Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов вузов Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации'

Оценка уровня сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов вузов Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / МЕТОД СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ / COMPETENCE OF EFFECTIVE MANAGERIAL DECISION MAKING / PROFESSIONAL AND MANAGERIAL SKILLS / PERSONAL ORGANIZATIONAL SKILLS / MANAGERIAL DECISION / FEDERAL NATIONAL GUARD TROOPS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / METHOD OF SERVICE AND COMBAT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пырский Андрей Михайлович, Вертаев Александр Владимирович

В статье рассматриваются возможности метода конкретных ситуаций в формировании компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации. Произведен анализ результатов изучения актуального уровня сформированности профессионально-управленческих и личностно-организаторских качеств курсантов. Приведен передовой опыт использования метода служебно-боевых ситуаций в военном образовании. Показаны его возможности в оценке профессиональных и личностных качеств военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пырский Андрей Михайлович, Вертаев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE LEVEL OF FORMED PROFESSIONAL AND MANAGERIAL SKILLS OF MILITARY UNIVERSITIES’ STUDENTS OF THE FEDERAL NATIONAL GUARD TROOPS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the possibilities of the method of specific situations in the competence formation for making effective managerial decisions by the military universities’ students of the National Guard Forces Command of the Russian Federation. The paper analyzes the results of the survey on the relevant level of formed professional and managerial skills of military universities’ students. The research provides an advanced experience of using the method of service and combat situations during military education, as well as shows its ability to identify professional and personal skills of servicemen and officers of the Federal National Guard Troops Service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов вузов Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации»

УДК 371.134:[378.635+351.743(470+571)]

https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.8

Пырский Андрей Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры тактики Санкт-Петербургского военного института войск Национальной гвардии Российской Федерации

Вертаев Александр Владимирович

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактики Санкт-Петербургского военного института войск Национальной гвардии Российской Федерации

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматриваются возможности метода конкретных ситуаций в формировании компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации. Произведен анализ результатов изучения актуального уровня сформирован-ности профессионально-управленческих и лич-ностно-организаторских качеств курсантов. Приведен передовой опыт использования метода слу-жебно-боевых ситуаций в военном образовании. Показаны его возможности в оценке профессиональных и личностных качеств военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова:

компетенция принятия оптимальных управленческих решений, профессионально-управленческие качества, личностно-организаторские качества, управленческое решение, Федеральная служба войск Национальной гвардии, метод служебно-бо-евых ситуаций.

Pyrsky Andrey Mikhailovich

D.Phil. in Education Science, Professor, Tactics Department, St. Petersburg National Guard Forces Command Military Institute

Vertaev Alexander Vladimirovich

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Tactics Department, St. Petersburg National Guard Forces Command Military Institute

ASSESSING THE LEVEL OF FORMED PROFESSIONAL AND MANAGERIAL SKILLS OF MILITARY UNIVERSITIES' STUDENTS OF THE FEDERAL NATIONAL GUARD TROOPS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary:

This article examines the possibilities of the method of specific situations in the competence formation for making effective managerial decisions by the military universities' students of the National Guard Forces Command of the Russian Federation. The paper analyzes the results of the survey on the relevant level of formed professional and managerial skills of military universities' students. The research provides an advanced experience of using the method of service and combat situations during military education, as well as shows its ability to identify professional and personal skills of servicemen and officers of the Federal National Guard Troops Service of the Russian Federation.

Keywords:

competence of effective managerial decision making, professional and managerial skills, personal organizational skills, managerial decision, Federal National Guard Troops Service of the Russian Federation, method of service and combat situations.

Борьба с терроризмом приобретает все большую актуальность на мировой военно-политической арене. Терроризм перестал быть угрозой отдельно взятого государства и стремительно распространяется по всей планете. Для своевременного и успешного противодействия ему создаются новые межгосударственные объединения, совершенствуются и реорганизуются имеющиеся в государствах силовые структуры и ведомства, разрабатываются и внедряются в практику новейшее вооружение, боевая и специальная техника, в военно-образовательных учреждениях совершенствуются имеющиеся и создаются новые технологии обучения офицеров.

