Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА РОСГВАРДИИ В УСЛОВИЯХ ПРИБЛИЖЕННЫХ К РЕАЛЬНОСТИ КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ'

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА РОСГВАРДИИ В УСЛОВИЯХ ПРИБЛИЖЕННЫХ К РЕАЛЬНОСТИ КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / РОСГВАРДИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Иван Николаевич, Косолапова Лариса Александровна

Статья посвящена обоснованию модели повышения эффективности воспитания личного состава Росгвардии. Рассмотрены различные подходы к моделированию и определению понятия «модель». Разработана структура модели, включающая целевой и методологический компоненты. В предложенной модели реализованы эвристические возможности системного, личностно-деятельностного и контекстного подходов. Конечным результатом профессионального воспитания личного состава Росгвардии стала его морально-психологическая готовность к выполнению служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Иван Николаевич, Косолапова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATION OF THE RUSSIAN GUARD PERSONNEL IN CONDITIONS OF CONTEXT-ORIENTED TASKS CLOSE TO REALITY

The article is devoted to the substantiation of the model of increasing the effectiveness of the education of the personnel of the National Guard. Various approaches to modeling and definition of the concept of "model" are considered. The structure of the model has been developed, including the target and methodological components. The proposed model implements heuristic possibilities of systemic, personal-activity and contextual approaches. The final result of the professional education of the personnel of the Russian Guard is their moral and psychological readiness to perform service and combat tasks.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА РОСГВАРДИИ В УСЛОВИЯХ ПРИБЛИЖЕННЫХ К РЕАЛЬНОСТИ КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ»

УДК 355.233 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-34-166-172

Науч. спец. 5.8.1

Иван Николаевич Новиков

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, адъюнкт, Пермь, Россия

e-mail: [email protected]

Лариса Александровна Косолапова

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Пермь, Россия e-mail: [email protected]

Модель повышения эффективности воспитания личного состава Росгвардии в условиях приближенных к реальности контекстно-ориентированных задач

Аннотация. Статья посвящена обоснованию модели повышения эффективности воспитания личного состава Росгвардии. Рассмотрены различные подходы к моделированию и определению понятия «модель». Разработана структура модели, включающая целевой и методологический компоненты. В предложенной модели реализованы эвристические возможности системного, личностно-деятельностного и контекстного подходов. Конечным результатом профессионального воспитания личного состава Росгвардии стала его морально-психологическая готовность к выполнению служебно-боевых задач.

Ключевые слова: военнослужащий, Росгвардия, профессиональное воспитание, моделирование, модель, морально-психологическая готовность.

Ivan N. Novikov

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Adjunct, Perm, Russia

e-mail: [email protected]

Larisa A. Kosolapova

Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology, Perm, Russia e-mail: [email protected]

A Model for Increasing the Effectiveness of the Education of the Russian Guard Personnel in Conditions of Context-Oriented Tasks Close to Reality

Abstract. The article is devoted to the substantiation of the model of increasing the effectiveness of the education of the personnel of the National Guard. Various approaches to modeling and definition of the concept of "model" are considered. The structure of the model has been developed, including the target and methodological components. The proposed model implements heuristic possibilities of systemic, personal-activity and contextual approaches. The final result of the professional education of the personnel of the Russian Guard is their moral and psychological readiness to perform service and combat tasks.

Keywords: serviceman, Federal National Guard Troops Service, professional education, modeling, model, moral and psychological readiness.

Введение (Introduction)

Решение задач обеспечения надежной защиты государства от угроз безопасности невозможно без наличия высокопрофессиональной армии. «Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии (далее — Росгвардии) должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело владеть табельным оружием, специальными средствами и закрепленными за ними вооружением и техникой» [1]. В современной армии

военнослужащие должны быть всесторонне подготовлены для выполнения служебно-боевых задач в любых условиях обстановки, обладая высоким уровнем профессионального мастерства.

Высокий уровень профессионального мастерства достигается, прежде всего, в результате организованного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, а именно в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки [2].

© Новиков И. Н., Косолапова Л. А., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 1 (34), с. 166-172. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 1 (34), pp. 166-172.

В этой связи особый интерес представляет проблема поиска путей повышения эффективности воспитания личного состава Росгвардии, а применительно к нашему исследованию — в условиях приближенных к реальности контекстно-ориентированных задач.

