Научная статья на тему 'РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ'

РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ И СВОЙСТВА СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается значимость применения системного подхода как фундаментального методологического направления, определяющего структурное содержание и организационно-составляющую системы в исследовании научной проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих силовой структуры - войск национальной гвардии Российской Федерации, являющейся гарантом обеспечения общественной безопасности и соблюдения конституционных прав человека и гражданина России. Раскрыты основные сущностные характеристики системного подхода, позволяющие рассматривать процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии как структурированную систему, компонентами которой являются элементы готовности военнослужащих к военно-профессиональной подготовке посредством формирования профессиональной мотивации и их содержательное наполнение, формы, средства и методы подготовки к ней. На основе анализа научных трудов, описывающих порядок использования в педагогическом исследовании принципа системности, в работе представлена характеристика значимых свойств системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии: сложность и интегративность в сочетании с объединением выявленных взаимосвязей между структурными компонентами системы, иерархичность, изменчивость, открытость и надежность функционирования и развития педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A SYSTEMIC APPROACH IN THE PROBLEM OF FORMING PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE MILITARY PERSONNEL OF THE RUSSIAN GUARD

This article discusses the importance of applying a systematic approach as a fundamental methodological direction that determines the structural content and organizational component of the system in the study of the scientific problem of the formation of professional motivation of military personnel of the power structure - the troops of the National Guard of the Russian Federation, which is the guarantor of public safety and observance of the constitutional rights of man and citizen Russia. The main essential characteristics of the systematic approach are disclosed. They allow to consider the process of formation of professional motivation of the servicemen of the Russian Guard as a structured system, the components of which are the elements of readiness of servicemen for military professional training through the formation of professional motivation and their content, forms, means and methods of preparation for it. Based on the analysis of scientific articles that describe the procedure for using the principle of consistency in pedagogical research, the paper presents a characteristic of the significant properties of the system for the formation of professional motivation of the military personnel of the National Guard: complexity and integrativity in combination with the unification of the identified relationships between the structural components of the system, hierarchy, variability, openness and reliability of functioning and development of the pedagogical system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ»

Сведения для цитирования: Лымарев, В. Н. Роль системного подхода в проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии / В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 80-87.

УДК 355/359 ББК 68.44

роль системного подхода в проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих росгвардии

В. Н. Лымарев, Н. В. Уварина

В данной статье рассматривается значимость применения системного подхода как фундаментального методологического направления, определяющего структурное содержание и органи-зационно-составляющую системы в исследовании научной проблемы формирования профессиональной мотивации военнослужащих силовой структуры — войск национальной гвардии Российской Федерации, являющейся гарантом обеспечения общественной безопасности и соблюдения конституционных прав человека и гражданина России. Раскрыты основные сущностные характеристики системного подхода, позволяющие рассматривать процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии как структурированную систему, компонентами которой являются элементы готовности военнослужащих к военно-профессиональной подготовке посредством формирования профессиональной мотивации и их содержательное наполнение, формы, средства и методы подготовки к ней. На основе анализа научных трудов, описывающих порядок использования в педагогическом исследовании принципа системности, в работе представлена характеристика значимых свойств системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии: сложность и интегративность в сочетании с объединением выявленных взаимосвязей между структурными компонентами системы, иерархичность, изменчивость, открытость и надежность функционирования и развития педагогической системы.

Ключевые слова: методологический подход, системный подход, педагогическая система, принципы и свойства системы, профессиональная мотивация, военнослужащие, военно-профессиональная подготовка.

Выступая приоритетной частью педагогической концепции, фундаментальные теоретико-методологические положения обеспечивают выстраивание алгоритма структуризации исследуемого феномена. Значимость методологических подходов заключается в строгом предназначении процессу изучения различных объектов в структурном, информационном, функциональном и других аспектах методологии. Ролевым предназначением методологических подходов в педагогическом исследовании является организация теоретической и практической направленности деятельности самого исследователя по выявлению совокупности научного знания по изучаемой проблеме, определению специфических направлений процесса изучения и исследования (определение приоритетных направлений для вопросов изучения с дальнейшей организацией их взаимосвязи и взаимодействия, векторов научного поиска).

