Научная статья на тему 'Управленческая деятельность офицера Росгвардии (сущность и содержание)'

Управленческая деятельность офицера Росгвардии (сущность и содержание) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
701
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА / МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОГРАММА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OFFICER’S MANAGERIAL ACTIVITY / METHODS AND CONTENT OF MANAGEMENT ACTIVITIES / OFFICER’S MANAGERIAL ACTIVITY PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богданов С. А., Козлов О. А., Воронов С. А.

Введение. Целью данной статьи служит представление результатов исследования в области управленческой деятельности офицеров подразделений войск национальной гвардии РФ для выявления ее основных особенностей и раскрытия содержания, что позволит в дальнейшем осуществить подбор эффективных механизмов развития управленческой компетенции и педагогической диагностики на этапе обучения курсантов военных образовательных учреждений. Методология. Исследование проводилось путем анализа существующих научных публикаций в различных сферах управленческой деятельности, аналогии силовых структур и систематизации методов и форм управленческой деятельности подразделений войск национальной гвардии. Результаты. В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и содержание управленческой деятельности офицера войск национальной гвардии РФ. Авторами выделены особенности управленческой деятельности офицера, обусловленные режимом служебно-боевой деятельности. Кратко проанализированы рассматриваемые концепции, сделан акцент на их достоинствах и недостатках. Учитывая специфику управленческой деятельности офицера, мы привели классификацию методов управленческой деятельности, на основе выдвинутых постулатов проанализировали указанные концепции и систематизировали методы и формы управленческой деятельности. Заключение. Управленческая деятельность офицера носит сложный, гетерохронный характер, имеет тенденцию к интеграции различных видов деятельности с доминированием трудных (нестандартных) ситуаций, действия в которых должны носить безошибочный характер ввиду высокой социально-профессиональной значимости планируемого результата, что предъявляет особые требования к профессиональным и личностным качествам офицера как субъекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Богданов С. А., Козлов О. А., Воронов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACTIVITIES OF THE OFFICER OF THE RUSSIAN GUARD (SUMMARY AND CONTENT)

Introduction. The purpose of this article is a study in the field of managerial activity of officers of the units of the national guard forces of the Russian Federation to identify the main features and disclosure of content, which will subsequently allow the selection of effective mechanisms for the develop-ment of managerial competence and pedagogical diagnostics at the stage of training of cadets of military educational institutions. Materials and Methods. The study was carried out by analyzing existing scientific publications in various fields of application of managerial activities, drawing an analogy among law enforcement agencies, and systematizing methods and forms of managerial activity for units of the National Guard troops. Results. The article considers a number of issues that reveal the essence and content of the managerial activity of an officer of the national guard of the Russian Federation. The authors highlighted the psychological characteristics of the officer’s managerial activities, due to the special regime of military service activities. The concepts under consideration are briefly analyzed, an emphasis is placed on their advantages and disadvantages. The specifics of the officer’s managerial activities are given, the classification of management methods is given, and on the basis of advanced postulates, an analysis of these concepts is carried out, methods and forms of managerial activity are systematized. Conclusions. The officer’s managerial activity is complex, tends to integrate various activities with the dominance of difficult (non-standard) situations, the actions in which should be unmistakable in view of the high social and professional significance of the planned result, which makes special demands on the professional and personal qualities of the officer as a subject of management.

Текст научной работы на тему «Управленческая деятельность офицера Росгвардии (сущность и содержание)»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 005:355 С. А. Богданов, О. А. Козлов, С. А. Воронов

S. Bogdanov, O. Kozlov, S. Voronov

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА РОСГВАРДИИ (СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ)

MANAGEMENT ACTIVITIES OF THE OFFICER OF THE RUSSIAN GUARD

(SUMMARY AND CONTENT)

Введение. Целью данной статьи служит представление результатов исследования в области управленческой деятельности офицеров подразделений войск национальной гвардии РФ для выявления ее основных особенностей и раскрытия содержания, что позволит в дальнейшем осуществить подбор эффективных механизмов развития управленческой компетенции и педагогической диагностики на этапе обучения курсантов военных образовательных учреждений.

