Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПОДХОДА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕННОСТЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

Целью статьи является анализ изучения проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии на основе применения аксиологического аспекта ценностной системы подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья раскрывает содержание понятия сопровождения процесса выстраивания личности военнослужащего, представленного целостной системой, направленной на обеспечение условий личностного и профессионального развития как особого вида непрерывного взаимодействия, стимулирующего формирование профессиональных качеств субъектов военно-профессиональной подготовки современных военнослужащих Росгвардии. Приведен анализ взглядов исследователей на проблему аксиологической составляющей процесса подготовки военного профессионала, способного к успешному выполнению должностных и специальных обязанностей по предназначению. В работе особое внимание уделено вопросу применения аксиологического подхода, позволяющего рассматривать процесс военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии с позиции ценностного содержания системы формирования профессиональной мотивации. Представлено компонентное содержание процесса формирования устойчивой психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Раскрыты функции применения рассматриваемого методологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Выявлены ключевые принципы реализации аксиологического подхода в рамках военно-профессиональной подготовки военнослужащих, являющиеся составной частью системы военного образования и способствующие организации устойчивого ценностно-ориентированного взаимодействия участников подготовки профессионалов силовой структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AN AXIOLOGICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE SERVICEMEN OF THE NATIONAL GUARD

The purpose of the article is to analyze the study of the problem of the formation of professional motivation of the military personnel of the Russian Guard on the basis of the application of the axiological aspect of the value system of training the military personnel of the troops of the National Guard of the Russian Federation. The article reveals the content of the concept of accompanying the process of building the personality of a serviceman, represented by an integral system aimed at providing conditions for personal and professional development, as a special type of continuous interaction that stimulates the formation of professional qualities of subjects of military professional training of modern Russian Guard servicemen. An analysis of the views of researchers on the problem of the axiological component of the process of training a military professional who is capable of successfully fulfilling official and special duties as intended is given. In the work, special attention is paid to the issue of applying an axiological approach, which makes it possible to consider the process of military professional training of the servicemen of the Russian Guard from the standpoint of the value content of the system for the formation of professional motivation. The component content of the process of formation of a person’s stable psychological readiness for professional activity is presented. The functions of applying the considered methodological approach to the problem of the formation of professional motivation of the servicemen of the National Guard are revealed. The key principles of the implementation of the axiological approach in the framework of the military professional training of military personnel are identified. They are an integral part of the military education system and contribute to the organization of sustainable value-oriented interaction between participants in the training of professionals in the power structure.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ»

Конотоп Алла Викторовна, профессор кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны РФ, доцент, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, e-mail: [email protected]

Климова Ольга Юрьевна, доцент кафедры иностранных языков ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны РФ, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, e-mail: [email protected]

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Фасоля Алексей Анатольевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны РФ, доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, e-mail: [email protected]

Konotop Alla Viktorovna, Professor of the Department of Foreign Languages, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Associate Professor, Russian Federation, Moscow Region, Balashikha, e-mail: konotop.alla@ mail.ru

Klimova Olga Yuryevna, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow Region, Balashikha, e-mail: [email protected]

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Fasolya Aleksey Anatolyevich, Senior Researcher of the Research Center, Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Moscow Region, Balashikha, e-mail: doctor231275@ yandex.ru

Для цитирования: Лымарев, В. Н. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии / В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 72-81.

УДК 355/359 ББК 68.44

ПРИМЕНЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ

В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина

Целью статьи является анализ изучения проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии на основе применения аксиологического аспекта ценностной системы подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья раскрывает содержание понятия сопровождения процесса выстраивания личности военнослужащего, представленного целостной системой, направленной на обеспечение условий личностного и профессионального развития как особого вида непрерывного взаимодействия, стимулирующего формирование профессиональных качеств субъектов военно-профессиональной подготовки современных военнослужащих Росгвардии. Приведен анализ взглядов исследователей на проблему аксиологической составляющей процесса подготовки военного профессионала, способного к успешному выполнению должностных и специальных обязанностей по предназначению. В работе особое внимание уделено вопросу применения аксиологического

подхода, позволяющего рассматривать процесс военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии с позиции ценностного содержания системы формирования профессиональной мотивации. Представлено компонентное содержание процесса формирования устойчивой психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Раскрыты функции применения рассматриваемого методологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии. Выявлены ключевые принципы реализации аксиологического подхода в рамках военно-профессиональной подготовки военнослужащих, являющиеся составной частью системы военного образования и способствующие организации устойчивого ценностно-ориентированного взаимодействия участников подготовки профессионалов силовой структуры.

