DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-34-41
УДК 378.147+ 355.23 ББК 74.480.26
Т.П. Кандаурова
(Военно-воздушная академия, г. Челябинск, Россия)
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
В статье указаны особенности преподавания физики, которые расширяют возможности развития познавательной деятельности курсантов и ее реализации при выполнении профессиональных функций военного специалиста. Дана классификация мотивов учебной деятельности обучающихся. Выделены уровни развития познавательного интереса курсантов, их характеристика, критерии определения уровней познавательной мотивации у курсантов. Отмечены особенности организации их самостоятельной работы на занятиях по физике. Сформулированы условия развития познавательной мотивации у курсантов в процессе изучения физики: использование разноуровневых заданий с профессиональной направленностью, организация различных видов творческой самостоятельной работы курсантов на основе последовательности, систематичности, профессиональной направленности.
Ключевые слова: познавательные и социальные мотивы, мотивация, познавательный интерес, физика, самостоятельная работа курсантов, решение физических задач с профессиональным уклоном, изобретательское и рационализаторское творчество курсантов.
го ш
0 ^
го ч
1
го
T.P. Kandaurova
(Military Air Academy, Chelyabinsk, Russia)
IMPROVING THE COGNITIVE MOTIVATION
OF MILITARY UNIVERSITY CADETS IN STUDYING PHYSICS
The article lists the features of teaching Physics, that enhance the development of cognitive activity of students and its realization in discharging military specialist professional duties. Classification of the motivations of students' learning activities is given. Allocated levels cognitive interest development of cadets, their characteristics, the criteria for determining levels of cognitive motivation of cadets are specified. Peculiarities of organization of their independent work on physics classes are designated. The conditions for development of cognitive motivation of cadets in the process of studying Physics are formulated: using multi tasks with professional orientation, organization of various kinds of creative independent work on cadets basis of consistency, systematicity and professional orientation.
Keywords: cognitive and social motives, motivation, cognitive interest, physics, independent work of students, the solution of physical problems with professional bias, innovation and efficiency the creativity of cadets.
В настоящее время перед военной школой остро стоит проблема повышения качества образования, роста профессионального уровня будущего специалиста, его компетентности во всех сферах профессиональной деятельности.
Особенности преподавания дисциплины физики (направленность на развитие экспериментальных умений и навыков, способностей работать с приборами и экспериментальными установками, военно-прикладной характер обучения, межпредметные связи с дисциплинами профессионального блока) расширяют возможности развития познавательной деятельности курсантов и ее реализации при выполнении профессиональных функций военного специалиста.
Необходимым условием успешности познавательной деятельности курсантов является сформированность мотиваци-онной сферы.
Под мотивом в психологии понимают:
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого предмет осуществляется;
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий поступков личности [10, с. 219].
По мнению Е.П. Ильина, мотив -сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием [4].
Существует несколько классификаций мотивов учебной деятельности обучающихся.
По классификации Л.И. Божович [1] и А.К. Марковой [8], все мотивы учения подразделяются на две большие категории.
К первой категории относятся мотивы, связанные с содержанием учебной
деятельности и процессом ее выполнения, а ко второй категории - мотивы, связанные с взаимоотношениями обучающихся с окружающей средой.
Мотивы первой категории называют познавательными. Различают следующие уровни познавательных мотивов:
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями: фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Эти мотивы помогают обучающимся преодолевать встречающиеся трудности, выполняют избирательную и смыслоо-бразующую функции.
Познавательный мотив - основа учебно-познавательной деятельности, которая возникает и развивается при взаимодействии профессорско-преподавательского состава и курсантов. Познавательный мотив обеспечивает успешную теоретическую подготовку, приобретение необходимого объема теоретических знаний, овладение умениями и навыками практической деятельности [2]. Познавательные мотивы не насыщаемы, приводят к положительным эмоциям, повышению уровня учебной активности курсанта и эффективности обучения [6].
