Научная статья на тему 'Воспитание у военнослужащих войск национальной гвардии готовности к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности'

Воспитание у военнослужащих войск национальной гвардии готовности к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поминова О.Л., Воротынцев В.В.

В статье рассматривается проблема готовности к служебной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, акцентируется внимание на современные глобальные изменения, требующие грамотного выполнения служебно-боевой деятельности. Уточняется понятие и сущность процесса воспитания военнослужащих, рассматриваются методы воспитания готовности военнослужащих к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности. Так же речь идет о необходимости внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс, которые оказывают влияние на общее развитие личностных качеств военнослужащих войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поминова О.Л., Воротынцев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание у военнослужащих войск национальной гвардии готовности к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности»

Воспитание у военнослужащих войск национальной гвардии готовности к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности

Поминова Ольга Леонидовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федераци, ol1958@mail.ru

Воротынцев Виталий Владимирович,

майор, адъюнкт очного обучения адъюнктуры (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, vorotyncev-vitaliyy@rambler.ru

В статье рассматривается проблема готовности к служебной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, акцентируется внимание на современные глобальные изменения, требующие грамотного выполнения служебно-боевой деятельности. Уточняется понятие и сущность процесса воспитания военнослужащих, рассматриваются методы воспитания готовности военнослужащих к эффективному выполнению слу-жебно-боевой деятельности. Так же речь идет о необходимости внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс, которые оказывают влияние на общее развитие личностных качеств военнослужащих войск национальной гвардии. Ключевые слова: воспитание, готовность, служебно-боевая деятельность, инновации, мотивация, морально-психологическая устойчивость.

В связи с резким обострением международной обстановки, активизации деятельности террористических организаций, государство нуждается в современном уровне подготовки профессиональных кадров военного и межведомственного состава силовых структур. В концепции «Морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации на период 2018-2021 годов и далее до 2025 года» говорится о необходимости развития морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск, формирования высокого уровня общей и правовой культуры, профессионального и нравственного облика военнослужащего и сотрудника Росгвардии [1, с. 47]. Как показывает анализ, в процессе несения службы прослеживается четкость и последовательность действий военнослужащих относительно принятия самостоятельных и точных решений в сложных ситуациях, однако, для этого следует постоянно совершенствовать методики воспитания и профессиональной подготовки, учитывать ее специфику, которая заключается в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом и т.д. Необходимо уточнить понятие «воспитание военнослужащих».

Профессор А.П. Шарухин приводит следующее определение воспитания: «воспитание - это комплекс воспитательных целей, отражающих качественные характеристики современного военнослужащего в соответствии с потребностями общества, государства, практики деятельности войск национальной гвардии и его индивидуальных потребностей» [2, с. 400].

По мнению О.Ю. Ефремова, воспитание - это «целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил России по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства» [3, с. 638].

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

01

Z

Мы придерживаемся позиции военных педагогов, которые под воспитанием военнослужащих понимают «целесообразно организованную, с педагогических позиций, воинскую деятельность солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, в ходе которой они вступают в систему специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивающих их творческую самореализацию, непрерывное личностное и профессиональное развитие, накопление общественно одобряемого жизненного и профессионального опыта, формирование качеств, необходимых для безусловного и безупречного выполнения своего конституционного и воинского долга» [4, с. 686].

В рамкам понятия воспитание военнослужащих целесообразно также раскрыть понятие готовности. Под готовностью следует понимать «особое функциональное состояние психики военнослужащего, характеризующееся сформированностью и мобилизованностью всех компонентов» [5, с. 3842]. В связи с реформированием воинские подразделения войск национальной гвардии оснащены современной техникой и специальными средствами для выполнения служебно-боевой деятельности и нуждаются в высококвалифицированных специалистах.

В.В. Попков дается следующее понятие служебно-боевой деятельности, которого мы придерживаемся, «Служебно-боевая деятельность представляет собой непрерывные, активные, согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту и времени войсковую, административно-хозяйственную и иные виды деятельности округов, соединений и воинских частей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взаимодействующими органами Российской Федерации в целях успешного выполнения возложенных задач» [6, с. 360].

Воспитание военнослужащих войск национальной гвардии подразумевает формирование личности высококвалифицированного специалиста, в котором нуждаются войска национальной гвардии. Воспитание готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевой деятельности требует постоянного совершенствования методов, средств, разработки и внедрения новых инновационных технологий.

Стоить отметить, что фактор внедрения инновационных технологий является ключевым в воспитании военнослужащих. Инновации нами понимаются как «преобразование научного знания в инновацию, которое можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научных идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании» [9, с. 216-220].

Н.В. Шишарина считает что инновации - «деятельность по доведению научных идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании; инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектные, технологические, научные разработки,

деятельность по освоению новшеств» [10, с. 2937].

