8. Никитин М.Ю., Карабулатова И.С., Пахоменкова О.М. Маркеры лингвоконфликтогенности современного массмедийного дискурса России в эпоху постправды. Вестник РосНОУ. Серия: Человек в современном мире. 2022; № 2: 110 - 116.
9. Огольцова Е.Г, Палецкая Т.В. История инклюзивной практики в странах Западной Европы. Мир науки, культуры и образования. 2022; № 1 (92): 33 - 36.
10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtm uF5lZYfTvOAG.pdf
11. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009; № 3 (3): 98 - 103.
12. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.
13. Karabulatova I.S., Aipova A.K., Butt S.M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. 2021; № 14 (10): 1517 - 1537.
14. Katssina T., Karabulatova I. Social control of offenses minors: perception and interpretation in Soviet Russia at an early stage (1917-1921). Terra Sebus. 2020, № 12: 243 - 262.
15. Temirgalinova A., Karabulatova I.S. Amiridou, Stefania, Erina, Inobat A. Case-Method in the Formation of Communicative Ethnopedagogical Competence of a Foreign Language Teacher: based on the Material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (4): 1013 - 1026.
References
1. Aripova M.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Evrazijskij soyuz uchenyh. 2020; № 1-7 (70): 50 - 51.
2. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sravnitel'nyj analiz issledovaniya suschnosti i 'etapov formirovaniya Ya-koncepcii razlichnyh nauchnyh podhodov. VestnikRosNOU. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2022; № 1: 15 - 22.
3. Zaharov A.V. Social'naya reabilitaciya uchastnikov voennyh lokal'nyh konfliktov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2000.
4. Ivanov I.A., Borodina N.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya primeneniya informacionnyh tehnologij v inklyuzivnom obrazovanii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta (na primere NOC «Korifej»). Nauchnyjzhurnal KubGAU. 2016; № 120 (06): 1 - 8.
5. Karabulatova I.S., Kim L.I. Social'no-'ekonomicheskij 'effekt sovremennyh inklyuzivnyh diskursivnyh praktik v social'noj reabilitacii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Vestnik UGA'ES. Nauka. Obrazovanie. 'Ekonomika. 2015; № 3 (13): 54 - 59.
6. Karaziya N.A. Lingvopragmaticheskoe issledovanie konfliktnogo diskursa. Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki. 2006; № 2 (8): 72 - 88.
7. Kostyleva T.A., Karabulatova I.S., Danilova A.D. Scenarnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya, 2020; № 5 (84): 130 - 132.
8. Nikitin M.Yu., Karabulatova I.S., Pahomenkova O.M. Markery lingvokonfliktogennosti sovremennogo massmedijnogo diskursa Rossii v 'epohu postpravdy. Vestnik RosNOU. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2022; № 2: 110 - 116.
9. Ogol'cova E.G., Paleckaya T.V. Istoriya inklyuzivnoj praktiki v stranah Zapadnoj Evropy. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 33 - 36.
10. Pasport prioritetnogo proekia «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTv OAG.pdf
11. Sikorskaya L.E. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' kak shkola nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009; № 3 (3): 98 - 103.
12. Sikorskaya L.E. Pedagogicheskijpotencialdobrovol'cheskojdeyatel'nosti v socializaciistudencheskojmolodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
13. Karabulatova I.S., Aipova A.K., Butt S.M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. 2021; № 14 (10): 1517 - 1537.
14. Katssina T., Karabulatova I. Social control of offenses minors: perception and interpretation in Soviet Russia at an early stage (1917-1921). Terra Sebus. 2020, № 12: 243 - 262.
15. Temirgalinova A., Karabulatova I.S. Amiridou, Stefania, Erina, Inobat A. Case-Method in the Formation of Communicative Ethnopedagogical Competence of a Foreign Language Teacher: based on the Material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education. 2021; № 10 (4): 1013 - 1026.
Статья поступила в редакцию 28.06.22
УДК 37.013.78
Borshch A.A., senior teacher, Department of Management of Daily Activities Novosibirsk Military Institute of the Order of Zhukov named after General
of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN WAYS AND CONDITIONS FOR INCREASING EFFICIENCY OF THE PROCESS FOR FORMING VALUE ORIENTATIONS OF CADETS IN THE MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. Solving problems and contradictions in formation of value orientations of officers of the National Guard troops is not possible in a single unit or university, but it requires large-scale changes in the system of professional military education based on an axiological approach to the education of future officers. The axiological approach in military pedagogy today, in the researchers' opinion, forms a separate area of pedagogical research, in which pedagogical innovations, systemic changes designed for the long term are "grown". Most likely, the overall result will be of a technological nature and will be expressed in uniform requirements for the organization of educational activities of military universities of the National Guard troops.
