Научная статья на тему 'Основные принципы разработки моделей деловых игр при подготовке кадров для органов внутренних дел'

Основные принципы разработки моделей деловых игр при подготовке кадров для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ / "ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛИ" / "ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СТАРТ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов В. М., Белимова А. А.

Статья посвящена разработке новых подходов и способов организации учебно-познавательной деятельности вузов МВД России, в частности введение имитационных форм обучения. С практической точки зрения раскрыта эффективность введения в обучение деловых игр применительно к практическим занятиям. Приведен сравнительный анализ общих методик и путей достижения целей деловых игр, а также роль преподавателя в их осуществлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы разработки моделей деловых игр при подготовке кадров для органов внутренних дел»

УДК 378.6:37.026.9

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

© 2014 В. М. Баранов1, А. А. Белимова2

1 доцент каф. оперативно-разыскной деятельности, канд. пед. наук, доцент полковник полиции

2инспектор группы информации и общественных связей Белгородского юридического института МВД России, лейтенант полиции e-mail: [email protected]

Белгородский юридический институт МВД России

Статья посвящена разработке новых подходов и способов организации учебнопознавательной деятельности вузов МВД России, в частности введение имитационных форм обучения. С практической точки зрения раскрыта эффективность введения в обучение деловых игр применительно к практическим занятиям. Приведен сравнительный анализ общих методик и путей достижения целей деловых игр, а также роль преподавателя в их осуществлении.

Ключевые слова: деловая игра, педагогический менеджмент, деятельностный принцип обучения, «параллельное разыгрывание роли», «параллельный старт».

Роль образования определяется спецификой времени. В 90-е годы XX века доминировало преодоление прошлого, теперь постепенно начинает доминировать выращивание будущего. Новые подходы к реформированию образования, отвечающие перспективным тенденциям мирового развития, определяются перемещением источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. От успехов образовательных реформ в учебных заведениях МВД России зависят не только правоохранительная стабильность, но и безопасность России в целом, а также темпы ее выхода из различного рода кризисов, присущих нашей стране.

В настоящее время, с учетом последовательно проводимого реформирования органов внутренних дел, образовательные учреждения МВД России также перестраивают процесс подготовки специалистов в соответствии с многоуровневой системой профессионального образования [Голубева 1993: 51-53; Абрамова,

Степанович 1999: 115-116].

Образовательные технологии активного обучения, как известно, предполагают совокупность способов организации и управления учебно-познавательной

деятельностью (педагогический менеджмент), имеющих, по сравнению с традиционными образовательными технологиями, следующие особенности:

• принудительная активизация мышления и поведения учащихся, то есть их вынужденная активность;

• сопоставимость периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя;

• самостоятельная выработка решений учащимися в условиях повышенной степени мотивации и эмоциональности;

• постоянное взаимодействие преподавателя и учащихся с помощью прямых и обратных связей [Леонтьев 1983: 43-44; Абрамова, Степанович 1999: 153-155].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

По нашему мнению, сегодня наиболее прогрессивным является деятельностный принцип обучения, так как именно он чаще всего лежит в основе разработок новых технологий обучения. Большой вклад в сознание и последующее развитие такого подхода к организации учебного процесса внесли: М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевский, И.М. Сыроежин, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимов, В.Ф. Комаров, В.И. Рыбальский, Р.Ф. Жуков, В.Н. Бурков, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкин и многие другие.

Деятельностный принцип обучения предусматривает прежде всего активизацию творческо-познавательной деятельности обучаемых, а точнее - мотивацию к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят ему быть востребованным обществом специалистом. Поэтому можно сказать, что деятельностный подход к организации учебного процесса предполагает широкое использование новых технологий активного обучения.

Считаем, что реализация деятельностного подхода при изучении дисциплин специального блока в образовательных учреждениях МВД России позволит курсанту:

1) активизировать процесс обучения;

2) исследовать и оценивать информацию, работать с источниками, справочноинформационным фондом;

3) получить первоначальные навыки принятия самостоятельного решения;

4) сформировать умение правильно ставить проблему, находить ее причину, устанавливать причинно-следственную связь;

5) сформировать аналитическое мышление и умение ясно, последовательно, аргументированно излагать и отстаивать свою точку зрения;

6) инициировать уровень рефлексии и перцепции как качеств, составляющих базовую основу профессионализма сотрудника;

7) сократить путь от полученных теоретических знаний до их практического применения.

Из всей совокупности занятий рассмотрим более подробно практическое занятие как одну из форм профессионального обучения, направленную на привитие практических умений и навыков будущих специалистов.

В качестве основных целей практического занятия выделим:

• формирование у слушателей умений и навыков практических действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения функциональных обязанностей;

• развитие у обучающихся таких профессионально-деловых качеств, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами;

• закрепление теоретических знаний при отработке профессиональных ситуаций;

• формирование у обучаемых интереса к избранной профессии [Голубева 1993: 34; Кузьмина 1990: 67].