Ключевые слова: методологический подход, аксиологический подход, ценностно-ориентированная направленность личности, принципы и функции подхода, военнослужащие, военно-профессиональная подготовка, ценность, сопровождение военнослужащих, ценностный потенциал аксиологического содержания, профессиональная мотивация, мотивационная сфера.

Современный образ военнослужащего войск Росгвардии определен кардинально новым подходом к военно-профессиональной подготовке военного специалиста, ориентированным на формирование мотивационной составляющей личности, способной к качественному исполнению своего воинского долга по защите конституционного строя, жизни и здоровья человека и гражданина России, направленным на формирование высокого уровня профессионализма, являющегося основой национальной безопасности общества в целом. Профессия военнослужащего, предъявляя высокие требования к субъекту военно-профессиональной подготовки, к его убеждениям, нормам и ценностям, синтезирует широкое поле профессиональных знаний, ценностно-нравственные ориентации и высокие гуманистические качества мотивационно-ценностной сферы личности, что подтверждает значимость аксиологической направленности процесса становления будущего военного специалиста. Процесс подготовки военного специалиста регламентирован новым контентом и функциями военного образования; выявлением приоритетных принципов военной дидактики, соответствующих требованиям современного социокультурного общества; изучением возможностей внедрения в подготовку военнослужащего индивидуально-дифференцированного подхода в профессиональной подготовке [1]. Таким образом, ценностная направленность военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвар-дии способствует корректировке общей системы подготовки войск.

Твердая убежденность в правильном выборе профессии, готовность к практическим действиям, внутренние мотивы профессиональной деятельности, ценностные ориентации и нрав-

ственная социализация, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию, профессионально развитые личностные качества военнослужащего — все это выступает аксиологическими аспектами военной дидактики [2]. Военнослужащие войск национальной гвардии как профессионалы своего дела должны обладать устойчивыми морально-психологическими качествами, уверенной, четко принимаемой и строго ориентированной военно-профессиональной направленностью личности. Однако выпускники военных образовательных учреждений высшего образования Росгвардии на первых этапах становления в должности испытывают ряд трудностей в социализации в военной среде, обладают низким аксиологическим потенциалом в области профессиональной деятельности [3]. В период прохождения военной службы в рамках участия в военно-профессиональной подготовке военнослужащие, профессионально ориентированные на достижение успехов в службе, качественное выполнение должностных и специальных обязанностей, стремятся к овладению мастерством военного дела посредством становления личности участника военно-профессиональной подготовки с рядом ценностно-нравственных доминант и формирования ценностного потенциала аксиологического содержания. Под потенциалом мы понимаем определенную взаимосвязь врожденных и приобретенных навыков и способностей личности, обеспечивающих возможность саморазвития и самосовершенствования, эффективной адаптации в различных средах (природная, социальная), занятия своего положения в обществе, социуме. Аксиологический потенциал, выступая одним из видов потенциалов личности, представляет собой строго структурированную совокупность ориентаций

ценностного содержания личности, находящихся в определенной иерархической структуре, что позволяет достижению личностью жизненных и профессиональных целей. Ценностные ориентации, выступающие составным элементом аксиологического потенциала личности, определяют общую насыщенность жизнедеятельности и степень удовлетворения личности своей целевой установкой [4].

Социальная трансформация ценностных ориентаций в различных сферах деятельности современного общества, направленная на формирование личности, достижение карьерного роста, повышение социального статуса, находит свое отражение и в вопросах повышения престижа военной службы в войсках национальной гвардии РФ, определяясь такими приоритетными целями, как сохранение социальных и преемственность исторических ценностей, формирование значимых, новых ценностей в рамках выполнения основной задачи по обеспечению жизни и здоровья человека и гражданина нашей страны [5]. Одним из приоритетных направлений подготовки военнослужащих, отвечающих современным предъявляемым требованиям, диктуемым значительными социально-политическими изменениями в стране и нарастанием внешней угрозы для общества, выступает аксиологическая направленность военно-профессиональной подготовки ее участников. Ценностная система подготовки образуется в ходе формирования и развития личности военнослужащего и претерпевает изменения на всем прохождении военной службы, выражая личную позицию военнослужащего к его профессиональной деятельности [6]. Необходимым аксиологическим аспектом ценностной системы подготовки военнослужащих выступает процесс социализации субъекта военно-профессиональной подготовки, формирующий устойчивое эмоциональное отношение военнослужащего к окружающей реальности.

