Научная статья на тему 'Модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы'

Модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОИНСКОГО СОЦИУМА / МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОИНСКОГО СОЦИУМА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MILITARY SOCIETY / MODEL OF PEDAGOGICAL POTENTIAL REALIZATION OF MILITARY SOCIETY IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF MILITARY PERSONNEL SERVING BY CONTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

С позиций целостного подхода описывается модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы: дается определение педагогического потенциала воинского социума, выделяются его составляющие и принципы их реализации, описываются этапы и логика их внутренней структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы»

известия вгпу

В.А. МИТРАХОВИЧ (Знаменск)

модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы

С позиций целостного подхода описывается модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы: дается определение педагогического потенциала воинского социума, выделяются его составляющие и принципы их реализации, описываются этапы и логика их внутренней структуры.

Ключевые слова: педагогический потенциал воинского социума, модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью теоретического моделирования и практико-ориентированного обоснования перспектив развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы.

Педагогический потенциал воинского социума - атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых актуально или может быть направленно на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума полка при определенных педагогических средствах и условиях [1, с. 19]. При этом основной целью остается профессионализм контрактников [2].

В структуре педагогического потенциала воинского социума выделяются три составляющие: обучающая (обеспечивает контрактникам овладение системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний, навыков, умений и личностнодеятельностных качеств, необходимых для выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, су-

ществующими требованиями и обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке), воспитывающая (прививает военнослужащим боевые, волевые, нравственные и другие качества, отношения, взгляды, убеждения, образцы поведения) и развивающая (накопление количественно-качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической, военно-профессиональной деятельности и личностные качества).

Составляющие педагогического потенциала воинского социума реализуются принципами обучения, воспитания и развития соответственно. Их специфика состоит в том, что они тесно взаимосвязаны между собой, действуют всегда в указанной структуре, определяющей методологию и организационно-прикладную основу формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников и воинского коллектива в целом.

Модель - «мысленно представляемая или материально реализованная система. Отражая или воспроизводя объект исследования, она способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» (В.А. Штофф); служит «обобщенным отражением явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта», соотнесением теоретических представлений об объекте и эмпирических знаний о нем (В.М. Полонский).

Для реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих-контрактников нами разработаны этапы становления педагогической деятельности, внесения изменений в сложившуюся методическую систему командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих. При этом под этапами становления педагогической деятельности мы понимаем «периоды психологической динамики мотивов деятельности: от ситуативных - к личностным, от поверхностных - к глубоким, от менее осознанных -к более осознанным» (Н.Д. Левитов); «периоды количественных накоплений в сферах опыта, которые впоследствии должны привести к “качественному скачку”, к заметным новообразованиям в сознании и поведении воспитанников» (В.В. Сери-

© Митрахович В.А., 2010

ков); «микромодель достижения прогнозируемых параметров, при наличии которых можно перейти к построению последующей технологической ситуации, закрепить ранее полученные результаты» (В.М. Ше-пель).

Объективным основанием для выделения этапов работы по реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у контрактников послужили положения целостного подхода в рамках научной школы профессора В.С. Ильина - определенная последовательность его этапов и единство их внутренней структуры: цель - средство -результат. Системообразующим фактором выступают целевые установки этапов, организующие содержание деятельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих, в определенную систему. При этом логика целей от этапа к этапу отражает логику формирования профессионализма у контрактников: развитие у них мотивов, интересов, определяющих продвижение контрактника к собственной вершине в воинском труде, - накопление положительного опыта в военно-профессиональной деятельности - высокоэффективное и творческое осуществление своего воинского труда по предназначению в любых условиях и ситуациях - стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования контрактников в воинском труде.

Степень использования потенциала педагогических средств определяется соответствием поставленным целям, содержанием обучения, воспитания, развития. При этом под педагогическими средствами мы понимаем все то, чем располагают и чем пользуются командиры и начальники подразделений при реализации составляющих педагогического потенциала воинского социума для достижения поставленных целей: с одной стороны, различные виды воинской деятельности (боевое дежурство, несение внутренней и караульной служб, боевая учеба и т.д.), а с другой -совокупность конкретных мероприятий, а также предметов (слово, наглядные пособия, документальные и учебные фильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература и т.д.).