Вторая категория - социальные мотивы. Их функции заключаются в побуждении деятельности субъекта посредством сознательно поставленных целей, принятых решений [1].
Выделяют следующие уровни социальных мотивов:
широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
I
<и т
со
I
ф
о со т
0 н
1
го о
ГО т
_о
н го т го
I
СО О С
ф
Э _0 т о С
- узкие социальные, или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).
Эта классификация в настоящий момент является наиболее известной.
Познавательные (внутренние) мо-
тивы основываются на познавательном интересе обучающихся. Познавательный интерес активизирует не только познавательные процессы: он стимулирует поиск новых целей и способов достижения результатов, развивает желание в самопознании, способствует углублению и расширению знаний в специальных областях.
Для характеристики развития познавательного интереса у курсантов мы выделяем четыре уровня.
Таблица 1. Уровни развития познавательного интереса курсантов
Уровень Характеристики уровня
1. Очень низкий уровень. Интерес к предмету практически отсутствует; ненадолго курсанта может привлечь яркий факт; собственной инициативы в обучении курсант не проявляет.
2. Низкий уровень. Курсант периодически проявляет интерес к решению несложных исследовательских задач, но если задача оказывается не по силам, теряет к ней интерес.
3. Средний уровень. У такого курсанта интерес к исследовательским и творческим задачам заметно преобладает над интересом к репродуктивным действиям. Однако он часто нуждается во внешнем стимулировании своей деятельности.
4. Высокий уровень. Интерес к предмету ярко выражен. Мотивация сильная, устойчивая. Явное стремление к решению исследовательских и творческих задач. Свободное время, как правило, посвящается изучению интересующего предмета.
Под познавательной мотивацией мы понимаем систему мотивов или стимулов, побуждающих курсантов к активной познавательной деятельности.
Именно мотивация помогает понять проявление упорства и настойчивости, с которой курсант осуществляет выбранные действия, преодолевает трудности по решению поставленной перед ним задачи. Отметим, что именно «под воздействием мотивационного механизма происходит изменение мотивационных структур личности <•••> через рефлексию ситуационных изменений в познавательные мотивы, мотивы достижения успеха и самореализации» [7, с. 55].
Сформированность познавательной мотивации раскрывает отношение кур-
го
§ санта к его деятельности, то есть к со-го держанию, процессу и результатам его обучения.
^ Изменения в познавательной моти-
н вации курсантов при изучении физики
можно проследить по вопросам курсанта к преподавателю, их характеру и направленности; отношению обучающихся к дополнительным занятиям и заданиям, их уровню сложности; предпочитаемым обучающимися видам заданий [5].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что 34,6% курсантов первого курса в начале первого семестра имеют очень низкий уровень познавательной мотивации по физике; 46,0% курсантов имеют низкий уровень; 16,2% - средний, а всего 3,2% - высокий. Для повышения познавательной мотивации курсантов при изучении физики, их активности, профессиональной направленности, необходимы определенные условия.
Социальные (внешние) мотивы создают благоприятную основу для ровного протекания учебного процесса, так как учебная деятельность не может быть всегда и во всем интересной (заучивание
правил, формул и т.д.) Но при наличии только таких мотивов учение лишается непосредственного живого интереса, привлекательности. Мотивы же внутренние рождают высшую активность, мобилизуют резервы личности, укрепляют ее силы. Ведь для восприятия учебной информации и ее обдумывания необходима активность обучаемого. Мышление требует, прежде всего, внутренней личной активности, удивления, с которого начинается движение мысли. Побудить курсанта решать познавательную задачу можно лишь при условии, если она окажется личностно значимой для него. Поэтому процесс обучения может иметь высокие результаты, если внешние мотивы учения и собственно учебные интересы будут внутренне связаны, составлять единую систему. К сожалению, приходится констатировать, что в реальных условиях учебного процесса в военном высшем учебном заведении происходит трансформация мотивов учения в сторону явного доминирования внешних мотивов и подавления мотивов познавательных [11].
