ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.А. МИТРАХОВИЧ (Знаменск)
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОГО СОЦИУМА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
Раскрывается необходимость исследования педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы. Раскрываются тенденции, проявляющиеся в армейской действительности с образованием новой общности военнослужащих, противоречия педагогического процесса, крайне осложнившие профессиональное формирование контрактников.
Предлагаются пути разрешения данных противоречий путем поиска условий и разработки научно-теоретических основ развития педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма у военнослужащих данной категории.
На протяжении всей многовековой истории Российского государства Вооруженные Силы являются одним из важнейших социально-политических институтов, отвечая за военную безопасность, имея специфичную структуру, организацию деятельности, управление и социум. «Сколько бы нам не твердили извне и сколько раз сами мы не чувствовали, что будущность наша зависит от качества внутреннего строя жизни, но живой, чисто реальный инстинкт подсказывает нам при этом всегда, что важнее всего оборона страны и организация ее военных сил» [1], - утверждал Д.И. Менделеев.
Военный социум, представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую общность, являющуюся неотъемлемой частью российского общества. Это объединение людей с общественно значимыми социальными функциями, имеющее корпоративные интересы, своеобразную субкультуру отношений и поведения, специфику нравственных и патриотических импера-
тивов, духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества. Проблемы военного социума, использования его как средства профессионализации важны для военного управления и воинского воспитания.
В условиях реформирования и профессионализации Вооруженных Сил РФ, перехода на контрактный способ комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (далее - военнослужащие-контрактники и военнослужащие контрактной службы), требуется разработка принципиально новых, научно обоснованных способов их профессионализации, поиск новых средств гражданско-патриотического воспитания защитника Родины в условиях современного военного социума.
Профессиональная военная деятельность требует от человека специальных знаний и соответствующих квалификации профессионально-личностных качеств, ценностных ориентаций, идеалов, осознания смысла воинского дела. Специфика формирования и развития профессионализма прямо влияет на степень общей социализации военнослужащих. Именно поэтому определение сущности современного военного социума, выявление его научно-педагогических характеристик и специфики, педагогического потенциала в формировании профессионализма у военнослужащих-контрактников, развитие у них мотивации к профессионализации - все это представляет сложную и многоплановую научнопрактическую проблему формирования личности гражданина и защитника Родины, готового и способного быть полноправным членом общества, творчески выполнять конкретную социальную роль, повседневно проявлять профессионально и социально значимые качества и свойства в условиях социальной военной среды.
Анализ состояния процесса профессионализации военнослужащих данной категории в условиях военного социума, основанный на изучении междисциплинарной научной литературы, истории развития во-
© Митрахович В.А., 2008
енного социума, руководящих документов, данных социологических опросов, нашем личном опыте, раскрывает следующие тенденции, проявляющиеся в армейской действительности.
Во-первых, с приходом контрактников в военном социуме образовалась новая общность военнослужащих. Соответственно, вносятся изменения и в весь военный образовательно-воспитательный комплекс. В связи с этим наблюдается необходимость уточнения специфики самих терминов «военный социум», «профессионализм военнослужаще-го-контрактника», т. к. считается, что «лицо армии в значительной степени определяет ее профессиональная часть» [2] и к социальному слою военных относятся лишь профессиональные военные. А «развитие средств, способов и форм вооруженной борьбы в конце XX века требовало наличия у военного человека высшей профессиональной квалификации, преимущественно технической (военно-технической) направленности» [3].
Во-вторых, основные черты новой общности заключаются в следующем [4]:
- это представители самых обездоленных слоев населения;
- это наиболее неприспособленная к рыночным условиям часть молодежи;
- это хорошо адаптируемая к условиям казарменной жизни социальная группа молодых людей, прошедших школу «дедовщины», насилия и унижения в период прежней воинской службы, отличающихся эгоцентричным, авторитарным стилем поведения;
- это люди, сохранившие определенные навыки и умения, соответствующие приобретенной ранее воинской специальности, стоящие по уровню своей подготовки значительно выше, чем только что пришедший из учебных соединений сержантский состав;
- отсутствие прочных установок на воинскую службу делает эту социальную группу военнослужащих особенно неустойчивой; в большинстве своем контрактники не ориентированы на длительное серьезное пребывание в армии, психологически не способны связать свою судьбу с военной профессией;
- массовое привлечение к контрактной военной службе женщин.
