Научная статья на тему 'О результатах педагогического эксперимента по формированию ценностного отношнения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации'

О результатах педагогического эксперимента по формированию ценностного отношнения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / CADETS / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / COUNTERACTION TO EXTREMISM / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUE ATTITUDE / УРОВНИ ЭТАПЫ / LEVELS STAGES / СФОРМИРОВАННОСТЬ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Никита Васильевич

В статье раскрываются результаты экспериментального исследования по формированию ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии России. Опираясь на результаты современных исследователей, автор уточняет понятие «ценностное отношение к противодействию экстремизму». В статье раскрывается содержание констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, анализируются результаты внедрения в образовательный процесс военного вуза модели организации процесса в данном направлении работы с курсантами. Педагогический эксперимент проводился на базе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. В эксперименте принимали участие 123 курсанта, включенных в одну контрольную и четыре экспериментальных группы, при котором установленная выборка являлась репрезентативной для всей генеральной совокупности. Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, автор обосновывает уникальность и необходимость внедрения в образовательный процесс специального инструментария для повышения качества подготовки специалистов в образовательных организациях войск национальной гвардии России в сфере противодействия экстремизму. Положительная динамика уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы исследования. Выводы автора по итогам начальной диагностики позволяют констатировать низкий уровень ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии России, что актуализирует проблему целенаправленной организации образовательного процесса по данному направлению профессиональной подготовки. Использование полученных результатов профессорско-преподавательским составом и руководителями образовательных организаций позволит скорректировать мероприятия индивидуально-воспитательной работы с курсантами и военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Никита Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF A PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON THE ATTITUDE TO EXTREMISM OF THE CADETS OF THE NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the results of an experimental study on the formation of a value attitude to counteractaction of extremism among cadets of the Russian National Guard troops. Based on the results of modern researchers, the author clarifies the concept "value attitude to counteraction of extremism". The article reveals the content of the ascertaining, forming and controlling stages of the experiment, analyzes the results of introducing the model of work with cadets into the educational process of the military higher educational institution. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the Perm military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation. 123 cadets participated in the experiment, included in one control group and four experimental groups, in which the established sample was representative for the whole population. Comparing the results of the ascertaining and control stages of the experiment, the author justifies the uniqueness and necessity of introduction into the educational process of a special tool for improving the quality of training of specialists in the educational organizations of the troops of the Russian National Guard in the sphere of countering extremism. The positive dynamics of the attitude to counteractaction of extremism confirms the validity of the hypothesis of the research put forward. The author's conclusions on the basis of the initial diagnosis allow us to establish a low level of the value attitude to counteract extremism among the cadets of the Russian National Guard troops, which actualizes the problem of the purposeful organization of the educational process in this area of professional training. Using the results obtained by the faculty and heads of educational organizations will allow to adjust the activities of individual educational work with cadets and servicemen of the troops of the Russian National Guard.

Текст научной работы на тему «О результатах педагогического эксперимента по формированию ценностного отношнения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

УДК 378.6:355.318.1

ББК Ц439.9р ГРНТИ 78.15 Код ВАК 13.00.08

Максимов Никита Васильевич,

адъюнкт очного обучения, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1; e-mail: markiz-nikita@mail.ru.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШНЕНИЯ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ У КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстремизм; противодействие экстремизму; ценностное отношение; уровни, этапы; сформированность; курсанты.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются результаты экспериментального исследования по формированию ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии России. Опираясь на результаты современных исследователей, автор уточняет понятие «ценностное отношение к противодействию экстремизму».

В статье раскрывается содержание констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, анализируются результаты внедрения в образовательный процесс военного вуза модели организации процесса в данном направлении работы с курсантами. Педагогический эксперимент проводился на базе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. В эксперименте принимали участие 123 курсанта, включенных в одну контрольную и четыре экспериментальных группы, при котором установленная выборка являлась репрезентативной для всей генеральной совокупности.