Key words: efficiency, value orientations, pedagogical conditions, cadets, officers, value context of professional training, value content of educational environment.
А.А. Борщ, ст. преп., Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ВНГ РФ
Решение проблем и противоречий формирования ценностных ориентаций офицеров войск национальной гвардии невозможно в отдельно взятом подразделении и вузе - требуются масштабные преобразования в системе профессионального военного образования на основе аксиологического подхода к воспитанию будущих офицеров. Аксиологический подход в военной педагогике сегодня, на наш взгляд, образует отдельное направление педагогических исследований, в котором «выращиваются» педагогические инновации, системные изменения, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Скорее всего, общий результат будет иметь технологичный характер и выразится в единых требованиях к организации образовательной деятельности военных вузов войск национальной гвардии.
Ключевые слова: эффективность, ценностные ориентации, педагогические условия, курсанты, офицеры, ценностный контекст профессиональной подготовки, ценностное наполнение образовательной среды.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современного комбинированного военно-политического внешнего и внутреннего противостояния важной представляется твердая профессиональная и нравственная позиция офицера, позволяющая оценивать явления, определять угрозы и принимать правильные решения, профессионально регулировать и морально мотивировать деятельность и поведение подчиненных.
Цель статьи: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка условий, позволяющих эффективно формировать ценностные ориентации курсантов.
Основные задачи:
- обосновать научные и прикладные основы формирования ценностных ориентаций курсантов военных вузов.
- проанализировать, эффективность формирования ценностных ориен-таций курсантов военных вузов.
Научная новизна статьи определяется уточнением понятия «ценностные ориентации курсантов военных вузов», которое автор определяет как сформированное в процессе профессиональной подготовки офицера системное отражение в его сознании ценностей военной службы, воспринимаемых им в качестве целей и ориентиров военно-профессиональной деятельности, используемых при оценке профессиональных явлений и принятии профессиональных решений.
Теоретическая значимость статьи видится в разработке теоретических основ процесса формирования сущности, закономерностей и принципов ценностных ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные подходы способствуют повышению эффективности процесса формирования ценностных ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии.
Эффективность - это одна из относительных характеристик педагогического процесса, отражающая «...относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемых как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение».
Педагогические условия эффективности формирования ценностных ориен-таций, таким образом, можно считать комплексом факторов и способов целенаправленного создания в образовательной деятельности военного института войск национальной гвардии РФ условий эффективного формирования ценностей.
Обращаясь к составу и характеристикам педагогических условий эффек-тивностипроцессаформирования ценностных ориентаций курсантов воонного института войск национальной гвардии Российской Федерации, отметим, что в работах воанныхведнгогов эразадананерещна. поскотиков прямоховстанов-ке она встречается только у Д.А. Егорова [1] и П.Ю. Наумова [2].
Автпрорыаалось цаспрнггьпохностные орыеврирнтвеннослржафыртойрн национальной гвардии (на момент исследований - внутренних войск), заложить в свое понимание их специфику, однако, на наш взгляд, все условия относят-
ся исключительно к области организации военно-педагогического процесса. В их число Д.А. Егоров включает личностные качества офицера как образец для подражания (целевое условие), специальную модель и педагогическую технологию формирования ценностно-смысловых ориентиров будущих офицеров войск национальной гвардии (операциональное условие), деятельность по образцу выполнения своего офицерского долга (результативное условие).
У остальных исследователей ценностные ориентации и сходные по природе понятия, как правило, изучаются в структуре сложных интегративных качеств, а потому и наблюдаются либо зауженные, либо, напротив, расширенные перечни условий.
Базовые условия отражают субъектные позиции курсантов: с одной стороны, позицию обучающегося; с другой стороны, позицию субъекта военно-профессиональной деятельности. При этом педагогические условия являются пассивными, но создающими потенциальную возможность построения активного процесса формирования ценностных ориентаций на основе разработанной нами программы. Обратимся к их более подробной характеристике (рис. 1).