Закономерными этапами реализации педагогического потенциала воинского

социума в развитии профессионализма у военнослужащих-контрактников в естественных условиях повседневной военнопрофессиональной деятельности являются эмоционально-мотивационный, когнитивный, действенно-практический и самосовершенствования.

Целью 1-го этапа, эмоциональномотивационного, является развитие у военнослужащих-контрактников мотивов, интересов, определяющих формирование профессионализма, их продвижение к собственной вершине в воинском труде. В этот период происходит самоорганизация активности военнослужащих, их познавательная активность приобретает личностный смысл - происходит «формирование первичных установок личности» (Д.Н. Узнадзе).

Задачами, решаемыми на этом этапе, являются осознание военнослужащими-контрактниками социальной значимости своей профессии и военно-учетной специальности, понимания своего предназначения и миссии в военной профессии; ознакомление с феноменом профессионализма и степенью его проявления в воинском труде; активизация мотивации, положительного отношения и интереса в профессиональном продвижении в ратном труде; побуждение у военнослужащих потребности в формировании профессионализма.

Основным средством решения указанных задач являются мероприятия информационно-воспитательной работы, отличающиеся эмоциональностью, наглядностью, эстетичностью, быстрой сменой форм проведения. Это позволяет в короткое время эмоционально насытить контрактников, активизировать их, привить желание развивать и совершенствовать в себе профессионализм. дополнительными средствами на данном этапе являются занятия по общественно-государственной подготовке (ОГП), средства массовой информации, различные жанры искусства, положительный личный пример, служебный и нравственный авторитет командиров, начальников, самих контрактников. При этом командиру целесообразно комплексно применять такие виды наглядности, как натуральная, или естественная (образцы вооружения, военной техники и т.п.), изобразительная (документальные и видеофильмы, телевидение и т.п.), вербально-образная (словесное описание

примеров применения профессионализма и т.п.). Формы же проведения мероприятий необходимо выбирать те, которые позволили бы применять эти виды наглядности, причем с быстрой их сменой, т.к. это дает возможность эмоционально насытить контрактника, добиться сознательного отношения к воинскому труду, понимания его значимости и повлиять на его положительную мотивацию к формированию профессионализма. Такими формами являются устное изложение материала, его обсуждение (рассказ, лекторий, диалог, дискуссия, встречи с ветеранами), показ (демонстрация фильмов о примерах проявления профессионализма, проведении воинских ритуалов, праздновании воинских знаменательных дат, экскурсии, посвященные военной тематике и т.д.). При использовании всех этих форм командирам и начальникам необходимо широко применять метод убеждения (разъяснение необходимости военной профессии и профессионализма в ней, ее общественной значимости, значимости повышения уровня профессионализма, доказательство этой необходимости как для личности воина, так и для государства).

Целью 2-го, когнитивного этапа является накопление военнослужащими-контрактниками положительного опыта военно-профессиональной деятельности. На этом этапе происходят углубление и дальнейшее накопление профессиональных знаний, умений, нормативных способов поведения в военно-профессиональной деятельности и повседневных отношениях, знаний о критериях оценки профессионализма, наличии его у себя и степени его сформированности, а также формировании простейших профессиональных навыков и умений выполнения учебно-боевых задач в соответствии с требованиями своей военно-учетной специальности. Начинается интенсивная работа по формулированию индивидуального идеала носителя профессионализма субъектом воспитания - «инте-риоризация» требований моральных норм и правил (С.Л. Рубинштейн).

Задачами, решаемыми на данном этапе, являются расширение представления военнослужащих-контрактников о проявлениях профессионализма; углубление и систематизация военно-профессиональных знаний и умений; усиление мотивов действий в соответствии с военно-профессиональной позицией в военно-профессиональной де-

ятельности и повседневных отношениях; обогащение эмоциональной сферы военнослужащих-контрактников, переживающих за уровень профессионализации воинского подразделения.