Методология. Исследование проводилось путем анализа существующих научных публикаций в различных сферах управленческой деятельности, аналогии силовых структур и систематизации методов и форм управленческой деятельности подразделений войск национальной гвардии.

Результаты. В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и содержание управленческой деятельности офицера войск национальной гвардии РФ. Авторами выделены особенности управленческой деятельности офицера, обусловленные режимом служебно-боевой деятельности. Кратко проанализированы рассматриваемые концепции, сделан акцент на их достоинствах и недостатках. Учитывая специфику управленческой деятельности офицера, мы привели классификацию методов управленческой деятельности, на основе выдвинутых постулатов проанализировали указанные концепции и систематизировали методы и формы управленческой деятельности.

Заключение. Управленческая деятельность офицера носит сложный, гетерохронный характер, имеет тенденцию к интеграции различных видов деятельности с доминированием трудных (нестандартных) ситуаций, действия в которых должны носить безошибочный характер ввиду высокой социально-профессиональной значимости планируемого результата, что предъявляет особые требования к профессиональным и личностным качествам офицера как субъекта управления.

Introduction. The purpose of this article is a study in the field of managerial activity of officers of the units of the national guard forces of the Russian Federation to identify the main features and disclosure of content, which will subsequently allow the selection of effective mechanisms for the develop-

ment of managerial competence and pedagogical diagnostics at the stage of training of cadets of military educational institutions.

Materials and Methods. The study was carried out by analyzing existing scientific publications in various fields of application of managerial activities, drawing an analogy among law enforcement agencies, and systematizing methods and forms of managerial activity for units of the National Guard troops.

Results. The article considers a number of issues that reveal the essence and content of the managerial activity of an officer of the national guard of the Russian Federation. The authors highlighted the psychological characteristics of the officer's managerial activities, due to the special regime of military service activities. The concepts under consideration are briefly analyzed, an emphasis is placed on their advantages and disadvantages. The specifics of the officer's managerial activities are given, the classification of management methods is given, and on the basis of advanced postulates, an analysis of these concepts is carried out, methods and forms of managerial activity are systematized.

Conclusions. The officer's managerial activity is complex, tends to integrate various activities with the dominance of difficult (non-standard) situations, the actions in which should be unmistakable in view of the high social and professional significance of the planned result, which makes special demands on the professional and personal qualities of the officer as a subject of management.

Ключевые слова: управленческая деятельность офицера, методы и содержание управленческой деятельности, профессиограмма управленческой деятельности.

Keywords: officer's managerial activity, methods and content of management activities, officer's managerial activity professiogram.

Введение

Профессионализм военнослужащих заключается в умелом владении современными образцами вооружения и военной техники (в том числе специальной техникой), физической подготовленности и эмоциональной устойчивости при экстремальных условиях выполнения служебно-боевых задач. Но основу любого воинского формирования составляет подразделение (коллектив, группа), а подразделением необходимо управлять, координировать и направлять его действия в зависимости от имеющихся целей и задач. Военное управление осуществляется через особый вид профессиональной деятельности офицера Росгвардии (управленческая деятельность) для исполнения им системы служебно-боевых задач по видам деятельности (командной, военно-технической, педагогической, воспитательной, административно-хозяйственной), обеспечивающей управляющее воздействие и взаимодействие с военнослужащими, входящими в данную систему, на основе согласованности в определенном пространственно-временном диапазоне их действий, действий других органов управления и подразделений. При этом в слу-жебно-боевые задачи офицеров Росгвардии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» входит:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране;

5) участие в обеспечении режимов ЧП, ВП и правового режима КТО;

6) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

7) оказание содействия пограничным органам ФСБ в охране государственной границы РФ;

8) федеральный государственный контроль за оборотом оружия, а также за обеспечением безопасности объектов ТЭК;

9) обеспечение безопасности высших должностных лиц субъектов РФ и иных лиц.

