УДК 378.016
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
РОСГВАРДИИ
Виталий Николаевич Лымарев, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье представлена структура профессиональной мотивации военнослужащих Росгвар-дии. Дана характеристика каждому элементу структуры: мотиву выбора профессии, мотиву служебной деятельности, мотиву выбора места службы. Представлена пирамида потребностей, ориентированная на мотивацию в выборе профессии военнослужащего войск национальной гвардии РФ. Раскрыта группа причин, раскрывающая побуждения субъекта воинской деятельности к защите государственности и законных прав граждан.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотив, профессия, служебная деятельность, место службы, патриотизм, национальная гордость, национальная идентичность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p317-321
STRUCTURE OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF SERVICEMEN OF THE
RUSSIAN GUARD
Vitaliy Nikolaevich Lymarev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation
Abstract
The article presents the structure of professional motivation of military personnel of the Russian Guard. Each element of the structure is characterized: the motive for choosing a profession, the motive for official activity, the motive for choosing a place of service. The article presents a pyramid of needs focused on motivation to choose a profession of a serviceman of the national guard of the Russian Federation. A group of reasons is revealed, revealing the motives of the subject of military activity to protect the state and the legal rights of citizens.
Keywords: professional motivation, motive, profession, official activity, place of service, patriotism, national pride, national identity.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе военная служба занимает одно из ключевых мест в системе государственной службы Российской Федерации, что, несомненно, подчёркивает необходимость поиска теоретических основ профессиональной мотивации субъектов воинской деятельности.
Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации отведено отдельное место в системе обеспечения государственной безопасности. Рядом нормативно-правовых актов на вновь сформированную силовую структуру возложен широкий спектр задач по обеспечению общественной безопасности, соблюдению конституционных прав граждан РФ [1].
Выступая гарантом соблюдения прав и свобод граждан России, являясь самостоятельным юридическим институтом, Росгвардия предъявляет требования к универсализму подготовки военнослужащих (сотрудников), профессионально мотивированных, ориентированных на успешное выполнение задач. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки решаются в системе боевой подготовки войск [4, 8]. Однако, вопрос профессиональной мотивации решается фрагментно, не структурно, не имеет общей системы. Возникает необходимость выявления теоретических основ профессиональной мотивации военнослужащих (сотрудников) рассматриваемой силовой структуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Вопросам профессиональной мотивации посвящены работы Е.П. Ильина [5], А.Н. Леонтьева [9], В.Д. Шадрикова [12, 13] и др. Е.П. Ильин в своих трудах [5] исследует профессиональную мотивацию деятельности по трем ключевым направлениям. Проецируя вектор научного поиска на рассматриваемый нами субъект воинской деятельности, раскроем трехсоставную структуру профессиональной мотивации военнослужащих:
1) мотивы выбора профессии;
2) мотивы служебной деятельности;
3) мотивы выбора места службы.
Мотивы выбора профессии
Сделать правильный выбор профессии - один из основополагающих, если не основных, аспектов в жизни каждого человека, стремящегося к удовлетворённости своей профессией. В современном обществе проблема выбора профессии военнослужащего крайне актуальна для каждого человека, прошедшего довольно продолжительный моти-вационный процесс, требующий осознанности в первую очередь имеющихся социальных ценностей.
Важно, чтобы будущая профессия удовлетворяла потребностям человека к определённому типу активности, его особенностям и способностям [5].
Мотивы выбора профессии военнослужащего возникают с ориентацией на ценности: любовь к Родине, социальный статус, возможность принесения пользы людям, построение профессиональной карьеры, престиж военной службы, патриотическое воспитание, гарантированное трудоустройство по окончании учебного заведения, потребность проявления лидерских качеств, достойное денежное довольствие, гражданская ответственность, возможность решить жилищный вопрос, убеждения родителей, наличие военнослужащих в семье и др. В.И. Долгова подчёркивает, что формирование мотива профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от целостности представления о конкретном виде деятельности [3].
Вопрос выбора профессии в современных общеобразовательных учреждениях уточняется у учащихся в возрасте 15-16 лет (8-9 класс) и реализуется через систему профессиональной ориентации старших школьников. В рамках профориентации обучающихся к выбору профессии военнослужащего (офицера) на современном этапе уделяется большое внимание. Элементами профессиональной ориентации в контексте военной службы являются военные комиссариаты, отделы по работе с личным составом военного образовательного учреждения высшего образования и др. Так, в 2018 году в средней образовательной школе № 101 города Перми был открыт первый в стране класс Росгвардии, где проходили занятия у 35 семиклассников. При осуществлении набора класса анализировали успехи в спорте и в учёбе. На базе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации учащихся ждала практика в строевой и физической подготовке, а также в обучении стрелять, плавать и изучать боевые искусства [11].