Доктор педагогических наук В.Е. Уткин выделяет из старой методики образовательного процесса вопросы нравственности и гуманизма, при этом говорит о современных тенденциях и комплексном подходе [7, с. 180]. Главным вопросом остается готовность владения инновационными технологиями, так как военнослужащие обязаны уметь применять новое типы вооружения и знать их тактико-технические характеристики. С этой целью уместно обратить внимание и на степень квалификации офицеров-педагогов. Об этом говорят, в своих научных трудах ученые, А.Б. Акимова и А.С. Франц, которые выделяют степень квалификации и готовность педагога и обозначают границу соответствия современности и воздействия на учащихся [8, с. 109].

Для наиболее правильной организации воспитательного процесса требуется проведение комплексного анализа личности военнослужащего. Стоит заметить, что проводятся различные межвузовские научные мероприятия, где обсуждаются новые теории, методики и технологии воспитания.

Задачи войск национальной гвардии многообразны и имеют свою специфику. Готовность военнослужащих войск национальной гвардии к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности складывается из нескольких аспектов:

1. Мотивация военнослужащих войск национальной гвардии.

2. Воспитание личностных качеств военнослужащих войск национальной гвардии с учетом использования инновационных технологий.

3. Физическая подготовка военнослужащих войск национальной гвардии, как основа успешного выполнения служебных обязанностей.

4. Выработка морально-психологической устойчивости военнослужащих войск национальной гвардии с целью успешного выполнения слу-жебно-боевой деятельности.

5. Тактико-специальная подготовка военнослужащих с ориентацией на использование инновационных технологий.

Воспитывая высококвалифицированного военного специалиста, А.Г. Караяни выделяет момент использования общевойсковых уставов, как основное средство формирования личности [11, с. 124]. Все навыки общения, используемые ранее должны подвергаться активизации, так как в процессе исполнения должностных обязанностей и инструкций военнослужащему необходимо проявлять разумную инициативу.

Следует обратить внимание на мотивацию военнослужащих направленную на добросовестное выполнение служебно-боевой деятельности.

Мотивация, по мнению В.Н. Лымарева, представляет собой устойчивую интегральную характеристику личности, обусловливающую осознанное побуждение к выполнению воинского долга и созданию профессионально значимых ценностей в

военно-профессиональной деятельности; целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий воздействие на сознание и личностный опыт курсанта для понимания основ будущей военно-профессиональной деятельности, ценностного отношения к ней и ее результатам [12, с. 148].

В качестве мотиваторов является социальная поддержка со стороны государства, а так же меры поощрения и дополнительные льготы. Основным параметром дополнительных условий гарантии службы является ее организации [11, с. 124].

Неотъемлемой составляющей воспитания готовности военнослужащего к эффективному выполнению служебно-боевой деятельности, является его физическая подготовленность. Физическая подготовка всегда являлась основой здорового образа жизни, а именно занятие спортом всегда заинтересовывала молодежь. В силовых структурах физическая подготовка занимает особое место, она подразделяется на две категории: боевые приемы борьбы и нормативы. По своей природе военнослужащий всегда выделялся хорошими физическими качествами, которые способствовали успешному выполнению своего профессионального долга. Основными физическими показателями военнослужащего принято считать: силу, выносливость и скорость.

Функциональность военнослужащих войск национальной гвардии имеет свою специфику, которая проявляется в осуществлении деятельности по поддержанию правопорядка и защите Конституционного строя Российской Федерации. Военные педагоги считают, что офицер обязан уметь и в совершенстве владеть всеми инновационными методиками, а так же поступивших на баланс специальных средств и оружия [4, с. 686]. Внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс оказывает влияние на общее развитие личностных качеств военнослужащего войск национальной гвардии.

Внедрение инноваций в процессе обучения направлено на совершенствование служебно-боевой деятельности, так как подразделения войск национальной гвардии внедряют инновации в теоретические и практические занятия с целью освоения принципиально новых технических и специальных средств. Подобного рода занятия направлены на всестороннее развитие военнослужащих войск национальной гвардии и совершенствован-ние функциональной системы мобильности в слу-жебно-боевой деятельности.

Выработка морально-психологической устойчивости военнослужащих войск национальной гвардии с целью успешного выполнения служебно-боевой деятельности, где под морально-психологической устойчивостью, автором Л.В. За-варзиной, понимается «уровень зрелости, стабильности, невосприимчивости к негативным воздействиям системы базовых элементов морально-психологического состояния «потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, общественного мнения, традиций, убеждений, массовых психических процессов и состояний» [13, с. 300].

Можно согласиться с мнением автора М.А. Си-бирко, который под морально-психологической устойчивостью понимает: «система его личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера и др.), определяющих способность сотрудника сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых, в том числе экстремальных, условиях» [14].

Литература

1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

2. Шарухин А.П. Общая педагогика. Обучение и воспитание / Учебное пособие. СПб.: СПВИ ВНГ РФ, 2017 - 400 с.

