Научная статья на тему 'Структура профессионализма военнослужащего'

Структура профессионализма военнослужащего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1460
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ ТРУД / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / MILITARY WORK / PROFESSIONALISM OF A MILITARY MAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

Раскрываются структура профессионализма военнослужащего, критерии и показатели его сформированности, что представит интерес для интересующихся вопросами, связанными с формированием и развитием профессионализма в различных видах социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the structure of professionalism of a military man, the criteria and signs of its development, which is of interest to those who are interested in the issues of formation and development of professionalism in various types of society.

Текст научной работы на тему «Структура профессионализма военнослужащего»

известия вгпу

17. Wheeler C.W., Charatanaphong P., Kunarak P. Improving basic education through collaboration and cooperation: School Clusters in Thailand. Paper presented at the IIEP programme collaborating for Educational Change in Jakarta, Indonesia, 28 May-1 June 1991.

18. workshop Papers to rehabilitate Pedagogical Resources Centers in Eritrea. MOE, (2004) workshop.

Значение педагогических ресурсных центров в Эритрее

Рассматривается роль педагогических ресурсных центров, которые служат потенциально эффективной базой для педагогической подготовки. Успешность ресурсных центров во многом зависит от работоспособности человека и вложенных ресурсов; при отсутствии таковых нельзя ожидать улучшений в работе и оставаться системами поддержки.

Ключевые слова: институционализация, заинтересованная сторона, интервенция, обязательство, непрерывное профессиональное развитие центра.

(Статья поступила в редакцию 10.12.2015)

В.А. МИТРАХОВИЧ (Знаменск Астраханской области)

структура профессионализма военнослужащего

Раскрываются структура профессионализма военнослужащего, критерии и показатели его сформированности, что представит интерес в отношении вопросов, связанных с формированием и развитием профессионализма в различных видах социума.

Ключевые слова: воинский труд, профессионализм военнослужащего.

Современные условия, в которых военнослужащим приходится выполнять обязанности по предназначению, требуют высокой ответственности, отличаются сложностью, напряженностью, экстремальностью. Защита Российской Федерации требует наличия у военнослужащего любой категории специальных знаний и соответствующей квалифика-

О Митрахович В.А., 2015

ции, развитых профессионально-личностных качеств, необходимых для воинского труда, осознания его смысла, специфических ценностных ориентаций, идеалов.

В связи с этим актуализируется вопрос о структуре профессионализма военнослужащих, критериях и показателях его сформиро-ванности. Данные знания могут стать ценным подспорьем для командиров и начальников всех звеньев управления в правильном и эффективном выстраивании целостного педагогического процесса формирования профессионализма у военнослужащих в условиях воинского труда.

Воинский труд определяется как «осознанное целенаправленное исполнение военнослужащим своего воинского долга, в процессе которого он реализует себя как субъект военно-профессиональной деятельности, повседневных отношений и личностно-профессионального развития и, оптимально используя предметы и средства этого труда (вооружение и военную технику), обеспечивает эффективное получение совокупных результатов военной службы» [4, с. 46].

«воинский труд является частным случаем профессиональной трудовой деятельности. Это подтверждает наличие в нём всех элементов, определяющих последнюю: людей, занятых трудом; предмета труда; средств труда; продукта труда, обладающего специфической потребительской стоимостью, которая делает существование армии необходимым обществу; стоимости труда; содержания и характера труда» [6, с. 133].

«Воинский труд, являясь одной из разновидностей труда, выполняется в специфических условиях. Он составляет основу военной службы в Российских Вооружённых Силах. Этот труд осуществляется отдельными военнослужащими и воинскими коллективами на материальной основе, создаваемой усилиями всего общества, и отличается ярко выраженной военно-профессиональной направленностью» [4, с. 90].

В воинском труде военнослужащий формирует и отстаивает собственную позицию как профессиональный защитник Отечества, самобытная индивидуальность, компетентный исполнитель военной службы. При этом он добивается высоких результатов на основе сложившейся практики и инвариантных возможностей.

По мнению Ю.Г. Спицына, «воинский труд, как целесообразная деятельность лю-

дей, направлен на создание материальных и иных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом. Несомненно, что он играет решающую роль в достижении определённого уровня результативности общественного труда. При этом значение его определяется конечным результатом (продуктом), который выступает в форме услуги. Следовательно, военные являются производителями специфической услуги, заключающейся в вооружённой защите государства» [6, с. 130].

