Научная статья на тему 'Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы'

Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

УДК 37.013.42 В. А. Митрахович*

Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы

В статье раскрываются нормативно-педагогические положения, определяющие развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с использованием педагогического потенциала в воспитательной практике в различных видах социума.

Ключевые слова,: педагогический потенциал, воинский социум, профессионализм, военнослужащие контрактной службы.

VA. Mitrakhovich*. The principles of realization pedagogical potential of military society in the development of professionalism of military men of contract service.

The set of the normative and pedagogical positions, determined the development of pedagogical potential of military society in the formation of professionalism of military men of contract service is revealed in this article. It’s intended for the broad audience of readers who are interested in questions, connected with the use of pedagogical potential in the educational practice in various kinds of society.

Keywords: pedagogical potential, military society, professionalism of military men.

Актуальность нашей статьи связана с необходимостью определения нормативно-педагогических положений, определяющих развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Данные положения позволят командиру и начальнику воинского подразделения:

— в комплексе представить основы процесса профессионально-личностного роста военнослужащего-контрактника;

— ясно осознать свою роль в процессе формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников и четко определить свое место в военно-педагогической работе с подчиненными;

— научно, рационально и творчески строить свою деятельность по формированию профессионализма у военнослужащих указанной категории.

Педагогический потенциал воинского социума есть атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых актуально или может быть направленно на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума полка при определенных педагогических средствах и условиях. При этом основной целью выступает профессионализм военнослужащих-контрактников.

Сущностными характеристиками воинского социума являются: историческая преемственность, социокультурность, системность и социоструктурность, полисферность, институциональность, организационность, стратификационность, ментальность, нормативно-правовая обусловленность, традиционность, ритуальность. Указанные характеристики взаимосвязаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, являются не иерархически соподчиненными, а рядоположными, т.к. одновременно, в своей совокупности обеспечивают социально-педагогическую деятельность всех его элементов и устремлены к личности военнослужащего и ее развитию в социальной военной среде.

Педагогический потенциал воинского социума характеризуется нами как сложно и системно организованный социальный феномен, в структуре которого выделяются три составляющие: обучающая (обеспечивает военнослужащим контрактной службы овладение системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний, навыков, умений и личностно-деятельностных качеств, необходимых им для выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, существующими требованиями и обеспечивающих эффективные

* Митрахович, Вячеслав Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин. Подполковник, старший научный сотрудник. Филиал Астраханского государственного университета в г. Знаменске Астраханской области. Россия, 416550, г. Знаменск, Астраханской области, ул. Янгеля д. 4-б, кв. 22. Тел. 8-(85140) 2-16-57; мб. 8-905-362-37-24. E-mail — V_mitrakhovich@mail.ru.

* Mitrakhovich, Vyacheslav Alexandrovich. Ph. D. in Pedagogy, reader sub-faculty of Pedagogic, Psychology and Humanitarian science at the branch, lieutenant-colonel, senior research worker military regiment Znamensk Astrakhan region. The Astrakhan State University in Znamensk Astrakhan region. Russia, 416550, Znamensk, Astrakhan region, st. Yangelya h.4-b, fl. 22.

практические действия в любой обстановке), воспитывающая (обеспечивает военнослужащим-контрактникам боевые, волевые, нравственные и другие качества, отношения, взгляды, убеждения, способы поведения защитника Отечества, военного профессионала и высоконравственной личности) и развивающая (обеспечивает военнослужащим-контрактникам накопление количественно-качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической, военнопрофессиональной деятельности и личностные качества).

Основное содержательное наполнение указанных составляющих происходит за счет сущностных характеристик воинского социума, которые проявляются в функциях педагогического потенциала воинского социума: нормативной самореализации, ценностного самоутверждения и смыслового самоопределения. Так, обучающая составляющая реализует функцию нормативной самореализации личности и соответствует таким сущностным характеристикам, как историческая преемственность, традиционность, ритуальность, нормативно-правовая обусловленность. Воспитывающая составляющая реализует функцию ценностного самоутверждения в военно-профессиональной деятельности и соответствует таким сущностным характеристикам, как социокультурность, полисферность, институциональность, ментальность. Развивающая составляющая реализует функцию смыслового самоопределения в военной профессии и соответствует таким сущностным характеристикам, как системность и социоструктурность, организационность, стратификационность.