Для того, чтобы познавательный интерес не подавлялся внешними мотивами учения, нужна адекватная условиям обучения организация самостоятельной познавательной деятельности (как аудиторной, так и внеаудиторной) курсантов, активизирующая мыслительную деятельность и способствующая развитию познавательной самостоятельности.
Четко сформулированные цели и задачи самостоятельной работы, ее грамотное планирование и организация, достаточный и необходимый объем времени, качественное содержание учебно-практического материала и высокий уровень методического обеспечения формируют у курсантов внутреннюю уверенность достижении высоких результатов, стремлению соответствовать заданному уровню [9].
Мощным стимулом положительной мотивации является осознание обучаемым важности получаемых знаний для
своей профессии. Поэтому при изучении физики курсантам необходимо предлагать задания со спецификой будущей профессиональной деятельности, что эффективно развивает самостоятельное творческое мышление.
Практические и лабораторные занятия являются одной из форм обучения, призванные воспитывать у будущих военных специалистов стремления к знаниям, познавательный и профессиональный интерес, творческие способности.
На практических занятиях происходит закрепление, углубление и конкретизация знаний, полученных на лекциях в обобщенной форме, формируются и развиваются умения и навыки по применению теоретических знаний в решении познавательных задач. Предметное содержание дисциплины физики позволяет курсантам развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Самостоятельное решение задач по физике помогает установить связь теоретического материала с практическим, способствует более глубокому пониманию физических процессов или явлений, позволяет выбрать лучшие варианты решения поставленных задач.
Результат, получаемый при обучении решению задач, в значительной мере зависит от проявляемого курсантом интереса к поставленным проблемам. Анализ в задачах реальных жизненных ситуаций способствует развитию творческих, исследовательских способностей курсантов и успешности их дальнейшего обучения.
При изучении физики в военных вузах особое значение имеют те задачи, способы решения которых являются общими для многих других и в процессе решения которых достигается более высокий уровень умственного развития курсантов, делающий возможным в дальнейшем самостоятельное решение новых задач. Задача выступает в качестве средства логической организации учебного материала, определяет содержание самостоятельной работы. Задача,
I
ф т
со
I
ф
о со т
0 н
1
го о
ГО т
_о
н го т го
I
СО О С
ф
Э .0 ш о с
включенная в самостоятельную познавательную деятельность и являющаяся предметом познавательной деятельности, выступает стимулятором этой деятельности, детерминирует структуру последней, детализирует общую логику протекания процесса самостоятельной познавательной деятельности. Данный процесс внешне характеризуется наличием в нем умений выбора цели, определения задачи, отбора путей и средств ее решения, применения усвоенных зна-
ний и навыков в практической реализации решения задачи.
Для самостоятельной работы по физике курсантам предлагаются задачи с разным уровнем сложности, рассчитанные на определенный уровень развития познавательной самостоятельности. С учетом исследований, выполненных для специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности [6, с. 42-45], мы представили следующую типологию задач (табл. 2).
Таблица 2. Типология задач
Тип задачи Характерные признаки типа
I Предполагает единственный путь решения; все необходимые данные представлены; решение задачи предполагает использование известного способа действия. Самостоятельность курсанта проявляется в решении задачи, требующей максимального приближения к действиям, проделанным преподавателем.
II Необходимо структурировать проблему; у задачи единственный путь решения; условия могут быть избыточные или недосточными; требуется перенос известных способов действий в аналогичную внутрипредметную ситуацию.
III Необходимо структурировать проблему; может иметь два способа решения; требует переноса нескольких известных способов решения и их комбинирования в пределах внутрипредметной или межпредметной области и условия могут содержать избыточные или недостающие данные.
На практическом занятии по теме «Динамика поступательного движения» курсантам предлагается самостоятельно решить следующие задачи:
Первый тип задач. Самолет делает «мертвую петлю» с радиусом R = 100 м и движется по ней со скоростью V = 280 км/ч. С какой силой тело летчика массой 80 кг давит на сидение самолета в верхней точке петли?