Целью данной статьи служит исследование в области управленческой деятельности офицеров подразделений войск национальной гвардии РФ для выявления основных особенностей и раскрытия содержания, что позволит в дальнейшем осуществить подбор эффективных механизмов развития управленческой компетенции на этапе обучения курсантов в военных образовательных учреждениях.

Методология

Исследование проводилось путем анализа научных публикаций в различных сферах применения управленческой деятельности, проведения аналогии среди силовых структур и систематизации методов и форм управленческой деятельности для подразделений войск национальной гвардии.

Результаты исследования

Отметим, что к особенностям управленческой деятельности Н.Н. Вересов [1] относит: 1) направленность управленческой деятельности ориентируется на других ее субъектов и обеспечивает организацию и исполнение последними определенных действий в соответствии с содержанием управляющих воздействий; 2) в процессе управленческой деятельности обеспечивается межсубъектная коммуникация, являющаяся особым средством управленческого взаимодействия.

П В. Атаманчук [2], исследуя управленческую деятельность, полагает, что она носит прикладной характер, определенным образом обслуживая и обеспечивая достижение управленческих целей, претворение в практику принципов управления, реализацию управленческих решений. Автор характеризует управленческую деятельность с учетом совокупности знаний, умений, управленческих навыков человека, способов, средств его действий в сфере управления. Вместе с тем автор утверждает, что управленческая деятельность не является управлением, а носит лишь обеспечивающий (обслуживающий) характер и только тогда, когда ею формируется и реализуется влияние на управляемый объект.

Полагаем, что в данной трактовке позиция автора не совсем корректна ввиду того, что ранее цитируемый автор, говоря об управлении, трактовал последнее посредством воздействия на сознание и поведение человека или группы лиц. Однако если обратиться к значению слова «воздействие», то можно убедиться в том, что оно (воздействие) представляет собой осознанный и целенаправленный процесс оказания влияния одного из участников совместной деятельности на другого. Более того, вектор воздействия направлен на совершение со стороны субъекта управления определенного действия (в рассматриваемом нами случае — влияния), которое по сути является единицей деятельности.

Соглашаясь с П В. Атаманчуком [2] в том, что управленческая деятельность носит прикладной характер, отметим, что, на наш взгляд, управление (с учетом приведенных выше рассуждений) является особым видом деятельности, реализуемой во взаимодействии с другими людьми посредством влияния на их сознание и поведения для достижения цели. По мнению И. Н. Мамая [3], вектор управленческой деятельности офицера (командира воинского подразделения) направлен на решение приоритетных задач военной службы, связанных с поддержанием высокого уровня мобилизационной готовности, воинской дисциплины и внутреннего порядка в подразделении.

В соответствии с квалификационными требованиями к офицеру Росгвардии (Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск») перечень приоритетных задач, обозначенных в исследовании И. Н. Мамая, применительно к специфике деятельности военных специалистов Росгвардии включает: боевую, мобилизационную готовность и выполнение служебно-боевых задач подразделением; боевую подготовку; воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; использование, эксплуатацию и сохранность вооружения, военной техники и другого имущества подразделения; ведение ротного хозяйства; обеспечение безопасности военной службы [3].

Так, Ю. Н. Коровин, анализируя профессиограмму управленческой деятельности офицера внутренних войск МВД России (ныне — Росгвардия), выделяет следующие ее характеристики:

— жесткая правовая регламентация поведения и принимаемых решений, обусловленная нормативностью управленческой деятельности (высокий уровень правосознания и ответственности за управленческий выбор, дисциплинированность, организованность и исполнительность, верность профессиональному долгу, честность и мужество);

— властный характер служебных полномочий офицера, носящих обязательный характер для всех уровней управления (сочетание нормативной свободы и ответственности, гибкость мышления, эмоциональная устойчивость, профессиональная компетентность);

— экстремальный характер управленческой деятельности, обусловленный особым режимом служебно-боевой функциональности офицера и особенностями боевой службы (выносливость к повышенным психофизиологическим нагрузкам, стрессоустойчивость, высокий уровень работоспособности и эмоционального самоконтроля);

— нормативно заданная самостоятельность и персональная ответственность (высокий уровень профессиональной направленности и мотивации служебно-боевой деятельности, общественно-политическая зрелость, настойчивость в достижении цели) [4].