Все три функции педагогического потенциала воинского социума находятся в сложно переплетающихся связях, интегрируясь и взаимно проникая друг в друга. В совокупности они отражают процесс профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников.

Под профессионализмом военнослужащего контрактной службы нами понимается интегративное качество, свойство личности, социальное явление, определяющее продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующееся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума. Результат — целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях.

Основными функциями профессионализма являются: преобразовательная, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений и отвечающая за процесс преобразования субъекта воинского труда; результативная, характеризующая результативную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений; нормативная, ориентированная на обеспечение решения военно-профессиональной задачи по производству, сохранению и развитию нормативно одобряемого способа военно-профессиональной деятельности, ее развития за счет индивидуального обогащения; ценностно-смысловая, определяющая роль ценностей и смыслов военного профессионализма военнослужащего-контрактника; коммуникативная, обеспечивающая реализацию действий, связанных с осуществлением повседневных отношений военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе выполнения военно-профессиональной деятельности.

В структуре профессионализма указанной категории военнослужащих выделяются структурные компоненты: деятельностный — владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; личностный — определяющий его сущность и соответствие высокому призванию быть системообразующим приоритетом во взаимосвязях всех компонентов профессионализма военнослужащего-контрактника; коммуникативный — основанное на принятых в воинском социуме нормах взаимодействие военнослужащего-контрактника с другими военнослужащими в процессе выполнения служебно-боевых задач военно-профессиональной деятельности, обеспечивающее ему взаимосвязи в воинском коллективе, познание, обмен информацией или удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей.

Объективным основанием в определении принципов реализации педагогического потенциала воинского социума являются сущностные характеристики воинского социума и составляющие его педагогического потенциала. Кроме того, при определении принципов («принцип» от лат. ргтаршш — начало, основа) реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у контрактников нами учитывался тот факт, что:

— во-первых, принцип — основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действию; центральное понятие, представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный принцип абстрагирован1; выступает связующим звеном, «выполняет роль посредника между абстрактным характером закономерности и конкретностью практики»2, соединяющим закономерности с педагогической деятельностью;

— во-вторых, принцип как педагогическая категория имеет следующие характеристики: а) это общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах...3; б) это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения цели, норма деятельности; в) вытекает из понимания закономерностей и противоречий воспитательного процесса, постоянного соотношения определенного круга явлений; г) это внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, принятое как руководящая идея,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

способ восприятия определенного круга явлений; д) распространяется на определенную ограниченную область явлений или процессов; е) действует в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга; в разных системах один и тот же принцип может получать разное значение4;

— в-третьих, учитывался тот факт, что природа принципа дуалистична5: по своему содержанию и происхождению он объективен, т.к. является теоретическим обобщением военно-педагогической практики и возникает из опыта практической деятельности (именно поэтому он становится руководящим положением, которое регулирует деятельность командиров и начальников различного уровня в процессе формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников), а по форме существования носит субъективный характер, т.к. он отражается в сознании офицера, военного педагога с различной степенью полноты и точности;

— в-четвертых, принципы конкретизируются в правилах и требованиях педагогической деятельности, которые составляют уровень конкретизации нормативного знания и звено в цепочке, связывающей педагогическую науку и практику образования6.

Принципы как регуляторы задают «русло» протекания процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности. Иначе говоря, они рассматриваются как доминанты бытия педагога, заповеди, определяющие смысл и содержание его деятельности, обеспечивающие его выбор из вариантов профессионального поведения в ключевых бытийных позициях педагогического взаимодействия. Цепочка этих выборов и определяет динамику становления человеческого качества в ситуациях воспитания, стиль педагогической деятельности, структуру содержания воспитания7.

