i rpamoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 2. С. 175-181 | 2021. Volume 6. Issue 2. P. 175-181
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
EN
Приоритетные направления в воспитании готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии
Меркулов С. В.
Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении передовых форм организации воспитательной работы в воинских частях Росгвардии, способствующих эффективному воспитанию готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих. Автором описано проектное и практическое использование передовых форм организации воспитательной работы, которые в ходе реализации в воинских частях Росгвардии позволяют воспитать готовность к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих. Раскрыты приоритетные направления повышения эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвар-дии. Научная новизна статьи состоит в описании факторов, которые способствуют и препятствуют эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии. В результате определены приоритетные направления повышения эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии.
Priorities in Educating Service Members of the National Guard of the Russian Federation to Counter Extremist Ideology
Merkulov S. V.
Abstract. The paper aims to identify advanced forms of educational work among the National Guard Troops, which promote formation of the troopers' readiness to counter extremist ideology. The author describes project-based and traditional forms of educational work among the National Guard Troops, realization of which promotes formation of the troopers' readiness to counter extremist ideology. The key trends in raising efficiency of the troopers' training to counter extremist ideology are revealed. Scientific originality of the study involves identifying the factors influencing formation of the troopers' readiness to counter extremist ideology. As a result, the key trends in raising efficiency of the troopers' training to counter extremist ideology are revealed.
Введение
В 2020 году весь мир охватило распространение нового инфекционного заболевания "ШУГО-19". Пути защиты населения от заражения инфекцией вышли на первый план. Однако принижать общественную опасность остальных угроз, в том числе пропаганду идеологии экстремизма, нельзя.
За 2020 год новостная лента Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет изобилует фактами подготовки различных терактов на территории нашей страны, но благодаря своевременному реагированию органов Федеральной службы безопасности совместно с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее Росгвардия) террористические акты были предотвращены, а виновные лица задержаны. Зачастую задержанными лицами являлись молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет, при этом в ходе следственных действий установлено, что поддерживать связь между собой удавалось через отдельные анонимные группы в социальных сетях [11]. Так благодаря информационным технологиям распространение экстремистских настроений, ненависти и вражды приобретает новые способы воздействия на людей, в том числе и на военнослужащих. Службу в рядах Росгвардии проходят лица, имеющие различные возрастные категории, в большей мере мужского пола от 18 до 35 лет. Организация воспитательного процесса с такой категорией военнослужащих требует особого внимания.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210027
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Необходимость совершенствования воспитательного процесса подразумевает под собой наличие определенных паттернов, которые задают вектор дальнейшего развития человека как личности. Так, доминирующим паттерном современности выступает принцип гуманитарности, который аккумулирует все ценностно-смысловые координаты в образовании и развитии культуры человека. Обозначенный выше принцип активно применяется при осуществлении образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования (далее ВООВО) Росгвардии. Что касается воинских частей Росгвардии, то программы боевой подготовки военнослужащих не содержат циклов гуманитарных дисциплин для обучения военных специалистов. Такое положение дел становится предпосылкой проникновения в воинские коллективы идеологии экстремизма, поэтому военнослужащему необходимо понимать смыслы войны и мира, которые неразрывно связаны с понятиями добра и зла. Воинская служба рано или поздно поставит личность военнослужащего перед вопросом нравственности в применении силы, при этом воинская часть становится опосредующим звеном между обществом и личностью военнослужащего в процессе социализации, где основополагающую роль играет процесс воспитания. Тем самым актуальность темы исследования обоснована потребностью в выявлении приоритетных направлений повышения эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии.
На основе поставленной цели были определены задачи исследования:
- проанализировать применение традиционных и передовых форм организации воспитательной работы в воинских частях Росгвардии;
- выявить факторы, которые способствуют и препятствуют эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих;
- раскрыть приоритетные направления воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии.
В качестве методов исследования избраны анализ имеющихся положений и выводов, содержащихся в трудах военных ученых, исследованиях психологов и педагогов, сравнение и обобщение.