Понятие «методологический подход» в нау-коведческой литературе находит свое отражение

в достаточно обширном научном поле исследователей и, в общем понимании, подразумевает под собой определенную методологическую направленность исследования, свойственную индивидуальному подходу точку зрения на изучаемый объект исследования.

Так, Э. П. Семенюк пишет: «подход — логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее только направленность научного исследования, ограничивающее ее, как правило, одним аспектом (в крайнем случае несколькими взаимосвязанными направлениями), но, в отличие от метода, принципиально лишенного какого бы то ни было ограничения и даже четкой фиксации тех средств, которыми ведется исследование» [1, с 116]. И. В. Блауберг в своих трудах определяет методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип,

руководящий общей стратегией исследования» [2, с. 74]. Феномен подхода, заключающий в себе широкое методологическое содержание, применяется к самым различным уровням методологического анализа.

Теоретико-методологическим основанием концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии позиционирует сочетание методологических подходов, систематизирующее научные теоретические положения, раскрывающее определяющие особенности изучаемого объекта, выстраивающее систему выявленных закономерностей и принципов, дальнейшее перспективное направление развития изучаемого феномена. Комплекс методологических подходов, применяемых для нашего исследования, обеспечивает глубину и многогранность изучения объекта исследования и позволяет добиться на высоком уровне принципиально качественного результат в решении поставленных задач.

Применение в нашем исследовании системного подхода как одного из определяющих направлений методологии позволяет выявить хронологию, пропорциональность и закономерность логики научного исследования, проанализировать первооснову и ряд содержательных элементов подхода. Одну из главенствующих ролей взаимодействующих компонентов системы играет их функциональная специфика, подразумевающая формирование производных подсистем. Элемент подсистемности предусматривает способность к определению ее как отдельной системы, обладающей индивидуальными принципами и функциями, предоставляя нам возможность позиционировать целое сложнее и объемнее в сравнении с комплексом элементарного суммирования отдельных элементов целого, что позволяет обратиться к общей теории систем.

Концепция Л. фон Берталанфи, представляющая собой один из первых научных трудов, аргументирующих общую теорию систем, обосновывающая феномен жизнестойкости открытых систем в условиях воздействия на нее структурных компонентов и вывода из системы конструктов ее функционирования, что оказывает воздействие на способность к достижению ее равновесия с учетом выявленных ученым принципов системности, предусматривает исследование системных компонентов системы в широком и узком смысле слова, выявление и изучение поведенческих характеристик систем, их структуры, основы и способности к восстановлению и адаптации. Так, Л. фон Бер-

таланфи пишет: «Система — это комплекс взаимодействующих компонентов» [3, с. 5].

Выбранный нами, в настоящее время глубоко изученный методологический подход, рассматривающий общенаучные принципы и алгоритмы исследования, способствует методологически правильной постановке научной проблемы, как с формальной, так и с содержательной точки зрения, и позволяет рассматривать структурные элементы объекта исследования как в отдельной форме, так и с учетом взаимодействующих связей.

Основополагающим понятием, обеспечивающим реализацию системного подхода, является система как целостная совокупность множества взаимосвязанных между собой элементов (компонентов), позволяющих выявлять иные качества системы, не оказывающие влияния на отдельные составляющие компоненты системы.

Реализация системного подхода, рассматривающего структурное содержание и орга-низационно-составляющую системы, основные управленческие принципы, предусматривает изучение объекта как системы, объединяющей определенное множество ее элементов, выявление, упорядочивание и классификацию связей между элементами, выделение системообразующих связей, обеспечивающих объединение различных элементов в строго выстроенную систему, определение элементов изучаемого объекта посредством рассмотрения степени воздействия на него выявленных системных свойств (внутренних и внешних) и связей; способов достижения главной цели его функционального развития, строения объекта, системообразующих внешних и внутренних аспектов.

