Научная статья на тему 'Специфика управлением качеством подготовки офицерских кадров во внутренних войсках МВД России'

Специфика управлением качеством подготовки офицерских кадров во внутренних войсках МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ACTIVITIES OFFICER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MILITARY INSTITUTE OF THE MIA OF RUSSIA / SYSTEM OF OFFICERS' TRAINING / QUALITY OF TRAINING OF MILITARY SPECIALISTS / QUALITY MANAGEMENT EDUCATION / MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS / PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MODERN HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВВ МВД РОССИИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряков В. Н., Тарасов Д. Ю.

Статья посвящена исследованию новых подходов к организации подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России. Обосновывается идея о том, что среди многообразных современных видов профессиональной подготовки офицеров особое положение занимает направление, связанное с их профессиональным развитием. Основное внимание в публикации авторы акцентируют на том, что современная система подготовки офицеров не учитывает основные тенденции развития образовательных систем, не прогнозирует изменения, возникновению которых они способствуют. На основании анализа сущности, содержания качества образования на которые необходимо опираться в военных образовательных организациях внутренних войск МВД РФ для улучшения качества образования военных специалистов авторы приходят к выводу, что под управлением качеством образования военных специалистов следует понимать, целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям, нормам, стандартам. ственных возможностей детей (в том числе, с ограниченными возможностями). В данном процессе могут быть задействованы различные формы пассивного и активного музицирования. Опираясь на уникальные выразительные возможности данного музыкального инструмента, педагог осуществляет музыкально-терапевтическую деятельность с детьми, позволяющую эффективно воздействовать на их психофизиологическую и эмоциональную сферы и мобилизовать внутренние ресурсы личности ребенка. Интегративная гуслетерапия подразумевает опору на национальные культурные традиции, реконструкцию исторического контекста, которые способствуют расширению «картины мира» юного зрителя, развивают его способность к социокультурной самоидентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF QUALITY MANAGEMENT TRAINING OFFICERS IN THE INTERIOR TROOPS OF RUSSIA

The article is dedicated to a study of new approaches to organization of training of military specialists of internal troops of the MIA of Russia. The work presents an idea that among diverse modern types of vocational training of officers the special situation is related to their professional development. The authors emphasize that the modern system of training of officers does not take into account the basic tendencies of development of educational systems, cannot predict a change, the occurrence of which they contribute. From analyzing the nature and contents of quality of education in the military educational institutions of internal troops of the interior Ministry to improve the quality of education of military specialists, the authors come to the conclusion that under the management of the quality of education of military professionals need to understand, targeted, integrated, coordinated impact on the educational process and its main elements in order to achieve the best fit of parameters of functioning of the educational process and its results comply with the requirements and standards.

Текст научной работы на тему «Специфика управлением качеством подготовки офицерских кадров во внутренних войсках МВД России»

ществляющим гуслетерапевтическую деятельность среди детей с ограниченными возможностями, необходимо дифференцировать разницу между музыкально-педагогической и музыкально-терапевтической практикой. Реабилитационные занятия с детьми призваны учитывать их возможности и направлены не на подготовку к публичным выступлениям, а на гармонизацию эмоциональной сферы и актуализацию физических, психических и умственных способностей. Ритм, темп, тембр, мелодия, гармония, динамика и пр., являясь средствами музыкальной выразительности, становятся средствами коррекционного процесса, осуществляемого педагогом.

Таким образом, интегративная гуслетерапия является эффективным методом развития физических, психических и ум-

Библиографический список

ственных возможностей детей (в том числе, с ограниченными возможностями). В данном процессе могут быть задействованы различные формы пассивного и активного музицирования. Опираясь на уникальные выразительные возможности данного музыкального инструмента, педагог осуществляет музыкально-терапевтическую деятельность с детьми, позволяющую эффективно воздействовать на их психофизиологическую и эмоциональную сферы и мобилизовать внутренние ресурсы личности ребенка. Интегративная гуслетерапия подразумевает опору на национальные культурные традиции, реконструкцию исторического контекста, которые способствуют расширению «картины мира» юного зрителя, развивают его способность к социокультурной самоидентификации.

1. Юсфин А.Г. Музыка - сила жизни. Санкт-Петербург, 2006.

2. Стангрид С.Я. Кантелетерапия. Available at: http://www.e-reading.by/chapter.php/97408/13/Osobyii_rebenok._Issledovaniya_i_opyt_ pomoshchi

3. Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций. Знание. Понимание. Умение. 2009; 4.