Теоретической базой исследования послужили труды классиков отечественной науки в области воспитания А. С. Макаренко [6] и В. А. Сухомлинского [15], работы ученых, занимающихся практикой обучения и воспитания военнослужащих, И. А. Алехина [2] и Н. А. Родионовой, И. Н. Караваева [13], ученых и исследователей в области противодействия экстремизму И. В. Абакумовой [1], Ю. Н. Зеленова [4], А. В. Кузьмина [5], Н. В. Максимова [7], С. М. Марченко [8].
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенных форм организации воспитательной работы и реализации указанных приоритетных направлений воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии.
Традиционные направления и формы организации воспитательной работы в воинских частях Росгвардии
Проблема гуманитарности в воспитании стала более актуальным дискурсом в связи с образованием духовного вакуума после распада социалистического мировоззрения. В обществе осуществляется переосмысление ценностных ориентиров и установок. На первый план выходит преобладание коммерческой массовой культуры. Повсеместная глобализация и использование новых информационных технологий усиливают смещение духовно-нравственных ориентиров, особенно в молодежной среде.
Доктор философских наук В. Ф. Шаповалов заостряет внимание на том, что только через гуманитарность возможно «раскрыть связь всякого знания, в первую очередь научного, с общегуманитарными понятиями, такими как человеколюбие, сочувствие, сострадание, милосердие и др. В гуманитарности находят свое отражение проблемы человеческой свободы, социального и экзистенциального, ценностей относительных и абсолютных, рационального и нерационального, взаимопонимания между разнотипными культурами и понимания между индивидами» [16, с. 85]. Понятие «гуманитарность» указывает на уникальную способность, возможность и нацеленность человека на собственное развитие и совершенствование [12].
На сегодняшний день существует опасность превращения личности в некое подобие бездушной электронной вычислительной машины, которая содержит необходимую информацию из разных областей знаний, но эти знания не осмыслены и не систематизированы. Знание становится адаптационным механизмом ценностного осмысления быстроменяющегося мира, необходимым базисом для превращения в живую мысль. Ведь современный мир характеризуется неоднородностью, мобильностью и динамизмом.
Современная личность военнослужащего существует в достаточно сложной обстановке, выступая носителем общечеловеческих и конкретно-исторических идей, традиций. Однако социализация военнослужащего осуществляется при его взаимоотношении с другими военнослужащими в воинском коллективе и другими людьми вне расположения воинской части. В материалах предыдущего исследования нами было выявлено, что «готовность военнослужащего к противодействию идеологии экстремизма рассматривается через призму отношения личности военнослужащего к окружающему его пространству при выполнении поставленных служебно-боевых задач по борьбе с экстремизмом. Необходимые ценностные установки, убеждения и идеалы, способствующие личности военнослужащего быть готовым к противодействию идеологии экстремизма, формируются в результате процесса воспитания» [9, с. 596].
Мы согласны с толкованием понятия «воспитание военнослужащего», предложенным И. А. Алехиным, который раскрывает обозначенное понятие как «целенаправленную деятельность общества и государства, их учреждений и организаций, должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию» [2, с. 221]. Именно в работах И. А. Алехина акцентировано внимание на том, что человек воспитывается, формируется и развивается не только под воздействием, но и в ходе самовоспитания.
Практика военной службы показывает, что обычно под воздействием понимаются разного рода формы и средства принуждения или запрещения, например, в применении дисциплинарной практики воздействия на военнослужащего в случае нарушения им воинской дисциплины. Особенностью же определения, раскрытого выше, является, во-первых, уточнение субъекта, во-вторых, вместо воздействия применяется более широкое понятие - «деятельность». При этом, как утверждает сам автор, деятельность не исключает воздействие и активность объекта воспитания - самого человека. Такой подход усиливает направленность на побуждение личности военнослужащего к самосовершенствованию как обязательному и существенному элементу процесса воспитания.