Рассматривая объект нашего педагогического исследования, мы опираемся на посвященные системному подходу научные труды следующих ученых, рассматривающих данный подход как метод изучения исследуемого явления (процесса), выявления в нем структурности строения содержания и определения новых интегративных свойств: Л. фон Берталан-фи [3], И. В. Блауберг [4], В. Н. Садовский [5], Э. Г. Юдин [6], Е. В. Яковлев [7].

Так, И. В. Блауберг пишет: «системный подход — это направление философии и методологии науки, специально-научного знания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Основная специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов...» [4].

Под системным подходом мы понимаем ключевую методологическую, общенаучную сущность педагогического исследования, определяющую комплекс схожих по своему направлению структурных компонентов системы и предполагающую возможность рассмотрения системных и подсистемных свойств объекта исследования.

Основным признаком системы являются выявленные и взаимосвязанные компоненты как ее структурное содержание, представляющие собой определенно единое целое для осуществления единых целей всего сочетания. Совокупность выявленных компонентов, отражая сущностный состав системы, образует ее структуру.

Определяя процесс выстраивания системы в педагогическом исследовании, С. А. Саркисян дает следующее определение: «педагогическая система — это совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая возможна благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов» [8, с. 23].

Выбранный для нашего исследования общенаучный подход определяет общее направление научного исследования, позволяя представить процесс формирования профессиональной мотивации как подсистему общей системы военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии. В нашем исследовании профессиональная мотивация военнослужащих, направленная на повышение эффективности военно-профессиональной деятельности военного сообщества в целом, может быть представлена в качестве подсистем, взаимодействие между которыми приводит к появлению нового элемента системы, а именно готовности военнослужащих к военно-профессиональной подготовке посредством формирования профессиональной мотивации.

В рамках нашего исследования процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии представляется возможным рассматривать как структурированную систему, компонентами которой являются элементы готовности военнослужащих к военно-профессиональной подготовке посредством формирования профессиональной мотивации и их содержательное наполнение, формы, средства и методы подготовки к ней.

Анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод, что феномен «подготовка» раскрывается непосредственно в ходе изучения прикладного характера образования, выявления его возможностей для использования в решении различных задач, определяемых выполнением различного рода практической деятельности, и подразумевает способность формирования у личности стремления к практическому решению поставленных задач при условии достаточно высокого уровня теоретической подготовки. Известный ученый А. М. Новиков дает следующее определение профессиональной подготовки: «.совокупность специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения соответствующих знаний и умений» [9, с. 37].

Под профессиональной подготовкой мы понимаем процесс обучения и результат, подразумевающий определенный уровень развития обучающихся.

Применительно к нашему исследованию, трактуя общую систему подготовки военнослужащих Росгвардии, необходимо рассмотреть содержание и сущность понятия «военно-профессиональная подготовка». Мы соглашаемся с мнением К. В. Аксенова, трактующего понятие «военно-профессиональная подготовка» как комплекс специальных знаний, служебного опыта и норм профессионального поведения военнослужащих, обеспечивающих возможность успешного выполнения обязанностей военной службы в соответствии с должностным предназначением [10].

На основе системного подхода, содействуя повышению эффективности осуществления процесса формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии в рамках системы военно-профессиональной подготовки, направленной на расширение личностных и профессиональных возможностей военнослужащих, одним из необходимых условий целесообразно рассматривать комплексность и ин-тегративность. Данные условия устанавливают порядок включения военнослужащих в мотива-ционную сферу профессиональной деятельности: взаимодействие и целостность всех участников военно-профессиональной подготовки, нацеленность на активную профессиональную деятельность, что позволяет изучать показатели развития военнослужащих, их профессиональные возможности, стремление к повышению личностного профессионализма, желание к самосовершенствованию и саморазвитию.

