Научная статья на тему 'Формирование профессионального мировоззрения курсантов военных вузов: гуманистический и культурный аспекты'

Формирование профессионального мировоззрения курсантов военных вузов: гуманистический и культурный аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PROFESSIONAL OUTLOOK / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / ОБУЧАЕМЫЕ / TRAINEES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Дмитрий Юрьевич

Цель. В статье рассматривается проблема формирования мировоззрения военного специалиста, которая приобрела особую актуальность в условиях современного военного образования. Проводится теоретико-методологический анализ научных подходов, в рамках которых рассматривается обозначенная проблема. Предметом анализа выступают теоретические подходы к указанной проблеме, мыслителей и ученых разных исторических эпох. Авторы ставят своей целью раскрыть категории профессиональное мировоззрение офицера, гуманистические и культурные ценности. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют классические методы теоретического ретроспективного анализа и синтеза Результаты. Проведённый теоретический анализ позволил прийти к выводу о том, что профессиональное мировоззрение будущего офицера Росгвардии имеет свою специфику и представляет собой сложное системное образование включающее множество компонентов. Автор делает предположение о том, что одно из стратегических направлений развития системы образования в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации видится в расширении информационного и культурного полей взаимодействия. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть внедрены в образовательный процесс высшего военного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL WORLD VIEW OF THE CADETS OF MILITARY SCHOOLS OF HUMANISTIC AND CULTURAL ASPECTS

Purpose. The article is devoted to the topical issue for the military organization of Russia the elements that make up the professional worldview of a military specialist. The subject of the analysis are theoretical approaches to this problem, thinkers and scientists of different historical eras. The authors aim to reveal the categories of professional Outlook of the officer, humanistic and cultural values. Methodology or methodology of the work. The study is based on classical methods of theoretical retrospective analysis and synthesis Results. The results of the work are that the authors on the basis of theoretical analysis and existing approaches state that the professional Outlook of the future officer of Regardie has its own specifics and is a complex system education including many components. The author makes an assumption that one of the strategic directions of development of the education system the universities of the national guard of the Russian Federation and cultural fields of interaction. The scope of the results. The results of the study can be applied in the field of higher military vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального мировоззрения курсантов военных вузов: гуманистический и культурный аспекты»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-3-153-170 УДК 378.6

формирование профессионального

МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ:

гуманистический и культурный аспекты

Тарасов Д.Ю.

Цель. В статье рассматривается проблема формирования мировоззрения военного специалиста, которая приобрела особую актуальность в условиях современного военного образования. Проводится теоретико-методологический анализ научных подходов, в рамках которых рассматривается обозначенная проблема. Предметом анализа выступают теоретические подходы к указанной проблеме, мыслителей и ученых разных исторических эпох. Авторы ставят своей целью раскрыть категории профессиональное мировоззрение офицера, гуманистические и культурные ценности.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют классические методы теоретического ретроспективного анализа и синтеза

Результаты. Проведённый теоретический анализ позволил прийти к выводу о том, что профессиональное мировоззрение будущего офицера Росгвардии имеет свою специфику и представляет собой сложное системное образование включающее множество компонентов. Автор делает предположение о том, что одно из стратегических направлений развития системы образования в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации видится в расширении информационного и культурного полей взаимодействия.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть внедрены в образовательный процесс высшего военного профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение; гуманизм; культура; ценности; обучаемые.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL WORLD VIEW OF THE CADETS OF MILITARY SCHOOLS OF HUMANISTIC AND CULTURAL ASPECTS

Tarasov D.Yu.

Purpose. The article is devoted to the topical issue for the military organization of Russia - the elements that make up the professional worldview of a military specialist. The subject of the analysis are theoretical approaches to this problem, thinkers and scientists of different historical eras. The authors aim to reveal the categories of professional Outlook of the officer, humanistic and cultural values.

Methodology or methodology of the work. The study is based on classical methods of theoretical retrospective analysis and synthesis

Results. The results of the work are that the authors on the basis of theoretical analysis and existing approaches state that the professional Outlook of the future officer of Regardie has its own specifics and is a complex system education including many components. The author makes an assumption that one of the strategic directions of development of the education system the universities of the national guard of the Russian Federation and cultural fields of interaction.

