3. Конькова И.П. Сложносочиненное союзное предложение в современном английском языке. Душанбе, 1969. - 295 с.
4. Хаймович Б.С., Роговская Б.И. Теоретическая грамматика английского языка: Учеб. пособие для вузов. - М., 1967. - 546 с.
5. Ширяев Е.Н. Дифференциация сочинительных и подчинительных союзов на синтаксической основе // Филологические науки. - 1980. - N2.
6. Штелинг Д.А., Бархударов Л.С. Грамматика английского языка. - М., 1973. - 432 с.
Педагогика
УДК:378
кандидат педагогических наук Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации.(г. Санкт-Петербург); майор Гайворонский Андрей Николаевич Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации.(г. Санкт-Петербург)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к совершенствованию военно-профессионального воспитания и основные направления воспитания курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: военно-профессиональное воспитание, методы военно-профессионального воспитания, инновации в педагогике, профессиональные качества, гуманизация воспитания.
Annotation. The article discusses approaches to improving professional military education and the main directions of education of cadets of national guard troops of the Russian Federation.
Keywords: military professional education, methods of military professional education, innovation in pedagogy, professional qualities, humanization of upbringing.
Введение. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года на базе внутренних войск МВД России началось формирование войск национальной гвардии России [11]. Это преобразование положило начало новой структуре государственной власти, предполагающее дальнейшее совершенствование военно-профессионального воспитания будущих офицеров, но вместе с этим были возложены и новые задачи. Наблюдаемые изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни как в нашей стране, так и за ее пределами, поставили перед высшими учебными заведениями Росгвардии проблемы совершенствования военно-профессионального воспитания будущих офицеров.
Присутствие неблагоприятных прецедентов, имевшихся во внутренних войсках МВД РФ, вызвано, в первую очередь, постепенным понижением производительности воспитания в образовательном процессе военных институтов. Это поставило перед воспитательными органами и профессорско-преподавательским составом военных заведений задачи поиска этих технологий воспитания, которые станут отвечать условиям XXI века [5].
Актуальность военно-профессионального воспитания курсантов институтов Росгвардии растет. Новые способы обучения активно внедряются в систему военно-профессионального воспитания. Они призваны увеличить: качество воспитания и изучения преподаваемого материала, эффективность подготовки юных офицеров, их дееспособность в любых условиях обстановки, способность преодолевать трудности, возложенные задачами Президента Российской Федерации и директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Прежде всего, новые методы в военно-профессиональном воспитании курсантов необходимы для качественной адаптации системы воспитания к современным требованиям, предъявляемым к офицерскому составу.
Изложение основного материала статьи. Высшие учебные заведения Росгвардии - более принципиальный структурный элемент системы подготовки офицеров войск национальной гвардии России. Увеличение продуктивности воспитания в институтах Росгвардии является основным условием профессионального и личного роста, подготовленности выпускников как экспертов, компетентных офицеров, которые имеют сформированные мастерски принципиальные личностные качества, которые способны решать возложенные на них функции.
Возрастает необходимость в разработке и внедрении действенных форм военно-профессионального воспитания в практику педагогической теории с учетом различий оперативно-служебных и служебно-боевых задач, осуществляемых частями и отрядами подразделений специального назначения. Анализ развития профессиональных качеств, которые формируются у курсантов в процессе воспитания, позволил выявить проблемные вопросы, которые можно объединить в общие группы. К их числу относятся: во-первых, умелое воспитание курсантов как будущих офицеров Росгвардии рассматривается в рамках совокупных задач без учета специфичности выполняемых задач, критериев ее осуществления и собственностей подчиненного личного состава.
Во-вторых, видно растущее внимание к разработке и внедрению в педагогическую практику индивидуальных программ воспитания будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях выполнения ими задач, связанных с повышенным риском для здоровья и жизни.
В-третьих, трудности, связанные с эффективностью усвояемости материала в течение военно-профессиональной подготовки курсантов, ужесточение роли и действенности педагогических работников в воспитании молодых офицеров во время подготовки их к прохождению службы в различных формированиях, тем более особого предназначения, которые вытекают из социально-политической необходимости становления русского общества и страны на современном рубеже.
Общая суть концептуального подхода в решении трудностей состоит в том, чтобы погружать курсантов в различные виды организованной и целенаправленной учебной работы по овладению военно-профессиональными познаниями, умениями, компетенциями и морально-боевыми качествами, рассматривая их и разговаривая с ним как с равными и уважающими себя личностями, искусно стимулируя активность в определенной работе, давая возможно реализовывать себя как настоящего профессионала военной службы.
