Научная статья на тему 'Основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума'

Основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОИНСКОГО СОЦИУМА / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / PROFESSIONALISM OF CONTRACT SERVICE MEN / PEDAGOGIC POTENTIAL OF MILITARY SOCIETY / PEDAGOGIC ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / MOTIVATION DEVELOPMENT / TECHNOLOGY ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

Раскрываются основные направления по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с использованием педагогического потенциала в воспитательной практике в различных видах социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are reveled the basic directions in providing the effective formation of professionalism of contract service men in the conditions of military society. The article is aimed at a wide range of readers who are interested in the issues connected with the use of pedagogic potential in the educational experience of various types of society.

Текст научной работы на тему «Основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума»

ИННОВАЦИИ В общем и профессиональном образовании

В.А. МИТРАХОВИЧ (Санкт-Петербург)

основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума

Раскрываются основные направления по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. Предназначено широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с использованием педагогического потенциала в воспитательной практике в различных видах социума.

Ключевые слова: профессионализм военнослужащего контрактной службы, педагогический потенциал воинского социума, педагогизация, профессионализация, развитие мотивации, технологизация.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью определения и обоснования практи-ко-ориентированных направлений по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. Профессионализм военнослужащего контрактной службы - акмеологическая интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая продвижение военно-служащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума. Результат этого продвижения - целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военнопрофессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях и ситуациях [5, с. 345].

Воинский социум представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую социальную общность, объединение людей с обще-

ственно значимыми социальными функциями, корпоративными интересами, своеобразной субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных и патриотических императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества. Данная общность объединена социальным пространством жизнедеятельности всех ее членов, местом и условиями жизнедеятельности, определяемыми спецификой воинского труда и быта [Там же, с. 343].

Основным механизмом педагогического влияния воинского социума на процесс формирования профессионализма выступает педагогический потенциал воинского социума -атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых может быть направлено на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума при определенных педагогических средствах и условиях. При этом основной целью профессионального образования выступает профессионализм военнослужащих-контрактников [Там же, с. 343].

Междисциплинарное изучение научных источников, результатов специальных научных исследований, средств массовой информации и сети Интернет, опыта военного управления воинским социумом в формировании профессионализма военнослужащих контрактной службы в ходе опытно-экспериментальной работы позволило определить основные направления работы по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума: педагогизацию воинского социума, профессионализацию офицерского состава воинской части, развитие мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом, технологиза-цию педагогического влияния воинского социума на формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы.

Первое направление - педагогизация воинского социума - основано на динамичном, целостном и управляемом процессе взаимодействия воинского социума с социальной военной средой с целью создания бла-

© Митрахович В.А., 2014

гоприятных условий для профессиональноличностного роста военнослужащих-контракт-ников. Педагогизация воинского социума всегда имеет двойственный характер с точки зрения целеполагания и управления ею. Педагогическая деятельность в воинской части явно управляема. Так, не могут быть неуправляемыми педагогические процессы и педагогические системы, педагогическая деятельность конкретного социального института воинской части. В этом плане сохраняет свое значение теоретический вывод об управляемом характере педагогизации в любом его качественном состоянии.

Педагогизация воинского социума проявляется в совокупности (единстве) своих одновременно существующих качественных состояний (как общественного явления, как системы, как процесса, как деятельности), каждое из которых представляет собой инвариант, т.е. не изменяемую в разнообразных ситуациях деятельности любых социальных институтов статусную роль педагогизации. Эта статусная роль не изменяется на любом уровне анализа воинского социума, когда на первый план может выдвигаться то или иное качественное состояние педагогизации. При этом каждое ее качественное состояние имеет разные формы проявления и специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается субъективно определяемый результат - профессионально-личностный рост военнослужащих контрактной службы.