The scope of the results. The results of the study can be applied in the field of higher military vocational education.

Keywords:professional Outlook; humanism; culture; values; trainees.

Поступательное, эволюционное развитие России связано с уровнем международной и внутренней безопасности. Профессиональная деятельность правоохранительных органов, в том числе и войск национальной гвардии Российской Федерации, позволяет эффективно упреждать и противостоять современным внутренним и внешним угрозам проявления терроризма, сепаратизма, коррупции и выступает важнейшим элементом системы безопасности. Полнота и качество обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина офицерами Росгвар-

дии зависит от уровня сформированное™ у них профессионального мировоззрения, его гуманистической и культурной составляющей. Таким образом, теоретический анализ указанных понятий является важным для их правильного понимания, исследования и последующего формирования этих черт профессионального мировоззрения у обучаемых в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации.

Образовательная деятельность в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации, помимо основной цели, призвана реализовывать гуманную и мировоззренческую составляющую, способствовать социализации будущего офицера в обществе, помогая определять в нём свое место и предназначение. Для этого выпускник военного института войск национальной гвардии Российской Федерации должен обладать определенными личностными качествами:

- уметь применять полученные в процессе обучения в вузе необходимые знания в практической деятельности, решая широкий круг проблемных ситуаций, сохранять доктринальные ценностные ориентиры, гибко адаптироваться в изменчивой социальной среде;

- уметь находить пути рационального решения возникающих в реальной действительности проблем на основе самостоятельного критического мышления и использования современных знаний;

- уметь творчески мыслить и генерировать новые идеи, оценивать возможность применения полученных знаний в окружающей действительности;

- уметь компетентно работать с информацией;

- уметь легко предотвращать конфликтные ситуации или легко выходить из них, быть контактным и коммуникабельным в различных ситуациях;

- на основе гуманистических идеалов заниматься саморазвитием нравственности, интеллекта, культурного уровня, расширять своё профессиональное мировоззрение и др.

Поэтому одно из стратегических направлений развития системы образования в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации видится в расширении информационного и культурного полей взаимодействия. Сложившаяся социальная ситуация способствует возникновению у обучаемых военного вуза принципиальных и важных для всего социума мировоззренческих вопросов. Одним из которых является вопрос о том, каким должен быть уровень гуманистической направленности профессионального мировоззрения офицера войск национальной гвардии России?

Мировоззрение как понятие впервые стало употребляться в немецкой философской литературе конца ХУШ - начала XIX вв., однако смысловые и контекстуальные его элементы выделяются в значительно более ранней философской литературе ещё у античных авторов в числе которых Платон, Аристотель, Цицерон и др. Известно, что данное понятие выступает ведущей научной категорией, однако в истории духовного и образовательного становления общества «судьба» мировоззрения достаточно драматична и динамична. Рефлексия данного понятия позволяет отметить как его тождество мировоззрения с идеологией, так и его забвение данного понятия. История науки помнит мифы об отсутствии мировоззрения в период открытого наступления на данное понятие, отмечались и этапы особого интереса к мировоззрению. Например, в педагогике, определённо известным является определение мировоззрения Э.И. Мо-носзона [10]. По его мнению, мировоззрение представляет собой обобщённую систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает своё отношение к окружающей его социальной и природной среде. Он отражает обобщённые знания, опыт и эмоциональные оценки, отражающие особенности общественного бытия человека, определяет личностную позицию субъекта в исторически конкретной системе общественных отношений. Предметом мировоззрения являются наиболее общие существенные черты, свойства, законы объективного мира, охватывающие как природу, общество в целом, так и непосредственную природную и социальную среду деятельности человека, класса, общества. Мировоззрение отражает

