Научная статья на тему 'Педагогические аспекты совершенствования правового воспитания будущих офицеров МВД России'

Педагогические аспекты совершенствования правового воспитания будущих офицеров МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL SUPPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / FUTURE OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононов Алексей Николаевич

Целью данной статьи является рассмотрение сущности и структуры педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Методологической основой работы выступали положения исследований работы по методологии и методике исследований в педагогической науке, подход по созданию и анализу педагогических технологий, труды по проблемам правового воспитания, труды по проблемам правового воспитания военнослужащих. Предложенный анализ позволяет установить эффективность использования педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной военной педагогике и образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE LEGAL EDUCATION OF THE FUTURE OFFICERS OF MIA RUSSIA

The purpose of this article is to examine the nature and structure of pedagogical support of improving the legal education of future officers. The methodological basis of the work performed research work on the provisions of the methodology and methods of research in teaching science approach for the creation and analysis of educational technology, works on legal education, writings on legal education of servicemen. The proposed analysis allows us to establish the effectiveness of the use of pedagogical support of improving the legal education of future officers. The results of the study are theoretical positions that can be used in modern military pedagogy and educational practice.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты совершенствования правового воспитания будущих офицеров МВД России»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-46 УДК 378.02

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ МВД РОССИИ

Кононов А.Н.

Целью данной статьи является рассмотрение сущности и структуры педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров. Методологической основой работы выступали положения исследований работы по методологии и методике исследований в педагогической науке, подход по созданию и анализу педагогических технологий, труды по проблемам правового воспитания, труды по проблемам правового воспитания военнослужащих. Предложенный анализ позволяет установить эффективность использования педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров.

Результатами исследования являются теоретические положения, которые можно использовать в современной военной педагогике и образовательной практике.

Ключевые слова: правовое воспитание; совершенствование; педагогическое сопровождение; педагогическая технология; будущие офицеры.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE LEGAL EDUCATION OF THE FUTURE OFFICERS OF MIA RUSSIA

Kononov A.N.

The purpose of this article is to examine the nature and structure of pedagogical support of improving the legal education offuture officers. The methodological basis of the work performed research work on the provisions of the methodology and methods of research in teaching science approach for the creation and analysis of educational technology, works on legal education, writings on legal education of servicemen. The proposed analysis allows us to

establish the effectiveness of the use ofpedagogical support of improving the legal education of future officers.

The results of the study are theoretical positions that can be used in modern military pedagogy and educational practice.

Keywords: legal education; improvement; educational support; pedagogical technology; future officers.

В современных условиях, когда необходимо обновление подходов к практике решения задач воспитания высокопрофессиональных военных специалистов, высшая военная школа ставит на ведущие позиции совершенствование правового воспитания будущих офицеров, с целью формирования и развития у них правовой культуры необходимой для осуществления служебно-боевой деятельности.

Прежде чем рассмотреть сущность и структуру педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания, необходимо определится с наличием у нас исходных методологических принципов, к которым относятся: по методологии и методике исследований в педагогической науке (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков, Д.И. Фельдштейн и др.), подход по созданию и анализу педагогических технологий (В.П. Бес-палько, Г.К. Селевко, Э.Г. Скибицкий и др.), труды по проблемам правового воспитания (В.В. Домбровский, Б.А. Кистяковский, Л.А. Петражицкий, В.П. Сальников, А.П. Семит-ко и др.), труды по проблемам правового воспитания военнослужащих (А.В. Барабанщиков, Б.П. Бархаев, Е.В. Бережнова, А.Г. Караяни, В.Ю. Новожилов, И.В. Сыромятников, Н.Е. Ро-гожкин и др.).

Определимся с тем, что такое педагогическое сопровождение совершенствования правового воспитания. Под педагогическим сопровождением совершенствования правового воспитания в военном вузе мы понимаем систему профессиональной деятельности педагогических работников и командного состава, направленную на создание и использование педагогических условий и средств, для результативного воспитания и развития правовой культуры будущих офицеров.

Она включает в себя следующие компоненты (рис. 1).