Таким образом, принципы как исходные педагогические положения разрешают противоречие между теоретической сущностью закономерностей и конкретностью практики, определяя содержание, регулируя организацию военно-педагогического процесса, методы, средства, приемы и организационные формы образования, способы анализа его результатов и реализуются в виде требований и педагогических правил. Именно этим обстоятельством обусловлена их нормативная роль.

Анализ научной литературы, опора на ранее проведенные исследования, использование выводов собственного исследования позволили нам отобрать принципы реализации педагогического потенциала воинского социума полка в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы. При этом в определении названия принципов мы не старались быть оригинальными, поскольку в образовательной практике давно сложились традиционные, общепринятые и понятные названия принципов: обучения, воспитания и развития военнослужащих-контрактников, каждый из которых направлен на реализацию составляющих педагогического потенциала воинского социума: обучающей, воспитывающей и развивающей соответственно.

Так, принцип обучения направлен на реализацию офицерами и командирами всех уровней обучающей составляющей. Данный принцип определяет взаимосвязь всех сторон учебно-воспитательного процесса как системы: содержание, организацию, методику и общую направленность процесса обучения военнослужащих-контрактников. Основными требованиями и правилами реализации рассматриваемого принципа являются:

— социальная обусловленность и научность (предполагает ясное и четкое понимание командирами всех уровней социальной значимости формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников; способствование поддержанию и повышению престижа профессионализма в воинском социуме; научную организацию занятий и учений, проявление нетерпимости к недостаткам в учебном процессе; изложение учебных материалов с позиций последних достижений науки, техники; изложение и всестороннее изучение материалов, явлений военного дела, оружия и боеприпасов в развитии и во взаимосвязи);

— практическая направленность (предполагает знание, строгое и точное руководство требованиями и положениями общевоинских уставов, документов различной юридической силы органов военного управления; соблюдение и обеспечение на практике единства уставных требований ко всем военнослужащим в воинском подразделении и воинской части со стороны всех категорий начальников; максимальное приближение учебной обстановки к боевой, обучение военнослужащих в условиях контролируемого риска, недопущение упрощений и послаблений; строгое соблюдение порядка отбора содержания обучения и последовательность прохождения тем различных видов боевой подготовки; соблюдение технологии овладения военнослужащими знаниями, навыками и умениями; объективную оценку уровня подготовленности каждого военнослужащего и коллектива подразделения в целом; сочетание теоретических и практических методов и форм обучения, использование в каждом конкретном случае наиболее эффективных из них, чтобы добиться профессионального овладения каждым военнослужащим-контрактником своей военно-учетной специальностью; поиск и анализ информации о развитии как отечественной, так и зарубежной военной техники и вооружений; изучение военной истории);

— целенаправленность, систематичность и последовательность (предполагает четкую направленность, плановость и организацию всех учебно-воспитательных мероприятий по формированию профессионализма, недопущение стихийности, самотека в отборе и использовании путей и средств, форм, приемов и методов решения образовательных задач; высокий уровень организации обучающих воздействий; целесообразный выбор средств, методов, форм и приемов обучения; формирование у контрактников положительного отношения к овладению профессиональными знаниями, навыками и умениями; соблюдение логики учебного процесса; системное и последовательное распределение

изучаемого материала по периодам обучения; сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения; использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логической подачи учебного материала; организацию и проведение внутрипредметных и межпредметных содержательных и методических связей; руководство самостоятельной подготовкой военнослужащих, знание их успехов и недостатков; повышение у контрактников чувства ответственности за результаты учебы, стимулирование их стремления к самообучению, самоконтролю и самокоррекции);

— доступность и высокийуровень трудности (предполагает знание уровня подготовленности обучаемых, степень их умственного и физического развития, состояния здоровья; отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуального уровня подготовленности; использование жизненного опыта, знаний, умений и навыков, как отдельного военнослужащего, так и коллектива (группы, экипажа, расчета) как основу при изучении нового материала; соблюдение соответствия программ профессиональной подготовки количеству времени, отведенного на их изучение; теоретическую и практическую подготовку каждого командира (и младших командиров в т.ч.), привлекаемого к проведению занятий по соответствующим военно-учетным специальностям, их психологопедагогическую и методическую подготовленность к проведению учебно-воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками, педагогическую культуру);