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, автор обосновывает уникальность и необходимость внедрения в образовательный процесс специального инструментария для повышения качества подготовки специалистов в образовательных организациях войск национальной гвардии России в сфере противодействия экстремизму. Положительная динамика уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы исследования.

Выводы автора по итогам начальной диагностики позволяют констатировать низкий уровень ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии России, что актуализирует проблему целенаправленной организации образовательного процесса по данному направлению профессиональной подготовки. Использование полученных результатов профессорско-преподавательским составом и руководителями образовательных организаций позволит скорректировать мероприятия индивидуально-воспитательной работы с курсантами и военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации.

Maksimov Nikita Vasilievich,

Adjunct, Perm Military Institute of the National Guald of the Russian Federation, Perm, Russia.

RESULTS OF A PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON THE ATTITUDE TO EXTREMISM OF THE CADETS OF THE NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

KEYWORDS: extremism; counteraction to extremism; value attitude; levels, stages; formation; cadets.

ABSTRACT. The article reveals the results of an experimental study on the formation of a value attitude to counteractaction of extremism among cadets of the Russian National Guard troops. Based on the results of modern researchers, the author clarifies the concept "value attitude to counteraction of extremism". The article reveals the content of the ascertaining, forming and controlling stages of the experiment, analyzes the results of introducing the model of work with cadets into the educational process of the military higher educational institution. The pedagogical experiment was conducted on the basis of the Perm military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation. 123 cadets participated in the experiment, included in one control group and four experimental groups, in which the established sample was representative for the whole population.

Comparing the results of the ascertaining and control stages of the experiment, the author justifies the uniqueness and necessity of introduction into the educational process of a special tool for improving the quality of training of specialists in the educational organizations of the troops of the Russian National Guard in the sphere of countering extremism. The positive dynamics of the attitude to counteractaction of extremism confirms the validity of the hypothesis of the research put forward.

The author's conclusions on the basis of the initial diagnosis allow us to establish a low level of the value attitude to counteract extremism among the cadets of the Russian National Guard troops, which actualizes the problem of the purposeful organization of the educational process in this area of professional training. Using the results obtained by the faculty and heads of educational organizations will allow to adjust the activities of individual educational work with cadets and servicemen of the troops of the Russian National Guard.

Современная государственная поли- выми тенденциями обеспечения безопасно-

тика характеризуется противоречи- сти и стабильного эволюционного развития

© Максимов Н. В., 2018

общества. С одной стороны, общественная безопасность осуществляется государством целенаправленно и бескомпромиссно с использованием широкого спектра силовых, психологических и законодательных мер наведения порядка, а с другой -демократическое общество ориентировано на развитие ценностей гуманизма, свободы слова, прав человека (в том числе, право на жизнь). Существующее противоречие способствует распространению идеологии экстремизма в обществе. Спекулируя идеями свободы и демократии, защиты интересов граждан, экстремисты с целью разрушения государственности и основ международного права, возбуждая ненависть и рознь по расовым, религиозным, социальным и национальным аспектам, побуждают к негативной реакции в обществе.

Актуальность решения проблем экстремизма закреплена Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114 «О противодействии экстремизму» [13, с. 4], Стратегией о противодействии экстремизму до 2025 года (в ней определены задачи, связанные с повышением профессионального уровня педагогических работников, разработкой и внедрением новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму) [12, с. 6] и Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, в которой декларируется необходимость повышения профессионального уровня сотрудников компетентных и иных органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом [6, с. 6].

Проведенный анализ образовательной деятельности вузов войск национальной гвардии России позволил констатировать, что подготовка квалифицированных специалистов, обладающих готовностью и способностью противодействовать экстремизму, является недостаточно эффективной. Отсюда возникает ряд противоречий между:

- потребностью в повышении уровня квалификации специалистов, назначенных для борьбы с экстремизмом, и отсутствием теоретической и методологической разработанности данной проблемы в военной педагогике;

- совершенствованием образовательного процесса военных вузов в сфере борьбы с экстремизмом и отсутствием педагогической модели подготовки курсантов, способных качественно противостоять идеологии экстремизма;

- потребностью противостоять идеологии экстремизма в курсантских коллективах и низким уровнем сформированной системы ценностей к противодействию экстремизму у курсантов.