Основным средством решения задач на данном этапе выступает боевая подготовка. Причем основной акцент и расчет целесообразно делать на обогащении информационной стороны занятий, которая характеризуется познавательной новизной и охватывает больший диапазон воинской службы. Именно новизна информации, ее по-знавательность способствуют расширению у военнослужащих-контрактников военнопрофессиональных знаний, умений, представлений о проявлениях профессионализма в военно-профессиональной деятельности и повседневных отношениях. Дополнительными средствами являются занятия по ОГП, информационно-воспитательная работа, положительный личный пример, служебный и нравственный авторитет командиров и начальников, военнослужащих-контрактников. Формы проведения занятий: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), его обсуждение (беседа, диалоги, дискуссии, викторины), показ (демонстрация учебных фильмов, макетов, наглядных пособий и т.д.). При использовании данных форм применяются речевые (включение цитат, интонационная выразительность), психологопедагогические (вопросно-ответный ход рассуждений, проблемные ситуации, опора на неопровержимые факты и убедительные примеры), аудиовизуальные (прослушивание звуковых композиций, просмотр документальных и учебных фильмов и т.д.) приемы, анализ конкретных ситуаций, требующих определенного нравственного или морального выбора в той или иной ситуации, собраний всего личного состава и т.д.

Целью 3-го этапа, действенно-практического, является высокоэффективное и творческое осуществление контрактниками своего воинского труда по предназначению в любых условиях и ситуациях, приобретение прочных привычек поступать в соответствии с требованиями профессионализма, умения поддерживать свое доброе имя и преодоление недостатков по воинской службе.

Задачи этого этапа: сформировать способность и волевую готовность достойно выполнять свои военные и профессиональные обязанности; целенаправленно

формировать опыт применения полученных знаний, вырабатывать умения и навыки анализа конкретных ситуаций, требующих принятия определенной нравственной и моральной позиции, раскрытия собственного отношения к происходящему; сформировать желание и готовность быть признанным воинским коллективом за свои поступки, поведение и успехи в воинской службе; активизировать процесс самовоспитания.

Основным средством решения задач на данном этапе выступает ратный труд с многочисленными формами проведения: выполнение элементов распорядка дня, занятия по боевой подготовке, различные виды тренировок, тренажи, всевозможные виды нарядов и караулов, конкурсы на лучшее подразделение, смотры подразделений и т.д., в которых каждый контрактник показал бы свое отношение, убеждения в необходимости достижения профессионализма, теоретическое усвоение и практическое применение его требований в воинском труде. Дополнительными средствами являются соблюдение уклада воинской жизни военнослужащих, занятия по ОГП (с нетрадиционными формами проведения: «круглые столы», тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций), культурно-досуговая и информационная работа, положительный пример и авторитет командиров и начальников, самовоспитание. Это позволило бы «заземлить» теорию, сделать более понятными факты и явления военно-профессиональной деятельности, окружающей жизни, поступки и поведение людей. Методами решения задач на данном этапе выступают упражнение, пример командира, лучших контрактников, поощрение, включение военнослужащего в ситуацию нравственного выбора, обсуждение проблем дисциплины и взаимоотношений в воинском подразделении, исполнение ролей, анализ достигнутых результатов и т.д.

Целью 4-го этапа, самосовершенствования, является стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования военнослужащих-контрактников в своей военно-профессиональной деятельности.

Задачи этого этапа: совершенствование практических навыков действий в ситуациях военно-профессиональной деятельности и сознании военнослужащих-контрактников в соответствии с нормами и

требованиями профессионализма; дальнейшее развитие способности корректировать собственное поведение в зависимости от ситуаций военно-профессиональной и повседневной деятельности; усиление желания военнослужащих-контрактников самосовершенствоваться; расширение круга умений в самосовершенствовании личности, исходя из требований и норм профессионализма.