Методы (Methods)

Для решения задач нашего исследования мы применили один из наиболее распространенных и актуальных методов научного исследования — моделирование. Исследованиями проблем в области моделирования занимались такие ученые, как В. Г. Афанасьев [3], Б. А. Глинский [4], Н. В. Кузьмина [5; 6], А. М. Новиков [7; 8; 9], И. П. Подла-сый [10], В. А. Сластенин [11; 12], Г. В. Суходольский [13], В. Э. Штейнберг [14], В. А. Штофф [15] и др. Моделирование как метод способствует объединению эмпирического и теоретического в педагогическом исследовании — «...сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций» [16, с. 33]. В целом моделирование подразумевает собой научный метод изучения модели объекта с целью получения информации об оригинале.

В. Г. Афанасьев полагает основным приоритетом моделирования то, «что данный процесс позволяет исследовать различные системы, еще не существующие в действительности, системы, которые еще должны быть созданы» [3, с. 32]. Многообразие познавательных функций метода педагогического моделирования способствует его активному использованию в исследовании всякого рода педагогических процессов на основе создания специального объекта-модели — переходной составляющей между исследователем и предметом научного познания.

По мнению Г. В. Суходольского, моделирование выражает процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами [13]. Основой же метода моделирования выступает понятие «модель», которое в традиционном понимании означает «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [17, с. 58].

В «Философском энциклопедическом словаре» модель характеризуется как наглядное пособие либо схема, представляющая изображение предмета, процесса или явления при конкретной схематизации и условности изобразительных средств [18]. В. А. Штофф подразумевает под понятием «модель» «.мысленно или практически построенную структуру, отображающую ту или иную часть действительности в упрощенной (схематизированной или идеализированной) и наглядной форме» [15, с. 9].

Инвариантным является рассмотрение модели как «средства познания, главный признак которого — отображение реальности» [19, с. 338]. И. Ф. Исаев конкретизировал требования к модели, определив такие критерии, как связанность, целостность, стабильность, наблюдаемость, обозримость [20].

По отношению к моделированию результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки под моделью нами понимается «искусственно созданный объект в виде мысленно-представленной и материально реализованной схемы, в которой системообразующими компонентами выступают цель, деятельность субъектов и результат, которая отображает и воспроизводит объект исследования в более простом виде и способна его замещать» [21, с. 6].

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

На основе анализа научной литературы нами выделены три группы факторов, влияющих на воспитание военнослужащих и сотрудников Росгвардии: служебно-профессио-нальные, средовые и личностные факторы. Проведенное исследование по изучению мнений офицеров показало значимость всех трех групп факторов, оказывающих влияние на воспитание личного состава Росгвардии [22].

В соответствии с полученными данными, с целью повышения результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки мы разработали педагогическую модель, которая при использовании разнообразных форм, методов и средств способствует формированию высокого уровня морально-психологической готовности личного состава Росгвардии к выполнению служебно-боевых задач (см. схему на с. 169). Основными компонентами данной модели мы выделили целевой, методологический, организационно-процессуальный и оценочно-результативный. Каждый из компонентов обладает собственной структурой и содержанием, все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целевой компонент модели представлен целью и задачами. Цель ориентирует на достижение результата — повышение результативности процесса воспитания личного состава Росгвардии, обеспечивающего высокий уровень морально-психологической готовности к выполнению слу-жебно-боевых задач.

В ходе нашего исследования, создавая модель повышения результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки, мы определили следующие задачи:

- сформировать у личного состава Росгвардии мотивацию на профессиональное совершенствование;

- развивать профессионально значимые личностные качества военнослужащих (сотрудников), необходимые для успешного выполнения служебно-боевых задач в любых условиях обстановки;

- развивать и совершенствовать приобретенные знания и умения для решения типовых и нестандартных профессиональных задач;

- совершенствовать умение анализировать процесс профессиональной подготовки и осуществлять рефлексию своего профессионального развития.

Методологический компонент модели содержит в себе основные методологические подходы (системный, личнос-тно-деятельностный и контекстный) и принципы построения модели, опора на которые позволяет наиболее эффективно,

в соответствии с поставленной целью, осуществить правильный подбор содержания, форм и методов работы.