Проблемы ценностного отношения к различным аспектам действительности рассмотрены в трудах отечественных ученых: В. А. Сластёнина, С. Л. Рубинштейна,

B. В. Давыдова, Л. С. Выготского.

В исследованиях Л. С. Выготского ценностное отношение определяется как результат деятельности человека. Присвоение данных ценностей в процессе деятельности становится личностно значимым ориентиром и показателем восприятия окружающего мира [2, с. 211]. Н. Ф. Добрынин рассматривал ценностное отношение как согласованность и взаимодействие внешних факторов и внутренних побуждений личности [3, с. 185]. Исследования, посвященные проблемам формирования ценностного отношения в военной педагогике, проводились Р. А. Рогожниковой, А. А. Стрелковым,

C. В. Лужецковым, И. И. Савичем, Д. Н. Сальниковым. В большинстве исследований ценностное отношение рассматривается как убеждения личности, основанные на духовных, нравственных и гуманистических ценностях, полученных в процессе военно-профессиональной деятельности и реализуемые в виде установок, идеалов и мотивов личности по отношению к военной службе.

Опираясь на обозначенные позиции исследователей, мы рассматриваем ценностное отношение как интегративное личностное образование, проявляющееся во взглядах, убеждениях, мотивах, эмоциональных переживаниях и соответствующей деятельности. Оно характеризуется совокупностью нескольких компонентов: когнитивного, эмоцио-нально-мотивационного и деятельностного.

Эмоционально-ценностный компонент раскрывается в эмоциональной личностной оценке результатов экстремистской деятельности, опираясь на морально-нравственные и духовные ценности личности курсанта. Высокий уровень сформиро-ванности эмоционально-ценностного компонента предполагает готовность и обоснованность участия в борьбе с экстремизмом, высокую степень мотивации, эмоциональную устойчивость негативному влиянию экстремистской идеологии.

Когнитивный компонент отражается в аспекте познавательной активности курсанта по получению определенного уровня знаний в области противодействия экстремизму. Высокий уровень данного компонента характеризуется наличием глубоких знаний в сфере противодействия экстремизму, внутренней уверенности курсанта в их эффективности в случае применения, в целях купирования предстоящих угроз.

Деятельностный компонент предполагает активное включение курсанта в военно-профессиональную деятельность по

противодействию экстремизму. Высокий уровень деятельностного компонента отличается внутренней организованностью курсанта, наличием навыков противодействия любому проявлению экстремизма, способностью передачи навыков и умений, оказания помощи коллегам по противоэкстре-мистской борьбе.

Сопоставляя позиции разных авторов и обобщая результаты собственных эмпирических исследований, под ценностным отношением к противодействию экстремизму у курсантов войск национальной гвардии мы понимаем совокупность взглядов, убеждений, эмоциональных переживаний и непосредственной деятельности, направленной на предупреждение экстремизма.

Изучение прикладных аспектов проводилось в процессе педагогического эксперимента, задача которого заключалась в проверке результативности реализации модели по формированию ценностного отношения к противодействию экстремизма у курсантов, а также в определении эффективности педагогических условий ее успешного функционирования.

Педагогический эксперимент осуществляется поэтапно:

- на констатирующем этапе производилась предварительная оценка, выявление реального уровня ценностного отношения курсантов к противодействию экстремизму;

- на формирующем этапе осуществлялась работа в соответствии с моделью процесса формирования ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов с использованием специфических условий ее эффективной реализации в образовательном процессе военного вуза;

- на контрольном этапе производилась итоговая оценка, сопоставлялись результаты начальной и итоговой диагностики, формулировка заключения об эффективности новшества эксперимента.

