Z rpämÖTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 5. С. 593-597 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 593-597
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
EN
Ценностные основания воспитания у военнослужащих Росгвардии готовности к противодействию идеологии экстремизма
Меркулов С. В.
Аннотация. Цель исследования - выявить сущностные и содержательные характеристики процесса воспитания готовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, к противодействию идеологии экстремизма, проведя теоретический анализ взаимосвязи между ценностными установками и готовностью военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма. В статье заострено внимание на тех работах, которые показали взаимосвязь ценностных установок и готовности личности к деятельности, описали модели принятия личностью идеологии экстремизма. Научная новизна статьи заключается в уточнении структуры личности военнослужащего с позиций аксиологического и личностно-деятельностного подходов. В результате определены сущностные и содержательные характеристики процесса воспитания готовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, к противодействию идеологии экстремизма.
Value Foundations of Educating Service Members of the National Guard of the Russian Federation to Counter Extremist Ideology
Merkulov S. V.
Abstract. Having conducted a theoretical analysis of relationship between value attitudes and service members' readiness to counter extremist ideology, the author aims to identify intrinsic and substantive features of the process of educating members of the National Guard of the Russian Federation serving under contract to counter extremist ideology. The article focuses on works revealing relationship between value attitudes and service members' readiness to engage in the activity, giving account of the models showing how a person adopts extremist ideology. Scientific novelty of the article lies in clarifying the personality structure of a service member from the standpoint of the axiological and person-activity approach. As a result. the author determines intrinsic and substantive features characterising the process of educating members of the National Guard of the Russian Federation, who perform their service on a voluntary enlistment basis, to counter extremist ideology.
Введение
Актуальность исследования. Сложившаяся военно-политическая обстановка в мире остается нестабильной, создавая благоприятные условия для процветания деятельности различных экстремистских организаций, которые используют сложившуюся ситуацию для достижения собственных интересов. Успешное развитие научно-технического прогресса только способствует такому процветанию. Развитая сеть Интернет на сегодняшний день является мощным информационным средством, не имеющим границ. Более того, именно в виртуальной сети идеологи экстремизма применяют свои манипулятивные действия для вербовки новых сторонников или для изменения сложившихся взглядов, ценностей, ценностных установок людей по всему миру. Подобным образом указанные действия могут оказать влияние и на военнослужащих, ведь последние также пользуются современными информационными ресурсами в личных целях. Вместе с тем имеет место неоднозначное понимание влияния ценностных установок военнослужащих на результат выполняемой ими деятельности. Такая неоднозначность связана с тем, что значимость ценностей всегда являлась вопросом уникальным для различных областей знаний. В социологии, например, был запущен всемирный
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200142
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
исследовательский проект по изучению и воздействию ценностей на социальную и культурную жизнь человека [13; 15]. В психологии ученых интересовало изменение эмоционального состояния людей под влиянием тех или иных ценностей [4; 6; 8]. Большинство педагогов изучало ценности как фактор возникновения у личности ценностных ориентации или установок к дальнейшей деятельности, в том числе и профессиональной [9-11]. Под влиянием современного социума, политического и экономического курса развития страны ценности подвергаются изменениям, в том числе и на военной службе. Кроме того, подходов к пониманию понятия «ценность» также довольно много. Мы же придерживаемся интерпретации ценности М. Рокича, который указывал, что именно ценности служат основой для выбора личностью целей и средств в дальнейшей деятельности.
Социолог П. С. Демин справедливо замечает, что профессионализация армии теряет свою социальную значимость. Если лет 20 назад человек, «находящийся на службе, ориентировался в основном на моральные и военно-корпоративные ценности (долг перед Родиной; армия - школа жизни, мужества, шаг к мужской самостоятельности), то теперь из жизненных ценностей у него на первом месте семья; на втором - долг, честь; на третьем - карьера, профессиональный успех; на последнем - духовное развитие [1, с. 67]. Невольно возникает вопрос: что так влияет на смену ценностей? Мы считаем, что факторов влияния много, но первостепенный, касающийся военной службы, - это риски, связанные с выполнением служебно-боевых задач. На войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) законодатель возложил задачу по участию в борьбе с экстремизмом и терроризмом [5]. Выполнение указанной задачи от остальных отличают сложность и напряженность социально-экономической обстановки в стране и мире. Распространение идеологии экстремизма по всему миру становится ведущей проблемой в обществе, как отмечают в целом многие исследователи. Очень важно в таком ракурсе понимать, что чувствует военнослужащий Росгвардии, какие имеет ценностные установки, если ему ставят задачу по участию в специальной операции по противодействию экстремизму, готов ли он к ее выполнению. Отсюда следует, что имеется необходимость показать взаимосвязь антиэкстремистских ценностных установок и готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма для определения сущностных и содержательных характеристик процесса воспитания военнослужащих.