В исследовании педагогической проблемы используется системный подход (И. В. Блауберг, В. В. Вален-цов, Н. В. Кузьмина, Д. И. Менделеев, В. Н. Сагатовский, Э. Г. Юдин и др.), так как он способствует определению совокупности внутренних и внешних системных свойств и связей объектов и субъектов исследования, способности эффективного функционирования всей системы профессионального воспитания личного состава Росгвардии как единого целенаправленного процесса, развитию и совершенствованию профессионально значимых качеств личности обучаемых в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки при условии, что все компоненты модели (целевой, методологический, организационно-процессуальный и оценочно-результативный) взаимосвязаны, а стремления субъектов сводятся воедино к цели повышения результативности профессионального воспитания.

Не меньшее значение, чем системный, имеет личнос-тно-деятельностный подход. В своих теоретических исследованиях приверженцы данного подхода (И. А. Зимняя, Б. Г. Ананьев, В. П. Беспалько, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) полагают, что личность, в контексте данного подхода, представляет собой субъект деятельности, формируемый в ходе деятельности.

Личностно-деятельностный подход подразумевает организацию активной образовательно-воспитательной среды, в которой особое внимание уделяется индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. «Данный подход обеспечивает ориентацию педагогического процесса на организацию субъект-субъектного взаимодействия и общения между офицерами (воспитателями) и военнослужащими, сотрудничество в совместном решении задач военно-профессиональной направленности» [23, с. 54]. В соответствии с теорией личностно-деятельностного подхода мы считаем, что развитие и совершенствование профессионального воспитания возможно непосредственно в деятельности, а именно — через создание в воинском коллективе атмосферы дружбы и войскового товарищества, привитие личному составу ценностного отношения к самосовершенствованию и стремлению достичь высокого уровня воинского мастерства, гордость за прохождение службы в Росгвардии.

Изучением вопросов применения в процессе обучения контекстного подхода занимались А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников, В. В. Сериков и др. «Категориальная база контекстного подхода связана с идеей целенаправленности образовательного процесса на деятельностное освоение содержания образования как инструментария профессиональной деятельности и элементов профессиональной культуры» [24, с. 81]. «Контекстный подход обеспечивает формирование профессионально-развитой мобильной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям труда и владеющей индивидуальным стилем выполнения профессиональных задач, что обусловлено максимальным использованием в учебном процессе методов контекстного формата обучения, характеризующихся мыслительной активностью обучающихся» [25, с. 49].

«В контекстном обучении основной содержательной единицей является не информационный блок, а проблемная ситуация, обладающая предметной и социальной составляющими» [26, с. 58].

Построение и обоснование модели повышения результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки основывается на обращении к ряду принципов, опора на которые предоставляет возможность логично описать процесс формирования, развития и совершенствования морально-психологической готовности личного состава к выполнению служебно-боевых задач, выделить компоненты структуры, динамики, уровней, этапов, условий эффективности этого процесса и продуктивности его результата.

Организационно-процессуальный компонент модели описывает содержание обучения. Этот компонент представлен «Междисциплинарным курсом профессионального воспитания личного состава Росгвардии», в соответствии с которым формирование, развитие и совершенствование морально-психологической готовности личного состава осуществляется в процессе изучения дисциплин боевой (профессиональной) подготовки, таких как тактика служебно-боевого применения, огневая подготовка, военно-политическая подготовка, за счет применения в процессе обучения контекстно-ориентированных задач.

«Междисциплинарный курс профессионального воспитания личного состава Росгвардии» состоит из следующих этапов:

- начальная подготовка военнослужащего (сотрудника);

- базовая подготовка военнослужащего (сотрудника);

- комплексные занятия в составе подразделений (войсковых нарядов, элементов боевого порядка).

На этапе начальной подготовки обязательно проведение входного контроля с целью фиксации результатов. Занятия организуются в форме групповых занятий и тренировок, особое внимание уделяется совершенствованию знаний, умений и навыков личного состава в ходе самостоятельной подготовки.

