на стыке фундаментальных наук, но увеличивает мобильность исполнителей в режиме функциональной многозадачности при решении простых практических задач бизнеса.
Развитие научного прогресса в настоящее время также обуславливает факт широкого применения методов активного обучения, к которым и относится метод «мозгового штурма», но он должен рассматриваться в двух аспектах. Первый тесно связан с решением фундаментальных задач науки и полезен для студентов, желающих продолжить собственное образование и заняться научными исследованиями. Второй аспект имеет прикладное значение и может рассматриваться как возможность расширения иноязычной коммуникативной компетенции (ИКП) в условиях решения практических задач в любой сфере деятельности, включая специалистов с экономическим образованием в такой отрасли, как спорт и туризм.
Сочетание проектного метода и "мозговой атаки" в формате интерактивного занятия позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения, что согласуется с целью индивидуализации учебного процесса. В высшей школе на современном этапе развития образовательной системы многими специалистами признается актуальной концепция, согласно которой основной вектор должен быть направлен на такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором система обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.
Контактная информация: Jullianika_1978@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»)
Александр Сергеевич Сапожников, адъюнкт, подполковник, Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена анализу педагогических условий обеспечения высокого качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии. Под педагогическими условиями обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии будем понимать определенное состояние учебно-воспитательной системы, характеризующееся обстоятельствами, в которых находится курсант в процессе обучения.
Ключевые слова: педагогические условия, качество обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, квалификационные требования.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ENSURING THE HIGH QUALITY OF TRAINING CADETS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD (ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "PEDAGOGY")
Aleksandr Sergeevich Sapozhnikov, the adjunct, Lieutenant-Colonel, Anatoly Petrovich Sharuhin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation,
St. Petersburg
Annotation
Article is devoted to the analysis of pedagogical conditions of quality ensuring training for the cadets of the military educational organizations of the higher education of troops of National Guard. It is
necessary to understand the certain conditions of teaching and educational system, which is characterized by circumstances in which the cadet is in process of training, as pedagogical conditions of training of the cadets of the military educational organizations of the higher education of troops of National Guard.
Keywords: pedagogical conditions, quality of training, Federal state educational standard of the higher education, qualification requirements.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена коренными смысловыми и структурными изменениями в жизнедеятельности частей и военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, усложнением возложенных на Росгвардию задач, требующих усиления внимания к качеству подготовки будущих офицеров. Изменение и усложнение задач привело к росту противоречий между:
- потребностями войсковой практики в обеспечении высокого качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии и наличием серьезных недостатков при решении данного вопроса, ведущих к снижению результативности образовательного процесса;
- значительной востребованностью научных изысканий, посвященных изучению проблемы оценки и повышения качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии и недостаточным вниманием педагогической науки к данным проблемам.
Следует отметить, что исследованию проблемы проектирования эффективных педагогических условий, способствующих повышению качества обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования, посвящено достаточно большое количество научных работ.
Изучение данных работ позволяет сделать вывод, что под педагогическими условиями обучения курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии следует понимать определенное состояние учебно-воспитательной системы, характеризующееся обстоятельствами, в которых находится курсант в процессе обучения. Условия могут быть как специфическими, проявляющимися в процессе обучения курсантов, так и общими. В полной степени это относится и к учебной дисциплине «Педагогика», особенность которой заключается в ее высокой моральной и практической ценности, связанной с непосредственной обращенностью к обеспечению развития человека. Обеспечение высокого качества обучения курсантов дисциплине «Педагогика» предполагает учет следующих специфических условий их жизнедеятельности рассматриваемых ниже.
Одним из условий является жесткая регламентация жизнедеятельности курсантов, которая определяется распорядком дня вуза. Распорядок дня утверждается начальником высшего военного образовательного учреждения и обязателен к исполнению всеми военнослужащими вуза.
Следовательно, активность курсанта в рамках распорядка дня характеризуется четкими и высокоорганизованными действиями, влияющими на качество его подготовки.
