Научная статья на тему 'Формирование профессиональных знаний у офицеров отрядов мобильных особого назначения в период прохождения курсов повышения квалификации'

Формирование профессиональных знаний у офицеров отрядов мобильных особого назначения в период прохождения курсов повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ / ОТРЯДЫ МОБИЛЬНЫЕ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF OFFICERS / MOBILE SPECIAL PURPOSE DETACHMENT / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Середкин Н.А., Мошкин А.А.

Введение. В статье раскрываются особенности подготовки офицеров отрядов мобильных особого назначения при формировании профессиональных знаний служебно-боевой деятельности (далее СБД) на курсах повышения квалификации в Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. Методология. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы, дополнительных профессиональных образовательных программ и другой нормативной документации. На основе обобщения педагогического опыта были определены особенности программы курсов повышения квалификации офицеров отрядов мобильных особого назначения. Результаты заключаются в переосмыслении предназначения отрядов мобильных особого назначения и правовой основы, в рамках которой они осуществляют свою профессиональную деятельность, а также в дальнейшем развитии сложившейся системы подготовки войск национальной гвардии к эффективному решению служебных и боевых задач. Заключение. Авторы отмечают, что профессиональная подготовка офицеров отрядов мобильных особого назначения должна быть направлена на решение возложенных задач и овладение соответствующей нормативно-правовой базой на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Середкин Н.А., Мошкин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL KNOWLEDGE OF THE OFFICERS OF MOBILE DETACHMENT OF SPECIAL PURPOSE IN THE PERIOD OF PRACTICAL TRAINING COURSES

Introduction. The article reveals the features of the training of officers of special purpose mobile units in the formation of professional knowledge of service and fighting activities (hereinafter SFA) at the refresher courses at the Novosibirsk militaryInstitute named after General of the armyI.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation. Methodology. The study was conducted through the analysis of scientific literature, additional professional educational programs and other regulatory documents. On the basis of generalization of pedagogical experience features of the program of advanced training courses of officers of groups of mobile special purpose were defined. The results consist in rethinking the purpose of mobile special forces and the legal framework within which they carry out their professional activities, as well as in the further development of the existing system of training of national guard troops to effectively solve service and combat tasks. Conclusion. The authors note that the professional training of officers of mobile special forces should be aimed at solving the tasks and mastering the relevant legal framework at a high level.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных знаний у офицеров отрядов мобильных особого назначения в период прохождения курсов повышения квалификации»

Based on the experience of educational establishment

УДК/uDC 378.046.4; 355/359.

Н. А. Середкин, А. А. Мошкин

N. Seredkin, A. Moshkin

формирование профессиональных знаний у офицеров отрядов мобильных особого назначения

В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАцИИ THE FORMATION OF PROFESSIONAL KNOwLEDGE

of the officers of mobile detachment of special purpose

IN THE PERIOD OF PRACTICAL TRAINING COuRSES

Введение. В статье раскрываются особенности подготовки офицеров отрядов мобильных особого назначения при формировании профессиональных знаний служебно-боевой деятельности (далее — СБД) на курсах повышения квалификации в Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

Методология. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы, дополнительных профессиональных образовательных программ и другой нормативной документации. На основе обобщения педагогического опыта были определены особенности программы курсов повышения квалификации офицеров отрядов мобильных особого назначения.

Результаты заключаются в переосмыслении предназначения отрядов мобильных особого назначения и правовой основы, в рамках которой они осуществляют свою профессиональную деятельность, а также в дальнейшем развитии сложившейся системы подготовки войск национальной гвардии к эффективному решению служебных и боевых задач.

Заключение. Авторы отмечают, что профессиональная подготовка офицеров отрядов мобильных особого назначения должна быть направлена на решение возложенных задач и овладение соответствующей нормативно-правовой базой на высоком уровне.

Introduction. The article reveals the features of the training of officers of special purpose mobile units in the formation of professional knowledge of service and fighting activities (hereinafter — SFA) at the refresher courses at the Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation.

Methodology. The study was conducted through the analysis of scientific literature, additional professional educational programs and other regulatory documents. On the basis of generalization of pedagogical experience features of the program of advanced training courses of officers of groups of mobile special purpose were defined.

The results consist in rethinking the purpose of mobile special forces and the legal framework within which they carry out their professional activities, as well as in the further development of the existing system of training of national guard troops to effectively solve service and combat tasks.

Conclusion. The authors note that the professional training of officers of mobile special forces should be aimed at solving the tasks and mastering the relevant legal framework at a high level.

Ключевые слова: особенности профессиональной подготовки офицеров, отряды мобильные особого назначения, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: features of professional training of officers, mobile special purpose detachment, additional professional education.

Современное реформирование и военное строительство войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ) предъявляют новые требования к силам специального назначения войск (ССН) и, соответственно, к организации, содержанию, методике их профессиональной подготовки в различных условиях при выполнении служебных и боевых задач.

В настоящее время войска национальной гвардии находятся в процессе реформирования в целостное, системное образование. На основании указа Президента о создании Федеральной службы войск национальной гвардии сотрудники ОМОН (отряды мобильные особого назначения]

Из опыта работы образовательных организаций

вошли в силы специального назначения войск национальной гвардии. Силы специального назначения, предназначенные для выполнения наиболее важных и специальных задач, возложенных на войска национальной гвардии, играют одну из ведущих ролей в обеспечении безопасности граждан и сохранении целостности государства.

На ОМОН возлагаются следующие основные задачи:

— пресечение групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, террористических актов и экстремистских проявлений;

— обеспечение мероприятий силовой поддержкой по противодействию преступности;

— обеспечение оперативного реагирования на осложнение криминогенной обстановки [2].