Проанализировав научные исследования ряда ученых (В. Г. Афанасьев [11], И. В. Блауберг [2], В. Н. Садовский [5]), выявляющих перечень свойств системы с присущими ей признаками (устойчивость структуры, целостность, наличие взаимодействующих связей и др.), рассматривая педагогическую концепцию формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии с позиции принципа системности и используя системные признаки, выявленные В. Г. Афанасьевым [11], выделяем следующие значимые для нашего исследования признаки:

- структура сложной интегральной системы определяется наличием объединения в единое целое комплекса выявленных взаимосвязей между компонентами и частями системы;

- иерархичность системы позволяет рассматривать формирование профессиональной мотивации как элемент системы военно-профессиональной подготовки военнослужащих;

- система является изменчивой, так как ее развитие зависит от мотивационной среды в военном сообществе; подвержена улучшению или ухудшению под влиянием внешних условий системы образования в результате военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии.

Мы принимаем позицию Г. Н. Серикова [12], утверждающего, что фундаментом системного подхода является система образования с присущими ей характеристиками, такими как целостное объединение отдельных элементов образования в целях получения качественно нового продуктивного результата с присущими ему собственными специфическими свойствами. Точка зрения автора позволяет нам утверждать, что системный подход дает возможность рассмотреть военно-профессиональную подготовку и осуществляемый в ее рамках процесс формирования профессиональной мотивации как сложную интегрированную систему.

Таким образом, значимость применения в педагогическом исследовании формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии системного подхода как фундаментального методологического направления заключается в следующем:

- системный подход определяет порядок исследования сложного объекта — ценностно-ориентированную систему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии, включающую структуру нашего объекта исследования с присущими ему элементами, связями, качеством интегративности и системообразующими аспектами;

- формирование профессиональной мотивации представляет собой систему и является компонентом системы военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии;

- применение системного подхода дает возможность представить мотивационную сферу военно-профессионального общества в виде взаимообусловленного и взаимосвязанного комплекса всех ее элементов, увидеть в ней пробелы и недостатки, определить начальные уровни повышения ее результативности, выявить моти-вационный потенциал различных форм организации военно-профессиональной подготовки, что в итоге обеспечит построение системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии;

- использование системного подхода к предмету нашего исследования позволяет учитывать его возможности при разработке эффективных параметров и коэффициентов для анализа результативности осуществления концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих, обеспечивает строго определенное ориентирование выполняемых мероприятий на задачи и цель исследования и т. д.

Особенностью применения системного подхода является возможность оценивания не отдельных структурных элементов формирования профессиональной мотивации, а всей их совокупности, что способствует выстраиванию последовательности этого процесса.

Как считают И. Е. Фадеева и В. В Богач-ков [13], применение системного подхода к мотивации повышает эффективность организации и использование такого важного ресурса, как деятельность личности, и способствует максимальной реализации скрытого потенциала сотрудников предприятия. Предложенная автором трехуровневая модель системного управления сотрудниками позволяет структурировать персонал по профессиональной принадлежности. Применительно к исследуемой нами проблеме это выглядит следующим образом: применение модели системного управления позволяет добиться заинтересованности военнослужащих в эффективной профессиональной деятельности; позволяет проводить мониторинг качества выполнения должностных и специальных обязанностей, отслеживать мнения военнослужащих об удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Наличие эффективной обратной связи между участниками военно-профессиональной подготовки способствует реализации системного подхода в формировании профессиональной мотивации военнослужащих.

Мы соглашаемся с позицией А. В. Берды-ган [14], рассматривающей порядок выявления специфики динамики профессиональной мотивации с позиции системного подхода: определение места мотивации в границах более широких систем — личности и деятельности; выявление и раскрытие внутренней структуры мотивации; выявление факторов, влияющих на изменение содержания и динамику мотивационных характеристик военнослужащих и т. д. Использование этого механизма в процессе реализации системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих позволяет рассматривать мотивацию в контексте деятельности, так как она определяет направленность, активность и действия военнослужащего.