Курсанты, решая задачу, опираются на предлагаемый преподавателем алгоритм, где определяется сила, с которой летчик действует на сидение в нижней точке петли. При этом курсант выполняет действия по аналогии. Способ решения задачи требует от курсантов только знания материала по данной теме и соответствует низкому уровню познавательной самостоятельности.
го
0 Второй тип задач. Ракета массой 400
СР
^ кг, стартуя вертикально вверх, за первые 5 с
1 поднялась на высоту 250 м. Найти силу тяги, если средняя сила сопротивления воздуха на
1_ этом участке равна 2 кН.
Для решения задачи курсанту необходимо проанализировать данные задачи, определить характеристику движения и его причины. В данной задаче используются знания не только по теме занятия, но и по предыдущей теме «Кинематика поступательного движения». Деятельность курсанта соответствует среднему уровню познавательной самостоятельности.
Третий тип задачи. Самолет массой т = 3000 кг летит со скоростью V = 360 км/ч в вираже радиусом R = 2500 м. Какой угол крена а должен задать самолету летчик и какой должна быть подъемная сила для того, чтобы вираж совершался в горизонтальной плоскости?
Решение задачи предполагает знание навигационных понятий и определений угла крена, подъемной силы, виража. Также необходимы дополнительные знания: направление подъемной силы, направление результирующей силы, действующей на самолет при вираже в
горизонтальной плоскости. Данная задача позволяет осуществить межпредметную связь, активизировать творческую деятельность курсанта. Уровень познавательной самостоятельности - высокий.
Обеспечение условий для реализации самовыбора курсанта способствует развитию познавательной мотивации.
Разновидностью самостоятельной работы курсантов являются лабораторные работы. Они могут предполагать решение экспериментальных задач. В процессе их решения курсант использует знания по теме программы, проводит анализ и сравнение экспериментальных данных, формулирует вывод. Организация такого вида самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности мышления, творческой инициативы.
По нашему мнению, при разработке методики проведения лабораторных занятий целесообразно:
основное внимание уделять системному характеру процесса экспериментирования; активизировать познавательную деятельность курсантов как необходимое условие актуализации уже имеющихся и приобретения новых знаний и профессиональных умений;
активизировать самостоятельную работу курсантов и развивать их инициативу;
- индивидуализировать и дифференцировать задания;
- вводить в работу элементы творчества и исследовательской деятельности.
Важным моментом в повышении интереса курсантов к изучению физики является привлечение курсантов к творческой деятельности - научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе, в процессе которой курсанты решают творческие и профессиональные задачи. Научно-исследовательская работа помогает развивать способности решать различные
научно-технические задачи. При этом главное внимание уделяется подготовке курсантов к изобретательскому творчеству. Будущий военный специалист вырабатывает в себе способности совершенствовать технику, создавать ее новые образцы, улучшать методы и способы ее совершенствования. Это требует развития инициативы у курсантов, смелости творческой мысли, творческой фантазии, самостоятельности при решении военно-технических задач.
Изобретательское и рационализаторское творчество активизирует познавательную деятельность. Поиски новых технических решений заставляют курсантов обращаться к дополнительной литературе, будят творческую мысль, развивают способность самостоятельно разобираться в том или ином техническом вопросе. Изобретательские и рационализаторские предложения важны для самоутверждения, для дальнейшего творческого роста курсантов, заставляют обучающихся поверить в свои силы и творческие возможности [3].
Говоря о развитии у курсантов творческих способностей, мы имеем в виду:
а) развитие творческого отношения к решению учебных задач;
б) развитие творческого отношения к труду вообще;
в) развитие способностей к научным исследованиям и техническому творчеству.
Условия, необходимые для развития творческих способностей курсантов на занятиях по физике в вузе:
1. Применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у курсантов логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности.
2. Вовлечение курсантов в различные виды творческой самостоятельной работы.
3. Ознакомление курсантов с методами, применяемыми в научных исследованиях, и использование их в деятельности.