действительность через призму целей и интересов личности и является способом духовно-практического освоения мира. Исследование педагогических аспектов мировоззрения позволяет отдельно выделить в нём профессиональное мировоззрение офицера войск национальной гвардии России и отметить его специфичность. Это подтверждает повседневная служебно-боевая деятельность офицера Росгвардии, показывающая что, основой его профессионального мировоззрения личности выступают ценностные ориентации, отражающие нравственный базис профессии. Ведь от уровня и качественной составляющей профессиональных качеств, места в них гуманистических ценностей во многом зависит результативность деятельности военного специалиста смысл и значимость, его деятельности. Признаваемый военной педагогикой факт - офицер, являясь основой любой военной организации, общества, должен обладать профессиональным мировоззрением. Именно оно является фактором, формирующим профессиональную направленность личности и отражает нравственный, в целом гуманистический базис профессии. Анализ исследований по данной проблематике (О.М. Алексеенко, А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, Л.Ф. Железняк и др.) свидетельствует, что профессиональное мировоззрение - это интегративная система профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, формируемых под влиянием знаний и опыта в сфере практической деятельности. Опираясь на вышесказанное и используя принцип «профессиональной деятельности» для предметного разграничения видов мировоззрений, учитывающий военную специфику, мы можем констатировать, что мировоззрение офицера войск национальной гвардии Российской Федерации является профессиональным и выделяется в особую категорию, основано на нравственных нормах, системе традиций, гуманистических идеалов, ценностей военной службы, к которым относятся: обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина [12], престиж военной службы, гражданственность, воинская честь, достоинство офицера, войсковое товарищество, статус военнослужащего в обществе,

организованный образ жизни, воинские ритуалы, специфический характер и условия службы, возможность карьерного роста по военной службе и др. [8]. Профессиональное мировоззрение будущего офицера Росгвардии имеет свою специфику и представляет собой сложное системное образование, включающее компоненты: познавательный (знание законов общественного развития и достижений естественных и прикладных наук, связанных с профессиональной деятельностью); ценностно-нормативный (сформированность социальных, личностных, профессиональных ценностей и идеалов, правовой культуры и правового сознания, направляющих саморазвитие офицера); эмоционально-волевой (сформированность эмоционального интеллекта, его структурных компонентов: самосознания, самоконтроля, социальной чуткости, умения управлять отношениями); операциональный (умения и навыки, основанные на нормах профессиональной деятельности, предполагающие установку на восприятие и понимание явлений социальной действительности); оценочно-рефлексивный (понимание собственной значимости, познание себя, самооценка, самореализация и рефлексия осуществляемой профессиональной деятельности). Развитие указанных компонентов возможна на основе современных методолого-теоре-тических подходов и педагогического опыта решающего проблему формирования у будущих офицеров Росгвардии профессионального мировоззрения [8]. Центрирующими функциями профессионального мировоззрения офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации выступают: прогностическая, онтологическая, аксиологическая, организационная и рефлексивная, обусловлено это тем, что они в большей мере отражают функциональную структуру профессии военного специалиста содержание его профессиональных, гуманистических и культурных ценностей [2, 3, 9, 13, 16, 17, 18]. В современное время для военного вуза крайне актуальной, на наш взгляд, является своеобразная триада, позволяющая говорить о реальном совершенствовании образовательной деятельности: гуманитаризация, гуманизация образовательного процесса, гуманизация личности будущего офицера. Понимание того что об-

разовательный процесс в высшей военной школе должен сегодня происходить в пространстве общей культуры, не нуждается в доказательстве. Несомненно также то, что выпускник военного вуза в современных условиях должен быть образован всесторонне, поскольку слабые знания в областях, близких к его роду занятия, не позволяют ему в полной мере обеспечить безопасность Отечества [19]. Гуманизация общественной жизни предопределяет необходимость формирования у курсанта военного института войск национальной гвардии Российской Федерации потребности не только в профессиональном образовании, но и в альтруизме и гуманизме, как жизненно необходимых ориентирах. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что под гуманизацией образования понимают приобщение обучаемых к выработанной обществом системе ценностей, прежде всего так называемых общечеловеческих (интерсоциальных) ценностей, имеющих решающее значение для человека, его выживания и развития. Результат этого процесса -приобщение к здоровым моральным устоям; к этике, складывающейся в конкретных условиях, в пределах современного социума; к экологической культуре, здоровому образу жизни и т. д. По нашему мнению, частью процесса гуманизации военного образования является переход от авторитарной системы отношений к системе нравственных гуманистических отношений [19].