С целью раскрытия такой взаимосвязи применяются аксиологический и личностно-деятельностный подходы. Аксиологический подход покажет содержательное основание исследования, принципиальную ориентацию по воспитанию готовности к противодействию идеологии экстремизма и выполнит следующие функции: гностическую, связанную с установлением значимых ценностных установок, направленных на антиэкстремистскую деятельность; ориентировочную, связанную с выбором ценностных установок, направленных на антиэкстремистскую деятельность. Личностно-деятельностный подход применяется комплексно, так как включает в себя два компонента: личностный и деятельностный. Личностный компонент обозначенного подхода показывает стороны индивидуального развития личности военнослужащего, опирающиеся на личную мотивацию и внутреннюю готовность к противодействию идеологии экстремизма. Деятельност-ный компонент подхода раскроет значимость ценностных установок для военнослужащего, превращая его в активного субъекта, что становится первостепенно важным при выполнении служебно-боевых задач по противодействию экстремизму.
Учитывая цель исследования, нами определены следующие задачи:
- показать взаимосвязь ценностных установок и готовности военнослужащего к служебно-боевой деятельности;
- раскрыть этапы принятия индивидом идеологии экстремизма;
- обосновать структуру личности военнослужащего;
- выявить сущностные и содержательные характеристики процесса воспитания готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма.
Основными методами исследования являются изучение и анализ трудов философов, психологов, социологов и педагогов, сравнение и обобщение.
Теоретической базой для исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Н. М. Кудро [2], К. К. Платонов [6], Н. С. Розов [7], С. Л. Рубинштейн [8], В. А. Сластенин [11], П. Гилл в соавторстве с Дж. Хоганом, П. Декертом [14], Р. Хьюдсон [16], М. Сейджмен [17] и др.
Практическая значимость статьи заключается в том, что результаты исследования будут использованы при организации воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в воинских частях и подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации.
Основная часть
Теоретический анализ научной литературы и исследований по изучению ценностных установок показывает, что прямая зависимость ценностных установок личности от разделяемых ею ценностей и готовности к деятельности уже доказана. Например, ученые, занимающиеся педагогической аксиологией, В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова считают, что ценностная установка - «это осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями» [11, с. 127].
Философ Н. С. Розов, изучая философские основания ценностей в развивающемся проблемном мире, указывал на то, что они «во многом зависят от общих для группы людей предпосылок, становятся универсальными и постепенно усваиваются» [7, с. 124]. Ученый раскрыл, что такое усвоение осуществляется личностью,
как пример, в военно-профессиональной деятельности. Помимо этого, отдельные исследования доказывают, что в профессиональной сфере ценностные установки влияют на готовность личности к осуществлению деятельности. Известный психолог В. Н. Мясищев занимался исследованием отношений. Именно в его труде указан вывод о том, что «установка отличается готовностью личности к деятельности» [4, с. 114].
Более подробно указать на взаимосвязь ценностной установки и готовности к профессиональной деятельности возможно, рассмотрев работы педагогов И. С. Скляренко и О. С. Скомороховой. И. С. Скляренко указала, что ценностная установка - это «целостное активное положение субъекта деятельности, определяющееся его готовностью к выполнению профессиональной деятельности с ориентированием на значительные характеристики деятельности, которые определяют ее эффективность, нормы и примеры необходимого в поведении профессионала» [9, с. 14]. О. С. Скоморохова же доказала в своем исследовании, что ценностная установка будет детерминировать активность личности в обучении и будущей профессиональной деятельности, это все «подразумевает внутреннее состояние готовности человека к восприятию достижения профессионального успеха как важного и желательного для себя» [10, с. 18]. В таком аспекте понимается, что человек мотивирован на достижение успеха в своей деятельности. То есть ценностная установка должна выражаться как личностно-мотивированное образование. С такой стороны к ценностной установке подошел в своем исследовании С. М. Марченко, анализируя деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Росгвардии, предложил авторское определение ценностной установки - «личностно-мотивированное, смысловое образование, отражающее ценностное отношение к социально-нравственным явлениям общества» [3, с. 13]. Отсюда следует, что именно мотивы военнослужащего отражают его ценностное отношение к происходящим явлениям и влияют на последующую деятельность.
Важно учитывать основу экстремизма, а именно распространение негативной идеологии, которая оказывает давление на мировоззрение личности. С. И. Сулимов в своей работе доказывает, что мировоззрение и идеология различны по многим параметрам, но сходны в том, что это ценностные формы сознания. «Ценностные установки, доминирующие в мировоззрении, с необходимостью доминируют и в идеологии». Помимо этого, исследователем выявлено, что «идеология формируется на основе того или иного мировоззрения, и доминирующие в мировоззрении субъекта идеологии ценностные установки получают для субъекта дополнительное развитие» [12, с. 8]. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что ценностные установки у военнослужащего, определяющие его эмоционально-оценочное отношение к социальным и духовно-нравственным явлениям, оказывают влияние и на то, какой идеологии он придерживается.
