Научная статья на тему 'Педагогический потенциал воинского социума как научная проблема'

Педагогический потенциал воинского социума как научная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ / ВОИНСКИЙ СОЦИУМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОИНСКОГО СОЦИУМА / PROFESSIONALISM OF MILITARY MEN OF CONTRACT SERVICE / MILITARY SOCIETY / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MILITARY SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

В статье раскрывается сущность педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы Вооруженных сил России: раскрываются сущностные характеристики воинского социума, дается определение его педагогического потенциала, рассматриваются структурные составляющие и функции. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с использованием педагогического потенциала в воспитательной практике в различных видах социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical potential of military society as a scientific problem

The essence of the pedagogical potential of military society in the formation of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia as well as the essential characteristics of military society are revealed in this article. The definition of its pedagogical potential is given here. Its structural composites and functions are also considered in this article. It's intended for the broad audience of readers who are interested in questions, connected with the use of pedagogical potential in the educational practice in various kinds of society.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал воинского социума как научная проблема»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

УДК 37.013.42 В.А. Митрахоеич*

Педагогический потенциал воинского социума как научная проблема

В статье раскрывается сущность педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы Вооруженных сил России: раскрываются сущностные характеристики воинского социума, дается определение его педагогического потенциала, рассматриваются структурные составляющие и функции. Статья предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с использованием педагогического потенциала в воспитательной практике в различных видах социума.

Ключевые слова: профессионализм военнослужащего контрактной службы, воинский социум, педагогический потенциал воинского социума.

V.A. Mitrakhovich* The pedagogical potential of military society as a scientific problem

The essence of the pedagogical potential of military society in the formation of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia as well as the essential characteristics of military society are revealed in this article. The definition of its pedagogical potential is given here. Its structural composites and functions are also considered in this article. It’s intended for the broad audience of readers who are interested in questions, connected with the use of pedagogical potential in the educational practice in various kinds of society.

Keywords: professionalism of military men of contract service, military society, pedagogical potential of military society.

Формирование военного профессионала нового облика Вооруженных сил является одним из приоритетных направлений современного военного образования. Достижение этой цели предусматривает разработку принципиально новых, научно обоснованных способов профессионализации военнослужащих в условиях воинского социума, используя его педагогический потенциал.

При этом под профессионализмом военнослужащего контрактной службы1 мы понимаем интегративное качество, свойство личности, социальное явление, определяющее продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующееся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума, и как результат - целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях.

Актуальность нашей статьи вытекает из проведенного анализа состояния процесса профессионализации военнослужащих в условиях воинского социума, основанного на изучении междисциплинарной научной литературы, истории развития воинского социума, руководящих документов, проведенных социологических опросов, в ходе которых установлено, что 92% офицеров различных управленческих звеньев, понимая огромное значение и важность использования потенциала воинского социума в профессионализации военнослужащих-контрактников, имеют практически разрозненные знания о его сущности.

Военный социум - это исторически сложившаяся, устойчивая социальная общность, объединение людей с высоким общественно значимым характером социальных функций, имеющее корпоративные интересы, своеобразную субкультуру отношений и поведения, специфику нравственных и патриотических императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества. Данная общность объединена социальным пространством жизнедеятельности всех ее членов, местом и условиями жизнедеятельности, обусловленных спецификой воинского труда и быта2.

Выявление сущности педагогического потенциала воинского социума обеспечивается изучением разноисточниковых систем знаний о воинском социуме и его педагогическом потенциале как феноменах, способствующих профессионализации военнослужащих-контрактников. Основным теоретическим подходом к изучению сущностных характеристик воинского социума стал средовый подход, являющийся одним из основных в социальной педагогике. Нами учитывалось и то, что социум

* Митрахович, Вячеслав Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин. Подполковник, старший научный сотрудник войсковой части 74322 г. Знаменска, Астраханской области. Филиал Астраханского государственного университета в г. Знаменске Астраханской области. Россия, 416550, г. Знаменск, Астраханской области, ул. Янгеля д. 4-б, кв. 22. Тел. 8-(85140) 2-16-57; мб. 8-905-362-37-24. E-mail -V_mitrakhovich@mail.ru

* Mitrakhovich, Vyacheslav Alexandrovich. Ph. D. in Pedagogy, reader sub-faculty of Pedagogic, Psychology and Humanitarian science at the branch, lieutenant-colonel, senior research worker military regiment Znamensk Astrakhan region.The Astrakhan State University in Znamensk Astrakhan region. Russia, 416550, Znamensk, Astrakhan region, st. Yangelya h.4-b, fl. 22.