В России одним из основных органов по борьбе с терроризмом является Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации, в числе задач которой значится участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции [1]. В ходе подготовки и выполнения данной задачи офицерскому составу приходится принимать управленческие решения, сопряженные с риском для жизни не только личного состава, но и гражданских лиц. Данное обстоятельство обусловливает ужесточение требований к профессиональной подготовке офицеров как специалистов в области управления.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования для подготовки офицерских кадров по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» одним из наиболее важных качеств офицера определено умение принимать

управленческие решения, которое реализовано через формирование профессиональной компетенции «Способность принимать оптимальные управленческие решения» (ПОУР).

Военно-образовательными учреждениями высшего профессионального образования Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации изучается и внедряется в образовательный процесс мировой опыт по формированию данной компетенции у обучающихся, разрабатываются новые образовательные технологии для ее формирования, создается и вводится в практику диагностический инструментарий для проверки уровня ее сформированности у курсантов.

Наиболее действенным инструментом для формирования рассматриваемой компетенции является педагогическая технология ее формирования с использованием метода служебно-бое-вых ситуаций, которая способствует определению, научному обоснованию цели, задач и условий формирования данной компетенции у будущих офицеров, а также установлению критериев и показателей ее сформированности [2]. Метод служебно-боевых ситуаций разработан нами на основе кейс-метода, который, по мнению многих зарубежных ученых, продолжает оставаться одним из самых эффективных как в обучении специалистов в области управления, так и при проведении педагогических исследований [3].

Реализация педагогической технологии формирования компетенции ПОУР позволила разработать и внедрить диагностический аппарат для оценки уровня сформированности как самой компетенции в целом, так и каждого из ее критериев в отдельности.

Проведенные исследования показали, что под компетенцией ПОУР у курсантов вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации необходимо понимать комплекс профессиональных знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств командира, позволяющий ему принимать качественные решения (определять цель предстоящих действий, анализировать обстановку, определять альтернативные варианты решений и выбирать из них наиболее оптимальный, обосновывать выбранное решение и ставить задачи подчиненным) при выполнении подразделением поставленных задач.

С целью диагностики и оценки уровня сформированности компетенции ПОУР необходимо изучать важнейшие характеристики будущего офицера, как личностные, так и управленческие, влияющие на принятие важных и ответственных решений. Для наиболее полного и всестороннего изучения этих характеристик предлагаем исследовать их по двум критериям: профессионально-управленческому и личностно-организаторскому. На наш взгляд, именно эти критерии отвечают требованиям объективности, репрезентативности и всесторонности оценки, независимо от индивидуальных особенностей участников исследования. Кроме того, они обладают рядом обязательных для критерия признаков, таких как адекватность, объективность, надежность и валидность.

Для определения уровня сформированности компетенции ПОУР у курсантов разработан и апробирован на практике диагностический аппарат, в котором использовались объективные и современные методы педагогической диагностики. Подбор каждого из них осуществлялся на основе пригодности к измерению одного из показателей профессионально-управленческого или личностно-организаторского критериев с учетом особенностей задач, выполняемых Федеральной службой войск Национальной гвардии Российской Федерации. Помимо этого, используемые методы позволяют проводить валидную и надежную диагностику с использованием количественных и качественных значений общего уровня сформированности данной компетенции, а также ее критериев и показателей в отдельности.

Для установления уровня сформированности профессионально-управленческих качеств у будущего офицера определяется наличие у него прочных и глубоких знаний о сущности управленческого решения и содержании процесса его принятия, а также умений их применять при исполнении должностных обязанностей.

Для определения личностно-организаторских качеств у будущего офицера обращается внимание на наличие у него психологических свойств личности, оказывающих влияние на процесс принятия управленческого решения, на глубину и устойчивость приобретенных знаний и умений, подтверждающих управленческую направленность личности, что обусловливает становление обучаемого как управленца.

Уровень сформированности профессионально-управленческих качеств у курсантов определяется по восьми основным показателям: умения определять цель действий, анализировать обстановку, определять различные варианты решений, выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения, креативность решения, вербализация решения, оперативность принятия решения, качество принятого решения [4, с. 120]. Для их исследования используется метод экспертной оценки, целью которого является установление экспертами количественных показателей на основе обобщения, анализа и оценивания результатов работы обучающихся с кейсами. Основу методического оснащения составили репродуктивные, продуктивные и творческие слу-жебно-боевые ситуации по тактике действий подразделений войск Национальной гвардии РФ.