У отдельных ученых, особенно на Западе, разработаны установленные модели принятия идеологии экстремизма личностью. Все модели имеют четыре этапа. Марк Сейджмен, к примеру, выделил следующие:
1. Моральное возмущение (например, реакция на уничтожение мирных мусульман в Сирии).
2. Конкретная интерпретация или мировоззрение (например, что эти убийства являются частью глобальной борьбы против ислама).
3. Контекстуализация с личным опытом (например, дискриминация и расизм как доказательство этой борьбы).
4. Мобилизация через телекоммуникационные сети или каналы связи.
Ученый указывает, что представленные фазы не обязательно должны следовать друг за другом в такой последовательности. Этапы модели могут меняться и проявляться в результате личностного запутывания ценностных установок личности при превращении их в деятельность [17]. В таком аспекте можно заметить больше религиозный контекст, поэтому представленную модель применить к каждому индивиду не представляется возможным. У Квентина Викторовича в предложенной им модели имеется компонент социализации, который становится результатом рефлексии индивида через его религиозный поиск и выравнивание фреймов уже принятой идеологии [18].
Более обобщенно, не принимая во внимание религию или политику, описали пути индивида к принятию идеологии экстремизма авторы книги «Мотивы террористов-одиночек». В книге выделены следующие этапы:
1. Широкий процесс социализации и воздействие пропаганды идеологии, создающей принятие насилия.
2. Травматическое событие или переживание индивида, вызывающее желание стать членом экстремистской организации.
3. Развитие действующих связей через друзей или семью.
4. Внутреннее принятие идеологии экстремизма через поляризацию и интернализацию групповых норм [14, р. 425-435].
Тем самым авторы заостряют внимание на том, что эмоциональная составляющая играет важную роль в притягивании экстремистской идеологии, так как после определенного негативного события в жизни человека, которое станет переломным моментом - отчаяние возьмет верх, - индивид начнет поиск единственного верного направления на будущую жизнь. Так человек обостряет в себе чувство несправедливости, появляется злоба и ненависть ко всем. Начинается зарождение личности экстремиста. Об этом более подробно пишет американский ученый Рекс Хадсон, который описывает причинно-следственную связь процесса становления личности экстремиста и социальной среды обитания. Личность экстремиста очень изощренна, ее ценности и жизненные ориентиры узки и направлены на определенную цель, зачастую на восстановление справедливости по отношению к себе или группе. Для того чтобы вступить в такую группу, от новобранца одиночки ожидают определенных действий, особенно с применением насилия. Хадсон указывает, что личности
экстремистов очень разнообразны, как и личности людей определенных профессий [16]. Опираясь на труд Хадсона, выделим идейные установки и качества, присущие личности экстремиста:
- установка на расовое, национальное или религиозное превосходство;
- установка на ослабление или полное искоренение всех нормативных запретов;
- установка на насильственное разрешение конфликтных ситуаций;
- интолерантность, ненависть по отношению к индивидуальности других;
- агрессивность, ригидность и конформность.
Вместе с тем при выполнении служебно-боевых задач личности экстремиста противостоит личность военнослужащего Росгвардии. Необходимо определить, какая структура будет соответствовать личности военнослужащего от принятия им ценностных установок до выполнения служебно-боевой деятельности в целях успешного противодействия личности экстремиста. Опираясь на учение К. К. Платонова [6] о структуре личности, а также исследование личности военнослужащего Н. М. Кудро [2], предлагаем авторскую структуру личности военнослужащего. Она будет включать три звена:
- мотивационно-ценностное звено (направленность личности, ее ценности и ценностные установки) -цель, к которой стремится военнослужащий, осуществляя служебно-боевую деятельность;
- эмоционально-физиологическое звено (характер и темперамент личности) - возможности, появляющиеся у военнослужащего, тенденции к их расширению;
- рефлексивно-деятельностное звено (способности личности) - потенциал, которым военнослужащий обладает при осуществлении служебно-боевой деятельности, самоанализ, самоконтроль, осмысление приобретенного практического опыта деятельности.