имеет двойственную природу. С одной стороны, он обладает педагогическим потенциалом, т.к. является феноменом педагогическим (его целевая направленность). С другой стороны, социум является феноменом социальным, т.к. относится к социальной структуре общества.

Сущностными характеристиками воинского социума являются: нормативно-правовая обусловленность, традиционность, ритуальность, историческая преемственность, социокультурность, системность и социоструктурность, полисферность и институциональность, стратификационность, ментальность.

Так, под нормативно-правовой обусловленностью понимается система, совокупность правовых норм, установленных Федеральными законами, различными нормативными правовыми актами, закрепляющими основные права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, воспитательных структур и должностных лиц военного социума за их реализацию. Разумеется, большинство законов обслуживают социально-защитные функции, но, тем не менее, содержат педагогический компонент, т.к. вооружают участников процесса профессионализации военнослужащих гуманистическим подходом к решению проблем общественного существования людей.

В праве находит отражение не само фактическое положение военнослужащих, а его идеальное содержание, т.е. то, к чему стремится законодатель, принимая тот или иной нормативный правовой акт. Деятельность по организации и осуществлению профессиональной деятельности военнослужащих, регламентируется достаточно большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы - от законов до приказов, распоряжений, инструкций, директив и др. Они конкретизируют и наполняют реальным содержанием организационно-управленческий комплекс организации повседневной жизнедеятельности и процесса профессионализации военнослужащих, составляют и совершенствуют правое пространство разрешения проблем и конфликтов в сфере жизнедеятельности военного социума. Кроме того их место в общей системе законодательства определяется тем, что они подзаконны для всех категорий военнослужащих и обязательны к исполнению не только на всей территории Российской Федерации, но и на территории других государств.

Под традиционностью как сущностной характеристикой нами понимается приверженность традициям. Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах, на всех уровнях общественной жизни. Они являются тем социальным элементом, который скрепляет в единое целое человеческое сообщество и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. В то же время совокупность традиций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает конкретная личность.

Забота о формировании положительных настроений в Вооруженных силах РФ, о накоплении разнообразных положительных традиций согласуется с задачей формирования воинского коллектива военнослужащих-контрактников, усиления эффективности его боевой и воспитательной функций, заботой о морально-психологической подготовке воинского подразделения (части) к успешным действиям в условиях выполнения служебно-боевых задач.

Основными признаками воинских традиций являются: устойчивость, преемственность, массовость проявления, ценностный характер, историческая обусловленность, повторяемость.

Содержание воинских традиций включает различные компоненты: исторический, социальный, воспитательный, психологический, культурный, профессиональный и др., которые позволяют регулировать процесс формирования, развития и воспроизводства духовно-нравственных профессиональных ценностей военнослужащих. Внешне они проявляются через достаточно удобный комплекс межличностных и коллективных действий, направленных на удовлетворение конкретных потребностей определенной группы военнослужащих.

Воинские традиции можно разделить на: боевые - исторически сложившиеся в Армии и на Флоте и передающиеся из поколения в поколение военнослужащих правила, обычаи и нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач и несением военной службы; обучения и воспитания -устойчивые правила, принципы и нормы боевой подготовки войск и организации воспитательной работы, обеспечивающие передачу военнослужащим полезного боевого опыта, высокого уровня профессиональной подготовки, морально-психологической сплоченности и успешные действия при выполнении учебно-боевых задач; воинского быта - устоявшиеся правила и обычаи организации повседневной жизни военнослужащих, связанные с удовлетворением их насущных материальных и культурно-досуговых потребностей в интересах служебной деятельности.

Воинские традиции, охватывая основные сферы деятельности войск, не существуют изолированно друг от друга. Они тесно переплетены и взаимосвязаны. Умелое использование их воспитательного потенциала в военно-педагогической деятельности позволяет целенаправленно вести работу по сплочению воинских коллективов и обеспечению их морально-психологической готовности к защите Родины.

Воинскую традицию можно рассматривать и как способ регуляции групповой деятельности с четким обозначением общественно значимых для группы социальных и военно-профессиональных ценностей. При этом целью реализации воспитательного потенциала воинских традиций является создание определенной системы саморегуляции индивидуального и группового поведения в типовых ситуациях воинской деятельности для удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.