4. Борисова Е.Н. Гусли. 2016; 1.

References

1. Yusfin A.G. Muzyka - sila zhizni. Sankt-Peterburg, 2006.

2. Stangrid S.Ya. Kanteleterapiya. Available at: http://www.e-reading.by/chapter.php/97408/13/Osobyii_rebenok._Issledovaniya_i_opyt_ pomoshchi

3. Kostina A.V. Tendencii razvitiya kul'tury informacionnogo obschestva: analiz sovremennyh informacionnyh i postindustrial'nyh koncepcij. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; 4.

4. Borisova E.N. Gusli. 2016; 1.

Статья поступила в редакцию 15.03.16

УДК 378.2

Buryakov V.N., teacher, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Tarasov D.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIFICITY OF QUALITY MANAGEMENT TRAINING OFFICERS IN THE INTERIOR TROOPS OF RUSSIA. The article is dedicated to a study of new approaches to organization of training of military specialists of internal troops of the MIA of Russia. The work presents an idea that among diverse modern types of vocational training of officers the special situation is related to their professional development. The authors emphasize that the modern system of training of officers does not take into account the basic tendencies of development of educational systems, cannot predict a change, the occurrence of which they contribute. From analyzing the nature and contents of quality of education in the military educational institutions of internal troops of the interior Ministry to improve the quality of education of military specialists, the authors come to the conclusion that under the management of the quality of education of military professionals need to understand, targeted, integrated, coordinated impact on the educational process and its main elements in order to achieve the best fit of parameters of functioning of the educational process and its results comply with the requirements and standards.

Key words: professional activities officer, professional development, educational activities of military Institute of the MIA of Russia, system of officers' training, quality of training of military specialists, quality management education, managerial competence of future officers, prospects of development of modern higher education.

В.Н. Буряков, преп. каф. конституционного и административного права Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и истории государства и права Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЕМ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ

Статья посвящена исследованию новых подходов к организации подготовки военных специалистов внутренних войск МВД России. Обосновывается идея о том, что среди многообразных современных видов профессиональной подготовки офицеров особое положение занимает направление, связанное с их профессиональным развитием. Основное внимание в публикации авторы акцентируют на том, что современная система подготовки офицеров не учитывает основные тенденции развития образовательных систем, не прогнозирует изменения, возникновению которых они способствуют. На основании анализа сущности, содержания качества образования на которые необходимо опираться в военных образовательных организациях внутренних войск МВД РФ для улучшения качества образования военных специалистов авторы приходят к выводу, что под управлением качеством образования военных специалистов следует понимать, целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям, нормам, стандартам.

Ключевые слова: профессиональная деятельность офицера, профессиональное развитие, образовательная деятельность военного института ВВ МВД России, система подготовки офицерских кадров, качество подготовки военных специалистов, управление качеством образования, управленческая компетентность будущих офицеров, перспективы развития современного высшего образования.

Современная профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России требует новых подходов к организации обучения курсантов в вузе, обеспечивающих высокое качество профессионального развития будущих офицеров. Среди всего многообразия современных видов профессиональной подготовки особое положение занимает направление, связанное с профессиональным развитием будущих офицеров внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это продиктовано, прежде всего, особой значимостью роли выпускников вузов внутренних войск МВД Российской Федерации в обеспечении поступательного развития и функционирования государства. Очевидна особая важность и социальная значимость профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России в обеспечении процессов демократизации страны [1, с. 16 - 21].

Результаты анализа системы подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД РФ свидетельствуют о том, что она обеспечивает сохранение и совершенствование уже существующих компонентов системы подготовки будущих офицеров, которая лишь в основном отвечает современным требованиям к уровню подготовки военных специалистов.