— сознательность, активность и самостоятельность (предполагает требование понимания каждым военнослужащим-контрактником значимости формирования профессионализма; формирование осознанного положительного отношения военнослужащих-контрактников к учебному процессу; развитие творческих основ учебного процесса, в котором традиционные подходы сочетались бы с инновационными решениями; поддержку активности и творческих начинаний обучаемых; создание условий, укрепляющих престижность профессионализации личного состава; применение активных и интенсивных методов обучения с использованием наглядности и технических средств; включение в процесс профессиональной подготовки и деятельности военнослужащих-контрактников элементов состязательности в борьбе за точность и полноту выполнения нормативов, поддержание духа соревновательности; обучение военнослужащих эффективным методам и приемам самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыков, умений; включение контрактников в деятельность по взаимообучению; повышение ответственности военнослужащих-контрактников за приобретение профессиональных знаний, навыков и умений, их качество и совершенствование; стимулирование и поощрение профессионалов, пропаганда их военно-профессионального опыта);

— единство, согласованность и преемственность (предполагает проведение единой линии педагогического воздействия на военнослужащих-контрактников со стороны субъектов процесса формирования профессионализма; единое руководство процессом обучения, а также профессионализацией в условиях воинской части; преемственность обучающих программ на всех уровнях сформированности и этапах развития профессионализма; преемственность положительного передового опыта формирования профессионализма);

— непрерывность (предполагает определение и нормативное закрепление в воинском социуме системы и структуры непрерывности в формировании профессионализма; обеспечение социальных прав и гарантий каждому военнослужащему, желающему формировать профессионализм, удовлетворять познавательные и духовные потребности, определять и успешно проходить свою «карьерную лестницу» в воинской службе; создание системы управления формированием профессионализма; формирование культуры непрерывного образования у военнослужащих-контрактников; развитие и стимулирование мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом; целенаправленную деятельность каждого военнослужащего-контрактника по профессионально-личностному саморазвитию, ориентированному на непреходящие духовно-нравственные ценности защитника своего Отечества, гражданина-патриота, профессионала своего дела и необходимого для качественного и сознательного выполнения своего предназначения; законодательное закрепление периодичности прохождения переподготовки и повышения квалификации военнослужащих-контрактников; профессиональную подготовку командиров и начальников (офицеров различных категорий системы военного управления, прапорщиков, младших командиров — военнослужащих-контрактников и др.), способных обеспечить непрерывность формирования профессионализма военнослужащих-контрактников на любом из этапов их воинской службы);

— сочетание дифференцированного, индивидуального и коллективного подходов (предполагает постоянное и непрерывное повышение психолого-педагогической культуры командиров и начальников всех уровней; систематическое изучение военнослужащих-контрактников, выявление их особенностей и потенциала; активизацию общей познавательной и практической деятельности обучаемых постановкой коллективных учебных задач, организацию соревнования, взаимопомощи и взаимоконтроля; сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения; осуществление постоянного контроля учебы своих подчиненных; использование системы соревнования и взаимопомощи; установление причин низкой обучаемости военнослужащих-контрактников и определение форм индивидуальной помощи каждому из них).

Таким образом, требования и правила реализации принципа обучения согласуются с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации «О Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации» № 71 от 31 января 2000 г.; с положениями Военной

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

доктрины Российской Федерации; с задачами Стратегии социального развития Вооруженных Сил России на период 2008-2020 годов в части совершенствования системы профессионального образования и подготовки военнослужащих8; с положениями статей № 75-80 общевоинских уставов Вооруженных Сил России9, определяющими общие обязанности командиров (начальников).

