Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы'

Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ / MILITARY CONTRACT SERVICEMEN PROFESSIONALISM / PEDAGOGICAL ESCORT THE FORMING OF MILITARY CONTRACT SERVICEMEN PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович В. А.

В статье рассматривается педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с педагогическим сопровождением формирования профессионализма в различных видах социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ESCORT THE FORMING OF MILITARY CONTRACT SERVICEMEN PROFESSIONALISM

The article deals with the pedagogical escort the forming of military contract servicemen professionalism. The article is intended for reading public that is interested in the problems connected with the pedagogical escort the forming professionalism in various kinds of strata.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы»

В.А. МИТРАХОВИЧ, кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-исследовательской лаборатории (совершенствования учебно-воспитательного процесса) Санкт-Петербургского военного инженерно-технического института Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулёва Тел. +79219751887; +79650309137; [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматривается педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с педагогическим сопровождением формирования профессионализма в различных видах социума.

Ключевые слова: профессионализм военнослужащего контрактной службы; педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы.

Вопрос профессионализации Вооружённых Сил России вот уже на протяжении почти двух десятков лет является предметом острых политических дискуссий в обществе, позитивные и негативные тенденции развития государства закономерно демонстрируют необходимость и готовность Вооружённых Сил к кардинальным изменениям в своей структуре, направлениях деятельности, содержании профессиональной подготовки, в системе воспитания в соответствии со спецификой воинского социума.

Анализ процесса профессионализации военнослужащих контрактной службы говорит о существовании педагогических проблем, связанных с педагогическим сопровождением военнослужащих данной категории в процессе их профессионально-личностного роста. На сегодняшний день ресурсы системы педагогического сопровождения формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников не достаточно задействованы: отсутствует чёткое и точное понимание термина «профессионализм военнослужащего контрактной службы», а также понимания самой категории «педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы». Поэтому знание, понимание и использование командирами и начальниками всех управленческих звеньев вышеуказанных терминов в своей военно-профессиональной деятельности имеет важное теоретико-прикладное значение.

Профессионализм военнослужащего контрактной службы - это интегративное качество, свойство личности, социальное явление, определяющее продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующееся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума, и как результат имеет целостное развитие личности военнослужаще-го-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях.

Толковый словарь С.И. Ожегова [9, с. 774] и словарь В. Даля [4, с. 124] определяют сопровождение как «действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо для проводов, провожатым; следовать». Соответ-

© В. А. Митрахович

—--------------------------------------------------------

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ственно, «сопроводитель» - тот, кто сопровождает,

- «проводник, провожатый, попутчик». Приставка «со-» в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отличается от процесса управления, который может быть осуществлён извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.

В Современном толковом словаре русского языка [11, с. 775] сопровождение - то, что сопровождает какое-либо явление, действие. В ситуации реального путешествия сопровождение становится чрезвычайно желательным и даже необходимым в том случае, когда путникам предстоит идти по незнакомому и опасному маршруту. Проводником же традиционно становится некто более опытный, знающий дорогу, знакомый с особенностями и трудностями предстоящего пути; тот, кто может обеспечить в дороге удовлетворение потребностей и безопасность путников. Несмотря на все опасности и возможные неожиданности в пути, сопровождающая сторона берёт на себя определённые обязательства и несёт ответственность за своих подопечных.

Следовательно, существенной исходной характеристикой педагогического сопровождения воен-нослужащих-контрактников в формировании профессионализма является необходимость быть ему «провожатым» в процессе профессионально-личностного роста.

М.И. Рожков [10] под педагогическим сопровождением понимает процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включённость ребёнка в значимое для него событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Следовательно, педагогическое сопровождение всегда бинарно по деятельности и предполагает сочетание деятельности педагога и самодеятельности воспитанника (в нашем случае офицера, ко -мандира любого управленческого уровня и воен-нослужащего-контрактника). Но у военнослужа-щего-контрактника степень его самодеятельности должна определяться рамками законодательных документов органов военного управления (уставы, приказы, директивы и т.д.). Поэтому в системе профессионального образования контрактников этот аспект должен оговариваться.