Педагогический эксперимент по формированию ценностного отношения к противодействию экстремизму проводился на базе Пермского военного института войск национальной гвардии России. В эксперименте приняло участие 123 курсанта, распределенных на четыре экспериментальные и одну контрольную группу. Контрольная группа (КГ) состояла из курсантов, которые обучались по основной образовательной программе без изменений; воспитательные мероприятия с ними носили общеразвива-ющий характер. С курсантами экспериментальных групп (ЭГ1, ЭГ2, ЭГ3) образовательный процесс осуществлялся в соответствии с моделью и с учетом одного из условий:

- в ЭГ1 - рациональная сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений;

- в ЭГ2 - ценностно-смысловое регулирование профессиональной подготовки курсантов в вузах;

- в ЭГз - разработка и реализация спецкурса «Современные методы противодействия экстремизму.

В образовательный процесс курсантов экспериментальной группы (ЭГ4) была внедрена модель и совокупность выделенных условий ее эффективного функционирования.

Первый этап эксперимента - констатирующий, предусматривающий определение показателей и изучение исходного уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов. В ходе констатирующего эксперимента был использован эмпирический материал (протоколы наблюдений, диагностирующие работы, анкеты и пр.) для определения уровней (низкого, достаточного, продвинутого) сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму каждого выделенного компонента: мотива-ционно-ценностного, деятельностного, когнитивного. Результаты начальной диагностики позволили констатировать преобладание низкого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов. Результаты начальной диагностики представлены в таблице 1.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

- у курсантов военных вузов, которые должны воспитывать специалистов, способных противостоять преступлениям и идеологии экстремистской направленности, преобладает низкий уровень сформирован-ности ценностного отношения к противодействию экстремизму;

- группы курсантов, являясь однородными по своему составу, имеют незначительные различия по уровню сформиро-ванности у них ценностного отношения к противодействию экстремизму;

- незначительный продвинутый уровень в ЭГ2, ЭГ4 можно объяснить индивидуальными особенностями и интересами отдельных курсантов, что носит скорее стихийный (частный), чем системный характер; кроме того, в военном вузе обучаются курсанты, ранее проходившие службу в подразделениях, обеспечивающих общественный порядок, получившие ранее представления о профилактике экстремизма на инструктивных занятиях.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента по определению исходного уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов контрольной и экспериментальных групп

Группы Кол-во курсантов Низкий уровень Достаточный уровень Продвинутый уровень

кол-во % кол-во % кол-во %

КГ 25 19 76,1 6 23,9 0 0,0

ЭГ1 24 18 75,2 6 24,8 0 0,0

ЭГ2 25 18 72,1 6 23,9 1 4,0

ЭГ3 24 19 79,2 5 20,8 0 0,0

ЭГ4 25 18 72,1 6 23,9 1 4,0

Второй этап эксперимента - формирующий, заключался в апробации модели по формированию ценностного отношения противодействия экстремизму, а также проверке эффективности выявленных педагогических условий ее реализации. В ходе формирующего эксперимента внедрялась структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов, состоящая из совокупности компонентов, представленных на рис. 1, каждый из которых выполнял функции: концептуально-ориентационную, процессуально-описательную, процессуаль-но-деятельностную, аналитическую .

Кратко охарактеризуем каждый компонент модели.

Мотивационно-целевой компонент включал нормативно-правовые и ведомственные основания (ФГОС, квалификационные требования к выпускнику вузов ВНГ России, основные образовательные программы подготовки специалистов), методологические подходы (системный, аксиологический, лич-ностно-деятельностный), цели и задачи.

Содержательный компонент включал:

- блок деятельности преподавательского состава, представленный содержанием дисциплин: «Политология и социология», «Культурология», «Методика морально-психологического обеспечения», «Тактика и служебно-боевое применение ВНГ России», при реализации которых усиливался аспект профилактики и методов противодействия экстремизму; внедряемый спецкурс «Современные методы противодействия экстремизму» позволили привлечь внимание к проблеме, расширить представления, приобрести навыки противодействия экстремизму в воинских коллективах; мероприятия воспитательного характера у курсантов экспериментальных групп были направлены на углубленное