Другим условием являются отношения между педагогом и курсантом. Они строятся по принципу начальник - подчиненный. На время проведения занятий преподаватель пользуется по отношению к курсанту дисциплинарными правами как командир подразделения. Взаимоотношения между преподавателем и курсантом регулируются не только ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и уставом учебного заведения, но и многими другими документами (общевоинскими уставами, приказами). Согласно Общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации, единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Следует отметить, что единоначалие - мощный инструмент управления подчиненными. Вместе с тем, образовательная практика свидетельствует о том, что крайней формой проявления единоначалия выступает завышенная самооценка преподавателя, не позволяющая курсантам проявлять
инициативу и творчество. Для наиболее продуктивной организации обучения необходимо использовать такой демократичный метод обучения, как диалоговое интерактивное общение, в котором преподаватель в образовательном процессе не командует курсантом, а общается с ним. Повышают качество обучения также полилогическое общение и метод решения творческих задач.
Как показало проведенное нами исследование, посвященное изучению мотивации обучения курсантов, курсант часто учится ниже своих возможностей не потому, что не может учиться лучше, а потому, что не желает «в полной степени выкладываться». Поэтому преподаватель должен быть гибким стратегом, умеющим управлять поведением и настроением курсанта. Нельзя не согласиться с мнением, что с хорошим настроением, уважением и любовью к преподавателю и соответственно любовью к преподаваемой им дисциплине качество обучения повышается в разы.
Интересы курсанта подчинены государственным интересам, он несет ответственность перед государством. Заказчиком обучения курсанта выступает государство в лице Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Президента РФ. Таким образом, выпускник военного вуза после окончания учебного заведения поступает на службу своему государству, принимая как должное, приоритет интересов государства над личными интересами. Соответственно для эффективной и качественной защиты государства выпускник вуза войск национальной гвардии не имеет морального права делать это не профессионально. Подготовка его должна быть на высоком уровне и качественной.
Нельзя не использовать в образовательном процессе для повышения качества обучения и такой мощный социально-психологический ресурс, как осознание курсантами того, что они являются патриотами и обязаны проявлять патриотизм.
Принимая воинскую присягу, он дает клятву на верность Родине. Развивая в своем сознании идеи патриотизма, курсант начинает по-иному относиться к своей подготовке. Здесь не последнее место занимает участие командиров в формировании патриотических убеждений. Если у курсанта правильно сформировались понятия о долге, чести, любви к Отечеству, то, несомненно, он будет стремиться овладевать профессией офицера так, чтобы не подвести в ответственный момент свою малую и большую Родину, своих родных и близких, мать и отца. Все это влияет на его качественные показатели в обучении.
Следующим условием, повышающим качество процесса обучения, выступает характер профессиональной деятельности выпускника военного вуза войск национальной гвардии.
Выпускник участвует в различных видах отношений. Е. А. Климов разработал концепцию субъектно-деятельностного подхода в рамках задач профессионального самоопределения и профессионального консультирования [1, 2]. «Эта концепция раскрывалась сначала в многопризнаковой психологической классификации профессий, в основе которой лежит осознаваемое отношение человека к окружающей его действительности, его интересы, склонности и возможности. Методологическая основа концепции - системный подход в изучении субъект-объектных взаимосвязей, специфичных для профессионального труда» [2, 3].
Из классификации Е.А. Климова (типы профессий) в соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессиональных отношений, из которых нам наиболее интересны три: человек-человек, человек-техника, человек - искусство.
На офицера войск национальной гвардии сразу после выпуска возлагается огромная ответственность перед обществом и государством, родными подчиненных и в конечном итоге перед собой, так как командир взвода получает в подчинение от 25 до 30 человек, а заместитель командира роты по работе с личным составом до 100 человек. Участвуя в отношениях человек и техника, он несет ответственность за вверенную ему дорогостоящую технику, в виде боевых машин и вооружения. В отношениях человек и искусство курсант проявляет свое творчество при участии в проведении специальных опера-
ций, принятии решений по управлению личным составом в бою.
В связи с этим, профессиональная подготовка курсанта не может считаться эффективной, если он освоил учебную программу всего лишь на «удовлетворительно». Мастерство, профессионализм - несовместимы с посредственностью, о которой говорят удовлетворительные оценки.
Подготовка в вузе должна обеспечить формирование особого склада ума и мыслительных процессов. Курсант, а в будущем и офицер войск национальной гвардии, должен отличаться универсальностью, способностью в резко изменяющейся обстановке быстро принимать правильные и эффективные решения. Для этого он должен быть психологически готовым нести ответственность за их результаты.