Ритуальность является еще одной из сущностных характеристик социума и одним из важнейших направлений деятельности субъектов воспитания по внедрению и закреплению традиций в моральном сознании военнослужащих.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Воинский ритуал есть исторически сложившийся, узаконенный, устойчивый, традиционный, торжественный акт, отражающий определенные общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, объединяющий в определенном порядке обрядовые символические действия с целью формирования высоких морально-психологических и боевых качеств, необходимых защитнику Отечества3.

В этом определении мы видим четкое понятие воинских ритуалов, являющихся исторически сложившимися, передающимися из поколения в поколение торжественными церемониями и обрядами, совершаемыми в повседневной службе, во время праздников, в различных условиях, с различными целями.

Воинский ритуал, прежде всего правовой узаконенный акт. Здесь право закрепляет, регулирует и стимулирует общественные отношения, служащие делу защиты и безопасности государства, выражающие интересы и волю народа и способствующие наиболее полному проявлению высоких морально-психологических и боевых качеств.

Воинский ритуал отражает те общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, которые сложились в воинском социуме, с учетом происходящих изменений в духовной и материальной жизни, появления и становления ценностных ориентаций и системы военнопрофессиональных ценностей у российских воинов.

Воинские ритуалы одухотворены идеями государственного патриотизма, пронизаны героикой и романтикой воинской службы на пользу Отечеству, своему народу, всей России. Являясь составным элементом всей воинской службы и повседневной воинской деятельности, они воплощают в себе лучшие боевые и трудовые традиции нашей Родины и ее Вооруженных Сил.

Воинские ритуалы служат делу формирования высоких морально-психологических и боевых качеств личного состава, требующих особого к себе внимания при воспитании: патриотизм, воинский долг, воинскую честь, достоинство, войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою, гуманизм, культ дисциплины и высокого ратного мастерства.

Важнейшими признаками воинских ритуалов являются эмоциональность и их духовность.

Одной из характеристик воинского социума является и историческая преемственность. Военный социум как исторически сложившаяся форма существования людей, возникший как объективная потребность в научении и передаче новым поколениям социального опыта вооруженной борьбы, воспитанию социально зрелой личности воина на протяжении многовековой истории последовательно наполнялся содержанием и методиками комплексного воздействия на сознание, чувства, эмоции, волю и поведение людей, призванных исполнять высокозначимые социальные роли защитников Отечества. Особенности функционирования военного социума, его социокультурного развития, педагогический потенциал послужили появлению и совершенствованию научнотеоретических и научно-практических основ воспитания военнослужащих. Данное явление и процесс показали преемственность передовых взглядов ученых и талантливых военачальников в различные периоды военного строительства в России: А.В. Суворова, Ф.Н. Ушакова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, М.И. Кутузова, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова и многих др.

Складывающиеся военные школы и системы воинского воспитания закономерно приобретали социально важный характер. Профессиональные военные знания, умения и навыки, отвечающие современным требованиям защиты интересов страны, успешному выполнению служебно-боевых задач, создавались и совершенствовались на основе упрочения качеств и свойств социально развитой личности, готовой и способной выполнить с честью и достоинством свой гражданский и воинский долг перед Отечеством. Основополагающими императивами социальности в воспитании военнослужащих всех категорий были: верность интересам государства, приверженность идеалам воинской доблести, стойкости, мужества, духовность, верность традициям и нравственным ценностям своего народа, которые сохранились и передавались из поколения в поколение, проверялись на истинность временем и ратными свершениями.

Следующей характеристикой воинского социума является социокультурность. Военный социум как «духовный сгусток», источник и один из центров культуры всегда занимал особое место в социальной структуре нашего общества. На протяжении многовековой истории российской государственности воинский социум отличался высокой нравственной культурой и являлся образцом и олицетворением национального достояния нашей страны. Культура Вооруженных сил положительно влияла на культуру Отечества и выступала одной из основ существования и расцвета России. Русская армия изначально была школой развития социокультурных ценностей в каждом человеке.

