Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ'

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / PHENOMENON / MOTIVE / MOTIVATION / VALUE ASPECTS / MOTIVATIONAL STRUCTURE / PROFESSIONAL MOTIVATION / STRUCTURE OF PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев Виталий Николаевич

В статье рассматривается феномен профессиональной мотивации курсантов военных вузов в системе военного образования, как одно из основных условий успешной адаптации в военной организации. Определяется место профессиональной мотивации по всей траектории непрерывного образования. Раскрыты ценностный (защита Отечества, престиж военной службы, продолжение семейной традиции), материальный (бесплатное образование, гарантированная трудоустроенность, решение жилищного вопроса) аспекты профессиональной мотивации курсантов военных вузов. Исследован вопрос изменения структуры профессиональной мотивации в двух плоскостях, заключающийся в трансформации общих мотивов личности в профессиональные, с последующим переходом в систему профессиональных мотивов. Представлены доминантные мотивы (самореализации личности, профессионального развития, карьерные, прагматические) как основополагающие элементы структуры профессиональной мотивации - значимого результата подготовки курсантов в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS AT MILITARY UNIVERSITIES: STRUCTURE AND CONTENT

The article considers the phenomenon of professional motivation of cadets of military universities in the system of military education as one of the main conditions for successful adaptation in the military organization. The place of professional motivation on the whole trajectory of lifelong education is determined. The article reveals the value (protection of the Fatherland, prestige of military service, continuation of family tradition), material (free education, guaranteed employment, solution of housing issue) aspects of professional motivation of cadets of military universities. The question of change of structure of professional motivation in two planes consisting in transformation of the General motives of the person in professional, with the subsequent transition to system of professional motives is investigated. Dominant motives (personal self-realization, professional development, career, pragmatic) are presented as fundamental elements of the structure of professional motivation-a significant result of training cadets in a military University.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-71-78

УДК 378 ББК 74.48

В.Н. Лымарев

(Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, Россия)

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ

В статье рассматривается феномен профессиональной мотивации курсантов военных вузов в системе военного образования, как одно из основных условий успешной адаптации в военной организации. Определяется место профессиональной мотивации по всей траектории непрерывного образования. Раскрыты ценностный (защита Отечества, престиж военной службы, продолжение семейной традиции), материальный (бесплатное образование, гарантированная трудоустроенность, решение жилищного вопроса) аспекты профессиональной мотивации курсантов военных вузов. Исследован вопрос изменения структуры профессиональной мотивации в двух плоскостях, заключающийся в трансформации общих мотивов личности в профессиональные, с последующим переходом в систему профессиональных мотивов. Представлены доминантные мотивы (самореализации личности, профессионального развития, карьерные, прагматические) как основополагающие элементы структуры профессиональной мотивации - значимого результата подготовки курсантов в военном вузе.

Ключевые слова: феномен, мотив, мотивация, ценностные аспекты, мотивационная структура, профессиональная мотивация, структура профессиональной мотивации.

V.N. Lymarev

(Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia)

THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF CADETS AT MILITARY UNIVERSITIES: STRUCTURE AND CONTENT

The article considers the phenomenon of professional motivation of cadets of military universities in the system of military education as one of the main conditions for successful adaptation in the military organization. The place of professional motivation on the whole trajectory of lifelong education is determined. The article reveals the value (protection of the Fatherland, prestige of military service, continuation of family tradition), material

ш

о

со

^

Ш

X

_0

X

X

ф

о

ш

ш

о

н

X

го

о

^

S ф

S s

J X

ГО ф

ш X

S ц

н о

о с

S го

X

JS

о ф

X о

_0 X

ц _0

го

X Ф

о S о н го *

о

ф ф

-& о Ч О О

С О

I ф X ^

s н

о

X

ф

© I-о

(free education, guaranteed employment, solution of housing issue) aspects of professional motivation of cadets of military universities. The question of change of structure of professional motivation in two planes consisting in transformation of the General motives of the person in professional, with the subsequent transition to system of professional motives is investigated. Dominant motives (personal self-realization, professional development, career, pragmatic) are presented as fundamental elements of the structure of professional motivation-a significant result of training cadets in a military University.

Keywords: phenomenon, motive, motivation, value aspects, motivational structure, professional motivation, structure of professional motivation.

m

<D ü ro S

_D

I m

Динамическое развитие современного мирового сообщества, осложнение военно-политической обстановки в мире сопровождается изменениями в политической, экономической, культурной, экологической сферах деятельности.