Еще одним педагогическим условием обеспечения высокого качества обучения курсантов войск национальной гвардии является то, что их профессиональная подготовка организуется в соответствии с требованиями нормативных документов в сфере образования : ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ по военно-учетным специальностям и иных нормативно-правовых документов образовательной деятельности.
Подводя итог сказанному, отметим, что качество обучения курсантов войск национальной гвардии - это соответствие подготовленного специалиста требованиям, предъявляемым ФГОСВО и Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, как результат продуктивного взаимодействия между преподавателем и обучающимся, направленное на удовлетворение потребностей общества и государства по подготовке высококвалифицированных кадров.
Стратегия подготовки курсантов должна учитывать тот факт, что курсант может по каким-либо причинам получить случайную удовлетворительную оценку. Тогда он учиться на удовлетворительно и теряет перспективу быть отличником, а с ней и мотивацию к проявлению старательности.
Как свидетельствует образовательная практика, курсантский взвод можно условно разделить на четыре части: 2-4 отличника, 2-4 так называемых «слабака» и остальные -хорошисты и троечники. Причем из числа хорошистов около половины в итоге становятся троечниками. На выходе, по окончании образовательного учреждения, получается следующая картина: 55-60% выпускников осваивают программу на «удовлетворительно», 10-15% - на «отлично», 30-35% выпускников - на «хорошо», что свидетельствует о низких показателях в подготовке курсантов. Существенным социально-педагогическим условием выступает то, что курсант находится на полном государственном обеспечении и получает бесплатное высшее образование.
Все эти особенности находят отражение в конечном продукте учебного заведения - выпускнике-офицере. Если командиры курсантских подразделений и преподаватели учитывают эти особенности курсантов, стремятся индивидуализировать их подготовку, то и качество обучения повышается.
Таким образом, отметим, что забота о создании педагогических условий высококачественного процесса обучения выступает прерогативой кафедр и командиров курсантских подразделений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и её научно-практическая ценность / Е.М. Иванова // Вестник МГУ. Сер. 14 : Психология. - 2010. - № 2. - С. 15-23.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
3. Новикова, С.С. Компетентностный подход в военном образовании как условие повышения качества обучения курсантов / С.С. Новикова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 87-89.
REFERENCES
1. Ivanova, E.M. (2010), "The subject and activity concept of professional work of E.A. Klimov and her scientific and practical value" Messenger of MSU. Seria.14. Psychology, No. 2, pp. 15-23.
2. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination: studies, publishing center "Academia", Moscow.
3. Novikova, S.S. (2011), "Competence-based approach in military education as a condition of improvement of quality of training of cadets", Messenger of the Tomsk state university, No. 3, pp. 87-89.
Контактная информация: sapozhnikov.aleksandr.1979@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.10.2017
УДК 796.011
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наталья Николаевна Сетяева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Алексеевна Черникова, магистр, Сургутский государственный педагогический университет (БУВОХМАО-Югры «СурГПУ»), Сургут
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности построения процесса адаптивного физического воспитания в вузе на основе использования индивидуальных оздоровительных программ, студенток специальной медицинской группы с отклонениями в состоянии здоровья.
Ключевые слова: коррекция, физическая подготовленность, адаптивное физическое воспитание, студентки, специальная медицинская группа, индивидуальная оздоровительная программа.
CORRECTION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENT YOUTH OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH USE OF INDIVIDUAL HEALTH PROGRAMS
UNDER THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
Natalia Nikolaevna Setyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Alekseevna Chernikova, the graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
In this article, the peculiarities of constructing the process of adaptive physical education at the university on the basis of the use of individual health programs have been considered, as the students of the special medical group with deviations in the state of health.
Keywords: correction, physical fitness, adaptive physical education, students, special medical group, individual wellness program.
ВВЕДЕНИЕ
Студенческая молодежь - это особая социальная группа, находящаяся в зоне действия многих неблагоприятных факторов. Выявлено, что возникновение целого ряда заболеваний, является следствием недостаточной двигательной активности, влияние умственных перегрузок и высоких психоэмоциональных стрессов, особенности социального положения, но всё это не компенсируются необходимыми физическими нагрузками [1, 2].