Например, качественное состояние пе-дагогизации воинского социума как социального/общественного явления обусловлено конкретно-историческим характером общественного развития воинского социума. Формой реализации этого качественного состояния является социальный заказ на педагогиза-цию, в свою очередь реализующийся посредством таких механизмов, как государственная политика в области военного профессионального образования, общественный идеал военнослужащего-профессионала, его ценности и ценностные ориентации, модель качеств личности воина-профессионала, отражающихся в соответствующих нормативных документах различного статуса органов военного управления, концепциях и программах, планах и др.

Если говорить о педагогизации воинского социума как системе, то в этом случае речь идет о широком диапазоне форм реализации общественного явления - о педагогизации воинского социума как системе, о системе педа-

гогизации, о системном характере педагогиза-ции воинского социума и т.п. Это качественное состояние реализуется посредством структурных элементов системы - ее подсистем (целевых, функциональных, содержательных, субъектных, объектных, методических, технологических и т.п.).

Одной из таких подсистем является система социально-педагогических целенаправленных взаимодействий в процессе воинского труда всех структурных элементов воинского социума в качестве субъектов профессиональной социализации военнослужащего контрактной службы. Системообразующим элементом в педагогизации воинского социума в данном случае является коммуникативная процессу-альность взаимодействия ее субъектов.

В социально-педагогические целенаправленные взаимодействия в процессе воинского труда входят коллективное целеполагание (является своеобразным критерием сформирован-ности воинского коллектива и его созидательной жизнеспособности); предметность (то, во имя чего осуществляется взаимодействие); коммуникативная процессуальность (вербальное и невербальное взаимодействие в процессе коллективного целеполагания и планирования предстоящей военно-профессиональной деятельности; взаимодействие при осуществлении выработанных и принятых воинским коллективом планов, подведении итогов и анализе воинского труда); отношения ответственной зависимости (взаимосвязь субъектов и объектов военно-педагогического процесса, обусловленная необходимостью и стремлением к достижению целей, предполагающая совместность, т.е. объединение усилий всех военнослужащих, дифференциацию усилий в соответствии с содержанием и формой организации военно-профессиональной деятельности и взаимодополняемости военнослужащих-контрактников, их готовность помогать друг другу и брать на себя выполнение функций друг друга); продуктивность (выработка коллективных ценностей в результате взаимодействия); результативность (развитие отношений военнослужащего-контрактника к миру и с миром, к себе и с самим собой, т.е. подготовка зрелой, активной личности воина-профессионала, способной к воинскому труду и гражданскому функционированию в обществе).

При статусной роли педагогизации воинского социума как процесса социальное, общественное явление (педагогизация) в качестве системы реализуется посредством таких форм

его проявления, как процесс педагогизации и педагогизация процесса. В основе характеристики этого статусного состояния педагогиза-ции лежат философские категории «пространство» и «время». В данном случае они отражают, во-первых, наличие педагогизации как общественного явления (первая статусная роль инварианта педагогизации), существование педагогизации как явления системного, а во-вторых, процесс смены и продолжительность существования (как в историческом плане, так и в рамках других единиц измерения времени).

как процесс педагогизация выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательности смены этапов, стадий, периодов изменения и достижения нового состояния каждого из элементов системы педагогизации и всей системы в целом в конкретном пространстве, что отражается в качественных и количественных характеристиках, а также критериях измерения этих изменений.

Структура процесса педагогизации воинского социума состоит из подвижной сравнительно стабильной пространственно-временной зоны (регламент служебного времени, включающего время и место проведения учебных занятий, различных мероприятий по боевому слаживанию воинских подразделений, военно-воспитательной работы, несение службы в различного вида нарядах, спорта и отдыха и т.д.); центра (субъекта) социального управления (командование воинской части); воспитательной системы воинской части как ядра; организационно-методического центра (помощники командира, офицеры управления и начальники служб воинской части), ведущего субъекта педагогического управления (органы воспитательной работы); воспитательных систем социальных институтов воинского социума; субъектов интегративных взаимодействий (различные категории военнослужащих и должностных лиц воинской части), объединяемых координационно-субординационными связями и единством целей в интегративнодифференцированное единство (формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы). По мере развития процесса педагогизации воинского социума главным сквозным элементом его структуры становится тот психологический феномен, который в современной науке называется психологическим микроклиматом в воинской части или в воинском подразделении.