Вполне естественно, что авторитарные отношения основа - военной организации где центрирующим выступает авторитет командира, однако иногда он проявляется в духовном подавление подчиненного, и базируется на неравенстве статусов и системы ценностей. Альтернативой такого положения вещей должна, на наш взгляд, стать «гуманистическая власть» командира над подчинённым. В основе такой власти находится гуманизм, порождающий созидание и реализацию системы человеческих (в подлинном смысле) отношений. В связи с этим проанализируем понятие категории «ценность». Теория ценности как особая отрасль научного знания возникла во второй половине прошлого века в трудах неокантианцев (В. Виндельбанд, Р.Г. Летце, Г. Риккерт и др.), получила

развитие в сочинениях представителей немецкой феноменологии (Н. Гартман, М. Шеллер и др.), в трудах немецких, английских, американских философов (Н. Грейам, Р. Лаутман, О. Краус, В. Крафт, С.К. Пеппер, Р.Б. Перри, К. Стивенсон, М. Стокнер, Р. Рейнингер, Г. Штоффер, Р. Этфилд и др.). В отечественной науке психологи двадцатого века (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) выдвинули в качестве объекта исследования человеческую деятельность. Ученые сосредоточили внимание на факте «опосредования познания деятельности людей, на изучении активной роли субъекта и побудительных мотивов его действий: потребностей, интересов, установок». Так, философы, говоря о «ценности», уточняют её содержательный аспект: «ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом» [11]. По мнению О.Г. Дробницкого и А.М. Коршунова, функция предметов - служить деятельности людей, их общественная значимость составляет ценность, а отношение к ним - ценностное отношение. А.Г. Здравомыслов считает, что категория «ценность» связана с духовным содержанием жизни людей: «ценности» - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства, интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека, в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного. В сопоставлении с этими нормами, получившими общественное признание, человек, занятый в сфере духовного творчества или действующий на поприще гражданских интересов, стремится утвердить свою индивидуальность [7]. Н.С. Розов утверждает, что «ценностное сознание - максимально широкое, плюралистическое в сферах религиозных, идеологических, социальных, культурных, экономических, национальных и пр. [14]» твердо стоит на страже общезначимых ценностей - витальных и гражданских прав человека, а также всех необходимых условий (политико-правовых, экологических, соци-

ально-экономических) для обеспечения этими правами современного и всех будущих поколений людей. Это и позволяет говорить о ценностном сознании как глобальной этике новой исторической эпохи. «Именно на ценности должно опираться современное образование - мост, переводящий людей в новую эпоху» [7]. Дальнейший анализ научной литературы показывает, что ценность правомерно рассматривать и как отношение. Следуя взглядам А.Н. Леонтьева относительно личностного смысла, такое отношение выделяется для субъекта как его отношение и осознается им, а смысл есть отношение, которое создается в жизни и деятельности субъекта [6]. М.С. Каган считает, что ценность является значением [5]; она фиксирует систему субъект-объектных отношений; ценностное отношение - это отношение к ... а не отношение между... Присвоить ценности - то есть наделить смыслом значение объекта, в качестве которого выступает другой человек (ученик, студент, военнослужащий и т. д.). «Смыслом, - подчеркивает М.С. Каган, - становится значение объекта для меня как субъекта, и вне моей субъективности он не существует. Осмыслить - значит наделить смыслом, значение же познаётся как нечто внешнее по отношению ко мне как субъекту и от меня независимое». Анализируя явление ценности в контексте ценностных отношений, В.П. Выжлецов выделяет следующие основные свойства ценностей:

- ценностные отношения включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, стремлением;

- ценности выражают такие отношения, которые связывают людей, а не разъединяют их;

- ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными;

- подлинные ценности нельзя отобрать;

- ценности, т. е. наличие или отсутствие отношений ценностного уровня, логически или научно доказать невозможно [2].

