Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОФИЦЕР ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONALISM / OFFICER OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев В.Н.

В статье рассматриваются вопросы профессиональной мотивации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Уточнены понятия «мотивация» и «профессионализм» с учетом профессионально-личностной характеристики субъекта исследования. Раскрыты функции профессионализма в структуре личности офицера. Дана характеристика профессиональной мотивации, раскрыты компоненты ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION AS AN INDICATOR OF SUCCESS OF THE OFFICER OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of professional motivation of military personnel of the national guard of the Russian Federation. The concepts of motivation and professionalism are clarified, taking into account the professional and personal characteristics of the research subject. The function of professionalism in the structure of an officer personality is revealed. The characteristic of professional motivation is given, the components of its structure are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

4. Еганов, В.Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико-тактических действий в борьбе самбо : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Еганов Валерий Георгиевич. - Москва, 1981. - 16 с.

5. Зациорский В.М. Актуальные проблемы педагогического контроля в спорте / В.М. За-циорский // Тезисы докладов итоговой науч. конф. посвященной 50-летию СССР 22-28 декабря 1972г. М.: ГЦОЛИФК, 1972. - С. 11-14.

6. Ионов, С.Ф. Исследование методики совершенствования технических действий в борьбе самбо на основе специальной скоростно-силовой подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ионов Станислав Федорович. - Москва, 1974. - 22 с.

7. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин.- Москва : Физкультура и спорт, 1970. - 480 с.

8. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Москва : Советский спорт, 2005. - 403 с.

9. Чумаков, Е.М. 100 уроков самбо: книга / Е.М. Чумаков. - Москва : Фаир-Пресс», 1998.

- 400 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.M. and Chumakov, E.M. (1967), Sambo Wrestling: study guide, Physical Culture and Sport, Moscow.

2. Volkov, V.P. (1972), Research of Technical-Tactical and Physical Readiness of Sambo Wrestlers, dissertation, Moscow.

3. Galochkin G.P. and Lukin, A.A. (2019), "To the Question of the Importance of Conducting Current Pedagogical Control over the Quality of Sambo Throw Technique Mastering by Students", Physical Culture, Sports and Health in Modern Society: digest of scientific articles of the All-Russian Part-time Scientific and Practical Conference with International Participation, Scientific Book. Voronezh, pp. 211-214.

4. Echanov V.G. (1981), Formation of Motor Skills when Performing Technicotactic Actions in Sambo Wrestling, dissertation, Moscow.

5. Zatsiorsky V.M. (1972), "Actual Problems of Pedagogical Control in Sports", Abstracts of the final scientific conference dedicated to 50-anniversary of the USSR on December 22-28, Moscow, pp. 1114.

6. Ionov S.F. (1970), Research of Methods for Improving Technical Actions in Sambo Wrestling on the Basis of a Special Speed-Power Preparation, dissertation, Moscow.

7. Ozolin I.G. (1970), Modern System of Sports Training, Physical Culture and Sport, Moscow.

8. Platonov V.N. (2005), The System of Training Athletes in Olympic Sports. General Theory and its Practical Applications, Soviet Sport, Moscow.

9. Chumakov E.M. (1998), 100 Sambo Lessons: Book, Fair-Press, Moscow.

Контактная информация: tolik-lykin81@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

УДК 378.016

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УСПЕШНОСТИ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виталий Николаевич Лымарев, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы профессиональной мотивации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Уточнены понятия «мотивация» и «профессионализм» с учетом профессионально-личностной характеристики субъекта исследования. Раскрыты функции профессионализма в структуре личности офицера. Дана характеристика профессиональной мотивации, раскрыты компоненты ее структуры.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессионализм, офицер войск национальной гвардии РФ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p225-228

PROFESSIONAL MOTIVATION AS AN INDICATOR OF SUCCESS OF THE OFFICER OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vitaly Nikolaevich Lymarev, senior lecturer, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation

Abstract

The article deals with the issues of professional motivation of military personnel of the national guard of the Russian Federation. The concepts of motivation and professionalism are clarified, taking into account the professional and personal characteristics of the research subject. The function of professionalism in the structure of an officer personality is revealed. The characteristic of professional motivation is given, the components of its structure are revealed.