Наряду с этим возрастает обоснованная необходимость в повышении обороноспособности страны, подготовке офицерского корпуса, укомплектованного подготовленными профессиональными кадрами. Задачи формирования современного перспективного облика войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях реформирования и оптимизации численности войск, осуществления перехода на контрактный принцип комплектования требуют от системы военного образования подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров, специалистов, обладающих высокими нравственными, морально-психологическими качествами гражданина и будущего офицера, мотивированного на выполнение своего профессионального долга.

В современных условиях констатируется рост престижа военного образования среди молодежи в российском обществе. Стремление стать офицером, стабильное денежное довольствие военнослужащих, предоставление социальных гарантий, решение жилищного вопроса, гарантированное трудоустройство по специальности по окончании учебного заведения и др. являются доминирующими мотивами при поступлении, что способствует ежегодному увеличению конкурса на первые курсы военных образовательных учреждений высшего образования, а по-

ступление в военное учебное заведение расценивается абитуриентами не только как личный успех, но и как доказательство лидерских качеств, целеустремленности и уверенности в своих силах. Однако при выборе будущим абитуриентом военного вуза все чаще проявляются исключительно социальные факторы. Во многом, определяющими оказываются низкое материальное положение родителей, недостаточная общеобразовательная подготовка. Недостаточно профессиональный отбор абитуриентов, слабая информационная работа приводят к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность, что способствует в дальнейшем изменению представления о военной службе в худшую сторону.

Одним из основных условий успешной адаптации курсантов к военной организации, которое дает возможность повысить качество подготовки будущих офицеров, является профессиональная мотивация. Термин «мотивация» происходит от латинского «motus» - движение [2]. Все научные определения термина так или иначе связаны с категорией движения, действия, которое либо проецируется, либо реально производится. Как известно, впервые термин «мотивация» в начале XX века употребил в работе «Четыре принципа достаточной причины» А. Шопенгауэр [11]. В настоящее время мотивация трактуется по-разному: как совокупность факторов, определяющих поведение, как совокупность мотивов, как побуждение, вызывающее активность организма [5]. Наряду с этим мо-

тивация рассматривается как процесс регуляции конкретной деятельности [6]; как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности [3]; как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [1].

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, со-

гласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. [10]. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Схема мотивации деятельности изображена на рис. 1.

Рис. 1. Схема мотивации деятельности

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, то есть процесс регуляции деятельности с помощью мо-

тива. Например, В.А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива [4]. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности, то есть мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет

ш

о

со

^

СО

X

_0

X

X

ф

о

со

т

о

н

X

го

о

ф

X

го ф

т X

^ ц

н о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с

^ го

X

о ф

х о

_0 X

ц _0

го

X Ф

о ^ о н го *

о

ф ф

-& о Ч О О

с о

х ф X ^

г н

о

X

ф

© I-о

единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка) [5].

Мотивация занимает важное место в структуре личности и является одним из основных понятий, использующиеся для объяснения движущих сил поведения и деятельности. С.Л. Рубинштейн считал, что мотивы составляют ядро личности человека [8]. Знание системы мотивов, детерминирующих деятельность человека, позволяет судить о значимости для него труда, прогнозировать его результативность, глубже понять личность. В бытовой сфере под мотивацией часто понимают именно нацеленность человека на успех: если у человека есть нацеленность на успех, значит, у него есть мотивация.

Мотивация вообще (как состояние организма) и профессиональная мотивация, то есть специализированная, - это понятия, соотносящиеся между собой как общее и частное. Понятие «профессиональная мотивация» по смыслу стоит достаточно близко к понятию макклел-ландовской мотивации достижения, где данные исследований в области мотивации человека наглядно отображают, что люди с высокими потребностями к достижениям сами убеждены в том, что способны достичь успехов, нежели те, кто не испытывает потребности к достижениям. Людям первой категории свойственно проявление большей энергии, трудоспособности, активности и творческого подхода. Плюс к этому, удовлетворение этих людей достигает своего пика от осознания ими факта своей удачливости, но не от признания их другими людьми или похвалы [12].

В своей работе К.В. Маркелов рас-ш сматривает термин «профессиональна ной мотивации» как внутреннее, устой-| чивое побуждение, направляющее ^ деятельность человека на реализацию т профессиональных целей и достижение

профессионального успеха [7]. Роль профессиональной мотивации курсантов военных вузов будет заключаться в организации поведения, направленного на достижение профессиональных целей и профессионального успеха при выполнении служебно-боевых задач.