Сущность концептуального подхода в решении проблемы состоит в том, что, включая курсантов в разнообразные виды организованной и целенаправленной учебной деятельности по овладению военно-профессиональными знаниями, умениями, компетенциями и морально-боевыми качествами, рассматривая и общаясь с ним как с уникальной и уважающей себя личностью, умело, стимулируя его активность в этой деятельности, можно осуществить эффективное военно-профессиональное воспитание курсантов к деятельности в условиях повышенного риска.
В связи с кардинальным изменением общественно-политических взглядов и пристрастий, как самого общества, так и военнослужащих, новое понимание сущности содержания военно-профессионального воспитания обязано помочь командирам подразделений, преподавателям в работе по формированию личности курсанта как профессионала своего дела. Современные военные педагоги считают, что такой военнослужащий должен быть патриотом России, верно служащим российскому народу, отвечающим за свои дела и поступки. В то же время он должен быть глубоко порядочным, честным, знающим и умеющим, убежденным человеком. Исторический опыт убедительно доказал, что в военном деле только разностороннее развитие позволяет человеку более успешно овладевать военной профессией и эффективнее выполнять воинский долг.
Процесс воспитания в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется как в ходе образовательного процесса, так и непосредственно путем проведения воспитательной работы.
Основной целью воспитания в Росгвардии является формирование не только военно-профессиональной подготовки личности офицера войск национальной гвардии России, но и развитие моральной и психологической устойчивости.
Главная задача воспитания — раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим курсантом из-за ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору [7].
Для улучшения процесса воспитания в институтах войск национальной гвардии Российской Федерации нужно выполнить ряд существенных требований, основ и закономерностей воспитания в целях его воплощения. В ходе анализа научно-педагогической литературы установлено то, что основная часть иностранных и российских деятелей педагогической науки оценивают, в качестве наиболее важного пути улучшения воспитания, гуманистический подход.
Главная мысль предоставленного подхода заключается в том, собственно, что образование рассматривается как процесс, теснейшим образом связанный с работой человека, со знанием личности и учетом его персональных (индивидуальных) качеств, интересов, потребностей и ценностей.
С позиций этого подхода основой воспитания является педагогическое взаимодействие людей как субъектов процесса воспитания [10].
Курсанты войск национальной гвардии Российской Федерации взаимодействуют с другими людьми во всех жизненных сферах: в процессе труда и на отдыхе, в период учебы, службы и досуга, занимаясь общественной деятельностью и проводя время в кругу семьи.
Таким образом, взаимодействие носит как вертикальный (педагог - курсант), так и горизонтальный (курсант - курсант) характер. Следовательно, воспитание, выступая стороной взаимодействий участников образовательного процесса в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации, пронизывает всю учебную, служебную, общественную, спортивную, бытовую и другие виды деятельности и не может быть локализовано лишь только в педагогической сфере.
Воспитание в вузах войск национальной гвардии Российской Федерации достигается посредством решения совокупности ряда задач:
- учебных(формированиенаучно-практических и профессионально - ориентированных знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями),
- воспитательных (формирование всесторонне развитой, творчески активной и самостоятельной личности),
- развивающих (развитие, совершенствование профессиональных навыков).
Рассматривая воспитание курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации как профессионалов, в их дальнейшей профессиональной деятельности необходимо уточнить и некоторые моменты, связанные с управленческо-педагогической деятельностью. Такими определяющими понятиями выступают военно-профессиональное воспитание и обучение курсантов, развитие и психологическая подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности, формирование курсантов как личности и профессионала в своей профессии, педагогический процесс и педагогическая деятельность начальника (командира), преподавателей по формированию и развитию военно-профессиональных качеств курсантов в их деятельности [4].
Данные целевые установки конкретизируются в задачах военно-профессионального воспитания на протяжении всего периода обучения в вузе:
- с офицерами: формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Росгвардии, профессию офицера правопорядка; развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за профессиональное воспитание подчиненных и др.
- с курсантами: формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей; воспитание бережного отношения к сохранности военного имущества; привитие навыков и умений самовоспитания и др. [6].
- совместная работа офицера и подчиненного по овладению системой знаний, навыков и умений и т.д.