Для проверки и оценки работы обучающихся с кейсами были привлечены квалифицированные эксперты, имеющие богатый педагогический и боевой опыт, которые с использованием балльной системы проводят оценку умений курсантов по каждому показателю профессионально-управленческих качеств с учетом используемой в кейсе служебно-боевой ситуации. Количественные показатели разбиты на три уровня, каждому из которых присвоены качественные измерители, которые по завершении обработки данных записывались в сводную ведомость оценки уровня сформированности компетенции ПОУР.

В ходе работы эксперты рассматривали умения курсантов с позиции педагогики, где они определяются как усвоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний, умений и навыков, который формируется с помощью упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Количественными измерителями всех показателей, за исключением показателя «Оперативность принятия решения», выбраны баллы от 1 до 10. Они распределялись между качественными измерителями. Низкому уровню присвоено значение от 1 до 4 баллов, среднему - от 5 до 7, а высокому - от 8 до 10 баллов.

«Умение определять цель» как показатель профессионально-управленческих качеств курсанта понимается экспертами как освоенный обучающимися способ определения цели и обоснования выполняемой задачи подчиненным подразделением в процессе выполнения им должностных обязанностей командира подразделения.

Качественными измерителями показателя «Умение определять цель» установлены три уровня этого умения: низкий - цель не определена, средний - цель определена не в полной мере, высокий - цель определена правильно. Низким уровнем показателя «Умение определять цель» признается отсутствие у курсанта умения определять цель выполняемой подразделением задачи. При определении цели, в результате достижения которой поставленная подразделению задача была бы выполнена лишь частично, курсанту присваивается средний уровень. При высоком уровне обучающийся должен определить цель действий, по достижении которой задача, поставленная подразделению, будет выполнена полностью.

«Умение анализировать обстановку» как показатель профессионально-управленческих качеств оценивается экспертами как умение обучающихся осуществлять прогноз развития оперативной обстановки в период подготовки, в ходе и по завершении выполнения поставленной задачи. Сюда относится способность курсантов изучать и анализировать условия и факторы, оказывающие влияние на оперативную обстановку, а именно осуществлять оценку противника, подчиненных подразделений, взаимодействующих органов и соседей, местности, погодных условий, времени суток и других факторов, влияющих на выполнение поставленной задачи, проводить тактические расчеты.

Основой показателя «Умение анализировать обстановку» выступает освоенный обучающимся алгоритм анализа обстановки при выполнении должностных обязанностей командира подразделения, который обеспечивается совокупностью приобретенных знаний, умений и навыков.

Качественными измерителями показателя «Умение анализировать обстановку» определены три уровня этого умения: низкий - анализ не проведен, средний - при проведении анализа не учтены основные факторы, высокий - анализ проведен в полном объеме.

При оценке экспертами показателя «Умение определять варианты решений» устанавливается умение обучающихся определять поля возможных вариантов решений с учетом сделанных выводов из анализа оперативной обстановки и заданных временных показателей. При этом особое внимание обращено на методы, которые использовал обучающийся для генерации вариантов решений: морфологический анализ, мозговой штурм, коллективный блокнот, синектика, ассоциации и аналогии.

Основой показателя «Умение определять варианты решений» выступает освоенный обучающимся способ определять варианты решений в ходе выполнении должностных обязанностей командира подразделения, который обеспечивается совокупностью приобретенных знаний, умений и навыков.

Качественными измерителями показателя «Умение определять варианты решений» определены три уровня этого умения: низкий - возможные варианты решений не определены, средний - варианты решений определены, но среди них нет правильного, высокий - все возможные варианты определены.

Показатель «Умение выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения» оценивается экспертами с учетом следующих особенностей:

- индивидуальная стратегия, которой пользовался обучающийся: рациональная (рассчитанная на имеющиеся условия), оптимистическая или пессимистическая;

- уровень самостоятельности при выборе решения: с помощью товарищей (коллективно) или самостоятельно (индивидуально);

- применение обучающимся в ходе работы установленной системы правил для выбора оптимальных решений, эвристической или алгоритмической стратегии выбора.

Одним из основных элементов показателя «Умение выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения» является обоснование обучающимся выбранного им оптимального варианта решения. Оно должно быть аргументировано оценкой ряда требований, среди которых: оценка предполагаемых последствий принятого решения исходя из задач старшего начальника; объективность и измеримость; соответствие решения главной цели действий подчиненного подразделения; полнота и объективность использования имеющейся информации; целесообразность применения подчиненных подразделений и огневых средств.

