Научная статья на тему 'Воспитание у курсантов военных институтов войск национальной гвардии сплоченности на принципах гуманизации'

Воспитание у курсантов военных институтов войск национальной гвардии сплоченности на принципах гуманизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ. СПЛОЧЕННОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА / EDUCATION / STUDENTS / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION. THE COHESION / THE PRINCIPLES OF FORMATION OF THE MILITARY COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Наталья Николаевна, Поминова Ольга Леонидовна

Статья посвящена вопросам воспитания сплоченности у курсантов военных институтов в современных условиях на принципах гуманизации. В статье определены принципы, лежащие в основе воспитательной работы по формированию сплоченной учебной группы курсантов военного института, подробно раскрыт принцип гуманизации, дано определение гуманитаризации. Данные знания, необходимы командиру любого подразделения войск национальной гвардии РФ, особенно молодым офицерам для успешного проведения воспитательных мероприятий по формированию сплоченного коллектива, в целях повышения качества выполнения учебных и служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Наталья Николаевна, Поминова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF THE CADETS OF MILITARY INSTITUTIONS OF NATIONAL GUARD UNITY ON THE PRINCIPLES OF HUMANIZATION

The аrticle deals with issues of upbringing cohesion of the cadets of military institutions in modern conditions on the principles of humanization. The article defines the principles underlying the educational work on the formation of a cohesive academic group of cadets of the military Institute, is disclosed in detail the principle of humanization, the definition of humanization. The knowledge necessary to the commander of any unit of national guard troops of the Russian Federation, especially young officers, for successful conduction of educational activities by forming a solid team in order to improve the quality of the educational and service missions.

Текст научной работы на тему «Воспитание у курсантов военных институтов войск национальной гвардии сплоченности на принципах гуманизации»

образцы в форме диалогов, монологов и других вербальных и невербальных ее проявлений, представленных в фильме, служат яркими аутентичными текстами активной коммуникации, которые невозможно создать искусственно. «Киноискусство как одно из уникальных свидетельств неповторимых мгновений, исторических событий жизни страны, народа обладает способностью запечатлевать в мельчайших подробностях, воспроизводить действительность в экстремальных ситуациях, воскрешать события, передавать мысли и чувства, которые будоражили и волновали, а также переносить зрителя, точно машина времени, в прошлое или будущее. Неповторимые образцы отечественного и зарубежного киноискусства, вливаясь в мировую творческую культуру, благодаря уникальности кадров, созвучных эпохе, оставляют заметный след в ее истории» [4, с. 29].

Литература:

1. Ворошкевич Д. В. Пособие по лингвокультурологическому анализу текста: учебное пособие. // Д. В. Ворошкевич, Д. П. Казанникова - М.: МПГУ, 2016. - 39 с.

2. Жидкова Г. Ф. Учебный видеокурс «Русская речь» по кинофильму «Ирония судьбы, или С легким паром» / Г. Ф. Жидкова и др.. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 202 с.

3. Иванова, А.П. Совершенствование русской речи иностранных студентов на основе телеаудирования / А.П. Иванова // Настоящее и будущее русского языка и литературы в Корее: Linguistics June 10, 2011. -Korean association of Russian language and literature, Pusan National University, 2011. - С. 1-8.

4. Карпеченкова Ю.Г. Обучение крылатым выражениям русского языка студентов-иностранцев (на материале отечественного кино): дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.-СПб., 2012. - 212 с.

5. Кожевников А.Ю. Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 304 с.

6. Кутузова Г.И. Обучение русской монологической речи нерусских на кинозанятии: дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Кутузова. - Л., 1980.

7. Новиков М. Ю. DVD как средство обучения аудированию: [этапы работы с видеофрагментами художественного фильма] / М. Ю. Новиков // ИЯШ. - 2007. - № 7. - С. 18-21.

8. Телия В.Н. Русская фразеология. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 288 с.

9. Фролова Н.А. Фильмонимы как особый тип имен собственных в современном русском языке. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2013. 33 с.

10. Шилова И. М. О звукозрительном строе фильма / И. М. Шилова // Что такое язык кино. - М., 1989. - С. 138-152.

Педагогика

УДК: 376.1; 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Исаева Наталья Николаевна

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, доцент Поминова Ольга Леонидовна

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ (г. Санкт-Петербург)

ВОСПИТАНИЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ СПЛОЧЕННОСТИ НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания сплоченности у курсантов военных институтов в современных условиях на принципах гуманизации. В статье определены принципы, лежащие в основе воспитательной работы по формированию сплоченной учебной группы курсантов военного института, подробно раскрыт принцип гуманизации, дано определение гуманитаризации. Данные знания, необходимы командиру любого подразделения войск национальной гвардии РФ, особенно молодым офицерам для успешного проведения воспитательных мероприятий по формированию сплоченного коллектива, в целях повышения качества выполнения учебных и служебно-боевых задач.

Ключевые слова: воспитание, курсанты, гуманизация, гуманитаризация. сплоченность, принципы формирования воинского коллектива.