Введение таких имитационных форм обучения, как деловые игры, в курс «Оперативно-разыскная деятельность», по нашему мнению, обеспечивает более эффективное закрепление теоретического материала, полученного на лекциях и семинарских занятиях, и является недостающим звеном в цепочке подготовки специалиста между теоретической частью и его практической деятельностью.

Деловая игра - педагогический метод, в ходе применения которого обучаемые-участники действуют как субъекты, наделенные определенными полномочиями для того, чтобы понять реальные или гипотетические проблемы в межчеловеческих отношениях или в других областях, развить свои рефлексивные, перцептивные, эмпатийные качества. «Примерка роли» или «взятие на себя роли» являются терминами-синонимами, которые используются для описания данного процесса.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Баранов В. М., Белимова А. А. Основные принципы разработки моделей деловых игр

при подготовке кадров для органов внутренних дел

Несмотря на то что деловая игра часто используется в искусственных, смоделированных условиях, она является в достаточной степени независимой методикой для того, чтобы оправдать себя как отдельный подход. Одной из её особенностей является то обстоятельство, что она может быть применена в ходе почти любого учебного процесса, иногда даже в качестве дополнения к основному дидактическому методу.

Разыгрывая свои роли, участники стараются показать те поведенческие образцы, которые, по их мнению, являются характерными для данной роли в определенных социальных ситуациях. Например, двое курсантов или слушателей могут разыграть интервью: выступая один в качестве руководителя, другой - подчиненного. В ходе интервью руководитель отвечает за оценку работы подчиненного. Главными компонентами при этом будут: сама роль; требования к роли, то есть специфические особенности поведения данного человека, которые актор старается показать у своего персонажа; социальная ситуация в понимании данного актора; а также собственно личность актора, проявляющаяся в ходе его игры.

Занятия с разыгрыванием ролей дают возможность курсантам получить практику реагирования на конфликтные ситуации, возникающие в ходе имитационной ситуации без риска, имеющегося в реальной жизни, то есть в оперативно-служебной деятельности, при этом ошибки в действиях не имеют серьезных последствий.

С практической точки зрения эффективное разыгрывание по ролям может быть организовано почти в любых условиях, поскольку не требуется каких-то особых физических мероприятий или специального оборудования. По сути дела, для моделирования реальных жизненных ситуаций могут использоваться очень простые, доступные материалы и учебные аудитории. Больший эффект будет достигнут при моделировании и воспроизведении жизненной ситуации в условиях, близких к реальным.

При проведении практического занятия мы использовали свой подход к проведению деловой игры, который можно условно назвать «параллельное разыгрывание роли» или «параллельный старт». Практическое занятие по рассматриваемой теме курса должно проводиться двумя преподавателями по подгруппам. При таком разделении обеспечивается наиболее эффективная проработка вопросов, выносимых на занятие. Проведение ролевой игры в рамках практического занятия в данном случае предусматривает разделение всей группы на две подгруппы, в которые включаются исполнители одной роли, и одновременное разыгрывание ситуации во всех подгруппах. На наш взгляд, преимуществом данного метода является возможность испытания нового отношения к ситуации и поведения курсантов в ходе нее, что в свою очередь дает разнообразный материал для сравнения, анализа и оценки действий курсантов в различных подгруппах. При проведении игры таким способом обеспечивается вовлечение всех членов учебной группы в решение проблемы, что помогает преодолеть застенчивость и скромность отдельных ее участников.

Независимо от выбранного подхода, эффективность деловой игры в большой степени зависит от первоначального понимания и одобрения группой концепции и целесообразности данного метода, а также успеха в его реализации. Это требует от руководителя полного контроля процессов (обсуждения, принятия решений, проверки версий и т.д.) внутри группы. Задача руководителя в данном случае заключается в создании рабочей атмосферы, способствующей должной самооценке действий курсантов в разыгрываемой ситуации. Преподаватель должен знать, когда нужно прервать процесс, в каком месте задать вопросы, кому поручить конкретную роль, как суммировать замечания и вопросы, поднятые в ходе работы над ситуацией, при необходимости упростить или усложнить игровую ситуацию, а также сохранить необходимый темп для предотвращения скуки, одновременно обеспечив тщательность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

анализа действий. Проведение такого занятия требует высокого уровня управления дискуссией. Руководитель должен быть в состоянии лично продемонстрировать и прокомментировать отдельные моменты, предоставить в качестве доказательства действующие нормативные правовые акты, образцы специальных технических средств, ознакомить с тактическими приемами их использования, а также уметь подсказать, что и как должно быть сделано.

Поскольку деловые игры являются в определенном смысле реализацией практической ситуации, одним из путей оценки эффективности является их сравнение.