Таким образом, основой показателя «Умение выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения» выступает освоенный обучающимся способ выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения в ходе выполнения должностных обязанностей командира подразделения, который обеспечивается совокупностью приобретенных знаний, умений и навыков.

Качественными измерителями показателя «Умение выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения» являются три уровня: низкий - вариант не выбран и не обоснован, средний - выбран неправильный вариант или не полностью обоснован правильный вариант, высокий - выбран и полностью обоснован правильный вариант.

Показатель «Креативность решения» оценивается с опорой на показатели креативности управленческого решения, такие как гибкость, беглость, разработанность, полезность и оригинальность. Содержанием показателя «Креативность решения» выступает способность обучающихся принимать нестандартные, принципиально новые решения, не имеющие аналогий с боевыми уставами и другими руководящими документами.

Качественными измерителями показателя «Креативность решения» определены три уровня этого умения: низкий - стандартное решение, средний - в решении имеются нестандартные элементы, высокий - решение полностью является нестандартным.

Показатель «Вербализация решения» оценивается с учетом качества доклада решения. Внимание экспертов обращается на то, как обучающиеся умеют четко, структурно и обоснованно представлять принятое решение с использованием его графического оформления, а также аргументированно отвечать на вопросы старшего начальника.

В роли качественных измерителей выступают три уровня этого умения: низкий - курсант не представил решение, средний - решение изложено нечетко, вследствие чего у экспертов появлялись дополнительные вопросы, высокий - решение изложено четко, понятно и не вызвало дополнительных вопросов.

«Оперативность принятия решения» как показатель профессионально-управленческих качеств курсанта экспертами рассматривается как установленное время, необходимое командиру подразделения для принятия решения (без его графического отображения) и последующего его доклада старшему начальнику.

Для проведения качественных измерений используется соотношение всех условий выполнения предписанных действий и временных показателей.

Под временными показателями понимается время, которое отводится командиру подразделения для принятия управленческого решения (без учета его графического оформления) и его доклада старшему начальнику: для командира взвода - 10 мин на оценку «отлично», 12 мин на «хорошо» и 15 мин на «удовлетворительно»; для командира роты - 15, 17 и 20 мин соответственно.

Под условиями выполнения действий понимаются пять основных этапов процесса принятия управленческого решения: определение цели, оценка обстановки, представление вариантов решений, выбор оптимального решения и его обоснование.

Качественными измерителями показателя «Оперативность принятия решения» определены четыре уровня: низкий уровень - курсант не выполняет требования на оценку «удовлетворительно»; средний уровень - курсант по времени укладывается на оценку «удовлетворительно», но при этом все этапы процесса принятия решения им соблюдены полностью, или по времени укладывается на оценку «хорошо», но выполнено четыре этапа, или по временным показателям соответствует оценке «отлично», но отработано всего три этапа; высокий уровень -курсант по времени укладывается на оценку «хорошо», но при этом все этапы процесса принятия решения им соблюдены полностью, или по времени укладывается на оценку «отлично», но выполнено только четыре этапа; очень высокий уровень - курсант по времени укладывается на оценку «отлично», при этом им полностью выполнены все этапы процесса принятия решения.

Количественными измерителями показателя «Оперативность принятия решения» выступают баллы от 1 до 10, которые распределяются по уровням следующим образом: низкий -1 балл, средний - от 2 до 4, высокий - от 5 до 7, очень высокий - от 8 до 10 баллов.

Для оценки показателя «Качество принятого решения» экспертами сопоставляется выделенное для достижения поставленной цели количество сил и средств с расчетами конечного результата выполнения поставленной подразделению задачи.

Качественными измерителями показателя «Качество принятого решения» определены три уровня: низкий - решение курсантом не принято, средний - решение курсантом принято не в

полном объеме или не в соответствии с обстановкой, высокий - курсантом принято оптимальное и объективное решение.

С целью определения общей количественной оценки профессионально-управленческого критерия профессиональной компетенции ПОУР используется метод суммарного сложения количественных показателей. Границы количественных измерителей установлены в пределах от 8 до 80 баллов, которые с использованием качественных измерителей распределены на три уровня: низкий - от 8 до 36 баллов, средний - от 37 до 60 и высокий - от 61 до 80 баллов.