Исследователем было верно отмечено, что «управленческая деятельность офицера Росгвардии имеет свою специфику, которая выделяет ее в ряду аналогичной деятельности специалистов иного профиля. Управленческая деятельность офицера характеризуется, прежде всего, единоначалием в управлении; необходимостью выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях оперативной обстановки, связанной с угрозой жизни и здоровья; постоянным сопряжением c вооружением и военной техникой; исполнением профессиональных обязанностей в широком диапазоне коммуникативных контактов» [5].

Таким образом, можно выделить особенности управленческой деятельности офицера, обусловленной особым режимом выполнения служебно-боевых задач:

1) высокий уровень персональной ответственности за результаты управленческой деятельности, состояние и эффективность задействования личного состава, вооружения и военной техники;

2) изменчивость оперативной обстановки;

3) высокая вероятность дефицита времени и информации;

4) высокая стрессогенность;

5) возрастающая информационная открытость и коммуникативность.

Траектория организации управленческой деятельности предполагает наличие соответствующих форм и методов управления, которые являются инструментом управленческих воздействия и взаимодействия.

Не вдаваясь в подробный анализ их сущности (подробно содержание форм и методов управленческой деятельности отражено в работах С. А. Измалковой, Т. А. Головиной, Л. В. Парахиной [6]), отметим, что формы управленческой деятельности определяются с позиций правового закрепления и организационного сопровождения реализации целей управления и работы по их достижению (правовые и организационные формы).

В правовом аспекте формы управленческой деятельности ориентированы на нормативно-правовые документы государственного и ведомственного уровней, с опорой на которые оформляются организационные документы в форме приказов, распоряжений и иных правовых актов. Организационная составляющая форм управленческой деятельности характеризуется коллегиальностью обсуждения проблемы и поиском оптимального варианты решения (совещания, заседания, конференции, сборы, коллегии и т. п.). Очевидно, что правовые и организационные формы управленческой деятельности могут использоваться комплексно или дифференцированно в зависимости от условий управленческой деятельности и направленности управленческой проблемы и ситуации.

Методы управленческой деятельности, представляя значимый инструментальный ресурс управления, характеризуются с точки зрения способов и приемов, позволяющих использовать правовые и (или) организационные формы, анализировать и оценивать управленческие ситуации в интересах достижения целей управления.

Специфика управленческой деятельности офицера Росгвардии предполагает определенную интеграцию приведенных выше методов, которая выводит нас на классификацию методов управленческой деятельности (как способов ее осуществления), включающую информационные, морально-психологические, организационно-правовые и мотивационные методы.

В данной классификации особое место занимают мотивационные методы (убеждение, принуждение, разъяснение, обсуждение), специфика применения которых существенным образом определяет действия исполнителей. Поэтому от того, каким образом будет осуществляться моти-вационное воздействие, во многом зависят исход принятого решения и эффективность результата. При этом возможна реализация двух концептуальных направлений действий офицера, первое из которых основывается на приоритетах «эмоциональных решений», а вторая представлена концепцией «рациональных решений» (К. В. Балдин [7]).

Анализируя основные постулаты указанных концепций, отметим, что они диалектически связаны между собой, что предполагает использование руководителем элементов друг друга в зависимости от ситуации. При этом в деятельности офицера, которая изобилует разнохарактерными ситуациями, отдается предпочтение той концепции, которая в данный момент имеет больше преимуществ во временном и информационном форматах.

Кратко проанализируем суть рассматриваемых концепций, делая акцент на их достоинствах и недостатках. Концепция «рациональных решений» в качестве приоритета предусматривает осознанный, проверенный выбор наилучшего варианта решения из множества альтернатив, а основным аргументом является внутреннее принятие субъектом управления доказательств его оптимальности. Данный вариант решения требует большего диапазона времени и информационных ресурсов, что в деятельности офицера не всегда возможно.