Эффективная военно-профессиональная подготовка военнослужащих Росгвардии невозможна без формирования ценностного отношения к выбранной профессии и военной службе. Именно аксиологический подход воздействует на практическую реализацию необходимых направлений для передачи личности военнослужащего актуальных ценностей для добросовестного выполнения должностных и специальных обязанностей [7]. Дальнейшее изучение вопроса применения аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии

в векторе рассмотрения ценностно-ориентированной деятельности субъектов военно-профессиональной подготовки необходимо начать с определений ключевых понятий. Содержание рассматриваемой нами проблемы рассмотрим с позиции аксиологии.

Одно из направлений философской науки — аксиологию — мы понимаем как науку о ценностях, которая позволяет изучить эволюцию ценностей, оказывающих существенное воздействие на возможность развития и совершенствования личности, удовлетворение социальных, нравственных, духовных и материальных потребностей [8]. В науковедческой литературе понятие «ценность» находит свое отражение в достаточно обширном поле исследований и в общем понимании подразумевает важнейший компонент структуры личности, однако трактуется различно. Ядром аксиологической методологии выступает феномен «ценность». Философский словарь рассматривает ценность как особое специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества [9].

Будучи ядром личности, ценности ориентируют ее направленность и корректируют ее поведение. Таким образом, для военнослужащих Росгвардии профессиональная мотивация выступает ядром личности, мотивация способствует процессу овладения профессиональным мастерством в период прохождения военной службы и выполнения должностных и специальных обязанностей.

В трудах С. С. Соловьева понятие «ценность» как общая для военнослужащих категория представляется основой коллективного профессионального менталитета, который он считает системообразующим фактором образа мыслей, душевного склада российских военнослужащих, выступающим в основе их группового сознания, поведения, деятельности, общения [10]. По мнению В. Л. Разгонова, менталитет способствует формированию индивидуальной ментальности личности военнослужащего, обеспечивая коллективное отношение субъектов военно-профессиональной подготовки к выполнению различных задач, восприятию современного мира, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений и др., что позволяет объединить военное сообщество в целом [11].

Клайд Клакхон дает следующее определение понятия «ценность»: «это представление о желаемом, явное или скрытое, отличающее одного индивида или характеризующее целую

группу, влияющее на выбор действий, целей и средств» [12, с. 395]. Ценностью для военнослужащего является его отношение к своей профессиональной деятельности, что выражается в сформированной военно-профессиональной идентичности и принятии военно-профессиональным сообществом [13].

Под ценностным отношением к выполнению своей профессиональной деятельности С. И. Ра-базанов подразумевает выявляемое в ходе различных видов деятельности психологическое состояние, включающее в себя элементы осознания и принятия личностью направленности своей профессии как средств для саморазвития и самосовершенствования, а также способности к решению профессиональных задач по предназначению [14].

Формирование профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии как ценностно-ориентированного направления военно-профессиональной подготовки ее субъектов определяется посредством присвоения ценностей выбранной профессии личностью военнослужащего.

Е. М. Ефимова считает, что приоритетным направлением в становлении профессионала в рамках аксиологического подхода является принятие профессиональных ценностей как действенных возможностей личности для реализации ее творческого и интеллектуального потенциала. По мнению ученого, аксиологический подход играет роль связующего звена в процессе взаимодействия теории и практики, так как содержание различных аспектов профессиональной деятельности личности определяется ее направленностью на осмысление, принятие и формирование ценностей [15].

Г. С. Вяликова интерпретирует аксиологический подход как средство подготовки компетентного специалиста посредством выработки ценностного отношения обучающихся к формированию компонентов их компетенций [16].

Остановимся на значении применяемого в нашем исследовании аксиологического подхода в процессе формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.

Аксиологический подход в нашем исследовании выступает в качестве методологической основы, что позволяет представить классификацию военно-профессиональных ценностей и обеспечить формирование мотивации военнослужащих Росгвардии на основе ценностей военной профессии.

Раскрывая аспекты мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих,

А. П. Козлов и В. А. Попов [17] считают, что профессиональная мотивация военнослужащих — это система профессионально ориентированных мотивов, образующихся посредством осознания субъектом военно-профессиональной подготовки общественной ценности своей деятельности, понимания смысловой направленности выбора профессиональной деятельности и реализации своих способностей при качественном, эффективном выполнении слу-жебно-боевых (оперативно-служебных) обязанностей. Мы принимаем эту позицию.

Первичной задачей формирования аксиологической подготовленности военнослужащих является развитие аксиологических оснований военно-профессиональной деятельности в период адаптации к военной службе при укреплении уверенности в правильности профессионального выбора и определении приоритетных целей в будущей профессиональной деятельности.