Таким образом, анализируя вышеизложенные подходы, можно констатировать следующее: в понятии «ценность» объективны его

свойства, они не зависят от человека, а становятся ценностью в момент познания и оценки самим человеком. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Отметим что, определяя центральную позицию личности, ценности играют важную роль в формировании и развитии её структуры, оказывают влияние на общий подход к видению мира и самого себя, придают смысл и направление общественной позиции. Ценности опосредуют самооценку путем [19] сопоставления с идеальным «Я». Исследователи отмечают также, что особенностью ценностей является их динамичный характер. С.Л. Рубинштейн показал, что переоценка ценностей, происходящая в жизни человека, является закономерным результатом диалектики его жизни, перестройки взаимоотношений человека с миром, с другими людьми, более или менее глубокого переосмысления жизни по мере накопления ими жизненного опыта. По мнению С.Л. Рубинштейна, процесс переосмысления жизни человека образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа и определяет мотивы его действий. В результате изменения внутренних условий (потребностей, мотивов и направленности личности) актуализируются те или иные ценности [15]. Ученые единодушны во мнении, что категория «ценность» - субъект - объектная, поскольку ценность по своей природе объективна, но реализация ценностной функции предметов связана с субъективными факторами-желаниями, потребностями, эмоциями, которые служат средством осознания этой функции, направленности отношения человек к предметам действительности. Таким образом, субъективную сторону отношения составляют идеальные побудительные силы (мотивы деятельности): желания, идеалы, убеждения, а отношение личности может быть названо мотивационно-ценностным [11]. Затронутый нами аксиологический подход к военному образованию имеет несколько граней, раскрывающихся через актуальную исследовательскую проблема-

тику: проблемы ориентации курсанта военного вуза в мире ценностей; проблемы становления и развития ценностных ориентаций военнослужащего; аспекты формирования личностных ориентиров будущих офицеров; проблемы формирования системы гуманистических ценностей будущих офицеров. Аксиологический подход к организации деятельности курсантов военного вуза, в процессе которой они «присваивают» те или иные ценности, обеспечивает как реализацию адаптивной и гуманистической функций педагогической деятельности в их единстве, так и смещение, качественное преобразование адаптивной функции. Смысл такого сдвига в поле ценностного (аксиологического) подхода заключается в том, что на первый план в деятельности педагогического работника военного института выходит приобщение курсантов к системе ценностей, а не только к выполнению профессиональных обязанностей военнослужащего. Подобный подход к воспитанию офицера, к формированию гуманистической направленности личности чрезвычайно актуален для современных войск национальной гвардии, поскольку в этом случае возрастает действенность ценностных ориентаций для выработки жизненных принципов будущего командира в условиях угроз и вызовов современному обществу. Отметим что, проблема приобщения к гуманистическим ценностям исследуется в контексте социализации личности (А.Г. Асмолов), в рамках культурологического подхода - в контексте культуры (М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Н.Е. Шуркова). Осмысление идей А.Г. Асмолова о приобщении к опыту и присвоении опыта показывает, что механизмом приобщения курсантов к ценностям как аксиологической форме культуры является их вовлечение в систему социальных связей с другими людьми. Вовлечение курсанта в систему социальных связей - это и есть не что иное, как его включение в систему отношений, которые, согласно В.Н. Мясищеву, представляют собой «целостную систему индивидуальных, сознательных и избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [4]. Отправным механизмом включения молодых людей в отношения является общение, которое, как подчеркивает В.Н. Мясищев, с содержательной стороны представлено