Социокультурные ценности - важнейшая составляющая морально-психологического потенциала воина, основа его волевых и морально-боевых качеств, навыков, воинского мастерства, которые позволяют решать любые задачи и выполнять свои обязанности по предназначению. Важнейшими ценностями для российских военнослужащих являются: ценности культуры общения, поведения, взаимоотношений и сотрудничества; ценности культуры быта и досуга, ценности культуры воинской среды, ценности военнопрофессиональной культуры; ценности политической, правовой, эстетической, физической, нравственной, художественной, психолого-педагогической и экологической культуры личности воина; ценности военного специалиста как личности, находящейся в непрерывном самосовершенствовании, социально-культурного самообразования и самовоспитания на всех этапах и в различных условиях служебно-боевой деятельности; ценности удовлетворения социокультурных потребностей; ценности процессов формирования общей культуры индивида и культуры деятельности общественных институтов военного социума4.

Социокультурные ценности являются нормами жизни для всех военнослужащих, имеют для данной социальной группы неизменную значимость. В случае потери данных культурных норм, данная

социальная общность просто прекратит свое функционирование как культурная общность, поскольку именно культурные нормы и отвечают за выживание группы людей, регулируя бытовое поведение. Замена одной нормы на другую или исчезновение части их существенно скажется на нравственном климате всего российского общества в целом. Под системностью и социоструктурностью понимается воинский социум как целостность, как совокупность множественных элементов и подсистем, основу которых составляет групповая деятельность военнослужащих.

Военнослужащие имеют различный социальный статус, преобладающий мотив поведения и совокупность межличностных отношений в конкретной структуре социальной группы, социальные характеристики которой рассматриваются как система. Совокупный уровень развития данной социально-профессиональной группы зависит от уровня развития каждого отдельного военнослужащего в группе, в коллективе и наоборот. Эта взаимная зависимость выражается в характере распределения вертикальных и горизонтальных связей группы.

В социоструктурном отношении воинский социум как систему составляют следующие элементы: а) призывная генерация, рядовой и сержантский состав, контрактники; б) прапорщики, мичманы и офицеры (младшие, средние и старшие); в) генералитет (войсковой, аппаратный элитарный); г) воинские коллективы; д) гражданский персонал вооруженных сил5.

Еще одной сущностной характеристикой воинского социума является полисферность и институциональность, которые при анализе воинского социума позволяют вычленить составляющие его социальные сферы, обладающие педагогическим потенциалом, и его социальные институты, организационно обеспечивающие функционирование данных сфер социума:

1) экономическая сфера (хозяйственно-бытовая), связанная с функционированием воинских частей и организаций, обеспечением, распределением и потреблением всех видов довольствия военнослужащих, обеспечивается работой различных тыловых служб (финансовые, продовольственные, вещевые);

2) экологическая сфера включает сохранение, восстановление, охрану окружающей среды вокруг воинских частей, городков, гарнизонов и защиту жизни военнослужащих от пагубного воздействия природы. В этой области деятельности выделяются экологические институты, как государственного, так и общественного характера: экологическая служба как организационно-штатная структура военной организации, заказники и заповедники, окружающие воинские части и организации, общества охраны природы и др.;

3) научная сфера направлена на получение и генерирование теоретических и практических знаний о тех или иных сторонах военной жизни (вооружение и военная техника, воспитание и обучение, обустройство и быт, несение боевого дежурства и внутренней службы и т.д.). Здесь мы говорим о социальных институтах научной деятельности: военные и гражданские академии и институты, научноисследовательские институты, проблемные лаборатории, научно-исследовательские центры и т.п.;

4) художественная сфера (культурно-досуговая) обеспечивает организацию свободного времени и досуга военнослужащих. В этой области функционируют следующие социальные институты: театры, студии, творческие союзы, филармонии, выставочные комплексы, различные виды музеев, гарнизонные дома офицеров, клубы и пр.;

5) семейная сфера включает воспроизводство, обустройство жизни и быта военнослужащих. С этой областью мы связываем институты кровного родства, брака и семьи и пр.;

6) педагогическая сфера связана с межпоколенной трансляцией опыта военнослужащих в форме всех видов образования, обучения и воспитания. Подразумеваются различные социальные институты государственного и общественного педагогического профиля: военные и гражданские высшие учебные заведения, курсы, военно-учебные центры, школы техников, военные школы младших специалистов, собрания военнослужащих (по категориям), суды чести, общие собрания военнослужащих, педагогический коллектив, женсовет (воинской части), Совет ветеранов, актив микросоциума и пр.;

7) духовная сфера связана с духовной, интеллектуальной природой, внутренней нравственной сущностью военнослужащих-контрактников. Здесь отмечаются такие социальные институты как: культура, религия и религиозные учреждения, массовые коммуникации, образование и пр.;