Н.М. Борытко [1, с. 77; 2, с. 14-15], опираясь на выводы Е.И. Казаковой и А.П. Тряпицыной [6, с. 123-125] отмечает, что педагогическое сопровождение это создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника... Идеология этого понятия заключается в том, чтобы не ограждать субъекта от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на собственном жизненном пути. [Цит. по: 7, с. 23] Педагогическое сопровождение имеет характер непрерывности, комплексности и опосредованности (в некоторых случаях даже -нарочитой отстранённостью) оказываемой помощи.

В рамках процесса профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников такая постановка цели особенно важна, так как военнослужащим в воинском труде, в любых условиях и ситуациях, порой в экстремальных, с риском для собственной жизни приходится делать осознанный выбор тех или иных практических действий выполнения определённых задач по своему предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства. Следовательно, необходимо создать такие условия для профессионально-личностного роста военнослужащих-кон-трактников, чтобы они могли научиться самостоятельно справляться с ситуацией выбора, которая в реальной боевой обстановке может носить характер непредсказуемости и экстремальности.

А.Н. Копейкин [7, с. 24] на основе обобщения различных подходов к трактовке термина «педагогическое сопровождение» применительно к системе профессионального образования говорит о том, что сопровождение - это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, предполагающий помощь педагога в преодолении трудностей, продуктивном решении задач будущего милиционера путём создания оптимальных условий для его профессионально-личностного саморазвития.

По мнению И.А. Липского [8, с. 280] проблема педагогического сопровождения развития личности человека на пути его жизнедеятельности носит комплексный характер, и, следовательно, обусловливает потребность в её структуризации на основе уровневого подхода. Данный подход, в свою

очередь, предполагает вычленение в ней категорий всеобщего, особенного и отдельного, выступающих ступенями изучения данной проблемы (основание общности).

По основанию механизма реализации педагогического сопровождения профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников эта проблема носит социальный характер, так как возникает на уровне механизмов взаимодействия в воинском социуме. По основанию формы существования данная проблема относится к комбинированным, то есть она одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах. По сущностному основанию данная проблема может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. И, наконец, по основанию содержания данная проблема может быть проанализирована опять-таки с использованием категорий «всеобщее-отдельное-еди-ничное». Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы педагогического сопровождения формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы.

На уровне всеобщего педагогическое сопровождение обусловливается категорией «взаимодействие». При этом взаимодействие как философская категория [12, с. 81] отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Именно взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Любой объект можно понять и определить лишь в системе отношений и взаимодействия с другими окружающими объектами, их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом.

В социально-педагогические целенаправленные взаимодействия в процессе воинского труда входят: коллективное целеполагание (является своеоб-

разным критерием сформированности воинского коллектива и его созидательной жизнеспособности); предметность (то, во имя чего осуществляется взаимодействие); коммуникативная процес-суальность (вербальное и невербальное взаимодействие в процессе коллективного целеполагания и планирования предстоящей военно-профессиональной деятельности; взаимодействие при осуществлении выработанных и принятых воинским коллективом планов, подведении итогов и анализе воинского труда); отношения ответственной зависимости (взаимосвязь субъектов и объектов военно-педагогического процесса, обусловленная необходимостью и стремлением к достижению целей, предполагающая совместность, то есть объединение усилий всех военнослужащих, дифференциацию усилий в соответствии с содержанием и формой организации военно-профессиональной деятельности и взаимодополняемости военнослужащих-кон-трактников, их готовность помогать друг другу и брать на себя выполнение функций друг друга); продуктивность (выработка коллективных ценностей в результате взаимодействия); результативность (развитие отношений военнослужащего-кон-трактника к миру и с миром, к себе и с самим собой, т.е. подготовка зрелой, активной личности вои-на-профессионала, способной к воинскому труду и гражданскому функционированию в обществе).

Ф. Энгельс определял взаимодействие как ко -нечную причину всего существующего, за которой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Учитывая социальный характер проблемы, ведущей, базовой становится категория «социальное взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью [3, с. 993].

Следовательно, педагогическое сопровождение на этом уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействии людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определённом пространстве (пространственность) и во времени (временной характер) [8, с. 281].