Annоtation. The агйс1е deals with issues of upbringing cohesion of the cadets of military institutions in modern conditions on the principles of humanization. The article defines the principles underlying the educational work on the formation of a cohesive academic group of cadets of the military Institute, is disclosed in detail the principle of humanization, the definition of humanization. The knowledge necessary to the commander of any unit of national guard troops of the Russian Federation, especially young officers, for successful conduction of educational activities by forming a solid team in order to improve the quality of the educational and service missions.

Keywords: education, students, humanization, humanitarization. the cohesion, the principles of formation of the military collective.

Введение. Социальные процессы, протекающие в обществе на современном этапе, отражают глобальные изменения, происходящие в мире, что совершенно очевидно, оказывает влияние на сознание, мораль, психику и деятельность военнослужащих, курсантов военных институтов. В связи с этим, возникает необходимость формирования у них устойчивых морально-деловых качеств, таких как взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности за качество выполнения поставленных перед коллективом задач, единых ценностных установок, общей культуры [6].

В «Концепции морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации на период 2018-2021 год и далее до 2025 года» говорится о необходимости развития морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск, формирования высокого уровня общей и правовой культуры, профессионального и нравственного облика военнослужащего [5].

Курсанты военных институтов войск национальной гвардии РФ будущие защитники нашей Родины, поэтому совершенствование деятельности по их воспитанию на основе нравственных идеалов, морали профессиональной этики является основной задачей Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.

В последнее время в педагогике воспитание понимается как процесс содействия и развития духовного мира личности, направленный на самоформирование своего нравственного образа [7].

Учитывая специфику деятельности войск национальной гвардии РФ и сложность проблем воспитания в современном мире, когда огромное влияние на личность оказывают средства информации и коммуникации, особенно социальные сети, распространяющие фейковые и провокационные новости, остро возникает потребность в усилении идейно-содержательной основы воспитания курсантов, учитывая принципы гуманизации.

Определяя современную стратегию воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ, необходимо опираться на основные руководящие положения, в которых отражены требования к целям, содержанию и технологиям воспитательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Для правильного решения воспитательных задач в подразделении важное значение имеет знание и умелое применение всеми офицерами принципов формирования воинского подразделения.

В систему основных принципов воспитания входят:

1. научность и гуманизация;

2. развитие воинского коллектива в процессе служебной деятельности;

3. воспитание в коллективе и через коллектив;

4. индивидуальный подход;

5. опора на положительное;

6. сочетание требовательности к подчиненным с уважением и заботой;

7. единство, согласованность командиров в воспитательных воздействиях [1, 2, 3].

Одним из основополагающих принципов воспитания является принцип гуманного отношения к военнослужащим, который требует гуманного отношения к личности курсанта, учёта его индивидуально-психических и личностных особенностей, защищённости и эмоциональной комфортности в педагогическом взаимодействии, создание ситуации успешности, оценке не личности курсанта, а его деятельности и поступков.

Профессор А.П. Шарухин отмечает, что система взаимодействия между командирами и подчинёнными, старшими и младшими, воинскими коллективами и входящими в его состав военнослужащими, различными государственными и общественными институтами, средствами массовой информации, другими субъектами воспитания должна носить педагогически целесообразный характер [4].

Учитывая результаты «анализа современных концепций воспитания, можно выделить наиболее общие и актуальные положения в них: это реализация идей гуманизации и гуманитаризации, создание условий для раскрытия творческих способностей личности, всестороннее и гармоничное развитие личности, сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития - самовоспитании» [10].

Гуманизация образования подразумевает ориентацию процесса обучения и воспитания на развитие и саморазвитие личности, её деятельного участия в жизни общества, на приоритеты общечеловеческих ценностей.

«Гуманизация образования предполагает преобразование системы образования, а также всех компонентов педагогического процесса-цели, содержания, форм и методов, стиля взаимодействия между субъектами на основе взглядов, признающих ценность любого человека» [8].

По мнению педагога Е.Н. Шиянова, гуманизация образовательного процесса «может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический феномен, отражающий общественные тенденции в построении и функционировании системы воспитания в современном мире» [9].

Усиление внимания вопросам гуманизации и гуманитаризации образования в высшей военной школе будет способствовать в освоении новых военных профессий, развитию профессиональных управленческих навыков, устранять недостатки гуманитарного мышления и общей культуры военнослужащих.

Гуманизация военно-педагогического процесса - это «очеловечивание» всех отношений между военнослужащими, высокое общественное признание каждого воина, гарантия его социальной защиты, проявление индивидуальных особенностей, внимание к психологическому миру военнослужащего, удовлетворение его материальных потребностей и духовных интересов [1].

«Гуманизация педагогического взаимодействия в военном ВУЗе - это процесс постепенного и неуклонного перехода педагогического взаимодействия от нормативного характера отношений в пространство гуманистических ценностей (человек как само ценность и субъект жизнедеятельности, трансцендентное развитие человека, свобода выбора, субъект-субъектное взаимодействие) при соблюдении уставной формы отношений субординации». Гуманизация педагогического взаимодействия предполагает создание в аудитории доброжелательной атмосферы и взаимопомощи, организацию совместной деятельности профессорско-преподавательского состава и курсантов, признание прав и свобод друг друга.