Изучение отзывов офицеров первого года службы выявило наличие фактов увольнения с военной службы. Причинами этого, на наш взгляд, являются низкая профессиональная мотивация на выбранную сферу профессиональной деятельности; низкий уровень упорства, настойчивости, твердости и решительности при выполнении служебных и слу-жебно-боевых задач.

В настоящее время, мотивационно-ценностные аспекты выбора молодежью профессии офицера могут быть весьма разнообразны. Абитуриенты отдают предпочтения ценностным мотивам (причастность к защите Отечества, воинская честь и достоинство), мотивам социального характера (престиж военной службы в обществе, продолжение семейной традиции, возможность увидеть жизнь в разных регионах, избежать военной службы по призыву), материального характера (бесплатное образование, материальное благополучие, гарантированная трудоу-строенность после окончания военного вуза, решение жилищного вопроса) и т.д.

Учитывая существующие точки зрения на виды профессиональных мотивов, представим структуру профессиональной мотивации. Успешность профессиональной подготовки определяется именно степенью сформированности мотивов выбора профессии, интереса к ней и имеющихся у личности способностей [9]. Принципиальным этапом освоения будущей деятельности является ее принятие курсантом. Решение этого вопроса определяется тем, насколько представление курсанта о будущей профессии будет соответствовать его потребностям. Курсант, выбрав профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с

профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей.

Основные потребности курсантов военных вузов изображены на рис. 2.

Рис. 2. Основные потребности курсантов военных вузов

В процессе дальнейшего освоения профессии, в ходе обучения и профессиональной деятельности происходит развитие и трансформация мотиваци-онной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, происходит трансформация общих мотивов личности в профессиональные; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

Все многообразие потребностей курсанта не может быть замкнуто на профессиональную деятельность, где происходит удовлетворение только части своих потребностей. Но даже та часть потребностей, которая удовлетворяется в профессиональной деятельности, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и формы их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов профессиональной

деятельности, продолжая собой мотива-ционный процесс принятия профессии, заключается прежде всего в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по удовлетворению потребностей в конкретных формах.

Так же к доминантным мотивам относятся мотивы самореализации личности, профессионального развития, карьерные и прагматические мотивы. К мотивам самореализации относятся потребность курсантов военных вузов в постоянном интеллектуальном развитии, их стремление повысить свой общекультурный уровень. Мотивы профессионального развития побуждают курсантов к активному изучению специальных учебных дисциплин, участию в военно-научном обществе курсантов, участию в рационализаторской и изобретательской работе. Прагматические мотивы формируют у курсантов потребность в материальном благополучии.

ш

о

со

^

СО

X

_0

X

X

ф

о

со

т

о

н

X

го

о

ф

X

го ф

ш X

^ ц

н о

о с

^ го

X

яг

о ф

I о

.0 X

ц _0

го

X Ф

о ^ о н го *

о

ф ф

-& о Ч О О

с о

х ф X ^

г н

о

X

ф

© I-о

Проведенный анализ профессиональных мотивов позволил их структурировать и выделить следующие блоки:

1) блок профессионально-значимых мотивов, включающий мотивы профессиональной деятельности, карьерные и прагматические мотивы,

2) блок личностно-значимых мотивов: мотивы самосовершенствования, социальные мотивы, мотивы самореализации личности.

Структура профессиональной мотивации изображена на рис. 3.

Пр о ф ее с иональная мотивация

Пр о ф ессионально значимые мотивы

Г 1

Профессиональной деятельности Карьерные Прагматические

- достижение целей деятельности; -повышение ее эффективности и др. - новый статуе; -создание новых профессиональных ценностей др. -достойный заработок; - повышение безопасности и комфорта идр

Личностно-значимые мотивы

Самосовершенствования Социальные Самореализации личности

- расширение кругозора; - освоение новых видов деятельности идр. - участие в жизни сообщества; -полезные связи и др. -удовлетворение интересов; - проявление способностей идр.

Рис. 3. Структура прс

Профессиональная мотивация как сложное личностное новообразование продуктивно формируется в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, при «погружении» курсанта в профессиональную среду, поскольку без точного осознания того, в чем заключается особенности профессиональной деятельности и будущие должностные и специальные обязанности, курсант не сможет понять, правильно ли он определился с выбранной будущей профессией, есть ли у него к ней способности, удастся ли ему добиться профессионального роста и создать новые ценности, значимые для профессиональной среды. Ц. Таким образом, профессиональная

| мотивация как значимый результат под-^ готовки в военном вузе не возникает т стихийно и требует целенаправленных,

иональной мотивации

систематических и согласованных действий по ее формированию.