Особенности воинского труда солдата, сержанта, прапорщика, офицера или генерала во многом определяются не только реальными условиями, но и системой регламентации. Среди них важное место занимают профессиональные принципы и нормы. Они базируются на гуманистических общечеловеческих ценностях, нормативных государственных требованиях, целях и задачах военной службы, личностных потребностях и интересах конкретного военнослужащего [5, с. 13].

Междисциплинарный анализ научной литературы (В.Н. Гришай, A.A. Бодалев, В.А. Бодров, A.A. Деркач, М.А. Дмитриева, С.А. Дру-жилов, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Г. Михайловский, Ю.П. Пова-ренков, А.Р. Фонарёв, В.А. Цвык, В.В. Юкля-нюк и др.) позволил определить профессионализм военнослужащего как акмеологическую интегральную профессионально-личностную характеристику, обусловливающую продвижение военнослужащего к собственной вершине в воинском труде, формирующуюся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума, что приводит к целостному развитию личности военнослужащего, профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективной, творческой в любых условиях и ситуациях.

Профессионализм военнослужащего, являясь свойством конкретного военнослужащего-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, субъектность, одновременно реализуется как качество «надындивидуальное», поскольку формируется под воздействием воинского социума, его педагогического потенциала, с учётом профессиональных требований всей системы воинской службы и обеспечивает её воспроизводство, сохранение и развитие в воинском социуме. В этом случае можно говорить об индивидуальном и групповом развитии воинского профессионализма.

Индивидуальное развитие военнослужащего-профессионала - это процесс приобретения индивидуальной военно-профессиональной квалификации и индивидуального военно-профессионального опыта по соответствующей военно-учётной специальности, развитие личности военнослужащего, военного профессионала. Развитие военно-профессиональной группы - это приобретение военнослужащими профессиональной сплочённости, сработанности, коллективного стиля военно-профессиональной деятельности. Таким образом, профессионализм военнослужащего выступает основным гарантом успеха его воинского труда и критерием развития воинского социума.

Основными функциями профессионализма в структуре личности военнослужащего являются: ценностно-смысловая, определяющая роль ценностей и смыслов профессионализма военнослужащего; коммуникативная, обеспечивающая повседневные отношения военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе военно-профессиональной деятельности; нормативная, ориентированная на решение военно-профессиональной задачи по применению нормативно одобряемого способа военно-профессиональной деятельности, ее развития за счет индивидуального ее обогащения; преобразовательная, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих в данной системе отношений и отвечающая за процесс преобразования субъекта воинского труда; результативная, характеризующая результативность внешнего проявления профессионализма военнослужащих в данной системе отношений.

Функции профессионализма в своей совокупности отражают процесс продвижения военнослужащего к собственной вершине в воинском труде в условиях воинского социума, что приводит к целостному развитию личности военнослужащего, его самосовершенствованию.

Функции позволяют определить структурные компоненты профессионализма военнослужащего. так, результативная и нормативная функции позволяют обнаружить деятель-ностный компонент - владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Данный компонент расценивается нами в качестве ведущей стороны воинского труда и выражается в синтезе целенаправленных взаимосвязанных предписанных действий конкретного военнослужащего, т.е. в процессе реализации им конкретных профессиональных знаний, умений, навыков, функций и должностных обязанностей, соответствующих его военно-учётной специальности, выполнения служебно-профессиональных распоряжений, рациональной организации своей военно-профессиональной деятельности.

Совпадение выдвигаемых военно-профессиональных целей и задач воинского труда с личностными интересами, позициями и качествами военнослужащего выступает принципом и условием продуктивности их реализации. Этим достигается совпадение мотивации профессиональных достижений, самосовершенствования и потребностей в военно-профессиональной деятельности, а также чёткое определение перспективных и текущих целей своей военно-профессиональной деятельности.

Профессионализм военно-профессиональной деятельности складывается из степени осознания социальной значимости своей профессии, понимания ее предназначения, миссии, избрания деятельности по защите Отечества постоянным занятием, обращения этого занятия в профессию; профессиональных знаний, профессиональных умений, навыков и степени их реализации в военно-профессиональной деятельности; высокой эффективности, достижения высоких и стабильных результатов; владения несколькими видами военно-профессиональной деятельности (военно-учётными специальностями) в рамках профессии; профессионального сознания (осознание максимального числа признаков военно-профессиональной деятельности - предмета, средств, результата воинского труда); профессионального мышления, интуиции, самостоятельности в решении задач воинской деятельности; оптимальной психологической цены результата, отсутствия усталости и перегрузки при выполнении учебно-боевых задач; психологических качеств; профессиональной позиции военнослужащего. Всё это служит важным оценочным основанием для определения уровня профессионализма военно-профессиональной деятельности.

