования // Экономика и политика. 2018. №11. С. 26-30.
8. Зиновьева Е. Г., Савоськина М. Е. Экономическая подготовка старшеклассников города Магнитогорска в условиях профильного обучения // Наука и образование: новое время. 2017. №3(20). С. 401-407.
9. Зиновьева Е. Г., Усманова Е. Г. Анализ эффективности и результативности сферы образования в разрезе федеральных округов Российской Федерации // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Среда, 2018. С. 149-155.
PRACTICAL MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC ADMINISTRATION
IN THE SPHERE OF EDUCATION
N. R. Balynskaya Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia
E. G. Zinovyeva
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia
Е E. G. Usmanova Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia
ABSTRACT:
Purpose. To analyze the features of the system of public administration in the sphere of education on the example of the Department of Education of Magnitogorsk administration, Chelyabinsk region. Methods. The study was conducted using analytical and statistical analysis methods. Results and practical significance. The resultsof the study can be used in the analysis of the education system of Magnitogorsk and the features of its management.
Scientific novelty. The authors concluded that the reform of the quality management system of educational services should be carried out in conjunction with the local authorities of the city of Magnitogorsk and the public authorities of the Chelyabinsk region, public, professional and educational organizations and institutions to obtain the most significant results.
The analysis of the main data on the number allowed the authors to justify the importance of joint work on improving the efficiency of education management, as well as the quality of educational processes for schoolchildren and preschoolers of the city of Magnitogorsk. The authors analyzed the features of management in the field of education in the city of Magnitogorsk on the example of preschool, general and additional education. It was concluded that the improvement of public administration in the field of education and the expansion of access to educational services by the Department of Education of the city of Magnitogorsk would contribute to the development of human capital in the region, as well as provide the population with free and equal access to school education. The authors also substantiate the need to improve the regulatory framework governing the sphere of educational activities of local governments and public authorities of the region.
KEYWORDS: Educational services, preschool education, general education, additional education.
AUTHORS' INFORMATION:
Natalya R. Balynskaya, Dr. Sci. (Political Sciences), Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University,
15, Yagodnaya str., Magnitogorsk, 455000, Russia, balynskaya@list.ru
Ekaterina G. Zinovyeva, Cand. Sci. (Philosophy), Nosov Magnitogorsk State Technical University, 15, Yagodnaya str., Magnitogorsk, 455000, Russia, ekaterina_7707@yandex.ru
Elena G. Usmanova, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University,
15, Yagodnaya str., Magnitogorsk, 455000, Russia, Elena_usmanova@yandex.ru
FOR CITATION: Balynskaya N. R., Zinovyeva E. G., Usmanova E. G. Practical mechanisms of implementation of public administration in the sphere of education // Management Issues. 2019. № 2 (38). P. 140—147.
REFERENCES
1. Municipal program "Development of education in the city of Magnitogorsk for 2016-2018": Resolution of the City Administration of 21 December 2015 № 16872-P. [e-resource]. URL: http://magobr.ru/htmlpages/Show/projects/munu r2 (access date:12.10.2017). [Munitsipal'naya programma «Razvitie obrazovaniya v gorode Magnitogorske na 2016-2018 gody»: Postanovlenie Administratsii goroda ot 21 dekabrya 2015 goda № 16872-P. [Elektronnyy resurs] // URL: http://magobr.ru/htmlpages/Show/projects/munu r2 (10.12.2017)] - (In Rus.)
2. On social protection of persons with disabilities in the Russian Federation: federal law of 24 November 1995 № 181-FL. Access from sprav. Legal system "Consultant". [O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 24 noyabrya 1995 goda № 181-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus"] - (In Rus.)
3. Pugacheva N. B. Management of the educational institution of innovative type: dissertation dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. Kazan: Kazan. state ped. Univ., 2004. 40 p. [Pugacheva N.B. Upravlenie obshcheobrazovatel'nym uchrezhdeniem innovatsionnogo tipa: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk. Kazan': Kazan. gos. ped. un-t, 2004. 40 s.] - (In Rus.)
4. Zhukovsky V. P. Management in the education system: theoretical aspects of the problem // Bulletin of the Saratov State Technical University. 2011. № 2 (58). V. 3. S. 318-322. [Zhukovskiy V. P. Upravlenie v sisteme obrazovaniya: teoreticheskie aspekty problemy // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2011. № 2(58). T. 3. S. 318 - 322] - (In Rus.)
5. Arefev A. L. Russia in the international education market / Measurement of university rankings: international and Russian experience. M.: Center for Sociological Research. 2014. P. 366-442. [Arefev A. L. Rossiya na mezhdunarodnom rynke
obrazovaniya / Izmerenie reytingov universitetov: mezhdunarodnyy i rossiyskiy opyt. M.: Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy. 2014. S. 366-442] -(In Rus.)
6. Leonidova G. V., Golovchin M. A, Solovyova T. S., Kocheshkova L. O. Analysis of software development of education // Problems of territory development. 2015. № 1 (63). P.109 - 120 [Leonidova G. V., Golovchin M. A., Solov'eva T. S., Kocheshkova L. O. Analiz programmnykh razrabotok razvitiya obrazovaniya // Problemy razvitiya territorii. 2015. №1(63). S.109-120] - (In Rus.)
7. Zinovyeva E. G., Usmanova E. G. Modern problems and development trends in education management // Economy and Politics. 2018. №11. P. 26-30. [Zinov'eva E. G., Usmanova E. G. Sovremennye problemy i tendentsii razvitiya upravleniya v sfere obrazovaniya // Ekonomika i politika. 2018. №11. S. 26-30] - (In Rus.)
8. Zinovyeva E. G., Savoskina M. E. Economic training of high school students of the city of Magnitogorsk under the conditions of specialized training // Science and education: a new time. 2017. № 3 (20). P. 401-407. [Zinov'eva E. G., Savos'kina M. E. Ekonomicheskaya podgotovka starsheklassnikov goroda Magnitogorska v usloviyakh profil'nogo obucheniya // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2017. №3(20). S. 401-407] - (In Rus.)
9. Zinovyeva E. G., Usmanova E. G. Analysis of the effectiveness and efficiency of the education sector in the context of the federal districts of the Russian Federation // Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2018: materials of All-Russia. scientific-practical conf. Cheboksary: Wednesday, 2018. P. 149-155 [Zinov'eva E. G., Usmanova E. G. Analiz effektivnosti i rezul'tativnosti sfery obrazovaniya v razreze federal'nykh okrugov Rossiyskoy Federatsii // Tendentsii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizatsiya, obshchestvo -2018: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Cheboksary: Sreda, 2018. S. 149-155] - (In Rus.)