Принцип воспитания направлен на реализацию воспитывающей составляющей. Данный принцип определяет направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в воинском подразделении. Основными требованиями и правилами реализации рассматриваемого принципа являются:

— целенаправленность (предполагает ясное и четкое понимание всеми субъектами и объектами целей и задач формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников; четкую целенаправленность всех воспитательных мероприятий по формированию профессионализма, недопущение стихийности, самотека в отборе и использовании ими путей и средств, форм, приемов и методов решения воспитательных задач; высокий уровень организации воспитательных воздействий; целесообразный выбор тех или иных средств, методов, форм и приемов воспитательных воздействий; связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами по формированию профессионализма; упорство и настойчивость в формировании профессионализма; формирование у военнослужащих-контрактников положительного отношения к развитию профессионализма, заинтересованного и активного отношения к процессу самовоспитания, привлечение их к участию во всех видах общественной деятельности воинского подразделения; объективная, всесторонняя и систематическая оценка результатов профессионального образования);

— воспитание в процессе воинского труда и повседневной жизни (предполагает рациональную организацию воинского труда; приобщение к социокультурным ценностям воинского труда; сочетание практической деятельности военнослужащих-контрактников с воспитательными воздействиями на них, организацию и проведение действенной морально-психологической поддержки во всех видах воинской деятельности, на каждом рабочем месте того или иного военного специалиста в воинском подразделении; сознательное и положительное отношение военнослужащих-контрактников к воинскому труду, к формированию профессионализма, пониманию его социальной, профессиональной и воспитательной значимости; поднятие престижа и проведение пропаганды ценностей военной службы; включение в процесс профессиональной подготовки и деятельности контрактников элементов состязательности в борьбе за точность и полноту выполнения нормативов, поддержание духа соревновательности; непримиримое отношение к недостаткам в организации службы, воинской учебы и жизни военнослужащих-контрактников; исключение непрофессионализма изо всех видов воинской деятельности, любого некомпетентного вмешательства в процесс выполнения военнослужащим обязанностей по службе в соответствии с его военно-учетной специальностью; обеспечение личного примера в воинской деятельности командиров и начальников всех уровней);

— воспитание в коллективе и через коллектив (предполагает понимание и осознание членами коллектива целей и задач, стоящих перед данным воинским коллективом; направленность и уровень развития коллективного (группового) мнения, создание и поддержание положительного мнения у членов коллектива по вопросам учебно-боевой деятельности в общем и формированию профессионализма, в частности, учет изменений в коллективном мнении и направление его на решение боевых и учебновоспитательных задач; учет коллективных настроений военнослужащих-контрактников, создание и поддержание положительного настроения, способствующего активизации деятельности членов воинского коллектива, успешному преодолению трудностей в формировании профессионализма и групповой сплоченности; формирование и использование в интересах воспитания профессионализма положительных коллективных традиций, целенаправленный учет национальных, региональных и религиозных обычаев; формирование и развитие уставных взаимоотношений, повышение культуры общения членов воинского коллектива контрактников, выявление фактов нарушения правовых, уставных норм взаимоотношений, проведение целенаправленной работы по их профилактике, недопущению и преодолению; поддержание авторитета младших командиров и начальников);

— сочетание индивидуального и дифференцированного подходов (предполагает выявление и учет групповой специфики военнослужащих-контрактников в решении воспитательных задач; глубокое и всестороннее знание своих подчиненных, понимание их морально-психологического состояния; учет мира психических явлений конкретного военнослужащего-контрактника или воинского коллектива (группы, расчета, экипажа);

— сочетание высокой требовательности с уважением личного достоинства подчиненных (предполагает четкое понимание сущности требований, которые сегодня предъявляются к личности и деятельности военнослужащих-контрактников, а также командиров и начальников различных управленческих уровней, внутреннее и осознанное принятие их каждым как необходимости; ясность, конкретность, закономерность требований, их четкое и понятное предъявление; непрерывность и постоянство требований ко всем без исключения военнослужащим-контрактникам и во всех сферах учебно-боевой деятельности; посильность требований, учет возможности их выполнения подчиненными; единство и согласованность требований всех категорий воспитателей; уважительная, тактичная форма предъявления требований, не унижающая личного достоинства подчиненных; сочетание высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них, об удовлетворении их разумных потребностей, о здоровье и самочувствии; сочетание требовательности к подчиненным с высокой требовательностью к самому себе);