Изучением феномена сопровождения занимались такие ученые, как Е. А. Александрова, Л. Н. Бережнова, Л. В. Мардахаев, В. А. Сла-стенин, Н. О. Яковлева и др. Так, Л. Н. Бережнова представляет понятие «сопровождение» как поэтапное взаимосвязанное направление практической деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающее возможности для профессионального развития и самовоспитания обучающихся [18]. В этом ракурсе сопровождение, выступая субъективным ориентированием личности обучающегося, оказывает воздействие на становление личности как профессионала своего дела, повышение эффективности ее практической деятельности, развитие необходимых качеств для успешного овладения выбранной профессией. А. А. Печеркина в своих трудах представляет иное понимание сопровождения, определяя его как развитие у обучающегося личностных качеств, позволяющих успешно достигать поставленных целей в условиях минимизации внимания со стороны других участников образовательного процесса [19]. Вопросам социально-педагогического сопровождения профессионального становления военнослужащих уделяют внимание С. М. Демочкин и А. А. Кежов. Так, феномен «сопровождение» С. М. Демочкин представляет как совместные действия научно-педагогических работников и обучающихся, осуществляемые в рамках освоения образовательной программы, а также во внеучебное время [20]. В свою очередь, А. А. Кежов под сопровождением военнослужащих подразумевает определенный алгоритм

действий по оказанию содействия субъектам военно-профессиональной подготовки в вопросах преодоления трудностей в начальном периоде прохождения военной службы и осознания правильного выбора профессии.

Педагогическое сопровождение военнослужащих как целостная система, направленная на обеспечение условий личностного и профессионального развития, как особый вид непрерывного взаимодействия стимулирует формирование позитивной самостоятельности самих военнослужащих с учетом происходящих процессов цифровизации и межкультурной коммуникации, оказывающих воздействие на сознание субъектов военно-профессиональной подготовки [21]. Главенствующим звеном в процессе формирования аксиологической подготовленности выступает такое направление, как ведомственная программа военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвардии Российской Федерации на период до 2025 года. Программа определяет плановость и содержание работы по военно-патриотическому воспитанию личного состава войск национальной гвардии и молодежи, направленному на дальнейшее формирование их высокого патриотического сознания как одного из факторов единения нации. Формирование профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в последнее время остается одним из важнейших направлений повышения эффективности действий войск, поскольку для эффективного выполнения поставленных задач современному военнослужащему силовой структуры необходимо обладать мотивационно ориентированной направленностью личности на прохождение военной службы, целостным представлением о специфике осуществляемой профессиональной деятельности, готовностью находить рациональные решения внезапно возникающих ситуативных задач [22]. Развитие профессиональных качеств у военнослужащих Росгвардии происходит в процессе прохождения военной службы, выполнения должностных и специальных обязанностей и др. Одним из факторов становления ценностно-ориентированной личности военнослужащего является ценностная направленность личности субъекта военно-профессиональной подготовки к профессиональной деятельности, ориентированная на психологическую готовность к службе [23].

Обратимся к определению понятия «направленность». В исследовании Д. А. Байешова [24] направленность раскрывается как свойство личности, исследование которого возможно при

изучении следующих аспектов: свойство целого, степень наполнения предметным содержанием, особенности структуры личности. При этом профессиональная направленность является фактором формирования образа будущей профессиональной деятельности. В соответствии с этим под направленностью личности мы понимаем элемент многокомпонентной системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, выступающей значимой характеристикой военнослужащего и предполагающей формирование мотиваци-онной сферы деятельности субъекта военно-профессиональной подготовки, позволяющей эффективно выполнять поставленные задачи по предназначению.

Таким образом, значимость применения в педагогическом исследовании формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии аксиологического подхода заключается в следующем:

- аксиологический подход выступает в качестве метода научного познания и позволяет выявить механизмы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в условиях внедрения в военно-профессиональную подготовку элементов ценностно-ориентированного процесса воспитания с целью трансформации качеств личности и ценностей военнослужащих;

- военно-профессиональная подготовка военнослужащих Росгвардии рассматривается как система формирования ценностей, обеспечивающих успешность подготовки военнослужащих к осуществлению профессиональной деятельности;

- применение аксиологического подхода дает возможность выстроить систему социально-педагогических и личностно-педагогиче-ских ценностей как основу для формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии и способствует нахождению ее личностного смысла;

- использование системного подхода к предмету нашего исследования позволяет исследовать процесс принятия ценностей профессии, включения их в ценностную сферу военнослужащих, а также интеграции личностных и профессиональных ценностей, образующих содержательное наполнение мотивационно-ценностного компонента формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.