В рамках концепции «эмоциональных решений» основным движущим фактором выступают эмоции, которые влияют на решение руководителя посредством волевого акта. Основным моментом, который является весомым фактором причисления данной концепции к числу архаичных (К. В. Балдин [2]), выступает эмоциональное начало, которое не всегда способно обеспечить продуктивность решения. Так или иначе эмоциональное состояние человека, возникшее в процессе деятельности и сопровождаемое определенными эмоциями, отражается в его первичной реакции на возникшую проблему или ситуацию и входит, по нашему мнению, в пространство обеих обозначенных выше концепций.

Офицер-управленец должен уметь регулировать эмоциональное состояние, обеспечивать принятие решения либо посредством волевого акта (что в определенных ситуациях вполне оправданно) на основе нормативно предоставленных ему властных полномочий и имеющегося лич-ностно-профессионального опыта, либо, если позволяет оперативная обстановка, на основе выбора оптимального варианта из имеющихся альтернатив (однако и в этом случае имеет место акт проявления воли руководителя).

На наш взгляд, в управленческой деятельности вне зависимости от принятой концептуальной линии в качестве первоосновы выступают властные полномочия субъекта управления. При этом возможны волевые решения, принятые единолично, и заданный вектор управленческого воздействия, а также решения, выработанные во взаимодействии с исполнителями и не исключающие принципа единоначалия и волевой регуляции, но тем не менее предполагающие учитывать мнения исполнителей.

Как верно отметили Н. М. Кейзеров [8] и Ю. Н. Коровин [4], власть характеризуется наличием волевого отношения между людьми, при котором ее носитель применяет особые средства и методы организации волевого усилия. Основными средствами власти при этом выступают авторитет управленца, правовые нормы и применение разнополярных санкций, вектор действия которых и определяет специфику взаимодействия субъектов и объектов управления и уровень организованности профессиональной деятельности.

Безусловно, в системе властных полномочий офицера весомую роль играет подчиненный (как объект власти), что свидетельствует о двустороннем характере властного акта. При этом в основе подчинения лежит мотивация объекта власти, которая может быть детерменирована средствами воздействия, используемыми офицером как субъектом управления (страх перед санкциями, обусловленный нормативным статусом офицера и предоставленными ему дисциплинарными полномочиями, заинтересованность в подчинении и выполнении приказов, основанная на авторитете офицера). Поэтому говоря о средствах воздействия в аспекте характеристики власти, мы кратко остановимся на двух моментах, первый из которых связан с авторитетом офицера (объективно-субъективный аспект), а второй — с нормативно-правовой обусловленностью власти (объективный аспект).

Второй аспект, характеризующий власть и связанный с ее нормативной обусловленностью, рассматривается в границах правовых полномочий, закрепленных в уставах и должностных обязанностях офицера, согласно которым офицер обладает определенной свободой в своих действиях. Вместе с тем нормативная свобода в управленческой деятельности актуализирует проблему ответственности субъекта управления за принимаемые решения.

Полагаем весьма справедливой позицию К. Поппера, согласно которой любой нормативный закон вне зависимости от его правовых оснований или моральных ориентиров представляет собой продукт человеческой деятельности, описывающий определенные направления для ее организа-

ции; наличие подобных законов обусловлено главным образом человеческим фактором, решениями и последующими действиями самого субъекта деятельности.

Экстраполяция представленных выше теоретических рассуждений на сферу управленческой деятельности офицерских кадров позволила определить ряд специфических аспектов власти:

1)власть имеет вертикально ориентированный, централизованный характер, базируется на нормативно-правовой регламентации служебных отношений;

2) приоритетной характеристикой власти является реализация властных полномочий на основе актуализации волевого акта, предусматривающего четкое выполнение подчиненными решения офицера, основанное на авторитете последнего или его статусных полномочиях;

3) власть характеризуется свободой долженствования офицера, нормативно закрепленной по отношению к подчиненным, внешней и внутренней ответственностью офицера за принимаемые решения и реализуемые действия.