Эффективность профессиональной мотивации курсантов военных вузов требует создания такой организационно-образовательной среды, которая максимально способствует раскрытию их внутренних потребностей и интересов, а существенным потенциалом для успешного осуществления данного процесса обладает практическое обучение, которое является одним из важнейших компонентов системы профессионального становления будущего высококвалифицированного специалиста. Библиографический список:

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека: монография. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

2. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М., 1986. - 843 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М.: Изд-во «Наука», 1976. - 192 с.

4. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. - 1985. - №3. С. 113-123.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Изд-во «Питер», 2002. - 512 с.

6. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. - 496 с.

7. Маркелов К.В. Профессиональная мотивация как фактор становления личности журналиста: дисс. ... канд. фил. наук. - М., 1998. - 216 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

9. Уварина Н.В. Гнатышина Е.А., Пахтусова Н.А. и др. Национальная безопасность и молодежная политика

в современной России: монография. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. - 241 с.

10. Шадриков В.Д. Проблемы системо-генеза профессиональной деятельности: монография. - М.: Изд-во «Наука», 1982. - 185 с.

11. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений под редакцией Ю.И. Айхен-вальда // В 4-х томах. - М.: издание магазина «Книжное дело», издание Д.П. Ефимова, Типо-литография Товарищества «И.Н. Кушнерев и К», 1900-1910. - Т. III. - 922 c.

12. Miron D., McClelland D. The impact of achievement motivation training on small businesses // California Management Rev. - 1979. - Vol. 21(4). P. 13-28.

Поступила 06.12.2019

Об авторе:

Лымарев Виталий Николаевич, заместитель начальника факультета (артиллерийского вооружения) по учебной и научной работе Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Пермь, Россия), кандидат педагогических наук, vitaliy_1981_03@mail.ru

ш

Для цитирования: Лымарев В.Н. Феномен профессиональной мотивации курсан- g,

ш

тов военных вузов: структурно-содержательное наполнение // Современная высшая х школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 61-68. DOI: 10.7442/2071-9620- | 2020-12-1-71-78

References:

1. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of human motivation. - Moscow: Izd-vo MGU, 1990. - 288 P. [in Russian]

2. Dvoretsky I.H. Latin-Russian dictionary. - M., 1986. - P. 843 [in Russian]

3. Dzgidarian I.A. Aesthetic demand. - M.: Nauka, 1976. - 192 P. [in Russian]

4. Ivannikov V.A. Formation of motivation to action // Voprosy psykhologii. - 1985. - No. 3. P. 113-123. [in Russian]

5. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb.: Piter, 2002. - 512 P. [in Russian]

6. Magomed-Eminov M.S. Transformation of personality. - Moscow: Psychoanalytic Association, 1998. - 496 p. [in Russian]

7. Markelov K.V. Professional motivation as a factor in the formation of a journalist's personality: dis. ... kand. phil. nauk. - Moscow, 1998. - 216 p. [in Russian]

8. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology. - St. Petersburg: Piter, 2000. - 712 р. [in Russian]

го о

s <u

s S ZT I

ro ai

m i

s ц

I— о

о 1=

S Го

_ I

0 <u

1 о ^

i £

I k § *

O ü.

<U <U

-ft ^

n °

ä. V

1= О

II

© k

9. Uvarina N.V., Gnatyshina E.A., Pakhtusova N.A. et al. National security and youth policy in modern Russia. - Chelyabinsk: Biblioteka A. Millera, 2019. - 241 p. [in Russian]

10. Shadrikov V.D. Problems of systemogenesis of professional activity. - M.: Nauka, 1982. - 185 p. [in Russian]

11. Schopenhauer A. Complete works edited by Yu. I. in 4 volumes. - M., Iz-vo magazina «Knizhnoe delo», edition by D.P. Efimov, Typo-lithography of the Partnership «I.N. Kushnerev and K», 1900-1910. - Vol. III. - 922 p. [in Russian]

12. Miron D., McClelland D. The impact of achievement motivation training on small businesses // California Management Rev. - 1979. - Vol. 21(4). P. 13-28.

About the author:

Lymarev Vitaliy Nikolaevich, Deputy Head, Faculty (Artillery Weapons) for educational and scientific work, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Perm, Russia), Candidate of Pedagogy, vitaliy_1981_03@mail.ru

For citation: Lymarev V.N. The phenomenon of professional motivation of cadets at military universities: structure and content // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 71-78. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-71-78

m

<D

ro S _o

I m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.