8) управленческая сфера направлена на социальную регуляцию поведения всех военнослужащих и коллективов в системе военного социума. В этой сфере функционируют социальные институты управленческого характера: государство, суд, военная прокуратура, командование, штабы, командиры (их заместители) воинских частей и подразделений и пр.;

9) медицинская сфера обеспечивает сохранение и восстановление здоровья военнослужащих-контрактников и членов их семей. Ее функционирование обеспечивают соответствующие социальные институты медицинского профиля: медицинские пункты, лазареты, военные поликлиники, госпитали, военные санатории и пр.;

10) физкультурно-спортивная сфера работает на сохранение и физическое развитие военнослужащих-контрактников. Она тоже нуждается в соответствующих социальных институтах: военноспортивные общества и команды, спортивные школы в гарнизонах, военные туристические базы, школы олимпийского резерва, объединения, международные спортивные и олимпийские комитеты, движения.

Следующей характеристикой воинского социума является стратификационность. Система военной службы четко стратифицирована и представляет собой пирамиду, которая, начиная с основания, по мере продвижения вверх сужается, т.е. количество должностей, воинских званий и, соответственно, людей, находящихся на этих должностях и в соответствующих воинских званиях, уменьшается6.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Социальная стратификация в воинском социуме в значительной степени определяет особенности и возможности выполнения ею функции канала социальной мобильности. П. Сорокин, говоря о социальной мобильности как канале вертикальной циркуляции и определяя ее как переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую, выделяет два ее типа: горизонтальную и вертикальную7. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой8.

Армия всегда играла специфическую роль «социальной лестницы», «социального лифта». В военное время, т.е. в периоды межгосударственных и гражданских войн, военнослужащие продвигаются в званиях, как правило, прежде всего при наличии таланта, а полученная таким образом власть используется ими для дальнейшего продвижения по службе, благодаря чему солдаты становились генералами, простолюдины графами, принцами, монархами, диктаторами, властелинами мира сего. В то же время многие «урожденные» аристократы, принцы, короли и т.д. утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальное положение и даже лишали себя жизни. История свидетельствует, что 36 из 92 римских, 12 из 65 византийских императоров, Чингисхан, Тамерлан, Кромвель, Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы; Грант, Вашингтон, Кемаль-паша, Фрунзе и многие другие выдвинулись благодаря армейской лестнице. А тысячи невезучих военных командиров, потерпевших поражение, понижались в должности, исключались, изгонялись, становились рабами, резко шли вниз. Все это является иллюстрацией нисходящего движения посредством той же самой военной лестницы.

В мирное время армия также продолжает играть роль вертикальной циркуляции, вертикальной мобильности, позволяющую людям совершать восхождение из периферийных в центральные сегменты воинского социума, но в эти периоды их значимость гораздо меньше, чем в военное время.

Выполнение армией роли «социального лифта» предполагает реализацию ею ряда функций: воспитание гражданских качеств, предоставление возможности двигаться вверх, открытие пути к престижным профессиям. Под ментальностью как сущностной характеристикой, нами понимается качество сознания, образ мыслей, совокупность психических, интеллектуальных, идеологических, религиозных, эстетических, умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, особенностей мышления, проявляющихся в культуре, языке, поведении и т.п., присущих и отдельному человеку, и социальной группе, и человеческой общности.

Ментальность - сложившаяся в процессе воспитания система, передающаяся следующему поколению через семейное воспитание, а через всевозможные «писаные или неписаные» рекомендации и регламентации усваивается в течение всей жизни людей. В конечном итоге, весь смысл образовательной деятельности сводится к влиянию на духовный, нравственный потенциал общества, на то ментальное пространство, в котором это общество пребывает.

Менталитет это общая настроенность, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества. Менталитет социальной общности включает в себя систему коллективных ценностей и характерный для нее набор целей. Индивидуальная ментальность представителя общности будет включать, наряду с личностными особенностями, качества, сформировавшиеся в результате воздействия социогенных факторов: менталитета и социального статуса родителей; влияния примера сильных личностей; воздействия системы общественного обучения и воспитания; привитых образцов поведения и культурных традиций; развитости информационного поля социума и др. Посредством передачи из поколения в поколение ценностей и проявлений менталитета осуществляется связь времен, наследование социально-генетического кода и социальной памяти народа.