изучение процесса профилактики и методик противодействия экстремизму и терроризму. К таким мероприятиям относились воспитательная работа с курсантами по темам «Экстремизм, угроза миропорядка», «Социально-экономические и общественно-политические последствия проявления экстремизма», «Виды экстремистских идеологий как концептуальных снов идеологии терроризма», «Межкультурный и межконфессиональный диалог как консолидирующая основа воинского коллектива», «Интернет как сфера распространения идеологии экстремизма» и т.д.; информирование военнослужащих по темам «Причины появления экстремизма, его цели и задачи», «Роль экстремистов в разрушении Российской империи», «Экстремизм, его трагическая статистика» и т.д.;

- блок деятельности курсантов, включающий научно-исследовательскую работу и мероприятия, ориентированные на развитие чувств патриотизма, духовности, нравственности и ценностей гуманизма, толерантности и уважения друг друга. Этому же способствовали изучение материала по следующим темам: «Патриотизм - гражданское чувство любви и преданности Родине», «Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма», «Общественная безопасность как часть национальной безопасности России».

Организационный компонент определяет применяемые методы и средства организации образовательного процесса в целях успешного формирования ценностного отношения к противодействию экстремизма, а также формы обеспечения механизмов интериоризации (решение ситуационных задач, деловые игры, тренинги), идентификации (обмен опытом, диалог), интернали-зации (круглые столы, обсуждения, творческая деятельность курсантов).

I

1

л и л

ч

I &

щ

Ч О О

л и и о я и л га Я И

2 л

О

ы

т

н

е

н

о

п

м

о

«

й

о

в

е

л

е

ц

н

н

о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ц

а

в

и

т

о

§

Принципы: целенаправленности; ориентированности на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; опоры на активность личности, профессионального воспитания в коллективе и через коллектив; субординации; индивидуального подхода; обратной связи

ТХ

И

й

ы

н

ч

о

н

е

ц

о

о-

н

ь

л

о

р

т

н

о

«

Уровни

й

з и

X

ы н ч

о

ато аст

о

ч

ы

ут

н и

в

д

о р

с

Эмоционально-ценностный

Когнитивный

Деятельностный

Сформированое ценностное отношение к противодействию экстремизму

Рис. 1. Модель формирования ценностного отношения к противодействию экстремизма у курсантов

Основания разработки модели: Гос. и соц. заказ (требования ФГОС ВО, квалификационные требования к военному специалисту, требования ООП); Методологическая основа: системный подход, аксиологический, личност-но-деятельностный;

Цель: повышение уровня готовности к противодействию экстремизму у курсантов военных институтов;

Задачи: 1) способствовать становлению эмоционально-ценностной потребности в решении задач противодействия экстремизму, интереса к поиску эффективных способов его предотвращения в практике военно-профессиональной деятельности; 2) формировать общественно-значимые ценности и идеалы организации деятельности по профилактике экстремизма, системные и осознанные знания о формах борьбы с экстремизмом и его последствиями, об обязанностях офицера касающихся антиэкстремистской деятельности; 3) содействовать формированию умению необходимых для применения профилактических мер по антиэкстремистской деятельности в реальных условиях её осуществления.

Этапы

Подготовительно- Организационно- Результативно-диагностический развивающий оценивающий

Блок деятельности преподавательского состава Блок деятельности курсантов

- проблемно-ценностные блоки учебных дисциплин; - спецкурс «Современные методы противодействия экстремизму»; - создание специфической воспитательной среды военного вуза; - управление развитием курсантских коллективов. - научно-исследовательская работа курсантов (подготовка статей, проектов, стендов, макетов, участие в конференциях и т.д.); - участие в групповых формах работы по формированию оборонного сознания.

Формы: рефлексивное обучение, проблемные лекции, моделирование ситуаций, тренировки, интерактивные методы, имитационные упражнения и др.

Методы: традиционные, эвристические, активные, исследовательские Обеспечивающие механизм интериоризации *

Обеспечивающие механизм идентификации

Обеспечивающие механизм интернализации

Средства: Наглядные материалы, интерактивные средства обучения, тренажёры, видеофильмы и т.д.

Контрольно-оценочный компонент связан с определением изменений уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов.