3. Военная педагогика: учебник / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер Пресс, 2017. - 638 с.

4. Колпаков В.Ю. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России / под ред. А.П. Шарухина. - СПб., 2011. - 686 с.

5. Шарухин, А. П. Профессиональная готовность преподавателя к эффективному решению учебного - воспитательных задач как условие успешного формирования педагогической компетенций у курсантов // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции 8 февраля 2012. «Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет». - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Росси, 2012. - С. 38-42.

6. Попков В.В. Психологическая природа слу-жебно-боевой деятельности - .-СПб.: Изд-во: Питер, 2013 - 360 с.

7. Уткин В.Е., Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих -Казань, 2014 -180с.

8. О.Б. Акимова, А.С. Франц, Участие в научно-практических конференциях как фактор профессионального роста преподавателя // Научный диалог.- №3 (27), Москва, 2014 - 109 с.

9. Шишарина Н. В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестник Костромского государственного университета им Н. А. Некрасова: Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика». -2015. - Том 21, № 2. - С. 216-220.

10.Шишарина Н. В. К вопросу об инновациях в воспитании: научный образ // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 1. -С. 29-37.

11. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология.-СПб.: Изд-во: Питер, 2006 - 124 с.

12. Гонцов Б. И., Лымарев В. Н. Формирование мотивов военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов: монография. — Пермь, 2015 - 148 с.

13.3аварзина Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - С. 300.

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

14.Сибирко М. А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов в образовательном процессе вуза МВД // Вестник ВИ МВД России. 2011. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-moralno-psihologicheskoy-ustoychivosti-kursantov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-mvd (дата обращения: 20.03.2019).

Educating the National Guard troops for readiness for effective

performance of service and combat activities Pominova O.L., Vorotyntsev V.V.

of SPB MI TNG RF

This article considers aspects of office activity of officers of the National Guard Troops as general social and mental process, namely focuses attention to their adaptation in constantly changing situation, when performing the office and fighting tasks connected with continuous impact on an emotional and physical state. The main questions and their decision are focused on practical experience of modern conditions. Also the analysis of office combat training which actually realizes the officer and improves his general qualities and develops emotional stability is presented in article. It is also about the need to introduce innovative technologies in the educational process, which have an impact on the overall development of personal qualities of soldiers of the national guard. Keywords: education, readiness, service and combat activities,

innovations, motivation, moral and psychological stability. References

1. Federal Law of July 3, 2016 N 226-FZ "On the Troops of the

National Guard of the Russian Federation" (as amended and supplemented)

2. Sharukhin A.P. General pedagogy. Training and education / textbook. SPb .: SPVI VNG RF, 2017 - 400 p.

3. Military Pedagogy: a textbook / ed. O.Yu. Ephraim. - SPb .: Peter

Press, 2017. - 638 p.

4. Kolpakov V.Yu. Organization of the process of education in parts

of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / ed. A.P. Sharukhin - SPb., 2011. - 686 p.

5. Sharukhin, A.P. Professional readiness of the teacher to effectively solve educational and educational tasks as a condition for successful formation of pedagogical competencies among students // Collection of articles of the interuniversity scientific-practical conference on February 8, 2012. "Pedagogy in a military university as a science and as an academic subject ". - SPb .: St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. - p. 38-42.

6. Popkov V.V. The psychological nature of service and combat activities -.-SPb .: Publishing house: Peter, 2013 - 360 p.

7. UTkin, E.E., Designing and implementing a system of training

future officers for the military-patriotic education of military personnel - Kazan, 2014 -180c.

8. O.B. Akimova, A.S. Franz, Participation in scientific and practical

conferences as a factor in teacher's professional growth // Scientific Dialogue.- №3 (27), Moscow, 2014 - 109 p.

9. Shisharina N. V. Technology of effective network educational

interaction as an innovation // Bulletin of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov: Series "Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. -2015. -Volume 21, No. 2. - P. 216-220.

10. Shisharina N. V. To the question of innovations in education: a scientific image // Siberian Pedagogical Journal. - 2018. - № 1. -C. 29-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Karayani A.G., Syromyatnikov I.V. Applied military psychology. -SPb .: Publishing house: Peter, 2006 - 124 p.

12. Gontsov B.I., Lymarev V.N. Formation of the motives of the military-professional activity of cadets of military universities: monograph. - Perm, 2015 - 148 p.

13. Zavarzina L.V. Formation of emotional-volitional stability in the internal affairs officers: dis. ... Cand. ped. sciences. - SPb., 2002. - p. 300.

14. Sibirko M. A. Formation of moral and psychological stability of cadets in the educational process of a university of the Ministry of Internal Affairs // Bulletin of the VI Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-moralno-psihologicheskoy-ustoychivosti-kursantov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-mvd (access date: 20.03.2019).

о

(4

!■« SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.