В-третьих, более 92% опрошенных нами офицеров различных управленческих звеньев понимают огромное значение и важ-
ность использования возможностей военного социума в профессионализации во-еннослужащих-контрактников и имеют некоторое представление о педагогизации этого влияния, на практике, тем не менее, наблюдается игнорирование командирами и начальниками всех уровней воспитательных возможностей, социальной среды в повышении профессионализма контрактников.
Некомпетентность, безразличие командиров в вопросах актуализации педагогического потенциала военного социума с целью повышения профессионального уровня контрактников, а также управления процессом профессионально-личностного развития военнослужащих объясняется трудностями, которые испытывают начальники при определении как педагогических возможностей военного социума, так и понятия «профессионализм во-еннослужащих-контрактников» и т. д.
В-четвертых, подчеркивая важность всех научных исследований, касающихся воинского воспитания, определения и использования потенциала среды, социума для профессионализации, необходимо отметить, что большая их часть а)не соответствует новой социальной ситуации в военном социуме; б)направлена или на представителей других профессий, или на кадровых военнослужащих (офицеров или готовящихся ими стать курсантов), но не на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового или сержантского состава.
Главное же заключается в том, что до настоящего времени в рассмотрении данного вопроса отсутствовала единая, целостная концепция развития педагогического потенциала военного социума в целях профессионализации военнослужащих-кон-трактников, что затрудняет исследование его возможностей, а это, в свою очередь, отрицательно отражается на социально-педагогической деятельности в целом и деятельности по защите Отечества, т. е. на военной безопасности государства.
Несмотря на то, что проблемы контрак-тизации и профессионализации армии являются предметом острых политических дискуссий в обществе, позитивные и негативные тенденции развития государства закономерно демонстрируют необходимость реформ и готовность Вооруженных Сил к кардинальным изменениям в своей
структуре, направлениях деятельности, содержании профессиональной подготовки, в системе воспитания в соответствии со спецификой военного социума.
Так, различные постановления Правительства РФ [5], Указ Президента РФ [6], разработка Федеральной целевой программы перехода на контрактную службу [7], основных направлений военного строительства до 2010 г. не привели к единому решению проблемы контрактизации и профессионализации Вооруженных Сил. Приказом министра обороны РФ [8] введено «Положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», были приняты «Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части» и «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно данной концепции, основной целью воспитания всех военнослужащих являются формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений граж-данина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Однако при этом остается открытым вопрос о профессионализации военнослужащих в условиях самих Вооруженных Сил. В соответствии с вышеуказанными законодательными документами на военную службу по контракту должны принимать профессионалов, готовых исполнять обязанности военной службы в мирное и в военное время, и не упоминается профессионализация в условиях военного социума, а также возможность включения в этот процесс потенциала самого военного социума.
Теоретико-методологической основой развития педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма военнослужащих-контрактников в Вооруженных Силах могут стать положения современной науки, в которой широко представлены разнообразные вопросы определения организационной структуры социума, включающего в себя различные социальные институциональные сферы воспитания и воспитательной работы, профессионализации представителей различных профессий, в том числе и военных, а также взаимодействия воспитательных факторов в различных видах социума, применения методических средств и конструирования педагогических систем, способных эффективно решать задачи и профессионального,
и социального воспитания.
В настоящее время имеются определенные результаты в изучении теоретических и методических проблем развития воспитательного потенциала различных социальных институтов государства и общества, профессионализации, а также факты интеграции воспитательных сил социума в единое воспитательное пространство. Исследования этого направления приобрели методологическое обоснование в форме социально-педагогической парадигмы развития современного общества (Л.Е. Никитина) и отражающей ее социально-педагогической парадигмы воспитания (И.А. Липский), в основе которой лежат средовый и личностно-социально-деятельностный подходы.