В процессе такого взаимодействия осуществляется профессионально-личностное развитие воен-нослужащего-контрактника во время выполнения обязанностей военной службы, которое проявляет-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ся в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций воинской службы. Это позволяет считать такое сопровождение функциональной ко -ординацией следствий этих воздействий, то есть системой действий, и имеет общей целью именно профессионально-личностный рост военнослужа-щих-контрактников среди других членов воинского коллектива. Здесь реализуется процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т.д. Поскольку военнослужащий-контрактник на пути своего профессионально-личностного развития не изолирован от других членов воинского коллектива, а находится с ними в процессе социального общения, постоянного взаимодействия, совместного движения вперёд (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку члены воинского коллектива постоянно находятся рядом с ним, то есть сопровождают этот процесс.

В процессе сопровождения военнослужащего-контрактника он сам и его окружение занимают определённые социальные позиции, ячейки социального пространства со своими функциями по отношению друг к другу. Действуя в рамках этих ролей, каждый из них выполняет своего рода «социальный заказ», выполняя предписанную ему общественными ожиданиями функцию воина-про-фессионала, функцию защитника Отечества.

Так, С.В. Дёмочкин [5], рассматривая социально-педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов высших военных учебных заведений говорит, что это совместные действия (взаимодействие) сопровождающего (коман -дно-преподавательский состав) и сопровождаемого (курсант) в рамках системы, процесса, вида деятельности по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемое во времени и пространстве в соответствии с присущими им ролями. С точки же зрения практики социальнопедагогическое сопровождение - это система видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в оказании помощи курсанту в процессе его взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.

Таким образом, на уровне всеобщего сопровождения профессионально-личностного развития во-еннослужащего-контрактника представляет собой педагогическое сопровождение, где осуществляется его социальное взаимодействие с окружающим его воинским социумом, в процессе прохож-

дения им воинской службы, в разнообразных личных и профессиональных ситуациях воинского труда. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное» (морально-психологическое, медицинское, научное, социально-педагогическое).

На уровне отдельного одним из таких видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое, с одной стороны, несёт в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свою специфику, проявляющуюся, в первую очередь, в специфике функций окружающих человека других людей. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью ко -торого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении [8, с. 282]. При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к военнослужащему-контрактнику проявляются в воинском социуме как роли «старшины воинского подразделения», «психолога части», «командира подразделения», «наставника», «преподавателя предмета боевой подготовки» и др.

Педагогическое взаимодействие в воинском социуме - процесс (система, вид деятельности), происходящий между военным педагогом (командиром, начальником, офицером) и военнослужащим-кон-трактником в ходе военно-педагогической работы, во времени, в конкретных институтах воинского социума и направленный на развитие личности во-еннослужащего-контрактника. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся и развивающий процесс, способствующий становлению личности контрактника и совершенствующий личность военного педагога при непременной руководящей роли авторитетного военного педагога.

Взаимодействие становится педагогическим, когда военный педагог выступает как наставник. В рамках этого педагогического взаимодействия и осуществляется педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития военнослужащего-кон-трактника, если само это взаимодействие рассматривать с точки зрения его пространственно-временных и содержательно-целевых характеристик.

В педагогическом сопровождении функция развития человека конкретизируется в более частных функциях, соответственно присущим функциям той

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

1>сш

или иной педагогической системы. Более того, по мере детализации эти функции также конкретизируются до тех пор, пока не достигнут характера технологии действия, то есть педагогической технологии.

Таким образом, педагогическое сопровождение развития человека в воспитании отражает управляемую сторону процесса их развития в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми. Неуправляемая сторона этого процесса связана с деятельностью тех людей и институтов социума, которые сознательно или бессознательно игнорируют воспитательную функцию в прогрессивном направлении её реализации, а также в тех случаях, когда этот процесс изначально имеет негативную направленность [8, с. 286].

В аспекте нашего исследования педагогическое сопровождение военнослужащих-контрактников в процессе их профессионально-личностного роста включает в себя систему отношений его субъектов. Субъектами такого педагогического сопровождения являются: командиры и начальники различных управленческих звеньев, сослуживцы, преподаватели предметов боевой подготовки, психолог части, офицеры и служащие отдела по работе с личным составом, наставники, старшина воинского подразделения, друзья и другие структурные элементы воинского социума. Педагогическое сопровождение предусматривает взаимодействие всех служб и специалистов воинской части, призванных обеспечивать военную профессиональную подготовку военнослужащих-контрактников.