Таким образом, аксиологический подход позволяет методологически грамотно создать структуру исследования, обосновать ведущие

информационные ценностные ориентации в военно-профессиональной подготовке военнослужащих Росгвардии, выстроить концепцию формирования профессиональной мотивации, основываясь на ценностном восприятии личностью сделанного ею выбора профессии.

Таким образом, аксиологический подход позволяет рассмотреть проблему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии через призму ценностей профессиональной деятельности, а также выявить специфические педагогические ценности, которые служат ориентирами их профессиональной активности. Применяя данный подход, возможно сформировать у военнослужащих положительное отношение к военной службе и к военно-профессиональной подготовке как к одной из ее

составляющих посредством выявления системы ценностей, образующих основу для формирования профессиональной мотивации военнослужащих. Выявленная система ценностей дает военнослужащим возможность найти личностный смысл выполнения профессиональной деятельности, осознать значимость мотивационной составляющей этой деятельности, включить принятые ценности в свою ценностно-смысловую сферу. Усвоив систему ценностей военно-профессиональной подготовки, военнослужащие видят перспективы выбранной профессиональной деятельности и возможности карьерного роста, что, в свою очередь, обеспечивает выработку модели межличностных взаимоотношений в военном обществе, способствующей успешности прохождения военной службы.

Библиографический список

1. Султанбеков, Т. И. Толерантность как этическая категория: сущность, генезис / Т. И. Сул-танбеков, В. А. Беловолов // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 8. — С. 96-100.

2. Скрипкин, Н. П. Аксиологическая составляющая профессиональной подготовки курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации / Н. П. Скрипкин, С. П. Беловолова, А. Б. Кузиков // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сб. науч. ст. VIII Меж-вуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Новосибирск, 29 декабря 2016 г.). — Новосибирск : Новосиб. воен. ин-т им. генерала армии И. К. Яковлева войск нац. гвардии Рос. Федер., 2017. — С. 199-205.

3. Яткевич, О. Г. Аксиологическая составляющая профессиональной подготовки будущих офицеров / О. Г. Яткевич // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 10. — С. 155-162.

4. Мазяева, Е. А. Аксиологический потенциал личности военнослужащего / Е. А. Мазяева, А. Ю. Мазяев // Система ценностей современного общества. — 2016. — № 45. — С. 125-130.

5. Скрипкин, Н. П. Ценности военной службы как социально педагогический феномен / Н. П. Скрипкин, В. А. Беловолов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России : сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. (Новосибирск, 28 декабря 2015 г.) ; под общ. ред. С. А. Куценко. — Новосибирск : Новосиб. воен. ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева, 2016. — С. 190-193.

6. Штоппель, А. А. Профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России как аксиологический феномен / А. А. Штоппель // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 5. — С. 199-201.

7. Швецов, А. С. 4.3. Аксиологический подход как механизм формирования ценностного отношения к военной профессии / А. С. Швецов // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля : кол. моногр. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. — Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2019. — С. 166-184.

8. Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г. П. Выжле-цов //Социально-политический журнал. — 1996. — Т. 1. — С. 86-99.

9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — Москва : Политиздат, 1987. — 590 с.

10. Соловьев, С. С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века / С. С. Соловьев // Навигут: Научный альманах высоких гуманитарных технологий. — 2003. — № 5 (15). — С. 94-99.

11. Разгонов, В. Л. Ценности офицерского корпуса и условия их формирования у курсантов военного вуза / В. Л. Разгонов // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 6 (55). — С.172-174.

12. Kluckhohn, C. Values and value-orientations in the theory of action. An exploration in definition and classification. T. Parsons, & E. Shils, Toward a General Theory of Action. Harvard: Harvard University Press. 1951. P. 395.

13. Скворцов, И. М. Профессиональная субъектность будущего офицера как ожидаемый результат военного образования / И. М. Скворцов, А. А. Лаптев // Актуальные проблемы права, экономики и управления. — 2016. — Вып. XII. — С. 285-287.

14. Лаптев, А. А. Генезис научных представлений о сущности профессиональных ценностей / А. А. Лаптев, П. Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2016. — № 12 (68). — С. 24-33.

15. Ефимова, Е. М. Аксиологический подход как методологическая основа формирования социальной устойчивости профессионала / Е. М. Ефимова // Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского : [сайт]. — Саратов, 2013. — URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/ textdocsfiles/2013/07/15/efimova.pdf (дата обращения: 17.05.2022).