«Условиями гуманизации педагогического взаимодействия являются:

- расширение круга субъектов педагогического взаимодействия за счёт включения в него, наряду с курсантами и преподавателями, офицеров-командиров,

- последовательность и постепенность включения в рефлексивную деятельность на всех уровнях педагогического взаимодействия,

- обязательность рефлексивной компоненты во всех видах деятельности субъектов в процессе педагогического взаимодействия,

- организация специальной рефлексивной деятельности сержантского состава, курсантов, обращенной на формирование значимых профессиональных качеств, характер и результативность субординационного взаимодействия,

- использования системы методов, форм и средств активизации рефлексии курсантов» [10].

Выводы. Таким образом, гуманизация образовательного процесса предполагает такое воздействие научно-педагогического и командного состава при котором их взаимодействие будет основано на единстве целей и сотрудничестве.

Профессионализм и образованность курсанта должны формироваться путём заинтересованности в изменении своей личности с учётом имеющегося у него потенциала и на основе взаимного доверия.

Опираясь на принципх гуманизации воспитания, можно определить цель и смысл деятельности командиров в ВВУЗе, которые будут направлены на возвышение личного достоинства курсантов, доверия и уважения к ним в сочетании с требовательностью.

Итак, принцип гуманизации ориентирует курсанта на проявление искреннего интереса к овладению военной подготовкой, готовности оказать помощь и поддержку каждому, готовности к пресечению любого вооружённого насилия, дружеское отношение к людям разных национальностей, уважение, доброжелательность и толерантность, сплоченность. Сплоченностью учебной группы курсантов является единство и целостность коллектива в процессе его жизнедеятельности, взаимная поддержка каждого члена коллектива, дружеские взаимоотношения [2]. Именно принцип гуманизации в воспитании способствует формированию сплоченного коллектива.

Знание и овладение рассмотренными принципами позволяет командирам глубоко проникнуть в сущность воспитательного процесса формирования сплоченного подразделения, понять законы формирования у личного состава высоких моральных и боевых качеств, что способствует воспитанию военнослужащих (курсантов) способных выполнить поставленные перед ними задачи в любых условиях.

Литература:

1. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер. 2017. 640 с.

2. Исаева Н.Н. Педагогическая система сплочения подразделения курсантов военного института войск национальной гвардии / Н.Н. Исаева // Научное мнение. 2017. № 10. С. 10-17.

3. Исаева Н.Н., Шарухин А.П. Шимко С.Ю. Воинский коллектив подразделения внутренних войск МВД России как объект психологического анализа и педагогической деятельности: монография. / Н.Н. Исаева, А.П. Шарухин, С.Ю. Шимко. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. 318 с.

4. Карсанов Э.Х., Шарухин А.П. Общая педагогика / Э.Х. Карсанов, А.П. Шарухин. - СПб.: ООО «Новый Век», 2017. 400 с.

5. Концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации на период 2018-2021 года и далее до 2025 года.

6. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Формирование системы идеальных стратегий и ценностных предпочтений у будущих офицеров МЧС России / В.А. Михайлов, В.В. Михайлова / В сборнике: Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. - С. 158-160.

7. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.

8. Поминова О.Л., Исаева Н.Н. Целеполагание в процессе воспитания и обучения будущих офицеров внутренних войск МВД России. / О.Л. Поминова, Н.Н. Исаева // Мир образования. - № 3 (63). - 2016. -С. 148-153.

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. / - М: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

10. Шипякова А.А. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном ВУЗе. Автореф. дис...канд. пед. наук. Рязань. - 2006. - 24 с.

Педагогика

УДК 371

директор Кабанова Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков"

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (г. Ялта)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение проблемы методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования. В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы профессионального становления и методического сопровождения деятельности педагогов. В исследовании с опорой на авторитетных современных исследователей определены направления, особенности и психолого-педагогические условия осуществления методического сопровождения профессионального становления педагогов начального образования.

Ключевые слова: профессиональное становление, методическое сопровождение, педагог начального образования, профессиональное совершенствование, Федеральный государственный образовательный стандарт, требования, условия, направления методического сопровождения.

Annotation. The purpose of this article is to study the problem of methodological support of professional development of primary education teachers. The study deals with the main theoretical aspects of the problem of professional formation and methodological support of teachers. In the study, based on the authoritative modern researchers, the directions, features and psychological and pedagogical conditions for the implementation of methodological support of the professional development of primary education teachers are determined.

Keywords: professional development, methodological support, teacher of primary education, professional development, Federal state educational standard, requirements, conditions, directions of methodological support.

Введение. Стремительные социокультурные и экономические изменения, характеризующее тенденции развития современного общества, порождают увеличение требований к реализации профессионального педагогического труда, который в нынешних условиях приобретает выраженный инновационный характер.

Современный педагог начального образования, наряду с глубокими теоретическими знаниями по методике преподавание предметов, должен быть в курсе актуальных научных исследований, ориентироваться в педагогических инновациях, уметь внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие качество и эффективность образования подрастающего поколения, эффективно функционировать в пространстве современного образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.