Основной целью системы профориентации к военной службе является создание у потенциальных абитуриентов военных вузов потребности к военной службе. Так, целесообразно систематизировать перечень потребностей субъекта военной службы.
Проецируя пирамиду потребностей на субъект воинской деятельности выстроим пирамиду потребностей, ориентированную на мотивацию к выбору профессии военнослужащего (офицера) войск национальной гвардии РФ (рисунок 1).
На наш взгляд, исключением из классической пирамиды потребностей является потребность в безопасности, поскольку военная служба как категория предполагает определённый уровень риска.
Потребность в принадлежности к воинскому сообществу
/_Потребность в социальном удовлетворении_\
Рисунок 1 - Пирамида потребностей к военной службе
Мотивы служебной деятельности
Под мотивами служебной деятельности мы понимаем совокупность причин, направляющих субъект воинской деятельности на выполнение служебно-боевых, оперативно-служебных и повседневных задач. Взгляды учёных педагогов [5, 7] сходятся в выделении трёх основных групп побудительных причин к трудовой деятельности. На наш взгляд, в вопросах служебной деятельности военнослужащих необходимо выделить дополнительную группу причин, характеризующих приоритетные потребности в системе, представленной на рисунке 1, поскольку первая группа причин, выделенная И.И. Ильиным [5, с. 270], раскрывает побуждения общественного характера.
В.И. Долгова и В.А. Ткаченко в своем исследовании [3] актуализируют проблему выбора вида профессиональной деятельности соответствующей адекватным реалиям. Так, в системе подготовки офицерского состава была предпринята попытка придания облику военного образования практической направленности при переходе на федеральные государственные стандарты поколения «3+». Это помогло расширить представление субъектов будущей профессиональной деятельности о изучаемой профессии, её структуре, методах и алгоритмах работы. Соответствие типологических особенностей военнослужащего требованиям профессиональной деятельности будет развивать способности повышать эффективность самой деятельности и формировать чувство удовлетворённости содержательной стороной служебной деятельности, что в свою очередь приведет к самоподкреплению мотива выбора профессии, превращению его в устойчивый профессиональной интерес, высшей степени положительное отношение к профессии и стремление к самосовершенствованию. Напротив, ошибочное представление о своих возможностях и требованиях, предъявляемых профессией военнослужащего, может привести к рассогласованию между склонностями и способностями.
Мотивами служебной деятельности, на наш взгляд, является группа причин, раскрывающая побуждения субъекта воинской деятельности к защите государственности и законных прав граждан.
Такими причинами являются:
1. Патриотизм, как совокупность его структурных составляющих (патриотическое отношение, патриотическое сознание, патриотическая деятельность), результатом которого является формирование духовно-нравственной, целостной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Патриотическое воспитание в комплексе должно опираться на основные положения педагогической, психологической, исторической наук, которые позволяют сформировать оптимальную модель патриотической воспитанности военнослужащего Росгвардии [2].
2. Национальная гордость, по мнению Э.А. Камалова и Э.Д. Понарина, это положительный аффект индивида по отношению к стране, с которой он себя идентифицировал, а также к ее достижениям и символам [6]. Аспектами национальной гордости явля-
ются: страна, достижениями которой гордятся; индивид, испытывающий гордость за принадлежность к стране [14].
Национальная гордость может оказывать воздействие на субъективное благополучие индивида косвенно — через улучшение социальных условий его существования. В тоже время она может воздействовать на субъективное благополучие индивида непосредственно, поскольку для индивида важно быть членом определённых социальных групп [10].
3. Национальная идентичность в профессиональном контексте военнослужащего Росгвардии, как и всякая другая разновидность коллективной идентичности, предполагает осознание границ профессионального сообщества. Её существенной особенностью является наличие в идентификационном комплексе военнослужащих образа террора, насилия, формирующие моральный стержень.
Мотивы выбора места службы
Формирование мотива выбора места службы происходит в процессе принятия решения под влиянием внешних и внутренних факторов: оценка обстановки на момент принятия решения, самооценка личностных качеств и возможностей субъекта воинской деятельности, приоритет интересов и склонностей. Однако система управления войсками предполагает ротацию, которая подразумевает перемещение должностных лиц с одного места на другое в интересах службы. Соответственно, мотив выбора профессии существует в единой параллели с мотивом карьерного роста и профессионального становления.