Представленные нами сущностные характеристики воинского социума взаимосвязаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, являются не иерархические соподчиненными, а рядоположными, т.к. одновременно, в своей совокупности обеспечивают социально-педагогическую деятельность всех его элементов и устремлены к личности военнослужащего-контрактника и ее развитию в социальной военной среде. Анализ современной научной, справочной и энциклопедической литературы позволяет утверждать, что под педагогическим потенциалом воинского социума понимается атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых актуально или может быть направленно на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях военного социума полка при определенных педагогических средствах и условиях. При этом основной целью профессионального образования выступает профессионализм военнослужащих-контрактников.

Педагогический потенциал является не статичным, а постоянно развивающимся и эволюционирующим свойством. Его динамичность обуславливает процесс взаимоперехода субъектов педагогического процесса из одного состояния в другое более совершенное.

В педагогическом потенциале одновременно может быть сосредоточено несколько уровней: 1) прошлый, когда прежний педагогический потенциал уже перерос в действительность; 2) настоящий, когда педагогический потенциал актуализируется сегодня, либо находится в состоянии готовности быть реализован; 3) будущий, т.е. завтрашний, но зарождающийся уже в настоящем.

Педагогический потенциал воинского социума характеризуется нами как сложно и системно организованный социальный феномен, в структуре которого мы выделили три составляющие: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Так, обучающая составляющая обеспечивает военнослужащим контрактной службы овладение системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний, навыков, умений и личностнодеятельностных качеств, необходимых им для выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, существующими требованиями, и обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке. Воспитывающая составляющая обеспечивает военнослужащим-контрактникам боевые, волевые, нравственные и др. качества, отношения, взгляды, убеждения, способы поведения защитника Отечества, военного профессионала и высоконравственной личности. Развивающая составляющая обеспечивает военнослужащим-контрактникам накопление количественно-качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической, военно-профессиональной деятельности и личностные качества.

Основное содержательное наполнение указанных составляющих происходит за счет сущностных характеристик воинского социума, которые проявляются в функциях педагогического потенциала воинского социума: нормативной самореализации, ценностного самоутверждения и смыслового самоопределения. Так, обучающая составляющая выполняет функцию нормативной самореализации личности и соответствует таким сущностным характеристикам, как: историческая преемственность, традиционность, ритуальность, нормативно-правовая обусловленность.

Функция нормативной самореализации отвечает за обучение военнослужащих-контрактников военной профессии на основе военного и исторического опыта предшествующих поколений, закрепленного в нормах, ценностях, традициях и ритуалах воинского социума.

Выполнение данной функции педагогического потенциала воинского социума основывается на получении и накоплении военнослужащим-контрактником нормативных знаний, приобретении навыков и умений, необходимых ему для успешной самореализации в военно-профессиональной деятельности.

У военнослужащего-контрактника в процессе нормативной самореализации развивается профессиональное мышление как субъекта деятельности, осознается смысл воинской профессии и ее общественная ценность, происходит развитие и усложнение его внутренней структуры личности, расширение ее мировоззренческого горизонта, формирование личностного опыта.

Функция нормативной самореализации проявляется в высоком уровне боеготовности и боеспособности военнослужащего-контрактника (в соответствии с занимаемой должностью, имеющейся военно-учетной специальностью) и обеспечении требуемого уровня его военно-профессиональной выучки.

Неразвитость функции нормативной самореализации педагогического потенциала воинского социума приводит к тому, что ресурсы обучения могут быть не актуализированы, не востребованы и не использованы военнослужащим-контрактником для получения необходимых ему профессиональных знаний, умений и навыков; ему (военнослужащему-контрактнику) становится безразличен свой социальный статус и им не осознается смысл военной профессии и самореализация в ней. Такие военнослужащие-контрактники, как правило, обладают посредственными военнопрофессиональными знаниями и умениями; не желают профессионально самосовершенствоваться; предпочитают действовать только под чьим-либо руководством, не желая проявлять инициативу.

В случае же, когда данная функция гипертрофирована, у военнослужащего-контрактника система норм и оценок не соответствуют общепринятым в воинском социуме, наблюдается пренебрежение мнением окружающих; его воля и настойчивость в достижении поставленных целей и в решении учебно-боевых задач переходят в упрямство и заносчивость.

Воспитывающая составляющая реализует функцию ценностного самоутверждения в военно-профессиональной деятельности и соответствует таким сущностным характеристикам как: социокультурность, полисферность, институциональность, ментальность.