— правовая доминантность командира (предполагает требовательность к себе, прежде всего в том, чего командир (начальник) добивается от военнослужащего-контрактника; широкое использование разных форм предъявления требований (в зависимости от обстановки): приказ, распоряжение, замечание, предупреждение, совет, контроль, оценка работы и пр.; последовательное и постоянное предъявление военнослужащим-контрактникам требования формирования профессионализма и высокопрофессиональной личности защитника Отечества; добиваться осознания ими смысла и объективной необходимости выполнения этого требования; недопущения в воспитательной работе по формированию профессионализма у контрактников элементов формализма, попустительства, угодничества, опеки и придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство воина, бюрократизма и бездушия в отношениях с подчиненными; проявление бережного отношения к личности воина, уважение его чести, достоинства, личных прав, заботу об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обязанностями воинской службы; добиваться единства содержания и направленности требовательности всех воспитателей воинского подразделения в вопросах формирования профессионализма у контрактников, обучение подчиненных младших командиров и актива воинского подразделения примером педагогической требовательности к себе);

—руководство воспитанием (предполагает активность и адекватность управленческо-воспитательных решений стоящим задачам по формированию профессионализма у военнослужащих-контрактников; обоснованное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательно-управленческого воздействия; позитивно-мотивационную направленность управленческо-воспитательного воздействия; стимулирование профессионально-деятельностной и иной социально-ценностной активности военнослужащих-контрактников и воинских коллективов; учет в воспитательной работе индивидуально-психологических особенностей всех категорий военнослужащих; обоснованное сочетание мер воспитательного воздействия в единстве убеждения и принуждения, личного примера и самовоздействия, поощрения и упражнения, уважения к подчиненным и требовательности к ним);

— использование комплексного подхода (предполагает определение, уяснение и постановку всей совокупности целей и задач по формированию профессионализма у военнослужащего-контрактника с учетом особенностей участников воспитательной деятельности; всестороннее изучение военнослужащих-контрактников и определение уровня их обученности, воспитанности и развития, проявления их в различных условиях военно-профессиональной деятельности; охват воспитательной работой всех военнослужащих-контрактников независимо от их служебного положения, пола, возраста и уровня образования; комплексное и творческое использование средств, методов и приемов воспитательного воздействия, выбор оптимального их соотношения с учетом особенностей конкретного военнослужащего-контрактника, служебно-педагогических условий его жизнедеятельности; обеспечение единства, согласованности и преемственности в формировании профессионализма у военнослужащих-контрактников и у всех субъектов военно-педагогического процесса; систематический контроль, педагогический анализ и всестороннюю объективную оценку результатов педагогической деятельности, своевременное корректирование самого педагогического процесса и др.).

Таким образом, требования и правила реализации принципа воспитания согласуются с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» № 70 от 11 марта 2004 г. и действующей на его основе Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации; с положениями статей № 75-80 общевоинских уставов Вооруженных Сил России, определяющими общие обязанности командиров (начальников).

Принцип развития направлен на реализацию развивающей составляющей. Данный принцип определяет процесс всестороннего и гармоничного развития личности военнослужащих-контрактников в условиях воинской службы. Основными требованиями и правилами реализации рассматриваемого принципа являются:

— единство обучения и воспитания (предполагает усиление воспитывающего характера боевой подготовки; взаимосвязанное и эффективное задействование средств и инструментария обучения и воспитания; социально-психологическое сопровождение формирования профессионализма);

— целостность процесса формирования профессионализма (предполагает определенную постепенную, непрерывную и преемственную последовательность его этапов (главным образом — количественные изменения), стадий (главным образом — качественные изменения) и единство их внутренней структуры; проектирование и реализацию всей последовательности развития профессионализма: изучение исходного состояния — постановка целей и задач — отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу и иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) — применение (реализация) этой системы, включая коррекцию процесса по ходу — анализ результатов (достижений, нерешенных задач);

— педагогизация социальной военной среды (предполагает личную примерность офицера в профессионально-служебной сфере; высокий уровень профессиональной и психолого-педагогической подготовки командиров и начальников всех уровней; действие профессиональной культуры во всех сферах служебно-боевой деятельности; формирование воинского коллектива и его педагогического актива; профилактику социальных отклонений (преступности, наркомании, алкоголизма и др.); обустройство военных городков и прилегающей территории; совершенствование и техническое оснащение учебной материально-технической базы воинской части; оборудование интерьера служебных и бытовых помещений; поддержание нормального санитарного состояния окружающей

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

среды; совершенствование дисциплинарной практики в воинском подразделении, системы подведения итогов, формирования социальных оценок деятельности военнослужащих).