Однако именно на командира подразделения (как единственного лица, принимающего решение) ложится весь груз ответственности за выполнение служебно-боевой задачи, что в конечном счете может повлиять на исход всей боевой операции. Управленческая деятельность офицера определяется условиями исполнения служебно-боевых функций, спецификой служебно-боевых задач, которые в комплексе задают границы управленческой ситуации, возникающей в управленческой деятельности.

Управленческая ситуация (от лат. situation — положение) характеризуется с позиций комплекса условий и обстоятельств, которые обеспечивают создание определенного рода обстановки, являются первоосновой и основным движущим фактором управленческой деятельности. В управлении ситуация выступает как его системно-организованная часть, в которой находят отражение все элементы управленческой деятельности. При этом ситуация рассматривается в комплексе с особенностями деятельности и характеристиками субъектов (объектов) управленческой деятельности, от которых зависит маршрут ее развития.

Как уже указывалось выше, особенности профессиональной подготовки офицеров Росгвардии, связанные с экстремальным характером исполнения служебно-боевых функций, обусловливает нестандартность и неординарность управленческой ситуации, ее постоянную вариативность.

Заключение

Очевидно, что направленность профессиональной подготовки офицеров Росгвардии должна соответствовать современным социально-экономическим и политическим вызовам, носить опережающий характер, обеспечивать стабильность государства во всех сферах общественных отношений и личностно-профессиональное развитие будущих специалистов [9].

При анализе трудных управленческих ситуаций следует отметить, что они могут быть вызваны рядом стресс-факторов, среди которых явления чрезвычайного характера (наводнения, землетрясения, пожары, взрывы), происшествия с вооружением и военной техникой, военные конфликты, общественные беспорядки, терроризм и прочее, что носит преимущественно субъективный характер, и которые не зафиксированы в нормативных документах и (или) отсутствуют в арсенале личного опыта офицера.

В деятельности офицера (особенно на первичных должностях) в силу ее специфики трудные управленческие ситуации могут возникать в повседневной деятельности подразделений (например, нарушение распорядка дня личным составом, нарушение воинской дисциплины, неуставные взаимоотношения между военнослужащими, нарушение несения службы в суточном наряде и др.), а также в условиях ведения боевых действий (возникновение аварийных ситуаций, вызванных неисправностью вооружения и военной техники, низкий уровень согласованности действий подразделений и личного состава, отсутствие или искажение информации о действиях противника (своих подразделений) и др.), которые по сути являются стрессовыми, что может привести к ошибкам в управленческой деятельности, выраженным в нарушении алгоритма деятельности субъекта и объекта управления, отклонению результата от предполагаемых значений, актуализации стрессовых состояний.

Не стоит забывать и о том, что основы управленческой деятельности офицера закладываются еще во время обучения в вузе. Из работ И. А. М [10; 11], Р. А. Гусева [12] отчетливо видно, что существуют проблемы развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов, которые требуют дальнейшего изучения и решения.

Подводя итог, отметим, что управленческая деятельность офицера носит сложный, гетерох-ронный характер, имеет тенденцию к интеграции различных видов деятельности с доминированием трудных (нестандартных) ситуаций, действия в которых должны носить безошибочный характер ввиду высокой социально-профессиональной значимости планируемого результата, что предъявляет особые требования к профессиональным и личностным качествам офицера как субъекта управления.

Литература

1. Вересов Н. Н. Психология управления. М. ; Воронеж, 2001. 224 с.

2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2006. 584 с.

3. Мамай И. Н. Формирование профессиональной готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 175 с.

4. Коровин Ю. Н. Особенности управленческой деятельности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Научное мнение. 2018. № 5. С. 36-41.

5. Коровин Ю. Н. Теоретические подходы к организации управленческой деятельности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в системе военного управления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018. № 5. С. 29-33.