Педагогизация воинского социума возможна в двух вариантах: статическом и динамическом. Первый предполагает неизмен-

ность состояния, постоянство сущности и явлений изучаемого процесса, второй связан с движением, изменением компонентов и самого явления. Статический вариант педагоги-зации воинского социума может как соответствовать требованиям военнослужащих контрактной службы и всего воинского социума, так и видеться им зачастую идеальным для конкретного этапа жизни.

Динамический вариант процесса отражает процессуальные характеристики, например такие, как объективность (потенциал объекта, условия успешной реализации цели), временные (этапы изменения изучаемого явления), количественные (увеличение или уменьшение определенных фактов), качественные (изменение взаимоотношений составных элементов изучаемого явления) характеристики, направленность исследуемого процесса (его социальное предназначение, психологический климат микросоциума, степень удовлетворенности участников процесса его результатами, стиль взаимоотношений, развитие неформальной структуры) и т.д., которые взаимосвязаны и на различных этапах развития имеют более или менее существенную роль.

Процесс педагогизации воинского социума позволяет преодолеть изоляцию профессионального образования, воспитания и развития от воинского труда как вида общественной практики, а в этой связи и преодоление обособленности различных социоструктурных элементов воинского социума. Процесс педаго-гизации воинского социума способствует профессиональной социализации всех членов социальной военной среды.

Еще одно качественное состояние педа-гогизации воинского социума обусловлено его статусной ролью в рамках инварианта -деятельность. В этом состоянии педагоги-зация реализуется в разнообразных формах: деятельность по педагогизации, педагогиза-ция как деятельность и т.п. В статусной роли деятельность - социально-педагогическое управляемое преобразование реально существующего воинского социума в благоприятную для профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников среду.

Механизмами реализации этого качественного состояния педагогизации воинского социума выступают воспитательное воздействие содержания воинского обучения; воспитательная работа; организация жизнедеятельности воинской части или уклад воинской жизни военнослужащих-контрактников; личность и авторитет командира (субъект

воспитания); воспитательное воздействие социально-педагогической инфраструктуры воинской части.

В педагогизации воинского социума реализуется педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужа-щих-контрактников, рассматриваемого как система и как целостная деятельность офицера воинского подразделения. Основная задача при этом - создание в рамках объективно существующей социальной военной среды условий для максимального в данной ситуации профессионально-личностного развития. Взаимосвязанными компонентами такого сопровождения являются педагогический - систематическое отслеживание педагогического статуса военнослужащих-контрактников и динамики развития их уровня профессионализма в воинском труде (предполагает оказание помощи военнослужащим-контрактникам в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками по своей военно-учетной специальности); технологический - создание специальных социально-педагогических условий для оказания помощи военнослужащим-контрактникам, имеющим проблемы в профессионально-личностном росте (направлен на взаимодействие всех участников педагогического процесса в воинской части с целью преодоления проблем в профессиональноличностном развитии в воинском труде) [6, с. 444].

Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников включает в себя выявление и использование субъектного опыта самого военнослужащего-контрактника, раскрытие способов его мышления, повышение его военно-профессиональной мотивации и улучшения качества подготовки военных специалистов, выстраивание индивидуальной траектории профессионально-личностного развития через реализацию образовательной программы по боевой подготовке с учетом личностных и профессиональных потребностей.

Следующее направление по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума - п р о -фессионализация офицерского состава воинской части, рассматриваемая нами как процесс овладения офицерским составом воинской части компетенциями социально-педагогической деятельности по профессионально-личностному росту военнослужащих-контрактников: ценностно-

смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного совершенствования. Данные компетенции офицеру необходимы не только для собственного непрерывного образования и жизнедеятельности, но и для организации социально-педагогической деятельности по профессионально-личностному росту военно-слу-жащих-контрактников в воинской части и в подразделении. Проявляясь в военно-профессиональной деятельности, данные компетенции предоставляют возможность офицеру соотносить собственные знания с постоянно меняющимися ситуациями воинского труда и ориентироваться в социальной военной среде, организовывать в своем воинском подразделении процесс формирования профессионализма у подчиненных военнослужащих-контрактников [4, с. 87-88].