Основным средством решения задач на данном этапе является ратный труд с ситуациями, эффективно мобилизующими и активизирующими военнослужащих-контрактников к совершенствованию себя (учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры и учения и т.д.). При этом самосовершенствование осуществляется с помощью различных общих (самообяза-тельства, самоорганизация личной жизни и военно-профессиональной деятельности, ведение дневников самонаблюдения, изучение специальной и методической литературы, самоотчет) и специфических (самоубеждение, самовнушение (в основе его лежат различные приемы саморегуляции), самоупражнение, самокритика, самопри-нуждение, самонаказание, самоосуждение, самопоощрение и др.) методов, средств и приемов. Кроме того, используются и коллективные приемы и методы самосовершенствования: коллективный анализ поступков, взаимное оценивание и характеристика тех или иных действий в нестандартных ситуациях, следование примеру и т.д. Дополнительные средства: уклад воинской жизни военнослужащих, занятия по общественно-государственной подготовке, положительный пример и авторитет командиров и начальников, культурнодосуговая и информационная работа.

Перечисленные этапы процесса формирования профессионализма у воен-нослужащих-контрактников не являются жестко фиксированными во времени. Их продолжительность во многом зависит от начального уровня нравственной зрелости личности каждого военнослужащего-контрактника и уровня его профессиональной подготовки по военно-учетной специальности, от эффективности воспитательных усилий командиров и начальников, от возможностей и желания самой личности для активного самосовершенствования.

характерная особенность представленной модели - с последним этапом,

этапом самосовершенствования, работа по профессионально-личностному росту военнослужащих-контрактников не прекращается. Модель носит больше стратегический, прогностический и долговременный характер, т.к. в реальных условиях жизнедеятельности войск очень трудно отслеживать прохождение этапов развития профессионализма у каждого контрактника индивидуально: происходит развитие военного дела, новых средств и систем вооружения, появляются новые задачи воинского труда, новые требования и условия их выполнения, вследствие этого происходит расширение сферы реализации профессиональных знаний и умений (например, освоение дополнительных военно-учетных специальностей, освоение новой техники и т.д.). Происходит миграция военнослужащих из одного воинского подразделения в другое: организационно-штатные мероприятия, реорганизация воинских частей и подразделений, увольнение или перемещение в другие воинские части или гарнизоны, вследствие этого меняются командиры и начальники, воинские коллективы. Исходя из этого, и работа по формированию профессионализма может приостанавливаться. Данные обстоятельства меняют цели, задачи по развитию профессионализма в каждом конкретном воинском подразделении, раскрывая новые перспективы в вопросах профессионализации контрактников и воинских коллективов, новые горизонты в деятельности командиров и начальников воинских подразделений и частей. Это является своеобразным толчком, новым витком в спирали реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма.

Таким образом, представленная модель реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы в естественных условиях повседневной военно-профессиональной деятельности складывается из закономерного прохождения определенной последовательности этапов и единства их внутренней структуры.

литература

1. Митрахович B.A. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Bолгогр. гос. пед. унта. Сер. : Педагогические науки. 2008. №9 (33). С. 16 - 20.

2. Митрахович B.A. Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Bооруженных сил России // Bестн. С.-Петерб. ун-та MBД России. 2009. №3 (43). С. 115 - 122.

Model of pedagogical potential realization of military society in development of professionalism of military personnel serving by contract

From the angle of holistic approach there is described the model of pedagogical potential realization of military society in development of professionalism of military personnel serving by contract: there is given the definition of pedagogical potential of military society, singled out its components and principles of realization, described stages and logic of its inner structure.

Key words: pedagogical potential of military society, model of pedagogical potential realization of military society in development of professionalism of military personnel serving by contract.

А.В. НОВОСЕЛЬСКИЙ (Балашов)

условия развития организационноуправленческих умений будущих военных летчиков

Представлены условия развития организационноуправленческих умений будущих военных летчиков государственной авиации в процессе обучения в вузе как актуальная проблема, поскольку уровень их развития является одним из важных факторов реализации поведения в дальнейшей профессиональной деятельности на первоначальных должностях по предназначению.

Ключевые слова: организационно-управленческие умения, образовательное пространство, условия развития.

В эпоху глобализации повышаются требования к профессиональной подготовке летного состава. То, что ранее считалось безупречным, сегодня уже не более чем средний уровень, а завтра такая сте-

© Новосельский A.B., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.