отношением, а со стороны формы - обращением. «В общении, - пишет В.Н. Мясищев, - выражаются отношения человека с различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком». Не анализируя проблему соотношения понятий «общение» и «отношение», отметим, что отношения складываются в процессе общения, «социальные отношения людей есть продукт их действительных отношений друг к другу». Приобщение обучаемого к ценностям происходит в организуемом преподавателем общении, в котором имеют место субъект-субъектные отношения, а не субъект-объектные, так свойственные армейской среде. Приобщение курсантов военного вуза к ценностям в процессе общения, с нашей точки зрения, связано, во-первых, с предъявления преподавателем курсантам таких ценностей; во-вторых, с обменом ценностями, который происходит в межиндивидуальном взаимодействии. Результатом обмена ценностей может быть выбор таких ценностей, которые имеют реальное значение для будущего военного специалиста. Как правило, курсант военного вуза лишен права «выбирать» ценности, ибо за него делает это командир, которому хорошо известно, «что такое хорошо, а что такое плохо». Мы же убеждены, что и в условиях военного института будущим военным специалистам необходимо предоставлять право нравственного выбора, для чего должно существовать некое пространство адекватных альтернатив. Как подчеркивает Ю.А. Шрейдер, выбор совершенен, если человек твердо решил поступить определенным образом, и уверен, что он реализует свой поступок, как только представится удобный случай. Он остановился на решении, а не перебирает варианты снова и снова [20]. Если рассматривать общение, результатом которого становится выбор ценностей, то следует отметить, что в данном случае ценности стали определять содержание субъективной ценностной системы воспитуемого. Как нами отмечено выше, механизмом приобщения ученика, студента к ценностям является общение. Как пишет М.С. Каган, общение есть способ приобщения к ценностям другого. Общение является основным способом форми-

рования и развития мировоззрения личности, её системы ценностей [5]. В этом, с точки зрения ученого, заключается суть воспитания, которая состоит «в приобщении воспитуемых к ценностям воспитателя, а не в информировании о ценностях, не в их изучении и не в их навязывании. Воспитание есть способ превращения ценностей социума в ценности личности». Особого внимания заслуживает положение М.С. Кагана о том, что общение порождает общность ценностей, которая достигается не внешним давлением (так характерным для системы отношений в современной военной организации). Таким образом «механизмом» общения является диалог, а не монолог. Диалог выступает внутренним принятием ценностей другого, становящихся ценностями того, кто их принимает.

Резюмируя вышеизложенные положения отметим, специфика профессионального мировоззрения будущего офицера войск национальной гвардии состоит в том что оно основано на нравственных нормах, системе традиций, идеалов, ценностей военной службы, к которым относятся: обеспечение государственной и общественной безопасности, защита прав и свобод человека и гражданина, престиж военной службы, гражданственность, воинская честь, достоинство офицера, войсковое товарищество, статус военнослужащего в обществе, организованный образ жизни, воинские ритуалы, специфический характер и условия службы, возможность карьерного роста в военной службе и др. Сформированное профессиональное мировоззрение это вершина личностного роста, достигая которую индивид укрепляет свои знания и морально-деловые качества, физические и духовные силы, получает возможность увидеть масштабность и красоту мироздания. Чем выше уровень его мировоззрения, тем он больше освобождается от житейской суеты и недооценки самого себя. Сформировать систему мировоззренческих ценностных ори-ентаций будущих офицеров Росгвардии возможно только в процессе воспитания. К такой педагогической деятельности, прежде всего через общение и диалог с курсантом должен быть готов современный преподаватель военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Список литературы

1. Бережнова Л.Н., Тарасов Д.Ю., Зотов А.А. Педагогические проекты в военном вузе как способ формирования профессионального мировоззрения будущих офицеров: монография. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала-армии И.К.Яковлева МВД России, 2015. 148 с.

2. Выжлецов Г.П. Креативность культуры: ценность и отчуждение // Международный журнал исследований культуры. 2014. №4. С. 82-84.

3. Интеграция и междисциплинарное проектирование в повышении конкурентноустойчивости военных институтов / Л.Н. Бережнова, Т.В. Сидорина, А.А. Зотов, Д.Ю. Тарасов // Профессиональное образование в современном мире. 2017. №1. С. 87-89.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для вузов. изд. 2-е переработанное. СП.б.: Питер, 2002. 672 с.

5. Коган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СП.б.: Петрополис, 1997. 544 с.

6. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность: монография. М. Смысл, 2005. 131 с.