16. Подготовка студентов к овладению профессиональными компетенциями по обучению, воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников / О. Б. Широких, Ю. С. Ду-тикова, Г. С. Вяликова [и др.]. — Коломна : Моск. гос. обл. соц.-гум. ин-т, 2015. — 205 с. — ISBN 978-5-98492-230-2.

17. Козлов, А. П. Основные аспекты мотивации к профессиональной деятельности военнослужащих в процессе обучения в военно-физкультурном вузе / А. П. Козлов, В. А. Попов // Символ науки: международный научный журнал. — 2021. — № 6. — С. 170-174.

18. Бережнова, Л. Н. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2005. — Т. 5, № 12. — С. 109-123.

19. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова ; Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. — 233 с. — ISBN 978-5-7186-0473-3.

20. Демочкин, С. В. Модель социально-педагогического сопровождения профессионального становления курсантов военных вузов / С. В. Демочкин // Образование и общество. — 2011. — № 2 (67). — С. 35-38.

21. Николаев, Р. А. Важность «сопровождения военнослужащих» в военных вузах России / Р. А. Николаев // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С. 369-377.

22. Легчилина, Е. Ю. Трансформация социально-трудовых отношений: системно-аксиологический подход / Е. Ю. Легчилина. — Москва : Креативная экономика, 2019. — 318 с. — ISBN 978-5-91292-261-9.

23. Фахурдинов, Р. Р. Взаимосвязь мотивации и профессиональной направленности личности курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации / Р. Р. Фахурдинов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2022. — № 1. — С. 47-51.

24. Байешов, Д. А. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности у студентов высших учебных заведений / Д. А. Байешов // Костанайский пед. ин-т им. У. Султангазина. — РК, Костанай, 2016. — URL: https://repo. kspi.kz/bitstream/handle/item/2173/altins_chtenia_11.02.16-2-55-59.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.05.2022).

25. Краснов, С. И. Сетевая форма подготовки педагогов к инновационной деятельности / С. И. Краснов, Н. В. Малышева // Педагогика. — 2014. — № 7. — С. 62-72.

For citation: Lymarev, V. N. Application of an axiological approach to the problem of formation of professional motivation of the servicemen of the National Guard / V N. Lymarev, N. V. Uvarina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 72-81.

APPLICATION OF AN AXIOLOGICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE SERVICEMEN OF THE NATIONAL GUARD

V. N. Lymarev, N. V. Uvarina

The purpose of the article is to analyze the study of the problem of the formation of professional motivation of the military personnel of the Russian Guard on the basis of the application of the axiological aspect of the value system of training the military personnel of the troops of the National Guard of the Russian Federation. The article reveals the content of the concept of accompanying the process of building the personality of a serviceman, represented by an integral system aimed at providing conditions for personal and professional development, as a special type of continuous interaction that stimulates the formation of professional qualities of subjects of military professional training of modern Russian Guard servicemen. An analysis of the views of researchers on the problem of the axiological

component of the process of training a military professional who is capable of successfully fulfilling official and special duties as intended is given. In the work, special attention is paid to the issue of applying an axiological approach, which makes it possible to consider the process of military professional training of the servicemen of the Russian Guard from the standpoint of the value content of the system for the formation of professional motivation. The component content of the process of formation of a person's stable psychological readiness for professional activity is presented. The functions of applying the considered methodological approach to the problem of the formation of professional motivation of the servicemen of the National Guard are revealed.

The key principles of the implementation of the axiological approach in the framework of the military professional training of military personnel are identified. They are an integral part of the military education system and contribute to the organization of sustainable value-oriented interaction between participants in the training of professionals in the power structure.

Key words: methodological approach, axiological approach, value-oriented orientation of the personality, principles and functions of the approach, military personnel, military professional training, value, support of military personnel, value potential of axiological content, professional motivation, motivational sphere.

References

1. Sultanbekov T. I., Belovolov V. A. Tolerantnost' kak eticheskaya kategoriya: sushchnost', genesis [Tolerance as an ethical category: essence, genesis], Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma mater (Bulletin of Higher School)], 2014, no. 8, pp. 96-100. (In Russian)

2. Skripkin N. P., Belovolova S. P., Kuzikov A. B. Aksiologicheskaya sostavlyayushchaya professional'noy podgotovki kursantov voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [The axiological component of the professional training of cadets of the military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation], Sb. nauch. st. VIII Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem "Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii" (Novosibirsk, 29 dekabrya 2016 g.) [Proc. VIII Inter-universit. scientific-practical. conf. with international participation "Directions and prospects for the development of education in the military institutions of the national guard troops Guards of the Russian Federation" (Novosibirsk, December 29, 2016)]. Novosibirsk, Novosib. military in-t im. Army General I. K. Yakovlev of the troops of the nat. Guard Ros. Feder., 2017, pp. 199-205. (In Russian)