В педагогической науке накоплен большой опыт исследования воспитательного, образовательного потенциала различных социальных институтов как педагогического, так и непедагогического характера. Военнослужащий-контрактник, выполняя свои обязанности, находится на пересечении многогранных воздействий военного социума, многие из которых носят воспитательный, т. е. целенаправленный характер, а другие являются стихийными, неуправляемыми.
Такое взаимодействие управляемых и неуправляемых факторов обусловило формирование пространственных полей их приложения. В отечественных и зарубежных научных исследованиях, публикациях раскрываются сущностные характеристики социума как основы для разработки концепции развития педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма военнослужащих-контрактников и определения основных направлений ее реализации.
Таким образом, крайне осложнив профессиональное формирование военнослу-жащих-контрактников, преобразования в военном социуме в современных условиях обнажили ряд противоречий педагогического процесса между:
- объективными потребностями Вооруженных Сил РФ в военнослужащих-кон-трактниках, в разработке процесса их профессионализации и неопределенностью сущностных характеристик педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма у военнослужащих данной категории и, как следствие этого, практически полным отсутствием у
различных категорий командиров и начальников системы социально-педагогических знаний, способствующих высокопрофессиональному решению социально-педагогических задач в первичном пространстве военного социума (микросреде);
- потребностью в системном характере профессионального формирования лично -сти контрактника в условиях социальной военной среды и неразработанностью концептуальных оснований развития педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма;
- отдельными и разрозненными попытками реализовать разнообразные методы, формы воспитательной работы в военном социуме и необоснованностью и неразработанностью единых для всех Вооруженных Сил РФ основных направлений по реализации педагогического потенциала военного социума.
Разрешение выделенных противоречий нам видится в поиске условий, содержания, технологий и направлений организации военного социума в целях профессионализации военнослужащих-контрактни-ков с учетом современных реалий. Для этого предполагается выявление основных сущностных характеристик педагогического потенциала военного социума на основе междисциплинарной системы знаний и диалектики категорий «общее» (социум), «отдельное» (военный социум) и «единичное» (педагогический потенциал военного социума) как феноменов, способствующих профессионализации военнослужащих-кон-трактников. Основными характеристиками военного социума, обеспечивающими социально-педагогическую деятельность всех его элементов, должны стать историческая преемственность, социокультур -ность, системность, социоструктурность, полисферность, институциональность, организованность, стратификационность, ментальность, нормативно-правовая обусловленность, традиционность, ритуальность.
Концепция развития педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы может быть основана на принципах профессионализации военнослужащих, прогностической модели организации военного социума в интересах реализации его педагогического потенциала, критериальном аппарате оценки ее эффективности, а также технологиях
формирования военного профессионализма в условиях военного социума полка.
Определение же основных направлений реализации педагогического потенциала военного социума нам видится в неразрывной связи с деятельностью по выполнению служебных и учебно-боевых задач. А управленческая поддержка этой реализации направлена на обеспечение ориентировки офицеров различных управленческих звеньев и работников воспитательных органов в современной структуре военного социума, а также на педагогизацию военного социума полка, профессионализацию его офицерского состава и развитие мотивации военнослужащих контрактной службы к профессионализации.
Литература
1. Менделеев, Д.И. Заветные мысли / Д.И. Менделеев. М.: Мысль, 1995. С. 205.
2. Серебрянников, В.В. Социология армии / В.В. Серебрянников, Ю.И. Дерюгин. М.: ИСПИ РАН, 1996. 304 с.
3. Спицын, Ю.Г. Военный социум и образование как фактор национальной безопасности России: дис. ... д-ра социол. наук/ Ю.Г. Спицын. СПб., 1999. С. 6.
4. Серебрянников, В.В. Армия России: состояние и перспективы выхода из кризиса (социально-политический срез современного военного социума): аналит. докл. /А.В. Серебрянников, Ю.И. Дерюгин. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. С. 20 - 21.
5. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 1992 г. № 918 «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке - по контракту» (с изменениями от 26 дек. 2005 г.) - любое изд.
6. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 722 «О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту» (любое изд.).
7. Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 -2007 годы (утв. Пост. Правительства РФ от 25 авг. 2003 г. № 523) - любое изд.
8. Приказ министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» (любое изд.).