Keywords: professional motivation, professionalism, officer of the national guard of the Russian Federation.

ВВЕДЕНИЕ

Военная служба является особым видом государственной службы и отличается от иных видов деятельности своей спецификой, в основе которой лежит верность воинскому долгу, служение Отечеству, защита государственного суверенитета. Специфика отражается практически на всех видах деятельности в системе военно-профессиональной деятельности. Соответственно, принципы и понятия «гражданской» деятельности сильно разнятся с военной. Основополагающие нормативно-правовые документы [5, 8], с одной стороны, наделяют категорию военнослужащих определенными льготами, с другой, устанавливают определенные рамки, связанные с ограничением некоторых прав и свобод человека, определенные Конституцией РФ [2]. Учитывая вышесказанное, в воинской системе основные социологические понятия требуется рассматривать с определенной спецификой. Соответственно, мотивация как побуждение к действию военнослужащих имеет специфические особенности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Военная служба как вид деятельности характеризуется постоянной подготовкой к ведению боевых действий, а также четкой детализацией распределения должностных обязанностей. Соответственно, вопрос мотивации к военной службе и мотивации профессиональной определяется наличием внутренних убеждений к чёткой организации своей деятельности и способностью постоянно быть готовым к выполнению поставленных задач.

Под «мотивацией» понимают [1] внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Однако, для правильного рассмотрения исследуемого явления в военной сфере его необходимо уточнить. Так, по военно-профессиональной мотивацией С.В. Улыбин [7] понимает сознательную целенаправленную управляемую или самоуправляемую психическую деятельность человека, основу которой составляет интериоризация различных ценностных оснований и смыслов, актуализация на их основе военно-профессиональных потребностей и целей, а также перевод их в активную побудительную силу не основе сознательно принятого решения. Для более полной проработки проблемы профессиональной мотивации офицеров необходимо уточнить понятие профессионализма. Под профессионализмом В.А. Митрахович [3] понимает профессионально-личностную характеристику, которая обуславливает продвижение военнослужащего к определенной вершине в воинском труде, формирующуюся в процессе военно-профессиональной деятельности, что приводит к целостному развитию личности военнослужащего профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности в любых услови-

ях и ситуациях. В свою очередь, А.А. Муралеёв [4] уточняя понятие профессионализма наполняет его содержание рядом профессиональных компетенций, в том числе докумен-тотворческой. Данная характеристика применима к процессу, однако на наш взгляд его возможно рассматривать как результат достижения определенного уровня профессиональных компетенций. В таком случае можем заключить, что профессиональная мотивация является побуждением к профессионализму.

Также, на наш взгляд, понятие профессионализма в военной сфере требует детализации, поскольку профессионализм офицера в общем формате подразумевает высокий уровень сформированности ряда компетенций, которые позволяют офицеру успешно заниматься управленческой деятельностью вверенного коллектива. Частный формат профессионализма офицера характеризуется набором компетенций, которые позволяют ему выполнять задачи в соответствии с функциональным предназначением. Соответственно, давая оценку успешности офицеру необходимо учитывать двойственную структуру феномена.

Функциями профессионализма в структуре личности офицера являются: ценностно-смысловая (наполнение военно-профессиональную деятельность смыслом и придание ей ценности), коммуникативная (взаимодействие в коллективе, направление потоков профессиональной информации), нормативная (решение служебных и служебно-боевых задач в рамках правового поля), результативная (характеристика результата при движении к заданной цели) [6]. Характеризуя профессиональную мотивацию, думается, что её компонентами являются: военно-профессиональный мотив, цели и потребности (рисунок 1). Так, для более точного влияния феномена профессиональной мотивации на успешность офицера рассмотрим влияние по компонентам.