В Росгвардии на этапах становления и развития ведомства как новой силовой структуры были внесены коррективы в имеющуюся систему воспитания военнослужащих различных категорий, изданы соответствующие нормативные документы и методические рекомендации в помощь командирам всех степеней в их реализации. Основы воспитания заложены во «Временном наставлении по организации воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации» [3]. В соответствии с руководящими документами воспитательная работа «организуется в целях формирования и развития общественно значимых и профессионально важных качеств личности военнослужащих, обеспечивающих готовность последних к эффективному выполнению служебно-боевых задач в любых условиях обстановки» [10, с. 4].
Эффективность и результативность воспитательной работы достигается с помощью реализации определенных направлений и форм воспитания. Являясь организационной стороной воспитательной работы, командиру (начальнику) при реализации любой формы воспитания необходимо учитывать состав воспитуе-мых, структуру воспитательных мероприятий, места и продолжительность их проведения [2].
Воспитание военнослужащих в воинских частях Росгвардии осуществляется с использованием следующих приоритетных направлений: морально-психологической подготовки и информирования, а также форм организации воспитательной работы: бесед, общих собраний по категориям, круглых столов, конференций, тематических вечеров, экскурсий, участия в мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления (силовыми ведомствами).
Основным направлением организации воспитательной работы является морально-психологическая подготовка. Ежегодно определяется тематика проведения занятий по направлениям, наиболее актуальным и животрепещущим на сегодняшний день в стране и мире. Как показывает практика, теме экстремизма и противодействию идеологии экстремизма выделяется всего один, порой два часа в год, что, естественно, недостаточно, учитывая масштабы распространения названного негативного явления. На таких занятиях, наполненных понятиями об экстремизме и его идеологии, терроризме и информацией о порядке и средствах противодействия им, военнослужащий получает знания, но это не значит, что в мировоззрении военнослужащего после занятий будут развиваться чуткость, толерантность, понимание, самостоятельность, гуманность и другие качества, необходимые для полноценного становления военнослужащего как личности в современном социальном мире, тем более - что они будут способствовать неприязни идеологии экстремизма.
Справедливо отмечает доктор военных наук И. Н. Караваев и Н. А. Родионова, что «подготовка специалиста в сфере национальной безопасности начинается с воспитания патриота и гражданина, знающего историю своей страны, обладающего государственным мышлением, серьезными знаниями педагогики, психологии, социальной работы, способного противостоять чуждой идеологической агрессии» [13, с. 105]. Для развития когнитивного потенциала военнослужащих тематику занятий по морально-психологической подготовке следует дополнить вопросами об историческом наследии страны, о социальной солидарности, толерантности, гуманности и др. Проведение таких занятий следует осуществлять преимущественно в форме проблемной лекции.
Важную роль играют информирование военнослужащих об общественно-политической и социально-экономической обстановке в мире и стране, участии подразделений Росгвардии и других силовых структур в мероприятиях по предупреждению экстремизма и других преступлений и правонарушений, проведение круглых столов, викторин о нравах и обычаях народов Российской Федерации, их культуре и традициях.
В современном мире зачастую происходит стирание грани между реальностью фактической и виртуальной. Молодые люди становятся подвергнутыми влиянию Интернета, они одобряют и делают «репосты» ярких и, по их мнению, интересных постов информации в социальных сетях, привлекая внимание идеологов экстремизма, которые в свою очередь начинают применять механизмы для привлечения в свои ряды. Также огромную популярность приобретают компьютерные игры про жизнь открытого виртуального мира, моделирующего реальность. В отдельных играх наблюдается прямая пропаганда экстремистских идей. Одним из ярких примеров может послужить эпизод компьютерной игры "Call of Duty: Modern Warfare 2", где главному герою в аэропорту необходимо уничтожить ни в чем не повинных граждан [14].
Учитывая вышесказанное, особую актуальность приобретают индивидуальная работа с военнослужащим, а также деятельность войсковой общественности. Именно изучая документы, характеризующие подчиненного, обобщая независимые характеристики, командир понимает личностные смыслы и убеждения военнослужащего.
При личной беседе, которая может сыграть поддерживающую или корректирующую роль, офицер выяснит наклонности, пристрастия (в том числе и к компьютерным играм), сможет внести корректировки и направить на правильный жизненный путь, наметить перспективы становления личности военнослужащего и развития в дальнейшем всего воинского коллектива подразделения. Здесь учитывается опыт великого педагога В. А. Су-хомлинского, который считал, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди» [15, с. 171].