Третий этап эксперимента - контрольный - заключался в проведении итоговой диагностики по определению уровня сфор-

мированности ценностного отношения к противодействию экстремизму, сравнении и сопоставлении полученных результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, формулировке выводов проведенного эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты итоговой диагностики контрольного эксперимента по определению уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов контрольной и экспериментальных групп

Группы Кол-во курсантов Низкий уровень Достаточный уровень Продвинутый уровень

кол-во % кол-во % кол-во %

КГ 25 16 64,1 7 27,9 3 8,0

ЭГ1 24 7 29,2 11 45,8 6 25,0

ЭГ2 25 8 32,0 9 36,0 8 32,0

ЭГ3 24 7 29,2 11 45,8 6 25,0

ЭГ4 25 4 16,1 10 39,9 11 44,0

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать вывод об эффективной реализации процесса формирования ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов в соответствии со структурно-функциональной моделью:

- уровень сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов контрольной группы изменялся незначительно. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что низкий уровень ценностного отношения к противодействию экстремизму будет оставаться незначительным без целенаправленной, системной работы, что будет способствовать вовлечению части курсантов в экстремистские организации;

- наблюдаемые положительные изменения достаточного и продвинутого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму в экспериментальных группах ЭГ1 с заметным снижением низкого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму позволяет признать, что внедряемая модель и условие рациональной сбалансированности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений повышают уровни сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму незначительно;

- небольшие положительные изменения достаточного и более высокие изменения продвинутого уровня сформированно-сти ценностного отношения к противодействию экстремизму в экспериментальных группах ЭГ2, с повышением низкого уровня сформированности ценностного отно-

шения к противодействию экстремизму позволяет предположить, что внедряемая модель и условие ценностно-смыслового регулирования профессиональной подготовки курсантов в вузах способствует качественному повышению продвинутого уровня и низкого уровня сформированно-сти ценностного отношения к противодействию экстремизму;

- равные положительные изменения достаточного и продвинутого уровня сфор-мированности ценностного отношения к противодействию экстремизму в экспериментальных группах ЭГ3, с ощутимым снижением низкого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму позволяет сделать вывод, что внедряемая модель и условие разработки и реализации спецкурса «Современные методы противодействия экстремизму» способствуют равному повышению достаточного и продвинутого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму, с заметным снижением низкого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов;

- небольшие позитивные изменения достаточного и самые высокие из выявленных изменения продвинутого уровня произошли в ЭГ4, с наибольшим снижением низкого уровня сформированности ценностного отношения к противодействию экстремизму, следовательно, мы можем утверждать, что внедряемая модель и совокупность условий наиболее существенно способствуют формированию ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов.

Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент по формированию ценностного отношения к противодействию экстремизму подтвердил предположение, что специально разработанный инструментарий (модель, педагогические условия), внедренный в образовательный процесс военного вуза, будет способствовать формированию ценностного отношения к проти-

водействию экстремизму у курсантов ВОО ВО ВНГ России. Представленные результаты констатирующего и контрольного эксперимента подтверждают теоретическое обоснование актуальности и эффективности внедрения педагогической модели и специальных педагогических условий ее эффективного функционирования, повышающие качество подготовки специалистов, предназначенных для борьбы с экстремистской деятельностью.

Таблица3

Результаты сформированности уровня ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов контрольной и экспериментальных групп

Низкий уровень Достаточный уровень Продвинутый уровень

Группы Констати- Контроль- Констати- Контроль- Констати- Контроль-

рующий, % ный этап,% рующий, % ный этап,% рующий, % ный этап,%

КГ 76,1 64,1 23,9 27,9 0,0 8,0

ЭГ1 75,2 29,2 24,8 45,8 0,0 25,0

ЭГ2 72,1 32,0 23,9 36,0 4,0 32,0

ЭГ3 79,2 29,2 20,8 45,8 0 25,0

ЭГ4 72,1 16,1 23,9 39,9 4,0 44,0

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М. : Педагогика, 1982. - 182 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М. : Книга по требованию, 2012. - 504 с.