Не считая этого, из практики известно и то, что лишь только при интенсивном стремлении обучаемых к
овладению познаниями и умениям приводит к максимально положительному эффекту. То есть важно
выделить учебно-познавательное стремление обучаемых и его стимулировать. Так же, овладение подчиненными учебным материалом выполняется не только во время совместной деятельности обучающего и обучаемого, но и без него. К примеру, при выполнении учебных заданий - автономно. В следствие этого, наиболее применимым было бы считать, собственно то, что саморазвитие курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации есть целеустремленный педагогический процесс организации и стимулирования командирами и педагогами интенсивной учебно-познавательной работы подчиненных в ходе плановых занятий, при выполнении служебно-боевых задач, будничной повседневной работы, с целью овладения ими военно-профессиональных знаний, способностей и умений, развития креативного мышления и морально-боевых качеств, важных для удачного выполнения поставленных задач в период выполнения ими своих профессиональных обязанностей, тем более в условиях риска жизни и здоровья.
Важным условием выступает образование курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации как профессионалов в выбранной ими сфере деятельности. В общей педагогике данное понятие обычно связывается с подготовкой подрастающего поколения к жизни и выступает как санкционированный и целеустремленный педагогический процесс формирования сознания и поведения личности обучаемого. В военной педагогике - представлено как целеустремленный процесс формирования у военных убеждений, свойств личности, важных для повседневной деятельности и службы. Так же необходимо понимать, что в зависимости от целей это понятие может иметь различный смысл. Особенно если учитывать то, что воспитывает и находящаяся вокруг обучаемого среда, бытовые, материальные и духовные условия, сформированные и целенаправленные учебно-воспитательные занятия, события и иные обстоятельства.
Те, кто привлечены к военно-профессиональному воспитанию курсантов на практике понимают, что всевозможные воздействия, организация и целенаправленная воспитательная работа среди преподавателей имеет положительный эффект только тогда, когда лицо привлеченное к обучению проявляет максимальную активность во время учебы.
Кто занимается военно-профессиональным воспитанием курсантов на практике, тот знает, что различные воздействия, организация и целенаправленность деятельности педагога имеют положительный эффект тогда, когда личность обучаемого, воспитуемого является активной в учебно-воспитательном процессе.
Овладевая общими и специальными знаниями, профессиональными умениями и компетенциями, военнослужащие совершенствуются физически и духовно. Курсанты за время обучения в вузе овладевают общечеловеческими ценностями, нравственно-правовыми принципами по своей специальности.
Военно-профессиональное воспитание курсантов Росгвардии строго регламентировано не только общевоинскими Уставами, но и специальными уставами, наставлениями, приказами и распоряжениями начальников вышестоящих штабов. Поэтому их военно-профессиональное воспитание является более практически направленным, требует реальной ответственности при выполнении педагогических функций в решении служебно-боевых задач.
Основными субъектами военно-профессионального воспитания курсантов выступают, прежде всего, личность руководителя и личность подчиненного, их взаимодействие, сотрудничество, общение в различных видах служебной и внеслужебной деятельности в целях взаимообщения, взаимовлияния друг на друга. Мощным фактором выступает гуманистическая направленность их отношений и отношений с другими людьми на основе человеческих ценностей: доброта, честность, порядочность, милосердие, взаимоуважение, терпимость, гуманность и сам человек как мера всех вещей.
Реализация идеи о приоритете личности перед обществом и государством позволит этим ценностям стать подлинными регуляторами жизни общества, служебного коллектива и отношений в нем. Решение этой проблемы в условиях службы, вузов войск национальной гвардии Российской Федерации лежит на путях гуманизации обучения как средства культивирования общечеловеческих ценностей в сочетании с гуманизацией воспитательной работы в служебное и во внеслужебное время, в повседневной жизни. Иначе говоря, служит утверждением личностного и деятельностного подхода в практике организации и осуществления профессионального воспитания военнослужащих и самой службы. Личностный подход предполагает: руководитель как педагог видит в своем подчиненном уникальную личность независимо от каких-либо ее особенностей; он добивается того, чтобы каждый подчиненный видел в самом себе личность и считал, и чувствовал себя таковой. Начальник, командир подразделения делает все для того, чтобы каждый курсант видел личность в каждом из своих сослуживцев и в других окружающих людях; чтобы отношение военнослужащих Росгвардии к отдельному гражданину, к людям вообще, как к великой цели, как к самостоятельной ценности цивилизованного общества, а не как к средству достижения своих корыстных целей; признание за каждым права на непохожесть, на индивидуальность взглядов, увлечений, интересов, веры, черт характера.
Таким образом, основными направлениями военно-профессионального воспитания, понимаемого в онтологическом смысле, должны стать:
- создание в вузе культуросообразной среды (по Н.Е. Щурковой предметно-пространственного, поведенческого, событийного и информационного культурного окружения)[9];
- обеспечение условий для максимального и всестороннего самовыражения курсанта и преподавателя в конструктивной, социально полезной деятельности;
- стимулирование разноуровневого и разноаспектного педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов в различных видах совместной деятельности [8].