Функция ценностного самоутверждения отвечает за сформированность у военнослужащих-контрактников боевых, волевых, нравственных и других качеств защитника Отечества, военного профессионала, гражданина-патриота, а также за обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Функция ценностного самоутверждения проявляется в развитии эмоционально-волевой устойчивости, волевой готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя; в боевом слаживании расчетов, экипажей, подразделений и частей в целом; поддержании в воинских коллективах уставного порядка, сформированности отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Неразвитость данной функции педагогического потенциала воинского социума приводит к тому, что военнослужащий-контрактник не будет иметь потребности: в самоуважении; к достижению и поддержанию высокого общественного статуса защитника Отечества; к утверждению в глазах окружающих и своих собственных; к приобретению определенных свойств и качеств, имеющих ценность в профессионально-личностном развитии; к актуализации своих возможностей.

В случае же, когда данная функция гипертрофирована, военнослужащие-контрактники не в состоянии соотнести свои ценности с реальными возможностями, которые не соответствуют их потенциалу, и в результате теряется интерес к повышению уровня профессионального мастерства в военно-профессиональной деятельности; они становятся безучастными к достижению успеха в воинском труде, преодолению трудностей воинской службы.

Развивающая составляющая выполняет функцию смыслового самоопределения в военной профессии и соответствует таким сущностным характеристикам как: системность и социоструктурность, организационность, стратификационность.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Функция смыслового самоопределения военнослужащего-контрактника отвечает за формирование у него внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и жизненного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в воинском труде и военной профессии.

Данная функция проявляется в накоплении количественно-качественных изменений, функциональном совершенствовании психической, интеллектуальной, физической, военнопрофессиональной деятельности и личностных качеств.

В случае неразвитости данной функции педагогического потенциала воинского социума военнослужащий-контрактник не сможет актуализировать, сформировать и реализовать в процессе жизнедеятельности и воинского труда свои индивидуальные способности, природные возможности (задатки) и, потенциальные способности, которые уже были реализованы другими военнослужащими в воинском труде на предыдущих этапах общественно-исторического развития воинского социума и объективированными в продуктах их труда.

В случае же, когда данная функция гипертрофирована, военнослужащий-контрактник, не имея способностей к военно-профессиональной деятельности, будет заниматься ею, причем положительный результат в воинском труде будет достигаться слишком большой ценой. Он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираться на сильные стороны своей личности, либо осуществлять через формирование типичного стиля военно-профессиональной деятельности, или же через другую более развитую способность.

Все три функции педагогического потенциала воинского социума нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний процесса профессионального образования военнослужащих-контрактников. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации первопричины. Две из них - обучающая и воспитывающая являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует в дальнейшем обучающую и воспитывающую профессионального образования и т.д. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства. В итоге функции педагогического потенциала воинского социума, интегрируясь и взаимно проникая друг в друга, в своей совокупности отражают процесс профессиональноличностного роста военнослужащих-контрактников.

В заключение необходимо отметить, что в рамках настоящей статьи рассмотрена сущность педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы Вооруженных Сил России. Раскрываются сущностные характеристики воинского социума, дается определение его педагогического потенциала, рассматриваются структурные составляющие и функции. Знание указанных положений позволит нам разработать концепцию развития педагогического потенциала воинского социума полка в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы.

Список литературы

1. Митрахович, В. А. Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооруженных Сил России / В.А. Митрахович // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 3 (43). - С. 115-122.

2. Митрахович, В. А. Специфические характеристики военного социума / В.А. Митрахович // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2007. - № 5 (47). - С. 91.

3. Военная энциклопедия / под ред. К.И. Величко. - Т. 7. - СПб., 1912. - С. 135.

4. Савин, Ю. В. Социальное воспитание военнослужащих в условиях военной реформы : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Савин Юрий Викторович. - М., 2003. - С. 94.

5. Серебрянников, В. В., Дерюгин, Ю. И. Армия России: состояние и перспективы выхода из кризиса (социально-политический срез современного военного социума). Аналитический доклад. / В.В. Серебрянников, В.В. Дерюгин. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. - С. 9.

6. Дубограй, Е. В. Семья и социальное положение офицера / Е.В. Дубограй // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 81.

7. Михайленок, О. М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика / О.М. Михайленок // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 4. - С. 107.

8. Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. Человек.