Базовая подготовка военнослужащего (сотрудника) включает в себя организацию учебного процесса с применением демонстрационных занятий, инструкторско-мето-дических занятий, тактико-строевых занятий, контекстно (практико)-ориентированных учебных ситуаций. Насыщение процесса боевой (профессиональной) подготовки элементами практической военно-профессиональной деятельности способствует повышению морально-психологической готовности личного состава к успешному выполнению слу-жебно-боевых задач. Особое значение отводится переходам от практической ситуации (действия) к осмыслению (выявлению закономерности, «теории») и далее вновь — к действию, практике. Данную последовательность этапов следует применять в ходе боевой (профессиональной) подготовки, поскольку они связаны с осмыслением проблемной ситуации и получением нового субъективного опыта, который лежит в основе сформированной профессиональной компетентности [27].

Модель повышения результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки

Заключительный этап «Междисциплинарного курса профессионального воспитания личного состава Росгвардии» — проведение комплексных тактико-специальных занятий в составе подразделений (войсковых нарядов, элементов боевого порядка) с обязательным проведением итогового контроля. По результатам данного этапа определяется уровень боевой (профессиональной) выучки и слаженности подразделений, определяется оценка по тактике служебно-боевого применения. Дополнительно может определяться оценка и по другим предметам обучения

Оценочно-результативный компонент. Содержание оценочно-результативного компонента обуславливает процесс оценивания результата морально-психологической готовности личного состава Росгвардии к выполнению слу-жебно-боевых задач в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки в условиях решения приближенных к реальности контекстно-ориентированных задач на различных этапах исследования. Практической стороной данного компонента выступает использование педагогической диагностики, а именно — применение тестов, анкет, выполнение различных теоретических и практических задач и др.

Разработанная педагогическая модель повышения результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки включает в себя следующие критерии, показатели и уровни.

Мотивационный критерий отображает познавательный и профессиональный интерес личного состава Росгвардии, их мотивационную сферу и активность в рамках проведения занятий по боевой (профессиональной) подготовке с применением в их процессе контекстно-ориентированных задач, направленных на формирование и совершенствование профессионально-личностных и социально значимых качеств личности обучаемых.

Эмоционально-волевой критерий подразумевает эмоциональную устойчивость к продолжительным нагрузкам; готовность военнослужащего (сотрудника) Росгвардии

к осознанному риску, веру в собственные силы и вероятность оказания помощи со стороны товарищей, способность к волевым усилиям, ответственность, самостоятельность и решительность при выполнении служебно-боевых задач, самоконтроль, настойчивость и инициативность.

Когнитивно-деятельностный критерий представляет собой способность к овладению знаниями, активность личного состава в процессе боевой (профессиональной) подготовки, наличие необходимого уровня военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также способность их использования в разнообразных ситуациях служебно-бое-вой деятельности.

Рефлексивный критерий выражает осознанность и осмысленность военнослужащими (сотрудниками) собственной деятельности, проявляется в самооценке личностной познавательной активности в процессе боевой (профессиональной) подготовки.

При выборе оценки уровней сформированности морально-психологической готовности личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки мы выделили три уровня готовности (высокий, средний, низкий).

Заключение (Conclusion)

Разработанная модель повышения результативности воспитания личного состава Росгвардии в процессе организации боевой (профессиональной) подготовки способствует реализации дидактических целей в едином контексте учебной деятельности. Применение контекстно-ориентированных задач в процессе боевой (профессиональной) подготовки реализовывалось нами с опорой на гармоничную совокупность традиционных и инновационных форм и методов обучения, которые, находясь в диалектическом единстве, являются эффективной системой развития и совершенствования морально-психологической готовности личного состава Росгвардии к выполнению служебно-бое-вых задач.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Кодекс : справ.-правовая система. URL: https://docs.cntd.ru/document/420363387 (дата обращения: 27.03.2021).

2. Новиков И. Н. Теоретические основы профессионального воспитания личного состава Росгвардии // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 55-67. DOI: 10.15293/1813-4718.2104.06

3. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы : ежегодник. М. : Наука, 1982. С. 26-46.

4. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Ды-нин, Е. П. Никитин. М. : Изд -во Моск. ун-та, 1965. 248 с.

5. Методы системного педагогического моделирования / под ред. Н. В. Кузьминой. М. : Народное образование, 2002. 211 с.

6. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : Синтег, 2007. 668 с.

8. Новиков A. M. Методология образования. М. : Эгвес, 2002. 320 с.