Исходя из представленной выше структуры, понятно, что принятие ценностных установок военнослужащим по отношению к целям и задачам своей служебно-боевой деятельности будет преобразовано в цель по успешному ее выполнению, так как он заинтересован в достижении такой цели. Одной из задач является борьба с экстремизмом и терроризмом, соответственно, целью в первую очередь послужит успешное противодействие идеологии экстремизма. Военнослужащий должен быть готов противодействовать идеологии экстремизма. Психолог С. Л. Рубинштейн утверждал, что готовность - это «занятая позиция, характеризующая отношение личности к целям и задачам деятельности, выражающаяся в способности к выборочной мобилизации внутренних сил, направленных на их достижение» [8, с. 321]. Итак, готовность военнослужащего к противодействию идеологии экстремизма рассматривается через призму отношения личности военнослужащего к окружающему его пространству при выполнении поставленных служебно-боевых задач по борьбе с экстремизмом. Необходимые ценностные установки, убеждения и идеалы, способствующие личности военнослужащего быть готовым к противодействию идеологии экстремизма, формируются в результате процесса воспитания.
Заключение
Таким образом, опираясь на проведенное исследование, имеется возможность выделить сущностные и содержательные характеристики процесса воспитания готовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к противодействию идеологии экстремизма:
- процесс воспитания готовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к противодействию идеологии экстремизма осуществляется эффективнее, если военнослужащие выполняют задачи служебно-боевого характера, основанные на мотивах и идеалах борьбы с преступлениями экстремистской направленности;
- процесс воспитания готовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к противодействию идеологии экстремизма связан с переживанием идей и смыслов, ценностного отношения к противодействию идеологии экстремизма, их перерождением и соотнесением со своими мотивами, ценностными установками, убеждениями, поэтому важное значение для повышения результативности процесса имеет развитие рефлексивных способностей военнослужащих;
- процесс воспитания готовности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к противодействию идеологии экстремизма включается в общее развитие личности военнослужащего, соответственно, построение процесса воспитания военнослужащего, готового эффективно противостоять угрозам экстремизма, возможно только на основе психолого-педагогических закономерностей развития личности, нюансов выполнения специальных задач, специфики взаимоотношений в воинском коллективе.
Личность военнослужащего и направленность его деятельности, соответствующая потребностям и интересам, формируются в результате воспитательного процесса. В дальнейшем необходимо учитывать предложенные положения в воспитательной работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Росгвардии. Направлением дальнейших исследований послужат определение закономерностей процесса воспитания готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма, построение модели воспитания готовности военнослужащих к противодействию идеологии экстремизма и выявление педагогических условий по ее реализации.
Список источников
1. Демин П. С. О престиже военного образования // Социологические исследования. 2003. № 12 (236). С. 66-68.
2. Кудро Н. М. Личность военнослужащего в современном обществе: монография. Алматы: Казахстанский университет, 2010. 268 с.
3. Марченко С. М. Модель воспитания готовности к противодействию героизации нацистских преступников и их пособников у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2017. 23 с.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева; РАО; Московский психолого-социальный ин-т. Изд-е 4-е. М.: МОДЭК, 2011. 398 с.
5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения: 26.08.2020).
6. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
7. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. М.: Директ-Медиа, 2013. 360 с.
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
9. Скляренко И. С. Теория и практика формирования профессиональных ценностных установок у студентов высших учебных заведений: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2012. 41 с.
10. Скоморохова О. С. Формирование ценностной установки на достижение профессионального успеха у будущих пилотов гражданской авиации: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ульяновск, 2016. 22 с.
11. Сластёнин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: монография. М.: Наука, 2003. 248 с.
12. Сулимов С. И. Эволюция ценностных установок в мировоззрении русской радикальной интеллигенции: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... к. филос. н. Воронеж, 2011. 24 с.
13. Херпфер Х., Маркович А. А. О международной научно-исследовательской программе «Всемирное изучение ценностей» и всемирной ассоциации по изучению ценностей // Социология. 2013. № 4. С. 33-41.
14. Gill P., Horgan J., Deckert P. Bombing alone: Tracing the motivations and antecedent behaviors of lone-actor terrorists // Journal of Forensic Sciences. 2014. Vol. 59. № 2. P. 425-435.
15. http://www.worldvaluessurvey.org (дата обращения: 01.09.2020).
16. Hudson R. A. Who becomes a terrorist and why? N. Y.: Skyhorse Publishing, 2018. 218 р.
17. Sageman M. Radicalization of global Islamist terrorists [Электронный ресурс]. URL: www.hsgac.senate.gov/ download/062707sageman (дата обращения: 22.08.2020).
18. Wiktorowicz O. AI-Mliajirom and radical Islam [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/document/ 164989932/Ouintan-Wiktorowicz-A-Genealogy-of-Radical-Islam (дата обращения: 22.08.2020).
Информация об авторах | Author information
RU
Меркулов Сергей Владимирович1
1 Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
EN
Merkulov Sergey Vladimirovich1
1 Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 28.08.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.
Ключевые слова (keywords): ценностные основания воспитания; военнослужащие Росгвардии; противодействие идеологии экстремизма; процесс воспитания военнослужащих; ценностные установки; value foundations of education; members of the National Guard of the Russian Federation; countering extremist ideology; process of educating service members; value attitudes.