6. Менеджмент организации: методы принятия управленческих решений / С. А. Измалкова, Т. А. Головина, Л. В. Парахина и др. Киров, 2013. 314 с.

7. Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения. М., 2005. 496 с.

8. Кейзеров Н. М. Власть как объект социологического исследования // Научный коммунизм. 1974. № 3. С. 102.

9. Козлов О. А. Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД // Государственная служба. 2016. № 3. С. 62-65.

10. Сидоров И. А., Воронов С. А. Диагностика профессионально-управленческого критерия развития управленческой компетенции курсантов военных вузов // Военная безопасность Казахстана и аспекты ее обеспечения в современности (к 25-летию войск правопорядка) : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Петропавловск, 2017. Ч. 2. С. 184-187.

11. Сидоров И. А. Рефлексивная технология развития управленческой компетенции у курсантов военных институтов войск национальной гвардии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 19 с.

12. Гусев Р. А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицеров внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 4 (44). С. 172-176.

References

1. Veresov N. N. Psikhologiya upravleniya [Management Psychology] Moscow, Voronezh, 2001, 222 p. (In Russian).

2. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya [Theory of public administration]. Moscow, 2006, 584 p. (In Russian).

3. Mamai I. N. Formirovaniye professional'noy gotovnosti studentov voyennykh kafedr k upravleniyu voinskim podrazdeleniyem [Formation of professional readiness of students of military departments to manage a military unit]. Ph. D. thesis. Samara, 2006, 175 p. (In Russian).

4. Korovin Yu. N. Osobennosti upravlencheskoj deyatel'nosti oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii [Features of the management activities of officers of the national guard of the Russian Federation]. Scientific Opinion, 2018, no. 5, pp. 36-41. (In Russian).

5. Korovin Yu. N. Teoreticheskie podhody k organizacii upravlencheskoj deyatel'nosti oficera vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v sisteme voennogo upravleni [Theoretical approaches to the organization of managerial activities of an officer of the national guard of the Russian Federation in the military command system]. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and Law, 2018, no. 5, pp. 29-33. (In Russian).

6. Izmalkova S. A., Golovina T. A., Parakhina L. V. et al. Menedzhment organizatsii: metody prinyatiya upravlencheskikh resheniy [Organization management: management decision-making methods]. Kirov, 2013, 314 p. (In Russian).

7. Baldin K. V., Vorobiev S. N., Utkin V. B. Upravlencheskiye resheniya [Management decisions]. Moscow, 2005, 496 p. (In Russian).

8. Kayserov N. M. Vlast' kak ob'yekt sotsiologicheskogo issledovaniya [Power as an object of sociological research]. Scientific Communism, 1974, no. 3, pp. 102. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kozlov O. A. Sushchnost' i soderzhanie professional'noj podgotovki kursantov vnutrennih vojsk MVD [The essence and content of the training of cadets of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs]. State Service, 2016, no. 3, pp. 62-65. (In Russian).

10. Sidorov I. A., Voronov S. A. Diagnostika professional'no-upravlencheskogo kriteriya razvitiya upravlencheskoj kompetencii kursantov voennyh vuzov [Diagnostics of the professional and managerial criterion for the development of managerial competence of cadets of military universities]. Collection of materials of the international scientific-practical conference "Military security of Kazakhstan and aspects of its maintenance in the present (on the 25th anniversary of law enforcement forces)". Petropavlovsk, 2017, part 2, pp. 184-187. (In Russian).

11. Sidorov I. A. Refleksivnaya tekhnologiya razvitiya upravlencheskoy kompetentsii u kursantov voyennykh institutov voysk natsional'noy gvardii [Reflective technology for the development of managerial competence among cadets of military institutes of the National Guard troops]. Abstract of Ph. D. thesis. St. Petersburg, 2018, 19 p. (In Russian).

12. Gusev R. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professionalizma upravlencheskoj deyatel'nosti oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii [Pedagogical conditions for the formation of professionalism of managerial activity of officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009, no. 4 (44), pp. 172-176. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.