Необходимо отметить, что отношения в воинском коллективе основываются на нормах права, законе и других законах государства. Цель солдата в воинской службе - выполнение поставленных задач в составе воинской части. При этом командир и другие начальники выполняют свои служебные обязанности с целью обеспечения выполнения задач, поставленных перед ними воинской частью, и выполнения ими обязанностей, вытекающих из законодательства России, в рамках имеющихся у них прав.
Отмеыин, нты цеинсртый кснтессххск стонсна профессионального контекста существует и развивается в образовательной деятельности военных вузов, рнализреоаяо профаосонырнной псздт^с^^^^бо^щих офицеров. Однако при общем ослаблении воспитательных процессов, характерном для постсоветского п ерпод он^с^о^ыге иoполпногoвоовнвгooбрнзoнaни я, обеспечение ценностного контекста профессиональной подготовки будущих офицеров требует решения как минимум двух проблем:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
ЦЕННОСТНЫЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Определенность в целях обучения и воспитания
Использование опыта ценностно-ориентированной профессиональной деятельности в обучении и воспитании
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивация и .стимулирование ценностно ориентированного поведения
Свобода и ответственность "принятия решений в неоднозначных ситуациях выбора
Общение и взаимодействие "в социально-профессиональной группе
Присвоение .позиции офицера в процессе обучения
ЦЕННОСТНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Ценностно-ориентированное воспитательное пространство военного вуза
Ценностно-ориентированное содержание военно-профессио нального контента
Рис. 1. Педагогические условия в структуре процесса формирования ценностных ориентаций курсантов
- определенности в целях обучения и воспитания, именно в их ценностных составляющих;
- расширения практики использования ценностного опыта военно-профессиональной деятельности в профессиональной подготовке офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.
Проблема целеполагания в образовательной деятельности военных вузов, построенных на основе аксиологического подхода, поднимается в исследованиях А.В. Деникина, Е.И. Федака, Е.В. Андреянова и других ученых. Ее решение в современных условиях требует:
- определения актуального содержания профессиональных ценностей офицера войск национальной гвардии с учетом их трансформации в современных условиях, баланса традиционных и инновационных ценностей. Иными словами, для целеполагания требуется идеологическая работа в той мере, в которой она не противоречит Конституции Российской Федерации [3];
- создания собирательного образа офицера - выпускника военного института войск национальной гвардии Российской Федерации на основе общественных и профессиональных дискуссий;
- включения ценностных ориентаций курсанта в структуру профессиональных компетенций, установленных стандартом;
- изменения процесса мониторинга и оценки результатов профессиональной подготовки с учетом новых форматов целеполагания.
Практика использования ценностного опыта военно-профессиональной деятельности, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом:
- привлечение для преподавания профессиональных дисциплин офицеров - ярко выраженных носителей профессиональных ценностей, обладающих опытом их использования в профессиональной деятельности, в особенности в боевых действиях;
- использование примеров ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности для иллюстрации учебного материала;
- организация процесса познания и обсуждения профессиональных ценностей офицера войск национальной гвардии в их современном звучании;
- максимально возможное моделирование учебно-профессиональных задач, не имеющих однозначного решения, где выбор решения зависит от использования профессиональных ценностей;
- гуманизация профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии, раскрытие глубоких смыслов, культурных и ценностных оснований военной службы.
Вместе с тем современный военный вуз рассматривается не только как организация для производства кадров в точном соответствии кадровому заказу, но и как способ изменения социальной действительности через подготовку офицерских кадров будущего [5]. Задачи ценностной ориентации военно-профессиональной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации будут решены, когда появятся кадры со сформированными ценностными ориентациями. Именно они должны быть способны менять обстановку в армии, строить инновационные Вооруженные Силы РФ. Очевидно, что подготовка офицеров на перспективу требует планирования в военном вузе эталонной, идеальной в аксиологическом плане военно-профессиональной деятельности.
Ценностное наполнение образовательной среды - это такое ее состояние, когда профессиональные ценности выражены во всех видах окружения, составляющих структуру образовательной среды.
Библиографический список
Предметно-пространственное окружение включает учебные классы и помещения с оборудованием и наглядными материалами, выставки или экспозиции. Наглядным показателем профессионального подвига является образцовое выполнение воинского долга. Также стоит отметить, что ценностное окружение направлено на поддержание нравственного порядка, создание для военнослужащих условий для выполнения ими служебного долга, строжайшее соблюдение правил и норм, установленных для военнослужащих, а также поддержания системы подготовки и обучения личного состава в актуальном состоянии.