Таким образом, проблема профессиональной мотивации военнослужащих имеет сложную структуру в силу ее полимотивированности. В связи с этим возникает необходимость создания интегративной модели профессиональной деятельности, характеризующей структуру профессиональной мотивации военнослужащих всех категорий. Каждый из элементов структуры (мотивы выбора профессии, мотивы служебной деятельности, мотивы выбора места службы) требует детализации при применении к субъекту воинской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурда С.М. Престиж военной службы / С.М. Бурда // Социологические исследования. -1999. - № 2. - С. 63-69.
2. Горохова В.В. Формирование патриотизма и гражданственности у курсантов и слушателей Московского университета МВД России / В.В. Горохова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 6. - С. 5-6.
3. Долгова В.И. Мотивация профессиональной деятельности студентов: Монография / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко. - Челябинск : Цицеро, 2011. - 100 с.
4. Емельянов О.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения военнослужащих : дис. ... канд. пед. наук / Емельянов Олег Анатольевич. - Челябинск, 2016. - 268 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 512 с.
6. Камалов Э.А. Национальная гордость и субъективное благополучие россиян / Э.А. Камалов, Э.Д. Понарин. - БО!: // 10.14515/тот1;оп^.2020.1/08Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1. С. 177-205.
7. Ковалев В.И. Мотивы труда и адаптация рабочих / В.И. Ковалев, Н.А. Сырникова // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6., № 6. - С. 49-59.
8. Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в РФ: конституционно-правовое регулирование : монография / А.В. Кудашкин. - Москва : Военный университет, 2001. - 340 с.
9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 40 с.
10. Полковников А.В. Формирование инженерной культуры курсантов военных вузов : дис. .канд. пед. наук / Полковников Алексей Валерьевич. - Челябинск, 2019. - 209 с.
11. Уварина, Н.В. Особенности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: мотивационно-ценностный компонент / Н.В. Уварина, А.В. Савченков. - БО!:
10.14529/ped200204 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12, № 2. - С. 41-50.
12. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - Москва : Логос, 2007. - 185 с.
13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие / В. Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб и доп. - Москва : Логос, 1996. - 320 с.
14. Smith T.W. National Pride in Comparative Perspective: 1995/96 and 2003/04 / T.W. Smith, S. Kim // International Journal of Public Opinion Research. - 2006. - Vol. 18. - No. 1. - P. 127-136. https://di.org/10.1093/ijpor/edk007.
REFERENCES
1. Burda, С.М. (1999), "Prestige of military service", Sociological research, No. 2, pp. 63-69.
2. Gorokhova, V.V. (2009), "Formation of patriotism and citizenship among cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vol. 6, pp. 5-6.
3. Dolgova, V.I. and Tkachenko, V.A. (2011), Motivation of the professional activity of students, Tsitsero, Chelyabinsk.
4. Emelyanov, О.А. (2016), Pedagogical prevention of deviant behavior of servicemen, dissertation, Chelyabinsk.
5. Ilyin, E (2002), Motive and motivations, Peter, St. Petersburg.
6. Kamalov, E.A. and Ponarin, E.D. (2020), "National pride and subjective well-being of Russians", Opinion Monitoring: Economic and Social Change, No.1, pp. 177-205.
7. Kovalev, V.I. and Syrnikova, N.A. (1985), "Labor motives and adaptation of workers", Psychological journal, No. 6, pp. 49-59.
8. Kudashkin, A.V. (2001), Military service and servicemen in the Russian Federation: constitutional and legal regulation, Military university, Moscow.
9. Leontiev, А (1971), Needs, motives and emotions, Moscow University, Moscow.
10. Polkovnikov, A.V. (2019), Formation of the engineering culture of cadets of military universities, dissertation, Chelyabinsk.
11. Uvarina N.V. and Savchenkov, A.V. (2020), "Features of training future teachers for educational activities: motivational and value component", Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical Sciences, No. 2, pp. 41-50.
12. Shadrikov, V (2007), Problems of the system genesis of professional activity, Logos, Moscow.
13. Shadrikov, V (1996), Psychology of activity and human abilities, Logos, Moscow.
14. Smith T.W. and Kim, S. (2006), "National Pride in Comparative Perspective: 1995/96 and 2003/04", International Journal of Public Opinion Research, Vol. 18. No. 1., pp. 127-136, DOI: 10.1093/ijpor/edk007.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2020
УДК 796.062
СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕННОСТИ ГРАЖДАН В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Любовь Павловна Малова, преподаватель, Пётр Николаевич Звягинцев, преподаватель, Ольга Павловна Кокоулина, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический Университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация
Для вовлеченности граждан Российской Федерации в регулярные занятия физической культурой и спортом важную роль играет состояние современной спортивной инфраструктуры. В статье представлена оценка состояния спортивной инфраструктуры в России, рассматривается ряд существующих современных проблем ее развития, отражены основные показатели развития спорта в