7. Ляпкало К.Л. Развитие познавательных ценностей студентов колледжа в условиях педагогического общения: дис...канд. пед. наук: Челябинск, 2013. 176 с.

8. Манецкая С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном процессе гражданского морского вуза: дис... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2012. 258 с.

9. Междисциплинарные исследования в образовании: монография / Л.Н. Бережнова, П.В. Викулин, Е.В. Туркин, Д.Ю. Тарасов. Новосибирск: НВИ имени генерала армии И.К.Яковлева ВНГ РФ, 2016. 116 с.

10. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 19171987: книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 224 с.

11. Насретдинова Р.Р. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического вуза: дис...канд. пед. наук. Оренбург, 1996. 186 с.

12. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон РФ от 3.07.2016 № 226-ФЗ // СЗ РФ 2016. № 27 ч.1. ст. 41-59.

13. Попов А.С., Тарасов Д.Ю. Теоретические аспекты исследования феномена формирования гуманистической мировоззренческой позиции у курсантов военного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-2. С. 182-189.

14. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: НГУ, 1998. 292 с.

15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб: Питер, 2012. 224 с.

16. Тарасов Д.Ю. Вопросы формирования профессионального мировоззрения военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 54-3. С. 205-213.

17. Тарасов Д.Ю. Особенности мотивации курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на начальном этапе освоения профессии: монография. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала-армии И.К.Яковлева МВД России, 2015. 116 с.

18. Тарасов Д.Ю. Теоретические подходы к пониманию профессионального мировоззрения офицера внутренних войск МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2014. №1 (44). С. 66-68.

19. Ульянова В.Г. Формирование гуманистических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза: дис ... канд. пед. наук: Челябинск 2007. 157 с.

20. Шрейдер Ю.А. Ценности которые мы выбираем. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 208 с.

References

1. Berezhnova L.N., Tarasov D.Yu., Zotov A.A. Pedagogicheskieproekty v voennom vuze kak sposob formirovaniyaprofessional'nogo mirovozz-reniya budushchikh ofitserov [Pedagogical projects in a military high school as a way of forming a professional world view of future officers]: monograph. Novosibirsk: NVI VV named after General-Army IK Ya-kovlev MVD of Russia, 2015. 148 p.

2. Vyzhletsov G.P. Kreativnost' kul'tury: tsennost' i otchuzhdenie [Creativity of Culture: Value and Exclusion]. International Journal of Cultural Studies. 2014. №4, pp. 82-84.

3. Berezhnova L.N., Sidorina T.V., Zotov A.A., Tarasov D.Yu. Integratsiya i mezhdistsiplinarnoe proektirovanie v povyshenii konkurentnoustoy-chivosti voennykh institutov [Integration and interdisciplinary design in enhancing the competitiveness of military institutions]. Vocational education in the modern world. 2017. №1, pp. 87-89.

4. Karvasarskiy B.D. Psikhoterapiya [Psychotherapy]: a textbook for universities. SPb.: Peter, 2002. 672 p.

5. Kogan M.S. Estetikakakfilosofskayanauka. Universitetskiy kurs lektsiy [Aesthetics as a philosophical science. University course of lectures]. SPb.: Petropolis, 1997. 544 p.

6. Leont'ev A.A., Leont'ev D.A., Sokolova E.E. Aleksey Nikolaevich Le-ont'ev: deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Alexey Nikolaevich Leon-tiev: activity, consciousness, personality]: monograph. M. Sense, 2005. 131 p.

7. Lyapkalo K.L. Razvitiepoznavatel'nykh tsennostey studentov kolledzha v usloviyakh pedagogicheskogo obshcheniya [Development of cognitive values of college students in conditions of pedagogical communication]: dis ... kand. ped. Sciences: Chelyabinsk, 2013. 176 p.

8. Manetskaya S.V. Formirovanieprofessional'nogo mirovozzreniya bu-dushchikh ofitserov zapasa v obrazovatel'nom protsesse grazhdansk-ogo morskogo vuza [Formation of a professional world view of future reserve officers in the educational process of a civil marine institute of higher education]: dis ... Cand. ped. sciences. Veliky Novgorod, 2012. 258 p.

9. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya v obrazovanii [Interdisciplinary research in education]: monograph / L.N. Berezhnova, P. V. Vikulin, E.V. Turkin, D.Yu. Tarasov. Novosibirsk: NVI named after General of the Army IK Yakovlev VNG RF, 2016. 116 p.

10. Monoszon E.I. Stanovlenie i razvitie sovetskoy pedagogiki, 1917-1987: kni-ga dlya uchitelya [Formation and development of Soviet pedagogy, 19171987: a book for the teacher]. Moscow: Prosveshchenie, 1987. 224 p.

11. Nasretdinova R.R. Razvitie aksiologicheskikh orientatsiy studentovpeda-gogicheskogo vuza [Development of axiological orientations of students of pedagogical high school]. Orenburg, 1996. 186 p.

12. O voyskakh natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy za-konRFot 3.07.2016№ 226-FZ [About the troops of the National Guard of the Russian Federation: the federal law of the Russian Federation of July 3, 2016 No. 226-FZ]. SZ RF 2016. № 27 p.1. articles 41-59.

13. Popov A.S., Tarasov D.Yu. Teoreticheskie aspekty issledovaniya fenomena formirovaniya gumanisticheskoy mirovozzrencheskoy pozitsii u kursantov voennogo vuza [Theoretical aspects of the study of the phenomenon of the formation of a humanistic ideological position in the cadets of a military high school]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2016. No. 52-2, pp. 182-189.

14. Rozov N.S. Tsennosti v problemnom mire: filosofskie osnovaniya i sot-sial'nyeprilozheniya konstruktivnoy aksiologii [Values in the problem world: philosophical foundations and social applications of constructive axiology]. Novosibirsk: NSU, 1998. 292 p.

15. Rubinshteyn S.L. Chelovek i mir [Man and the world]. St. Petersburg: Peter, 2012. 224 p.

16. Tarasov D.Yu. Voprosy formirovaniya professional'nogo mirovozzreniya voennosluzhashchikh Federal'noy sluzhby voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [Questions of formation of professional outlook of servicemen of the Federal Service of Troops of the National Guard of the Russian Federation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2016. No. 54-3, pp. 205-213.

17. Tarasov D.Yu. Osobennosti motivatsii kursantov voennykh vuzov vnu-trennikh voysk MVD Rossii na nachal'nom etape osvoeniya professii [Features of motivation of cadets of military high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of mastering the profession]: monograph. Novosibirsk: NVI VV named after General-Army IK Yakovlev MVD of Russia, 2015. 116 p.

18. Tarasov D.Yu. Teoreticheskie podkhody k ponimaniyu professional'nogo mirovozzreniya ofitsera vnutrennikh voysk MVD Rossii [Theoretical

approaches to understanding the professional world view of an officer of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2014. No. 1 (44), рр. 66-68.

19. Ul'yanova V. G. Formirovanie gumanisticheskikh tsennostey budushchikh ofitserov v obrazovatel'nom protsesse voennogo vuza [Formation of humanistic values of future officers in the educational process of a military high school]. Chelyabinsk 2007. 157 p.

20. Shreyder Yu.A. Tsennosti kotorye my vybiraem [The values that we choose]. Moscow: Editorial URSS, 1999. 208 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Тарасов Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права НВИ ВВ МВД России, доцент кафедры практической и специальной психологии НГПУ, кандидат педагогических наук

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации; Новосибирский государственный педагогический университет ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630114, Российская Федерация; ул. Вилюй-ская, 28, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630126, Российская Федерация

DATA ABOuT THE AuTHOR Tarasov Dmitry Yurievich, Senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law; Associate Professor of Practical and Special Psychology Chair, Candidate of Pedagogical Sciences

Novosibirsk military Institute. General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation; Novosibirsk state pedagogical University

6/2, Klyuch - Kamyshenskoe plateau Str., Novosibirsk, Novosibirsk, 630114, Russian Federation; 28, Vilyuiskaya Str., Novosibirsk, Novosibirsk region, 630126, Russian Federation parus77777@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.