Содержание данного компонента профессионализма не является «застывшим» образованием. О профессионализме деятельности во-

еннослужащих можно говорить только тогда, когда их система знаний, умений и навыков постоянно пополняется и обогащается, когда расширяется диапазон решаемых учебно-боевых задач, когда постоянно растёт эффективность военно-профессиональной деятельности, а сама она приобретает всё более творческий характер. Развитие данного компонента может осуществляться различным образом - в виде самостоятельной работы военнослужащих, путём их переподготовки или доподготовки, освоения смежных военно-учётных специальностей и др.

Функции преобразовательная, ценностно-смысловая и коммуникативная позволяют обнаружить личностный компонент - системообразующий для всех компонентов профессионализма военнослужащего. Данный компонент выражается в личностно-профессиональном развитии субъекта воинского труда до уровня профессионала, что возможно только при наличии продуктивной «Я-концепции», основу которой составляют представления о самом себе, отличающиеся различной степенью адекватности: Я реалистичное в настоящем времени; Я идеальное (т.е. каким субъект стремится быть, ориентируясь на моральные нормы); Я динамическое (каким намерен стать в будущем в процессе своего развития); Я фантастическое (каким желал бы стать, если это оказалось бы возможным) [1, с. 123-124]; в наличии у военнослужащего, военного профессионала совокупности личностных качеств (общих социальных качеств; индивидуальных, характеризующих его профессионала, как человека; специфических, непосредственно детерминированных его профессиональной подготовкой и деятельностью, отражающих характерные особенности военной профессии и военно-учётной специальности); в совокупности общих и военно-специальных знаний (общего уровня интеллекта, компетентности в своей профессии и военно-учётной специальности, знания нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность военнослужащего в различных видах служебно-боевой деятельности); в склонности к военно-профессиональной деятельности; в мотивации продвижения военнослужащего к вершинам профессионализма в ратном труде; в социально-ценностной «Я-концепции», которую военнослужащий успешно реализовы-вает и оценивает; в интересе к воинскому труду и его результатам (знании о собственном развитии, условиях и факторах продуктивности военной службы и достижения вершин со-

вершенства в своей военно-учётной специальности).

Профессионализм личности военнослужащего складывается из совокупности психологических ресурсов, основа которых - творческий потенциал, ценностные и мотивационно-деятельностные особенности (военно-профессиональное самосознание, направленность, стиль воинского труда); умений в любых условиях следовать своей позиции, обусловленной непреходящей значимостью воинского труда, развивать и реализовывать способности и творческий потенциал, добиваться оптимальности всех сторон воинского труда; активности в самосовершенствовании (ярко выраженный осознанный характер, критичность отношения к себе, адекватность самооценки уровня своего развития, целенаправленной работы в самосовершенствовании, активно-деятельностном поведении, самоутверждении, военно-профессиональной направленности на самосовершенствование); стремления к профессиональному росту.

Функции коммуникативная и нормативная позволяют определить коммуникативный компонент - познание, обмен информацией или удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей, основанные на принятом в воинском социуме нормативном взаимодействии военнослужащих в процессе выполнения служебно-боевых задач военно-профессиональной деятельности и обеспечивающие ему взаимосвязи в воинском коллективе. Данный компонент выражается в системе нормативной регуляции, побуждающей как в индивидуальном плане, так и в групповом постоянно придерживаться эталонов и стандартов поведения, взаимоотношений (формальных и неформальных), принятых в воинском социуме; в знаниях о повседневных отношениях в современном воинском коллективе; в умениях и навыках общения (способность слушать, понимать, принимать военнослужащих и убеждающе действовать на них, обеспечивать свою психологическую безопасность, условия для самореализации личности, владение оптимальным стилем общения); в качествах личности (эмпатия, коммуникабельность, доступность, толерантность, искусство убеждать, способность поддерживать открытую обратную связь, авторитетность, соответствие должностному статусу); в профессиональной позиции (гуманизм, социально-ценностная ориентация, служебная этика, психолого-педагогическая компетентность).