Изложенное выше дает представление о предназначении ОМОН и той правовой основе, в рамках которой они ведут свою профессиональную деятельность. В этой связи возникает необходимость переосмысления дальнейшего развития сложившейся системы подготовки кадров войск национальной гвардии, так как актуализируются вопросы: к выполнению каких задач готовить, каким способам и формам их выполнения необходимо учить личный состав ОМОН.

Организационные основы профессиональной служебной и физической подготовки ОМОН определяются методическими рекомендациями по подготовке личного состава ОМОН войск национальной гвардии [4]. Процесс их профессиональной подготовки должен быть направлен на решение вышеуказанных задач и овладение соответствующей нормативно-правовой базой на высоком уровне.

Центральный аппарат войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с Новосибирским военным институтом имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Росгвардии разработал программу повышения квалификации офицеров с целью повышения уровня компетентности командиров ОМОН в служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии.

Таким образом, в соответствии с федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3.07.2016 № 226-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 1.07.2013 № 499 разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации командиров рот, взводов ОМОН территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии.

Реализуемые в Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации программы подготовки совершенствуют знания и умения сотрудников ОМОН, необходимые для профессиональной деятельности в рамках управления подразделениями в условиях повседневной деятельности в мирное и военное время, вооруженного конфликта, режима чрезвычайного положения, при проведении контртеррористической операции.

Программы обучения офицеров предусматривают изучение следующих дисциплин:

— «Правовые основы служебно-боевой деятельности войск» — разъясняются актуальные изменения в законодательстве, регламентирующие военно-служебные отношения, связанные с понятием и особенностями военной службы, ответственность военнослужащих, порядок организации и проведения предварительного расследования правонарушений в войсках;

— «Теория и практика обучения и воспитания» — слушатели приобретают и совершенствуют знания и умения по организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности подразделений ССН;

— «Тактико-специальная подготовка» — офицеры повышают квалификацию в области слу-жебно-боевой теории, практики умелого руководства подразделениями при выполнении слу-жебно-боевых задач; применяют специальную технику обеспечения служебно-боевой деятельности, горное (альпинистское) снаряжение в практической деятельности в различных условиях [5]. Совершенствуют знания по содержанию топографических карт (планов, схем, аэрофотоснимков), тактическим свойствам местности, ориентированию на местности. Используют стрелковое оружие, гранатометы, вооружения бронетранспортеров, проводят выверку, проверку боя оружия и приведение его к нормальному бою, а также требования безопасности при обращении с ним;

— «Обеспечение служебно-боевой деятельности» — совершенствование знаний и умений офицеров подразделений ССН по организации, эксплуатации и контролю применения средств инже-

188

Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (34) 2019

Based on the experience of educational establishment

нерного вооружения при выполнении служебно-боевых задач, в области основ скрытого управления войсками, организации радиационной, химической и биологической защиты, а также по организации медицинского обеспечения подразделений войск национальной гвардии;

— ««Электронные и информационные ресурсы» — офицеры приобретают знания и практические навыки, позволяющие эффективно применять средства вычислительной техники для решения служебно-боевых задач в рамках профессиональной деятельности по специальности.

Программы обучения предусматривают системное и комплексное изучение дисциплин, логическую последовательность подачи материала и методическое обеспечение образовательного процесса с целью овладения обучающимися офицерами необходимыми знаниями, умениями и навыками [3].

Завершается обучение итоговым междисциплинарным экзаменом: к итоговой аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие все требования, предусмотренные программой. Офицерам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Таким образом, в результате освоения программы выпускник курсов повышения квалификации совершенствует способности, которые позволяют ему осуществлять профессиональную деятельность в рамках специальной должности и в соответствии с обусловленным функционалом, а также готов к выполнению управленческих функций на основе действующих нормативно-правовых актов, осуществлять обучение и воспитание подчиненных.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://base.ganant.ru/70291362/.

2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ. URL: https://base.ganant.ru/71433920/.

3. Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Директора ФС ВНГ РФ от 7.11.2017 г. № 466, ст. 26. URL: http://docs. cntd.ru/document/542611158.

4. Козлов В. А., Лопатько С. В., Титов А. В. Особенности методики обучения подразделений специального назначения. Новосибирск, 2014. 120 с.

5. Мошкин А. А. Особенности подготовки высококвалифицированных офицерских кадров // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий. Кемерово, 2018. С. 73-74.

References

1. Ob obnazovanii v Rossijskoj Fedenacii [About education in the Russian Federation]. Federal law of 29.12. 2012 no. 273-FZ. Available at: https://base.garant.ru/70291362/. (In Russian).

2. O voyskakh natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [On the troops of the National Guard of the Russian Federation]. Federal law of 03.07.2016 no. 226-fz. Available at: https://base.garant.ru/71433920/. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam, realizuemym v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka v voennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii [On approval of the procedure for organizing educational activities in basic professional educational programs implemented in the interests of the defense and security of the state, ensuring law and order in the military educational institutions of higher education of the National Guard troops of the Russian Federation]. Order of the Director of the Federal Service of Forces of the National Guard of the Russian Federation No. 466 of November 7, 2017, Article 26. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/542611158. (In Russian).

4. Kozlov V. A., Lopatko S. V., Titov A. V. Osobennosti metodiki obucheniya podrazdelenij special'nogo naznacheniya [Features of the methodology for training special-purpose units]. Novosibirsk, 2014, 120 p. (In Russian).

5. Moshkin A. A. Osobennosti podgotovki vysokokvalificirovannyh oficerskih kadrov [Features of training highly qualified officers]. Professional education and youth employment: XXI century. Training for an innovative economy based on the widespread introduction of advanced technologies, Kemerovo, 2018, pp. 73-74. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.