Поведенческое окружение - это совокупность конкретных поступков, отношений между военнослужащими как по вертикали, так и по горизонтали, которые курсанты наблюдают в процессе профессиональной подготовки.
В военной педагогике рядом авторов [3-6] уже давно доказана роль личного примера офицера-командира, преподавателя в формировании ценностных ориентаций военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. При наличии авторитета командира (начальника) его отношение к профессиональным ценностям будет служить ориентиром для курсантов.
Событийное окружение в ценностно наполненной образовательной среде - это события, происходящие в воинской среде, при которых офицеры действуют исходя из военно-профессиональных ценностей.
Ведущие компоненты данной среды:
- государственные и профессиональные праздники;
- военные или ведомственные мероприятия;
- события в России, мире, армии и флоте, войсках национальной гвардии, требующие учета при подготовке к условиям, в которых будущему офицеру предстоит решать военно-профессиональные задачи.
Наконец, информационное окружение в образовательной среде - это массивы информации, которые доступны для курсанта и служат достижению цели воспитания и обучения.
Информационное окружение военнослужащего включает в себя не только его непосредственные задачи в ходе выполнения боевой задачи, но и контакты с другими военнослужащими, сотрудниками, выполняющими свои служебные функции, а также с гражданским персоналом. Последнее обстоятельство крайне важно для офицера, так как его служебное и оперативное положение, взаимодействие, взаимное уважение оказывают влияние на формирование его личности, мнение о его деятельности.
Данный аспект, на наш взгляд, необходимо учитывать при формировании вузовской информационной образовательной среды. При этом необходимо исключить недостоверную, вводящую в заблуждение информацию.
Ценностное наполнение воспитательного пространства военного вуза, как мы уже писали, автоматически влияет на ценностное наполнение военно-профессиональной деятельности курсантов, офицеров и преподавателей.
Вывод: для эффективного развития ценностных ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии требуется реализация ряда условий, которые были обозначены нами ранее [7]. Основными из которых являются:
- ценностное наполнение образовательной среды;
- ценностный контекст профессиональной подготовки,
- ценностная ориентация военно-профессиональной деятельности.
Соблюдение перечисленных условий поддерживает целенаправленное
педагогическое взаимодействие курсантов и активизирует два ведущих психологических механизма формирования ценностных ориентаций - идентификации и интериоризации.
1. Егоров Д.А. Педагогические условия формирования и развития ценностно-смысловых ориентиров у военнослужащих-контрактников внутренних войск МВД России на личном примере офицеров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.
2. Наумов П.Ю., Скибицкий Э.Г Педагогические условия и средства развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России. Новосибирск: САФБД, 2014.
3. Конституция Российской Федерации. Available at: http://base.garant.rU/10103000/2/#block_2000
4. Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: VII Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. Новосибирск: НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2016.
5. Щербакова Т.С. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе. Человек. Наука. Социум. 2021; № 2 (6): 134 - 144.
6. Лаптев А.А. Педагогические условия формирования профессиональных ценностей будущих офицеров Росгвардии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.7. Шабанов А.Г., Борщ А.А., Мазурин А.Е. Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61): 129 - 132.
References
1. Egorov D.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya cennostno-smyslovyh orientirov u voennosluzhaschih-kontraktnikov vnutrennih vojsk MVD Rossii na lichnom primere oficerov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
2. Naumov P.Yu., Skibickij 'E.G. Pedagogicheskie usloviya i sredstva razvitiya sistemy cennostej buduschih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Novosibirsk: SAFBD, 2014.
3. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: http://base.garant.ru/10103000/2/#block_2000
4. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah vnutrennih vojsk MVD Rossii: VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakiicheskaya konferenciya: sbornik nauchnyh statej. Novosibirsk: NVI VV im. generala armii I.K. Yakovleva MVD Rossii, 2016.
5. Scherbakova T.S. Teoreticheskie aspekty formirovaniya cennostnyh orientacij buduschih specialistov social'noj raboty v vuze. Chelovek. Nauka. Socium. 2021; № 2 (6): 134 - 144.
6. Laptev A.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nyh cennostej buduschih oficerov Rosgvardii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.7. Shabanov A.G., Borsch A.A., Mazurin A.E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij buduschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Mir nauki, ku'tury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 129 - 132.
Статья поступила в редакцию 12.06.22