Профессионализм общения военнослужащего, военного профессионала складывается

из реализации «Я-концепции», адекватность которой позволяет ему сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программу профессионального развития и саморазвития, выстроить гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений в воинском коллективе; морально-психологической готовности к действиям в любых условиях и ситуациях как в составе воинского подразделения, так и единолично; из его личной и коллективной воинской дисциплины; его достижений в военной службе и собственном развитии как личности, как субъекта воинского труда, как индивидуальности.

Представленные структурные компоненты взаимосвязаны и в целостном единстве призваны выполнять функции профессионализма. Их знание позволяет представить полифункциональную характеристику профессионализма военнослужащего. Понимание военнослужащим всех компонентов помогает ему определить перечень знаний, востребованный на практике для продуктивного решения проблемы продвижения к вершине в воинском труде.

Анализ научной литературы [2; 3; 4], руководящих документов органов военного управления, практика воспитательной работы позволяют выделить следующие критерии профессионализма военнослужащих: военно-профессиональная деятельность; повседневные отношения, личностно-профессиональное развитие; оптимизация всех сторон воинского труда; совокупные результаты воинского труда. Выделенные критерии свидетельствуют, что профессионализм можно рассматривать как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень её продуктивности, успешности, и как системное качество её субъекта, отражающее его возможности реализовать заданные нормативы деятельности.

Показатели эффективности воинского труда военнослужащего объединяют множество характеристик решаемых им военно-профессиональных задач, этапов и всех сторон воинского труда в соответствии с его военно-учетной специальностью. в их состав включаются и те требования, которые дают возможность всесторонне оценить и самого субъекта, и его перспективные состояния: военно-профессиональные знания, профессиональные навыки и умения, специфические психологические качества, военно-профессиональные позиции, акмеологические инварианты.

так, военно-профессиональные знания представляют собой объективно необходимые

общие и военно-профессиональные сведения, усвоенные и востребованные в практической деятельности военнослужащих. Они составляют основу для дальнейшего формирования профессиональных умений, навыков, специфических психологических качеств, профессиональных позиций при задействовании избранной модели, алгоритма и технологий достижения результатов воинского труда. Знания высших уровней лежат в основе высокой профессиональной компетентности. Наличие твёрдых и глубоких знаний делает военнослужащего готовым к овладению высоким уровнем профессионализма [4, с. 87].

Профессиональные навыки и умения предполагают действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии воинского труда и включают обширный арсенал действий военнослужащего по выполнению задач военной службы [2, с. 441].

Специфические психологические качества выражают сформированность всех компонентов психики военнослужащих - процессов, свойств, образований, состояний, необходимых для успешного осуществления воинской деятельности. Они позволяют военнослужащему реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей. Их характер определяется особенностями условий и действием факторов военной службы [3, с. 205].

Акмеологические инварианты военнослужащего представляют собой такие компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают его активность, инициативу и творчество в достижении возможно более высоких результатов в воинском труде, но которые, как правило, ранее не были востребованы. В их числе - детерминанты, определяющие продвижение военнослужащего к собственным вершинам в воинском труде: развитая способность к прогнозированию, предвидению, проницательность, личностные притязания, постоянная включенность в процесс принятия решения, мотивация достижения, развитая саморегуляция, самооценка и др. [Там же].

Профессиональные позиции военнослужащего - это его устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (нереализуемые, частично

реализуемые) в воинском труде. Они включают общесоциальный, военный и военно-профессиональный аспекты [там же].

Каждый из указанных показателей профессионализма имеет свою отдельную специфику по каждому из оцениваемых критериев. например, по отношению к военно-профессиональной деятельности профессиональная позиция определяет ориентации военнослужащего, его место и роль в ней. Позиция выступает своего рода мерой осознания данной деятельности как социально значимой ценности, принятия военной службы в качестве жизненно важного приоритета. И если практические действия выступают показателем степени принятия военнослужащими военно-профессиональной культуры, то в профессиональной позиции фокусируются основные личные интересы и интересы службы, определяется степень их интеграции с личностными и коллективными ориентирами.