Важным компонентом системы подготовки будущих офицеров ВВ МВД России выступает уровень сформированности управленческой компетентности, однако он зависит от той системы управления, в которой готовится будущий управленец и что он «впитывает» из неё положительного. Так в военных институтах внутренних войск МВД России осуществляется подготовка офицеров - специалистов с высшим военно-специальным образованием, здесь могут создаваться подразделения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, переподготовки) офицеров. При этом курсанты военных образовательных организаций внутренних войск наряду с военно-учетной специальностью получают высшее профессиональное образование по одной из гражданских специальностей. Отметим что, высшее профессиональное образование военнослужащие внутренних войск, имеющие офицерское воинское звание, могут получать и в Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Особенностью образовательной деятельности военного института ВВ МВД России является то, что управление военной образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, уставом военной образовательной организации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Механизм внутреннего управления образовательной деятельностью в военном вузе, в частности Устав ВУЗа, разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и на основе Положения об организации деятельности военной образовательной организации, иных нормативных правовых актов МВД России. Устав вуза принимается общим собранием (конференцией) руководящего, научно-педагогического состава, представителей других категорий постоянного и переменного состава военной образовательной организации и после согласования с заинтересованными управлениями Главного командования внутренних войск и МВД России представляется в установленном порядке на утверждение Министру внутренних дел Российской Федерации. Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, уставом вуза и Положением об организации деятельности военного образовательного учреждения регламентируются полномочия начальника вуза, который непосредственно организует и осуществляет управление вузом и несет ответственность за состояние и деятельность организации и всех его структурных подразделений. Для рассмотрения основных вопросов деятельности военной образовательной организации создаётся выборный представительный орган - учёный совет вуза под председательством начальника института. Состав, полномочия, порядок создания и организация работы ученого совета вуза определяются уставом военного вуза. В пределах своей компетенции, учёный совет вуза может принимать важные управленческие решения: об отчислении курсантов из институ-

та, рассматривая их дела; о направлении офицеров в военную докторантуру (адъюнктуру); о допуске к научному руководству подготовкой адъюнктов - кандидатов наук соответствующей специальности; утверждает темы диссертаций и индивидуальные планы (планы подготовки диссертаций) адъюнктов и соискателей учёных степеней; о представлении в установленном порядке научно-педагогического состава к присвоению ученых званий; утверждает результаты экспертизы ходатайств о присвоении ученых званий, рассматриваемых по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации; выдвигает кандидатов в академии наук, для присвоения почетных государственных званий, на соискание государственных премий, а также для назначения именных и других персональных стипендий; проводит обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности профессорско-преподавательского состава. В военной образовательной организации наряду с учёными советами могут создаваться и другие советы по различным направлениям деятельности. При этом состав, полномочия, организация работы и другие вопросы деятельности советов определяются уставом военного вуза.

Изучение нами научной литературы и обобщение управленческой практики показывает что, главным недостатком осуществляемой деятельности по управлению системой подготовки офицерских кадров, видится отсутствие перспективной направленности. Иными словами, действующая система не учитывает основные тенденции в развитии образовательных систем и не прогнозирует изменения, возникновению которых они способствуют применительно к системе подготовки офицерских кадров. По нашему мнению, имеющиеся противоречия могут быть устранены в рамках развития управления качеством подготовки офицерских кадров. Так, наиболее перспективным нам видится смещение акцентов в управлении образованием при подготовке офицерских кадров на управление качеством подготовки военных специалистов.

Для полного понимания указанных аспектов раскроем подходы к сущности, содержанию качества образования на которые необходимо опираться в военных образовательных организациях внутренних войск МВД РФ для улучшения качества образования военных специалистов.

По А.И. Наймушину, управление качеством образования должно быть связано с управлением качественными состояниями: 1) субъекта (мировоззрение, картины мира, принципы и способы деятельности, менеджмент и самоменеджмент), 2) инструментария (технологии реализации концепций, воплощающих парадигму), 3) среды (биологическая природа индивида и популяции, окружение живой и неживой природы; пространство образцов, отчуждаемых от человека и передающихся от поколения к поколению; социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы, образовательное пространство индивидуальное, групповое, городское, региональное, федеральное, реальная среда Интернет, СМИ, книжного рынка, рынка компьютерных программ, компакт-дисков и т. п.) [2, с. 15-23].

В работе Л.М. Струминской под управлением качеством образования понимается «интегративный процесс, в котором субъекты управления посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности и её направленность на достижение образовательных целей» [3].

Вышеприведённые доводы исследователей позволяют говорить о том, что под управлением качеством образования следует понимать, целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как в целом на образовательный процесс, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам, стандартам. При этом, по мнению Л.А. Барахтеновой, «системное управление учебным процессом в образовании основано на иерархической модели, разработанной с учетом требований теории систем и теории инновационного менеджмента» [4, с. 215]. Полагаем, что основные проблемы её реализации обусловлены учётом принципа разнообразия категорий потребителя, спецификой условий регионального рынка труда и необходимостью разработки механизмов

управления по результатам через управление качеством подготовки.