9. Новиков А. М. Постиндустриальное общество : моногр. М. : Эгвес, 2011. 136 с.

10. Подласый И. П. Педагогика : учеб. 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2011. 574 с.

11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 576 с.

12. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17-30.

13. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 120 с.

14. Штейнберг В. Э. Дидактическая многомерная технология (поисковые исследования) : моногр. Уфа : Изд-во Башк. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы, 2010. 136 с.

15. Штофф В. А. Моделирование и философия. М. ; Л. : Наука, 1996. 308 с.

16. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та. 2013. № 3 (19). С. 33-38.

17. Сибирко М. А. Формирование морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД России в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2012. 196 с.

18. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 1999. 576 с.

19. Фролов И. Т. Философский словарь. М. : Новые энциклопедии, 2009. 804 с.

20. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М. : Моск. гор. пед. ун-т, 2003. 206 с.

21. Лодатко Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов : моногр. Славянск : Славян. гос. пед. ун-т, 2010. 148 с.

22. Новиков И. Н. Факторы воспитания личного состава подразделений Росгвардии // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. : Педагогика, психология. 2021. № 2 (45). С. 15-20.

23. Егоров М. А. Формирование патриотических качеств военнослужащих на основе развития критического мышления : дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2020. 196 с.

24. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении : моногр. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 200 с.

25. Вербицкий А. А. Педагогическая технология в контекстном обучении // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 48-54.

26. Вербицкий A. A. Групповое взаимодействие студентов в контекстном обучении // Проблемы психологии образования. 1994. № 3. С. 58-74.

27. Косолапова Л. А. Формирование готовности выпускников действовать в ситуации неопределенности в процессе обучения на основе взаимопереходов «практика-теория» и «теория-практика» в открытом образовательном пространстве педагогического вуза // Вестн. Башк. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы. 2018. № 1 (45). С. 65-72.

References

Afanas'ev V. G. (1982) Modelirovanie kak metod issledovaniya sotsial'nykh sistem [Modeling As a Method for Researching Social Systems]*, Sistemnye issledovaniya: metodologicheskie problemy [System Research: Methodological Problems]*. Moscow, Nauka Publ., pp. 26-46. (in Russian)

Delimova Yu. O. (2013) Modelirovanie v pedagogike i didaktike [Modeling in Pedagogics and Didactics], Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], no. 3 (19), pp. 33-38. (in Russian)

Egorov M. A. (2020) Formirovanie patrioticheskikh kachestv voennosluzhashchikh na osnove razvitiya kriticheskogo myshleniya [Formation of Patriotic Qualities of Servicemen Based on the Development of Critical Thinking]*, Cand. ped. sci. diss. Veliky Novgorod, 196 p. (in Russian)

Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 3 iyulya 2016 goda No. 226-FZ "O voiskakh natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law of the Russian Federation of July 3, 2016 No. 226-FZ "On the Troops of the National Guard of the Russian Federation"]*, Kodeks ¡The Code]*. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420363387 (accessed: 27.03.2021). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Filosofskii ehntsiklopedicheskii slovar'[Philosophical Encyclopedic Dictionary]* (1999) Moscow, INFRA-M Publ., 576 p. (in Russian) Frolov I. T. (2009) Filosofskii slovar' [Philosophical Dictionary]*. Moscow, Novye ehntsiklopedii Publ., 804 p. (in Russian) Glinskii B. A., Gryaznov B. S., Dynin B. S., Nikitin E. P. (1965) Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya (gnoseologicheskii analiz) [Modeling As a Method of Scientific Research (Epistemological Analysis)]*. Moscow, Moskovskii universitet Publ., 248 p. (in Russian)

Isaev I. F. (2003) Teoriya i praktika formirovaniya professional'no-pedagogicheskoi kul'tury prepodavatelya vysshei shkoly [Theory and Practice of the Formation of Professional and Pedagogical Culture of a Teacher of Higher Education]*. Moscow, Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet Publ., 206 p. (in Russian)

Kosolapova L. A. (2018) Formirovanie gotovnosti vypusknikov deistvovat' v situatsii neopredelennosti v protsesse obucheniya na osnove vzaimoperekhodov "praktika-teoriya" i "teoriya-praktika" v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza [Formation of the Readiness of Graduates to Act in a Situation of Uncertainty in the Learning Process Based on Mutual Transitions "Practice-Theory" and "Theory-Practice" in the Open Educational Space of a Pedagogical University]*, Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni M. Akmully [Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University Named After M. Akmulla]*, no. 1 (45), pp. 65-72. (in Russian)