Среди вышеуказанных компетенций выделяется социально-педагогический компонент в целом. Данный компонент охарактеризован нами как социально-педагогическая культура офицерского состава в ее деятельностном характере, выражающая стремление офицера к непрерывному совершенствованию своей социально-педагогической деятельности, выступающая как норма поведения офицера и как комплексная программа его дальнейшего социально-педагогического и духовнонравственного развития [Там же, с. 89].

Офицер современного типа, независимо от специфики выполнения служебных обязанностей, должен обладать высокой социально-педагогической культурой субъекта профессионально-личностного роста воен-нослужащих-контрактников, личности, выражающей качественно новый уровень знаний, умений и навыков руководства, управления и воздействия как непосредственно на своих подчиненных, так и на окружающую действительность, на все сферы функционирования воинской среды; кроме того, быть способным к саморазвитию, самосовершенствованию, самоорганизации в интересах успешного решения задач служебно-боевой деятельности воинского подразделения, воинской части.

Социально-педагогическая культура офицера воинской части, воинского подразделения представляет собой синтез нравственнодуховного и высокого профессионализма, включающего глубокое знание воинского труда, приемов и способов его организации и руководства, глубокие психологопедагогические знания и педагогические

умения в руководстве процессом профессионально-личностного роста подчиненных ему военнослужащих-контрактников; коммуникативной культуры, развитого творческого мышления в целом, социальнопедагогического творчества, методологической и диагностической культуры, фундаментальных человековедческих и культурологических знаний и культуры самосовершенствования; потребности, готовности к профессиональному информационному взаимообмену, создающему развивающее поле, потребности, способности, готовности к общению с сослуживцами и подчиненными и способности испытывать чувство удовлетворения от процесса общения с ними. Сформированность такой социально-педагогической культуры офицера есть социально-педагогический идеал. Процесс формирования у офицерского состава воинской части социально-педагогической культуры основывается на занятиях в системе командирской подготовки, самостоятельной социально-педагогической деятельности, самосовершенствовании.

Третье направление - развитие моти -вации военнослужащих контрактной службы к овладению професси-о н а л и з м о м , по форме представляющей организованную поэтапную целенаправленную активизацию внутренних побуждений (мотивов) военнослужащего-контрактника для усиления профессионально-личностного роста в воинском труде путем преднамеренного создания стимулов (внешних побуждений) [5, с. 338]. По структуре мотивация военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом включает в себя соотношение всех видов побуждений: потребности, мотивы, стимулы, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивационные установки, идеалы, обеспечивающие ее целостность и устойчивость, а также средства их удовлетворения. Мотивация как процесс формирования и реализации совокупности внутренних, побуждающих сил профессионально-личностного роста связана с каждым из этих побуждений. Порознь эти феномены существуют только в абстракции, в действительности они интегрируются в единую систему ценностно-мотивационных факторов социальной активности личности военнослужащего-контрактника и не могут не определять ее характер, содержание и направленность.

По содержанию процесс мотивации военнослужащих включает создание нормативноправовой базы (разработку на государствен-

ном уровне адресных стимулов, направленных на побуждение указанной категории военнослужащих к профессионально-личностному росту и создание условий для их выполнения); информационно-пропагандистскую деятельность как на государственном уровне, уровне органов управления Вооруженными Силами РФ, так и на уровне социума в общем и воинского в частности (изменение общественного мнения и отношения людей, их сознания); социально-педагогическое сопровождение мотивации профессионально-личностного роста (на уровне воинской части, воинского коллектива, микросоциума, отдельной личности); контроль за процессом и результатами профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников. Каждый из названных элементов обладает относительной самостоятельностью, но, находясь во взаимной связи с другими, выполняет вполне определенные общие функции. Взятые в совокупности, они определяют внутреннее содержание процесса, характеризуемого сложным, постоянно меняющимся соотношением разных видов, форм, методов и приемов мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом.