Рис. 1. Педагогическое сопровождение совершенствования правового воспитания будущих офицеров

Повышение уровня результативности педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров, соблюдения выявленных условий и применения педагогической технологии, внедрение модели предполагает:

- активную пропаганду правовых ценностей, использование потенциала и многообразия возможностей правового воспитания, развитие личности будущего офицера для достижения нового качества субъектности, качества решения служебно-боевых и профессиональных задач;

- стройную систему деятельности командного состава и педагогических работников, направленную на интеграцию правового воспитания с другими видами воспитания, обеспечение координации успешной работы всех органов военного управления и пропаганды соблюдения законности в повседневной жизни;

- обеспечение законности, справедливости, ориентации на индивидуальные особенности личности и социальный заказ, систематизации правового воспитания по целям и задачам, воспроизводимости, технологичности, функциональности при организации образовательного процесса;

- применение системы методов убеждения и поощрения достижений в области соблюдения законности и правопорядка во внутренних войсках, реализации правовых ценностей в служебно-боевой деятельности, педагогическая поддержка в устранении трудностей правового характера.

Рассмотрим кратко содержание каждого из компонентов педагогического сопровождения.

1. Для совершенствования правового воспитания будущих офицеров была разработана модель реализации педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания, включающая в себя два блока элементов:

- структурные (содержание, формы, методы, средства);

- функциональные (целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, результативный, рефлексивно-прогностический).

2. В нашем исследовании мы определим педагогическую технологию правового воспитания курсантов в ходе обучения как единую систему циклично выполняемых преподавателем на занятиях алгоритмов действий, направленных на организацию системы правового воспитания курсантов, за счет которой максимально обеспечивается личностное и профессиональное развитие индивидов, а также достигается желаемый результат с помощью использования наиболее приемлемых способов взаимодействия преподавателей и курсантов в определенных условиях протекания образовательного процесса.

Алгоритм действий по педагогической технологии включал в себя следующую последовательность процедур: определение конкретной цели; разработку теоретического содержания; поэтапную реализацию структуры деятельности командного состава и педагогических работников; коррекцию и рефлексию над результатами.

Педагогическая технология совершенствования правового воспитания будущих офицеров, в нашем исследовании выполняет следующие функции: воспитывающую; развивающую; организующую; диагностическую и прогностическую.

Педагогическая технология, в нашем исследовании позволяет решать комплекс задач по совершенствованию правового воспитания будущих офицеров и организации данного процесса.

3. Что касается многообразия условий входящих в структуру педагогического сопровождения, анализ научной литературы показал, что подходов к пониманию природы условий и их классификации множество.

К примеру, Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования образовательной системы: внешние (природно-географические, производственные, общественные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (школьно-гигиенические, учебно-материальные, эстетические и морально-психологические) [6].

По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться [6].

Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр. [1].

Целесообразность и эффективность педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров обеспечивается совокупностью групп педагогических условий, которые мы рассмотрим ниже [7]:

1. Нормативно-правовые условия представляют собой комплекс разработанных нормативно-правовых документов, кодифицированных по своей цели и содержанию, направленных на эффективное совершенствование правового воспитания будущих офицеров [4], Определение комплекса педагогических условий, способствующих эффективности педагогического сопровождения совершенствования правового воспитания будущих офицеров в условиях военного образования основывается на положениях официального заказа на подготовку профессионалов, способных к результативной офицерской деятельности.

Нормативно-правовые условия совершенствования правового воспитания будущих офицеров выполняют следующие функции: регулирующая, правоустанавливающая, регламентирующая.

Реализация функций нормативно-правовых условий происходит через решение следующих задач:

- установление обязанностей, ответственности и задач участников процесса совершенствования правового воспитания будущих офицеров;

- определение правового статуса процесса совершенствования правового воспитания;

- определение места и роли нормативно-правовых актов, регламентирующих совершенствование правового воспитания во внутренних войсках МВД России.

2. Мотивационно-кадровые условия представляют собой комплекс мероприятий, направленных на подбор квалифицированных специалистов, задействованных в процессе совершенствования правового воспитания будущих офицеров разработку и внедрение в образовательный процесс системы методов работы с этими специалистами.

Мотивационно-кадровые условия в структуре совершенствования правового воспитания будущих офицеров выполняют следующие функции: управленческая, распределительная, побудительная.

Реализация функций мотивационно-кадровых условий происходит через решение следующих задач:

- организация управления процессом совершенствования правового воспитания будущих офицеров;

- подбор и расстановка специалистов для осуществления процесса правового воспитания будущих офицеров;

- распределение обязанностей среди педагогического и командного состава военного вуза по организации и осуществлении процесса правового воспитания будущих офицеров.

3. Научно-методические условия представляют собой разработанные учебно-методические комплексы, программы, требования и др. документы, созданные в целях совершенствования правового воспитания будущих офицеров.

Научно-методические условия в структуре совершенствования правового воспитания будущих офицеров выполняют следующие функции:регламентирующая, смысловая, когнитивная.