I
ф т
со
I
ф
о со т
0 н
1
го о
ГО ш
.0
н го ш го
I
СО
о с
ф
э _0 ш о с
4. Применение индивидуальных учебных заданий творческого характера.
Выделенные нами условия повышения познавательной мотивации у курсантов направлены на активизацию познавательной самостоятельности, творческих способностей, на формирование у них профессиональных компетенций. Библиографический список:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр./ под ред. Д.И. Фельдмана, 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2001. -349 с.
2. Вакула А.А. Формирование мотивации и потребности курсантов военного вуза в самообразовании [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - № 9. С. 461-464. -Режим доступа: https: moluch.ru/ archive/68/11580/.
3. Грехов И.Н. Пути формирования у курсантов компетенции общения на профессиональном уровне // Военный научно-практический вестник. -2016. - № 1(4). С. 68-71.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
5. Кандаурова Т.П. Развитие познавательной деятельности курсантов военного вуза при изучении есте-
ственнонаучных дисциплин: дис. ... кан. пед. наук. - Челябинск: ЧГУ, 2010. - 166 с.
6. Львов Л.В. Компетентностно-кон-текстная система подготовки специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности: монография. - М.: Изд-во СГУ, 2009. -286 с.
7. Львов Л.В. Моделирование мотива-ционного механизма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 3. С. 49-56.
8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
9. Пахомова Н.В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: дис. ... кан. пед. наук. - М., 2011. -204 с.
10. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
11. Сташкевич И.Р. Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: монография. - Челябинск: ЧГУ, 2005. - 204 с.
Поступила 15.09.2018
Об авторе:
Кандаурова Татьяна Павловна, доцент кафедры математики и естественнонаучных дисциплин филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Кандаурова Т.П. Повышение познавательной мотивации у курсантов военного вуза при изучении физики // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 3. С. 34-41. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-34-41
References:
1. Bozhovich L.I. Problem of formation of the personality. - М.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001. - 349 p. [in Russian]
2. Vakula A.A. Formation of motivation and needs of cadets military-University in self-education [Electronic resource] // Molodoi uchenyi. - 2014. - № 9. P. 461-464. - Accessible at: http://moluch. ru/archive/68/11580/. [in Russian]
3. Grekhov I.N. The ways of forming student competence of communication at a professional level // Voennyi nauchno prakticheskii vestnik. - 2016. - № 1 (4). P. 68-71. [in Russian]
4. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb.: Piter, 2000. - 512 p. [in Russian]
5. Kandaurova T.P. Development of informative activity of cadets of military higher school in the study of natural Sciences. Dis ... cand. ped. sci. - Chelyabinsk: CSU, 2010. - 166 p. [in Russian]
6. Lvov L.V. Competence-context system of training specialists with operational nature of professional activities. - M.: SGU, 2009. - 286 p. [in Russian]
7. Lvov L.V. Modeling the motivation mechanism // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - № 3. P. 49-56. [in Russian]
8. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formation of motivation to learning. - M.: Prosveshchenie, 1990. - 192 p. [in Russian]
9. Pakhomova N.V. Improving the efficiency of independent work in the training of cadets of military schools: Dis ...cand. ped. sci. - M., 2011. - 204 p. [in Russian]
10. Psychology: Dictionary. Ed. A.V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - M.: Politizdat, 1990. -494 p. [in Russian]
11. Stashkevich I.R. Development of cognitive independence of cadets at military universities in computer accompaniment of the educational process. - Chelyabinsk: CSU, 2005. - 204 p. [in Russian]
About the author:
Kandaurova Tatiana Pavlovna, Associate Professor, Department of Mathematics and Science, Military Training and Research Center of Air Forces «Military Air Academy» (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
For citation: Kandaurova T.P Improving the cognitive motivation of military university cadets in studying physics // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 3. P. 34-41. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-34-41
X
<u
T
m
x
<u о m m о
I— x
ro о
J ro m
_o
i— ra m ro x
CO О С
<u Э
_o m о IZ