Индивидуальные задания и поручения помогут военнослужащему понять и осмыслить многокультурность и многонациональность воинского коллектива, в котором он проходит службу. Так военнослужащий осознает себя субъектом культуры через единство представлений о своеобразии различных культур.
За последние годы входит в практику посещение командирами мест размещения своих подчиненных, что позволяет оценить обстановку жилищно-бытовых условий и организации жизни членов семей военнослужащих, наличие художественной литературы или ее отсутствие, порядок пользования современными средствами информатизации, соблюдение религиозных, национальных традиций и тому подобное.
Создаваемые в воинских частях организации войсковой общественности содействуют командирам в реализации социальных и духовных потребностей военнослужащих, развитии инициативы и творчества, поддержании благоприятного морально-психологического климата, что в итоге выражается в укреплении воинской дисциплины воинских коллективов. По инициативе войсковой общественности традиционными становятся организация в подразделениях Росгвардии конкурсов и участие в фестивалях и конкурсах муниципального, межрегионального, всероссийского и международного уровней.
Учитывая меткое выражение А. С. Макаренко «воспитывает каждый квадратный сантиметр нашей действительности» [6, с. 348], в воинских частях Росгвардии должностные лица через обеспечение личного примера, целесообразной организации службы, использование воспитательных возможностей боевой подготовки, дисциплинарную практику, индивидуальную работу решают многочисленные воспитательные задачи. Но процесс воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма имеет свои особенности, поэтому для его эффективного совершенствования необходимо использование совместно с указанными выше передовых форм воспитания.
Передовые формы организации воспитательной работы в воинских частях Росгвардии
Исходя из анализа ряда исследований [3; 7; 8], нами выявлены следующие передовые формы организации воспитательной работы с военнослужащими: психолого-педагогический тренинг, занятия по разрешению проблемных ситуаций и рефлексивны1х задач, деловые игры и дебаты.
Возможности не применяемой ранее формы в процессе воспитания военнослужащих - психолого-педагогического тренинга - раскрыл С. М. Марченко [8]. Использование потенциала тренинга применительно к нашему исследованию позволит выработать у военнослужащих уверенность в конструктивном социальном взаимодействии, эмоциональную стрессоустойчивость, самоконтроль и поспособствует принятию рефлексивной позиции по отношению к противодействию экстремизму. Акцентируя внимание на такой позиции, психолог И. В. Абакумова считает, что «без осознанной рефлексии своей мотивации индивид не сможет четко понимать развитие ситуации и принятые им решения относительно принятия нарративов экстремизма» [1, с. 76].
Вопросы самосознания и рефлексивной деятельности рассматриваются в исследовании Н. В. Максимова [7]. В работе с курсантами ВООВО Росгвардии автором применяются тематические занятия по разрешению проблемных ситуаций и решению рефлексивных задач. Использование подобных занятий при организации воспитательной работы с военнослужащими в воинских частях Росгвардии позволит поддерживать у военнослужащих оптимальный уровень активности вне зависимости от сложившихся обстоятельств. Организовывать такие занятия возможно в часы воспитательной или самостоятельной работы, определенные регламентом служебного времени.
В целях повышения ценностно-смысловой сферы необходимо развитие коммуникативных качеств военнослужащих. При прохождении службы в одной из воинских частей Росгвардии в городе Омске нами в практике воспитательной работы были применены деловые игры и дебаты.
Деловая игра как форма организации воспитательной работы представляет собой командное состязание между военнослужащими по разрешению определенных служебных ситуаций в диалоговом режиме. Проведение деловой игры по теме: «Экстремист с одной стороны - борец за свободу с другой» позволило военнослужащим более подробно разобраться в проблеме экстремизма, повысить уровень знаний, полученных на занятиях по морально-психологической подготовке, понять причины этого негативного явления, увидеть предпосылки дальнейшего распространения и осознать необходимость противодействия ему.