Реализация функций научно-методических условий происходит через решение следующих задач:

- разработка комплекса требований, необходимых для успешного совершенствования правового воспитания будущих офицеров;

- обеспечение выполнения разработанных требований в образовательном процессе;

- своевременное реагирование на изменение в законодательстве путем доработки и дополнений необходимого методического обеспечения.

4. Материально-технические условия в структуре совершенствования правового воспитания будущих офицеров выступают как обеспечение этого процесса необходимыми средствами обучения, такими как наглядные пособия и учебники, программные продукты, план-конспекты, мультимедийные разработки, классы и аудитории, компьютерное оснащение, библиотеки и др.

Материально-технические условия в структуре совершенствования правового воспитания будущих офицеров выполняют следующие функции: содержательная, информационная, куль-турообразующая.

Реализация функций материально-технических условий происходит через решение следующих задач:

- выработка комплекса мероприятий, необходимых для внедрения материально-технических средств успешного совершенствования правового воспитания будущих офицеров;

- подготовка мест обучения и воспитания;

- непрерывное сопровождение процесса совершенствования правового воспитания.

5. Организационные условия совершенствования правового воспитания будущих офицеров представляют собой комплекс среды и мероприятий, которые организуют и направляют процесс правового воспитания, в целях достижения запланированного в педагогической технологии результата.

Организационные условия в структуре совершенствования правового воспитания будущих офицеров выполняют следующие функции: интегративная, кумулятивная, культурообразую-

Реализация функций организационных условий происходит через решение следующих задач:

- выработка комплекса мероприятий, необходимых для интеграции процесса совершенствования правового воспитания будущих офицеров по целям, задачам и результату;

- накопление опыта правового воспитания и сосредоточение основных усилий на важнейших направлениях;

- формирование и развитие организационной культуры, постоянная диагностика результатов.

Для эффективной реализации педагогического сопровождения, соблюдения указанных условий, наиболее полного внедрения педагогической технологии и модели в образовательный процесс военного института, общественной потребностью становится определенный уровень качества профессиональной компетентности педагогических работников, что предполагает:

- твердое осознание каждым педагогическим работником, задействованным в совершенствовании правового воспитания, приоритетности достижения высокого уровня сфор-мированности правосознания;

- поэтапное разъяснение всех педагогических процессов и возникающих при этом социальных явлений, ситуаций, причин при совершенствовании правового воспитания будущих офицеров;

- способности к пониманию каждым педагогическим работником всех проводимых мероприятий, оценке обстановки, формулировании основных выводов из каждой педаго-

гической ситуации, готовности к своевременной корректировке своей работы, направленной на совершенствование правового воспитания будущих офицеров;

- развитие способности к систематизации и целеполаганию при учете требований руководящих документов и органов военного управления к качественным показателям системы правового воспитания в целом и профессиональным качествам будущего офицера в частности;

- умение педагогического работника грамотно определять цели и задачи правового воспитания;

- умение прогнозировать результаты применения педагогической технологии совершенствования правового воспитания;

- способность к проектной деятельности по определению методов, приемов и способов при организации и проведении мероприятий по совершенствованию правового воспитания, экспериментальной проверки эффективности этих мероприятий;

- соблюдение системы требований к уровню развития коммуникативной, организационной и аксиологической культуре;

- компетентность в области положительного разрешения конфликтных ситуаций;

- обеспечение условий для выработки будущим офицеров позитивных жизненных стратегий, направленных на реализацию правовых ценностей в деятельности и достижение субъективного благополучия личности, основой которой будет правовая защищенность;

- поддержание необходимого уровня развития и саморазвития личности курсантов, организация в среде военного института успешной культурно-досуговой деятельности, в целях создания реальных возможностей и стимулов для активного опредмечивания и распредмечивания курсантами культурных образцов и произведений искусства.

Для решения задач нашего исследования и результативного внедрения педагогического сопровождения, соблюдения указанных условий, наиболее полного использования педагогической технологии и модели в образовательный процесс военного института, по нашему мнению, целесообразным становится достижение определенного уровень качества профессиональной компетентности командного состава [8], что предполагает:

- твердое осознание каждым командиром подразделения, задействованным в совершенствовании правового воспитания, приоритетности достижения высокого уровня сфор-мированности правосознания у каждого подчиненного, независимо от его расовой, конфессиональной, социальной и иной принадлежности;

- детальное объяснение каждому командиру процессов и возникающих при этом социальных явлений, ситуаций, причин при совершенствовании правового воспитания будущих офицеров;

- способности к пониманию каждым командиром всех проводимых мероприятий, оценке обстановки, формулировании основных выводов из каждой педагогической ситуации, готовности к своевременной корректировке своей работы, направленной на совершенствование правового воспитания будущих офицеров;