3. Yatkevich O. G. Aksiologicheskaya sostavlyayushchaya professional'noy podgotovki budu-shchikh ofitserov [Axiological component of professional training of future officers], Sibirskiy peda-gogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2007, no. 10, pp. 155-162. (In Russian)

4. Mazyaeva E. A., Mazyaev A. Yu. [Axiological potential of the personality of a serviceman], Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva [System of values of modern society], 2016, no. 45, pp. 125-130. (In Russian)

5. Skripkin N. P., Belovolov V. A. Tsennosti voennoy sluzhby kak sotsial'no pedagogicheskiy fenomen [Values of military service as a social pedagogical phenomenon], Sb. nauch. st. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. "Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh vnutrennikh voysk MVD Rossii" (Novosibirsk, 28 dekabrya 2015 g.) [Proc. VII Intern. scientific-practical. conf "Directions and prospects for the development of education in the military institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, December 28, 2015)]. Novosibirsk, Novosib. military in-t of internal troops. General of the Army I. K. Yakovlev, 2016. — S. 190-193. (In Russian)

6. Shtoppel A. A. Professional'naya deyatel'nost' ofitsera vnutrennikh voysk MVD Rossii kak aksiologicheskiy fenomen [Professional activity of an officer of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an axiological phenomenon], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 5, pp. 199-201. (In Russian)

7. Shvetsov A. S. 4.3. Aksiologicheskiy podkhod kak mekhanizm formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k voennoy professii [4.3. Axiological approach as a mechanism for the formation of a value attitude to the military profession], Professional'naya podgotovka budushchikh spetsialistov razlichnogo profilya : kol. monogr. [Vocational training of future specialists in various fields: coll. monograph.], ed. A. Yu. Nagornov. Ulyanovsk, IP Kenshenskaya Victoria Valerievna (publishing house "Zebra"), 2019, pp. 166-184. (In Russian)

8. Vyzhletsov G. P. Aksiologiya: stanovlenie i osnovnye etapy razvitiya [Axiology: formation and main stages of development], Sotsial'no-politicheskiy zhurnal [Socio-political journal], 1996, Vol. 1, pp. 86-99. (In Russian)

9. Frolov I. T. ed. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]. Moscow, Politizdat, 1987, 590 p. (In Russian)

10. Solovyov S. S. Mentalitet rossiyskogo ofitsera: vyzovy XXI veka [The mentality of the Russian officer: challenges of the XXI century], Navigut: Nauchnyy al'manakh vysokikh gumanitarnykh tekh-nologiy [Navigut: Scientific almanac of high humanitarian technologies], 2003, no. 5 (15), pp. 94-99. (In Russian)

11. Razgonov V. L. Tsennosti ofitserskogo korpusa i usloviya ikh formirovaniya u kursantov voennogo vuza [Values of the officer corps and the conditions for their formation among cadets of a military university], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2015, no. 6 (55), pp. 172-174. (In Russian)

12. Kluckhohn, C. Values and value-orientations in the theory of action. An exploration in definition and classification. T. Parsons, & E. Shils, Toward a General Theory of Action. Harvard: Harvard University Press. 1951. P. 395.

13. Skvortsov I. M., Laptev A. A. Professional'naya sub"ektnost' budushchego ofitsera kak ozhi-daemyy rezul'tat voennogo obrazovaniya [Professional subjectivity of the future officer as the expected result of military education], Aktual'nye problemy prava, ekonomikii upravleniya [Actualproblems of law, economics and management], 2016, Issue XII, pp. 285-287. (In Russian)

14. Laptev A. A., Naumov P. Yu. Genezis nauchnykh predstavleniy o sushchnosti professional'nykh tsennostey [Genesis of scientific ideas about the essence of professional values], Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Modern studies of social problems (electronic scientific journal)], 2016, no. 12 (68), pp. 24-33. (In Russian)

15. Efimova E. M. Aksiologicheskiy podkhod kak metodologicheskaya osnova formirovaniya sotsial'noy ustoychivosti professionala [Axiological approach as a methodological basis for the formation of social stability of a professional]. Saratov State University. un-t im. N. G. Chernyshevsky [website]. Saratov, 2013, available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/ efimova.pdf (accessed: 17.05.2022). (In Russian)

16. Shirokikh O. B., Dutikova Yu. S., Vyalikova G. S. et al. Podgotovka studentov k ovladeniyu professional'nymi kompetentsiyami po obucheniyu, vospitaniyu i razvitiyu doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Preparing students to master professional competencies in the education, upbringing and development of preschoolers and primary schoolchildren]. Kolomna, Moscow. state region social-hum. in-t, 2015, 205 p., ISBN 978-5-98492-230-2. (In Russian)