При низком уровне обучающийся в ходе решения стандартных служебно-боевых ситуаций знает порядок принятия оптимального управленческого решения с учетом установленного времени, имеет представление о том, как обосновать свое решение перед старшим начальником и добиться его реализации на практике, однако при этом не может уложиться в определенные временные показатели.

При среднем уровне обучающийся в ходе решения типовых служебно-боевых ситуаций умеет принимать оптимальное управленческое решение в установленные сроки, но испытывает затруднения при докладе его старшему начальнику. При этом курсант знает, как добиться от подчиненных его выполнения.

При высоком уровне обучающийся в ходе решения различных служебно-боевых ситуаций умеет принимать оптимальное управленческое решение в установленные сроки, при докладе старшему начальнику может четко и аргументированно его обосновать и добиться его выполнения.

В ходе исследования эффективности разработанной педагогической технологии формирования компетенции ПОУР у курсантов с использованием метода служебно-боевых ситуаций и диагностического аппарата для оценки уровня сформированности профессионально-управленческих качеств ПОУР у курсантов был проведен педагогический эксперимент на базе Санкт-Петербургского военного института войск Национальной гвардии Российской Федерации.

Анализ полученных результатов эксперимента показал увеличение общего уровня сформированное™ профессионально-управленческих качеств у курсантов. Экспертами отмечается (табл. 1) значительное уменьшение количества курсантов с низким уровнем сформированности профессионально-управленческих качеств (на 34,61 %) и существенное увеличение курсантов со средним и высоким уровнем (на 15,39 и 19,23 % соответственно).

Таблица 1 - Изменение уровня сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов, %

Уровень сформированности профессионально-управленческих качеств Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Низкий 46,15 11,54

Средний 46,15 61,54

Высокий 7,69 26,92

Вместе с этим отмечена динамика роста всех показателей профессионально-управленческих качеств будущих офицеров (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика показателей сформированности профессионально-управленческих качеств курсантов, %

Показатель профессионально-управленческих качеств Уровень сформированности Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

1 2 3 4

Умение определять цель действий низкий 42,31 15,38

средний 46,15 42,31

высокий 11,54 42,31

Умение анализировать обстановку низкий 34,62 0

средний 53,85 38,46

высокий 11,54 61,54

Умение определять различные варианты решений низкий 50 15,38

средний 42,31 65,38

высокий 7,69 19,23

Умение выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения низкий 50 15,38

средний 46,15 61,54

высокий 3,85 23,08

Креативность решения низкий 38,46 3,85

средний 57,69 53,85

высокий 3,85 42,31

Вербализация решения низкий 46,15 11,54

средний 42,31 65,38

высокий 11,54 23,08

1 2 3 4

Оперативность принятия решения низкий 0 0

средний 42,31 0

высокий 53,85 34,62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очень высокий 3,85 65,38

Качество принятого решения низкий 46,15 11,54

средний 50 53,85

высокий 3,85 34,62

Сравнительный анализ результатов проведенного исследования показал повышение значений всех показателей в среднем до 15,38 %. В том числе отмечен рост среднего уровня показателей «Умение определять различные варианты решений», «Умение выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения», «Вербализация решения», «Качество принятого решения» (в среднем более 3,5 %). Наблюдается положительная динамика трансформации среднего уровня в высокий и очень высокий всех показателей профессионально-управленческих качеств курсантов. Высокий уровень по всем показателям вырос более чем на 11,61 %, а наибольшая динамика роста зафиксирована у показателя «Оперативность принятия решения» - на 61,35 %.

Таким образом, разработанная педагогическая технология формирования компетенции ПОУР у курсантов с использованием метода служебно-боевых ситуаций позволяет использовать диагностический аппарат для оценки уровня сформированности профессионально-управленческих качеств у курсантов - будущих офицеров.

Ссылки:

1. Вопросы Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 5 апр. 2016 г. № 157. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51648 (дата обращения: 22.06.2017).

2. Пырский А.М. Педагогические технологии в военном образовании : монография. СПб., 2015. 233 с.

3. Emerging Themes in Management Control: a Review of Recent Literature / A.J. Berry, A.F. Coad, E.P. Harris, D.T. Otley, C. Stringer // British Journal of Management. 2009. Vol. 41, iss. 1. P. 2-20. https://doi.org/10.1016/j.bar.2008.09.001.

4. Вертаев А.В. Формирование компетенции принятия оптимальных управленческих решений у курсантов вузов внутренних войск МВД России с использованием метода служебно-боевых ситуаций : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.