Таким образом, системный подход позволяет рассматривать военно-профессиональную подготовку военнослужащих как систему, в рамках которой взаимодействие ее субъектов способствует выявлению новых интегративных качеств, не свойственных ей ранее, в нашем случае — формирования профессиональной мотивации. Система активно воздействует на компоненты системы профессиональной мотивации, преобразуя их с учетом собственной природы и внешних воздействий, что обеспечивает их относительную самостоятельность и целостность.

Опираясь на положения применяемого к нашему исследованию системного подхода, определяющего порядок изучения объекта с позиций принципа системности, необходимо определить основные положения, имеющие принципиальное значение в авторской системе формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии:

- являясь подсистемой общей системы военно-профессиональной подготовки военнослужащих Росгвардии, она сохраняет ее целостность, структурные характеристики и комплекс инвариантных компонентов;

- педагогическая система обладает свойством открытости, надежности функционирования и развития.

Функциями системного подхода в нашем исследовании выступают:

- ориентировочно-прогностическая — направленность различных взаимодействующих элементов системы формирования профессиональной мотивации в единой системе в соответствии с ее целью и задачами, осуществление прогнозирования результатов реализации системы;

- конструктивно-проектировочная — организация конструирования и проектирования

содержания системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих;

- аналитико-оценочная — осуществление качественного и полного мониторинга результатов функционирования системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих;

- синтетическая — группирование отдельных достоверных знаний о формировании профессиональной мотивации военнослужащих в единую, целостную систему;

- практическая — реализация на практике концептуальных положений системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих.

В ходе анализа исследований, посвященных системному подходу, мы выявили ключевые принципы его реализации:

- принцип системности позволяет рассмотреть процесс формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии как систему, которая обладает определенной структурой (концепция и система формирования, специфические педагогические условия, готовность к профессиональной деятельности), а свойства элементов определяются их местом в структуре;

- принцип научности предполагает опору на научные источники, в которых представлены понятия, закономерности, факты, теории военно-профессиональной подготовки. Принцип научности воплощен в отборе форм, методов и средств формирования профессиональной мотивации военнослужащих и в содержательном наполнении компонентов системы формирования профессиональной мотивации. В содержательном плане данный принцип реализуется через включение разрабатываемой системы формирования профессиональной мотивации в военно-профессиональную подготовку военнослужащих Росгвардии.

Сохранение целостности в многообразии Российской Федерации возможно на основе ценностной консолидации не только российского общества, но и военной школы, осознанно побуждающей и мотивирующей военнослужащих к выполнению воинского долга и созданию значимых ценностей в военно-профессиональной деятельности. Военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации предопределено сохранять и транслировать ценности военной службы, ценностно-смысловое профессиональное развитие, мировоззрение, идеалы современной молодежи.

Таким образом, формирование профессиональной мотивации военнослужащих должно быть направлено на формирование системы

ценностей, которое, как известно, происходит через самоосознание и рефлексию. Предполагается организация условий, стимулирующих военнослужащих к поиску собственных смыслов и определению приоритетов в системе ценностей.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что системный подход заключается в изучении предмета исследования как целостной системы, выступает в качестве общенаучной основы исследования и его теоретико-методологического принципа. При разработке концепции системный подход позволяет выявить потенциал элементов мотивационной сферы личности военнослужащего в процессе военно-профессиональной подготовки: ценностно-смысловой элемент; целевые установки профессиональной мотивации; профессионально-познавательный интерес; поведенческий аспект мотивации и др. При разработке концепции формирования системный подход позволяет систематизировать и структурировать систему знаний о военно-профессиональной подготовке в целом. Системный

подход дает возможность проводить исследование сложного объекта, а именно педагогической системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии как общей системы военно-профессиональной подготовки в целом. Для исследования данной системы необходимо установить ее структуру, определить структурные элементы, имеющиеся в ней связи, выделить интегративное качество и системообразующие факторы. Система служит содержательно-смысловым наполнением педагогической концепции формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии.

Реализуя системный подход в нашем исследовании, возможно смоделировать систему формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии с определенным содержательным наполнением; представить свойства системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвар-дии (интегративность, гибкость, управляемость, целостность).