17. Kozlov A.P., Popov V.A. Osnovnye aspekty motivatsii k professional'noy deyatel'nosti voen-nosluzhashchikh v protsesse obucheniya v voenno-fizkul'turnom vuze [The main aspects of motivation for the professional activity of military personnel in the process of training in a military sports university], Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [Symbol of science: international scientific journal], 2021, no. 6, pp. 170-174. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Berezhnova L. N., Bogoslovsky V. I. Soprovozhdenie v obrazovanii kak tekhnologiya raz-resheniya problem razvitiya [Support in education as a technology for resolving development problems], Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen], 2005, vol. 5, no. 12, pp. 109 -123. (In Russian)

19. Pecherkina A. A., Symanyuk E. E., Umnikova E. L. Razvitie professional'noy kompe-tentnosti pedagoga: teoriya i praktika [Development of professional competence of a teacher: theory and practice]. Yekaterinburg: Ural. state ped. un-t, 2011, 233 p., ISBN 978-5-7186-0473-3. (In Russian)

20. Demochkin S. V. Model' sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya kursantov voennykh vuzov [Model of social and pedagogical support of the professional development of cadets of military universities], Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2011, no. 2 (67), pp. 35-38. (In Russian)

21. Nikolaev R. A. Vazhnost' «soprovozhdeniya voennosluzhashchikh» v voennykh vuzakh Rossii [The importance of "escorting military personnel" in military universities in Russia], TsITISE [TsITISE], 2022, no. 1, pp. 369-377. (In Russian)

22. Legchilina E. Yu. Transformatsiya sotsial'no-trudovykh otnosheniy: sistemno-aksiologiches-kiy podkhod [Transformation of social and labor relations: a system-axiological approach]. Moscow, Creative Economy, 2019, 318 p., ISBN 978-5-91292-261-9. (In Russian)

23. Fakhurdinov R. R. Vzaimosvyaz' motivatsii i professional'noy napravlennosti lichnosti kursantov voennykh institutov voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [The relationship between motivation and professional orientation of the personality of cadets of military institutions of the troops of the National Guard of the Russian Federation], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Cognition], 2022, no. 1, pp. 47-51. (In Russian)

24. Bayeshov D. A. Professional'naya napravlennost' kak faktor formirovaniya obraza budu-shchey professional'noy deyatel'nosti u studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Professional orientation as a factor in the formation of the image of future professional activity among students of higher educational institutions]. Kostanay, Kostanayskiy ped. in-t im. U. Sultangazina. — RK, 2016, available at: https://repo.kspi.kz/bitstream/handle/item/2173/altins_chtenia_11.02.16-2-55-59. pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 17.05 .2022). (In Russian)

25. Krasnov S. I., Malysheva N. V. Setevaya forma podgotovki pedagogov k innovatsionnoy deyatel'nosti [A network form of training teachers for innovative activities], Pedagogika [Pedagogy], 2014, no. 7, pp. 62-72. (In Russian)

Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки ФГКВГУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: [email protected]

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Lymarev Vitaly Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Perm, e-mail: vitaliy_1981_03@ mail.ru

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Соколова, Н. А. Проблема выбора будущими педагогами стратегий поведения в конфликте как элемент профессиональной подготовки к работе с детьми / Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 81-88.

УДК 377.8 ББК 74.479

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

как элемент профессиональной ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ С ДЕТьМИ1

Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова

Одной из компетенций современного педагога является компетенция, связанная с разрешением конфликтных ситуаций, что требует осознанного подхода будущих педагогов к конфликтам вообще и стратегиям их разрешения в частности. Анализ результатов исследований, проведенных в разных образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, показал, что будущие педагоги в конфликтных ситуациях действуют спонтанно, используют неэффективные стратегии поведения и нуждаются в целенаправленной подготовке к осознанному использованию всего спектра стратегий поведения в конфликте в зависимости от объекта, предмета, профессиональной и личностной значимости конфликта, собственных интересов, интересов соперника. Подготовка к осознанному выбору стратегии поведения в конфликте должна состоять из нескольких этапов: исследование предпочитаемой, выбираемой бессознательно, характерной для данной личности стратегии; анализа личностью ее эффективности в разных конфликтных ситуациях; осознания эффективности использования

1 Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», регистрационный номер заявки № МК-04-2022/57 от 28.04.2022, «Педагогическое сопровождение конфликтов детского возраста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.