Kuz'mina N. V. (1970) Metody issledovaniya pedagogicheskoi deyatel'nosti [Research Methods of Pedagogical Activity]*. Leningrad, Leningradskii universitet Publ., 114 p. (in Russian)

Kuz'mina N. V. (ed.) (2002) Metody sistemnogo pedagogicheskogo modelirovaniya [Methods of System Pedagogical Modeling]*. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 211 p. (in Russian)

Lodatko E. A. (2010) Modelirovanie pedagogicheskikh sistem i protsessov [Modeling Pedagogical Systems and Processes]*. Slavyansk, Slavyanskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet Publ., 148 p. (in Russian)

Novikov A. M. (2002) Metodologiya obrazovaniya [Education Methodology]*. Moscow, Ehgves Publ., 320 p. (in Russian) Novikov A. M. (2011) Postindustrial'noe obshchestvo [Post-industrial Society]*. Moscow, Ehgves Publ., 136 p. (in Russian) Novikov A. M., Novikov D. A. (2007) Metodologiya [Methodology]*. Moscow, Sinteg Publ., 668 p. (in Russian) Novikov I. N. (2021) Faktory vospitaniya lichnogo sostava podrazdelenii Rosgvardii [Factors Affecting the Training of the Personal Staff of the Russian Guard Units], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology], no. 2 (45), pp. 15-20. (in Russian)

Novikov I. N. (2021) Teoreticheskie osnovy professional'nogo vospitaniya lichnogo sostava Rosgvardii [Theoretical Foundations of Professional Education of Students of Military Institutes], Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], no. 4, pp. 55-67, doi: 10.15293/1813-4718.2104.06 (in Russian)

Podlasyi I. P. (2011) Pedagogika [Pedagogy]. 2nd ed. Moscow, Yurait Publ., 574 p. (in Russian)

Shteinberg V. Eh. (2010) Didakticheskaya mnogomernaya tekhnologiya (poiskovye issledovaniya) [Didactic Multidimensional Technology (Exploratory Research)]*. Ufa, Bashkirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni M. Akmully Publ., 136 p. (in Russian)

Shtoff V. A. (1996) Modelirovanie i filosofiya [Modeling and Philosophy]*. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 308 p. (in Russian) Sibirko M. A. (2012) Formirovanie moral'no-psikhologicheskoi ustoichivosti kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdenii MVD Rossii v ehkstremal'nykh situatsiyakh [Formation of Moral and Psychological Stability of Cadets of Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Extreme Situations]*, Cand. ped. sci. diss. Voronezh, 196 p. (in Russian)

Slastenin V. A. (2006) Sub"ektno-deyatel'nostnyi podkhod v obshchem i professional'nom obrazovanii [Subject-Activity Approach in General and Vocational Education]*, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], no. 5, pp. 17-30. (in Russian) Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. (2002) Pedagogika [Pedagogy]*. Moscow, Akademiya Publ., 576 p. (in Russian) Sukhodol'skii G. V. (1976) Strukturno-algoritmicheskii analiz i sintez deyatel'nosti [Structural-Algorithmic Analysis and Synthesis of Activities]*. Leningrad, Leningradskii universitet Publ., 120 p. (in Russian)

Verbitskii A. A. (1994) Gruppovoe vzaimodeistvie studentov v kontekstnom obuchenii [Group Interaction of Students in Contextual Learning]*, Problemy psikhologii obrazovaniya [Problems of Educational Psychology]*, no. 3, pp. 58-74. (in Russian)

Verbitskii A. A. (2009) Pedagogicheskaya tekhnologiya v kontekstnom obuchenii [Pedagogical Technology in Contextual Learning]*, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Moscow State Humanitarian University Named Alter M. A. Sholokhov. Pedagogy and Psychology]*, no. 3, pp. 48-54. (in Russian)

Verbitskii A. A., Bakshaeva N. A. (1999) Razvitie motivatsii studentov v kontekstnom obuchenii [Development of Student Motivation in Contextual Learning]*. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 200 p. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.