Библиографический список

1. Семенюк, Э. П. Общенаучные категории и подходы к познанию / Э. П. Семенюк. — Львов : Вища шк. Изд-во при Львов. ун-те, 1978. — 175 с.

2. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — Москва : Наука, 1973. — 270 с.

3. Берталанфи, Л. Общая теория систем — критический обзор / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. — Москва : Прогресс, 1969. — С. 23-82.

4. Блауберг, И. В. Системный подход / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, В. Н. Садовский // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Центр гуманитарных технологий, 2002-2020. — URL: https://gtmarket.ru/concepts/7095 (дата обращения: 17.12.2021).

5. Садовский, В. Н. Основание общей теории систем / В. Н. Садовский. — Москва : Наука, 1970. — 279 с.

6. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. — Москва : Наука, 1978. — 391 с.

7. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : моногр. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. — 317 с.

8. Саркисян, С. А. Прогнозирование развития больших систем / С. А. Саркисян, Л. В. Голованов. — Москва : Статистика, 1975. — 192 с.

9. Новиков, А. М. Структура системной теории развития профессионального образования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : Изд-во ЭГВЕС, 2010. — 218 с.

10. Аксенов, К. В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание / К. В. Аксенов // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — № 4. — С.169-174.

11. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. — Москва : Политиздат, 1981. — 432 с.

12. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. — Курган : Зауралье, 1997. — 464 с.

13. Фадеева, И. Е. Системный подход к мотивации и управлению персоналом / И. Е. Фадеева, В. В. Богачков // Вестник Астраханского инженерно-строительного института. — 2015. — № 4. — С. 7-14.

14. Бердыган, А. В. Динамика формирования профессиональной мотивации студентов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03 / А. В. Бердыган. — Хабаровск, 2014. — 281 с.

For citation: Lymarev, V. N. The role of a systemic approach in the problem of forming professional motivation of the military personnel of the Russian Guard / V. N. Lymarev, N. V. Uvarina // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 80-87.

the role of a systemic approach in the problem

of forming professional motivation of the military personnel of the russian guard

V. N. Lymarev, N. V. Uvarina

This article discusses the importance of applying a systematic approach as a fundamental methodological direction that determines the structural content and organizational component of the system in the study of the scientific problem of the formation of professional motivation of military personnel of the power structure — the troops of the National Guard of the Russian Federation, which is the guarantor of public safety and observance of the constitutional rights of man and citizen Russia. The main essential characteristics of the systematic approach are disclosed. They allow to consider the process of formation of professional motivation of the servicemen of the Russian Guard as a structured system, the components of which are the elements of readiness of servicemen for military professional training through the formation of professional motivation and their content, forms, means and methods of preparation for it.

Based on the analysis of scientific articles that describe the procedure for using the principle of consistency in pedagogical research, the paper presents a characteristic of the significant properties of the system for the formation of professional motivation of the military personnel of the National Guard: complexity and integrativity in combination with the unification of the identified relationships between the structural components of the system, hierarchy, variability, openness and reliability of functioning and development of the pedagogical system.

Key words: methodological approach, systemic approach, pedagogical system, principles and properties of the system, professional motivation, servicemen, military professional training.

References

1. Semenyuk E. P. Obshhenauchnye kategorii i podhody k poznaniju [General scientific categories and approaches to knowledge]. L'vov, Vishha shk. Izd-vo pri L'vov. un-te, 1978. — 175 p. (In Russian)

2. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovlenie i sushhnost' sistemnogo podhoda [Formation and essence of the system approach]. Moscow, Nauka, 1973, 270 p. (In Russian)

3. Bertalanffy L. Obshhaja teorija sistem — kriticheskij obzor [General Systems Theory — A Critical Review], Issledovanija po obshhej teorii sistem [Studies in General Systems Theory]. Moscow, Progress, 1969, pp 23-82. (In Russian)