Таким образом, указанные требования и правила реализации принципа развития согласуются с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации «О Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации» № 71 от 31 января 2000 г., «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» № 70 от 11 марта 2004 г. и действующей на его основе Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации; с задачами Стратегии социального развития Вооруженных Сил России на период 2008-2020 годов в части совершенствования системы профессионального образования и подготовки военнослужащих.

Реализация обучающей, воспитывающей и развивающей составляющих, как видим, приводит к формированию военно-профессиональных знаний, умений, навыков. У военнослужащих формируются личностные качества, установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальность и перспективы военно-профессиональной деятельности, притязания, реализуемые в воинском труде. Данные показатели являются выражением критериев сформированности профессионализма*.

Таким образом, представленные нами принципы реализации педагогического потенциала воинского социума достаточны в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы и не требуют добавления.

Однако указанные нами принципы по своей значимости неравноценны. Иногда в реальной войсковой практике бывают случаи, когда они могут вступить в противоречие, например, если в воинском подразделении командирами и начальниками упор делается на реализацию требований принципа обучения военнослужащих, организацию их боевой подготовки и не выполняются требования реализации принципа воспитания. Личный состав такого подразделения может иметь знания, навыки и умения, необходимые для выполнения служебно-боевых задач, но применять их в той или иной сложной обстановке он не сможет, растеряется. При наличии знаний, умений и навыков военнослужащие могут одновременно быть и злостными нарушителями воинской дисциплины, а от этого будет страдать весь воинский коллектив и выполнение служебно-боевых задач. Или же, наоборот, в воинском подразделении командирами и начальниками упор делается на реализацию требований принципа воспитания, формирование личностных качеств военнослужащих-контрактников, а требования принципа обучения не достаточно хорошо реализуются. У военнослужащих в таком случае могут быть сформированы личностные качества, но знаний о военной технике и вооружении, умений действовать в той или иной боевой обстановке у них будет недостаточно. Результатом может стать срыв поставленных задач и невыполнение своих задач по предназначению. И в том, и в другом случае командирами и начальниками не будут реализованы требования принципа развития, у военнослужащего-контрактника не будет полноценно развиты индивидуально-психологические особенности и свойства личности, военного профессионала, способного и готового к решению различных учебно-боевых задач в любых условиях.

Напомним, что военнослужащий-контрактник как воин-профессионал должен высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществлять свой воинский труд в любых условиях и ситуациях, порой в экстремальных, с риском для собственной жизни. При этом он должен самостоятельно осуществлять выбор тех или иных практических действий, выполнения определенных задач по своему предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Итак, у военнослужащего могут быть сформированы профессиональные знания, навыки и умения практического выполнения военно-профессиональной деятельности. Он будет знать положения статей общевоинских уставов и боевых уставов видов войск, у него будут развиты индивидуальнопсихологические особенности и свойства личности. Но сможет ли он использовать свой потенциал? Сможет ли он сделать правильный выбор в боевой обстановке? Ведь «выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружением есть результат ... воспитания»10. Развитие же личности осуществляется в процессе воспитания и происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития11. Таким образом, по нашему мнению, ведущим в структуре принципов реализации педагогического потенциала является принцип воспитания, т.к. он в бьльшей степени влияет на другие принципы — обучения и развития. В таблице мы соотнесли принципы и типы педагогического потенциала воинского социума с типами значений.