Динамический характер мотивации к овладению профессионализмом у военнослужащих-контрактников (направленность - конкретные мотивы и система осознанных целей, которые ставит перед собой военнослужащий и которых активно достигает в процессе воинского труда, уровень - общественная значимость мотивов, зависящая от того, в какой мере они соотносятся с общественными идеалами, устойчивость - длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям, широта - распространенность на разное количество объектов, целей, сторон процесса профессиональноличностного роста, интенсивность - сила выраженности, оформленности, осознанности и активности побуждений, длительность - распространяемость на большие промежутки времени) обусловливается особенностями этапов реализации модели педагогической деятельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих-контрактников [3].

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены противоречия, которые в современных условиях Вооруженных Сил РФ в определяющей степени оказывают влия-

ние на развитие мотивации военнослужащих-контрактников к профессионально-личностному росту. Основное противоречие состоит в несоответствии между динамикой и сложностью процессов общественного развития, потребностью общества в профессиональной армии, вооруженной защите Отечества, с одной стороны, и характером и уровнем сформиро-ванности мотивов формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников -с другой. В данном противоречии отражено исходное диалектическое противоречие, выступающее движущей силой всякой психической деятельности: между тем, что объективно имеет значение для жизнедеятельности военнослужащего-контрактника и отражается им как субъективно значимое, и действительностью.

Наиболее общую схематическую модель системы противоречий развития мотивации военнослужащих-контрактников к овладению профессионализмом представляем как совокупность трех взаимосвязанных групп противоречий.

Первая группа - общесоциального характера - отражает специфику проявления и функционирования противоречий мотивации профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников на общесоциальном уровне и определяется теми объективными процессами, под воздействием которых она формируется. к их числу относятся противоречие между неустойчивым состоянием общественного сознания российского общества и необходимостью формирования идеалов служения Отечеству; между объективной ролью и предназначением Вооруженных Сил и положением, в котором находится российская армия; между высокой динамикой общественных процессов и несовершенством практики военного строительства.

Вторая группа противоречий - противоречия, определяемые характером и спецификой процессов, протекающих в Вооруженных Силах Российской Федерации, - включает противоречие между возрастающей социализацией личности военнослужащего-контрактника и состоянием системы социальной защищенности военнослужащих данной категории; между ожиданиями военнослужащих-контрактников, основанными на представлениях о воинской службе по контракту, и реальными условиями организации жизни, быта, боевой подготовки и воинской службы; между содержанием и организацией воинского труда военнослужащих-контрактников и потребностью подготовки вы-

сококлассных специалистов-профессионалов; между контингентом военнослужащих-конт-рактников и сложившимися подходами в обучении и воспитании военнослужащих данной категории; между потребностью в эффективном воинском труде и его несовершенной системой материального и морального стимулирования.

Третья группа вскрывает специфику функционирования противоречий мотивации к профессионально-личностному росту военнослужащего-контрактника на личностном уровне, в его сознании и включает противоречия, возникающие в силу неравномерного развития отдельных сторон личности; между потребностями военнослужащего-контрактника и возможностями их удовлетворения; между направленностью и формой проявления запросов личности военнослужащего-контрактника и конкретными возможностями их удовлетворения в данных условиях; самооценкой военнослужащего-контрактника и мнением о нем воинского коллектива, воинской части, командиров и начальников.

Тенденции, которые наметились в ходе развития мотивации у военнослужащих-конт-рактников к овладению профессионализмом, следующие:

1. Совершенствование системы общественных отношений (политических, экономических, социальных), что предполагает совершенствование деятельности государства как системы социальных институтов по максимальному профессионально-личностному росту личности военнослужащего-контрактника и удовлетворению ее потребностей. Мотивационный механизм действия общественных отношений воинского социума на личность военнослужащего-контрактника заключается в действии социальных норм, изменении социального статуса военнослужащего-контрактника, совершенствовании внутренней работы личности над собой, изменении сознания.