4. Blauberg I. V., Yudin E. G., Sadovsky V. N. Sistemnyj podhod [System approach], Gumanitar-naja jenciklopedija: Koncepty. Centr gumanitarnyh tehnologij, 2002-2020 [Encyclopedia of Humanities: Concepts. Center for Humanitarian Technology, 2002-2020], available at: https://gtmarket.ru/ concepts/7095 (accessed: 17.12.2021). (In Russian)

5. Sadovsky V. N. Osnovanie obshhej teorii sistem [Foundation of the general theory of systems]. Moscow, Nauka, 1970, 279 p. (In Russian)

6. Yudin E. G. Sistemnyj podhod i princip dejatel'nosti. Metodologicheskie problemy sovremen-noj nauki [System approach and activity principle. Methodological problems of modern science]. Moscow, Nauka, 1978, 391 p. (In Russian)

7. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov: monogr. [Pedagogical research: content and presentation of results: monograph.]. Chelyabinsk, Izd-vo RBIU, 2010, 317 p. (In Russian)

8. Sargsyan S. A., Golovanov L. V. Prognozirovanie razvitija bol'shih sistem [Forecasting the development of large systems]. Moscow, Statistics, 1975, 192 p. (In Russian)

9. Novikov A. M., Novikov D. A. Struktura sistemnoj teorii razvitija professional'nogo obra-zovanija [Structure of the system theory of development of vocational education]. Moscow, Izd-vo JeGVES, 2010, 218 p. (In Russian)

10. Aksenov K. V. Ponjatie «voenno-professional'naja podgotovka», ee sushhnost' i soderzhanie [The concept of "military professional training", its essence and content], Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2010, no. 4, pp. 169-174. (In Russian)

11. Afanasiev V. G. Obshhestvo: sistemnost', jevoljucija i upravlenie [Society: consistency, evolution and management]. Moscow, Politizdat, 1981, 432 p. (In Russian)

12. Serikov G. N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazhenija [Education: aspects of systemic reflection]. Kurgan, Zauralye, 1997, 464 p. (In Russian)

13. Fadeeva I. E., Bogachkov V. V. Sistemnyj podhod k motivacii i upravleniju personalom [System approach to motivation and personnel management], Vestnik Astrahanskogo inzhenerno-stroitel'nogo instituta [Bulletin of the Astrakhan Civil Engineering Institute], 2015, no. 4, pp. 7-14. (In Russian)

14. Berdygan A. V. Dinamika formirovanija professional'noj motivacii studentov [The dynamics of the formation of professional motivation of students], Cand. psych. sci. diss. Khabarovsk, 2014, 281 p. (In Russian)

Лымарев Виталий Николаевич, доцент кафедры огневой подготовки ФГКВГУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Пермь, e-mail: vitaliy_1981_03@mail.ru

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: unv@cspu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lymarev Vitaly Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Fire Training, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Perm, e-mail: vitaliy_1981_03@ mail.ru

Uvarina Natalya Viktorovna, Professor of the Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methods, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: unv@cspu.ru

Сведения для цитирования: Романенко, И. Н. Современный подход к организации приемной кампании колледжа в условиях высокой конкуренции образовательных организаций / И. Н. Романенко, А. А. Мюллер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 87-94.

УДК 377 ББК 74.47

современный подход к организации приемной кампании колледжа в условиях высокой конкуренции

образовательных организаций

И. Н. Романенко, А. А. Мюллер

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — работе по привлечению абитуриентов в образовательную организацию. В статье затрагивается тема перехода от книжно-письменной культуры к экранно-клиповой, разъясняются особенности восприятия информации различными категориями потенциальных потребителей образовательных услуг. Выделяются и описываются характерные особенности подготовки рекламной кампании в рамках профориентационной работы. Авторы дают обобщенную характеристику видов рекламы, используемых в профориентационной работе. Отмечается факт зависимости восприятиях различных видов рекламы от возраста потребителя. В заключение приводятся итоги приемной кампании в контексте сравнения плана набора и его фактических результатов, определяется роль новых средств рекламы в успешности профориентационной работы. Такой взгляд на проблему будет интересен специалистам, в чей круг обязанностей входит организация и проведение профориентационной работы в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.