Так, нами в ходе наблюдения и сравнения деловой игры и рассмотрения конкретной реальной ситуации получены следующие различия, показывающие возможность получения довольно противоречивого опыта при использовании этих методик. Для наглядности их можно представить в следующем виде:

Разбор реальной ситуации Деловая игра

Представляет для обучаемых проблему для обсуждения Проблема разыгрывается в аналогичных реальным ситуациях

Проблема возникает из предыдущих ситуаций Проблема включает продолжающиеся процессы

Эмоциональный и отношенческий аспекты выражены в незначительной степени Эмоциональный и отношенческий аспекты выражены значительно

Подчеркивает важность фактов Подчеркивает важность чувств

Дискуссия организуется с психологических позиций «постороннего наблюдателя» для данной проблемы Участники психологически погружены в ситуацию, вытекающую из рассматриваемой проблемы

Способствует интеллектуальному вовлечению Специально подготовлена для обеспечения социальной сопричастности

Дает практический опыт проведения анализа проблемы Обеспечивает практический опыт и формирует навыки общения между людьми

Дает возможность для развития идей и гипотез Дает возможность для проверки идей и гипотез

Обеспечивает навыки вынесения и принятия решений Тренирует способность управления эмоциями

Определяет действия и решения Дает возможность для проведения действий и самостоятельного принятия решений

Последствия действий обычно не определены Позволяет установить непрерывную обратную связь

Проблема, как правило, не касается присутствующих Проблема, как правило, затрагивает самих участников

Приведенные данные говорят о том, что деловая игра довольно успешно выполняет функции контроля чувств и дает возможности для тренировки навыков в реальных условиях. Таким образом, если новые принципы и концепции могут излагаться обучаемым с применением таких обеспечивающих передачу информации процедур, как лекции, чтение и т.д., разыгрывание по ролям какой-либо ситуации может быть использовано для обеспечения «переживания» затронутых чувств, а также для предоставления возможности непрерывного совершенствования практических навыков. В дополнение к этому в ходе последующей дискуссии и за счет высказывания мнений при разработке концепции решения данной проблемы могут быть учтены внутренние соображения.

Таким образом, общей целью деловой игры должно стать создание нового состояния ее участников. Можно сказать, что цели будут достигнуты только при условии эмоционального напряжения игроков и умелого управления ими. Поэтому важная роль со стороны преподавателя должна быть отведена созданию таких условий, чтобы участники действительно оказались вовлеченными в игру.

Считаем, что на данном этапе надо задавать как педагогические цели, включающие в себя цели обучения и воспитания, так и игровые. При этом последние

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Баранов В. М., Белимова А. А. Основные принципы разработки моделей деловых игр

при подготовке кадров для органов внутренних дел

нужны для создания мотивации к игре, делают процесс обучения как бы игровым по форме, а учение - игрой. В то же время игровые цели являются своеобразным инструментом для достижения педагогических целей.

Следует отметить, что в процессе проведения деловой игры очень часто возникают проблемы, которые приходится решать преподавателю в экстренном порядке. Этого можно избежать, если предусмотреть и попытаться спрогнозировать основные моменты в сценарии игры на стадии подготовки к ее проведению. Какие же действия со стороны преподавателя могут способствовать их предотвращению и разрешению?

На наш взгляд, во-первых, необходимо создать на занятии творческую и деловую атмосферу, обеспечить «погружение» участников в игровую ситуацию, подчинить их личные интересы исполняемым ролям; во-вторых, создать и поддерживать на должном уровне высокую эмоциональную напряженность и четкий регламент работы, предусмотреть возможность экстренного изменения сценария игры; в-третьих, поощрять принципиальный подход к рассматриваемой проблеме ее участников и навыки коллективной работы; в-четвертых, поощрять работу с информационными и справочными источниками, работу с оперативной техникой и автоматизированными базами данных.

В-пятых, поощрять аргументированный спор и способность отстаивать свою точку зрения.

Порядок проведения деловой игры можно представить в виде алгоритма поэтапного решения проблемы, который должен включать в себя:

- введение в игру;

- изучение сценария игры и исходной ситуации;

- формирование игровых коллективов;

- распределение ролей;

- игровой процесс, включающий в себя анализ ситуаций, разработку планов и документов, принятие и оформление решений;

- создание оптимального варианта решения проблемы и его дискуссионное обсуждение;

- подведение итогов игры с анализом деятельности игровых коллективов и оценкой исполнения ролей ее участниками.

Библиографический список

Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 192 с. (Руководство практического психолога).

БельчиковЯ.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: АВОТС, 1989. 304 с.

Буданов А.В. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. М.: Акад. МВД РФ, 1992. 334 с.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 305 с.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Всесоюзн. НИИ проф-техн. образования. М.: Высш. школа, 1990. 117 с.

ЛеонтьевА.Н. Избр. психол. произв. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 301 с.

Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / отв. ред. Б.Л. Вульфсон. М., 1995. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.