2. Совершенствование социальной военной среды существования личности, с тем чтобы военнослужащий-контрактник как личность мог осваивать все богатство социальной действительности и на этой основе формировать широкий спектр общественно ориентированных потребностей, интересов, целей, ценностных ориентаций. Это происходит через совершенствование социально-педагогической инфраструктуры как составной части социальной военной среды воинской части; теоретическую и методическую подготовку командиров и начальников воинских подразделе-

ний и воинских частей в вопросах мотивации военнослужащих-контрактников к формированию профессионализма; совершенствование процесса боевой подготовки и профессиональной деятельности военнослужащих-контрактников.

3. Положительное изменение личностного измерения, стиля жизни военнослужащих-контрактников происходит через совершенствование стимулирования профессиональноличностного роста; создание условий для профессионального самосовершенствования военнослужащих-контрактников.

Еще одно направление по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума - технологи -зация педагогического влияния во -инского социума на формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы, проявляющаяся в оптимальной детально спроектированной деятельности воинского социума воинской части по обеспечению достижения цели (формирование профессионализма):

- диагностирование - выявление совокупности составляющих педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих-контрактников;

- оценивание - качественная и количественная оценка уровней сформированности их профессионализма;

- прогнозирование - составление прогноза - определение возможных перспектив формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников с количественными оценками и указанием определенных сроков его изменения;

- моделирование - разработка в свернутом и ограниченном виде модели педагогической деятельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих контрактной службы;

- проектирование - создание проекта -образа педагогического процесса формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы;

- программирование - создание программы - подробного, детального описания целей и содержания деятельности командиров и начальников воинских подразделений и воинских частей, мероприятий по развитию педагогического потенциала воинского социума для формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы;

- планирование - составление плана реализации вышеуказанной программы;

- реализация - практическое осуществление плана развития педагогического потенциала воинского социума для формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников;

- обратная связь - сопоставление полученных результатов с намеченными целями;

- информационное обеспечение - получение командирами и начальниками воинских подразделений и воинских частей информации о новом состоянии педагогического потенциала воинского социума для формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников.

Данные технологии в своей последовательности, совокупности и взаимосвязи формируют общую структуру, цикл развития педагогического потенциала воинского социума воинской части для формирования профессионализма военнослужащих-контрактников. Такое взаимодействие носит спиралевидный характер при реализации потенциала общей инструментальной системы, эти технологии «перетекают» друг в друга; сменяют друг друга, сохраняя на новом этапе черты старого; обмениваются функциями отдельных внутренних операций [7, с. 92]. Так, педагогический проект - это всегда процесс, который постоянно анализируется, корректируется в ходе реализации [1, с. 70]; планирование может рассматриваться как этап проектировочной деятельности [8, с. 115] (в результате планирования может получиться и простой перечень мероприятий, и стратегический проект, описывающий целостные дидактические процессы [Там же, с. 28]); технология прогнозирования часть своих элементов (операций) заимствует из технологии моделирования; технология же информационного обеспечения распространяется на каждый этап преобразования объекта, проникает своими операциями и проявляется в каждой другой технологии (будь то планирование, прогнозирование или диагностирование); аналогичным образом обратная связь проявляется в каждой технологии, на каждом этапе преобразования объекта [2, с. 218], а получение информации обратной связи становится непрерывным синтетическим процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием. Этот процесс получил название мониторинга, что в переводе с английского означает «непрерывное отслеживание» [9]. В каждой из указанных технологий зримо присутствуют уже и составные части, и элементы последующих технологий. Именно этим обеспечивает-

ся их преемственность, взаимосвязь. Именно поэтому, анализируя ту или иную технологию, командир или начальник воинского подразделения или воинской части всегда может выделить составные части и элементы (операции, приемы, процедуры, методы) и предшествующих и последующих технологий.