Соотнесение принципов и типов педагогического потенциала воинского социума

с типами значений

Принципы Типы потенциала Типы значений

Обучения Обучающий Усвоение нормативных значений

Воспитания Воспитывающий Усвоение ценностных значений

Развития Развивающий Усвоение смысловых значений

Специфика представленных нами принципов реализации педагогического потенциала воинского социума состоит в том, что они тесно взаимосвязаны между собой, действуют всегда в системе, одновременно, дополняя и развивая друг друга. Их требования зачастую вытекают друг из друга, а их совокупность, реализуемая в практической деятельности, обеспечивает системный подход в военнопедагогической работе командиров и начальников всех уровней и обусловливает комплексный эффект профессионально-личностного роста военнослужащих контрактной службы. В случае же, когда в воинском социуме происходит отступление от реализации требований и правил, частичное, неполное, выборочное претворение их в жизнь, может наблюдаться «брак» в развитии профессионализма, нарушение логика его формирования, снижение действенности и эффективности всех действий в работе с военнослужащими контрактной службы.

Таким образом, принципы реализации педагогического потенциала воинского социума действуют в указанной структуре, которая определяет методологию и организационно-прикладную основу формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников и воинского коллектива в целом.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь: Философия. Социология. Религия. Эзотермизм. Политэкономия. — Мн.: МФЦП, 2002. — С. 653

2. Годник, С. М. Становление профессиональной компетентности учителя : учебное пособие / С.М. Годник, Г.А. Козберг. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. — С. 49-50.

3. Щуркова, Н. Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледж / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. — С. 382-383.

4. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — С. 77.

5. Прохорова, О. Г. Формирование и развитие социально-педагогической инфраструктуры

малого города России : дис... докт. пед. наук / О.Г. Прохорова. — М., 2006. — С. 117.

6. Общие основы педагогики : учебник для студентов педагогических вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко / под ред. Н.М. Борытко. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 3). — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - С. 31.

7. Теория и методика воспитания : учебник для ст-тов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А.

Соловцова, А.М. Байбаков / под ред. Н.М. Борытко. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 7). — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - С. 23-24.

8. Гавриленко, А. Стратегия социального развития : военное образование // Красная звезда.

— — 2009. — № 77 (25320). — 29 апреля-5 мая. — С. 6-7.

9. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., Военное издательство, 2008. — 592 с.

10. Борытко, Н. М. Этическое воспитание / Н.М. Борытко. (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 7). — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — С. 5-6.

11. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

— С. 57.

Literature

1. The big encyclopedic dictionary: The philosophy. The sociology. The religion. The ezotermizm. The politeconomy. — Minsk, 2002.

2. Godnik, S. M. The formation of teacher’s professional competence: the textbook / S.M. Godnik, G.A. Kozberg. — Voronezh, 2004.

3. Shchurkova, N. E. The education as the pedagogical phenomenon. The common conformities with law and principles of education / / The pedagogy : The textbook for students of pedagogical higher institutes and the pedagogical colleges / Ed. PI. Pidkasistyi. — Moscow, 1996.

4. Borytko, N. M. At the space of an education activity : monograph / Ed. N.IK Sergeev — Volgograd, 2001.

5. Prokhorova, O. G. The formation and development of social and pedagogical infrastructure of small town in Russia. — Moscow, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The general bases of pedagogy / I.A. Solovtsova, N.M. Borytko; Ed. N.M. Borytko. — Volgograd,

2006.

7. The theory and method of education / N.M. Borytko, I.A. Solovtsova, A.M. Baybakov; Ed. N.M. Borytko. — Volgograd, 2006.

8. Gavrilenko, A. The strategy of social development: the military education // Krasnaja zvezda. — 2009. — № 77 (25320).

9. The general militaries regulations the Armed Forces of Russia. — Moscow, 2008.

10. Borytko, N. M. The ethical education. — Volgograd, 2006

11. The pedagogy and psychology of higher institutes of learning. — Rostov-on-Don, 2002.

* Более подробно о критериях сформированности профессионализма мы говорили в нашей статье: Митрахович В.А. Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооруженных Сил России / В.А. Митрахович / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 3 (43). — С. 115-122.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.