Дебаты как форма организации воспитательной работы заключаются в публичном обмене мнениями, предоставляют участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме и сформулировать общее мнение либо четко разграничить позиции сторон. В ходе дебатов по теме: «Осуществление контроля за распространением информации экстремистской направленности в сети "Интернет": результативность, успехи и недостатки» военнослужащие полноценно стали участниками интерактивного общения, осуществляя оценку деятельности государственных и общественных органов. В результате диалогов по вопросам
противодействия идеологии экстремизма происходило взаимопроникновение ценностей и идеалов в воинском коллективе. Обретенные ценности и идеалы, направленные на противодействие идеологии экстремизма, в дальнейшем будут использоваться военнослужащими в своей профессиональной деятельности.
Воспитание военнослужащего в целях его развития и становления как личности имеет огромное значение. Однако военнослужащий, помимо выполнения им повседневных и служебно-боевых задач, является участником и гражданско-правовых отношений. Находясь за пределами расположения воинской части, военнослужащий подвергается влиянию множества факторов, которые, в свою очередь, препятствуют эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма. В качестве факторов мы рассматриваем обстоятельства, условия, которые выступают движущей силой либо препятствием в развитии какого-либо явления [2]. К ним возможно отнести:
- общедоступность и распространение в социальных сетях, Интернете информации, которая содержит идеологию экстремизма;
- насаждение средствами массовой информации, кинематографом, компьютерными играми виртуальности стиля и образа жизни, где в норме однополые браки, полная свобода выбора без нормированного ограничения поведения в обществе;
- размытость ценностных ориентиров общества в понимании понятий «совесть», «нравственность», «порядочность», «честь» и «достоинство».
Приоритетные направления воспитания готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии
Результаты проводимых мероприятий воспитательной работы, состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях Росгвардии подвергаются ежегодному анализу, так как от показателей воинской дисциплины зависит уровень боевой готовности и морально-психологического состояния войск в целом. При планировании мероприятий на очередной год вносятся изменения с целью совершенствования форм организации воспитательной работы с военнослужащими.
Нам представляется возможным выделить приоритетные направления повышения эффективности процесса воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии.
1. Внедрение предложенных в исследовании передовых форм организации воспитательной работы в воспитательный процесс воинских частей Росгвардии: психолого-педагогического тренинга, занятий по разрешению проблемных ситуаций и рефлексивных задач, деловых игр и дебатов.
2. Качественное изучение социальных личных данных военнослужащих, так как в воспитательной работе с военнослужащими в обязательном порядке необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого. Особое внимание в указанном направлении командирам подразделений следует уделить анализу информации о подчиненных, содержащейся в Интернете, при проведении индивидуальной работы.
3. Систематическая организация мероприятий культурно-досуговой работы с военнослужащими. Согласно мнению А. В. Кузьмина, огромный воспитательный потенциал имеется у досугового времяпровождения, направленного на профилактику экстремистского поведения [5]. В подразделениях Росгвардии досугу военнослужащих уделяется достаточно внимания. Одним из распространенных досуговых мероприятий, проводимых в рамках исследуемой темы, является конкурс «Солдаты антитеррора». Конкурс организуется поэтапно в течение календарного года, отсюда охват военнослужащих, принимающих в нем участие, небольшой, поэтому остальной личный состав командирам подразделений и их заместителям необходимо самостоятельно вовлекать в мероприятия по воспитательной работе с применением шоу- или арт-технологий. Делясь опытом практической деятельности, отметим, что перечень мероприятий культурно-досуговой работы был расширен просмотром видеоматериалов или кинофильмов по тематике исследования («Охотники за караванами», «Шу-галей», «Шугалей 2», «Антология антитеррора», «Экстремизм. Угроза безопасности», «Росгвардия. Новая война» и др.); организацией тематических выставок, конкурсов фотогазет и плакатов в подразделениях по теме противодействия идеологии экстремизма. Благодаря инициативности начальника группы информационных технологий был организован конкурс по созданию интерактивных видеороликов и фотоколлажей, посвященных проблеме влияния идеологии экстремизма на общество. Активное участие в этих мероприятиях принимали члены семей военнослужащих, особенно школьного возраста, что в свою очередь способствовало профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде.