Если рассматривать структуру управления качеством образования в военных вузах, то, по мнению Н.В. Зеленской, «система подготовки офицерских кадров в её целостном проявлении складывается из совокупности подсистем, объединенных единым замыслом, концепцией функционирования для эффективного выполнения государственного заказа на подготовку кадров для силовых ведомств» [5, с. 6.].

Для описания специфики формирования управленческой компетентности будущих офицеров рассмотрим особенности образовательной среды военного вуза. Изучение типологических признаков, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России, А.Н. Сиваком на основе опроса 187 преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава вузов, имеющих большой педагогический опыт работы в высшей школе (более 10 лет) свидетельствуют о том, что образовательная среда в вузах внутренних войск МВД России должна обладать преемственностью и целостностью в развитии личности курсантов, под которыми понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания, а также представлять собой образовательное пространство, необходимое для профессионального развития курсантов [1].

Принято различать общие функции управления, называемые управленческими действиями (планирование, организацию, контроль, анализ и т. д.). Качество функционирования, и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции. Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством сово-

Библиографический список

купности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося. Регулятивно-коррекционная функция определяется нами в данной работе как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания её на запрограммированном уровне. В военном вузе функция контроля за деятельностью организации осуществляется в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации и главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

Опираясь на вышеизложенные теоретические доводы, результаты эмпирических исследований, под управлением качеством подготовки офицерских кадров, мы будем понимать деятельность органов управления и других субъектов образовательной деятельности вузов силовых ведомств по обеспечению качественной реализации государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров силовых ведомств в военных вузах [6; 7]. В целом комплекс мероприятий по обеспечению подготовки офицерских кадров в настоящее время соответствует современным требованиям, однако управление этим процессом, должно осуществляться с учётом эффективного выполнения выпускниками задач на практике, и учитывать перспективы развития современного высшего образования. Этому, по нашему мнению, могут способствовать исполнительные органы управления системы подготовки офицерских кадров, которые должны включать, соответствующие направления (отделы, отделения), а также структурные подразделения, отвечающие за функции подготовки педагогических работников непосредственно в образовательных учреждениях.

1. Сивак А.Н., Болотин А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; 5 (99).

2. Наймушин А.И. Структура системы управления качеством образования Основные направления развития. Проблемы управления качеством образования: материалы научно-практического семинара. Уфа: РИО БФ АТиСО, 2003.

3. Струминская Л.М. Формирование системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2007.

4. Барахтенова Л.А. Системное управление учебным процессом: модели, проблемы реализации. Философия образования. 2009; 3.

5. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.

References

1. Sivak A.N., Bolotin A.'E. Tipologicheskie priznaki obrazovatel'noj sredy, neobhodimye dlya 'effektivnogo professional'nogo razvitiya kursantov v vuzah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013; 5 (99).

2. Najmushin A.I. Struktura sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya Osnovnye napravleniya razvitiya. Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya: materialy nauchno-prakticheskogo seminara. Ufa: RIO BF ATiSO, 2003.

3. Struminskaya L.M. Formirovanie sistemy menedzhmenta kachestva podgotovki specialistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2007.

4. Barahtenova L.A. Sistemnoe upravlenie uchebnym processom: modeli, problemy realizacii. Filosofiya obrazovaniya. 2009; 3.

5. Zelenskaya N.V. Pedagogicheskaya koncepciya upravleniya kachestvom podgotovki oficerskih kadrov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 14.03.16

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan

State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

EDUCATIONAL AND DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF GAME TECHNOLOGIES IN CIVIL-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS. The researcher studies the modern psychological and pedagogical research literature to state the urgency of implementing game-based teaching technologies in an educational process. The author defines basics and contents of notions of "a game", "game-based teaching methods", "game-oriented teaching technology". The work presents an analysis of practical experience that proves that the potential of game-based technologies in civil-legal education of students is very high. The work also characterizes didactic functions of a game as a method of education and upbringing of younger generation. The author comes to the conclusion that in the course of a game moral and legal socialization of students in the group takes place. Working in a group allows analyzing the situation from different perspectives, identifies a problem and generates solutions. As a result of discussion of the problem the group has its own ideas that require collective discussion.

Key words: game, game-based teaching technology, legal education.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, г. Махачкала, Дагестанский

государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.