Таким образом, смысл педагогического сопровождения воинского труда военнослужащего-контракт-ника будет состоять в том, чтобы научить военнос-лужащего-контрактника в ситуациях выбора решать свои проблемы самостоятельно. Следовательно, задачами этого процесса становится создание условий педагогического сопровождения военнослужаще-го-контрактника в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения, образование единого пространства для успешного достижения конечного результата - профессионально-личностного роста военнослужащего-контрактника.

Анализ нашей опытно-экспериментальной работы говорит об очевидной необходимости создания системы педагогического сопровождения формирования профессионализма у военнослужащего-контрактника во время воинского труда, которая могла бы непрерывно обеспечивать профессионально-личностное развитие военного специалиста, готового к любым жизненным и профессиональным трудностям.

Этот процесс характеризуется как основополагающими преобразованиями в целом, так и проявлением новых свойств и характеристик военного профессионального образования. Но самое главное должно состоять в проявлении у военнослужаще-го-контрактника во время выполнения обязанностей военной службы потребности в саморазвитии и самопознании и готовности непрерывно изменяться как профессионально, так и личностно.

Педагогическое сопровождение профессионально-личностного роста военнослужащих контрактной службы может проводиться на нескольких уровнях, каждый из которых отличается и имеет свою специфику.

Первый уровень - это организация педагогического сопровождения в воинской части (на корабле) в целом. Основными субъектами являются: командир воинской части (корабля) и его заместители, офицеры управления, штаба, начальники служб. Содержание социально-педагогической деятельности субъектов на данном уровне включает: выработку общей стратегии развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих-контрактников в воинской части на учебный год и ближайшую перспективу; координацию деятельности основных субъектов данного процесса; анализ уровня сформированности профессионализма у военнослужащих-контрактников; своевременную корректировку процесса профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактни-ков; обобщение его результатов; выработку мер по его совершенствованию; систематическое обучение должностных лиц теории и практике организации процесса профессионально-личностного роста военнос-лужащих-контрактников.

Второй уровень - это организация педагогического сопровождения в микросоциуме, т.е. непосредственно в подразделении (в батальоне, роте), кото -рое является центром педагогической работы. Именно в воинском подразделении происходит непосредственная организация социально-педагогического воздействия на военнослужащих-контрак-тников, как в учебное, так и во внеучебное время, в предвыходные и выходные, предпраздничные и праздничные дни. Основными субъектами являются: командир воинского подразделения и его заместители, командиры взводов (батарей), старшина.

Третий уровень - это педагогическое сопровождение, субъектами которого являются руководители учебных занятий, должностные лица ответственные за проведение тех или иных мероприя-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

тий боевой подготовки на основе использования педагогического потенциала воинского социума. Каждый из них участвует в процессе профессиональноличностного роста военнослужащих-контрактников путём обеспечения механизма социальных отношений «обучаемый-педагог» прежде всего личной примерностью в деятельности внутри воинского социума в ходе военно-образовательного процесса; включения военнослужащих-контрактников в социальную деятельность, формирования у них социальных потребностей и социальных способностей, а также профессионально-важных качеств, необходимых для воинского труда; участия в проведении воспитательных мероприятий и передачей собственного опыта социальных отношений внутри воинского социума, накопленного в воинском труде.

Четвертый уровень - педагогическое сопровождение самосовершенствования военнослужащих-контрактников. Данный уровень включает самостоятельную работу военнослужащих-кон-трактников по своему профессионально-личностному росту; перевоспитанию отдельных негативных качеств и привычек поведения; самоконтроль военнослужащих данной категории за степенью социальных отношений внутри воинского социума.

Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих-контрактни-ков рассматривается нами как система, как целостная деятельность офицера подразделения, в рамках которой могут быть выделены два обязательных взаимосвязанных компонента:

• педагогический компонент заключается в систематическом отслеживании педагогического статуса военнослужащих-контракт-ников и динамики развития их уровня профессионализма в воинском труде. Реализация данного компонента предполагает оказание помощи военнослужащим-контрактни-кам в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками по своей военноучётной специальности;

• технологический компонент включает в себя создание специальных социально-педагогических условий для оказания помощи военнослу-жащим-контрактникам, имеющим проблемы в профессионально-личностном росте. Реализация данного компонента в деятельности субъектов процесса сопровождения направлена на взаимодействие всех участников педагогического процесса в воинской части с це-

лью преодоления проблем в профессионально-личностном развитии в воинском труде.

В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения его содержание наполняется конкретными формами и направлениями социально-педагогической работы. В самих направлениях, сформулированных в общем виде, нет ничего нового. Однако каждое направление обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс сопровождения.