При этом важнейшей воспитательной функцией системы военно-профессионального воспитания курсантов Росгвардии является стимулирование самосовершенствования человека, его самосовершенствования для решения задач усложняющейся креативной социальной практики, когда человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной и профессиональной деятельности.
Выводы. Возникновение и развитие военно-профессионального воспитания военнослужащих является результатом осознания потребностей военной практики в нравственном воспитании воинов, ибо никакие материальные блага не могут побудить человека во имя этого жертвовать своей жизнью. Таким нравственным стимулом готовности жертвовать своей жизнью во имя Отечества является чувство профессиональной чести.
Потребность в создании системы подготовки военных кадров в российской регулярной армии является необходимостью, которая способствует выработки юридических и нравственных норм профессионализма военнослужащих.
«Внутренний» профессионализм связывается с осознанием человеком своего личного достоинства, своей ценности и с его устремлениями добиваться признания, высокой оценки своей деятельности обществом, признанием, как профессионала. В этом плане профессионализм обнаруживал себя как качество, присущее офицеру и формирующееся на основе признания его достоинства. Считается, что основу воинского профессионализма должна составлять общечеловеческая честь, присущая каждому человеку, как личности. Однако подчеркивается, что воинская среда вырабатывает свою корпоративную честь и профессиональность, зависящую от специфических этических норм данной общности, которые могут противоречить общечеловеческим нормам. При этом воинский профессионализм рассматривается: во-первых, как одна из целей воспитания; во-вторых, как один из факторов развития офицера, как средство его нравственного воспитания.
Военно-профессиональное воспитание является необходимостью для военного человека, уважающего военные законы и уставы, показывает уровень развития офицера и развития воинского коллектива в целом.
Объективно-субъективное содержание военно-профессионального воспитания позволяет увидеть множество возможностей активной и целенаправленной деятельности по формированию будущих офицеров.
Литература:
1. Бабанский М.Ю. Педагогические процессы. Избранные педагогические труды. Москва. 1992.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Москва. 2000.
3. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. Санкт-Петербург. 2008.
4. Колпаков В.Ю., Суворов В.А., Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России: монография / Под редакцией В.Ю. Новожилова. - М.: Издательство «На боевом посту», 2012. - 648 с.
5. Лайшев Р. А., Легаев А. П. Развитие и становление принципов воспитания при подготовке молодежи к военно-профессиональной деятельности по защите отечества: историко-педагогический очерк. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России, 2012. - 32 с.
6. Легаев А.П. Личный пример офицеров как фактор воспитания офицерской чести у курсантов вузов внутренних войск МВД России. - Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г.: в 11 частях. Часть 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. с 103 - 104.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Москва, 2003, с. 137—144.
8. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. - М.: Академия, 2002.
9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
10. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1886. - С. 27.
11. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 июня 2016 г., одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 г. - № 226 - ФЗ] Кремль. - М., 2016. - 87 с.
Педагогика
УДК: 376.4
кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);
студентка факультета психологии и педагогики Рябчун Наталья Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛЭПБУКА В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья по своей проблематике относится к научно-прикладным исследованиям и актуализирует вопросы нарушений письма у умственно отсталых младших школьников и их коррекции с использованием многофункционального лэпбука. Предложенные в данной работе новые технологические решения и средства коррекции дисграфии, позволяют рассматривать их как методический ресурс оптимизации работы логопеда и учителя начальный классов.
Ключевые слова: лэпбук, умственно отсталые школьники, учитель начальных классов, логопед, дисграфия.
Annotation. The article deals with the problems in scientific and applied researches and actualizes the questions of letter violations in mentally retarded younger schoolchildren and their correction with the use of multifunctional laptop. Proposed in this work, new technological solutions and means of correction of dysgraphia, allow to consider them as a methodical resource optimization of the work of the speech therapist and primary school teacher.
Keywords: lapbook, mentally retarded pupils, primary school teacher, speech therapist, developmental dysgraphia.
Введение. В связи с внедрением ФГОС школьного образования актуализируется поиск новых подходов, идей, способов обучения, которые соответствуют современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию младших школьников. Исследования нарушений письма у младших школьников, в том числе и умственно отсталых обучающихся, представляет безусловную значимость в связи с трудностями дифференциальной диагностики, многообразием причинного комплекса, неоднозначностью методов и средств коррекции [3]. При этом следует принять во внимание, что нарушения письма у умственно отсталых