Представленные основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума могут быть полезны при разработке методик, программ, форм учебно-воспитательной работы в воинском социуме и их технологичности в функционировании, а также служить определенными рекомендациями командирам, начальникам, офицерам всех управленческих категорий и воспитательных структур Вооруженных Сил РФ по активизации деятельности, направленной на формирование профессионализма военнослужащих-контрактников в условиях воинского социума.

Литература

1. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация : моногр. Волгоград : Перемена, 1999.

2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ : учеб. пособие. М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Митрахович В.А. Модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2010. №4(48). С. 32-36.

4. Митрахович В.А. О профессионализации офицеров // Вестн. Орл. гос. ун-та. Сер. : Нов. гума-нит. исследования. 2011. №6(20). С. 87-91.

5. Митрахович В.А. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2012.

6. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Учен. зап. Орл. гос. ун-та. Сер. : Гуманит. и соц. науки. 2011. № 6(44). С. 439-446.

7. Митрахович В.А. Технологии развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Орл. гос. ун-та. Сер. : Нов. гуманит. исследования. 2011. №5(19). С. 88-93.

8. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий : моногр. Волгоград : Перемена, 2006.

9. Монахов В.М. Информатика: сов.-болг. учеб. Вып. 1. Экспериментальные учебные матери-

алы / под ред. П.Х. Бырнева, В.М. Монахова. М. : НИИ СИМО АПН СССР, 1988.

* * *

1. Kryukova E.A. Lichnostno-razvivayuschie obrazovatelnyie tehnologii: priroda, proektirovanie, realizatsiya : monogr. Volgograd : Peremena, 1999.

2. Lipskiy I.A. Sotsialnaya pedagogika. Me-todologicheskiy analiz : ucheb. posobie. M. : TTs Sfera, 2004.

3. Mitrahovich V.A. Model realizatsii peda-gogicheskogo potentsiala voinskogo sotsiuma po razvitiyu professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoy sluzhbyi // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2010. №4(48). S. 32-36.

4. Mitrahovich V.A. O professionalizatsii ofitserov // Vestn. Orl. gos. un-ta. Ser. : Nov. gumanit. issledovaniya. 2011. №6(20). S. 87-91.

5. Mitrahovich V.A. Pedagogicheskaya kon-tseptsiya formirovaniya professionalizma voen-nosluzhaschih kontraktnoy sluzhbyi v usloviyah voinskogo sotsiuma : dis. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 2012.

6. Mitrahovich V.A. Pedagogicheskoe sop-rovozhdenie formirovaniya professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoy sluzhbyi // Uchen. zap. Orl. gos. un-ta. Ser. : Gumanit. i sots. nauki. 2011. № 6(44). S. 439-446.

7. Mitrahovich V.A. Tehnologii razvitiya pedagogicheskogo potentsiala voinskogo sotsiuma v formirovanii professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoy sluzhbyi // Vestn. Orl. gos. un-ta. Ser. : Nov. gumanit. issledovaniya. 2011. №5(19). S. 88-93.

8. Monahov V.M. Vvedenie v teoriyu pedagogicheskih tehnologiy : monogr. Volgograd : Peremena, 2006.

9. Monahov V.M. Informatika: sov.-bolg. ucheb. Vyip. 1. Eksperimentalnyie uchebnyie materialyi / pod red. P.H. Byirneva, V.M. Monahova. M. : NII SIMO APN SSSR, 1988.

Basic directions in providing the efficiency of formation of professionalism of contract service men in the conditions of military society

There are reveled the basic directions in providing the effective formation of professionalism of contract service men in the conditions of military society. The article is aimed at a wide range of readers who are interested in the issues connected with the use of pedagogic potential in the educational experience of various types of society.

Key words: professionalism of contract service men, pedagogic potential of military society, pedagogic orientation, professional orientation, motivation development, technology orientation.

(Статья поступила в редакцию 13.05.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.