Рисунок 1 - Структура профессиональной мотивации

Определяя профессиональную мотивацию офицера одним из показателей его успешности рассмотрим влияние не нее каждого из выделенных подпоказателей.

В контексте военно-профессионального мотива показателем успешности являются осознанные внутренние побуждения офицера, которые определяют направленность его активности, как в профессиональном поведении, так и в профессиональной деятельности. Становление военно-профессиональных мотивов С.В. Улыбин понимает как одну из составляющих сложного, многоуровневого, динамичного процесса развития и самоопределения личности на основе разрешения противоречий в системе «человек-профессия».

В контексте военно-профессиональных целей показателем успешности будут осознание и осмысление конечного результата профессиональной деятельности, планирование путей достижения данного результата, а также декомпозиция целей на множество промежуточных задач, последовательное решение которых приведет офицера к планируемому результату.

Совокупность военно-профессиональных мотивов и военно-профессиональных целей является стержнем психических процессов и состояний офицера в процессе его военно-профессиональной деятельности.

В контексте военно-профессиональных потребностей показателем успешности выделим достижение успеха в военно-профессиональной деятельности. В структуре профессиональной мотивации офицеров военно-профессиональные потребности являют-

ся завершающим логическим звеном, тогда как мотив необходимо рассматривать как инициацию к деятельности. Роль потребностей в структуре мотивации очень важна, потребности являются сердцевиной мотивационной структуры личности офицера. Они детерминируют мотивы и цели в виде конечного результата. Также потребности в своем ключе формируют систему профессиональных интересов военнослужащего, определяют его ценностные ориентации, а также личностные идеалы, которые в свою очередь, являются основанием для принятия мотивированных решений.

Таким образом, профессиональная мотивация офицера является одним из ключевых показателей его успешности. Каждый из компонентов профессиональной мотивации (мотив, цель, потребность) оказывает определенное влияние на конечный результат. Профессиональная мотивация является ведущим звеном профессиональной деятельности офицера и является гарантом успешного выполнения задач не только одним военнослужащим, но и всей армией в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 512 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL : https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 01.09.2020).

3. Митрахович, В.А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума : дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Митрахович Вячеслав Александрович. - Волгоград, 2012. - 464 с.

4. Муралев, А.А. Формирование локументоведческой компетентности у курсантов военных институтов : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08 / Муралев Андрей Александрович. - Челябинск, 2016. - 204 с.

5. Вопросы прохождения военной службы" (с изменениями и дополнениями): указ Президента РФ от 16.19.1999 № 1237. - URL : https://base.garant.ru/180912/ (дата обращения: 01.09.2020).

6. Национальная безопасность и молодежная политика в современной России: монография / Н.В. Уварина, Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова и др. - Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - 241 с.

7. Улыбин, С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов : дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Улыбин Сергей Владиславович. - Москва, 2010. - 196 с.

8. О статусе военнослужащих : Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года. - URL : https://base.garant.ru/178792/ (дата обращения: 01.09.2020).

REFERENCES

1. Ilyin, E (2002), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

2. Russian Constitution (with the changes approved during the all-Russian vote on 01.07.2020), Moscow, available at: https://base.garant.ru/10103000/.

3. Mitrakhovich, V.A. (2012), Pedagogical concept offormation of professionalism of military personnel of contract service in the conditions of military society, dissertation, Volgograd.

4. Muralev, A.A. (2016), The formation competence document specialist for cadets of military institutes, dissertation, Chelyabinsk.

5. President of the Russian Federation (1999), Questions of military service (with amendments and additions), decree of19/16/1999 No. 1237, available at: https://base.garant.ru/180912/.

6. Evarina, N. et.al. (2019), National security and youth policy in modern Russia, A. Miller Library CJSC, Chelyabinsk.

7. Ulybin, S.V. (2010), Dynamics of development of military professional motivation among cadets of military institutes, dissertation, Moscow.

8. Federal Law (1998), About the status of military personnel, No. 76-FZ of27/05/1998, available at: https://base.garant.ru/178792/.

Контактная информация: vitaliy_1981_03@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.