4. Организация взаимодействия со средствами массовой информации и участие в совместных мероприятиях. Данное направление было выделено, опираясь на точку зрения Е. Ю. Зеленова о том, что «важную роль в борьбе с идеями экстремизма и ксенофобии среди подростков и молодежи должны сыграть СМИ. Сегодня они занимают неоднозначную позицию, обостряя противоречия и нагнетая обстановку, в то время как способны стать инструментом формирования толерантного сознания» [4, с. 16]. Систематическая реализация информационно-пропагандистских акций, посвященных знаменательным событиям страны, региона, воинской части при поддержке средств массовой информации позволит своевременно выявлять и перекрывать возможные каналы проникновения в воинские коллективы идей и убеждений экстремистской направленности, поспособствует распространению патриотических ценностей. Так, например, с 2020 года запущен медиапроект «Проверка на прочность», который транслируется по телевидению и в социальном видеохостинге 'ТоиТиЬе".
Сущность проекта заключается в участии известных звезд отечественного кинематографа, эстрады в роли военнослужащего одного из подразделений Росгвардии. Такой интерактив очень популярен среди молодежи, сопутствует повышению престижа военной службы как среди населения страны, так и в глазах действующих военнослужащих Росгвардии.
5. Институт кураторства. За каждым подразделением в воинской части закрепляется куратор из числа наиболее опытных офицеров управления. Важность кураторства трудно переоценить, ведь вновь назначенному молодому офицеру - командиру подразделения в организации мероприятий воспитательной работы обязательно необходима помощь. В первую очередь в этом вопросе идет речь о субъектно-субъектных отношениях. Если контакт «командир - военнослужащий», «куратор - военнослужащий» состоялся, то нравственно обогащается и тот, и другой. Куратор, осуществляя свою деятельность в подразделении, может работать не только с военнослужащими, но и с командирами. Проводя занятия и делясь положительным опытом в организации мероприятий воспитательной работы, офицеры подразделения начинают применять эффективные методы и в повседневной жизни.
6. Повышение правовой составляющей подготовки командиров (начальников) и их заместителей, военнослужащих на воинских должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин) в вопросах противодействия идеологии экстремизма. В направлении правового воспитания требуется уделять внимание разъяснению военнослужащим прав и обязанностей, полномочий перед выполнением ими служебно-боевых задач по борьбе с экстремизмом, а также ограничений и запретов, связанных с их выполнением.
7. Поощрение и материальное стимулирование военнослужащих, отличившихся при выполнении служебно-боевых задач по борьбе с экстремизмом, популяризация положительного опыта деятельности воинских частей.
Обобщая вышесказанное, возможно выделить факторы, способствующие эффективности воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих:
- проявление личного примера командирами подразделений всех категорий в повседневных вопросах жизнедеятельности;
- компетентность командира и куратора подразделения в вопросах противодействия идеологии экстремизма;
- четкая координация деятельности органов по работе с личным составом структурных подразделений воинской части и полный охват участия в мероприятиях воспитательной работы офицеров;
- систематический анализ результативности проводимых мероприятий воспитательной работы с военнослужащими, своевременная корректировка и внедрение передовых форм организации воспитательной работы.
Таким образом, реализация передовых форм в осуществлении мероприятий воспитательной работы и вышеуказанных приоритетных направлений воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма в воинских частях Росгвардии позволит повысить у военнослужащих:
- убежденность в правомерности своих действий при выполнении служебно-боевых задач;
- уровень информированности о складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановке в районах выполнения служебно-боевых задач;
- способность уверенного поведения в условиях влияния негативного информационно-психологического воздействия;
- невосприимчивость к идеологии экстремизма, возможность выявления ее признаков в информационных источниках или при коммуникативном контакте.