По отношению к повседневным отношениям профессиональная позиция военнослужащего выступает базой и главным вектором, определяя характер и результаты общения. такие характеристики профессиональной позиции, как гуманизм, социально-ценностная ориентация, военно-профессиональное самосознание и направленность, психолого-педагогическая компетентность, стиль руководства и общения, служебная этика, обеспечивают успех в труде и дают возможность творчески разрешать противоречия, возникающие при реализации принципов единоначалия и субъект-субъектных отношений.

Военно-профессиональные знания, умения, навыки, военно-профессиональные позиции, специфические психологические качества и акмеологические инварианты формируются и проявляются неодинаково по значимости, удельному весу, применению и другим параметрам. Все они находятся в диалектическом взаимодействии и развитии. Поэтому закономерно, что военнослужащий-профессионал успешно служит Отечеству, продуктивно осуществляет воинскую деятельность, строит отношения в воинском коллективе в соответствии с уставами и нравственными принципами, наращивает и реализует свой творческий потенциал, а также достигает результатов, соответствующих целям и задачам военной службы и собственным потребностям.

такой принцип классификации критериев и показателей профессионализма характеризует, прежде всего, соответствие ин-

педагогика детства

дивидуального развития военнослужащего-профессионала и военно-профессиональной группы задачам военно-профессиональной деятельности и требованиям воинского социума и даёт возможность объективно и всесторонне оценивать готовность и способность военнослужащего выполнять свои обязанности.

Обоснованные в данной статье структурные компоненты, критерии и показатели профессионализма военнослужащих помогут командирам и начальникам всех управленческих звеньев правильно и эффективно выстраивать педагогический процесс формирования профессионализма у военнослужащих.

Structure of professionalism of a military man

There is described the structure of professionalism of a military man, the criteria and signs of its development, which is of interest to those who are interested in the issues of formation and development of professionalism in various types of society.

Key words: military work, professionalism of a military man.

(Статья поступила в редакцию 25.11.2015)

список литературы

1. Деркач A., Зазыкин Б. Aкмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.

2. Боенная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.

3. Боенная психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. ПА. Корчемного, Л.Г. Лаптева, Б.Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998.

4. Боннский труд: наука, искусство, призвание: монография / отв. ред. акад. МЛДН Л.Г. Лаптев, доц. Р.Б. Маркитан, И.Е. Хоменко. М.: Совершенство, 1998.

5. Митрахович БА. Профессионализм военнослужащих контрактной службы: сущность, процесс формирования: монография. СПб.: Изд-во «ЛЕМД», 2011.

6. Спицын Ю.Г. Боенный социум и образование как фактор национальной безопасности России:

дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 1999.

* * *

1. Derkach A., Zazykin V. Akmeologija: ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2003.

2. Voennaja pedagogika: uchebnik dlja vuzov / pod red. O.Ju. Efremova. SPb.: Piter, 2008.

3. Voennaja psihologija i pedagogika: ucheb. posobie / pod red. P.A. Korchemnogo, L.G. Lapteva, V.G. Mihajlovskogo. M.: Sovershenstvo, 1998.

4. Voinskij trud: nauka, iskusstvo, prizvanie: monografija / otv. red. akad. MAAN L.G. Laptev, doc. R.V. Markitan, I.E. Homenko. M.: Sovershenstvo, 1998.

5. Mitrahovich V.A. Professionalizm voenno-sluzhashhih kontraktnoj sluzhby: sushhnost', process formirovanija: monografija. SPb.: Izd-vo «LEMA», 2011.

6. Spicyn Ju.G. Voennyj socium i obrazovanie kak faktor nacional'noj bezopasnosti Rossii: dis. ... d-ra sociol. nauk. SPb., 1999.

педагогика детства

с.в. огородникова

(киров)

специфика музейно-педагогической деятельности в воспитании сельских школьников

Характеризуются объективные условия сельской среды, определяющие специфику музейно-педагогической деятельности, и особенности музейно-педагогической деятельности в воспитании учащихся сельских школ. Особое место отводится возможностям использования ресурсов агропредприятия, в зоне функционирования которого находится школьный музей.

Ключевые слова: музейно-педагогическая деятельность, сельский социум, воспитание учащихся, ресурсы агропредприятия в развитии музея и воспитании сельских школьников.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритеты государственной политики в области воспитания. Одним из них является формирование у детей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В стратегии указывается на важность приобщения детей к культурному наследию, создания условий для доступности музейной культуры, развития музейной педагогики [7].

Многие представители педагогической общественности, в том числе в условиях

О Огородникова С.Б., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.