3. Добрынин Н. Ф. Возрастная психология : курс лекций. - М. : Просвещение, 1965. - 296 с.

4. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов : учеб. пособие. - 5-е изд. - М. : НОУ ВПО «МПСИ» ; Флинта, 2011. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Загвязинский В. И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. - М., 2001. - 180 с.

6. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecrats.org/upload/iЫock/349/Конвенция%20по%20экстремизму%20 (дата обращения: 15.06.2018).

7. Кэмпбэлл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. -СПб. : Соц.-психол. Центр, 1996. - 392 с.

8. Михеев В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике : науч.-метод. пособие. - М. : Высшая школа, 1987. - 200 с.

9. Найн А. Я., Уметбаев З. М. Педагогический эксперимент: методика и его организация : учеб. пособие. - Магнитогорск : МаГУ, 2002. - 127 с.

10. Налимов В. В., Голикова Т. И. Логические основания планирования эксперимента. - М. : Мета-лургия, 1976. - 128 с.

11. Сидоренков Е. В. Методы математической обработки в психологии : учеб.-метод. пособие. - СПб. : Речь, 2003. - 350 с.

12. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (дата обращения: 15.06.2018).

13. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/ 5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (дата обращения: 15.06.2018).

14. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. - М. : Мир, 1967. - 406 с.

15. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 1. - С. 52-63.

16. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов : монография. - Челябинск : РБИУ, 2010. - 317 с.

REFERENCES

1. Babanskiy Yu. K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskikh issledovaniy: Didakticheskiy aspekt. - M. : Pedagogika, 1982. - 182 s.

2. Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy : v 6 t. T. 2. Problemy obshchey psikhologii. - M. : Kniga po trebo-vaniyu, 2012. - 504 s.

3. Dobrynin N. F. Vozrastnaya psikhologiya : kurs lektsiy. - M. : Prosveshchenie, 1965. - 296 s.

4. Ermolaev O. Yu. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov : ucheb. posobie. - 5-e izd. - M. : NOU VPO «MPSI» ; Flinta, 2011. - 336 s.

5. Zagvyazinskiy V. I. Metodologiya i metodika psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. - M., 2001. - 180 s.

6. Konventsiya Shankhayskoy organizatsii sotrudnichestva po protivodeystviyu ekstremizmu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:http://ecrats.org/upload/iblock/349/Konventsiya%20po%20ekstremizmu%20 (data obrashcheniya: 15.06.2018).

7. Kempbell D. Modeli eksperimentov v sotsial'noy psikhologii i prikladnykh issledovaniyakh. - SPb. : Sots.-psikhol. Tsentr, 1996. - 392 s.

8. Mikheev V. I. Modelirovanie i metody izmereniy v pedagogike : nauch.-metod. posobie. - M. : Vysshaya shkola, 1987. - 200 s.

9. Nayn A. Ya., Umetbaev Z. M. Pedagogicheskiy eksperiment: metodika i ego organizatsiya : ucheb. posobie. - Magnitogorsk : MaGU, 2002. - 127 s.

10. Nalimov V. V., Golikova T. I. Logicheskie osnovaniya planirovaniya eksperimenta. - M. : Metalurgiya, 1976. - 128 s.

11. Sidorenkov E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii : ucheb.-metod. posobie. - SPb. : Rech', 2003. - 350 s.

12. Strategiya protivodeystviya ekstremizmu v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 № Pr-2753) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (data obrashcheniya: 15.06.2018).

13. Federal'nyy zakon ot 25.07.2002 g. №114-FZ «O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti» (s iz-meneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12127578/ 5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/ (data obrashcheniya: 15.06.2018).

14. Khiks Ch. Osnovnye printsipy planirovaniya eksperimenta. - M. : Mir, 1967. - 406 s.

15. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskiy eksperiment v dissertatsionnykh issledovaniyakh // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. - 2011. - № 1. - S. 52-63.

16. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov : monografiya. - Chelyabinsk : RBIU, 2010. - 317 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.