Заключение
Таким образом, в ходе решения поставленных задач выявлены традиционные направления и передовые формы организации воспитательной работы, которые в ходе их реализации в воинских частях Росгвардии позволят повысить готовность к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих. К традиционным направлениям организации воспитательной работы в воинских частях Росгвардии относятся морально-психологическая подготовка и информирование военнослужащих, к передовым - психолого-педагогический тренинг, занятия по разрешению проблемных ситуаций и рефлексивных задач, деловые игры и дебаты.
В ходе исследования определено, что необходимо комплексно применять формы организации воспитательной работы, учитывая складывающуюся общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в районе дислокации воинской части. Выявлены благоприятные и негативные факторы, оказывающие влияние на эффективность воспитания у военнослужащих готовности к противодействию идеологии экстремизма.
В ходе реализации мероприятий по воспитательной работе с целью повышения эффективности воспитания готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма необходимо придерживаться следующих приоритетных направлений: внедрять передовые формы организации воспитательной работы в воспитательный процесс в воинских частях Росгвардии; тщательно изучать социальные личные данные военнослужащих; систематически проводить мероприятия культурно-досуговой работы с военнослужащими; организовывать на постоянной основе взаимодействие командного состава воинских частей со средствами массовой информации и освещать проводимые знаковые мероприятия в воинской части; совершенствовать и использовать в полной мере институт кураторства; повышать правовую составляющую подготовки командиров (начальников) и их заместителей, военнослужащих на воинских должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин) в вопросах противодействия идеологии экстремизма; поощрять и материально стимулировать отличившихся военнослужащих.
Перспективным направлением дальнейшего исследования может послужить выявление основополагающих
принципов воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии.
Список источников
1. Абакумова И. В. Развитие рефлексивности как профилактика экстремизма у студентов вуза // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций: материалы науч.-практ. конф. (26-27 ноября 2015 г.). М., 2015. С. 75-78.
2. Военная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. И. А. Алехина. М.: Юрайт, 2018. 414 с.
3. Временное наставление по организации воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации: Приказ Росгвардии от 25 декабря 2018 г. № 625. М.: ГУ по РЛС Росгвардии, 2018. 118 с.
4. Зеленов Ю. Н. Теория и практика педагогической профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дисс. ... д. пед. н. Екатеринбург, 2014. 39 с.
5. Кузьмин А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: автореф. дисс. ... д. пед. н. Тамбов, 2015. 53 с.
6. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 5-ти т. / под общ. ред. А. Терновского. М.: Правда, 1971. Т. 2. 384 с.
7. Максимов Н. В. Формирование ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дисс. ... к. пед. н. Челябинск, 2019. 27 с.
8. Марченко С. М. Модель воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2017. 23 с.
9. Меркулов С. В. Ценностные основания воспитания у военнослужащих Росгвардии готовности к противодействию идеологии экстремизма // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5. С. 593-597.
10. Методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации / Главное управление по работе с личным составом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. М.: ГУ по РЛС Росгвардии, 2019. 58 с.
11. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. Новости [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncpti.su/ (дата обращения: 17.02.2021).
12. Психология общения: энциклопедический словарь / Российская акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Когито-Центр, 2015. 671 с.
13. Родионова Н. А., Караваев И. Н. Значение гуманитарной составляющей в военном профессиональном образовании // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2016. № 4 (4): в 2-х ч. Ч. 2. С. 105-107.
14. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Кундетов А. И., Федотов В. П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности: монография. Вологда: Полиграф-Книга, 2014. 247 с.
15. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Прогресс, 1987. 382 с.
16. Шаповалов В. Ф. О специфике гуманитарного знания // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 85-92.
Информация об авторах | Author information
RU
Меркулов Сергей Владимирович1
1 Новосибирский военный Ордена Жукова институт
имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
EN
Merkulov Sergey Vladimirovich1
1 Novosibirsk Military Orders of Zhukov Institute
named after General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation 1 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 19.02.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.
Ключевые слова (keywords): организация воспитательной работы; военнослужащие Росгвардии; противодействие идеологии экстремизма; факторы эффективности воспитания; organizing educational work; service members of the National Guard of the Russian Federation; counteracting extremist ideology; factors of education efficiency.