Роль командного состава сводится к чёткой и последовательной ориентации военнослужащих контрактной службы на определённые пути профессионально-личностного развития. Его задача - создавать условия для продуктивного движения военнослужащих указанной категории по тем путям, которые выбирают они сами в соответствии с рекомендациями наставников: помогать делать осознанный личный выбор, конструктивно решать возникающие проблемы и конфликты, осваивать индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимая себя и других. Иначе говоря, деятельность командного состава во многом задаётся той социальной, педагогической системой, в которой реально находится контрактник и которая ограничена рамками социальной военной среды. С нашей точки зрения, эта заданность и ограниченность профессиональных возможностей и, соответственно, профессиональных обязанностей военного педагога принципиально важна, так как позволяет ему чётко осознать своё место и в жизни воинского социума воинской части, и в жизни воинского коллектива, и в жизни конкретного военнослужащего-контрактника, построить систему своей военно-профессиональной деятельности.

Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих-контрактни-ков включает в себя выявление и использование субъектного опыта самого военнослужащего-кон-трактника, раскрытие способов его мышления, повышение его военно-профессиональной мотивации и улучшения качества подготовки военных специалистов, выстраивание индивидуальной траектории профессионально-личностного развития через реализацию образовательной программы по боевой подготовке с учётом личностных и профессиональных потребностей.

Этот процесс не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живёт военнослужащий-контрак-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Ейсш

тник. Цель сопровождения и реалистичнее, и прагматичнее - создать в рамках объективно существующей социальной военной среды условия для максимального в данной ситуации профессионально-личностного развития.

Следовательно, и основной задачей педагогического сопровождения формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников будет создание условий для максимально успешного развития конкретного военнослужащего контрактной службы. Социальная военная среда выдвигает ряд требований, норм и жёстких правил, которые военнослужащий-контрактник должен усвоить, принять и реализовать в своем поведении и общении в процессе воинского труда. Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких проблем. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учётом приоритета внутреннего мира и значения некоторой необходимой и достаточной системы

предъявляемых ему требований со стороны военно-образовательной и нормативной среды. Г аран-том справедливого и продуктивного решения является педагогическое сопровождение, в процессе которого командный состав, окружающий военнос-лужащего-контрактника, находит наилучшее сочетание приспособления социальной военной среды к нему и его к социальной военной среде.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников в условиях воинской части представляется нам чрезвычайно перспективным направлением с точки зрения осмысления целей и задач конкретной модели педагогической деятельности командиров и начальников различных управленческих звеньев, офицеров воинских подразделений, которая может быть внедрена и успешно реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая технология социально-педагогической работы.

Библиографический список

1.

б.

7.

Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе [Текст]: Учеб.-методич. пособие / Н.М. Борытко / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - М.: АПКиПРО, 2005. - 120 с.

Борытко Н.М. Этическое воспитание [Текст] / Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 32 с. (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 7.).

Всемирная энциклопедия. Философия [Текст]. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. - 1312 с.

Даль В. Толковый словарь живого русского языка [Текст] / В. Даль. Т. I, II. - М.: Русский язык, 1982.

Дёмочкин С.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов высших военных учебных заведений [Электронный ресурс] / С.В. Дёмочкин // Ярославский педагогический вестник. Серия «Гуманитарные науки». - Ярославль, 2009. - № 1. - С. 87-89. - [Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/ releases/2009_1 g/19.pdf, 06.04.2011].

Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века [Текст] / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. - СПб, 1997. - С. 123-125.

Копейкин А.Н. Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров [Текст] / А.Н. Копей-кин: Дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2007. - 179 с.

Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания [Текст] / И.А. Лип-ский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград, 2004. - С. 280-287.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учеб. пос. для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. - 256 с.

11. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004. - 960 с.

12. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1983. - С. 81.

V.A. MITRAKHOVICH

PEDAGOGICAL ESCORT THE FORMING OF MILITARY CONTRACT SERVICEMEN

PROFESSIONALISM

The article deals with the pedagogical escort the forming of military contract servicemen professionalism. The article is intended for reading public that is interested in the problems connected with the pedagogical escort the forming professionalism in various kinds of strata.

Key words: military contract servicemen professionalism; pedagogical escort the forming of military contract servicemen professionalism.

10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.