Цивилизация. Общество. (Серия «Мыслители XX века»). - М., 1992. - С. 302-373. Материал размещен в Интернете по адресу: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/

sorokin_soc_mobile_forms_fluc.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Literature

1. Mitrakhovich, V. A. The essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia // The herald Sankt-Petersburg university MIA (Ministry of Internal Affairs). -2009. - № 3 (43).

2. Mitrakhovich, V. A. The specific characteristics of military society // The education and the science. The Proceedings of the Ural branch of the Russian Academy of education. - 2007. - № 5 (47).

3. The military encyclopedia / Ed. K.I. Velichko. - V. 7. - St-Petersburg, 1912.

4. Savin, Y. V. The social education of military men in the condition of the military reform : Dis. ... Ph. doc.: 13.00.02. - Moscow, 2003.

5. Serebryannikov, V. V., Deryugin, Y. I. The Army Forces of Russia: the condition and perspectives of overcoming the crisis (the social-political cut of the contemporary military society). The analytic report. -Moscow, 1998.

6. Dubogray, E. V. The family and the social position of an officer // The sociological researches. -2003. - № 12.

7. Mikhaylyonok, O. M. The Russian Army: the social inequality and the social dynamics // The social-humanitarians knowledge. - 2006. - № 4.

8. Sorokin, P The social stratification and mobility // Pitirim Sorokin. A man. The civilization. The society. (The series «The thinkers of the XX century»). - Moscow, 1992. The material is placed in Internet at the address: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/sorokin_soc_mobile_forms_fluc.html.

УДК 372.8(47)

E.A. Сечина*

Понятие любви к детям в отечественной педагогике XX века

В статье раскрываются смыслы любви к детям в различных направлениях отечественной педагогической мысли XX века, а также в трудах отдельных педагогов, таких как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский

Ключевые слова: любовь; любовь к детям; педагогические смыслы любви; понятийный аппарат педагогики; воспитание в коллективе; парная педагогика; гуманность.

X.A. Sechina*. The concept of love to children in Russian pedagogy of the XX century.

The article reveals the senses of love to children in different directions of Russian pedagogical thought of the XX century, as well as in the works of the individual educators such as A.S. Makarenko and V.A. Sukhomlinsky.

Keywords: love, love for children, pedagogical meanings of love, the conceptual apparatus of pedagogy, education in the collective; pairing pedagogy, humanity.

В историко-педагогическом аспекте XX в. представляет собой особый интерес: в нем сфокусированы специфика дореволюционной, советской и постсоветской педагогики, разнообразие гуманистических направлений, а также тенденции жестокости и насилия над детьми. Под этим углом зрения феномен любви к детям почти не исследован. В современном образовании и воспитании наблюдается возрождение в сознании педагогов понятия любви с православных и гуманистических позиций начала XX в., что является важным фактором личностного роста учителя, и появление в связи с этим новых подходов и концепций воспитания учащихся в отечественном образовании.

Понятие «любовь к детям» использовалось и используется до сих пор в самых разных педагогических учениях и системах. И содержание этого понятия, и его собственно педагогические смыслы, определяемые преимущественно ответом на вопрос, как именно осуществляется любовь к детям в процессе воспитания и обучения, также различны. О любви к детям так или иначе говорят все педагоги, но педагогический смысл её, фиксируемый более конкретными, операциональнотехнологическими и не столь эмоционально-метафоричными терминами, при этом неодинаков. Следовательно, различен и теоретический статус понятия любви к детям. Хотя тема любви к детям в отечественной истории педагогики специально не исследовалась, косвенно она так или иначе затрагивалась и затрагивается.

Издавна известно, что без любви человеческая жизнь обессмысливается, лишается особой радости, духовности, нравственно-эстетического восторга, здоровой страдательности, подвижничества, героизма, патриотизма и т.д., и т.п. Ясно, что речь идет не о «любви к варенью», а о любви именно как о духовном феномене. Если по разным причинам любви к ребенку нет, то последний, по сути, несчастен или, во всяком случае, обделен величайшим на земле счастьем - любовью взрослых.

*Сечина, Ксения Александровна, аспирант кафедры педагогики, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. Адрес почтовый (рабочий): 19бб05, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д.10, телефон (рабочий): 8(812)4б5812б, e-mail: kseniya_sechina@mail.ru.

*Sechina, Xenia Alexandrovna, postgraduate, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, department of pedagogy. Work address: Petersburg highway, 10 - 19бб05, Pushkin, Saint-Petersburg; telephone (work): 8(812)4б5812б, e-mail: kseniya_sechina@mail.ru.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.