- развитие способности к систематизации и целеполаганию при учете требований руководящих документов и органов военного управления к качественным показателям системы правового воспитания в целом и профессиональным качествам будущего офицера в частности;

- умение командира грамотно определять цели и задачи правового воспитания;

- соблюдение системы требований к уровню развития коммуникативной, организационной и аксиологической культуры;

- компетентность в области положительного разрешения конфликтных ситуаций;

- обеспечение условий для выработки будущим офицеров позитивных жизненных стратегий, направленных на реализацию правовых ценностей в деятельности и достижение субъективного благополучия личности, основой которой будет правовая защищенность;

- добиваться от каждого курсанта внедрения в служебно-боевую и повседневную деятельность правовых знаний, осуществление контроля;

- поддержание необходимого уровня развития и саморазвития личности курсантов, организация в среде военного института успешной культурно-досуговой деятельности, в целях создания реальных возможностей и стимулов для активного опредмечивания и распредмечивания курсантами культурных образцов и произведений искусства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по совершенствованию процесса правового воспитания будущих офицеров в военном вузе МВД России, будет результативной на основе реализации в образовательной деятельности педагогического сопровождения данного процесса. Как показали теоретические и эмпирические исследования, данное педагогическое сопровождение является эффективным и его целесообразно и эффективно использовать в практике правового воспитания будущих офицеров МВД России.

Список литературы

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М: Педагогика, 1989. 192 с.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные теории обучения [Текст] / В.П. Беспалько. -М.: 1995. 336 с.

3. Егоров, В.В. Педагогика высшей школы [Текст]: учеб. пособие. / В.В. Егоров, Э.Г. Скибиц-кий, В.Г. Храпченков. - Новосибирск: САФБД, 2008. 317 с.

4. Кононов, А.Н. К вопросу о взаимосвязи правового и нравственного воспитания курсантов военных вузов [Текст] /Григорьев О.В., Кононов А.Н. // Право и образование. - М.: Современный гуманитарный университет. 2010. № 11. С. 52-59.

5. Кононов, А.Н. Роль правового воспитания в формирования научного мировоззрения курсантов [Текст] /А.Н. Кононов// Право и образование. - М.: Современный гуманитарный университет. 2012. № 2. С. 78-85.

6. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. 432 с.

7. Педагогические условия совершенствования правового воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России: монография / Е.Ю. Суховецкая. - Новосибирск: Изд-во НВИ ВВ МВД РФ, 2008. 112 с.

8. Тарасов, Д.Ю., Оптимизация подготовки военных научно-педагогических кадров в современных условиях /Д.Ю. Тарасов // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015. №4. С. 136-138.

References

1. Bespalko, V.P. Terms of educational technology [Text] / V.P. Bespalko. - M: Education, 1989. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bespalko, V.P. progressive Pedagogy and learning theory [Text] / V.P. Bespalko. - M., 1995. 336 р.

3. Egorov, V.V. Pedagogy of higher education [Text]: textbook. allowance / V.V. Egorov, E.G. Ski-bitsky, V.G. Khrapchenko. - Novosibirsk: SAFBD, 2008. 317 p.

4. Kononov, A.N. To the question of the relationship between legal and moral education of cadets of military higher educational institutions [Text] / O. Grigoriev V., Kononov A.N. // Law and education. - M.: Modern University for the Humanities. 2010. No. 11. Рр. 52-59.

5. Kononov, A.N. The role of legal education in the formation of scientific Outlook of students [Text] / A.N. Kononov // Law and education. - M.: Modern University for the Humanities. 2012. No. 2. Pp. 78-85.

6. Pedagogy [Text] / Ed. by Y.K. Babanskiy. - M.: Longman, 1988. 432 p.

7. Pedagogical conditions of improvement of legal education of cadets of higher education institutions of internal troops of the MIA of Russia: monograph / E.Y. Sukhovetsky. - Novosibirsk: publishing house of the TDS of the MIA of the Russian Federation, 2008. 112 p.

8. Tarasov, D.Y., Optimization of training of military scientific-pedagogical personnel in modern conditions / D.Y. Tarasov // Almanac of modern science and education. - Tambov: Gramota, 2015. No. 4. Pp. 136-138.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кононов Алексей Николаевич, кандидат педагогических наук, начальник кафедры ТиИ-

Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия petr.naumov. 777@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kononov Alexey Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, Head of the Department

Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Kljuch-Kamyshenskoe plato str., 6/2, Novosibirsk, 630114, Russia petr.naumov. 777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.